Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)'

ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИКА АРХИТЕКТОРА / ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ / АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / ARCHITECT’S ETHICS / ETHICAL EDUCATION / CODE OF PROFESSIONAL ETHICS / ARCHITECTURAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Юлия Владимировна

Цель исследования - раскрытие содержания этического образования в контексте архитектурной практики. Профессиональная этика архитектора связана как с искусством, так и с инженерной деятельностью и предъявляет специалистам особые моральные требования, поэтому изучение нравственной философии приобретает большое значение. Научная новизна заключается в исследовании влияния этического образования на содержание профессиональной этики и на качество архитектурной практики с учетом анализа образовательных стратегий, применяемых при преподавании этики. В результате определяется практический смысл этического знания как одной из составляющих профессиональной подготовки в архитектурном образовании, а также его влияние на формирование и развитие системы этико-нормативного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL COMPONENT OF ARCHITECTURAL EDUCATION (INTERNATIONAL EXPERIENCE)

The paper aims to reveal the ethical component of architectural education. Architectural profession involves artistic and engineering elements and imposes special moral requirements, so ethical issues acquire importance. Scientific originality of the research lies in the fact that relying on an analysis of the educational strategies used in teaching ethics, the author examines ethical education influence on the process of professional ethics formation and on professional activity quality. The research findings are as follows: the author reveals the role of ethical knowledge as a component of an architect’s professional competence and identifies its influence on the formation of a system of ethical and normative standards.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)»

грот ото Манускрипт • Manuscript

2020. Том 13. Выпуск 12. С. 190-194 | 2020. Volume 13. Issue 12. P. 190-194

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Этическое образование в архитектурной практике (международный опыт)

Назарова Ю. В.

Аннотация. Цель исследования - раскрытие содержания этического образования в контексте архитектурной практики. Профессиональная этика архитектора связана как с искусством, так и с инженерной деятельностью и предъявляет специалистам особые моральные требования, поэтому изучение нравственной философии приобретает большое значение. Научная новизна заключается в исследовании влияния этического образования на содержание профессиональной этики и на качество архитектурной практики с учетом анализа образовательных стратегий, применяемых при преподавании этики. В результате определяется практический смысл этического знания как одной из составляющих профессиональной подготовки в архитектурном образовании, а также его влияние на формирование и развитие системы этико-нормативного регулирования.

EN

Ethical Component of Architectural Education (International Experience)

Nazarova Y. V.

Abstract. The paper aims to reveal the ethical component of architectural education. Architectural profession involves artistic and engineering elements and imposes special moral requirements, so ethical issues acquire importance. Scientific originality of the research lies in the fact that relying on an analysis of the educational strategies used in teaching ethics, the author examines ethical education influence on the process of professional ethics formation and on professional activity quality. The research findings are as follows: the author reveals the role of ethical knowledge as a component of an architect's professional competence and identifies its influence on the formation of a system of ethical and normative standards.

Введение

Актуальность исследования этического образования в архитектурной практике обусловлена тем, что архитектура играет фундаментальную роль в культурном и экономическом развитии общества. Архитектурный объект является воплощением определенных идей, транслируя для настоящего и будущего социальные задачи, нравы, эстетические предпочтения, философское мировоззрение, политические взгляды и религиозные представления поколений [11; 12]. Некоторые современные исследователи архитектурной практики замечают, что в последние десятилетия профессия архитектора утратила понимание своей моральной миссии [6; 7]. Профессия архитектора в данный момент сталкивается со многими трудностями, обусловленными культурной глобализацией, правилами рыночной экономики, возрастающими социальными ожиданиями, ужесточением требований технической и экологической безопасности, вмешательством властей в архитектурную деятельность и так далее [13]. Профессиональная этика является теоретической и практической основой для изучения этих проблем, их интерпретации, адаптации к ним и даже частичного их разрешения. Вот почему подготовка будущих специалистов в области архитектуры представляется неполной без преподавания этики (этического образования). Так, в Хартии ЮНЕСКО по архитектурному образованию выделены знания, умения и навыки, которыми должен обладать архитектор. Отмечается, что необходимыми для архитектора знаниями являются в числе прочих знания общественных наук, причем особо отмечается необходимость представления «о философии, политике, этике как о науках, имеющих отношение к архитектуре» [8]; кроме того, профессиональная этика включена в профессиональный стандарт архитектора [4].

Задачи статьи:

- раскрыть значение термина «этическое образование»;

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns200574

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

- проанализировать формы и способы внедрения этического образования в архитектурную практику;

- определить значение этического образования для формирования профессиональной этики архитектора.

Эти задачи предполагается решить при помощи методов: а) диалектического - примененного

при определении сущностного содержания этического образования; б) дескриптивного анализа - использованного при описании системы этического образования в архитектурном образовании; в) системного анализа - при анализе системы этического образования, который был сделан на основании разбора стратегий этического образования.

Теоретическая база исследования. Исследования, связанные с этическим образованием, являются достаточно редкими в современной философской науке, поскольку этическое образование получило распространение благодаря профессиональной этике, философские исследования которой появляются в России только в 90-х годах ХХ века. При раскрытии вопроса о понятии этического образования использовались работы А. А. Гусейнова [1]. Принципы этического образования архитекторов подробно освещены в Хартии ЮНЕСКО по архитектурному образованию [8], где показана необходимость этики как для этой сферы деятельности в целом, так и для архитектора-профессионала в частности. Вопрос об анализе этического образования в архитектурной практике достаточно узок и был освещен не так широко, как этическое образование в целом, однако стоит упомянуть работы М. М. Чабдарова [9], А. А. Романовой [5]. В данной статье используется работа Д. Чен Кок Хай (Jeffrey CHAN Kok Hui) «Преподавание этики для архитекторов: контексты, проблемы и стратегии» ("Teaching ethics in architecture: contexts, issues and strategies") [10], так как она, на наш взгляд, наиболее полно отражает информацию о современном состоянии этики в архитектурном образовании за рубежом.

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать при преподавании и изучении прикладной и профессиональной этики в учебном процессе в вузах, на курсах дополнительного образования, курсах повышения квалификации, а также на курсах по профессиональной этике для будущих архитекторов.

Значение термина «этическое образование»

Важно определиться, что подразумевается под термином «этическое образование». Так, А. А. Гусейнов отмечает необходимость осознания смысла термина: «Когда мы говорим о преподавании этики, необходимо различать два аспекта: этика как составной элемент профессиональной подготовки специалиста (философа, учителя, юриста и т.д.) и этика как момент становления студента в качестве личности. Их надо различать не для того, чтобы развести, а для того, чтобы умело соединять. В этом смысле наметившийся в преподавании этики прикладной крен я нахожу плодотворным и перспективным» [1].

Этическое образование связано с профессиональной этикой, и в контексте профессиональной этики речь идет не только об изучении этики (нравственной философии) и профессиональной этики в системе высшего образования в рамках подготовки специалистов, но и об изучении этих дисциплин в системе дополнительного образования, например в рамках повышения квалификации. Таким образом, этическое образование -это изучение, собственно, нравственной философии и профессиональной этики, в процессе которого повышается уровень профессиональной этики, профессиональной мотивации, формируются моральные компетенции [2], приобретаются умения и навыки решения проблем и вопросов этического характера; поэтому можно добавить, что этическое образование имеет еще и важное практическое значение.

В высшем архитектурном образовании на Западе этика занимает заметное место, вопросам этического образования в высшей школе в целом посвящено достаточно внимания в научной литературе, а также этическое образование как дополнительное входит в систему профессиональной этики. Если говорить о дополнительном этическом образовании в рамках системы профессиональной этики, то теоретические и практические разработки только начинают появляться на Западе, поэтому тема этического образования может иметь весьма широкие перспективы.

Вопрос о том, можно ли научить этике, поднимался еще со времен Античности (диалог Платона «Менон») [3]. Центральной проблемой этики образования является вопрос: возможно ли обучить человека добродетели? Этот вопрос исходит из античной этической традиции, согласно которой считалось, что человек не является добродетельным, потому что не знает, что такое добродетель; таким образом, знание добродетели сделает его добродетельным.

Д. Чен Кок Хай в своей статье «Преподавание этики для архитекторов: контексты, проблемы и стратегии» пишет о том, что именно через изучение этики происходит формирование собственной моральной позиции, моральной стратегии и критического мышления, способности к объективному анализу ситуации, что так необходимо для любого высококвалифицированного специалиста [10] (здесь и далее перевод автора статьи. - Ю. Н.).

Формы и способы внедрения этического образования в архитектурную практику

На Западе в рамках образования архитектора в университетах занятия по этике проводятся в форме семинаров по профессиональной практике или архитектурному дизайну. Однако ни в том, ни в другом случае обучение не будет эффективным и не достигнет цели, если не считать целью этического образования выработку способности студента к развитию морального сознания, разумным моральным рассуждениям и четким этическим принципам.

Студент, получающий профессию архитектора, с большой долей вероятности может столкнуться в будущем с дополнительными проблемами без знания этики, обнаружив, уже будучи профессионалом, большое количество дилемм и трудностей в профессиональной практике, конфликты ценностей, а также последствия применения новых технологий, которым в будущем будет необходима экспертная этическая оценка.

В системе высшего архитектурного образования на Западе этика преподается: а) в студиях архитектурного дизайна; б) на семинарах по профессиональной практике. Недостатками таких форм организации преподавания является неверный контекст освещения этических вопросов - в студийных условиях этические знания преподносятся не в этическом контексте, а исключительно в контексте решения архитектурных вопросов; в условиях семинара по профессиональной практике - в нормативном контексте: упор делается на изучение профессиональных этических кодексов, в отрыве от этической теории и практики моральных дилемм [Ibidem]. В сфере дополнительного образования этическое образование может осуществляться в виде конференций, семинаров, круглых столов, сборников статей на актуальные темы этики архитектора, консультационной деятельности по неоднозначным вопросам этики, открытого коллективного обсуждения моральных дилемм.

В архитектурном образовании существуют особые стратегии преподавания этики. Выделяются четыре такие стратегии [Ibidem]:

1. Стратегия этического самовоспитания преподавателя в процессе этического обучения. Речь здесь идет не о призыве к идеалу; имеется в виду, что «преподавание этики становится более упорядоченным, когда студент может видеть, что его преподаватель, а также само профессиональное сообщество, к которому принадлежит преподаватель и впоследствии будет принадлежать студент, стремятся соизмерять свои действия с этическими требованиями» [Ibidem].

2. Стратегия развития этической осведомленности. Этические проблемы в архитектуре трудно признать, поскольку они являются внутренними для архитектурной практики. Поэтому преподавателю необходимо обращать на них специальное внимание студентов, оговаривать конкретные проблемы, заостряя внимание на их этической природе; в противном случае многие проблемы этического характера при проектировании архитектурных объектов останутся незамеченными, поскольку студент просто не сможет дифференцировать их, обозначить их как этические. При этом преподаватель может спровоцировать студента на самостоятельную этическую рефлексию путем наводящих вопросов (такой метод побуждения к самостоятельному поиску истины напоминает сократовскую майевтику).

3. Стратегия построения студентом собственного этического инструментария. Цель преподавания этики в этом случае - помочь учащемуся построить свой собственный этический инструментарий. Безусловно, этот этический инструментарий не сможет дать универсальных решений, но первостепенной задачей для этического образования является не это, а его использование для формулировки конкретных этических вопросов, выделения четких этических проблем, что помогает найти объективные ответы по их решению. Это можно сделать только с помощью таких этических инструментов, которые помогают посмотреть на проблемы в архитектуре с альтернативных точек зрения. Следовательно, даже попытки использования этики способны расширить моральное сознание студента.

4. Стратегия воспитания моральной толерантности у студента. Моральная толерантность не означает бездумную вседозволенность. Задачей преподавателя этики будет примирение двух противоположных с этической точки зрения взглядов, объяснение моральных аргументов каждой из сторон, что в конечном итоге и развивает в студентах моральную толерантность.

Можно сделать вывод, что в указанных четырех стратегиях преподавания этики в архитектурном образовании сочетаются теоретические аспекты философской этики (нравственной философии), нравственного воспитания и реальных проблем профессиональной практики.

Значение этического образования для формирования профессиональной этики архитектора

Несмотря на очевидную необходимость этических кодексов в архитектурной практике, они не могут решить всех проблем этического характера. Из этого можно сделать вывод, что умение рассуждать на языке этики, определять моральные критерии принятия решений, владеть этическими средствами разрешения дилемм и конфликтов - все это необходимо и для того, чтобы воспользоваться преимуществами знания этических кодексов, чтобы уметь трактовать их, использовать их, дополнять и совершенствовать. Поэтому без знания этики профессиональный этический кодекс сложно использовать в полной мере.

Заключение

Изучение философии и этики, согласно Хартии ЮНЕСКО по архитектурному образованию, является непременным требованием к базовым знаниям архитектора. В то же самое время знание профессиональной этики, согласно тому же документу, входит в перечень обязательных профессиональных знаний. Кроме того, требование знания профессиональной этики и кодекса профессиональной этики входит в профессиональный стандарт архитектора. Все это является доказательством того, что этическое образование - это один из важных аспектов архитектурной практики.

Под термином «этическое образование» понимается изучение философской этики (нравственной философии) и профессиональной этики, в процессе чего повышается уровень профессиональной мотивации, формируются моральные компетенции, приобретаются умения и навыки решения проблем и вопросов этического характера.

Значение этического образования для архитектурной практики заключается в том, что: а) посредством этического образования развивается способность к моральным рассуждениям; б) развивается способность к критическому и независимому мышлению; в) вырабатывается этический инструментарий для принятия решений в профессиональной практике; г) вырабатываются навыки поведения в ситуации моральных дилемм; д) расширяются возможности использования профессиональных этических кодексов в архитектурной практике.

Этическое образование может осуществляться как в сфере высшего, так и в сфере дополнительного образования.

Рассмотрены четыре стратегии преподавания этики в архитектурном образовании: а) стратегия этического самовоспитания преподавателя в процессе этического обучения; б) стратегия развития этической осведомленности; в) стратегия построения студентом собственного этического инструментария; г) стратегия воспитания моральной толерантности у студента. Сделан вывод, что эти стратегии могут расширяться и дополняться, но в целом выбор стратегии должен быть основан на выводе, что в указанных четырех стратегиях преподавания этики в архитектурном образовании должны сочетаться теоретические аспекты философской этики (нравственной философии), нравственного воспитания и реальных проблем профессиональной практики.

В нашей стране перспективы развития этического образования в целом достаточно широки, поскольку профессиональная этика как дисциплина присутствует во многих учебных программах как бакалавриата, так и магистратуры; однако остается вопрос о ее внедрении в дополнительное образование, например в рамках повышения квалификации. Профессиональная этика трансформируется в соответствии с новыми вызовами профессий, что особенно часто будет происходить на пороге вступления в цифровое общество. Поэтому перед этическим образованием будут открываться все новые задачи и проблемы.

Список источников

1. Гусейнов А. А. Об этическом образовании [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 22717248 (дата обращения: 16.09.2020).

2. Назарова Ю. В., Чабдаров М. М. Моральная компетенция как часть современного профессионального стандарта архитектора // Университет XXI века: научное измерение: материалы Научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов и магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. С. 410-412.

3. Платон. Менон // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 575-612.

4. Профессиональный стандарт архитектора (Соглашение Международного союза архитекторов по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике) [Электронный ресурс]. URL: https://mrpa-szfo.rU/upload/information_system_18/2/8/4/item_284/information_ items_property_134.pdf (дата обращения: 27.09.2020).

5. Романова А. А. Роль и место деонтологии в формировании личностных качеств студентов в системе образования архитекторов [Электронный ресурс]. URL: https://izron.ru/articles/o-nekotorykh-voprosakh-i-problemakh-psikhologii-i-pedagogiki-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-1-obshchaya-pedagogika-istorLya-pedagogiki-i-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-01/rol-i-mesto-deontologii-v-formirovanii-lichnostnykh-kachestv-studentov-v-sisteme-obrazovaniya-arkhit/ (дата обращения: 25.10.2020).

6. Фесенко Д. Социальная ответственность архитектора: от истории к повестке дня [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/subject/figures/teoriy_arh_processa/6776-socialnaya-otvetstvennost-arxitektora-ot-istorii-k-povestke-dnya.html (дата обращения: 22.10.2020).

7. Фесенко Д., Павликова А. Профессиональная этика как сакраментальная тема (по итогам круглого стола в ЦДА) [Электронный ресурс]. URL: http://archi.ru/events/4775/kruglyi-stol-arhitektor-rynok-i-etika (дата обращения: 05.10.2020).

8. Хартия ЮНЕСКО по архитектурному образованию [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/ 54384523-Hartiya-yunesko-msapo-arhitekturnomu-obrazovaniyu.html (дата обращения: 27.09.2020).

9. Чабдаров М. М. Преподавание профессиональной этики в архитектурном образовании // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2018. С. 300-302.

10. Chan J. K. H. Teaching ethics in architecture: contexts, issues and strategies // Journal of the NUS Teaching Academy. 2013. № 3 (3). P. 85-99.

11. Harries K. The Ethical Function of Architecture. Cambridge, MA: The MIT Press, 1997. 414 р.

12. Kieran M. In Defence of the Ethical Evaluation of Art // British Journal of Aesthetics. 2007. № 41. P. 337-351.

13. Spector T. The Ethical Architect: The Dilemma of Contemporary Practice. N. Y.: Princeton Architectural Press, 2001. 265 p.

Информация об авторах | Author information

RU

Назарова Юлия Владимировна1, д. филос. н., доц.

1 Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

EN

Nazarova Yuliya Vladimirovna1, Dr 1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

1 fox353@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 02.11.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): профессиональная этика; этика архитектора; этическое образование; кодекс профессиональной этики; архитектурная практика; professional ethics; architect's ethics; ethical education; code of professional ethics; architectural practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.