СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2019
УДК 101.1
Галушко В.Г.
доцент, канд. филос. н. СПбГИПСР г. Санкт-Петербург, РФ
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Аннотация
Мировоззренческие принципы входят в науку как неизбежный, всепроникающий элемент. Философско-методологическое сознание структурирует, определяет профессиональные знания, придает им статус и смысл в общей определенности мира. Именно в сфере начал (оснований) науки происходит столкновение двух возможных «кандидатов» на толкование истоков научной деятельности - философии и религии.
Ключевые слова:
Мировоззренческие принципы, философские системы, метафизика, сознание, постнеклассической науки, фунаментальность.
Современная наука все чаще не укладывается в рамки существующих традиционных философско-мировоззренческих парадигм, моделей объяснения мира. Но их роль неоднозначна: на определенных стадиях развития науки они действуют на научное познание как концептуальное ограничение. Нынешняя ситуация в науке характеризуется тем, что требует качественно новой мировоззренческой концепции и соответствующего теоретического ядра в виде современной философии. В рамках существующих философских систем объясняются и обосновываются не все факты и явления, которые часто противоречивы и которые имплицитно предполагают наряду с используемыми философскими парадигмами и другие подходы. В эпоху постнеклассической науки происходит возвращение к истокам человеческого постижения мира, к познанию мира в рамках мифологического сознания как гармоничного и целостного образования. Обилие мировоззренческих проблем, рожденных естествознанием, побудило, как известно, А. Эйнштейна признать, что «всякая физика есть метафизика».
Мировоззренческие принципы входят в науку как неизбежный, всепроникающий элемент во все времена ее существования. Правда, иногда это происходит как бы автоматически, неявным способом. Философско-методологическое сознание структурирует, определяет, формирует профессиональные знания, придает им соответствующий статус и смысл в общей определенности мира. Научное мышление не обосновывает само себя, исходные принципы науки научными средствами не доказываются. Именно в сфере начал (оснований) науки происходит столкновение двух возможных «кандидатов» на толкование истоков научной деятельности - философии и религии. Важно также и то, что этические и религиозные принципы благодаря науке получают сегодня подтверждение не только в качестве истинных максим человеческого поведения, но как проявление общих природных законов, которые человеку нельзя нарушать, дабы не нанести ущерба биосфере в целом, здоровью и социальному благополучию окружающих людей, а также собственному здоровью и благополучию. Физиологи единодушно приходят к выводу, что ничто не наносит большего вреда отношениям с окружающими людьми (равно как и гармонии собственного телесно-психического существования), чем состояние постоянного раздражения и озлобленности. Директор Института информологии М. Голота и его коллеги уверяют: больные люди способны своим излучением вывести технику на грань поломки.
Современная наука подошла к такому рубежу, когда начинает выявляться связь психических явлений с квантово-полевыми структурами головного мозга. Делаются смелые выводы о том, что на этом уровне психические процессы оказываются своеобразной формой материи. Иначе говоря, существует такая реальность, которая, будучи материальной, одновременно обладает свойствами психического.
Для современной науки все актуальнее становится вопрос о природе и сущности сознания. Специфика современной мировоззренческой ситуации заключается в том, что осуществляется переход к
-( б. )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2019
принципиально новой парадигме мышления - многомерности. Сознание рассматривается как модус идеального. Причем исследователи, по мнению Л.В. Сурковой, отмечают существование идеального в двух формах - как компонент практической деятельности и как идеальное-норма. В каждый момент времени одновременно реализуются и сам опыт сознания, и его условие как идеальное-норма. И если опыт сознания поддается рефлексии, то идеальное-норма всегда как бы остается в «остатке» [2, с. 7]. Учитывая сложную структуру сознания, постоянные поиски «конечных», мировоззренческих начал бытия и новейшие открытия в науке, трудно не соотнести идеи всеобщего единства и тождества в современной физике с положениями мировых религий и учениями восточного мистицизма. Современная научная картина мира определяется тем, что в ней мы имеем дело не с феноменологическими, жестко структурированными объектами, а с объектами в виде «человекоразмерных» природных комплексов (В.С. Степин). Изучение подобных комплексов, требуя экспертных программ, сочетания ценностных факторов с научно-техническим решением, предполагает «встроенность» человека в самом исследуемом объекте. Этот новый тип соотношения субъекта с реальностью органически «вплетен» в содержание современной научной картины мира.
Фундаментальные науки ориентированы главным образом на получение описательно-объяснительного знания. Прикладные науки направлены прежде всего на получение описательно-конструктивного, методологического знания. Философия в этом случае - целостная и непротиворечивая система воззрений. Фундаментализация в науке и образовании направлена на создание цельного, обобщающего знания, которое являлось бы ядром и основой всех полученных знаний, которое объединяло бы знания в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии.
Список использованной литературы:
1. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». - М.: Алгоритм, 2009.
2. Суркова Л.В. От теории познания - к философии познания?// Вестник МГУ. - Сер. Философия. - 2001. -№ 2.
© Галушко В.Г., 2019