УДК 159.9.01 © Фаустова А.Г., 2013 ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ, ВНЕШНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье анализируются представления о теле, внешности и физической привлекательности в различные исторические периоды. Историю отношения к телу и его внешнему облику удается проследить по философским трактатам различных эпох, произведениям искусства и современным исследовательским работам ретроспективного характера. На всем протяжении исторического процесса умы людей были поглощены идеей найти общий знаменатель - определить красивое и уродливое относительно неизменного образца. Ключевые слова.: история
тела, внешность, физическая привлекательность, красота и уродство.
© Faustova A.G., 2013 HISTORICAL PERFORMANCE OF IDEAS ABOUT THE HUMAN BODY, APPEARANCE AND PHYSICAL ATTRACTIVENESS
Abstract. In this article notions about human body, appearance and physical attractiveness were considered. The history of relation to human body and its physical appearance could be traced by philosophical manuscripts, arts, contemporary scientific researches. During all historical process human minds were absorbed by the idea to find common “denominator” - to define beauty and disfigurement in relation to unchanging pattern.
Key words: history of human
body, appearance, physical attractiveness, beauty and disfigurement.
Тело - единственное, с чем человек появляется на свет, живет всю свою жизнь и что забирает после смерти. Он может приобретать и терять характерологические черты и интеллектуальные навыки, социальный и экономический ста-
тус, но тело будет с ним всегда. По замечанию О.В. Лавровой, в распространенной языковой конструкции «мое тело» обнаруживается своеобразное философское противоречие: мое тело - это не вполне «Я», но в то же время - тело не вполне чужое - «мое» [7]. Именно тело предоставляет индивиду уникальную возможность выразить свои физические, психофизиологические и личностнопсихологические свойства и качества.
Внешний облик человеческого тела изначально задан и непосредственно обусловлен переданной от родителей генетической информацией. Внешность каждого индивида (за исключением гомозиготных близнецов) неповторима, то есть является первейшим и очевидным индивидуализирующим признаком. Разнообразные изменения приобретаются человеком в течение жизни по собственному желанию или по воле обстоятельств.
Отношение к телу и внешности - довольно щекотливая тема для ученых из различных научных областей. Ведь если они проявляют к ней явный интерес, то приходится соглашаться и с тем, что внешность действительно оказывает влияние на формирование суждений о человеке. Попытки осмысления функций внешности, выработки идеалов красоты и уродства имеют многовековую историю. Столетиями сначала философы, богословы и художники, а потом психологи, социологи и культурологи ставили тело и внешность в фокус своего внимания. Хотя в истории можно усмотреть несколько продолжительных периодов негласного запрета на высказывания соображений о значимости внешности и физической привлекательности, на создание работ по данной тематике, даже на ведение подобных размышлений [3, 6].
Рост интереса широкой общественности и психологов к внешности привел к тому, что в 1970-х и 1980-х гг. на Западе наблюдалось значительное расширение исследовательской работы, связанной со следующими темами: изучение различных типов суждений, выносимых на основе внешности, и изучение относительного влияния различных аспектов внешности на эти суждения [11]. В совре-
менном научном сообществе практически единогласно признана значимость внешности для формирования адаптивных моделей личностного и социального функционирования. Однако многими экспертами отмечаются происходящие в обществе и науке изменения отношения к физическому телу: от бренных оков бессмертной души до механической машины или анатомической модели.
Историю отношения телу и его внешнему облику удается проследить по философским трактатам различных эпох, произведениям искусства и современным исследовательским работам ретроспективного характера.
Идеалы физической привлекательности в античном мире. Принято считать, что первое систематическое изучение физической привлекательности было организовано известным греческим математиком и философом Пифагором в VI веке до н.э.. В те времена красота отдельного человека ассоциировалась с правильными пропорциями, эти же принципы использовались и в архитектуре, и в живописи. Греческий идеал совершенства выразился в термине ка1ока§а1:Ыа, где «ка1оБ» - «прекрасное», а «а§аШов» - «благой». Впервые в истории науки появляется ассоциация «красивый значит хороший», которую можно считать бессознательным фундаментом тех суждений, которые люди выносят на основе внешности. В IV веке до н.э. Поликлет создал статую, получившую название Канон, так как она воплотила идеальные пропорции. Позже, как предполагается, со слов Витрувия были записаны законы идеальных соотношений, более известные под общим термином «правила золотого сечения». Они были развиты позднее в трудах как ученых, так и живописцев, скульпторов.
Культуру Древней Греции можно назвать «телесной»: красота телосложения высоко почиталась, ее можно было достигнуть только с помощью занятий гимнастикой, упражнениями, воспитанием. Однако красивое тело не было самоцелью, достижение идеала обусловливалось откровенно прагматическими причинами, ведь человек с сильным тренированным телом мог быть полезен и успешен на поле сражений.
Если внимание Пифагора и его современников обращено к гармонии материального, то Сократа и Платона в большей степени интересует соотношение гармонии материального и идеального. Появляются первые философские трактаты, рассматривающие проблемы соотношения красоты внешней и духовной, уродства физического и морального. В философской системе Платона прослеживается устойчивая связь материального и этического моментов. Он писал, что безобразное есть отсутствие гармонии и представляет собой противоположность благородству души. При этом у него можно найти и признание того, что каждой вещи присуща определенная степень красоты (в той мере, в какой она отвечает конкретной идее). Впервые так называемая идея тела описана в платоновском «Пире».
Г ений античного времени Аристотель в своих трудах осмысляет отношения души и тела, тему, которая до этого момента была не так подробно раскрыта. Он уверен, что душа должна властвовать над телом: «Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж. Отсюда ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души и, наоборот, какой получается вред при равном или обратном соотношении» [цит. по 4].
Знакомое нам противопоставление философских систем стоиков и эпикурейцев проявляется в контексте изучения значимости тела весьма интересным образом. Стоики (Зенон, Хрисипп), прежде всего, обращают внимание на поведение человека. Для них воплощение человеческого тела - отражение образа жизни индивида, его нравственных и этических качеств. Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций) известен прославлением чувственных удовольствий, особенно материально-телесного характера. То есть тело выступает как источник удовлетворения потребностей в чувственном наслаждении [13].
Историю отношения к телу в древнем мире можно проследить не только по философским учениям. Эпоха античности - период зарождения анатомии как науки о строении человеческого тела. Интерес ученых был обращен как к ос-
мыслению значимости физической привлекательности, но и к материальным механизмам, которые ее обуславливают.
Первым греческим анатомом считают Алкмеона Кротонского, который положил начало технике препарирования. Выдающимися врачами и анатомами античности также являлись Гиппократ, Герофил, Эразистрат. Однако наибольшую славу и известность снискал римский ученый Г ален, чье учение было догматизировано церковью в связи с изложением основ анатомии в идеалистическом духе.
Деятельность ученых анатомов в принципе лишает человеческое тело какого-либо сакрального значения, позволяет изучить его снаружи и изнутри, поняв основные закономерности функционирования.
На фоне рассмотренных мировоззрений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима интересно выглядят работы философов Древнего Востока.
В философских традициях Древнего Китая, Индии и Японии нет попыток противопоставления души и тела. Идее преобладания одного над другим противостоит идея холизма: определенной целостности, даже неотделимости тела от духа, их взаимополезное сосуществование. Древняя Индия подарила миру целую систему воспитания тела и души за счет друг друга - йогу. В Китае отношение к собственному телу было связано с уважением к родителям, поскольку оно дано индивиду от предков, то должно быть почитаемо. В традициях буддизма преподносится идея восприятия «драгоценного человеческого тела»: «Человеческое тело в гармонии с самим собой Более драгоценно, чем редчайшая жемчужина. Заботьтесь о своем теле, оно ваше только сейчас» [14].
Таким образом, человеческое тело является предметом специального интереса исключительно для античных анатомов, для философов же изучение тела есть процесс, сопутствующий решению иных задач. Однако именно в это время заложены традиции философии тела как особого знания о человеке и мире, определены принципы оценки физической привлекательности.
Отношение к телу в период средневековья. Отличительной чертой Средних веков является теоцентризм. Повсеместное распространение христианства особым образом сказывается и на отношении к человеческому телу и физической привлекательности со стороны общественной морали.
По мнению средневековых теологов (Боэций, Августин Аврелий, Фома Аквинский), человек есть воплощение Божественного замысла, любая его деятельность направлена на прославление Всевышнего [13]. Если в античности усилия конкретного человека были сосредоточены на совершенствовании его биологической телесной оболочки, то наступившее Средневековье устанавливало приоритет культурного и духовного развития над телесным.
Интересным моментом в эту эпоху является так называемая дифференциация телесности на тело и плоть, ассоциированная впоследствии с абсолютным приоритетом внутреннего мира над внешним, духовного над телесным. И.И. За-мощанский в своей статье отмечает, что «сама по себе телесность не является отрицательной характеристикой человека, ведь тело - это храм души» [4]. Действительно, согласно некоторым вариантам Священного писания, телесная оболочка воплощает возможность спасения - «храм души». Несмотря на это, преобладающей и наиболее популярной является точка зрения ортодоксальных отцов церкви, которые признают человеческое тело лишь как «оковы души». В данном контексте телесная оболочка презираема и уничтожаема, она не является объектом специального изучения или пристального внимания со стороны деятелей искусства. Освобождение духа от оков плоти достигается путем лишения тела жизненной силы. Поэтому в то время широкое распространение приобретают такие монастырские практики, как аскеза, самобичевание, система запретов. Вместе с тем приходит понимание тела как границы или предела, тем самым образуя внутри себя сакральное пространство.
И.И. Замощанский определяет две тенденции, присущие средневековому взгляду на феномен тела и плоти: «утверждение понятия плоти в философии и
теологии отражает объективный процесс усложнения внутренней жизни человека, что сказалось на углублении абстрактного мышления, которое немыслимо без определенной степени индивидуальности, автономности, обособленности от мира; с другой стороны, народная культура, повседневность устроена по меркам телесности, то есть живет и воспроизводится посредством стихийно (но не случайно) сложившихся способов и форм деятельности, которые конституируются взаимодействием тела и мира (телесность)» [4].
Об отношении к физической привлекательности в эпоху Средневековья говорить достаточно сложно, можно обозначить лишь общие черты. Согласно теоцентрическим традициям, прекрасен весь мир, ведь он является творением Божьим. Здесь обретает вполне закономерное право на существование и уродство. Августин Аврелий в своих трудах пишет, что дисгармонии и ошибки в физическом мире являются составными частями общего порядка [6].
Обращает на себя внимание традиционный средневековый мотив изображения женщины - некрасивой, даже безобразной: такая внешность отражает ее хитрую природу, присущую женщине власть соблазна. П. Беттелла выделяет несколько фаз в развитии темы «некрасивой женщины». Описывая Средние века, он указывает на изображения старухи как символа «физического и морального разложения» вместе с каноническим прославлением «молодости как символа чистоты и красоты» [2, 6].
Таким образом, эпоха Средневековья прочно ассоциируется с презренным отношением к человеческой телесности. Тело есть особый «футляр» для духовной сущности. На сохранность телесной оболочки обращают меньше внимания, нежели на ее содержимое.
Восприятие тела и внешности в эпоху возрождения. На смену мрачному Средневековью приходит эпоха Возрождения. В самом ее названии заложено стремление к переосмыслению концепций телесности и смене установок.
Ведущие характеристики общественной мысли в эпоху Ренессанса - новое прочтение философских идей Античности и выраженный антропоцентризм. Именно это обусловило интерес к проблемам ценности человеческого бытия, самореализации и свободы. Вопросы человеческого тела, внешности и физической привлекательности вновь обретают значимость.
По словам М.А. Тимошенко, «...телесный образ Ренессанса актуализировал представления античности: Тело прекрасно во всех его проявлениях» [13]. Действительно, судя по полотнам художников эпохи Возрождения (Микеланджело, Боттичелли, Кранах), уже знакомый образ тренированного, физически привлекательного и даже соблазнительного тела буквально «тиражируется», хотя ни разу не повторяется живописцами, общим остается только мотив. Кроме этого, особую популярность завоевывают различные скульптуры, изображающие анатомически идеальные тела. Причем все изображения олицетворяют не только привлекательность человеческого тела, но и ту потрясающую энергию, которая в нем скрыта. Все это свидетельствует о самом настоящем «триумфе тела» и его раскрепощении в утвержденном антропоцентризме [2].
Интересно обратиться к анализу литературных произведений эпохи Возрождения с целью проследить авторами восприятие человеческой телесности и физической внешности. Умберто Эко и М.М.Бахтин удивительным образом сходятся во мнении, что наиболее показательным творением в этом плане является «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Герои произведения, великаны Гар-гантюа и Пантагрюэль, по классическим меркам Средневековья кажутся уродливыми и неповоротливыми, но сама их безобразность становится предметом гордости и славы. В ренессансном обществе «устанавливается примат человеческого и земного над божественным, непристойное становится горделивым утверждением прав телесности» [6]. В этом весь пафос материалистического взгляда Рабле на мир: то, что было постыдно для средневекового человека, становится «нормальным» и достойным обсуждения, даже провозглашения со страниц ли-
тературных произведений. Наконец, человеческое тело лишается духовного символизма, обретает многочисленные материальные и культурные смыслы и метки, утверждается как био-социо-культурное единство.
Также одной из характеристик, определяющей вектор рефлексии телесности в эпоху Возрождения, является актуализация интереса к человеческому телу как анатомическому объекту. Разрешение официальных властей на вскрытие человеческих трупов с гносеологическими целями определило совершенно особенное отношение к телесной оболочке человека: «в период возрождения человеческое тело стало полностью рассматриваться как объект и, причём даже живое тело изучалось методологически как объект неживой» [4].
Г ений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи внес поистине неоценимый вклад в развитие анатомической науки. Проводя вскрытия тел людей и животных, он сделал тысячи заметок и мастерских рисунков внутреннего строения мышц и органов.
На заре Ренессанса Андреас Везалий, праотец современной анатомии, в ходе своих работ по препарированию тел исправил более 200 ошибок, допущенных античным врачом Клавдием Галеном. Несмотря на значительные достижения в научном изучении строения человеческого тела, был гоним католической церковью за якобы неуважение к трудам канонизированного Галена и за осквернение человеческих тел. Однако на сегодняшний день его достижения высоко ценятся и до сих пор являются обязательным пунктом в медицинском образовании.
Таким образом, в истории отношения к телу эпоха Возрождения сыграла двоякую роль.
Художниками, скульпторами, писателями и мыслителями внешность и физическая привлекательность были воплощением самой жизни со всеми ее удовольствиями. Ренессанс поставил в центр всего - человека, причем в большинстве случаев - обнаженного, откровенного, вызывающего.
Античных врачей и анатомов эпохи Возрождения не касалась идея одухотворенности человеческого тела, осмысления его энергетики и самоценности. Их интересовал исключительно вопрос его строения и функционирования, за что их нельзя обвинять. Ситуация несколько изменилась с возникновением философских и психологических идей в Новое время и эпоху Реформации.
В целом, философские и культурологические представления о человеческом теле и внешности не претерпели значительных изменений при переходе от эпохи Возрождения к Новому времени, получили свое логическое продолжение. В качестве связующего звена для этих двух эпох выступает творчество ученого и философа Рене Декарта, основоположника знаменитого «картезианского отношения к телу».
Картезианство - философское направление, ведущие идеи которого были заложены Рене Декартом (Картезий - латинизированное имя этого мыслителя). Его характерные черты: скептицизм, последовательный дуализм, использование рационалистических математических методов познания. Внимание Декарта, помимо всего прочего, было сконцентрировано на объяснении функционирования человеческого тела, причинной обусловленности его реакций. Крупнейшим достижением в этом ключе стала разработка концепции рефлекса и рефлекторной дуги. По мысли Декарта, рефлекс есть бессознательное, автоматическое действие организма, вызываемое в нем внешним раздражителем, а сам организм - своеобразная рефлекторная машина: «Точно так же, если я буду смотреть на тело человека, как на машину, так построенную и составленную из костей, нервов, мускулов, жил, крови и кожи, чтобы быть в состоянии даже без помощи духа двигаться таким же образом, как и теперь, в тех случаях, когда она приводится в движение не усилиями воли и, следовательно, без помощи духа, но одним лишь расположением своих органов.» [цит. по 9]. С этого момента человеческое тело предстает в умах философов и ученых как механизм, который функционирует по определенным законам и схемам, а любое заболевание воспринимается как по-
ломка и подлежит устранению. Отношения души и телесной оболочки в данном контексте можно рассмотреть в двух направлениях: с одной стороны, духовное и материальное начала существуют в человеке параллельно (отсюда и дуализм этой эпохи), с другой стороны - душа подчиняет себе тело, выступает его движущей силой. Отсюда берет свое начало уже упоминавшийся интересный семан-тико-лингвистический парадокс: «мое тело - это не вполне «Я», но в то же время - тело не вполне чужое - «мое» [7]. Наследство от картезианской эпохи современному человеку досталось потребительское отношение к телу и внешности: стремление их изменить, модифицировать, усовершенствовать - ведь они «принадлежит» ему как и другая собственность [5, 9].
Представления о теле и внешности в новое время. Эпоха Нового времени начинается и продолжается устойчивым желанием общественного сознания познать мир с помощью различных методов научной рациональности. В отличие от Ренессанса, когда не существовало даже отдаленного представления о предназначении человеческой жизни, в Новое время такие представления появляются в различных философских концепциях, имея общим знаменателем человеческую деятельность. Бурное развитие общественных отношений, возникновение и популяризация механического труда, развитие наук и искусств приводят к изменению отношения к человеческому телу, его привлекательности [2].
И.И. Замощанский пишет о теоретическом удалении тела, произошедшем в философии и науке Нового времени: «Высокий уровень абстракции, понятийная строгость и методологическая оптимизация содержания мышления способствовали центрированию человека на самом себе, что предполагало редукцию тела к механизму» [4].
Уходя от осмысления человеческой телесности как таковой, мыслители Нового времени приступают к рассмотрению иных аспектов проблемы: соотношение красивого и уродливого, значимость физической привлекательности.
По данным Умберто Эко, к 1635 году относится трактат Антонио Рокко «Об уродстве», где автор предпочитает говорить об безобразном лишь потому, что разговоров о прекрасном слишком много. Он утверждает, что «для женщины некрасивая внешность - это залог честности, средство от похоти, возможность придерживаться беспристрастия и справедливости» [цит. по 6].
Непристойное описание человеческого тела и его функций становится поводом для веселья в фривольной литературе ХУП-ХУШ веков. Примером тому может служить произведения, вышедшие из-под пера маркиза де Сада. Автор разрушает границу между дозволенным и непроизносимым, уходя от простого описания нормальной работы организма человека. В том, что подобная литература создавалась и имела спрос, можно заметить приятие всех аспектов телесности.
Искусствоведы и историки признают первым образцом «эстетического размышления о безобразном» «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» Готхольда Лессинга, созданный в 1766 году. Отстаивая свою точку зрения, автор рассматривает комплексную феноменологию уродливого и отвратительного в разных видах искусства и способах художественного выражения.
Однако определяющее значение для философии и культуры отношения к телу в эпоху Нового времени сыграли трактаты И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, И.Ф. Гербарта, Ф.В. Шеллинга. Именно они заложили основы формальной эстетики и содержательной эстетики. Хотя современное специальное значение термин «эстетика» получил в произведении немецкого философа Баумгартена в 1750 году.
И. Кант пишет, что эстетическая способность суждения есть художественное переживание, также доставляющее удовольствие, как и обнаружение целесообразности. Он рассматривает «эстетическое» с точки зрения двух категорий -«прекрасного» и «возвышенного». Кант приписывает так называемую «чистую» красоту цветам и иным творениям природы, говоря о человеке, использует понятие «сопутствующей» красоты [13].
Согласно Г.В.Ф. Гегелю, идеал есть «переход идеи изящного в вещественное», поэтому он необходимо подразумевает вещественную форму [13]. В этом утверждении видится аналогия с концепцией Платона об идеях красивого и совершенного.
Теоретические размышления о красоте мира как таковой и физической привлекательности человека развивались в ХУШ-Х1Х веке в иных эстетических концепциях. «Система эстетики» Вайсса от 1830 года определяет безобразное как неотъемлемую часть прекрасного, «сущность, с которой необходимо считаться художественной фантазии». В это же время подобные темы поднимают в своих трудах Зольгер, Вишер, Руге.
В 1853 году Карлом Розенкранцем создана «Эстетика безобразного», где впервые озвучена ассоциация «безобразное-плохое». Спустя 150 лет отголоски этих идей находят подтверждение в исследованиях Джудит Ланглуа, Карен Дион и их коллег. Их выводы можно обобщить формулой: «красивое означает хорошее» [11].
Антропоцентризм эпохи Возрождения дал начало идеям гуманизма Нового времени, что нашло свое отражение не только в рассуждениях философов, ученых и общественных деятелей, но и в произведениях искусства. По словам М.А. Тимошенко, «если Тицианом обожествляется земное несовершенное тело, то Рубенсом - романтизируется» [13]. Полное тело на полотнах того времени ассоциируется с чувственным изобилием, расцветом физических и душевных сил.
В эпоху Нового времени особенно ярко получает свое развитие восприятие человеческого тела как пространства для выражения социально-политических изменений: «...в досовременных обществах тело является той поверхностью, на которой важнейшие знаки социального статуса, положения в семье, племенной или религиозной принадлежности, возраста, пола могут быть легко продемонстрированы окружающим.» [12]. В повседневной жизни конкретный вид или состояние телесной оболочки является олицетворением материального достатка или принадлежности к определенному социальному классу. Например, черные
гнилые зубы были показателем роскошной жизни - их владелец мог позволить себе дорогую еду, от которой они и портились. Чтобы соответствовать этому представлению, многие люди чернили зубы углем. Именно с Ренессанса и Нового времени берет свое начало умышленная модификация тела для достижения различных целей. Внешность человека становится способом демонстрации и личностных качеств, и социального положения [15].
Переосмысление значимости человеческого тела на пороге Новейшего времени связано с влиянием массовой коммуникации, глобализацией и общества потребления. В этот исторический период различные концепции телесности получили свое развитие и широкое распространение.
Отношение к человеческому телу и внешности на рубеже ХТХ-ХХ веков. Определяющей чертой этого исторического периода является индустриализация. Классики социальной теории рассматривали человека и все, связанное с ним, в понятиях деятельности. Эпоха производства и потребления представила свои требования к человеческому телу и его внешнему виду. На первое место здесь выдвигается функциональность - способность выполнять большие объемы работы и выдерживать напряженный ритм жизни. Как никогда становится актуальным представление о «теле-машине» или «теле-механизме». Считается общепринятой относительность идеалов и канонов красоты и физической привлекательности в зависимости от исторического периода или культурной среды. Но в эту эпоху определения «прекрасное» и «уродливое» уже даются на основании социально-политических критериев. К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях» говорит о том, что обладание деньгами может восполнить внешнюю непривлекательность: «Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами» [цит. по 6]. Однако, социальные и экономические науки, столь популярные в Х1Х-ХХ веках, практически не интересовались ролью человеческого тела и его внешнего облика в системе отношений. У Т. Парсонса в хо-
де развития волюнтаристской теории действия находится упоминание о том, что человеческая телесность есть необходимое условие действия. Одной из немногих заслуг социологии в этом вопросе является рассмотрение тела как источника социальных метафор: «глава государства», «органы власти» [12].
Начиная с Х1Х века, ключевая роль человеческому телу и его внешнему облику отводится в антропологии, причем это было связано напрямую с развитием философской антропологии. Тело оказывается в центре онтологической проблематики: именно в нем сосредотачивается неповторимая человеческая универсальность. Ранние антропологические исследования фокусировались на теле как объекте изучения, что позволяло подойти к решению проблем социального релятивизма. Из этого следует, что подобные изыскания проводились с оглядкой на социально-культурные процессы, происходящие в обществе [12]. Представления о теле и физической привлекательности редко рассматриваются независимо от исторического и культурного контекста.
Именно на рубеже Х1Х-ХХ веков в философии появляются серьезные работы, посвященные проблемам телесности. Интересно, что в западной философии тело воспринимается «одновременно и как ограничение, и как потенциал»: биологические механизмы ограничивают количество потомков, продолжительность жизни, но в ходе социокультурного развития может быть реализован скрытый индивидуальный потенциал. Причем в одних философских течениях всегда обращалось внимание на проблемы телесности, но в других - человеческое тело вновь оставалось под спудом, являя скрытую проблему.
В феноменологическом подходе человеческое тело выступает, прежде всего, как источник смыслов, самостоятельный базовый объект. В этом ключе выполнены работы М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Э. Гуссерля [3, 8, 10]. М.А. Тимошенко пишет: «Принимая концепцию тела М. Мерло-Понти в качестве исходного пункта своих размышлений, мы вычленяем мысль о том, что живое тело определяет способ бытия человека в культуре, вместе с тем, являясь структури-
рованным культурным объектом, расширяет предметное поле феноменологии, становясь исследовательским инструментом постижения мира и человека» [13]. Это можно проиллюстрировать размышлениями Ж.-П. Сартра: «.есть тело как живая возможность бежать, танцевать и т.д. Конечно, открытие моего тела как объекта является раскрытием его бытия. Но бытие, которое раскрывается таким образом, есть его бытие-для-другого.» [10]. А также: «.тело представляет индивидуальность моей включенности в мир.» [10]. Отсюда следует отношение к внешности как уникальному ресурсу личности, с помощью которого она выражает свои особенности и презентирует их социальному окружению.
Особое влияние на становление представлений о человеческом теле и внешности в философской перспективе оказала неклассическая философия - Ф. Ницше, Т. Адорно, Ж. Бодрийяр [1, 6, 13]. Стремление Ф. Ницше вернуть тело в область эстетической проблематики являлось протестом против конформизма и ханжества немецкого общества. Б. Тернер удачно интерпретирует работы этого мыслителя: «Любая эпоха в эволюции человечества, в ходе которой Человек трансформирует природу с помощью техники, одновременно является периодом трансформации природы самого Человека. Каждый такой период порождает свой идеал Человека, свой особый характер, а вместе с ним и «новое тело».» [12]. Эти размышления вновь подтверждают уже звучавшую идею об относительности идеалов красоты и уродства внутри каждого общества и культурного пространства.
Особым образом представления о телесности человека разрабатывались в философии постмодернизма - М. Фуко, Ж. Деррида. Постмодернистская критика рационального подхода обозначила проблемы тела именно как проблемы исторические, которые необходимо интерпретировать с позиций соотношения желаний и разума. В результате этого возник интерес к телу как источнику противостояния инструментальному разуму [12].
Основоположником концепции телесности в психологии и психотерапии является бывший психоаналитик В. Райх. Ему принадлежит первая теория о значимости человеческого тела для развития адаптивных качеств личности. Он впервые обратил внимание на влияние здорового функционирования тела на характер человека. Человеческий разум и человеческое тело Райх рассматривал как неделимое единство. Он всегда утверждал, что тело - это основа всей психической деятельности. Ему принадлежит разработка практики телесноориентированной психотерапии, целью которой было расслабление «мышечного панциря» и достижение внутренней гармонии. Идеи В. Райха оказали влияние на плеяду ученых (А. Лоуэн, М. Фельденкрайз, Ф. Александер), посвятивших себя изучению взаимного влияния тела на психику и эмоциональных переживаний на телесные процессы.
Таким образом, данная историческая эпоха привела к значительной переоценке важности тела и внешности человека. Свою роль здесь сыграли и процессы индустриализации и становления общества потребления, развитие феминизма и падение пуританской морали.
Современны проблемы, связанные с телесностью. В современном обществе укрепляются позиции телесной оболочки человека как объекта изучения для многих наук: анатомии, биологии, физиологии, генетики, психологии, антропологии, философии, культурологии. В отличие от всех иных исторических периодов, когда чуть ли не единственными способами познания тела являлись созерцание и осязание, сейчас возможно проникновение на молекулярный и генетический уровни функционирования. С одной стороны, человеческое тело перестает быть тайной: оно практически «на ладони» у ученых - под микроскопом, в томографе, под рентгеновскими лучами. С другой стороны, вопрос об отношениях между телом и психикой, телом и обществом с его нормами и правилами, телом индивидуальным и телом коллективным остается до сих пор открытым и дискутабельным.
Теперь тело является не только объектом коммерческого и потребительского интереса, но и сферой приложения сил по сохранению здоровья, физической формы, внешней привлекательности. Индустрия красоты и моды по всему миру вкладывает значительные финансовые средства в продвижение «образцов для подражания»: изображения «эталонной» внешности. В связи с этим приобретают большую популярность разнообразные процедуры, направленные на совершенствование внешнего облика. Любое вмешательство и нарушение целостности тела, добровольное или нежелательное, оказывает сильнейшее влияние на сохранность психики индивида.
Развитие и внедрение инновационных технологий в теоретическую и практическую медицину порождает сложные философские и этические проблемы: статус эмбриона и клонированного тела, генетические эксперименты по созданию «идеальных людей», искусственное выращивание и трансплантация органов, смерть и эвтаназия. Современному обществу стоит осмыслить в новом контексте разнообразные философские вопросы, касающиеся тела, сознания, самоидентичности [12].
Век информационных технологий поставил человечество перед рассмотрением одной из самых объективных и насущных проблем - информатизацией тела. Согласно предвидению ученого и теоретика искусственного разума Рэя Курцвайля, «.к концу XXI века утратится четкая разница между людьми и роботами. В конце концов, какая разница между человеком, который усовершенствовал свое тело и мозг с помощью вычислительных и нанотехнологий, и роботом, который разумом и чувствительностью превосходит своих человеческих создателей?» [цит. по 16].
Теории информационного пространства и искусственного интеллекта приводят, по мнению М.Н. Эпштейна, к обезжизневанию тела - «семиотизация и де-витализация, отношение к телу как к информационной машине, способной симулировать любые биологические функции и превосходить в этом природу»
[16]. Если в Средневековье отдаление от тела было обусловлено переключением внимания на духовную составляющую, а в во времена Ренессанса тело воспринималось как механизм, то в современном мире сходные процессы являются продуктом развития информационных технологий, переходом к жизни в киберпространстве. Так называемая перспектива пост-телесной цивилизации ставит именно перед философией задачи ценностно-смыслового сбережения человеческого тела и внешности.
Таким образом, в современной науке и общественном сознании тело может быть проанализировано в следующих контекстах: как предмет информационной или биогенетической расшифровки и трансформации; как предмет культа и подражания, торговли и профессиональной деятельности.
Выводы.
Внешний облик человеческого тела изначально задан генетической информацией, переданной от родителей, и максимально индивидуален. То есть внешность - это самый первый и очевидный индивидуализирующий признак. Каждому человеку под силу определенным образом влиять на свой внешний облик с помощью различных процедур. Мотивация таких поступков многоаспектна: выразить характерные черты личности; определить себя относительно социальной или религиозной группы; добиться уважения и принятия; соответствовать эталонам красоты и привлекательности.
Отношение к человеческой телесности - вопрос, терзающий умы философов, культурологов, психологов, историков, антропологов на протяжении тысячелетий. Можно сказать, что тело человека как особый объект научного и общественного интереса прошло долгий путь, познав и унижение, и превозношение, и стандартизацию.
Если к прекрасному и красивому философы, культурологи, историки и художники обращались достаточно часто и, соответственно, проследить историю эстетической мысли довольно просто, то с безобразным дело обстоит сложнее -
о нем всегда упоминали вскользь, нехотя. Поэтому предполагается, что у истории уродства есть нечто общее с историей красоты, ведь их можно рассмотреть как две стороны одной медали. Понятия прекрасного и безобразного определяются относительно конкретной культуры и конкретного исторического периода. Причем, как бы ни изменялись представления относительно времен и культур, умы людей поглощала идея найти общий знаменатель - определить красивое и уродливое относительно неизменного вечного образца. Однако исследовании в области психологии внешности и красоты принесли необычные результаты: в современном мире, несмотря на тиражируемые эталоны внешней привлекательности, объективных идеалов не существует, есть только субъективные представления конкретных людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. С. 167.
2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://itmk.it/libri/biblioteka itmkit/ars/theoria/woelfflin/
3. Гриднева Е.А., Бухранова Т.С. Тело как знак личности // Коммуника-тивистика XXI века: перспективы развития социально-гуманитарного знания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. С. 84-87.
4. Замощанский И.И. Возникновение индивидуальности и феномен плоти // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2007. № 50. С. 208-213.
5. Зинченко В.П., Подорога В.А. О человеческой душе и плоти // Знание. Понимание. Умение. М.: Московский гуманитарный университет, 2005. № 1. С.34-43.
6. История уродства / под ред. У. Эко / пер. с итал. под ред. А.А. Сабашниковой. М.: Слово, 2007. 456 с.
7. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adhoc-
coaching.spb.ru/pub/koncepciya telesnosti.htm
8. Ортега-и-Гассет Х. Появление «Другого» (из работы «Человек и люди»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vneshnii-
oblik.ru/filosofiya/ortega-gasset-drugoi.html
9. Подорога В. А. Полное и рассеченное // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост.: В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005. С. 67-138.
10. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. С. 324-377.
11. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности / пер. с англ., под ред. Е.И. Николаевой. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
12. Тернер Б. Современные направления развития теории тела / Перевод к.с.н. О. Оберемко // Журнал Thesis. 1994. Вып. 6. С. 137-167.
13. Тимошенко М.А. Человеческое тело как культурная форма: автореф. дис. ... к.филос.н. Нижний Новгород, 2009. 25 с.
14. Цонкапа, великий тибетский учитель «Драгоценное человеческое тело». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //buddhavam.ru/драгоценное-человеческое-тело.Ыт!
15. Шкуратова И.П. Оформление внешности как средство самовыражения личности // Северо-Кавказский психологический вестник, 2009. № 7/2. С. 24-29.
16. Эпштейн М., Тульчинский Г.Л. Философия тела. Тело свободы. СПб.: Алетейя, 2006. 432 с.