Научная статья на тему 'Философские основания профессионального образования по социальной работе'

Философские основания профессионального образования по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL EDUCATION / PHILOSOPHY OF EDUCATION / INSTRUMENTAL APPROACH / CONCEPTUAL APPROACH / PARADIGMATIC ANALYSIS / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернов Д.В.

It is analyzed the content and meaning of development of professional education for social work in the modern Russian society. Philosophical foundations of professional social education are discovered. In the context of the relevant scientific concepts to the philosophy of education, the specificity of the educational system, training of social workers are considered. The role of domestic scientists in development of problems of professional social knowledge is emphasized, the special attention is paid to researches of the Barnaul school of sciences of sociology and social work under the leadership of professors S.I. Grigoryev and L.G. Guslyakova, their main scientific works are analyzed. In work the analysis of professional education on social work from positions of philosophy of education is submitted. Thus, the author determines possibility of the philosophical analysis in studying of professional education by social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophic basis of professional education on social work

It is analyzed the content and meaning of development of professional education for social work in the modern Russian society. Philosophical foundations of professional social education are discovered. In the context of the relevant scientific concepts to the philosophy of education, the specificity of the educational system, training of social workers are considered. The role of domestic scientists in development of problems of professional social knowledge is emphasized, the special attention is paid to researches of the Barnaul school of sciences of sociology and social work under the leadership of professors S.I. Grigoryev and L.G. Guslyakova, their main scientific works are analyzed. In work the analysis of professional education on social work from positions of philosophy of education is submitted. Thus, the author determines possibility of the philosophical analysis in studying of professional education by social work.

Текст научной работы на тему «Философские основания профессионального образования по социальной работе»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 101 Д.В.Чернов

кандидат исторических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия chernov.de@mail.ru

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

[ChernovD.V. Philosophic basis of professional education on social work]

It is analyzed the content and meaning of development of professional education for social work in the modern Russian society. Philosophical foundations of professional social education are discovered. In the context of the relevant scientific concepts to the philosophy of education, the specificity of the educational system, training of social workers are considered. The role of domestic scientists in development of problems of professional social knowledge is emphasized, the special attention is paid to researches of the Barnaul school of sciences of sociology and social work under the leadership of professors S.I. Grigoryev and L.G. Guslyakova, their main scientific works are analyzed. In work the analysis of professional education on social work from positions of philosophy of education is submitted. Thus, the author determines possibility of the philosophical analysis in studying of professional education by social work.

Key words: professional education, philosophy of education, instrumental approach, conceptual approach, paradigmatic analysis, philosophy of education, social work.

Система образования в современной России переживает не самые простые времена. Трансформационные процессы проникли во все её сегменты, охватили всех участников этой значимой для общества деятельности. Модернизация Российского образования оказалась настолько серьезной, что, по сути, определила и уже практически произвела смену основных мировоззренческих принципов классической национальной модели на концептуально-новые подходы. «С точки зрения внутреннего развития страны знания выступают как условие общественного прогресса, как ключевая предпосылка общественной саморефлексии, определяющая ступень, на которой находится общественная систе-ма»[1, с. 20]. Для решения этой задачи в очень непростых условиях современного переходного периода необходимо серьезное философское переосмысле-

ние всех направлений образовательной деятельности. Социальная работа как актуальная и востребованная профессия, и сложившаяся образовательная подсистема, также должна стать объектом философского анализа.

Современное философское знание имеет многомерную структуру. Наряду с фундаментальным разделением на материализм и идеализм, а также на многочисленные ветвления внутри них, существуют философии конкретных областей знания (науки, техники, медицины и отдельных дисциплин физики, химии, математики, и т. д.). Образование как научный феномен, социальное явление и система изучается различными отраслями философии, такими как аксиология, гносеология, онтология и др. Однако рассмотрение образовательной системы в институциональном ракурсе ориентирует исследователя на социально-философские теоретические и методологические основания.

Необходимо отметить, что социальная философия рассматривает образование и как специальный социальный институт, и как часть культуры соответствующего общества, результат социально-культурного взаимодействия людей, проявляемый в форме познания и его конечных результатов, в том числе знаний, опыта, умений и навыков. Сточки зрения настоящего исследования особенно важно, что социальная философия рассматривает образование через призму общественных отношений, его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры.

Утверждение философии образования как самостоятельной научной области в России началось с 1990-х гг. О том что статус философии образования начал определяться свидетельствовало появление ряда сборников, учебных курсов, учебных пособий, монографий, наиболее яркие примеры которых - это «Философия образования для XXI века» Б. С. Гершунского (1998), «Введение в философию образования» Э.Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой (2000), «Образы образования. Западная философия образования ХХ век» А. П. Огурцова, В. В. Платонова (2004) [10, с.45].

Опыт изучения проблем научной институциализации философии образования убеждает в том, что сегодня это самодостаточная отрасль современной философии, чьи основания связанны не только с социальной философией, но также с онтологией, гносеологий и аксиологией. Так, например, философия образования в онтологическом аспекте представляет собой целостное учение о назначении, месте, роли, содержании, формах и методах образования. В

гносеологическом аспекте - наиболее общую систему знаний и методологических воззрений в сфере образования[5, с.119].

Под профессиональным образованием следует понимать, прежде всего, то, что это организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности. Однако важно отметить и то, что результат этого процесса выражается в подготовленности человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденной аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования [8, с.11]. Сочетание процессных ценностных оснований профессионального образования и формальных документированных требований с каждым новым витком развития общества становиться сложнее. Этот очевидный сегодня факт требует от исследователей аналитических инвестиций в понимание смысла, сущности, содержания и назначения профессионального образования в современном мире.

Постановка вопросов для философии профессионального образования не простая задача, требующая отдельного рассмотрения. Бесспорно, важнейшим из них является необходимость разработки философских аналитических моделей формирования личности будущего профессионала. Экзистенция данного вопроса уже давно звучит в выступлениях представителей научно-педагогического сообщества, чиновников от образования и т.д. Какой профессионал сегодня нужен обществу? Либо это гармоничный человек, интересы которого выходят за рамки своей работы, инициативный, творческий сомневающийся, стремящийся что-то преобразовать работник (по А.В. Луночарскому, Н.К. Крупской). Либо это, наоборот, послушный, функциональный, «знающий свое место», чьё профессиональное и личностное саморазвитие ограничивается набором компетенций специалист? [7]. На наших глазах сегодня фактически разворачивается диалектическая борьба, противоположности которой уже четко обозначены. Реформируя профессиональное образование сегодня важно найти и единство в представленных выше вопросах, тем самым обернув непримиримую борьбу в потенциал для развития. Многие исследователи отмечают, что в настоящее время в педагогической науке и образовательной практике происходит постепенная смена образовательной парадигмы [4, с. 392].

Одним из направлений профессионального образования сегодня является социальное образование. В этой связи важно определить онтологическую основу его формирования. В ХХ столетии одним из факторов развития современного мира стало появление и стремительное накопление социального знания. На базе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин происходит становление новой совокупности знаний — социальной науки, которая включает в себя такие области знаний как социальная антропология, социальная педагогика, социальная психология, социальная работа, социолингвистика, социальная информатика, социальная экология, экология человека и другие [2, с. 17].

Социальное образование в узком смысле, по мнению ряда известных ученых, это подготовка и переподготовка специалистов в области социальных наук, а также обучение специалистов иного профиля социальным наукам, их социальное просвещение и воспитание [3, с. 78]. По мнению академика РАН В.И. Жукова, система социального образования является важнейшим социальным инструментом социализации личности. «Социальное образование, впитывающее методику и технику познания, характерную для так называемых точных наук, которые в свою очередь, гуманитаризируются, освобождаясь от чрезмерного технократизма» [1, с.245]. Исходя из чего социальное образование представляется как системный процесс накопления, хранения и передачи знаний, получаемых на основе развития фундаментальных и прикладных социальных наук, а также на базе социального опыта, накапливаемого цивилизацией в процессе обучения и воспитания.

Итак, в системе профессионального образования в постсоветской России появился новый компонент - социальное образование, содержание которого предполагает профессиональную социализацию субъектов социальной работы. В начале 1990-х гг. для нашей страны это было новым делом. Фактически отсутствовали какой-либо практический опыт и теоретические подходы, вузы, способные возглавить эту работу, необходимая материальная база. Тем не менее за прошедшие 20 постсоветских лет сформировались контуры новой подсистемы: стандартные учебные программы, специфические формы и методы обучения. Возникли и крупные центры подготовки социальных работников в высшей школе [6, с. 69].

Сегодня не вызывает сомнения то что социальная работа должна быть профессиональной. Общество ХХ века и тем более на современном этапе

требует от организации помощи системности, адресности, комплексности, технологичности, интеграции с научными подходами. Всему этому необходимо учиться, и это обучение должно не только способствовать приобретению простого набора функций у будущего специалиста, а в первую очередь, обязано формировать духовно-ценностные смыслы профессиональной деятельности, без которых невозможно качественно выполнять обязанности социального работника. Как это ни парадоксально, но появление этой профессии в нашей стране явилось одним из положительных результатов глобализации мирового сообщества. Однако вопрос формирования идентичной для России модели подготовки кадров для социальных служб также диалектичен. Какие специалисты должны прийти в сферу социального обслуживания? Ценностно ориентированные, профессионалы-творцы новой социальной реальности или компетентные функционалы, грамотные потребители? И ответ на этот вопрос далеко не очевиден...

Социально-философский анализ проблем профессионального образования по социальной работе может и должен быть реализован. Социальная работа как профессия и образовательная модель формировалась на фундаменте систем общественного вспомоществования, которые институционально начинают свое развитие с самых ранних этапов становления человечества. Организация системы профессиональной социальной работы стала абсолютной необходимостью, важнейшим инструментом государственной власти, способствующим предотвращению социального взрыва российского общества. Следовательно, стала необходимой в системе профессионального образования организация подготовки кадров по специальности «социальный работник». Около 200 вузов (технических, классических, гуманитарных) открыли подготовку по специальности социальная работа в большинстве городов России. На Алтае под руководством члена-корреспондента РАО, профессора С.И. Григорьева и профессора Л. Г. Гусляковой сформировалась известная социологическая школа, развернувшая в этом направлении подготовку кадров и научные исследования. В этой связи наиболее адекватной методологией социально-философского познания профессионального образования по социальной работе может быть системно-институциональный подход и парадигмальный анализ.

Системно-институциональный методологический подход определяет содержание социально-философской аналитики профессионального образова-

ния по социальной работе. Основным элементом данной аналитики должно стать определение смысла и содержания институциональных систем профессионального образования по социальной работе. Под институциональной системой, прежде всего, следует понимать все его подсистемные составляющие, которые находится в состоянии институциализации, и формируют общую социально-философскую и педагогическую модель профессионального образования по социальной работе. Усилит выводы, подкрепив их элементами сравнения, парадигмальный анализ социальной работы, как образовательной и институциональной системы. Структура аналитического исследования обязательно должна включать в себя рассмотрение научной институциональной системы профессионального образования по социальной работе, в которой важно подчеркнуть концептуальность социальной работы как основы развития профессионального образования, а также определить модель научного сопровождения образовательного процесса по социальной работе.

Кроме этого в структуре системно-институционального исследования большое внимание должно быть уделено организационным формам и содержанию профессионального образования по социальной работе. В качестве проблемных точек изучения выделяются вопросы развития образовательных учреждений и обоснования подходов подготовки кадров по социальной работе; современные компетентностные (глобализационные) трансформации образования по социальной работе; инновационные ресурсы и национальные традиции подготовки профессионалов в области социальной работы в педагогических вузах [11, с. 60].

Особого внимания заслуживает системно-институциональная аналитика аксиологических основ подготовки кадров для социальной работы. Понимание смысла и содержания институциональных систем современного профессионального образования и особенно по социальным направлениям невозможно без построения соответствующих ценностных систем, которые включают в себя ценностную самоидентификацию студентов, обучающихся по специальности (направлению) социальная работа, профессионально-педагогическую самоидентификацию профессорско-преподавательского сообщества.

Одним из возможных методологических приемов социально-философского исследования смысла и содержания профессионального образования по социальной работе является парадигмальный анализ [9]. Социальная работа как

профессия развивается сегодня в условиях смены и, в какой-то степени, диалектики двух парадигм: инструментальной и концептуальной. Образовательная система, отвечающая не только за кадровую ротацию, но и за поиск новых подходов подготовки профессионалов в области социальной работы усиливает эти процессы. В качестве примера парадигмального анализа представим результаты исследовательских сопоставлений на самом общем уровне развития профессионального образования - уровне институциональных систем (таб.1).

Таблица 1

Парадигмальный анализ профессионального образования

по социальной работе

Институциональные системы профессионального образования по социальной работе Функциональная парадигма Развивающая парадигма

Научно- методологическая Приоритет стандартизации, классификации, структуризации теории и практики обучения студентов Приоритет фундаментальных исследований и поиск новых идей научного осмысления образовательных процессов

Организационно-процессная Приоритет компетентностного, предметно-функционального подхода организации обучения Приоритет развивающего, профессионально-социализирующего образования

Ценностно-идентиф икационная Приоритет функциональных навыков будущего специалиста Приоритет ценностной профессиональной идентичности

Таким образом, социально-философский анализ позволил нам определить целостную картину сущностных оснований профессионального образования по социальной работе, которая формируется из трех основных институциональных систем: научно-методологической, организационно-процессной и ценностно-идентификационной. Подробное исследование процессов инсти-туциализации и функционирования профессионального образования по социальной работе в настоящее время позволит усилить его фундаментальность, социальную и научную ценность. Модернизация системы образования в современной России формирует множество возможных траекторий его развития в подготовке кадров по социальной работе, даже в условиях болониза-ции и усилении роли компетентностного подхода. Парадигмальный анализ, актуальный сегодня в рамках очевидной смены мировоззренческих основ подготовки профессиональных кадров, позволит, используя выявленные па-радигмальные разногласия, найти наиболее оптимальную стратегию развития профессионального образования в нашей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. М.,1998.

2. Григорьев С. И. Современная ноосфера и социальное образование: компетентность и культуроцентричность в русском мире начала XXI столетия. М., 2013.

3. Гуслякова Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине ХХ - начале XXI веков. Барнаул, 2004.

4. Любимова О.В. К проблеме обоснования современной парадигмы отечественного высшего образования // Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2.

5. Майер Б.О. Образование в условиях глобальных изменений: методологическая функция философии образования // Философия образования. 2012. № 6(45).

6. Пель В.С., Турченко В.Н., Шматков Р.Н., Чернов Д.В. Философско-ме-тодологические основы образовательных инноваций в условиях глобализации / науч. ред. В. Н. Турченко. Новосибирск, 2013.

7. Пряжников Н.С. Психология труда. Основы профессионального образования [Электронный ресурс] / URL: http://imp.rudn.ru/psychology/ labour_psychology/index.html (дата обращения 20.02.2014)

8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Вып. 1. М.: ФИРО, 2010. - 117 с.

9. Турченко В.Н. Парадигмальный анализ системы общество-образование: научный доклад. Томск, 2008.

10.Философия образования / Сборник материалов конференции. СПб: Изд. Санкт-петербургского философского общества, 2002.

11. Чернов Д.В. Модель подготовки специалистов по социальной работе в педагогическом университете // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.

REFERENCES

1. Zhukov V.I. Russian education: prospects and problems of development. M., 1998.

2. Grigoriev S.I. Modern noosphere and social education: competence and kulturotsentrichnost in Russian world beginning of the XXI century. M., 2013.

3. Guslyakova L.G. Formation of professional social education in the Russian society in the second half of XX - beginning of XXI century. Barnaul, 2004.

4. Lyubimov O.V. To study the problem of the modern paradigm of higher education // Humanities and Social Sciences. 2014. № 2.

5. Mayer B.O. Education in the context of global change: a methodological function of the philosophy of education // Philosophy of Education. 2012. №2 6 (45).

6. Pel V.S., Turchenko V.N., Shmatko R.N., D.V. Chernov. Philosophical and methodological foundations of educational innovation in the context of globalization / scientific. Ed. VN Turchenko. Novosibirsk, 2013.

7. Pryazhnikov N.S. Work Psychology. Foundations of vocational education -[electronicresource]/URL:http://imp.rudn.ru/psychology/labour_psychology/ index.html (date accessed 2/20/2014)

8. Dictionary of Contemporary Russian professional education / the compilers: Blinov V.I. Voloshin I.A, Esenina E.J., Leibowitz A.N., Novikov P.N. Issue 1 M .: FIRO, 2010. - 117 p.

9. Turchenko V.N. Paradigmal analysis of society-education: research report. Tomsk: IROS RAO, 2008.

10.Philosophy of Education / Conference Proceedings. St. Petersburg Univ. St. Petersburg Philosophical Society, 2002.

11.Chernov D.V. Educational model of training specialists in social work in the Novosibirsk state pedagogical university // Siberian Education Journal. 2013. № 5.

_16 декабря 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.