Е.Л. Турухина. Историко-философские предпосылки осмысления физической культуры
УДК 1 :316
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСМЫСЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.А. Турухина
Педагогический институт
Саратовского государственного университета
E-mail: [email protected]
Исследуется влияние разных эпох на физическую культуру, связь физической культуры с особенностями различных социокультурных систем, с их эволюцией на важнейших этапах социально-экономического и культурного развития общества. Физкультурная деятельность представлена как единство духовной и двигательной сторон. Доказывается, что физическая культура формирует гармонию духовных и телесных сил человека.
Ключевые слова: физическая культура, нравственность, гармонизация, телесность, духовность, гуманизм.
Historical and Philosophical Premises of Trying to Understand Physical Training
E.A. Turuhina
The influence of different epoch on physical training and connection of physical training with peculiarities of different socio - cultural systems witn their evolution on the most important stages of socio -economic and cultural evolution of society is investigated. Physical activity is presented as the unity of spiritual and impellent constituents. The point that physical training form harmony of spiritual and corporal forces is proved.
Key words: physical culture, morality, harmonization, corporality, spirituality, humanism.
Траектория развития представлений о физической культуре, прокладываемая от античности до наших дней, демонстрирует непреходящее значение телесности в качестве ценности человеческого бытия. Важнейшим продуктом жизнедеятельности общества является культура. Культура - явление многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д.
Физическая культура - неотъемлемый компонент общей культуры личности. Она является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи станов-
ления гармонической личности - ее физического и духовно-нравственного совершенства1. Физическая культура долгое время была объектом изучения, главным образом, естественных наук (в частности, медико-биологических). А ведь физическая культура является продуктом исторического и философского развития общества. Её изучение является предметом многих наук. Она должна рассматриваться, прежде всего, в системном, интегральном, т.е. социально-философском аспекте. Такая необходимость системно-философского подхода обусловлена уникальным положением человека в социальной и природной среде.
Физическая культура способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивая формирование общечеловеческих ценностей (здоровья, благополучия, совершенства и т.д.). Каждая ступень развития общества характеризуется специфической формой физической культуры, которая формируется под влиянием всей системы социальных факторов, оказывая на них значительное влияние. Исследования эволюции социальных функций физической культуры свидетельствуют о том, что в разные исторические эпохи существовали определенные общественные потребности в становлении физической культуры2. Рассмотрим и проанализируем наиболее яркие из них.
Философское осмысление физической культуры в эпоху античности содержится в трудах Аристотеля, Платона, Сократа. Они считали основополагающим принципом воспитания гармонически развитой личности взаимосвязь трех элементов: физического, нравственного и умственного.
Философ-идеалист Платон (427-347 гг. до н.э.) обосновал теорию гармонического развития духовных и физических качеств. Его система преследовала цель всесторон-
© ЕЛ Турухина, 2009
него воспитания социальных групп философов и воинов, с презрением относящихся к физическому труду3. Он говорил, что тот, кто занимается математикой или тем, что требует сильного напряжения мысли, должен и телу давать необходимое упражнение, прибегая к гимнастике; а тот, кто преимущественно трудится над развитием своего тела, должен упражнять душу, занимаясь музыкой и всем тем, что относится к философии, если
гимнастика основывалась на философских рассуждениях Лао-Цзы (У1-У вв. до н.э.), которые изложены в книге «Дао дэ цзин». Здесь много общего с представлениями о физической культуре в Древней Индии.
Древнейший опыт в изучении методов развития сил человека - физических, умственных и духовных - постепенно сложился в науку - йога - метод для развития способностей заключается в медитации, т.е. в раз-
только он хочет по праву именоваться не мышлениях об истинном Я (о душе), сопро-
только прекрасным, но и добрым .
Ученик Платона, крупнейший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал, что душа и тело существуют неразрывно. Трем родам души человеческой, по Аристотелю, - растительной, разумной и волевой - должны соответствовать физическое, умственное и нравственное воспитание. «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие», - утверждал Аристотель5. Кроме того, он придавал огромное значение и эстетической стороне физической культуры.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) также считал необходимым гармоничное развитие физических и духовных сил, указывал на зависимость душевного состояния человека от его физического здоровья. Сам он до глубокой старости занимался гимнастикой и танцами.
Подобно древним грекам, в Древнем Китае сложилась своя система идеалов в области физической культуры. Китайские хроники относят появление физической культуры к началу III тыс. до н.э. На ее содержание оказало влияние формирование даосизма. В отличие от греков китайцы никогда не разделяли дух и материю. «Тело являлось единством и домом для духов, поэтому увековечение тела могло обеспечить продолжение жизни в целом»6. Основной принцип формирования ценностей физической культуры -«сань мэй» - принесение пользы обществу, обладание волей, характером и развитым вкусом.
Большое влияние на общественную роль физической культуры в Китае оказали прагматические естественно-философские воззрения и медицинские знания. Даоистская
вождаемых ритмическим дыханием .
Таким образом, философская система йоги основана на концепции, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной (дыханием, жизненной силой). Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, физическая культура в странах Востока служит развитию и становлению гармоничной личности не только в физическом плане, но и нравственном, психологическом, духовном. В результате многовековых усилий сложились уникальные религиозная и философская системы8.
Отношение к человеческой телесности в средневековой культуре носила двойственный характер. С одной стороны, христианство трактовало тело как узы, отягчающие путь души к спасению, что особенно четко проявилось в учении христиан-гностиков (аналогичной точки зрения придерживался и Августин Блаженный, именовавший тело «кожаными ризами»). С другой стороны, куртуазная культура средневекового рыцарства возводила телесность в культ, наделяя жесты и телесные практики символическими коннотациями: возведение юноши в рыцари сопровождалось ударом по плечу, вызов на дуэль символизировался брошенной в лицо перчаткой и т. д.
К концу ХУ1 в. философия заново утверждалась как независимая от теологии отрасль знания. Философская мысль поворачивается в сторону реальной действительности. Гуманисты утвердили эстетический идеал гармонически развитого человека, признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями личности. В противовес теологическим взглядам провозглашался
ЕЛ Турухина. Историко-философские предпосылки осмысления физической культуры
культ человека, остро ставился вопрос физического совершенствования личности.
В эпоху Возрождения гуманисты стремились реабилитировать телесность в человеке и тем самым установить гармоничное единство между «духовным» и «плотским». Так, Дж. Манетти в своей работе «О достоинстве и превосходстве человека» восхищается
9
возможностями человеческого тела .
Английский мыслитель Т. Мор (14781535) в сочинении «Утопия» продолжает те идеи, которые были высказаны Платоном в «Государстве». Физическое воспитание, по его мнению, является необходимым элементом гармонического развития человека, и забота о нем и здоровье всех членов общества должна быть государственным делом. Повторил во многом идеи Т. Мора и Т. Кампанелла (1568-1639) в своем сочинении «Город солнца». Идеи гуманизма в осмыслении физической культуры продолжаются в философской мысли Нового времени. Возрастает роль физической культуре в жизни общества.
Основоположником философии Нового времени был английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Он считал, что только человек, занимающийся физической культурой, сможет содействовать развитию нового процветающего общества.
Английский философ-материалист Дж. Локк (1632-1704) считал, что обрести здоровый дух можно только в здоровом теле. По его мнению, именно это помогает человеку достичь личного благополучия. Свои взгляды он изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Важные задачи воспитания он видел в развитии воли, нравственной дисциплины, выработке характера. А этому, по его мнению, способствуют занятия физической культурой.
Эпоха Просвещения наследует идеи перестройки жизни на разумных началах от Дж. Локка. «Движение - это жизнь», - эта известная фраза основателя французского Просвещения Ф. Вольтера (1694-1778) не только дошла до наших времен, но и стала смыслом жизни для многих.
Во второй половине XVIII в. центром философии в Европе становится Германия.
Выдающимся представителем классической немецкой философии был Г.В.Ф. Гегель (1770-1831). Историческое значение философии Г. Гегеля определяется тем, что он создал систему, которая носит энциклопедический характер и является вершиной немецкой диалектики. Кроме того, Гегель придавал существенное значение влиянию физической культуры на здоровье человека. Человек, по его мнению, должен отдавать должное своему телу, поддерживать свое здоровье и силы, в этом состоит непосредственная гармония души и тела. Он писал, что здоровье является «существенным условием пользования духовными силами для исполнения высшего назначения человека. Если тело не сохранено в его нормальном состоянии, если нарушена какая-либо из его функций, то приходится делать тело целью своих занятий, вследствие чего оно превращается в нечто слишком важное и значительное для духа» .
В XX в. вопросы спорта и физической культуры стали предметом изучения различных наук, в том числе и философии. Известный отечественный философ А.Ф. Лосев (1893-1988) считал энергию тела необходимой для выражения глубочайших тайн бытия. Тело и лицо человека - «зерцало всего бытия», выражение всех тайн, поскольку через тело постигается душа12.
По мнению Н.К. Глотова, А.С. Игнатьева, Д.В. Лотоненко, чувственно-сверхчувственная природа человеческой телесности характеризуется особым способом существования, одной из форм проявления которого выступает физическая культура13. В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева предложили новую концепцию физической культуры как важного элемента общей культуры,
14
связанного с телесностью .
Таким образом, исследование исторической эволюции социальных функций физической культуры свидетельствует о том, что с появлением человеческой цивилизации возникли определенные общественные потребности в становлении физической культуры.
Холизм, т.е. установка на восприятие человека как такого рода целостности, в которой дух и тело находятся во взаимном и
Философия
55
гармоническом сопряжении, в своей исходной форме принадлежит, прежде всего, античности, а также миру восточной культуры.
Мироощущение человека античной эпохи можно охарактеризовать как гармонию телесного и духовного. Она представлялась как полнота взаимосвязи этих начал, столь тесное их взаимопроникновение, что оно обретало характер нерасторжимого единства.
Дальнейшее развитие европейской цивилизации демонстрирует отход от первоначального состояния гармонии души и тела, что на ценностном уровне проявляется в доминировании интеллектуального над физическими аспектами телесности, а на уровне институциональном выражается в отсутствии физической культуры как учебной дисциплины. Творческие и научные поиски представителей эпохи Просвещения концептуализированы в идеале всесторонне развитого человека, поэтому она возродила интерес к человеческой телесности. Современное развитие физической культуры демонстрирует значение актуализации холистической установки в культурном пространстве изменяющегося социума.
Примечания
1 См.: Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982.
2 См.: Курс лекций по философии: Учеб. пособие. Саратов, 2006.
3 См.: Столбов В.В. История и организация физической культуры. М., 1982.
4 Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: В 3 т. М., 1994. Т.3. С.495.
5 Раменская Т.И. Юный лыжник. М., 2004.
6 Лу Куань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие. М.; СПб., 1993.
См.: Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов: дыхание по восточным методам как средство физического, умственного, душевного и духовного развития. М., 1990.
8 См.: СтолбовВ.В. Указ. соч.
9 См.: Кононов И.Ф., Куценко Г.И. Подросток и физическая культура. М., 1982.
10 См.: Раменская Т.И. Указ. соч.
11 Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1973. Т.2. С.64-65.
12 Гусев Д.В. Проблема телесности в метафизике личности А.Ф. Лосева. Орел, 1993. С.585.
13 См.: Глотов Н.К., Игнатьева А.С., Лотоненко Д.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С.13-17.
Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. 1998. №5. С.11-17.