Научная статья на тему 'Философское значение юридической славистики'

Философское значение юридической славистики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEGAL SLAVISTICS / LAW / SLAVS / STATE / RUSSIA / ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛАВИСТИКА / ПРАВО / СЛАВЯНЕ / ГОСУДАРСТВО / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасова Марина Александровна

В статье автор рассматривает философско-правовые основы формирования современной юридической славистики. Анализируется исторический процесс зарождения юридической славистики в XIX столетии, условия ее возрождения в начале XXI века и перспективы развития. Особое внимание в статье уделено идеологическому и мировоззренческому значению юридической славистики в качестве новой отрасли философии права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL SIGNIFICANCE OF THE LAW OF SLAVISTICS STUDIES

In the article the author considers the philosophical and legal basis of the formation of modern legal Slavistics. The paper analyzes the historical process of the origin of legal Slavistics in the XIX century, the conditions for the revival of legal Slavistics in the early XXI century and the prospects for its development in the future. Particular attention is paid to the ideological and ideological significance of legal Slavistics as a new branch of the philosophy of law.

Текст научной работы на тему «Философское значение юридической славистики»

УДК 340 : 1 ББК 67

Черкасова Марина Александровна Cherkasova Marina Aleksandrovna

профессор кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления доктор философских наук, профессор.

Professor of the Department of State and Municipal Administration of the State University of Management, Doctor of Philosophy, Professor. Е-mail: msk-1972@mail.ru

ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ Philosophical significance of the law of slavistics studies

В статье автор рассматривает философско-правовые основы формирования современной юридической славистики. Анализируется исторический процесс зарождения юридической славистики в XIXстолетии, условия ее возрождения в начале XXI века и перспективы развития. Особое внимание в статье уделено идеологическому и мировоззренческому значению юридической славистики в качестве новой отрасли философии права.

Ключевые слова: юридическая славистика, право, славяне, государство, юриспруденция, Россия.

Особый интерес к исследованию государства и права славянских народов возник в XIX столетии, когда сербы и болгары при военно-политической, духовной и экономической поддержке России вступили в борьбу за национальную независимость и суверенную государственность от исламской Османской империи.

Наряду с этим хорваты, словенцы, словаки и чехи, находившиеся в составе Австро-Венгерской империи, в данную историческую эпоху все более пристальное внимание стали уделять своей национальной средневековой истории, в которой они имели независимые королевства и княжества [18].

Кроме того, после 1815 года, когда Царство Польское вошло в состав Российской империи, возник важный идеологический дискурс, связанный с культурно-правовым объединением славян на основе их общих, этнона-циональных, языковых корней и юридических обычаев, не обремененных религиозной ориентацией. В Варшавском Императорском Университете с 1863 года для укрепления русофильских панславянских идей стали читать курс история славянского законодательства [17, с. 237].

In the article the author considers the philosophical and legal basis of the formation of modern legal Slavistics. The paper analyzes the historical process of the origin of legal Slavistics in the XIX century, the conditions for the revival of legal Slavistics in the early XXI century and the prospects for its development in the future. Particular attention is paid to the ideological and ideological significance of legal Slavistics as a new branch of the philosophy of law.

Keywords: legal slavistics, law, Slavs, state, law, Russia.

Россия, оставшаяся на тот момент единственной независимой православной славянской страной, в то же время в геополитическом плане выступала имперской сверхдержавой, претендующей на центральную роль в панславянской и византийской идее единой политико-правовой ойкумены.

Огромный вклад в зарождение основ славянских юридических исследований внесли А. Ф. Гильфельдинг [2], М. Винавер [23], Т. Во-ланский [1], В. Дьячан [24], Ф. Ф. Зигель [5], Д. Я. Самоквасов [13], И. М. Собестианский [20], П. И. Шафарик [27], Й. Иречек [25], Е. И. Клас-сен [6], А. А. Котляревский [26], Ф. И. Леонто-вич [8] и другие. Труды вышеперечисленных ученых носили преимущественно компаративистский историко-правовой характер, но в них прослеживалась борьба с засильем нор-манизма, германизма и тюркизма в воззрениях на генезис древнеславянской государственности и правовой системы.

Но в отличие от лингвистики, в лоне которой развивалась языковая славистика, юридическая славистика в качестве самостоятельного научного направления правовых исследований не сложилась. Во многом это объясняется тем,

что в XIX - начале XX века только сербы, черногорцы и болгары получили собственную государственность.

После Первой мировой войны (1914-1918) и Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года появились новые независимые славянские государства, имеющие как федеративное, так и унитарное устройство. Например, сербы, хорваты и словенцы объединились в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, чехи и словаки создали Чехословакию, отделившись от бывшей Австро-Венгрии, Польша получила независимость, а Российская империя, рухнув, трансформировалась в Союз Советских Социалистических Республик, субъектами и учредителями которого признавались такие суверенные славянские республики, как Украина (УССР), Белоруссия (БССР) и Россия (РСФСР).

В период между двумя мировыми войнами (1839-1939) в СССР панславянские идеи были заменены принципом пролетарского интернационализма, а в Польше - идеями великополь-ского шовинизма и национализма. На Балканах, напротив, преобразовали Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев в Королевство Югославию, эти унитаристские процессы стимулировали развитие славянских историко-правовых исследований под руководством русских эмигрантов (Ф. В. Тарановского [22], А. В. Соловьева [21] и других), возглавивших работу юго-славянских юридических факультетов.

В Пражском университете интенсивно развивались исследования истории древне-славянских государств во главе с профессором Ф. Дворником [3] и Л. Недерле [9].

После Второй мировой войны (19391945) история государства и права славянских народов была объявлена буржуазно националистической дисциплиной и устранена при обучении юристов в странах социалистического лагеря.

В 90-х годах XX века произошел ренессанс славянско-правовых исследований. В Республике Беларусь в учебную программу юристов-специалистов ввели дисциплину «История государства и права славянских народов» [7], но после перехода на болонскую систему дуалистической подготовки юристов по уровню бакалавриата и магистратуры данный предмет, к сожалению, был исключен из программы подготовки высшего образования будущих юристов.

В Российской Федерации о необходимости изучения юридической славистики в качестве специальной дисциплины и отрасли теоретической юриспруденции заговорил Серегин А. В. [14, с. 173-175; 15, с. 692-698; 16, с. 61-65]. Его идея была поддержана сербскими (Д. Ни-количем [10, с. 68-71], А. Джоржевичем [11, с. 12-20]) и белорусскими историками права (В. И. Ермоловичем и Р. В. Шармовым [4, с. 15-27]), которые согласились, что юридическая славистика должна изучать целый ряд органически взаимосвязанных общественных отношений в области исторического генезиса и эволюции государственности и права славянских народов, славянские юридические доктрины и отраслевое (конституционное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и пр.) право современных славянских государств [19, с. 315-316].

Повышенный интерес к славянским юридическим исследованиям не случаен.

В конце XX - начале XXI века славянские народы и государства оказались в состоянии жертв агрессивной экспансии Западного мира (в первую очередь страны НАТО).

Югославия, Чехословакия и Советский Союз не только прекратили свое существование, но и на их территории (за исключением Чехии и Словакии) разгорелись этнонацио-нальные и религиозные войны и конфликты.

Недооценка конфессиональных, национальных, культурно-исторических и правовых противоречий восточного славянства на территории современной Украины привело к крайне невыгодной геополитической ситуации перманентного конфликта на Донбассе и мобилизации украинских граждан вокруг идеи борьбы против Российской Федерации, объявленной проамериканским киевским правительством виновницей всех проблем на планете Земля.

Более того, Украина конституционно объявила о курсе на вступление в Европейский Союз и военно-политический блок НАТО.

Для развенчания антинаучных, античеловеческих, антиславянских и антирусских концепций именно сейчас необходима юридическая славистика, которая по своей природе важнейшее значение должна уделять цивили-зационным особенностям правовых систем современных славянских государств.

Цивилизационный подход к изучению славянского права предполагает исследование религиозного, культурного, антропологического, этнического, исторического и геополитического влияния на содержание правовых норм.

С эпохи раннего Средневековья и до наших дней каноническое право влияет на формирование правосознания славянских народов. Так, западные славяне (поляки, чехи и словаки) оказались в зоне католической цивилизационной парадигмы, в которой решения папы римского принимаются единолично и считаются непогрешимыми. Южные или балканские славяне в межконфессиональной борьбе вынуждены примкнуть к латинской (римской) церкви, как хорваты и словенцы; к константинопольской церкви, что сделали болгары и хорваты, и после вторжения турок принять ислам и образовать новую народность боснийцев, среди которых в раннем Средневековье огромное распространение имели богумильские учения.

В современном геополитическом плане после развала Югославии хорваты и словенцы первыми вошли в состав Европейского Союза и НАТО, преемников Священной Римской империи германской нации, в которую входила значительная часть Австрийской империи, а затем и Австро-Венгрии.

На территории современной Украины и сегодня продолжается борьба за приходы с момента принятия Берестейской унии 1596 года.

Юридическая славистика с методологической точки зрения должна опираться на герменевтический и сравнительно-правовые методы научного исследования, включая его диахроническую и синхроническую разновидности. Особое значение в юридической славистике важно уделить философии славянского конституционализма в его исторической ретроспективе и футурологическом перспективном моделировании [12, с. 13-18].

Новому поколению философов права необходимо разработать панславянскую теорию государства и права. Отраслевые юридические науки в славянских государствах логично изучать в рамках сравнительного уголовного, административного, конституционного, гражданского, семейного, уголовно-процессуального, административно-процессуального и других отраслей права.

Правовые исследования исторического развития государства и права славянских народов должны разрешить такие дискуссионные проблемы, как:

- особенность самобытного происхождения славянской государственности и правовой системы;

- причины инволюции вечевого правления и древнеславянского общинного и родового самоуправления;

- политико-правовой статус казачества в славянском мире;

- степень взаимного влияния законодательств древних и современных славянских государств друг на друга;

- феномен сложноорганизованных славянских государств, таких как Речь Посполитая, Российская империя, Чехословакия, Югославия, СССР, Российская Федерация и Союзное Государство Республики Беларусь и Российской Федерации.

В рамках специальных научных проектов необходимо изучать роль России в защите и восстановлении сербской и болгарской государственности.

К сожалению, современная российская юридическая наука развивается в фарватере англосаксонской, точнее англо-американской правовой, политической и государственной либеральной парадигмы.

Любая философская доктрина, в том числе и правовая, предназначена предлагать фу-турологические прогнозы развития человеческого общества с альтернативными вариантами улучшения нравов, законов и государственного строя.

Теоретики юридической славистики среди национальных славянских концептуальных задач по совершенствованию государства и права обязаны рассматривать цивилизацион-ные перспективы панславянского объединения на основе новой гуманистической идеологии социалистического общества. Но славянская правовая и политическая идеология не может родиться и совершенствоваться без воспитания славянской интеллектуальной (софикрати-ческой) элиты [17, с. 267-275] - носительницы панславянской и русофильской юридической доктрины.

Полагаем, что всеславянская идея может быть лишь учением о социалистическом, гуманистическом, интеллектуальном, духовно-нрав-

ственном и физически (спортивном) развитии народа, общества, государства и личности.

Поэтому при подготовке российских юристов необходимо преподавать юридическую славистику, историю государства и права славянских народов, теорию федерализма и союзной государственности.

Панславянская правовая идеология не противоречит идеи евразийства, а дополняет ее, так как восточное славянство, особенно в пределах современной Российской Федерации, Казахстана и других государств Средней Азии,

Литература

1. Воланский Т. Письма о славянских древностях. СПб., 2010.

2. Гильфердинг А. Ф. Когда Европа была нашей: история балтийских славян. М., 2010.

3. Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

4. Ермолович В. И., Шарпов Р. В. Процесс эволюции реальных договоров в римском частном праве и законодательстве Великого княжества Литовского, Русского, Жа-майтского // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2017. Т. 4. № 3 (13).

5. Зигель Ф. Ф. История славянских законодательств: курс лекций, читанных в императорском Варшавском университете 19131914 акад. г. Варшава, 1914. Ч. 1-2.

6. Классен Е. И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. 1854-2005. М., 2005. Вып. 1-3.

7. Кузнецов И. Н. История государства и права славянских народов. Мн., 2004.

8. Леонтович Ф. И. Древнее хорвато-далматинское законодательство. Одесса, 1868.

9. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.

10. Николич Д. Сравнительная история права славянских народов (юридико-истори-ческое эссе) // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2017. № 4 (14). Т. 4.

11. Николич Д., Джоржиевич А., Серегин А. В. Сравнительный анализ судебных доказательств в средневековых правовых системах славянских народов // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2018. Т. 5. № 2.

культурно, политически и цивилизационно влияло и продолжает влиять на развитие государств других народов.

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно сделать вывод, что развитие юридической славистики в современной отечественной юриспруденции носит мировоззренческий, методологический и воспитательный характер, направленный на укрепление российской государственности в геополитической конфигурации многоцентричного мира настоящего времени и будущего миропорядка.

Bibliography

1. Volansky T. Letters about Slavic antiquities. St. Petersburg, 2010.

2. Gilferding A. F. When Europe was ours: the history of the Baltic Slavs. Moscow, 2010.

3. Dvornik F. The Slavs in European history and civilization. Moscow, 2001.

4. Ermolovich V. I., Sharpov R. B. The evolution of real contracts in Roman private law and the laws of the Grand Duchy of Lithuania, Russian, Galitskogo // Bulletin of the law faculty of Southern Federal University. 2017. Vol. 4. № 3 (13).

5. Ziegel F. F. The history of the Slavic legislations: a course of lectures, read at the Imperial University of Warsaw 1913-1914 academic year. Warsaw, 1914. Part 1-2.

6. Classen E. I. Ancient history of the Slavs and Slavic-Rus. 1854. Moscow, 2005. Vol. 1-3.

7. Kuznetsov I. N. History of the state and the rights of the Slavic peoples. Minsk, 2004.

8. Leontovich F. I. The ancient Croatian-Dalmatian legislation. Odessa, 1868.

9. Niederle L. Slavic antiquities. Moscow, 1956.

10. Nikolich D. Comparative history of the law of the Slavic peoples (legal-historical essay) // Bulletin of the faculty of law of the Southern Federal University. 2017. № 4 (14). Vol. 4.

11. Nikolich D., Georgievich A., Seregin A. V. Comparative analysis of judicial proofs in medieval legal systems of the Slavic peoples // Vestnik of the law faculty of the Southern Federal University. 2018. Vol. 5. № 2.

12. Ovchinnikov А. I. The methodology of the study of constitutional and legal policy: the hermeneutic aspect // Philosophy of law. 2018. № 2 (85).

12. Овчинников А. И. Методология исследования конституционно-правовой политики: герменевтический аспект // Философия права. 2018. № 2 (85).

13. Самоквасов Д. Я. Курс истории русского права. М., 1908.

14. Серегин А. В. Предмет и метод юридической славистики // ТеггаЕсопотюш. 2013. Т. 11. № 3-3.

15. Серегин А. В. Теоретические основы юридической славистики // Юридическая техника. 2015. № 9.

16. Серегин А. В. О необходимости возрождения юридической славистики в современной Российской Федерации // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2015. № 1 (3).

17. Серегин А. В. Духовно-нравственное учение о правовой культуре: монография. М., 2016.

18. Серегин А. В. Цивилизационный феномен средневекового многообразия форм славянских государств: монография. М., 2017.

19. Серегин А. В. Эволюция древнеславян-ского права (эпоха Средневековья: от общинно-вечевых истоков к крепостничеству): монография. М., 2018.

20. Собестианский И. М. Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян. Харьков, 1882.

21. Соловьев А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Вопросы истории. 1947. № 7.

22. Тарановский Ф. В. Сравнительное правоведение в конце XIX века. Варшава, 1902.

23. Винавер М. М. ИзслсЬ доваше памятника польскаго обычнаго права XIII всВ ка, на-писаннаго на нсъ мецкомъ языксъ. Вопросъ о происхожденш и систематическое изложете содержатя. Варшава, 1888.

24. Дьячан В. Учаспе народа въ верховной власти въ славянскихъ государствахъ до измененш их государственнаго устройства въ XIV и XV вв. Варшава, 1882.

25. Иречек К. I. Исгс^я болгаръ. Одесса, 1878.

26. Котляревский А. А. Древности юри-дическаго быта балтшскихъ славянъ. Опыт сравнительнаго изучетя славянскаго права // Сочинешя А. А. Котляревского. СПб., 1895. Т. IV.

27. Шафарик П. I. Славянсюя древности. Часть историческая. М., 1847. Т. II. Кн. I.

13. Samokvasov D. Ya. Course in the history of Russian law. Moscow, 1908.

14. Seregin A. V. The subject and method of legal Slavonic studies // Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 3-3.

15. Seregin A. V. Theoretical basis of Slavic studies legal // Legal technique. 2015. N° 9.

16. Seregin A. V. On the need for the revival of legal Slavistics in the modern Russian Federation // Vestnik of the law faculty of the Southern Federal University. 2015. № 1 (3).

17. Seregin A. V. Spiritual and moral teaching of legal culture: monograph. Moscow, 2016.

18. Seregin A. V. Civilizational phenomenon of the medieval variety of forms of Slavic States: monograph. Moscow, 2017.

19. Seregin A. V. Evolution of ancient Slavonic law (middle ages: from the community of Veche origins to serfdom): monograph. Moscow, 2018.

20. Sobesteansky I. M. Doctrine about national specific character and legal life of the ancient Slavs. Kharkov, 1882.

21. Solovyov A. V. Great, Small and White Russia // Questions of history. 1947. № 7.

22. Taranovsky F. V. Comparative jurisprudence in the late XIX century. Warsaw, 1902.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Vinaver M. M. A study of the monument of the Polish customary law, XIII the Armenian language is written in German. The question of the origin and systematic presentation of the content. Warsaw, 1888.

24. Dyachan V. The participation of the people in the supreme power in the Slavic States to change their state structure in the XIV and XV centuries. Warsaw, 1882.

25. Irechek K. I. The history of Bulgaria. Odessa, 1878.

26. Kotlyarevsky A. A. Ancient legal code, the Baltic Slavs. Experience of comparative study of Slavic law // Works of the A. A. Kotlyarevsky. St. Petersburg, 1895. Vol. IV.

27. Shafarik P. I. Slavic antiquity. Part of historical. Moscow, 1847. Vol. II. Book I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.