Научная статья на тему 'Философские проблемы юридической славистики и перспективы славянского единства в XXI столетии'

Философские проблемы юридической славистики и перспективы славянского единства в XXI столетии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛАВИСТИКА / КОНФЕДЕРАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ПАНСЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / PHILOSOPHY OF LAW / LEGAL SLAVISTICS / CONFEDERATIO / SOCIAL IDEAL / PAN-SLAVIC IDEA / UNION STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серегин А.В.

В статье анализируются философские проблемы юридической славистики, связанные с формированием обновлённой панславянской государственно-правовой идеологии, направленной на конфедеративные и федеративные формы славянского объединения. Автор последовательно исследуетконцептуальные, цивилизационные и геополитические препятствия славянского единства. Вместес тем в представленной работе предлагаются пути по преодолению антиславянских политико-юридических догматов с помощью просвещения, направленного на формирование среди славян панславянской доктрины первичности славянского общинно-родового строя, построенного на началахархаического социализма (круговой поруки и взаимовыручки); вечевом правлении; вольнолюбии,отрицании всех форм рабства; лингвистическом родстве; органическом единстве личных и общинных интересов, с признанием безусловного примата державных ценностей над частными; а такжеверховенством духовно-нравственных начал над материальными потребностями. В практическойплоскости предлагается юридический проект по развитию Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF LEGAL SLAVISTICS AND PROSPECTS OF SLAVIC UNITY IN THE XXI CENTURY

The article analyzes the philosophical problems of legal Slavistics related to the formation of theupdated pan-Slavic state-legal ideology aimed at Confederate and Federal forms of Slavic Association.The author consistently explores the conceptual, civilizational and geopolitical obstacles of Slavic unity.However, in the presented work and suggests some ways to overcome the anti-Slav political and legal dogmasthrough education aimed at the formation among the Slavs pan-Slavic doctrine of the primacy of the Slaviccommunity-the tribal system, founded on the principles of archaic socialism (mutual responsibility andmutual support); Board Assembly; the freedom-loving nature, the rejection of all forms of slavery; linguisticaffinity; organic unity of personal and community interests, with unconditional recognition of the primacy ofthe sovereign values of the private; as well as the supremacy of spiritual and moral principles over materialneeds. In practical terms, we propose a legal project for the development of the Union state of the Republicof Belarus and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Философские проблемы юридической славистики и перспективы славянского единства в XXI столетии»

УДК 340 ББК 67.0

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА В XXI СТОЛЕТИИ

А. В. Серегин

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)

В статье анализируются философские проблемы юридической славистики, связанные с формированием обновлённой панславянской государственно-правовой идеологии, направленной на конфедеративные и федеративные формы славянского объединения. Автор последовательно исследует концептуальные, цивилизационные и геополитические препятствия славянского единства. Вместе с тем в представленной работе предлагаются пути по преодолению антиславянских политико-юридических догматов с помощью просвещения, направленного на формирование среди славян панславянской доктрины первичности славянского общинно-родового строя, построенного на началах архаического социализма (круговой поруки и взаимовыручки); вечевом правлении; вольнолюбии, отрицании всех форм рабства; лингвистическом родстве; органическом единстве личных и общинных интересов, с признанием безусловного примата державных ценностей над частными; а также верховенством духовно-нравственных начал над материальными потребностями. В практической плоскости предлагается юридический проект по развитию Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Ключевые слова: философия права, юридическая славистика, конфедерация, общественный идеал, панславянская идея, союзное государство.

PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF LEGAL SLAVISTICS AND PROSPECTS OF SLAVIC UNITY IN THE XXI CENTURY

A. V. Seregin

Souther Federal University (Rostov-on-Don, Russia)

The article analyzes the philosophical problems of legal Slavistics related to the formation of the updated pan-Slavic state-legal ideology aimed at Confederate and Federal forms of Slavic Association. The author consistently explores the conceptual, civilizational and geopolitical obstacles of Slavic unity. However, in the presented work and suggests some ways to overcome the anti-Slav political and legal dogmas through education aimed at the formation among the Slavs pan-Slavic doctrine of the primacy of the Slavic community-the tribal system, founded on the principles of archaic socialism (mutual responsibility and mutual support); Board Assembly; the freedom-loving nature, the rejection of all forms of slavery; linguistic affinity; organic unity of personal and community interests, with unconditional recognition of the primacy of the sovereign values of the private; as well as the supremacy of spiritual and moral principles over material needs. In practical terms, we propose a legal project for the development of the Union state of the Republic of Belarus and the Russian Federation.

Keywords: philosophy of law, legal Slavistics, Confederation, social ideal, pan-Slavic idea, Union state.

На страницах научных журналов и монографий мною ранее неоднократно отмечалась необходимость возрождения и формирования обновлённой юридической славистики в качестве самостоятельной учебной дисциплины и части юридической науки, занимающейся исследованием не только наиболее общих закономерностей существования государства, права, государ-

ственно-правовых явлений, аксиом, но и политико-идеологических, философско-мировоззренческих концепций развития славянских народов [1, с. 173-175; 2, с. 692-698; 3, с. 61-65; 4, с. 316-315]. Идею развития историко-правового направления юридической славистики поддержали белорусские учёные-правоведы В. И. Ермолович и Р. В. Шарпов [5, с. 15-27], а также представители сербской истори-ко-правовой науки Д. Николич [6, с. 68-71] и А. Джорджевич [7, с. 3].

Вместе с тем важнейшие культурно-мировоззренческие аспекты развития славистического научного направления правоведения не успели получить должного концептуального обоснования, столь необходимого в современных условиях кризисного состояния славянского мира, сотрясаемого государственной дезинтеграцией, религиозной и национальной враждой, а также экономической и, как следствие, социальной несправедливостью в перераспределении общественного блага и правовых гарантий. На фоне объединения германо-романского мира в новую «Священную римскую империи германской нации» — Евросоюз, славянские государства дробят на мелкие и бессильные политические образования, погружая их в состояние постоянных национально-религиозных конфликтов. Достаточно вспомнить уничтоженную Югославию, расчленённый Советский Союз или разваливающуюся Украину.

Для преодоления антиславянских и антирусских геополитических вызовов отечественная юриспруденция нуждается в глубинных философско-правовых исследованиях проблем славянской правовой идентичности, государственной самобытности и футурологической привлекательности гуманистического социально-ориентированного построения справедливого и свободного союза вольных народов. Используя метод скептического анализа, И. А. Иванников пришел к выводу, что философия права прежде всего «занимается критическим анализом права, поиском политического и правового идеала» [8, с. 7]. А идеал неразрывно связан с понятием справедливости. Поэтому «не знать философию права, — значит плестись в хвосте событий, не знать и не влиять на ход истории» [8, с. 4]. По своей структуре юридическая славистика представляет собой комбинированную систему знаний, включающую в себя историю государства и права славянских народов; славянскую философию, теорию и историю государственно-правовой мысли; современное конституционное право славянских государств; уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права славянских народов; а также международное право, определяющее положение славянских держав в системе глобального мироустройства. Следовательно, юридическая славистика является частью философии права, а философия права выступает частью юридической славистики.

Современный славянский мир развивается в лоне нескольких цивилизационных парадигм.

Во-первых, это парадигма коллективного запада с его поклонением римским правовым конструкциям в границах романо-германской правовой семьи. Во-вторых, это парадигма католического цезаре-папизма, включившая в сферу своего духовного влияния Польшу, Чехию, Словению, Словакию и Хорватию. В-третьих, парадигма греко-кафолического (православного) вероисповедания, утвердившаяся в Сербии, Черногории, Македонии, Болгарии, Белоруссии, Украине и России. В-четвёртых, исламская парадигма с приматом коранических норм и системы шариата, воспринятая боснийцами. В-пятых, не стоит забывать, что с 1945 по 1990 г. все славянские народы развивались в единой социалистической правовой системе, временно отвергнутой в результате буржуазного реванша.

Именно из-за конкуренции государственно-правового мировоззрения не удалось создать всеславянскую империю, связанную идеями византизма и греческого христианства, о которых писал К. Н. Леонтьев [9, с. 108-116]. Не помог установлению славянской свободы анархистский проект М. А. Бакунина, считавшего, что политически автономная и экономически самостоятельная славянская сельскохозяйственная община в противовес государству может стать ядром нового ненасильственного союза славянских народов [10, с. 302]. Парадокс, но панславянская правовая и политическая идея достигла своего апогея при построении интернациональной советской социалистической системы.

Современная панславянская идея не может развиваться в рамках религиозной традиции, но она и не должна игнорировать её. Региональные конфедеративные объединения современных славянских республик могут использовать единство церковной догматики. Например, Польша, Чехия, Словакия, Словения и Хорватия имеют единые ценности латинского мира. При этом Польша, Чехия и Словакия предрасположены к объединению в Западно-Славянскую конфедерацию — Великую Вагрию или Ве-нею; Россия, Украина и Белоруссия, имеющие общие историко-государственные и религиозно-православные корни, обязаны в рамках воссоединения создать Восточно-Славянскую конфедерацию — Свет-

лороссию; на Балканах во главе с Сербией необходимо возродить Союзную Республику Югославию с включением в неё Республики Сербия, Республики Черногория, Республики Северная Македония, Республики Болгария, Республики Сербская Краина. Словению и Хорватию целесообразно объединить в Хорвато-Словенскую федерацию. В дальнейшем славянские конфедеративные союзы и федерации совместно со славянскими общинами, находящимися за пределами государственных границ славянских держав (например, сорбы в ФРГ), для сохранения своей самоидентичности и свободного развития должны объединиться во всеславянское союзное государство — Великую Всеславию.

Формой правления Великой Всеславии целесообразно избрать коллегиальную республику; формой государственно-территориального единства — конфедеративно-федеративный союз славянских народов, общин и государств с социально-гарантийным режимом политического народовластия. Идеологией славянского единства плодотворно может развиваться на принципах этнокультурной, языковой, державной, правовой и исторической общности славянских народов. Славянские народы необходимо просвещать, формируя среди них панславянскую доктрину первичности славянского общинно-родового строя, построенного на началах архаического социализма (круговой поруки и взаимовыручки); вечевом правлении; вольнолюбии, отрицании всех форм рабства; лингвистическом родстве; органическом единстве личных и общинных интересов, с признанием безусловного примата державных ценностей над частными, а также верховенством духовно-нравственных начал над материальными потребностями.

Данные философские разработки юридической славистики необходимо теоретически развить и применить в политическом процессе воссоединения России и Белоруссии. Российская Федерация и Республика Беларусь заключили по воле своих народов между собой Договор о создании Союзного государства 1999 г. [11, с. 6] на принципах суверенного равенства его участников, т. е. на конфедеративной основе. На основании ч. 2 и 3 ст. 62 Договора о создании Союзного государства 2000 г. предусматривается принятие на референдумах Российской Федерации и Республики Беларусь Конституционного Акта Союзного государства с последующим внесением соответствующих изменений в конституции этих государств. К сожалению, эта норма международного договора пока не исполнена.

Полагаем, что интеграционной формой такого политического союза должна стать коллегиальная республика с конфедеративной формой государственного устройства с демократическим, правовым и социально-гарантийным государственным режимом, основанным на духовном, кровном, культурном и историческом родстве великороссов, белорусов, малороссов, русинов и казаков — единого русского народа [12, с. 321]. Субъектами Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации с равнозначным названием Светлороссия наряду с белорусским и российским государствами следует признать народ Республики Беларусь и многонациональный народ Российской Федерации.

Для предотвращения культурного отчуждения столичного населения от жителей других регионов конфедерации необходимо не только изменить правовой статус столичного города Союзного государства, но и перенести его в глубь державы, например на реку Волгу или на Урал. Аналогичные примеры возрождения государственности известны как зарубежным странам, так и нашему отечеству. Например, Константин Великий (император Римской империи) перенес столицу из Рима в Константинополь (Византий); в России (в 1Х-ХХ1 вв.) столицами были Ладога, Новгород, Киев, Владимир, Москва, Санкт-Петербург, снова Москва; в Казахстане столицу из Алма-Аты перенесли в Астану (сейчас Нур-Султан), в Бразилии из Рио-де-Жанейро — в Бразилиа; в Турции из Стамбула — в Анкару и т. д. Новую столицу желательно заселять только государственными служащими и коммунальными работниками, обеспечивающими их деятельность, лишь на время занятия ими публичных должностей или выполнения специальных трудовых обязанностей. Такой подход устранит зависть, духовное противостояние между провинциалами и коренными жителями столицы, поскольку последние исчезнут как социальное явление. Это укрепит авторитет и единство союзной государственной власти, позволит ей стать более легитимной и приближенной к народу. Временной столицей может стать Ярославль, имеющий богатую историю, в котором до освобождения Москвы в 1612 г. от польских интервентов располагалось правительство ополчения земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского — Совет Всея Земли.

В качестве предметов исключительного ведения Союзного государства необходимо закрепить:

1) принятие и изменение Конституционного Акта Республики Беларусь и Российской Федерации, контроль за его соблюдением;

2) установление системы конфедеративных (союзных) налогов и сборов, формирование конфедеративных (союзных) органов власти, порядок их организации и деятельности;

3) конфедеративная собственность и управление ею;

4) установление основ конфедеративной (союзной) политики, принятие конфедеративных (союзных) программ в области экономики, социального, культурного и державного развития Союзного государства;

5) установление правовых основ единого рынка, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и Народный Банк Союзного государства;

6) конфедеративный (союзный) бюджет;

7) вопросы войны и мира;

8) метрологическую службу, стандарты, эталоны, метрическую систему исчисления времени, бухгалтерский учёт;

9) награды и почётные звания Союзного государства;

10) конфедеративная (союзная) служба;

11) правовое положение столицы конфедерации;

12) статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

13) принятие в состав Союзного государства новых субъектов.

Предметами совместного ведения Союзного государства и его субъектов должны остаться: а) коллективная оборона и безопасность; б) деятельность в космосе; в) защита прав братских славянских народов; г) охрана границ Союзного государства; д) взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам; е) гармонизация и унификация правовых систем субъектов Республики Беларусь и Российской Федерации; ж) осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда; з) охрана окружающей среды; и) развитие науки и образования; к) формирование общего научного, технологического и информационного пространства; л) миграционная политика; м) обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи и иных социальных гарантий; н) борьба с преступностью. Вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Светлороссии и её субъектов последние должны сохранять всю полноту суверенной власти.

Верховная правотворческая власть Союзного государства должна осуществляться коллегиальным органом — Союзным Советом, состоящим из двух палат: Палаты Государств и Народного Веча. Палату Государств следует формировать представительными (законодательными) органами субъектов конфедерации — 18 делегатов от Совета Федерации Российской Федерации, 18 делегатов от Государственной Думы Российской Федерации, 18 делегатов от Совета Республики Республики Беларусь, 18 делегатов от Палаты Представителей Республики Беларусь, делегированных на срок, соответствующий легислатуре палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. В Народное Вече должны избираться по 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь. Палата Государств должна формировать Контрольную палату, проверяющую точное и правомерное исполнение бюджета Правительством Союзного государства.

Главой конфедеративного союза следует признать Высший Политический Совет, состоящий из глав государств, глав правительств и руководителей палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. Функции председателя Высшего Политического Совета должен исполнять Верховный секретарь, избираемый его членами единогласно сроком на один год. Кроме того, Высший Политический Совет должен назначать и снимать Прокурора Союзного государства, надзирающего за исполнением Конституции и иных нормативно-правовых актов Союзного государства, а также маршала — командующего объединённой группировкой войск быстрого реагирования, предназначенной для защиты союзных интересов. При маршале должен заседать Центральный Военный Совет, состоящий из глав военных ведомств государств субъектов Союзного государства (Республики Беларусь и Российской Федерации).

Во главе союзного правительства необходимо поставить Генерального распорядителя, которого на эту должность будет назначать Высший Политический Совет из числа трёх кандидатов, предлагаемых Союзным советом на совместном заседании Палаты Государств и Народного Веча. Для согласования общей политической воли Республики Беларусь и Российской Федерации с целями и задачами союзного правительства, логично, чтобы управляющие отдельными сферами политической жизни

общества и отраслями экономики — Державные распорядители — назначались Генеральным распорядителем с согласия Народного Веча. Обязанность отправлять союзное правительство в отставку должна принадлежать Верховному секретарю Высшего Политического Совета, если на совместном заседании палат Союзного Совета Генеральному распорядителю и его команде будет выражено недоверие. Единую валюту Союзного государства должен эмитировать Народный Банк Союзного государства, руководство и служащие которого, включая Председателя, будут назначаться Высшим Политическим Советом. Охрана законности в Союзном Государстве должна осуществляется посредством прокурорского надзора за соблюдением Конституционного Акта Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации — Светлороссии, а также за исполнением союзных законов и иных союзных нормативно-правовых актов. Полномочия, организация и порядок деятельности Союзной Прокуратуры целесообразно определить союзным законом. Центральную судебную власть в Союзе следует вручить Верховной Палате Справедливости, состоящей из пятнадцати судей; четверо из которых будут назначаться Палатой государств, шестеро — Народным Вечем, двое Союзным Правительством и трое, включая Председателя суда, Высшим Политическим Советом. Главная задача этого органа заключается в толковании Конституции Союзного государства, разрешении споров между центральными органами власти Союзного государства, а также в разрешении коллизий между нормативно-правовыми актами субъектов Союзного Государства и Союзным государством. Детальная регламентация, определяющая специфику конкретных политических, управленческих полномочий и процедур их реализации, должна вырабатываться Союзным Советом или утверждаться на союзных референдумах.

Вместе с тем представленная модель является не догмой, а теоретико-юридическим проектом, который в процессе реального объединения России и Белоруссии, других славянских, народов и государств в единую державу, безусловно, подвергнется существенной корректировке, но его стратегический вектор останется незыблемой константой справедливого и многообразного мирового порядка.

Библиографический список

1. Серегин А. В. Предмет и метод юридической славистики // Terra Economicus. Т. 11, № 3/3. 2013. С.173-175.

2. Серегин А. В. Теоретические основы юридической славистики // Юридическая техника. 2015. № 9. С.692-698.

3. Серегин А. В. О необходимости возрождения юридической славистики в современной Российской Федерации // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2015. № 1 (3). С. 61-65.

4. Серегин А. В. Эволюция древнеславянского права (эпоха Средневековья: от общинно-вечевых истоков к крепостничеству) : монография. М., 2018. 324 с.

5. Ермолович В. И., Шарпов Р. В. Процесс эволюции реальных договоров в римском частном праве и законодательстве Великого княжества Литовского, Русского, Жамайтского // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2017. Т. 4. № 3 (13). С. 15-27.

6. Николич Драган. Сравнительная история права славянских народов (юридико-историческое эссе) // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. Т. 4, № 4 (14). 2017. С. 68-71.

7. Ъор^евиЬ А. Истори'асловенских права: државна власт и суд / Александар В. Ъор^евиЬ. Ниш, 2018. 140 с.

8. Иванников И. А. История философии права : монография. М., 2014. 290 с.

9. Леонтьев К. Н. Византизм и Славянство // Восток, Россия и Славянство: философия и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891 гг.). М., 1996. 798 с.

10. Бакунин М. А. Основы новой славянской политики. // Собрание сочинений и писем. 18281876 гг. Т. 3. М., 1934. 502 с.

11. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 29 янв. С. 6.

12. Серегин А. В. Державное наследие Древней Руси: опыт юридического исследования от Скифии до пресечения династии Рюриковичей : монография. М., 2017. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.