философские смыслы физической (телесной) культуры
УДК/UDC 130.2 (045)
Поступила в редакцию 01.05.2021 г.
I
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат философских наук, доцент Э.Р. Рогозина1 Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Баталова1 Кандидат исторических наук, доцент Е.М. Берестова1 Доктор исторических наук, профессор Г.В. Мерзлякова1
Удмуртский государственный университет, Ижевск
PHILOSOPHICAL MEANINGS OF PHYSICAL (BODY) CULTURE
PhD, Associate Professor E.R. Rogozina1 PhD, Associate Professor L.V. Batalova1 PhD, Associate Professor E.M. Berestova1 Dr. Sc. Hist., Professor G.V. Merzlyakova1
1Udmurt State University, Izhevsk
Аннотация
Цель исследования - рассмотреть историю становления философии телесной культуры через аксиологию.
Методика и организация исследования. Основными методами исследования являются философско-мировоззренческий и социокультурный анализ понятия телесности, физической (телесной) культуры и физического воспитания в эпоху античности, средние века и эпоху Нового времени. Результаты исследования и выводы. Философско-мировоззренческий и социокультурный анализ телесности и физической (телесной) культуры показывает изменение отношения к телу и вопросам физического воспитания человека в различные исторические эпохи.
Необходимость философского осмысления телесной культуры в настоящее время представляется актуальной во многом потому, что традиционные средства массовой информации, новые медиа и блогосфера в последние годы активно формируют культ тела. Речь здесь идет не только о занятиях спортом или правильном питании как таковом. Речь о медийном или виртуальном теле. Если в процессе «создания» красивого инстаграмного тела (причем реального) участвуют представители бьюти-индустрии, предлагающие целый спектр услуг по «упаковыванию» тела, то для презентации виртуального тела достаточно программных фильтров, которые скроют все недостатки и покажут тело с лучшей стороны. Человек в таком пространстве теряет свою субъективность, превращаясь в идеальный, с точки зрения телесных опций (губы, глаза, нос и другие части тела), носитель, а человеческое тело, таким образом, становится объектом инвестиций и превращается в красивую обертку, лишенную индивидуальности.
Ключевые слова: физическая культура, телесная культура, философия физической культуры, философия двигательной активности, культ тела.
Abstract
Objective of the study was to analyze the body culture philosophy progress history in the axiological context.
Methods and structure of the study. We used the following key research methods: philosophical, ideological and socio-cultural analyses of the corporeality concept, physical/ body culture and physical culture since antiquity through the middle ages to nowadays.
Results and conclusion. Our philosophical, ideological and socio-cultural
analyses of corporeality and body / physical culture give a historic overview of
the concepts of physical education in their evolution.
Ancient philosophers were among the first to analyze human body culture, with
the most focused and comprehensive analyses found in the heritage of Plato and
Aristotle.
There is a growing need for further development of philosophical conceptions of body culture in view of the traditional and new mass media and blogosphere being increasingly engaged in the body beauty cult for the last decade. The popular interests are not limited by the diets and sporting lifestyles as such; but rather focused on a virtual body shaping up by the mass media toolkit. The efforts to "create" a beautiful (and real) body to present it on Instagram are contributed by the beauty industry experts that offer a range of services to shape up any body; whilst virtual bodies with their presentations are unlimited in fact, with the modern software filters available to make up every drawback and underline every benefit. A real human being in this virtual environment often loses its identity to evolve into a sort of 'ideal carrier' of a set of optional bodily parts including lips, eyes, nose, etc.; with the human body viewed as a kind of investment asset or frame lacking any individuality.
Keywords: physical culture, body culture, physical culture philosophy, motor activity philosophy, body beauty cult.
Введение. Философия физической культуры достаточно молодое направление исследования. Традиционно изучением телесной культуры занимались «ученые-естественники» - биологи, медики, физиологи, психологи, позднее к ним присоединились и гуманитарии - культурологи, социологи, педагоги. Несмотря на то, что интерес у философов к физической (телесной) культуре существовал всегда, еще начиная со времен античности, объектом, собственно, философского исследования данное явление стало относительно недавно -во второй половине прошлого века. В настоящее время под термином «физическая культура» в рамках философского знания принято называть телесную (соматическую, физи-
ческую) культуру и физкультурную (личностно-ориентиро-ванную) активность [8]. Оба этих определения и составляют предметное поле философии телесной культуры.
Цель исследования - рассмотреть историю становления философии телесной культуры через аксиологию.
Методика и организация исследования. Основными методами исследования являются философско-мировоз-зренческий и социокультурный анализ понятия телесности, физической (телесной) культуры и физического воспитания в эпоху античности, средние века и эпоху Нового времени.
Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «физическая (телесная) культура» многогранно. Существу-
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
ет несколько дефиниций данного словосочетания. Например, телесную культуру определяют как часть общей культуры общества, одну из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Данное истолкование отличается своей академичностью и зафиксировано в справочной литературе [7]. Физическая культура рассматривается также как система ценностей, связанных с разнообразными видами физической активности. Некоторые авторы под физической культурой понимают комплекс различных видов человеческой моторики, или набор упражнений, необходимых для модификации телесной природы человека. Еще одна группа определений физической культуры тесно связана с рассмотрением ее через спортивную деятельность.
Проанализировав существующие дефиниции, становится очевидным, что чаще всего исследователи рассматривают физическую культуру через физическую активность, в то же время отводя ей и другие социокультурные функции. В этой связи возникает необходимость обращения к телесной культуре в контексте общей культуры человека.
Античные мыслители одними из первых обратили свое внимание на тело человека. Наиболее ярко и полно вопросы физического воспитания изложены в трудах Платона и Аристотеля. Например, известный древнегреческий философ Платон пишет, что для здоровья, красоты и правильных пропорций тела требуется не только образование в области искусства и знание наук, но и необходимость всю жизнь заниматься физическими упражнениями и гимнастикой [5].
Так называемый культ тела начинает формироваться в Древней Греции еще до нашей эры. Большое внимание в Древней Греции уделялось физическому воспитанию человека, потому что у греков было очень популярно спартанское воспитание, которое, в свою очередь, было узко военно-направленно. Греки различали два варианта применения физических упражнений: гимнастику, то есть общее физическое воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях. Гимнастика, в свою очередь, состояла из разнообразных упражнений, формирующих общую физическую подготовку - палестрика, танцевальных движений для развития грации, пластики, формирования правильной осанки, красивых форм тела - орхестрика и подвижных игр [4].
Платон был сторонником спартанской системы воспитания, но со значительным уклоном ее в рамках умственного образования. Большое внимание он уделял воспитанию дошкольников. Причем воспитание это происходило в игровой форме. Игры строились таким образом, чтобы дети с малолетства привыкали к непростому образу жизни взрослых. Детям даже разрешалось участвовать в военных действиях, но как зрителям, на безопасном для них расстоянии. Платон высказывался о выстраивании последовательной государственной системы воспитания и полагал, что умственное и физическое воспитание даст положительный эффект только тогда, когда «молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера» [5]. В этом смысле можно говорить о зарождении педагогической мысли в области физического воспитания.
Другой античный мыслитель - Аристотель тоже отводит физическому воспитанию колоссальную роль, отмечая, что забота о теле, безусловно, должна предшествовать заботе о душе. При этом Аристотель резко высказывался против спартанской системы физического воспитания, указывая, что телесное напряжение препятствует развитию интеллекта. В воспитании, по мнению Аристотеля, первостепенную роль должно играть прекрасное, а не животное. Именно по-
этому Аристотель, говоря о телесном воспитании, отдает предпочтение легким гимнастическим упражнениям [2].
Эпоха признания красивого атлетического тела и восхваления телесности сменяется новой вехой в истории, в которой доминирует враждебное отношение к телу. Средневековый христианский аскетизм, проповедующий подавление естественных желаний и влечений, и противопоставляющий греховное, телесное, земное миру божественной благодати - подменяется другими христианскими практиками. Папа Григорий Великий называет тело «отвратительным вместилищем души», а идеалом человека становится монах, умерщвляющий свою плоть. Данная эпоха демонстрирует жесткое разграничение духовного, благородного, приближенного к Абсолюту «верха» и телесного, плотского, безбожного «низа» [3]. Утверждается, что человеческое тело греховно, а потому его нужно умерщвлять. Появляются различные практики самобичевания и наказания плоти. Например, в XIII в. возникает флагеллантство или движение бичующихся.
Стоит отметить, что в средневековой философии актуализируется проблема единства души и тела. Ф. Аквинский показывает, что человек - это существо душевно-телесное, а субстанциональную целостность человеку придает как раз неразрывная связь души (форма) и тела (материя) [1].
Оригинальной и революционной для своего времени стала концепция естественного физического воспитания человека, предложенная французским мыслителем Ж.-Ж. Руссо. Свои взгляды на физическую культуру и воспитание он изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании» [6]. Основными источниками воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, являются три ключевых фактора - природа (развитие человеческих способностей, данных природой), люди (перенимание чужого опыта, приучение к обществу), вещи (выработка собственной модели поведения относительно того, с чем человек сталкивается).
Ж.-Ж. Руссо полагал, что управлять поведением ребенка нужно ненавязчиво, без принуждения, чтобы ребенок сам приходил к правильному решению. В своей теории французский философ предлагает возрастную градацию воспитания. В частности, автор выделяет четыре периода в развитии -от рождения и до появления речи (примерно до двух лет) -акцент на физическое воспитание, с двух до 12 лет - чувственное воспитание, с 12 до 15 лет - умственное воспитание и с 15 до 18 лет - нравственное. Но процесс становления юноши - гражданина, готового к выполнению общественных обязанностей, по мнению Ж.-Ж. Руссо, завершается только к 25 годам.
Очень важен с точки зрения телесной культуры, по мнению Руссо, первый и второй периоды. Для того, чтобы у ребенка было крепкое здоровье, его с самого рождения необходимо укреплять - не надо туго пеленать ребенка, не надо защищать его от сквозняков и холодов, лучше всего закаливать. С двух до 12 лет ребенку необходимо как можно больше времени проводить на природе. Он должен самостоятельно познать и прочувствовать окружающий мир - прыгать через костер, лазать по деревьям, бегать, играть в подвижные игры, трогать различные фактуры и поверхности. Постоянные физические упражнения, по мнению Руссо, благоприятно влияют на телесное развитие ребенка. Кроме того, одно из важнейших средств развития умственных сил ребенка, по мнению Руссо, - труд. Ребенок не только должен научиться пользоваться всеми необходимыми в быту инструментами, но и должен освоить какое-либо ремесло. Это поможет ему в будущем прокормить себя и свою семью. При этом любую трудовую деятельность необходимо сочетать с умственными упражнениями. Причем так, чтобы одно было непре-
http://www.teoriya.ru
№!!• 2021 Ноябрь | November
менно отдыхом от другого. О нравственном воспитании уже не ребенка, а юноши необходимо позаботиться с 15 до18 лет, когда начинается период «бурь и страстей». Именно в пору возмужалости нужно «учить жить «по-человечески» [6].
Выводы. Философско-мировоззренческий и социокультурный анализ телесности и физической (телесной) культуры показывает изменение отношения к телу и вопросам физического воспитания человека в различные исторические эпохи. Древние греки проникались идеей физического совершенства тела настолько, что вопросам физического воспитания отводили первостепенную роль. Именно в Древней Греции формируется культ красоты тела. В физическом воспитании, по мнению греческих философов, должна быть мера, только так можно сохранить и приумножить здоровье.
На смену возвышения телесности и почитания красивого тела приходит эпоха средневековья с крайне негативным отношением к телу и телесности человека. Золотой серединой в этом смысле можно назвать концепцию естественного физического воспитания, предложенную французским мыслителем Ж.-Ж. Руссо, который предлагает органично и последовательно заниматься физическим воспитанием юноши - начиная с регулярных физических упражнений в детстве, постепенно добавляя к ним трудовую (ремесленную) деятельность и умственные упражнения (в подростковом возрасте) и заканчивая нравственным воспитанием. Работа Ж.-Ж. Руссо оказала очень сильное влияние на развитие мировой педагогической мысли. В частности, некоторые положения Ж.-Ж. Руссо легли в основу методики воспитания М. Монтессори и советской педагогики.
Необходимость философского осмысления телесной культуры в настоящее время представляется актуальной во многом потому, что традиционные средства массовой информации, новые медиа и блогосфера в последние годы активно формируют культ тела. Речь здесь идет не только о занятиях спортом или правильном питании как таковом. Речь о медийном или виртуальном теле. Если в процессе «создания» красивого инстаграмного тела (причем реального) участвуют представители бьюти-индустрии, предлагающие целый спектр услуг по «упаковыванию» тела, то для презентации виртуального тела достаточно программных фильтров,
которые скроют все недостатки и покажут тело с лучшей стороны. Человек в таком пространстве теряет свою субъективность, превращаясь в идеальный, с точки зрения телесных опций (губы, глаза, нос и другие части тела), носитель, а человеческое тело, таким образом, становится объектом инвестиций и превращается в красивую обертку, лишенную индивидуальности.
Литература
1. Аквинский Ф. Учение о душе / Ф. Аквинский. - М.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.
2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / под ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - 550 с.
3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.
4. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / В. Йегер / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Ши-чалина, 1997. - Т. 2. - 336 с.
5. Платон. Государство / Платон. - М.: АСТ, 2016. - 448 с.
6. Руссо Ж.-Ж. Избранное: в 3-х томах. М.: Книжный Клуб Книговек. - 2018. - Т. 2. Эмиль, или О воспитании. - 736 с.
7. Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под редакцией А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 702 с.
8. Столяров В. Философия спорта и телесности человека: монография / В. Столяров. - В 2-х кн. - Кн. 1. - М.: Изд-во «Университетская книга», 2011. - 766 с.
References
1. Akvinskiy F. Uchenie o dushe [Teaching about the soul]. Moscow: Azbuka-klassika publ., 2004. 480 p.
2. Asmus V.F. [ed.] Aristotel [Aristotle]. Works: in 4 volumes. Moscow: Mysl publ., 1976. V. 1. 550 p.
3. Bakhtin M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura Srednevekovya i Renessansa [Creativity of Francois Rabelais and folk culture of Middle Ages and Renaissance]. Moscow: Khudozh. lit. publ., 1990. 543 p.
4. Yeger V. Paydeyya. Vospitanie antichnogo greka [Paideia. Upbringing an ancient Greek]. Transl. from Germ. By M.N. Botvinnik. Moscow: Shichalin Greco-Latin office, 1997. V. 2. 336 p.
5. Platon. Gosudarstvo [Plato. State]. Moscow: AST publ., 2016. 448 p.
6. Russo Zh.-Zh. Izbrannoe [Selected woks]. In 3 vol. Moscow: Knizhny Klub Knigovek publ.. 2018. V. 2. Emil, ili O vospitanii [Emil, or on education]. 736 p.
7. Slovar russkogo yazyka [Russian Dictionary]. in 4 volumes. RAS, Institute of linguistic research; A.P. Evgenyeva [ed.]. 4th ed., ster. Moscow: Rus. yaz.; Poligrafresursy publ., 1999. 702 p.
8. Stolyarov V. Filosofiya sporta i telesnosti cheloveka [Philosophy of sports and human physicality]. In 2 vol. Book 1. Moscow: Universitetskaya kniga publ., 2011. 766 p.
ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА
В октябре 2021 года на заседании диссертационного совета Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта состоялась защита докторской диссертации Баряева Алексея Алексеевича на тему: «Реабилитационно-социализирующий потенциал спортивной деятельности лиц с нарушениями здоровья» по специальности 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор Евсеев Сергей Петрович.
Оффициальными оппонентами выступили: доктора педагогических наук, профессор Лубышева Людмила Ивановна, доцент Махов Александр Сергеевич и профессор Правдов Михаил Александрович. Научная новизна исследования заключается в том, что:
• разработаны концептуальные положения реализации реабилитационно-социализирующего потенциала в системе спортивной подготовки лиц с нарушением зрения;
• выделены компоненты реабилитационно-социализирующего потенциала (информационный, мотивационный, дея-тельностный, психический, регулятивный), раскрыто их содержание, выступающее основой спортивной деятельности;
• разработана структура и содержание модели реализации реабилитационно-социализирующего потенциала спортивной деятельности лиц с нарушением зрения, включающая целевой, содержательный, организационный и контрольно-оценочный компоненты.
Поздравляем с успешной защитой!