Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АРХИТЕКТОРА В ТЕАТРАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ'

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АРХИТЕКТОРА В ТЕАТРАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АРХИТЕКТОРА / ТЕАТРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / ДИЛЕММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назарова Ю. В., Карпов С. В.

Целью статьи является интерпретация философских оснований профессиональной этики архитектора в аспекте театральной архитектуры. Анализируется связь философии и архитектуры в целом, а также, в частности, философии и театральной архитектуры. Делается вывод, что театральная архитектура транслирует особые этико-философские смыслы, связанные с проблемами этики искусства и этики актера, и это не может не отразиться на содержании профессиональной этики архитектора, проектирующего театральные здания. Научная новизна статьи заключается в выявлении особенностей профессиональной этики архитектора в контексте театральной архитектуры, на основании анализа влияния философии на театральную архитектуру. В результате описывается содержание основных проблем профессиональной этики архитектора в контексте театральной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL ETHICS OF AN ARCHITECT IN THEATER ARCHITECTURE

The purpose of the article is to interpret the philosophical foundations of the professional ethics of an architect in terms of theatrical architecture. The relationship between philosophy and architecture in general, as well as philosophy and theater architecture in particular, is analyzed. It is concluded that theatrical architecture conveys special ethical and philosophical meanings related to the problems of the ethics of art and the ethics of the actor, and this cannot but affect the content of the professional ethics of an architect designing theater buildings. The scientific novelty of the article lies in identifying the features of the professional ethics of an architect in the context of theatrical architecture, based on an analysis of the influence of philosophy on theatrical architecture. As a result, the content of the main problems of the professional ethics of the architect in the context of theatrical architecture is described.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АРХИТЕКТОРА В ТЕАТРАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

Ю. В. Назарова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого С. В. Карпов

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АРХИТЕКТОРА В ТЕАТРАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Целью статьи является интерпретация философских оснований профессиональной этики архитектора в аспекте театральной архитектуры. Анализируется связь философии и архитектуры в целом, а также, в частности, философии и театральной архитектуры. Делается вывод, что театральная архитектура транслирует особые этико-философские смыслы, связанные с проблемами этики искусства и этики актера, и это не может не отразиться на содержании профессиональной этики архитектора, проектирующего театральные здания. Научная новизна статьи заключается в выявлении особенностей профессиональной этики архитектора в контексте театральной архитектуры, на основании анализа влияния философии на театральную архитектуру. В результате описывается содержание основных проблем профессиональной этики архитектора в контексте театральной архитектуры.

Ключевые слова: философия архитектуры, профессиональная этика архитектора, театральная архитектура, дилеммы профессиональной этики

Y. V. Nazarova

Tula Leo Tolstoy State Pedagogical University

(Tula, Russia) S. V. Karpov

Tula Leo Tolstoy State Pedagogical University

(Tula, Russia)

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL ETHICS OF AN ARCHITECT

IN THEATER ARCHITECTURE

The purpose of the article is to interpret the philosophical foundations of the professional ethics of an architect in terms of theatrical architecture. The relationship between philosophy and architecture in general, as well as philosophy and theater architecture in particular, is analyzed. It is concluded that theatrical architecture conveys special ethical and philosophical meanings related to the problems of the ethics of art and the ethics of the actor, and this cannot but affect the content of the professional ethics of an architect designing theater buildings. The scientific novelty of the article lies in identifying the features of the professional ethics of an architect in the context of theatrical architecture, based on an analysis of the influence of philosophy on theatrical architecture. As a result, the content of the main problems of the professional ethics of the architect in the context of theatrical architecture is described.

Keywords: philosophy of architecture, professional ethics of an architect, theater architecture, dilemmas of professional ethics

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -1 -20-29

Актуальность исследования обусловлена возрастающими в обществе этическими требованиями к архитектуре, что выражается в расширении норм и правил систем профессиональной этики архитектора. Однако формирование профессиональной этики и понимание ее принципов невозможно без осмысления философских основ архитектуры. В частности, театральная архитектура несет особые культурные и этические смыслы, воплощение которых зависит от профессиональной этики архитектора.

Театральная архитектура символически воплощает философию театра. В этом смысле, исследование этики архитектора в пространстве театральной архитектуры интересно тем, что позволяет проанализировать связь между этикой архитектора и театральной этикой, которые соприкасаются в философии театральной архитектуры.

Целью исследования является интерпретация философских оснований этики архитектора в контексте театральной архитектуры.

Для определения философских оснований профессиональной этики архитектора в контексте театральной архитектуры в статье выделяется ряд следующих задач:

1. Рассмотреть степень влияния философских идей на архитектуру, показать взаимосвязь философии и архитектуры.

2. Определить философские идеи, лежащие в основании театральной архитектуры.

3. Выявить философские основания этики архитектора в театральной архитектуре, с учетом специфики философии театральной архитектуры.

Взаимосвязь философии и архитектуры.

Во многих научных исследованиях по искусствоведению, философии искусства и т.п. доказывается влияние философских идей на развитие конкретного архитектурного образа в целом [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 15]. Так, Э. Думнова отмечает влияние на архитектуру стиля барокко сенсуализма и пантеизма, в классицизме очевидно влияние философии картезианства; современную архитектуру формирует философия постмодернизма [6].

Архитектурное пространство структурируется по определенным законам, имеющим философское обоснование. Термин «архитектурное пространство» подразумевает систему неких архитектурных категорий, которые согласуются с философскими категориями: «Архитектура использует философские категории, сводя их в определённую систему, отражающую особенности архитектурного мировоззрения. Неотъемлемым инструментарием архитектурного мышления выступают философские категории «пространство», «содержание», «форма», «культурный код» и другие. Современный архитектурно-философский дискурс активно затрагивает вопрос об архитектурном пространстве и различных аспектах его существования» [6]. Архитектурное мировоззрение является выражением философского мировоззрения, демонстрируя культурные, эстетические, социальные и нравственные идеалы эпохи: «Архитектурное мировоззрение как ответ на вызов времени, вбирает в себя его потребности, запросы, интересы и ценности, на основе чего складываются новые подходы к «покорению» пространства и

его организации, выражающееся в использовании определенных методов, материалов, форм, интервалов, ритмов. Трансформация архитектурного мировоззрения лежит в основе движения архитектуры, которое представляется не простой сменой строительных стилей и инженерных конструкций, но «воплощением духа эпохи», ее культурной парадигмы, в чем и состоит опосредованное влияние философского мировоззрения на создание архитектурного пространства» [6].

В научной литературе существуют исследования влияния натурфилософии, и, в частности, пифагореизма, на архитектуру античного театра [1, 2]; влияние конфуцианства на театральную архитектуру Китая [14, 15]. Кроме того, отмечается влияние на современную театральную архитектуру этических представлений, обусловленных социально-культурными тенденциями последних десятилетий [9, 12].

Философия архитектуры традиционно связывается с онтологией, когда архитектурный объект, в его классическом, витрувианском понимании, представляет собой микромодель вселенной [1, 2].

Известный архитектор А. Раппопорт в своей статье «Архитектура и отнтология» отмечает зависимость архитектурного творчества от окружающего бытия. По словам автора, если представить, что бытие слагается из разных миров, то «...мы должны вслед за Риккертом и неокантианцами признать для начала, что этот мир распадается на ряд более или менее независимых, автономных миров, среди которых ранее всего распадаются и образуют оппозиции два: мир природы и мир культуры, мир физики и мир истории... Но, кроме того, можно говорить еще и о мире нормативном, противопоставленном миру естественному, мире иллюзорном (идеологическом), противопоставленном миру реальности и пр ... Чем лучше организованы отношения этих миров, чем яснее они выражены и поняты - тем более "космичен" образ мира-в-целом. Напротив, чем больше различий, индивидуальных особенностей, частностей, несвязностей и некогерентностей (в том числе - диффициентностей), то есть принципиальных несовпадений в частных мирах, тем более мир-в-целом хаотичен. Мы живем сегодня в весьма хаотичном мире, и эта хаотичность достаточно хорошо естественно выражается нашей архитектурной средой, нашей архитектурой» [11] (Курсив мой - С. К)

Философские основания театральной архитектуры.

Пространство театральной архитектуры обладает собственными специфическими чертами, транслируя не только ценности эпохи, ее культурные парадигмы, но и философское мировоззрение театра, имеющее глубокие культурно-исторические корни, уходящие в Античность.

Представления о философском предназначении театра, о глубинном смысле актерской игры, выражались в архитектуре театральных зданий Античности, описанной еще Витрувием. Философия театральной архитектуры имеет ряд существенных особенностей.

Античные представления о классическом театре, как храме, где происходили мистерии, и было возможно достижение катарсиса, отражены в

трактатах Витрувия. Так, Б. Ю. Анушин отмечает, что на представления о театральном пространстве у Витрувия повлияла натурфилософия, в частности пифагореизм [2]. Основная идея архитектуры античного театра -конструирование микромодели мира, полного упорядоченности и гармонии, в котором цифры и геометрические фигуры являются основой для построения пространства, что заставляет вспомнить натурфилософов, пытавшихся определить первовещество, как основу мироздания. Автор отмечает, что «Витрувий, следуя в своих теоретических построениях за древнегреческими натурфилософами и пифагорейцами, строит пространство театра как целостное мироздание. Представляет интерес тот факт, что живопись и скульптура, которым Витрувий посвящает седьмую книгу своего труда и которые призваны украшать архитектуру, входили составной частью в этику, являясь, таким образом, частью практической философии. В этой системе сама архитектура понималась как практика геометрии, а геометрия - как зримое проявление первооснов мира. Связь архэ с геометрическими фигурами являлась проявлением античного символизма, истоки которого лежали в пифагорействе, который повлиял на мировоззрение Витрувия, что в полной мере можно видеть в его архитектурных построениях. Влияние Пифагора и пифагорейцев сказывается в построениях театрального пространства, в использовании идеальных фигур круга, треугольника и квадрата, а также применении «золотого сечения». Космос античности выражен в геометрии плана театра: мы видим круг орхестры, вписанные в него» [1, с. 130].

Функции античного театра выходили за рамки культурных и социальных; театр - это место, где совершается мистерия. Театр выполнял функции храма - как места соединения божественного и человеческого: «Театральное пространство являлось топосом перехода дионисийских ритуалов из божественной сферы в сферу материальной жизни ... Целостность бытия театра Витрувия выражена в некоем геометрическом построении, в пространстве которого скрыта сакральность и проявляется божественная эпифания» [1, с. 133] (Курсив мой - С. К).

Вышесказанное раскрывает смысл аристотелевского понятия «мемесис», придавая ему ярко выраженный этический смысл: «искусство актера, по Аристотелю - особый вид познания. Главная цель театрального действа -катарсис актера и зрителя... Впоследствии Г. В. Ф. Гегель называл ценностным достоинством искусства «освобождение от уз чувственности», выделяя, таким образом, нравственную важность катарсиса, как результата актерского мастерства» [8, с. 23].

Античный театр, как эталон театральной архитектуры, транслирует мистические и этические смыслы искусства актера. Античная театральная архитектура направлена на создание микромодели идеального мироустройства, обеспечивающего связь с божественным, где зритель и актер являются участниками мистерии, главной нравственной целью которой является катарсис.

Катарсис достигается с определенной целью, имеющей выраженную этическую природу - совершенствование склада души [8, с. 23]. Таким

образом, античная театральная архитектура призвана обеспечить условия для совершенствования склада души.

В статье «Этические элементы в системе К. С. Станиславского и современная этика актера» описана связь древнегреческих философских представлений о театре и этических аспектов системы К. С. Станиславского. Так, в статье утверждается, что «аристотелевский взгляд на технику игры актера, заключающуюся в припоминании опыта с целью воспроизведения событий и обретения катарсиса согласуется с такими аспектами системы Станиславского, как принцип использования аффективной памяти в творчестве актера, принцип связи творчества и бессознательного» [8, с. 23]. Поэтому можно предположить, что и стиль актерской игры, школы актерской игры, так или иначе, выражаются в театральной архитектуре.

Архитектура театрального здания, таким образом, символически выражает главный смысл театрального действа (катарсис), и лежащий в основании актерской игры мемесис. Это составляет философскую основу архитектурного пространства античного театра, принципы построения которого оказали существенное влияние на театральную архитектуру последующих эпох.

Философские основания этики архитектора в театральной архитектуре.

Особенности театральной архитектуры разных эпох и стилей влияют на этическое содержание театральной архитектуры. Так, некоторые авторы отмечают, что «начиная с XVII века и по настоящее время, театральная архитектура и сценография претерпели существенные изменения, синтезируясь в конце XX - нач. XXI века со средовым дизайном» [9]. Современная архитектура часто определяется философией постмодернизма, что обусловлено реалиями жизни: «Дискретность социальной жизни, «децентрированность субъекта», разложение реальности на актуальную и виртуальную, свобода и спонтанность как характеристики эпохи постмодерна находят своё отражение и прочтение в архитектуре постмодерна. Совокупность принципов постмодернистской архитектуры отображает противоречивость эпохи постмодерна, детерминированную комплексом разновекторных и весьма динамичных социальных процессов, которые одновременно символизируют антиномичность современности, сочетание прогрессивных и регрессивных изменений в формате одного процесса или явления. Архитектурное мировоззрение отображает происходящие социальные изменения. Результатом этого процесса в XX веке стало формирование архитектурного неоавангардизма, включающего в себя три направления: постмодернизм, деконструктивизм и нелинейную архитектуру» [6].

Архитектура многих современных театров отличается эклектичностью стилей, транслирующей хаос, в противовес космосу античной театральной архитектуры, поскольку, по словам архитектора А. Раппопорта, хаотичность и несогласованность миров, составляющих современное бытие [11], естественным образом выражена в архитектуре. Это указывает и на современное разнообразие стилей актерской игры, неоднородность театральных школ, поскольку постмодернистская культура - это

переосмысление, реинтерпретация привычных, признанных традиций. Кроме того, по словам А. С. Калашниковой, «архитектура отображает окружающую среду, проектно воссоздавая ее, а философия также описывает человека, его мировосприятие, изучает законы развития общества и т.д. Следовательно, можно сделать вывод, что архитектура есть философия города, философия жизни людей» [7].

Противоречие между хаотичностью и гармонией в театральной архитектуре помогает сформулировать ее основную этическую дилемму.

С одной стороны, театральная архитектура должна транслировать космический порядок, чтобы обеспечить главную цель театральной игры -совершенствование склада души. С другой стороны, театральная архитектура не должна подчиняться правилам, а должна отражать реалии жизни, также, как и актерская игра.

Если принять утверждение, что этика архитектора находится на границе таких видов этики как этика искусства, этика бизнеса, и этика инженера, то, можно утверждать, что в основании профессиональной этики в театральной архитектуре лежат архитектурные принципы Витрувия - прочность, красота, польза [16]. Принцип прочности обеспечивается этикой инженера, принцип пользы - этикой бизнеса, принцип красоты - этикой искусства [16]. Дилемма театральной архитектуры подразумевает, что противоречие касается принципа красоты, поэтому данная дилемма лежит в области этики искусства.

Выводы.

Можно вывести следующие проблемы этики искусства в контексте театральной архитектуры:

- проблема определения смыслов театрального действа в архитектуре театрального здания. Должна ли архитектура быть привязана к стилю игры, театральной школе, транслируя их этические смыслы через архитектуру?

- должна ли современная театральная архитектура способствовать особому умонастроению зрителей и артистов, приводя их к катарсису, и, в конечном итоге, влияя на усовершенствование склада души?

Содержание профессиональной этики в контексте театральной архитектуры определяется ответами на эти вопросы, которые не могут быть универсальными, так как каждый театр транслирует разные смыслы. Однако они помогут найти направление по выбору критериев разрешения обозначенных проблем, которые должны решать ситуативно, с учетом специфики театрального здания.

Театральная архитектура, как особый тип архитектурного искусства, транслирует «онтологическую модель» театра, как микровселенной, способствующей воплощению идей мемесиса и катарсиса, лежащих в основании античного театра. Эти идеи определяют специфику профессиональной этики архитектора в аспекте театральной архитектуры.

Театральная архитектура может претерпеть существенные изменения, в связи переходом к цифровому обществу, что поставит перед ней, среди прочих, задачи, связанные с проблемами цифровой этики: «В будущем представляется несколько путей развития сценографии: или спектакль будет полностью

состоять из иллюзорных проекций, сложность которых будет прогрессировать с течением времени; или произойдет возврат к классическому театру - в постановках будет использоваться кулисно-арочная декорационная система, расписанная в традиционной манере художниками; также возможно включение в классический театр элементов современных технологий (голограмм, меппинга, проекций, осветительных эффектов), что мы можем наблюдать уже сегодня» [9]. Перспективы развития проблемы значительны, и видятся в развитии цифрового пространства театра, что расширит круг вопросов - как этики искусства, так и профессиональной этики архитектора.

Литература

1. Анушин Б. Ю. Натурфилософские основания пространства театра в трактате Витрувия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 3. С. 126-134.

2. Анушин Б. Ю. Пифагорейские философские основания пространства театра Витрувия // XVII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. (23-24 апр. 2013 г.). Т. 1. С. 169-171.

3. Гахова Л. А. Взаимодействие философии и архитектуры в историческом контексте // Молодой исследователь Дона. 2020. № 5 (26). С. 9092.

4. Гребенник Т. О., Белополий В. В., Плаксина О. И. Философия в архитектуре: современный подход // Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. 2012. № 6. С. 83-88.

5. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре (архитектура в контексте современной философии и науки). М.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.

6. Думнова Э. М. Философия и архитектура в современном социокультурном пространстве // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 4 (6). С. 65-75.

7. Калашникова А. С. Роль философии в архитектуре и профессиональной деятельности архитектора // Novainfo. 2015. Т. 2, № 39. С. 242-245.

8. Каширин А. Ю., Назарова Ю. В. Этические элементы в системе К. А. Станиславского и современная этика актера // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. № 4 (20). С. 23-28. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2016/№4/23/mdex.html (дата обращения: 14.02.2022).

9. Писарчик М. С. Особенности театральной архитектуры в стиле «лофт» // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (38). С. 96-102.

10. Птичникова Г. А. Архитектура и проблемы философии и этики: влияние философско-этических идей на развитие архитектурного образа на примере университетских комплексов США // Journal of Eurasian Research. 2002. Т. 1, № 1. С. 45-54.

11. Раппапорт А. Архитектура и онтология [Электронный ресурс] / размещено Ю. Зубаревой // Онтологический музей : блог. Дата размещения: 22.11.2011. URL: https://ontology.mirtesen.ru/blog/43278084906/A.Rappaport-Arhitektura-i-ontologiya (дата обращения: 14.02.2022).

12. Самойленко Е. С. Влияние современных тенденций включения маломобильной группы населения в театральную деятельность на формирование архитектуры инклюзивного театра // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ : тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. М. : изд-во Моск. архитектур. ин-та, 2019. С. 433.

13. Смирнов С. С. Некоторые вопросы взаимосвязи архитектуры, эстетики и философии // Инновации и перспективы развития архитектурной теории и практики : коллективная монография. М.: Инфра-М, 2019. С. 65-69.

14. Сяо Б. Традиции и современность в архитектуре театральных зданий юго-западного Китая // Архитектура : сборник научных трудов / Министерство образования Республики Беларусь; Белорусский национальный технический университет; Архитектурный факультет. Минск, 2021. С. 222-226.

15. Хао Ц. Философские принципы конфуцианства в создании театральной архитектуры Китая // Культура. Наука. Творчество : сборник научных статей XIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Минск, 2019. С. 507-514.

16. Чабдаров М. М. Искусство морального выбора: дилеммы профессиональной этики архитектора // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. С. 63-66.

References

1. Anushin B. Yu. Naturfilosofskiye osnovaniya prostranstva teatra v traktate Vitruviya [Theatre Space Natural Philosophic Basis in Vitruvius's Treatise]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2013. Vol. 2. Issue 3. Pp. 126-134. [in Russian]

2. Anushin B. Yu. Pifagoreyskiye filosofskiye osnovaniya prostranstva teatra Vitruviya [Pythagorean Philosophical Foundations of Vitruvius Theater Space]. XVII Tsarskosel'skiye chteniya : materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (23-24 aprelya 2013 g.) [17th Tsarskoye Selo Readings: materials of the international scientific conference (April 23-24, 2013)]. Vol. 1. Pp. 169-171. [in Russian]

3. Gakhova L. A. Vzaimodeystviye filosofii i arkhitektury v istoricheskom kontekste [Interaction of philosophy and architecture in the historical context]. Molodoy issledovatel' Dona. 2020. No. 5 (26). Pp. 90-92. [in Russian]

4. Grebennik T. O., Belopoliy V. V., Plaksina O. I. Filosofiya v arkhitekture: sovremennyy podkhod [Philosophy in architecture: a modern view]. Vestnik Pridneprovskoy gosudarstvennoy akademii stroitel'stva i arkhitektury

[Bulletin of Prydniprovs'ka State Academy of Civil Engineering and Architecture]. 2012. No. 6. Pp. 83-88. [in Russian]

5. Dobritsyna I. A. Ot postmodernizma - k nelineynoy arkhitekture (arkhitektura v kontekste sovremennoy filosofii i nauki) [From postmodernism to non-linear architecture (architecture in the context of contemporary philosophy and science]. Moscow, Progress-Traditsiya publ, 2004. 416 p. [in Russian]

6. Dumnova E. M. Filosofiya i arkhitektura v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve [Philosophy and architecture in the contemporary sociocultural space]. Praksema. Problemy vizual'noy semiotiki [ПРАЕНМА. Problems visual semiotics]. 2015. No 4 (6). Pp. 65-75. [in Russian]

7. Kalashnikova A. S. Rol' filosofii v arkhitekture i professional'noy deyatel'nosti arkhitektora [The role of philosophy in architecture and the professional activity of an architect]. Novalnfo. 2015. Vol. 2, No 39. Pp. 242-245. [in Russian]

8. Kashirin A. Yu., Nazarova Yu. V. Eticheskiye elementy v sisteme K. A. Stanislavskogo i sovremennaya etika aktera [Ethical elements of The K. S. Stanislasky system and the modern ethics of actors]. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2016. No 4 (20). Pp. 23-28. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2016/№4/23/index.html (accessed 14 February 2022). [in Russian]

9. Pisarchik M. S. Osobennosti teatral'noy arkhitektury v stile «loft» [Peculiarities of theatrical architecture in loft style]. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2020. No 4 (38). Pp. 96-102. [in Russian]

10. Ptichnikova G. A. Arkhitektura i problemy filosofii i etiki: vliyaniye filosofsko-eticheskikh idey na razvitiye arkhitekturnogo obraza na primere universitetskikh kompleksov SShA [Architecture and problems of philosophy and ethics: the influence of philosophical and ethical ideas on the development of an architectural image on the example of US university complexes]. Journal of Eurasian Research. 2002. Vol. 1, No. 1. Pp. 45-54. [in Russian]

11. Rappaport A. Arkhitektura i ontologiya [Architecture and ontology]. Ontologicheskiy muzey. Posting date 22 November 2011. URL: https://ontology.mirtesen.ru/blog/43278084906/A.Rappaport-Arhitektura-i-ontologiya (accessed 14 February 2022). [in Russian]

12. Samoylenko Ye. S. Vliyaniye sovremennykh tendentsiy vklyucheniya malomobil'noy gruppy naseleniya v teatral'nuyu deyatel'nost' na formirovaniye arkhitektury inklyuzivnogo teatra [The influence of modern trends in the inclusion of a low-mobility group of the population in theatrical activity on the formation of the architecture of an inclusive theater]. Nauka, obrazovaniye i eksperimental'noye proyektirovaniye v MARKHI : tezisy dokladov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodykh uchenykh i studentov [Science, education and experimental design at Moscow Architectural Institute: abstracts of the International Scientific and Practical Conference of Faculty, Young Scientists and Students]. Moscow, izd-vo Mosk. arkhitektur. in-ta publ, 2019. P. 433. [in Russian]

13. Smirnov S. S. Nekotoryye voprosy vzaimosvyazi arkhitektury, estetiki i filosofii [Some questions of the relationship of architecture, aesthetics and philosophy]. Innovatsii i perspektivy razvitiya arkhitekturnoy teorii i praktiki : kollektivnaya monografiya [Innovations and prospects for the development of architectural theory and practice]. Moscow, Infra-M publ, 2019. Pp. 65-69. [in Russian]

14. Xiao Bo Traditsii i sovremennost' v arkhitekture teatral'nykh zdaniy yugo-zapadnogo Kitaya [Traditional and modern theater architecture in southwest China]. Arkhitektura. Minsk, 2021. Pp. 222-226. [in Russian]

15. Hao Qian Filosofskiye printsipy konfutsianstva v sozdanii teatral'noy arkhitektury Kitaya [Philosophical Principles of Confucianism in the Creation of Theater Architecture in China]. Kul'tura. Nauka. Tvorchestvo : sbornik nauchnykh statey XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 75-letiyu osvobozhdeniya Belarusi ot nemetsko-fashistskikh zakhvatchikov [Culture. The science. Creativity: collection of articles of the 13th Intern. scientific-practical. conf., dedicated 75th anniversary of the liberation of Belarus from Nazi invaders]. Minsk, 2019. Pp. 507514. [in Russian]

16. Chabdarov M. M. Iskusstvo moral'nogo vybora: dilemmy professional'noy etiki arkhitektora [The art of moral choice: the dilemmas of the architect's professional ethics]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture]. 2017. No 12. Pp. 63-66. [in Russian]

Статья поступила в редакцию 01.03.2022 Статья допущена к публикации 15.03.2022

The article was received by the editorial staff01.03.2022 The article is approved for publication 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.