Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
абстрактный гуманизм / практический гуманизм / педагогика / философия / психология / философское учение / воспитание / образование / abstract humanism / practical humanism / pedagogy / philosophy / psychology / philosophical teaching / upbringing / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных А.О., Бондарь И.А.

Как и в любой другой сфере жизни, философия воспитания также подвержена изменениям со временем. Сегодня мы уже говорим не только о моральных принципах идеальных родителей, а также о том, как избежать постоянного конфликта между родителем и ребенком. В данной статье ставится цель осветить роль философии в воспитании подрастающего поколения, а также описать различные концепции воспитания и направления педагогической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF EDUCATION: INFLUENCE OF PHILOSOPHY ON FORMATION VALUES ANDWORLDVIEW

As in any other area of life, the philosophy of education is also subject to change over time. Today we are talking not only about the moral principles of ideal parents, but also about how to avoid constant conflict between parent and child. This article aims to highlight the role of philosophy in the education of the younger generation, as well as to describe various concepts of education and directions of pedagogical thought.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

УДК 1 Черных А.О., Бондарь И.А.

Черных А. О.

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

Бондарь И.А.

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация: как и в любой другой сфере ^жизни, философия воспитания также подвержена изменениям со временем. Сегодня мы уже говорим не только о моральных принципах идеальных родителей, а также о том, как избежать постоянного конфликта между родителем и ребенком.

В данной статье ставится цель осветить роль философии в воспитании подрастающего поколения, а также описать различные концепции воспитания и направления педагогической мысли.

Ключевые слова: абстрактный гуманизм, практический гуманизм, педагогика, философия, психология, философское учение, воспитание, образование.

Философия играет роль методологии различных гуманитарных наук, таких как социология, экология, психология и педагогика. В словаре философия определяется как стремление к мудрости, которое помогает находить путь к истине. Е.В. Бондаревская отмечает, что от философии ожидают чрезвычайных откровений и абсолютного знания.

В разные исторические периоды существовали различные подходы к философии воспитания. Например, С.И. Гессен считал педагогику философской по своей сути и подчеркивал важность философских знаний для жизни [1: с.21].

В советский период социокультурные условия способствовали негативному отношению к философии, что отразилось в оценке размышлений о воспитании как "философствование". Однако различные концепции воспитания были разработаны на основе различных философских учений. Существуют два основных направления мировой педагогической мысли: авторитарное и гуманитарное воспитание. Философия авторитарного воспитания имела значительное значение в учениях античных мыслителей, таких как Платон, Демокрит и Аристотель.

Демокрит считал, что личность формируется под влиянием природы и воспитания, а Платон уделял особое внимание формированию нравственности и добродетели у детей. Аристотель же использовал идеи Платона как основу для своего представления об идеальном государстве [2: с.432].

Философия играет важную роль в различных областях гуманитарных наук, таких как социология, экология, психология и педагогика. Философия стремится к мудрости и помогает нам находить истину. В прошлом разные философские подходы использовались в педагогике. Например, С.И. Гессен считал педагогику частью философии и подчеркивал ее значение для жизни. В советское время философия была негативно оценена, и размышления о воспитании часто называли "философствованием". Однако различные концепции воспитания были разработаны на основе философских учений.

Авторитарная педагогика имела свои ограничения. В средние века философы, такие как Авралий Августин и Иоанн Златоуст, придерживались концепции неравенства людей и подчинения божественной воле.

С появлением новых научных знаний и развитием техники, вера в религиозные догмы стала менее абсолютной. Философы, такие как Фома Аквинский, стали защищать и обосновывать христианскую доктрину. Авторитарная педагогика была критикована за свое механистическое видение и ограничение творческих способностей детей. Она была заменена гуманитарными концепциями воспитания [3: с.105-110].

Современные пособия по педагогике содержат основные философские идеи и концепции воспитания. Они помогают нам понять принципы и цели воспитания и развития личности.

Философские основы педагогики, согласно В.А. Сластёнину (1998), включают такие теоретические концепции, как экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм и прагматизм. Экзистенциализм, разработанный философами Сартром, Фаликко, Больновым и Хорном, подчеркивает одиночество человека во враждебной среде и роль внутренних влечений и интуиции в формировании личности. Неотомизм, основанный на учении Фомы Аквинского и развитый Маритеном и Адлером, пропагандирует воспитание духа и призывает к заботе о развитии души. Бихевиоризм, предложенный Торндайком и Уотсоном, отрицает роль сознания в психологии и сводит психику к поведению, подчеркивая связь между стимулами и реакциями организма. Прагматизм, разработанный Дьюи и Пирсом, отрицает объективную истину и акцентирует внимание на индивидуальном опыте и потребностях ребенка в обучении [4: с.54-58].

С.А. Смирнов (1998) связывает гуманистическое воспитание с философами античности, такими как Сократ и Эпикур, средневековьем, представленным Фельтре, Роттердамским, Мором, Рабле, Монтеней и Кампанеллой, философскими идеями Бэкона, Руссо, Дидро и Кантона, абстрактным гуманизмом, представленным Добролюбовым, Пироговым и Редкиным, практическим гуманизмом, представленным Ушинским, Водовозовым, Вахтеревым и Лесгафтом, и универсальным гуманизмом, представленным Толстым, Вентцелем и Шацким.

Абстрактные гуманисты признавали права ребенка наравне с правами взрослого и выдвигали теоретические положения. Практические гуманисты также признавали права ребенка и его самоценность, но ориентировались на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания в соответствии с теоретическими положениями. Они включали такие течения, как национальное, психологическое и эволюционное. Универсальный гуманизм признавал самостоятельную ценность личности каждого ребенка и его

индивидуальную уникальность. Философия существования (экзистенциализм) стала важным направлением в современной философии, подчеркивающим значение человека. Принцип комплементарности имеет философско-педагогическую трактовку и подразумевает сочетание противоположностей для развития личности. В отечественной философии такие ориентиры привносят этикотворчество Н.А. Бердяева [5: с.560].

Одной из особенностей различных трактовок целей, содержания и задач образования в различных направлениях философии образования на современном этапе является разнообразие подходов и акцентов. Например, в абстрактном гуманизме признается равноправие прав ребенка и взрослого, а также выдвигаются теоретические положения. В практическом гуманизме признается право ребенка и его самоценность, но ориентируется на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания. В универсальном гуманизме признается самостоятельная ценность личности каждого ребенка и его индивидуальная уникальность. Философия существования (экзистенциализм) подчеркивает значение человека и ставит акцент на его свободу и ответственность. Принцип комплементарности предполагает сочетание противоположностей для развития личности. [6: с.8-9]

Идея о введении философии в образование получила широкую поддержку, хотя споры все же ведутся по поводу концепции и технологии такого образования.

Ученые отмечают, что развитие интеллекта человека происходит в сравнительно короткий период жизни, и введение философских инструментов в обучение может снизить биологически заданный порог интеллекта.

Философские уроки для детей дошкольного возраста основаны на человеческих чувствах, таких как любознательность, удивление, потребность осваивать мир в игровой форме.

Аристотель отмечал, что любознательность и удивление перед миром являются источниками философии и знания. Философия может быть

эффективным средством для канонизации юношеской агрессивности в творчество, полезное для общества.

Таким образом, философия играет важную роль в педагогике и помогает определить цели и принципы воспитания и образования [7: с. 59-60].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Пресс, 1995;

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. -М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с;

3. Логвинов И.И. Философия образования и педагогика: точка зрения дидактика // Педагогика, 1997. -№3. - С. 105 -110;

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Н.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-пресс, 1998;

5. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика личности в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995;

6. Сиземская И. Проблемы воспитания в контексте философии // УГ. -1999. 19 октября. - С. 8-9;

7. Юдина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. -1993. -№9

Chernykh A. O., Bondar I.A.

Chernykh A.O.

Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)

Bondar I.A.

Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF EDUCATION: INFLUENCE OF PHILOSOPHY ON FORMATION VALUES AND WORLDVIEW

Abstract: as in any other area of life, the philosophy of education is also subject to change over time. Today we are talking not only about the moral principles of ideal parents, but also about how to avoid constant conflict between parent and child.

This article aims to highlight the role of philosophy in the education of the younger generation, as well as to describe various concepts of education and directions of pedagogical thought.

Keywords: abstract humanism, practical humanism, pedagogy, philosophy, psychology, philosophical teaching, upbringing, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.