Научная статья на тему 'Творчество А. Грина в контексте приключенческой прозы'

Творчество А. Грина в контексте приключенческой прозы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3770
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛЮЧЕНИЕ / ПРОЗА / PROSE / ПОВЕСТЬ / STORY / РОМАН / NOVEL / СКАЗКА / FAIRY-TALE / МИФ / MYTH / AN ADVENTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Булычева В. П.

В контексте приключенческой прозы творчество Александра Грина занимает особое место, так как «Алые паруса» и «Бегущая по волнам» воплотили желание писателя украсить приземленную действительность, в которой он ощущал себя неуютно, а также его желание возродить в обществе веру в чудо и стремление к высоким чувствам, потому что способность понимать и воспринимать прекрасное, способность сострадать делают человека человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BOOKS BY A. GRIN IN THE CONTEXT OF ADVENTURE PROSE

Adventure prose by A. Grin has a special place, as «Alye parusa» and «Running along the waves» showed his desire to decorate poor reality, in which he felt uncomfortable, to revive in the society the thief in miracle and the tendency to high spirits, because the ability to understand and to perceive nice things, to suffer, make a person an individuality.

Текст научной работы на тему «Творчество А. Грина в контексте приключенческой прозы»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82

В.П. Булычева

преподаватель, кафедра английского языка для экономических специальностей, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный

университет»

ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГРИНА В КОНТЕКСТЕ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

Аннотация. В контексте приключенческой прозы творчество Александра Грина занимает особое место,

так как «Алые паруса» и «Бегущая по волнам» воплотили желание писателя украсить приземленную действительность, в которой он ощущал себя неуютно, а также его желание возродить в обществе веру в чудо и стремление к высоким чувствам, потому что способность понимать и воспринимать прекрасное, способность сострадать делают человека человеком.

Ключевые слова: приключение, проза, повесть, роман, сказка, миф.

V.P. Bulycheva, Astrakhan State University

THE BOOKS BY A. GRIN IN THE CONTEXT OF ADVENTURE PROSE

Abstract. Adventure prose by A. Grin has a special place, as «Alye parusa» and «Running along the waves» showed his desire to decorate poor reality, in which he felt uncomfortable, to revive in the society the thief in miracle and the tendency to high spirits, because the ability to understand and to perceive nice things, to suffer, make a person an individuality.

Keywords: an adventure, prose, a story, a novel, a fairy-tale, a myth.

Приключенческая литература - понятие, закрепившееся в общеевропейской литературе, содержащее тематику «terra incognita» - земля неизведанная, динамику сюжета и остроту действия. Предпосылки развития приключенческой литературы - освоение новых земель, колонизация, сочетание в сознании мифологических элементов с новой реальностью. Приключенческая литература включает в себя топосы - места и мотивы, характерные для других жанров, например, греческого эпоса, рыцарского и готического романов [1, c. 806]. Типичным для приключенческой литературы является наличие особого времени и пространства, путешествий, противостояния благородного героя и злодея, любовной линии между героем и героиней, противопоставление азиатской и европейской культур. В приключенческой литературе события обычно служат фоном для раскрытия качеств героя, его характера, силы воли. Преодоление -главное качество героя приключенческой прозы. Таким образом, приключенческая литература представляет собой своеобразный синтез жанров.

В полной мере приключенческий элемент сохраняет силу и актуальность в такой сфере литературы, как маринистика. Маринистика изображает море, восхищение её стихией, борьбу с ней. Мотив и образ моря широко распространены в литературе и живописи. Достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Старик и море» Хемингуэя, многие другие произведения. К известным художникам-маринистам относится И. Айвазовский. Маринистом русской приключенческой литературы можно справедливо назвать Александра Грина, воспевавшего море в словах и образах. Наиболее известные произведения, подтверждающие это - «Алые паруса» и «Бегущая по волнам».

«Алые паруса» - повесть-феерия, создававшаяся с 1916 по 1922 годы. Имя главной её героини Ассоль, а словосочетание «алые паруса» давно стали устойчивым символом чуда и счастливой сказки. Долгое время повесть «Алые паруса» воспринималась и трактовалась именно как сказка. Уже в первой части повести говорится о том, что Лонгрен, разговаривая с

дочерью, соединяет в своей речи суеверия с реальностью, а реальность - со своей фантазией. Можно сказать, что это - основная особенность творчества самого А. Грина.

С помощью таланта, знаний и воображения писатель создает совершенно особенный романтический мир. Вместе с тем, в этом мире существуют абсолютно реальные проблемы. Население Каперны отворачивается от Лонгрена не столько из-за случая с Меннерсом, а потому лишь, что моряк молчит, то есть реагирует не так, как все. Поэтому автоматически «другой», выброшенной из жизни становится и Ассоль. У нее ничего нет, только отцовские истории. Старый Эгль, которого встречает девочка, отмечает, что в Каперне нет сказок и песен, а те, которые есть, - грубы и примитивны. Одну из возвышенных сказок Эгль предсказывает Ассоль, потому что видит, что ее душа умеет воспринимать прекрасное. Узнавшие об «алых парусах» горожане смеются над Ассоль, но она верит в чудо. Вера - вот ее единственное сокровище.

Грей, появляющийся во второй части повести, тоже «другой», он чужой в своем окружении, потому что он - живой человек. И у него есть сокровища - мечты и стремление к неизведанному. Кроме того, он сострадателен и добр - отдает бесприданнице Бетси все деньги из копилки, он плещет себе на кожу горячим супом, чтобы почувствовать боль обжегшейся служанки. Грей с Ассоль - это две родственные души, которых объединяет влечение к прекрасному, но если Ассоль в него просто верит, то А. Грей создает прекрасное своими руками. Так объединенные им мечта и деятельность воплощаются в чудо, и эфемерное становится настоящим. В то же время финал повести говорит нам всё же о призрачности счастья, каким бы манящим оно ни было.

«Алые паруса» как приключенческое произведение - явление такое же необычное, как всё творческое наследие А. Грина. «Алые паруса» - повесть-феерия, поэтому в ней нет той динамики, быстрой смены событий, которая присуща приключенческому жанру. Произведение отличается тонким психологизмом и остротой конфликта между обыденным и возвышенным. Построение «Алых парусов» напоминает смену декораций на сцене, что соответствует жанру повести-феерия: произведение, которое включает в себя мифологические, сказочные элементы, показанные, тем не менее, сквозь призму реальности. Также в повести есть особое место - Каперна, есть путешествие, благородный герой - Грей и злодей - Меннерс. Произведение богато символикой - образы корабля, моря, алых парусов. Таким образом, повесть «Алые паруса» А. Грина может быть отнесена к лучшим образцам художественной приключенческой прозы.

«Бегущая по волнам» - еще одно его произведение, посвященное морю и волшебству. Главный герой этого романа, Гарвей, вначале видит удивительную незнакомку, которой, как ему кажется, подвластно всё вокруг: и люди, и вещи. Имя девушки необычно, как и она сама -Биче Сениэль. В ней есть что-то неземное, воздушное, как и в Ассоль. Позднее, во время игры в карты, Гарвей слышит голос, сказавший: «Бегущая по волнам». И здесь центральным образом повествования становится корабль, носящий такое название, какое услышал герой.

В отличие от «Алых парусов», события в этом произведении развиваются стремительно: Томас Гарвей путешествует на корабле и видит в каюте портрет дочери бывшего владельца судна - Нэда Сениэля. Как благородный герой, он вступает в конфликт с нынешним хозяином корабля - капитаном Гёзом. Взбешенный Гёз отправляет Гарвея в открытое море. Спасенная Гарвеем женщина оказывается с ним в одной лодке. Ее имя - Фрэзи Грант, она - та, кто «бежит» по волнам.

Несмотря на насыщенность событиями, что характерно для приключенческого жанра, «Бегущая по волнам» подается как поток сознания: не случайно автор упоминает сны, иллюзии, состояния между сном и явью. Психологизм «Бегущей по волнам» сближает ее с «Алыми парусами». Вместе с тем, в «Алых парусах» один женский персонаж, Ассоль, а в «Бегущей по волнам» - три героини, три ипостаси женского начала - Биче Сениэль, мифическая Фрези Грант и Дэзи. В «Алых парусах» судно «Секрет» приносит исключительное счастье, а во втором произ-

ведении, несмотря на его романтический декор, корабль перевозит опий, а происходящее на нем не напоминает о чуде. Чудом здесь можно считать только встречу Томаса и Фрези (она является попавшим в беду и спасает их). Поговорив с ней, Гарвей понимает, что ее голос - тот самый, который он слышал.

Когда Фрези убегает по волнам, Гарвей попадает в городок Гель-Гью и видит там памятник, установленный Фрези. В свете следующих событий Биче Сениэль продает корабль с аукциона. Когда Гарвей рассказывает ей о Фрези Грант, Биче не вполне верит ему, и пара расстается. Так происходит потому, что Биче являет собой некое приземленное начало. Чем-то ее образ напоминает город Каперну, в котором нет веры сказкам и песням. Гарвей же - это возвышенный герой, поэтому он продолжает свое путешествие и поиск.

Если говорить о героях этих двух произведений, между Томасом Гарвееем и Греем есть сходство, как и между Ассоль и Фрези Грант. Ассоль и Фрези - в своем роде исключительные, идеальные героини, что характерно для приключенческого жанра. Также Гарвей и Грей - романтические герои: своим мышлением и поступками они противостоят обществу. Таким образом, им необходима собственная реальность. Примечательно, что в «Алых парусах» основной мотив - море, а в «Бегущей по волнам» - это мотив карнавала и маски. И если в «Алых парусах» главное - ожидание чуда, то в «Бегущей по волнам» это - узнавание чуда.

А. Грин остается верным себе: хотя «Алые паруса» - это повесть-феерия, тем не менее, реальность в ней более четкая и яркая, чем в «Бегущей по волнам». Театральность же, присущая феерии, органично соединяется с событиями, которые предстают перед нами в «Бегущей по волнам». Если в «Алых парусах» символ недостижимого счастья - это паруса, то в «Бегущей по волнам» - сама бегущая по волнам. Здесь с первого раза невозможно понять, кто или что перед тобой, так как зыбкость происходящего - главная особенность этого произведения.

Приключенческая русская проза приобрела статус беллетристической - такой, что представляет собой адаптированные знания. К подобной прозе можно отнести «Дерсу Узала» В. Арсеньева, «Плутоний» и «Земля Санникова», написанные Владимиром Афанасьевичем Обручевым. Такое положение дел в приключенческой литературе отчасти обусловлено тем, что в советскую эпоху многие произведения публиковались без особого масштаба, чаще всего входя в самостоятельные книжные серии: «Библиотека приключений и научной фантастики», «Военные приключения», «На суше и на море», «Подвиг», «Стрела» и тому подобное. В девяностых годах в жанре приключенческой прозы в классическом её понимании работали такие авторы, как Г. Прашкевич, А. Ветер, Н. Соротокина, Л. Шкатула.

Такие произведения, как «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Кортик», «Бронзовая птица», «Два капитана» и «Лезвие бритвы», занимают достойное место в истории русской литературы. Однако творчество Александра Грина среди них - особенное. Особенное оно потому, что традиционной динамике сюжета автор предпочитает тонкий психологизм, событиям - детали и символы, а общепринятому счастливому финалу - его призрачность.

Алые паруса А. Грина - это паруса в тумане, возможно, в тумане неприемлемой для писателя огрубевшей действительности. В то же время, А. Грин не бездействует, он стремится что-то менять, подсказывая нам, что путь к счастью в том, чтобы верить и творить мечту своими руками. Можно заметить, что многие приключенческие произведения, в частности старинные, достаточно нравоучительны и наивны. Грин же, выбирая форму сказки для выражения своих мыслей, предоставляет читателю самостоятельно делать выбор, ничего нам не навязывая.

Колыбельная сопровождает человека первые дни его жизни, а сказка - на протяжении всей жизни. Сказки охраняют детский сон и становятся первым средством познания мира. Вместе с тем, сказка остается интересной, нужной и во взрослом возрасте. Что же такое сказка и в чем секрет ее очарования? В литературоведении сказка - это вид устных повествований, содержащий фантастический вымысел, который формировался во взаимосвязи с мифологией как

фольклорная проза. «Алые паруса» относятся к авантюрно-приключенческой прозе и, в то же время, их сказочность - несомненна. У многих читателей это произведение вызывает ассоциацию с историей о Золушке, либо с другой похожей сказкой. В повести этой есть предсказание Эгля, что также типично для жанра сказки. Много внимания в сказках уделяется деталям и символам, это же свойственно и «Алым парусам».

Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных, где характеры зверей и птиц отражают социальные отношения и конфликты. Волшебные сказки воплощают стремление людей к лучшему, рассказывая о магических предметах и явлениях, а бытовые сказки раскрывают социальные человеческие отношения. «Алые паруса» интересны нам тем, что являются одновременно бытовым и социальным, достаточно реалистичным и, в то же время, романтичным и волшебным произведением. Писатель А. Грин - замечательный мифотворец и, одновременно, миротворец, потому что его литературные творения рождают мир в сердце. Стоит отметить, что признаки, которые характеризуют ту или иную сказку, являются гибкими и взаимопроникающими. Так, «Маленький принц» Экзюпери - тоже сказка, которая побуждает нас задумываться снова и снова, независимо от возраста.

Мифы, предания, легенды, сказки с древнейших времен стали средоточием опыта, накопленного людьми, передаваемого из уст в уста, отражением представлений о возникновении Вселенной, нравственных ценностях и жизни в целом. Миф (от греческого mythos - «слово, речь») - есть вид устного творчества [2]. В мифах воссоздается извечное желание человечества понять значение происходящих событий и объяснить их. Обязательный персонаж мифа -божество или ряд божеств, влияющих на судьбы героев. В то же время, через универсальную образную форму, миф выявляет особенности отношений между людьми и определенные законы бытия. В сказке же такого прямо выраженного влияния нет, зато герои испытывают воздействие потусторонних сил.

«Бегущая по волнам» Грина гораздо более нереальна, чем его «Алые паруса», потому что происходящее в них хотя и можно проанализировать с рациональной точки зрения, но мифическую Фрези Грант, бегущую по волнам, никак не объяснишь. Это произведение написано в жанре фэнтези, столь популярном в наше время, и может быть отнесено также к жанру «приключенческая фантастика». В теории литературы фантастика определяется как то, чего в действительности не существует, но что опирается во многом на впечатления реальности. Вообще о творчестве А. Грина в целом сложно говорить однозначно. Нам нельзя сказать, что в современной ему действительности Грин был счастлив, но и неправильно было бы утверждать, что он от неё куда-то бежал.

В чем-то Александр Грин был похож на знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена: оба они хорошо понимали человеческую природу и оба были убеждены, что без чуда нет жизни. Примечательно, что и Андерсен, и Грин часто делали героями своих произведений людей небогатых и угнетаемых обществом. И, в то же самое время, они наделяли их внутренним светом и силой. И если Ассоль в «Алых парусах» - это лишь зарождающийся лучик чуда, то Фрези Грант - это уже неизменное его сияние. Ведь что такое «Бегущая по волнам»? Это - и корабль с несчастливой историей, и слова, которые дано услышать лишь Томасу Гарвею, избранному неведомой силой, это и спасительница Фрези. Здесь, вероятно, писатель спрятал еще одно неожиданное открытие для читателя: Христос-Спаситель тоже ведь ходил по воде и, таким образом, в незатейливой, на первый взгляд, истории, напоминающей сон, нам могут открыться новые, еще неизведанные стороны.

А. Грин верил, что у каждого человека живет в душе стремление к чуду - чуду осязаемому, реальному. «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», - писал А.С. Пушкин. Сказки есть волшебные истории с преображением героев, природы и самой действительности, которая образно охватывает период от сотворения мира до современных автору явле-

ний. Сказки актуальны и в наше время, потому что наша действительность постоянно меняется, а изначальные человеческие ценности: любовь, красота, дружба - остаются прежними.

В заключение хочется сказать, что значение сказаний и сказок для человечества неоспоримо. Являясь колыбелью мировой литературы, они содержат в себе национальную специфику, характеры, быт, а значит выступают отражением национальной культуры в целом. Основное их значение заключено в заложенном авторами стремлении совершенствования мира и человека.

С давних пор люди мечтали управлять силами природы и хотели понять, что происходит в окружающем мире. Они мечтали о плодотворном труде, о счастье и справедливости. Мечты людей разных стран и народов, по сути, были сходными, только выражались они в индивидуальных формах. Из ожиданий и надежд человечества, из веры его в чудеса и возник волшебный сказочный мир. В сказке отражено стремление людей к творчеству, к реализации своих фантазий. Случается и так, что фантазия становится частью действительности. Например, летающая машина - самолет - названа так по сказке, где, как известно, был ковёр-самолет. А знаменитое яблочко на тарелочке - чем не современный Интернет? Сказки не стареют, являясь уникальной и полезной частью нашей действительности.

Приключенческие по сюжету произведения А. Грина красочны и волшебны, они посвящены мечте и ее достижению в жизни. В этом контексте А. Грин верен лучшим канонам литературного творчества. Его книги поучительны и ненавязчивы, трогательны и выразительны, они наполнены фантазией и тем, что ежедневно встречается в жизни. Рассказы А. Грина «Позорный столб» и «Сто верст по реке» заканчиваются традиционной сказочной формулой: «Они жили долго и умерли в один день». Главное же в том, что жили духовной и яркой жизнью. В мастерском объединении фантазии с реальностью, обыденного - с волшебством и заключается неповторимое очарование прозы А. Грина. Он - великий мечтатель своего века и нестареющий волшебник века нашего, поэтому его творчество останется востребованным и актуальным до тех пор, пока существует человек и его вечное стремление мечтать и воплощать свои грезы.

Список литературы:

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.

2. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru (дата обращения 30.03.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.