Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2701
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПЕДАГОГИКА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЯ / PHILOSOPHY / PEDAGOGY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / INTERDISCIPLINARY APPROACH / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береговая Оксана Александровна

Цель исследования - продемонстрировать возможные грани взаимодействия философии и педагогики. На примере исторического материала в статье показано, что философия на разных этапах ее развития представляла фундамент для педагогики. Обосновывается мировоззренческая и методологическая роль философии для педагогики в современных условиях. Научная новизна исследования заключается в комплексном, междисциплинарном подходе к решению проблемы взаимодействия философии и педагогики. В результате доказано, что взаимодействие философии и педагогики реализуется через их интеграцию, результатом которой является появление философии образования - новой академической дисциплины и области знаний. Благодаря ее междисциплинарному характеру происходит снятие противоречий между философией и педагогикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND PEDAGOGY: ASPECTS OF INTERACTION

The purpose of the study is to show possible aspects of interaction between philosophy and pedagogy. Using historical material as an example, the article demonstrates that philosophy at various stages of its development provided a foundation for pedagogy. The researcher ascertains worldview and methodological role of philosophy for pedagogy in modern conditions. The study is novel in that it takes a comprehensive, interdisciplinary approach to solving the issue of interaction between philosophy and pedagogy. As a result, it was proved that interaction between philosophy and pedagogy is realised through their integration, the result of which is emergence of philosophy of education, a new academic discipline and field of knowledge. Due to its interdisciplinary nature, there occurs fusion of contradictions between philosophy and pedagogy.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

rpamoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 1. С. 131-136 | 2021. Volume 14. Issue 1. P. 131-136

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Философия и педагогика: грани взаимодействия

Береговая О. А.

Аннотация. Цель исследования - продемонстрировать возможные грани взаимодействия философии и педагогики. На примере исторического материала в статье показано, что философия на разных этапах ее развития представляла фундамент для педагогики. Обосновывается мировоззренческая и методологическая роль философии для педагогики в современных условиях. Научная новизна исследования заключается в комплексном, междисциплинарном подходе к решению проблемы взаимодействия философии и педагогики. В результате доказано, что взаимодействие философии и педагогики реализуется через их интеграцию, результатом которой является появление философии образования - новой академической дисциплины и области знаний. Благодаря ее междисциплинарному характеру происходит снятие противоречий между философией и педагогикой.

EN

Philosophy and Pedagogy: Aspects of Interaction

Beregovaya O. A.

Abstract. The purpose of the study is to show possible aspects of interaction between philosophy and pedagogy. Using historical material as an example, the article demonstrates that philosophy at various stages of its development provided a foundation for pedagogy. The researcher ascertains worldview and methodological role of philosophy for pedagogy in modern conditions. The study is novel in that it takes a comprehensive, interdisciplinary approach to solving the issue of interaction between philosophy and pedagogy. As a result, it was proved that interaction between philosophy and pedagogy is realised through their integration, the result of which is emergence of philosophy of education, a new academic discipline and field of knowledge. Due to its interdisciplinary nature, there occurs fusion of contradictions between philosophy and pedagogy.

Введение

Актуальность изучения взаимодействия философии и педагогики связана с тем, что связь между ними органична и прослеживается на всех этапах развития духовной культуры человечества. В фокусе внимания философии и педагогики - вопросы природы человека, пути формирования личности и смысла жизни, целе-полагания деятельности. Даже сугубо педагогические вопросы о содержании образования возможны лишь при условии, когда предварительно осмыслены и поданы «общие цели образования, выраженные преимущественно в терминах философии и социологии» [14, с 26-27]. Философские изыскания играли и играют роль ведущего фактора разработки образовательных и научных стратегий.

Уяснение взаимосвязей между философией и педагогикой приобретает все более важное значение по мере того, как «деятельность по обучению и воспитанию подрастающих поколений становится, а в ближайшие десятилетия окончательно станет основной отраслью общественного производства; она будет отвлекать на себя значительную часть сил любой нации; непосредственно в ней и в обслуживающих ее сферах деятельности будут заняты десятки миллионов людей» [19, с 3]. Данные слова Г. П. Щедровицкого также демонстрируют актуальность обращения к данному исследованию.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, рассмотреть философию в качестве фундамента педагогики в историческом разрезе; во-вторых, выявить методологическую функцию философии для педагогики; в-третьих, показать возможности интеграции философии и педагогики. Для изучения взаимодействия философии и педагогики в статье используются методы исследования: анализ, синтез, исторический и логический методы. Теоретическую основу исследования составили труды С. И. Гессе-на [4], В. В. Зеньковского [7], М. М. Рубинштейна [13], В. С. Степина [15], В. И. Стрельченко [16], Г. П. Щедровицкого [19], в которых рассматриваются вопросы мировоззренческого и теоретико-методологического

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210019

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

характера; показаны исходные ориентиры познавательной деятельности; философски осмыслена педагогическая действительность; выявлены уровни взаимодействия философии и педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его можно использовать в учебном процессе будущих педагогов, при подготовке образовательных программ и проектов. Полученные результаты могут служить основой взаимного понимания и сотрудничества между философами и педагогами.

Философия как фундамент педагогики: исторический аспект

Педагогика - это наука об обучении и воспитании, о закономерностях данных процессов и о становлении личности в них. Роль философии для любой науки неоспорима. Это доказано тысячелетней практикой. В истории философии можно назвать большое количество направлений, таких как идеализм, реализм, томизм, марксизм, экзистенциализм, постмодернизм и др., предписывавших, каким быть образованию или какого человека можно считать образованным, как должны складываться отношения по передаче знания и т.п. На основе данных учений возникали различные педагогические концепции и модели. С. И. Гессен в свое время отметил, что «история педагогики есть часть или, если угодно, отражение истории философии» [4, с. 37]. Данную фразу можно развернуть и наоборот, что история философии также есть история образовательных и воспитательных идей.

Вопросы воспитания были частью философских систем мыслителей древности, Средневековья и эпохи Возрождения. «Временами педагогику признавали как "полигон" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию» [10, с. 17].

Педагогика выделилась из философии в период, когда началась дифференциация наук с Нового времени. П. Наторп, Ф. Паульсен, а позже С. И. Гессен считали педагогику «прикладной философией» [4, с. 25], наукой, «отпочковавшейся» от философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Ф. Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Я. А. Коменский, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632). В этот период произошло рождение педагогической системы. Педагогика выделилась из философии, представляя собой новую отрасль научного знания с собственным предметом исследования, проблемным полем, «языком» и понятийным аппаратом. Такого рода философско-педагогические системы были сформированы в трудах философов эпохи Просвещения Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервега и др. Классическая философия сосредоточилась на создании завершенных и всеобъемлющих систем, которые претендовали на статус абсолютной истины в вопросах обучения и воспитания.

Г. В. Ф. Гегель определял педагогику как «искусство делать людей нравственными: она рассматривает человека как природное существо и указывает путь, следуя которым он может вновь родиться, превратить свою первую природу во вторую, духовную, таким образом, что это духовное станет для него привычкой» [2, с. 205-206]. И. Ф. Гербарт под воздействием идей немецкого Просвещения и классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Г. В. Ф. Гегель и др.) предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии. В. Дильтей заложил фундамент гуманитарной педагогики и общефилософских позиций, обосновал важность для педагогики результатов исторических и социологических исследований.

С середины XIX в. в философии начинают формироваться новые подходы - критика классического идеала. Философия предстает как развивающаяся система знания, не заканчивающаяся истиной в последней инстанции. Одно из самых заметных мест в развитии философского знания занимает позитивизм, сформировавшийся как ответная реакция на кризис философии, переживаемый ею в середине XIX века. В качестве основного тезиса позитивизм выдвигает положение о необходимости отказа философии от метафизичности и использования общенаучных принципов познания. Философия «позитивизма» Г. Спенсера оказала огромное влияние на Дж. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори, К. Н. Вентцеля и многих других выдающихся представителей реформаторской педагогики рубежа XIX-XX вв., видоизменила подходы к обучению и воспитанию. Принципы философии прагматизма в начале ХХ века проявились в реформаторской педагогике Дж. Дьюи. В середине ХХ века фундаментом теории педагогики в англоязычных странах выступила аналитическая философия. В работах Р. Андерсона, Дж. Джэрита, Г. Лангфорда, К. Лукаса, У. Солтиса, У. Франкены, Ч. Д. Харди и др. проводился детальный анализ значений образовательных терминов и понятий. Аналитики рекомендовали педагогам к изучению такие дисциплины, как логика, математика, семантика языка, поскольку они подвержены верифицируемости (проверяемости).

Что касается российской педагогики, то она всегда отражала наиболее значимые философские тенденции времени, а отечественные педагоги сами непосредственно занимались философскими проблемами. Так, Л. Н. Толстой выдвинул тезис: какой должна быть наука образования? Поставленные им вопросы лежат в русле философии: «...какая есть конечная цель образования, к чему мы должны готовить молодое поколение?» [17, с. 27].

М. М. Рубинштейн рассуждал о связи педагогики и философии: «Педагог не может обойтись без философии, так как ищет решения не частных вопросов жизни, а цельного миросозерцания» [Цит. по: 5, с. 90]. Истинная педагогика должна быть «насыщена философским духом». М. М. Рубинштейн практически в одно время с С. И. Гессеном рассуждал о необходимости философии для педагогики: «.без философии педагогики, без философского освещения отдельных психологических проблем материал педагогической психологии, как бы ни был он богат, превращается в тяжелую неподвижную массу, в мертвый капитал» [13, с. 17]. В своем труде «Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой» целую главу автор посвятил необходимости философского фундамента педагогики.

В педагогических изысканиях В. В. Зеньковского задачи философии сводились к тому, чтобы осмыслить педагогическую действительность, выявить пути духовно-нравственного формирования личности. В. В. Зень-ковский осуществил философский анализ исторического развития педагогических идей и их современного состояния [7, с. 74].

Также ярким примером может служить модель советской педагогики, опиравшейся на схематизированные и упрощенные положения марксизма-ленинизма, служившего ей (как и всем другим наукам) методологической базой. Представитель советской педагогики П. П. Блонский обосновал необходимость философии для теории и практики педагогики, педологии (как синтеза наук о человеке), так как все эти области знаний имеют общий объект изучения - человека. В качестве мировоззренческого фундамента взглядов В. А. Су-хомлинского явилась философия гуманизма, который признает абсолютную ценность человека как личности и утверждает его право на свободное проявление всех способностей. Философские основания под педагогическое мышление подвел другой советский мыслитель - Э. В. Ильенков. Его философские исследования и идеи, в них высказанные, оказали влияние на создание оригинальной концепции видов обобщения в обучении В. В. Давыдовым, который соединил идеи Э. В. Ильенкова с традицией Л. С. Выготского.

Любая педагогическая система является практикой той или иной философии, своеобразной проекцией определенного мировоззрения. Варианты решения определенных мировоззренческих проблем обусловливают суть педагогических технологий.

Методологическая функция философии для педагогики

Методологическая функция философии для любой науки состоит в том, что позволяет формировать общие принципы и нормы познавательной деятельности, вырабатывает те или иные подходы к изучению, содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий. Методология -это учение о методе или система принципов и способов познавательной деятельности. Методология предполагает выработку стратегии исследования в той или иной науке. В каждой конкретной науке применяется своя исследовательская стратегия, а также те или иные методы. Методология педагогической науки - это «система деятельности по получению знаний, обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований» [9, с. 22].

Педагогические исследования представляют собой процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизмах, содержании, методике, принципах и технологиях обучения, воспитания, развития. Они носят теоретический или опытно-экспериментальный характер. Они могут представлять собой фундаментальные исследования (генерируют новые идеи, принципы, концепции, теории, системы, составляющие основу прогресса в развитии образования); прикладные исследования (связаны с практическим применением теории педагогической науки на практике); педагогические разработки (исследования, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации, учитывающие уже известные теоретические положения). Педагогическое исследование всегда базируется на той или иной методологической основе. В этом смысле имеет место философская рефлексия над педагогическим знанием.

Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире. Философия помогает сопоставлять и оценивать те или иные способы и средства познания. Она позволяет осуществлять их оптимальный выбор. В. В. Краевский полагает, что «использование философии в педагогике необходимо для анализа педагогических концепций в контексте философской проблематики, а результаты данных исследований включать в педагогическую теорию» [18, с. 11].

Как известно, философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Именно из этих функций можно понять роль философии в методологии педагогики. Та или иная философская система посредством своего категориального аппарата, понятий, законов формирует общее представление о мире, то есть выступает в качестве мировоззрения (система знаний, ценностей, норм, представлений и т.п.). Философский уровень исследования универсален по отношению ко всем видам деятельности. На протяжении истории некоторые философские направления выступают методологической основой педагогики. Например, экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм и др. В частности, экзистенциализм признает свободу индивида, его самоосуществление и творение себя в мире. Отсюда экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Философия помогает педагогике вырабатывать понятийный аппарат. Философские категории отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает. При определении педагогических понятий используются философские категории «процесс», «становление», «развитие», «сущность», «явление» и др. Также философия перманентно обогащает категориальный аппарат педагогики понятиями типа: парадигма, картина мира, холизм, синергетика, прогностическая модель и др. Так, в настоящее время для педагогики приобрела важное значение методология исследования с точки зрения парадигмального подхода, который базируется на концепции исторической динамики науки Т. Куна. Доминирующая парадигма в педагогике отражает общепринятые на данный момент ценности, нормы и систему мышления педагогического сообщества. Смена педагогических парадигм в настоящее время «выразилась

в отказе от принципов традиционного, предметно-ориентированного образования в пользу идей личностно-ориентированной педагогики» [11, с. 7]. В настоящее время выделяют такие парадигмы образования, как традиционная (знаниевая), рационалистическая (поведенческая), гуманистическая, научно-технократическая [8].

Философия изучает самые общие, предельные закономерности бытия, поэтому выступает самым общим методом исследования. Общая методология, выработанная философией, является универсальной, включает в себя общенаучные методы познания: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы; сравнение; измерение; педагогический эксперимент; создание педагогических моделей; метод аналогии и др.

Следует отметить роль философско-методологических принципов в педагогическом исследовании. Данные принципы воплощают в самом общем виде представления о сущности мира и человека, об отношении человека к миру и человека к человеку.

Во-первых, признание научной картины мира. Она является важнейшим компонентом педагогики как науки. В данном случае научная картина мира для педагогического знания выступает формой его систематизации, а также отражает определенное философское мировоззрение. Если посмотреть на нее более широким взглядом, то научная картина мира выступает как исследовательская программа. Философское рассмотрение природы педагогического знания предполагает «рассмотрение его в контексте более широкого целого, оценку его роли и возможностей в связи с другими формами отношения человека к миру» [15, с. 16].

Во-вторых, важнейшим методологическим принципом для педагогического исследования выступает принцип развития. Развитие - это непрерывное изменение всех предметов и явлений действительности. При изучении педагогических явлений следует учитывать их закономерности, причины, связи с другими явлениями. Проблемы обучения и воспитания человека также могут быть поняты с позиции идей саморазвития. Данный принцип строится на диалектическом учении о всеобщей связи всех явлений.

В-третьих, принцип системности. Согласно данному принципу, весь мир представляет собой множество элементов, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой и образующих целостность. Элементами могут выступать предметы, явления и т.д. Педагогика изучает образовательные и воспитательные системы, которые относятся к разновидности социальных систем.

В-четвертых, можно назвать принцип объективности. Для педагогики важно учитывать характер отношений между субъектом и объектом в процессе познания. В педагогическом исследовании важно отразить педагогическую действительность независимо от человеческой воли и сознания для получения объективной картины происходящего.

В-пятых, необходимо учитывать принцип практики, под которой понимают способ бытия человека, его отношение к действительности. Человек выступает как субъект социальной действительности. Практика в педагогической науке играет важную роль. Она представляет собой непосредственную деятельность учителя или воспитателя. Педагогическая практика включает в себя методы, приемы, способы организации процессов воспитания и обучения, наглядные пособия, технические средства и пр.

Философия дает ученому-педагогу исходные ориентиры познавательной деятельности (формы, уровни, предпосылки и всеобщие основания педагогической действительности), знания об условиях, социально-историческом контексте познания. Современное педагогическое знание включает в себя исторические, психологические, социологические, исторические, культурологические компоненты, что неизбежно приводит его к разным формам сотрудничества и кооперации. Когнитивной формой педагогической науки все более становятся научно-исследовательские проекты. Возрастает «вес» проективной составляющей в педагогическом знании.

Современная педагогика развивается и функционирует в условиях кризисных явлений, с которыми столкнулась человеческая цивилизация. В настоящий момент невозможно обойтись без прояснения философских оснований любых педагогических нововведений, то есть причин и условий их порождения, представлениями о человеке, его бытии и познании, культуре. Можно согласиться с В. И. Стрельченко, что «без учета философских оснований, то есть онтологических, теоретико-познавательных, мировоззренческих предпосылок, педагогические теории утрачивают связь с той конкретной социально-исторической почвой, культурной, национальной и религиозной традицией, естественным продуктом которых является человек как предмет воспитания и образования» [16, с. 75].

Возможности интеграции философии и педагогики

Русский педагог П. Ф. Каптерев видел залог развития педагогики и философии в их синтезе. По справедливому замечанию Т. А. Арташкиной, «противопоставление этих отраслей знания недопустимо. При их анализе и практическом применении должен действовать принцип дополнительности» [1, с. 47]. Данный тезис подтверждается современным этапом развития науки, когда востребованы междисциплинарные связи.

Возможности интеграции философии и педагогики находят свое выражение в недавно возникшей области научного знания - философии образования. «Интенсификация связей между различными дисциплинами и возрастание роли междисциплинарных исследований как фактор развития общенаучной картины мира затрагивает не только когнитивные, но и институциональные аспекты современной науки» [15, с. 61]. Появление и развитие философии образования для России «отвечает назревшей потребности построения адекватной образовательной стратегии на базе преодоления "опыта чуждости" и "возможности недоразумения" во взаимоотношениях педагогики и философии» [6, с. 4]. Философская основа является необходимым фактором в разработке или развитии любой образовательной системы или учебного плана.

Философия образования преодолевает разрыв между философией и педагогикой, создавая междисциплинарное поле исследований тех проблем в образовании, которые требуют безотлагательного решения. Философия образования, не подменяя собой методологию педагогики, может решать многие проблемы системного характера. По Б. С. Гершунскому, философия образования «рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время "вечной" сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов.» [3, с. 89-90]. Она опирается на рефлексивно-описательные (сведение воедино знаний отдельных специализированных научных областей, занимающихся образованием (образовательные проблемы лежат в логике развития объекта и предмета познания педагогики, психологии, социологии и т.д.)), а также дедуктивные (вывод из общефилософских положений) суждения, является интегративной и междисциплинарной областью знаний.

Проблематизация в педагогике невозможна без философии. Философия помогает поставить проблему, а наука ее решает своими специфическими методами. «С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой - она активно влияет в качестве мировоззренческой и методологической основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру» [15, с. 11]. Трудность исследований в философии образования состоит в том, что, с одной стороны, такого рода работы необходимо связывать с образовательной и педагогической практикой, а с другой - они должны быть философски теоретически сложными и удаленными от практических проблем. В рамках философии образования может осуществляться критическое осмысление вопросов теории и практики образования, педагогической деятельности.

Философия как особый тип теоретического знания рефлексирует образование на онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, праксиологическом уровнях, имея своей целью отражение его целостности.

Онтологический уровень касается закономерностей, тенденций функционирования и развития образования как сферы социокультурного воспроизводства, затрагивая и человека как субъекта социальной и образовательной жизнедеятельности в той степени, в какой он включен в данную систему. Анализ образования в онтологическом аспекте определяет постановку вопросов о том, что есть образование, каковы его философские основания и функции, какова его структура и пр. Гносеологический уровень связан с особенностями познания образования, выявляя предельные характеристики процесса познания и самого образования как процесса познания, выявляя смысл познавательной деятельности как таковой. Аксиологический уровень исследует ценности человеческого существования, утверждая их обоснованность и необходимость. Философия предлагает ценностно-целевые характеристики образования, задает нормативы педагогической и образовательной деятельности. Праксеологический уровень связан рациональной деятельностью человека по отношению к миру. Философия образования исследует предельные основания педагогической (образовательной) деятельности человека, вырабатывая общую систему норм данной деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что во второй половине ХХ века возникла возможность интеграции философии и педагогики на основе новой области знания - философии образования. Она является знанием второго уровня - метатеорией, подобно философии науки, философии культуры или политики. Как считает В. М. Рода-чин, отношения педагогики и философии образования - это соотношение возможного и действительного [12]. Педагогика изучает сущее, то, что происходит в образовании. Философия образования выходит за рамки сущего в сферу должного и не только отражает образовательную реальность, но задает пределы ее развития, определяет ее смыслы и ценности.

Заключение

Итак, в своем исследовании мы пришли к следующим выводам. Философия является фундаментом для педагогических исследований. Отмечено, что на протяжении истории философия и ее течения служили основой для претворения тех или иных педагогических моделей обучения и воспитания. Философия отражала происходящее в общественном сознании и формулировала основные принципы педагогической деятельности. Выявлена роль методологической функции философии для педагогической науки и педагогического исследования. Философия помогает исследователю в педагогике сопоставлять и оценивать те или иные способы и средства познания; определяет направление научных исследований. С помощью философии происходит выработка понятий и терминов педагогической науки, тем самым обогащается ее категориальный аппарат. Философия позволяет педагогической науке вырабатывать общенаучные методы и подходы исследования; способствует осмыслению любых педагогических нововведений. Доказано, что возможна и необходима интеграция философии и педагогики в виде философии образования. Перспективы исследования - в изучении философии образования как интегративной и конструктивно-проективной основы исследований в педагогике.

Список источников

1. Арташкина Т. А. Философия образования: современный дискурс // Высшее образование в России. 2004.

№ 12. С. 45-48.

2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 523 с.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998. 605 с.

4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.

5. Гребешов И. В. Философия воспитания и образования М. М. Рубинштейна // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2014. № 3. С. 88-92.

6. Заборская М. Г. Философия образования как социокультурный феномен: дисс. ... д. филос. н. СПб., 2006. 372 с.

7. Зеньковский В. В. Русская педагогика в ХХ веке // Педагогика. 1997. № 2. С. 73-89.

8. Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М.: УРАО, 2001. 124 с.

9. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. 165 с.

10. Кумарин В. В. Философия образования: круглый стол // Педагогика. 1995. № 3. С. 17-20.

11. Окушова Г. А. Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 2. С. 7-11.

12. Родачин В. М. Философия образования: предмет, этапы, приоритеты развития // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2016. № 2. С. 50-58.

13. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.: Задруга, 1920. 540 с.

14. Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сборник научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 300 с.

15. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. 350 с.

16. Стрельченко В. И. Философия и педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. № 2. С. 75-89.

17. Толстой Л. Н. О народном образовании // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 7-28.

18. Философия образования: круглый стол // Педагогика. 1995. № 4. С. 3-28.

19. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 415 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Береговая Оксана Александровна1, к. филос. н., доц.

1 Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск

EN

Beregovaya Oksana Aleksandrovna1, PhD

1 Siberian Institute of Management, Branch of RANEPA, Novosibirsk

1 zaroza@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 24.12.2020; опубликовано (published): 10.02.2021.

Ключевые слова (keywords): философия; педагогика; философия образования; междисциплинарный подход; методология; philosophy; pedagogy; philosophy of education; interdisciplinary approach; methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.