УДК 130.2:796:011
М. А. Харунжева
Человеческая телесность и физическая культура: философские аспекты
В данной статье рассматривается проблематика телесности в современной философии, а также дается анализ нового направления в философии, связанного с гуманитарным осмыслением теоретических аспектов физической культуры и спорта - философии спорта. Отождествление культуры личности с ее «внутренними» качествами, духовными атрибутами свойственно большинству философских и религиозных концепций, а классические теории физической культуры изобилуют методиками воздействия на тело. Такое положение дел вызывает сложность в формировании целостной концепции культуры личности, в которой бы и телесному, и духовному уделялось важное место. В статье подчеркивается, что телесность в спорте основана на непосредственной включенности человека в мир, поэтому вопрос анализа телесности в аспекте философии спорта служит основанием для культурной интеграции.
This article discusses the problems of corporeality in the modern philosophy, as well as an analysis of the new trends in philosophy, connected humanitarian understanding of the theoretical aspects of physical culture and sports - the philosophy of sport. The identification of cultural identity with its "inner" qualities, spiritual attributes common to most philosophical and religious concepts and classical theories of physical training methods abound effects on the body. This situation causes difficulty in forming a holistic concept of culture identity, which would have to corporal and spiritual has been given an important place. The article emphasizes that corporeality in sport is based on the direct involvement of man in the world, so the question of physicality analysis in the aspect of the philosophy of sport is the basis for cultural integration.
Ключевые слова: телесность, телесный опыт, философия спорта, теория физической культуры, гуманитарный подход.
Keywords: corporeality, body experience, philosophy of sport, the theory of physical education, humanitarian approach.
Необходимо признать, что физическая культура и спорт пока не являются популярным объектом философского осмысления. О. Кильдюшов подчеркивает, что, несмотря на «очевидный интерес к спорту у значительной части мыслящей публики, особенно молодой, у многих (статусных) коллег само название этой философской дисциплины будет вызывать в лучшем случае недоумение, в худшем агрессию» [1].
Однако очевидно, что спорт является важной областью исследований различных наук: педагогики, биологии, психологии физиологии, медицины и т. д. Спорт является частью физической культуры общества наравне с физическим воспитанием, рекреацией (физические упражнения для удовольствия), реабилитацией и др. Спорт характеризуется направленностью к высшим достижениям, специализацией, состязательностью, зрелищностью. Еще с периода античности в культуре закрепился состязательный характер спортивных соревнований.
Попробуем очертить круг философских аспектов физической культуры человека, не концентрируя внимание исключительно на факторе спорта.
Обратим внимание на то, что многие определения физической культуры специалистов в данной области (Д. Матвеев, В. Столяров) не предполагают гуманитарного осмысления данного феномена. Н. Н. Визитей даже критически подчеркивает тавтологичность многих определений и наличия в них таких дефиниций: физическая культура как физическое воздействие на физическое в человеке [2]. Продуктивным, с нашей точки зрения, будет подход И. М. Быховской, которая опирается на признание социокультурного характера телесности и рассматривает ее в качестве объекта гуманитарного изучения [3]. В. Лукьяненко находит функции физической культуры в развитии телесности человека, а телесность, в свою очередь, рассматривает как результат социальной модификации естественного человеческого тела [4]. У. Морган отмечает, что в 1960-е в Америке в области спортивных исследований начали дополнять традиционные медицинские и педагогические исследования философскими, историческими и социологическими аспектами [5].
Концептуализируя проблематику философии спорта, Морган выделяет в ней онтологическое (определение спорта, его сопутствующих культурных практик, понятия спорта и игры), эпистемологическое (роль знания и опыта в спорте) и аксиологическое (ценностные и этические
© Харунжева М. А., 2016
исследования) направления. Как нам представляется, стоит отметить также эстетический, антропологический, социально-культурный аспекты философии спорта и, если рассматривать шире, философии физической культуры. И вот здесь мы видим в качестве центральной проблематику человеческой телесности.
Известно, что познавательная взаимосвязь опыта и интеллекта основывается на чувственных образах, в формировании которых в качестве основных единиц опыта участвуют ощущения и восприятия. Также следует подчеркнуть, что ощущения невозможно рассматривать как нечто совершенно отдельное от деятельности интеллекта. Только совместная работа интеллекта и чувственности ведет к формированию образов. И в этом контексте стоит указать на важную роль человеческой телесности и телесного опыта в познавательной деятельности.
Если обратиться к исследованиям по разработке искусственного интеллекта, то мы увидим, что их результаты касаются моделирования ряда аспектов познавательной деятельности. Но обратим внимание на то, что эти результаты еще далеки от получения того, что можно назвать многогранным человеческим разумом. Как представляется, это связано с недооценкой роли телесного опыта при моделировании мыслительных стратегий искусственного интеллекта. Важность телесно-ориентированного подхода в исследовании искусственного интеллекта и робототехники подчеркивают Р. Брукс и Р. Пфайфер [6]. Речь идет о развитии когнитивных способностей соответствующих устройств посредством совершенствовании их двигательной активности. Подчеркивая перспективность телесно-ориентированной концепции, Е. Н. Князева указывает, что «интеллект требует тела и возникает во взаимной игре мозга как части тела, тела во всей его психомоторной активности и окружающей среды... проявляется в способности движения и взаимодействия с реальным миром, а также в адекватном ответе на изменяющиеся условия внешней среды» [7]. Включение телесного аспекта в познавательную активность человека, таким образом, расширяет и делает более адекватным ее понимание.
В настоящее время в эпистемологии получает развитие концепция энактивизма1, развиваемая на основании работ биолога и философа Ф. Варелы и его последователей У. Матураны, Э. Роша, Э. Томпсона [8]. В рамках этой концепции открывается возможность создать конструктивный диалог между науками о жизни (теория биологической эволюции, нейрофизиология, теория психомоторного действия) и философской теорией познания, включающей в свою очередь феноменологические исследования личного опыта и субъективности человека.
Философ и историк культуры Х. У. Гумбрехт в своих работах также обращается к вопросам телесности. В работе «Производство присутствия» он предлагает использовать понятие «присутствие» для разработки проблематики телесности в культуре и искусстве. «Присутствие» он рассматривает как «не временное, а пространственное отношение к миру и его предметам» [9]. Присутствующее - это то, до чего можно дотронуться рукой, а это дотрагивание (взаимодействие с присутствующим) оказывает воздействие на человеческое тело.
Стоит также обратить внимание на термин «производство», который употребляется Гум-брехтом в его изначальном смысле - producere - выдвижение предмета в пространстве. «Производство присутствия» - это события и процессы, которые вызывают или усиливают воздействие «присутствующего» объекта на человеческое тело. Все предметы, которые «присутствуют», являются элементами вещественного мира. Гумбрехт разводит понятия «культура значения» и «культура присутствия». Если в культуре значения господствующим является дух и человек, соответственно, ставит себя в центральное положение относительно мира материальных объектов, то в культуре присутствия господствующим понятием становится тело, вещественный мир обладает собственным внутренним смыслом, а не просто смыслом, сообщаемым ему посредством человеческого истолкования. Сам человек оказывается частью мира - пространственное и физическое бытие-в-мире. Гумбрехт подчеркивает, что для восприятия культуры уровень «значения» недостаточен, он должен взаимодействовать с уровнем присутствия.
Культура присутствия, по Гумбрехту, гармонична и целостна. Человек включен в окружающий мир, является его частью, преодолевает его чуждость. Отрицание телесности, акценты на рассудочное постижение мира, напротив, увеличивают разрыв в отношениях человека с миром.
Продолжая тему телесного присутствия в мире, Гумбрехт в работе «Похвала красоте спорта» [10] анализирует эстетический аспект спортивных соревнований. Спортивное событие рас-
1 Энактивизм - направление в эпистемологии, в котором сознание представляется как отелесненное и ситуационное, его когнитивная активность совершается посредством вдействования в окружающую и познаваемую среду, т. е. энактивирования среды. 26
сматривается им как соприсутствие и соучастие, телесность выступает в этой работе как неотделимый компонент присутствия.
В современной культуре XXI в. утрачивается, выражаясь терминами Гумбрехта, культура присутствия и нарастает тенденция к технологизации и виртуализации. Все большая область деятельности человека связана с уходом от телесного присутствия. Развивается сетевое общение (людям уже не обязательно встречаться, чтобы поговорить), сетевые развлечения (можно, не вставая с дивана, смотреть фильм, театральную постановку или матч в Интернете), сетевое обучение (образование он-лайн посредством дистанционных курсов). В таком положении дел, несмотря на бросающиеся в глаза плюсы, есть один существенный недостаток: телесность человека должна гармонично участвовать в его деятельности, а этого не происходит. Человеческое тело начинает страдать от бездействия, напоминая о себе отсутствием хорошей физической формы и заболеваниями, при этом не только физическими, но и психологическими. Получается, что физическая культура является одним из возможных современных способов сохранения деятельности присутствия.
М. М. Ибрагимов также подчеркивает философский аспект проблематики телесности: «Це-леполагающая идея спорта состоит в дерзких намерениях человека выйти за пределы самого себя, на наличном реальном бытии своей телесности реализовать внутренней духовно-физической и творческий потенциал. В этом смысле спорт, как и вся физическая культура, будучи едва ли не главнейшим видом человеческой деятельности, нацелены не только на выживание, адаптирование человека к постоянно изменяющейся окружающей среде, но и на установление господства над внешней и собственной природой» [11].
В философских работах последнего времени отмечается положительная, с нашей точки зрения, тенденция к преодолению дихотомии «тело/душа», все чаще появляются гуманитарные исследования телесности с точки зрения физической культуры человека. И. М. Быховская одной из первых подняла эту проблему, указав не только на теоретические упущения предыдущих походов, но и на отсутствие необходимого ценностного подхода к вопросу телесности [12]. И «человек разумный», и «человек играющий», и «человек экономический» - все они являются «человеком телесным», и эта телесность должна рассматриваться не только как объект исследования, но как ценность, преодолевая ее привычное рассмотрение только в духовном измерении.
П. Б. Титов в своем диссертационном исследовании (2015 г.) приходит к выводам, что концепт «телесность» выражает, в частности, событийно-актуальный аспект непосредственного присутствия человека в мире [13]. Автор подчеркивает, что телесность в спорте основана на непосредственной включенности человека в мир, и видит в телесности основание для культурной интеграции.
Сведение личности к ее «внутренним» качествам и духовным атрибутам свойственно большинству прежних философских и религиозных концепций. В любом, даже современном, вузовском учебнике по культурологии вряд ли найдется больше пары абзацев о физической культуре. Такое сведение личности к ее внутреннему миру порождает сложность в формировании целостной концепции культуры личности, в которой как телесному, так и духовному уделялось бы одинаково важное место. Рассматривая вопрос телесности через призму гуманитарного взгляда на культуру в целом, мы подчеркиваем важность анализа такого компонента, как физическая культура.
Говоря о здоровье человека в широком смысле этого слова, мы не сводим его только к отсутствию болезней. Здоровье человека - это уровень благополучия, включающий в себя физический, социальный, духовный, интеллектуальный компоненты. Невозможно один элемент компенсировать другим: физическую культуру невозможно подменить карьерным ростом, так же как интеллектуальное развитие - успехами в спорте. Лишь устранив одностороннее рассмотрение: одним наукам - только телесное, а другим - только духовное, можно будет говорить о целостной и гармоничной культуре человека.
Примечания
1. Кильдюшов О. Спорт как дело философии: об эвристической ценности новой аналитической оптики // Логос. 2013. № 5(95). С. 46.
2. Визитей Н. Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. М.: Сов. спорт, 2009. С. 24.
3. Быховская И. М. Телесность человека как объект социокультурного анализа: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1993. С. 8.
4. Лукьяненко В. Терминологическое обеспечение развития физической культуры и в современном обществе. М.: Сов. спорт, 2008. С. 80.
5. Морган У. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. 2006. № 3. URL: http://magazines.russ.ru/logos/2006/3/mo9.html.
6. Brooks R. A. Elephants Don't Play Chess // Robotics and Autonomous Systems. 1990. Vol. 6. P. 3-15; Pfeifer R., Bongard J. How the body shapes the way we think: a new view of intelligence. Cambridge; London, 2007. 409 р.
7. Князева Е. Н. Телесное и энактивное познание: новая исследовательская программа в эпистемологии // Эпистемология: перспективы развития / отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Канон+ РОИИ «Реабилитация», 2012. С. 323.
8. Thompson E. Mind in Life. Biology, Phenomenology and the Sciences of Mind. Cambridge (MA): Harvard University Press, 2007.
9. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 58.
10. Гумбрехт Х. У. Похвала красоте спорта / Ханс Ульрих Гумбрехт; пер. с англ. В. Фещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
11. Ибрагимов М. М. Философия спорта: предмет, структура и проблемы методологи // Актуальш проблеми фiзичноl культури i спорту». Киев. № 19 (3). 2010.
12. Быховская И. М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) / / Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М., 1993. С. 58-68.
13. Титов П. Б. Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта: автореф. ... канд. филос. наук. М., 2015.
Notes
1. Kildyushov O. Sport kak delo filosofii: ob ehvristicheskoj cennosti novoj analiticheskoj optiki [Sport as a question of philosophy: on the heuristic value of a new analytical optics]// Logos - Logos. No. 5 (95), 2013, p. 46
2. Vizitey N. N. Teoriya fizicheskoj kul'tury: k korrektirovke bazovyh predstavlenij. Filosofskie ocherki [Theory of physical culture: the adjustment of basic knowledge. Philosophical essays]. M. Sovetskij sport - Soviet sport. 2009, p. 24
3. Bykhovskaya I. M. Telesnost' cheloveka kak ob"ekt sociokul'turnogo analiza. Avtoref. diss.... d-ra. filos. nauk [The human body as an object of social and cultural analysis. Abstract. Dis.... Dr. Philosophy]. М. 1993. P.8.
4. Lukyanenko V.Terminologicheskoe obespechenie razvitiya fizicheskoj kul'tury i v sovremennom obshchestve [Terminological development of physical culture in modern society]. M. Sovetskij sport - Soviet sport. 2008, p. 80.
5. Morgan W.Filosofiya sporta: istoricheskij i konceptual'nyj obzor i ocenka ee budushchego [Philosophy of sport: historical and conceptual review and assessment of its future] // Logos - Logos. No. 3, 2006. Available at: http://magazines.russ.ru/logos/2006/3/mo9.html .
6. Brooks R. A. Elephants Don't Play Chess // Robotics and Autonomous Systems.1990. Vol. 6. Pp. 3-15.; Brooks R. A. Elephants Don't Play Chess // Robotics and Autonomous Systems. 1990. Vol. 6. P. 3-15; Pfeifer R., Bongard J. How the body shapes the way we think: a new view of intelligence. Cambridge; London, 2007. 409 р.
7. Knyazeva E. N. Telesnoe i ehnaktivnoe poznanie: novaya issledovatel'skaya programma v ehpistemologii [Physical and enactive cognition: a new research program in epistemology] // Epistemologiya: perspektivy razvitiya - Epistemology: prospects for development / Resp. ed. V.A. Lektorsky; resp. secretary. E. O. Trufanova. M. Canon+ RSIH "Rehabilitation". 2012. P. 323
8. Thompson E. Mind in Life. Biology, Phenomenology and the Sciences of Mind. Cambridge (MA): Harvard University Press, 2007.
9. Gumbrecht H. U. Proizvodstvo prisutstviya [Production of presence]. M. Novoe literaturnoe obozrenie - New literary review. 2004, p. 58.
10. Gumbrecht H. U. Pohvala krasote sporta [Praise to the beauty of sport] / Hans Ulrich Gumbrecht; transl. from Eng. V. Feschenko. M. Novoe literaturnoe obozrenie - New literary review. 2009.
11. Ibragimov M. M. Filosofiya sporta: predmet, struktura i problemy metodologi [Philosophy of sports: subject, structure and problems of methodology] // "Актуальш проблеми фiзичноl культури i спорту". Kiev. No. 19 (3), 2010.
12. Bykhovskaya I. M. CHelovecheskaya telesnost' kak ob"ekt sociokul'turnogo analiza (istoriya problemy i me-todologicheskie principy ee analiza) [Human corporeality as the object of social and cultural analysis (history of problem and methodological principles of analysis)] // Trudy uchenyh GCOLIFKa: 75 let: Ezhegodnik - Works of scientists of Gtsolifk (Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism): 75 years: the Yearbook. M. 1993. Pp. 58-68.
13. P. B. Titov Antropologicheskie aspekty koncepta «telesnost'» v filosofii sporta. Avtoref. ... kand. filos. nauk [Anthropological aspects of the concept "embodiment" in philosophy of sport. Abstract. ... Cand. of Philosophy]. M. 2015.