Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ КАК ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ'

ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ КАК ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ / МЕТАЭТИКА АРХИТЕКТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АРХИТЕКТОРА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ / АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпов С. В.

В статье, на основании современных зарубежных материалов, рассматривается содержание философии архитектуры, как этическое и эстетическое основание архитектурной деятельности. Устанавливается терминологический смысл понятий «философия архитектуры», «этика архитектора», «метаэтика архитектуры». Раскрывается соотношение данных понятий, что позволяет определить этическое и эстетическое значение архитектурной практики в целом. Устанавливаются варианты соотношения этического и эстетического в архитектуре, анализируются возникающие на основании этих вариантов противоречия между этическими и эстетическими смыслами архитектуры; определяются перспективы развития философии архитектуры в аспекте формирующегося цифрового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF ARCHITECTURE AS AN ETHICAL AND AESTHETIC FOUNDATION OF ARCHITECTURAL PRACTICE

The article considers, on the basis of modern foreign materials, the content of the philosophy of architecture as the ethical and aesthetic foundation of architectural activity. The author establishes the terminological meaning of the concepts "philosophy of architecture", "ethics of an architect", "metaethics of architecture". The work reveals the relationship of these concepts, which makes it possible to determine the ethical and aesthetic significance of architectural practice as a whole. The author establishes the variants of the relationship between ethical and aesthetic in architecture and analyzes the contradictions arising on the basis of these variants between the ethical and aesthetic meanings of architecture; the prospects for the development of the philosophy of architecture in the aspect of the emerging digital society are determined.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ КАК ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ»

С. В. Карпов

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ КАК ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ

В статье, на основании современных зарубежных материалов, рассматривается содержание философии архитектуры, как этическое и эстетическое основание архитектурной деятельности. Устанавливается терминологический смысл понятий «философия архитектуры», «этика архитектора», «метаэтика архитектуры». Раскрывается соотношение данных понятий, что позволяет определить этическое и эстетическое значение архитектурной практики в целом. Устанавливаются варианты соотношения этического и эстетического в архитектуре, анализируются возникающие на основании этих вариантов противоречия между этическими и эстетическими смыслами архитектуры; определяются перспективы развития философии архитектуры в аспекте формирующегося цифрового общества.

Ключевые слова: философия архитектуры, метаэтика архитектуры, профессиональная этика архитектора, эстетические значения архитектуры, архитектурная практика

S. V. Karpov

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, (Russia, Tula)

PHILOSOPHY OF ARCHITECTURE AS AN ETHICAL AND AESTHETIC FOUNDATION

OF ARCHITECTURAL PRACTICE

The article considers, on the basis of modern foreign materials, the content of the philosophy of architecture as the ethical and aesthetic foundation of architectural activity. The author establishes the terminological meaning of the concepts "philosophy of architecture", "ethics of an architect", "metaethics of architecture". The work reveals the relationship of these concepts, which makes it possible to determine the ethical and aesthetic significance of architectural practice as a whole. The author establishes the variants of the relationship between ethical and aesthetic in architecture and analyzes the contradictions arising on the basis of these variants between the ethical and aesthetic meanings of architecture; the prospects for the development of the philosophy of architecture in the aspect of the emerging digital society are determined.

Keywords: philosophy of architecture, metaethics of architecture, professional ethics of an architect, aesthetic values of architecture, architectural practice.

DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1 -2-77-83

Архитектурная практика в современном обществе приобретает ряд новых смыслов культурного, социального, экономического и экологического характера. Актуальность этих смыслов выражается в том, что сам архитектурный объект и процесс его создания воплощают эстетические представления, социальные и экологические задачи и проблемы, экономическое состояние и культурные потенциалы эпохи, государства, нации. Поэтому исследование философии архитектуры, лежащей в основании архитектурной

практики, является важным условием при оценке многих процессов, происходящих в современном обществе.

Цель статьи - определение содержания современной философии архитектуры, в аспекте соотношения этического и эстетического.

В этой связи необходимо осветить ряд следующих вопросов:

- раскрыть академические определения содержания философии архитектуры;

- выявить этическую и эстетическую роль архитектуры в социальном и культурном контекстах;

- определить эстетическое и этическое значение архитектурной практики и ее перспективы в свете актуальных проблем современного общества.

Содержание философии архитектуры.

Философия архитектуры - академический термин, представленный в Стэндфордской философской энциклопедии [11]. Связь архитектуры и философии, а также - архитектуры и этики, подчеркивается в международной Хартии архитектурного образования [2], где указано, что эти философия и этика имеют непосредственное отношение к архитектуре. За основу принципов архитектурной деятельности принято брать три принципа Витрувия -прочность, полезность и красоту [11]; так, можно сказать, что принцип полезности может быть связан с этическими, а красота - с эстетическими аспектами архитектурной практики.

Согласно Стэндфордской энциклопедии, философия архитектуры исследует такие проблемы как: цели и задачи архитектуры в эстетическом, этическом, социальном контекстах; язык архитектуры; эстетические принципы архитектуры в философской интерпретации; этические проблемы, связанные с эстетическим смыслом архитектурных объектов; профессиональную этику в архитектурной деятельности [11].

Таким образом, перечисленные проблемы философии архитектуры касаются этических и эстетических сторон архитектуры, которые делятся на метаэтику архитектуры и профессиональную этику архитектурной деятельности [11]. И если профессиональная этика архитектора находит свое выражение, в основном, в нормативном аспекте (в этических правилах, кодексах поведения, различных нормах, касающихся процесса архитектурной деятельности) [3; 5; 6, 10], то метаэтика архитектуры соединяет в себе вопросы этического и эстетического характера, предваряя и предвосхищая профессиональную этику, конкретизирующую данные вопросы в определенных нормативных документах и практиках этического регулирования [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

Этическая и эстетическая роль архитектуры.

Соотношение этической и эстетической стороны архитектуры в ее социальном и культурном значениях является предметом исследования метаэтики архитектуры. В современной иностранной литературе выделяются следующие варианты взаимосвязи этического и эстетического в архитектуре [7; 8]:

1. Архитектурный объект должен приносить пользу, иметь этическое значение для социума, благодаря своему эстетическому совершенству. Так, например, социальные учреждения - приюты, больницы, дома престарелых и т.п. - должны быть одновременно эстетически привлекательны и удобны, поскольку в них выражается этическая идея помощи, поддержки, сострадания к слабым, стремление украсить и упростить их жизнь.

2. Архитектурный объект должен быть ценным лишь с этической точки зрения, ему не обязательно быть эстетически совершенным. Так, в крупных городах от зданий технического назначения требуется, например, экологичность, соответствие нормам безопасности - в большей степени, чем эстетическое совершенство.

3. Архитектурный объект может намеренно транслировать уродство, ради достижения этически значимых целей. Это касается, в основном, мемориалов, напоминающих о значимых исторических событиях, имевший глубокий трагический подтекст - в этом смысле объекты архитектуры могут являться как напоминанием о трагедии, так и предупреждением о возможном ее повторении.

В качестве примере противоречия между эстетическим и этическим в архитектуре приведем следующий кейс, показывающий как противоречие между эстетическим и этическим, так и этико-эстетические дилеммы архитектуры.

В современной России, в мегаполисах стремительно воздвигаются целые кварталы однотипных домов. С одной стороны, это решает тот самый «квартирный вопрос», который стал за многие годы болезненной проблемой. Массовая застройка окраин и появление жилых кварталов позволяет обеспечить жильем тех, кому не доступны дорогие варианты жилья, за счет более дешевых строительных материалов и сокращении площади под строительство; подобная застройка приобретает смысл и с точки зрения витрувианского принципа полезности. С другой стороны, такое жилье называют «человейниками», подчеркивая его антигуманность; эстетическая значимость таких кварталов весьма сомнительна, так же, как и их этико-социальное значение - они малопригодны для прогулок, общения, отдыха; работающие люди, живущие в них, возвращаются домой только для сна, а пенсионеры, инвалиды, женщины с маленькими детьми в таких районах имеют мало возможностей для обеспечения своих потребностей. На этом примере становится очевидно, как витрувианские принципы вступают в противоречие друг с другом в этико-эстетическом контексте: так, принцип полезности подчиняет себе принцип красоты. При этом, красота, как видно на основании данного примера, может иметь ярко выраженное этическое значение: кварталы с ухоженным и просторным ландшафтом, построенные в соответствии с экологическими требованиями, с малоэтажными домами, более пригодны для жизни, особенно для уязвимых, слабых членов общества.

Этическую дилемму соотношения этического и эстетического в архитектуре можно сформулировать следующим образом: «Должна ли архитектура стремиться к эстетическому совершенству, или к достижению

этического смысла?» Эта дилемма оформилась вследствие главных принципов архитектуры (принципы Витрувия) - Firmitas - Utilitas - Venustas (прочность, польза, красота). Данные принципы, по своей сути, отражают ее социальную, культурную, этическую значимость. С другой стороны, в них скрыт и вопрос о соотношении этического и эстетического. Так, если в одном и том же объекте должны равноценно сочетаться эстетическое совершенство и этическая значимость, то как в витрувианские принципы могут вписаться другие варианты соотношения этического и эстетического - не будут ли порожденные ими объекты противоречить самой сути архитектуры?

Этическое и эстетическое значение архитектурной практики в свете актуальных проблем современного общества. Перспективы архитектурной практики в цифровом обществе.

Варианты соотношения этических и эстетических смыслов в архитектуре подчеркивают исключительность современных культурных трансформаций. Так, в современных архитектурных объектах, через эстетические особенности, выражаются такие этические установки как: сочувствие к слабым, больным, престарелым, инвалидам, их принятие, забота (инклюзия в архитектуре); равноправие мужчин и женщин (а также и толерантность по отношению к секс-меньшинствам, трансгендерам); потребительский гедонизм (так, например, постройки различных торговых объектов конструируются, согласно различным маркетинговым моделям потребления, эстетически оформляются на основании исследований потребительского поведения и эстетических вкусов покупателей). С другой стороны, социальные смыслы этических и эстетических архитектурных решений можно найти, например, в сфере безопасности зданий, сконструированных с учетом наилучшей эвакуации - при этом эстетическое совершенство подчинено этическим целям.

Этические и эстетические смыслы архитектуры, на наш взгляд, в современном обществе становятся важными и в контексте следующих проблем:

1. Проблема нехватки площади в крупных городах. Эта проблема связана с решениями о распределении территории под застройку. Кроме того, она может быть связана и с проблемой сохранения историко-архитектурного наследия. Нехватка площади предполагает также и экономию на архитектурных проектах, строительных материалах, качественном инженерном сопровождении, что может поставить под сомнение витрувианский принцип Firmitas.

2. Проблемы экологии, которые так или иначе отражаются и на архитектурных проектах, требуя от архитекторов этически взвешенных решений - о сохранении экологической гармонии при возведении, строительстве и использовании объектов, об экологической безопасности жилых кварталов и социально-значимых учреждений и т.д.

3. Проблемы социальной защищенности, инклюзии. Одна из актуальных современных проблем, выражающаяся в этико-эстетическом требовании удобства архитектурного объекта для стариков, детей, инвалидов;

требование, которое стало неотъемлемым при проектировании современных зданий.

Кроме того, цифровизация общества формирует новые вызовы в архитектуре, которые имеют, преимущественно, этический смысл. Вот лишь некоторые из этически значимых вопросов, с которыми архитектура столкнется в цифровую эпоху, в частности, в связи с внедрением искусственного интеллекта (проект по внедрении технологий искусственного интеллекта в городское пространство стартовал летом 2020 в Москве, что вызывало ряд вопросов этического характера [1]): 1) насколько широко допустимо применение искусственного интеллекта в архитектуре? 2) кто будет ответственен за архитектурные решения при применении искусственного интеллекта? 3) как в архитектурной деятельности сочетать творчество и искусственный интеллект? 4) как при применении искусственного интеллекта будут решаться этико-эстетические дилеммы в архитектуре? Все эти вопросы подчеркивают, что в философии архитектуры открывается новая глава, в которой может быть переписана или существенно изменена как эстетика, так и этика архитектуры; при этом, принципы Витрувия могут получить новое истолкование.

Выводы

В статье было определено, что содержание современной философии архитектуры в этическом и эстетическом аспектах выражается в следующем: философия архитектуры важна для архитектурной деятельности, так как выражает ее этические и эстетические значения; этика и эстетика архитектуры в современном обществе имеют глубокие социальные и культурные смыслы.

Так, архитектура может выражать собой такие этические категории как сострадание, раскаяние, забота, полезность, скорбь, стыд; причем как через эстетическое совершенство объекта, так и через его подчеркнутую эстетическую нейтральность или безобразие. При этом три принципа Витрувия, лежащие в основании архитектуры (красота, польза, прочность) приобретают новые значения в современном обществе, через взаимосвязь этического и эстетического в архитектуре. Эта взаимосвязь чаще всего выражается противопоставлении или соподчинении этического и эстетического в архитектурных объектах, что формирует многочисленные дилеммы этического характера, на базе архитектуры; дилеммы, имеющие актуальное социально -культурное значение. Так, наиболее ярко эти дилеммы проявляются в связи с такими актуальными проблемами, как нехватка площадей под строительство, экология, инклюзия. В статье делается вывод, что процесс цифровизации общества может расширить проблемы взаимосвязи этического и эстетического в архитектуре, сконцентрировав их на проблеме искусственного интеллекта -как нового способа архитектурной деятельности - что, безусловно, расширит философский дискурс вокруг архитектуры.

Литература

1. Назарова Ю. В. Этика искусственного интеллекта в современной России: актуальные проблемы и тенденции развития [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2020. № 2 (34). С. 14-23. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2020/№2°/o20(34)/14/index.html#zoom=z (дата обращения: 24.05.2021).

2. UNESCO-UIA Charter for Architectural Education : Revised Edition 2017 : 2017 Sexennial revision with no modifications of the 2011 Edition [Electronic resource] // International Union of Architects (UIA) : site. URL: https://www.uia-architectes.org/webApi/uploads/ressourcefile/178/charter2017en.pdf (data of request: 24.05.2021).

3. Чабдаров М. М. Искусство морального выбора: дилеммы профессиональной этики архитектора // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. С. 63-66.

4. Caicco G. Architectural Ethics // Encyclopedia of Science, Technology and Ethics. Detroit: Macmillan Reference, 2005. P. 97-102.

5. Fisher S. How to Think About the Ethics of Architecture // Ethics and the Built Environment. London: Routledge, 2000. P. 170-182.

6. Gardner H., Csikszentmihalyi M., Damon W. Good work: when excellence and ethics meet. New York: Basic Books, 2001. 291 p.

7. Harries K. The Ethical Function of Architecture. Cambridge, MA: The MIT Press, 1997. 424 p.

8. Kieran M. In Defence of the Ethical Evaluation of Narrative Art // British Journal of Aesthetics. 2001. Vol. 41, Issue 1. P. 26-38.

9. Sauchelli A. The Structure and Content of Architectural Experience: Scruton on Architecture as Art // Estetika - The European Journal of Aesthetics. 2012. Vol. 49, no. 1. P. 26-44.

10. Somerville M. A. Ethics and architects: Spaces, voids, and traveling-in-hope // Architecture, ethics, and technology. Montreal (Canada): McGill-Queen's University Press, 1994. Р. 61-79.

11. Philosophy of Architecture. 7. Architectural Ethics=Архитектурная этика [Electronic resource] // Stanford Encyclopedia of Philosophy : [site] / principal ed. E. N. Zalta. First published Wed Sep 9, 2015. URL: https://plato.stanford.edu/entries/architecture/#ArcEth (data of request: 22.05.2021).

References

1. Nazarova Yu. V. Etika iskusstvennogo intellekta v sovremennoy Rossii: aktual'nyye problemy i tendentsii razvitiya [Ethics of Artificial Intelligence in Modern Russia: Current Challenges and Development Trends]. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2020. Issue 2 (34). Pp. 14-23. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2020/№2%20(34)/14/index.html#zoom=z (accessed: 24 May 2021). [In Russian]

2. UNESCO-UIA Charter for Architectural Education : Revised Edition 2017 : 2017 Sexennial revision with no modifications of the 2011 Edition [Electronic resource]. International Union of Architects (UIA) : website. URL: https://www.uia-architectes.org/webApi/uploads/ressourcefile/178/charter2017en.pdf (accessed: 24 May 2021). [In Russian]

3. Chabdarov M. M. Iskusstvo moral'nogo vybora: dilemmy pro-fessional'noy etiki arkhitektora [The Art of Moral Choice: The Dilemmas of The Architect's Professional Ethics]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture]. 2017. Issue 12. Pp. 63-66. [In Russian]

4. Caicco G. Architectural Ethics. Encyclopedia of Science, Technology and Ethics. Detroit: Macmillan Reference, 2005. Pp. 97-102.

5. Fisher S. How to Think About the Ethics of Architecture. Ethics and the Built Environment. London: Routledge, 2000. Pp. 170-182.

6. Gardner H., Csikszentmihalyi M., Damon W. Good work: when excellence and ethics meet. New York: Basic Books, 2001. 291 p.

7. Harries K. The Ethical Function of Architecture. Cambridge, MA: The MIT Press, 1997. 424 p.

8. Kieran M. In Defence of the Ethical Evaluation of Narrative Art. British Journal of Aesthetics. 2001. Vol. 41, Issue 1. Pp. 26-38.

9. Sauchelli A. The Structure and Content of Architectural Experience: Scruton on Architecture as Art. Estetika - The European Journal of Aesthetics. 2012. Vol. 49, no. 1. Pp. 26-44.

10. Somerville M. A. Ethics and architects: Spaces, voids, and traveling-in-hope. Architecture, ethics, and technology. Montreal (Canada): McGill-Queen's University Press, 1994. Pp. 61-79.

11. Philosophy of Architecture. 7. Architectural Ethics=Архитектурная этика [Electronic resource]. Stanford Encyclopedia of Philosophy : website principal ed. E. N. Zalta. First published Wed Sep 9, 2015. URL: https://plato.stanford.edu/entries/architecture/#ArcEth (access: 22 May 2021).

Статья поступила в редакцию 25.05.2021 Статья допущена к публикации 10.07.2021

The article was received by the editorial staff25.05.2021 The article is approved for publication 10.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.