Научная статья на тему 'Актуальные вопросы философии образования'

Актуальные вопросы философии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHILOSOPHY OF EDUCATION / EDUCATION / PEDAGOGICAL ACTIVITIES / RESEARCH METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова В.Н., Захаревич В.А.

For the recent time, theoretical pedagogy base significantly strengthened and improved between extension, thanks to the numerous research and experiments, enriching the valuable methodological material. The main task of philosophy of science in this respect is seen in the fact that their specific means to expose the scientific pedagogy and social analysis, to ensure its solid theoretical and methodological baggage, purposefully explore all social interaction of objects in their direct or indirect connection with the educational sphere. In particular, the philosophical substantiation of the subject-side teaching activities allows a deep theoretico-methodological analysis of existing "modes of production" of the educational process and at the same time creates the prospects of potential areas of creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL QUESTIONS OF PHILOSOPHY OF EDUCATION

For the recent time, theoretical pedagogy base significantly strengthened and improved between extension, thanks to the numerous research and experiments, enriching the valuable methodological material. The main task of philosophy of science in this respect is seen in the fact that their specific means to expose the scientific pedagogy and social analysis, to ensure its solid theoretical and methodological baggage, purposefully explore all social interaction of objects in their direct or indirect connection with the educational sphere. In particular, the philosophical substantiation of the subject-side teaching activities allows a deep theoretico-methodological analysis of existing "modes of production" of the educational process and at the same time creates the prospects of potential areas of creativity.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы философии образования»

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЯЗЫКОЗНАНИЯ

УДК 101

В.Н. Власова, В.А. Захаревич

Ростовский государственный медицинский университет

г. Ростов-на-Дону

redaction-el@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

[Vlasova V., Zakharevich V. Topical questions of philosophy of education]

For the recent time, theoretical pedagogy base significantly strengthened and improved between extension, thanks to the numerous research and experiments, enriching the valuable methodological material. The main task of philosophy of science in this respect is seen in the fact that their specific means to expose the scientific pedagogy and social analysis, to ensure its solid theoretical and methodological baggage, purposefully explore all social interaction of objects in their direct or indirect connection with the educational sphere. In particular, the philosophical substantiation of the subject-side teaching activities allows a deep theoretico-methodological analysis of existing "modes of production" of the educational process and at the same time creates the prospects of potential areas of creativity.

Key words: philosophy of education, education, education, pedagogical activities, research methodology.

Мировая философская мысль с самого своего появления в форме систематизированных рассуждений уделяла немалое внимание педагогическому процессу, вопросам воспитания и образования. В качестве основной методологической задачи, которую ставили перед собой представители разных философских школ в связи с необходимо -стью вооружить педагогику серьезной теоретической базой, рассматривалась разработка концептуальных начал педагогической деятельности, без которых невозможно само существование каких-либо форм образования и воспитания. Кроме того, расширение и углубление практического поля требовало, во-первых, систематизации и классификации накопленного опыта в виде руководств, инструкций и т.д., во-вторых, тщательного анализа как успешных, так и неуспешных педагогических проектов, а в-тре -тьих, формулирования и детальной разработки относительно устойчивых во времени и пространстве обучающе-воспитательных стратегий, основанных на бесспорных ценностных началах и видении реальных перспектив развития.

Постепенно философская мысль, точнее, тот ее спектр, который довлел в своих уси -лиях над педагогическим сообществом, стала оформляться как специализированное направление исследований, чьим предметом и задачами становились явления, все более соответствовавшие проблемам повседневной образовательной практики. Прежде всего философия определилась с объектом педагогической науки. Это случилось в эпоху греческой классики, когда не только педагогика, но и все остальные науки только формировали «родовые» признаки последней, выкристаллизовываясь из концептуально-мировоззренческой массы соперничающих доктрин. И хотя по поводу объекта и тогда, и сейчас остаются отдельные детальные разногласия, сегодня этот вопрос можно считать решенным. То что объектом педагогических теорий и практик выступает непосредственно

процесс передачи и усвоения какой-либо обучающей информации, а равно как и то воспитывающее, формирующее влияние, какое он оказывает на нацеленный субъект, почти не вызывает никаких дискуссий.

Уже в древности мыслители ставили один важный вопрос, от ответа на который зависело не только формирование отношения общества к педагогическому процессу, но и место, которое подобало занять в этом обществе педагогике как социальному феномену. Является ли «наука научения» неотрывной частью реального социального бытия или дело обстоит как-то иначе? Положительный ответ означал, что объектно-предметный ряд педагогики диктует необходимость теснейшего союза образования с окружающей действительностью, то есть «учить» значило бы «помочь человеку выжить, утвердиться, стать полноправным членом общества, в идеале - творцом». С данным тезисом, при всей его очевидной адекватности, были не совсем согласны представители идеалистических течений. Человека, утверждали они, нельзя учить тому, что его окружает в реальности, ибо жизнь трудна и жестока, боги отвернулись от человека, и единственная надежда вернуть их расположение состоит в том, чтобы заложить в сознании ученика стремление к неким истинным ценностям - красоте, гуманизму, справедливости, к тому, чего в реальной жизни действительно не хватает. Интересно, что споры на эту тему продолжаются и по сей день, хотя, конечно, в не столь резкой форме.

В отличие от философских построений, педагогические теории всегда конкретны, поскольку привязаны своими основными параметрами к определенным сиюминутным реалиям. Это понятно и разумно: ведь надо учить здесь и сейчас. В этом смысле между философами и педагогами всегда ощущалось взаимное недопонимание действий соответствующих специфик.

Каково же современное состояние доктринальной базы педагогики? Можно ответить кратко: удовлетворительно, но явно недостаточно. В более пространном виде ответ должен быть следующим: существует достаточно серьезная концептуальная проработка фундаментальных тем, являющихся основой любой педагогической деятельности. Например, уже больше двух десятилетий действует обязательная для всех образовательная парадигма, то есть всеобщая формула моделирования социальных систем, так или иначе осуществляющих педагогическую деятельность. Звучит она просто и в то же время емко: основной целью образования и воспитания является развитие, социализация и подготовка личности к деятельной жизни в современном ей обществе.

Парадигмальные функции педагогики определены довольно четко. За прошедшее время теоретическая база науки значительно укрепилась и расширилась благодаря многочисленным исследованиям и экспериментам, обогатившим практику ценным методологическим материалом. Основная задача философской науки в этой связи видится в том, чтобы своими специфическими средствами - научный язык, концептуализм, общекультурное воздействие, коммуникативность, постоянно подвергать педагогику научному и общественному анализу, обеспечивать его солидным теоретико-методологическим багажом, целенаправленно исследовать взаимовлияние всех социальных объектов в их прямой или опосредованной связи с образовательной сферой. Философские труды, выступления и консультации должны создать атмосферу ясного представления о перспективах реализации в России личностного потенциала независимо от возраста человека, его социального, профессионального и общекультурного статуса.

Современная философская мысль есть прежде всего системный анализ окружаю -щих объектов, а также их постоянного взаимодействия и взаимовлияния. Главный объект педагогики - это сам процесс передачи и усвоения учебной информации. Типы и уровни его взаимодействия чрезвычайно разнообразны, причем часто видоизменяют -ся и структурируются в зависимости от изменений социальной материи, которая, в свою очередь, сама находится в постоянном движении. Природа взаимодействия объектов, в том числе социальных, еще недостаточно глубоко изучена, несмотря на успехи, например, квантовой физики или социологии. Задача философии в связи с этим формулируется следующим образом: выявить не только природу взаимодействия, но и по возможности установить ее фундаментальные закономерности таким образом, чтобы в случае необходимости можно было смоделировать тот или иной тип взаимодействия объектов с целью добиться оптимизации каких-либо социальных процессов. Но ведь все знают, что философия наука далеко не экспериментальная. Но помощь ей в этом случае приходят прикладные дисциплины, среди которых - педагогика. Специфика взаимодействия педагогических объектов и субъектов такова, что может с относи -тельной легкостью позволить проводить экспериментальное моделирование не только в сфере своего непосредственного влияния, но и в обществе в целом.

В контексте темы исследования, коснемся вопроса, связанного с предметом педагогической науки. Философское обоснование предметной стороны педагогической деятельности дает возможность глубокого теоретико-методологического анализа существующих «способов производства» образовательного процесса и одновременно создает прецедентные перспективы потенциальных направлений творческого поиска.

Что понимает современная философия под предметным рядом педагогической науки и что осталось в поле ее зрения из традиционного векового набора предметных ценностей? Предметом педагогики является прежде всего результат обучающих усилий образовательного коллектива. Можно говорить даже о том, сто в системе «объект - предмет» нашей науки приоритетом всегда становится последний. Характер предмета, его внутренняя сложная структура, динамика и взаимообусловленность внешними социально-культурологическими обстоятельствами всегда были и есть в центре внимания крупных исследовательских школ и центров.

Постоянное, систематическое изучение педагогических предметов дает возможность обновлять тенденции развития образовательных процессов, наполнять образовательные структуры новым, порой весьма неординарным содержанием, выстраивать их взаимоотношения с окружающим социальным пространством наиболее конструктивным для обеих сторон образом. Наконец, ясное представление о предметной стороне педагогической практики при грамотном встраивании её в процесс приобретения знаний снимает целый ряд проблем, связанных с развитием субъективных аспектов - творчеством, свободой мышления, поиском форм и средств личностного самоутверждения, повышения социального статуса, и в конечном итоге- общей успешности каждого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова В.Н. Методология непрерывного образования в условиях регионального научно-педагогического эксперимента // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 4.

2. Власова В.Н. Социальный диалог - основа некоммерческого партнерства в сфере образования взрослых // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 3.

3. Власова В.Н. Сущность интегративности как предмета и метода проектирования образовательного пространства // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3.

4. Власова В.Н., Таирова Н.Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в медицинском университете // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4.

5. Захаревич В.А. Творчество педагога ДОУ как условие формирования социальной компетенции // Вестник гуманитарного научного образования. 2012. № 7 (21).

6. Захаревич В.А. Теоретические подходы к проблеме формирования социальных компетенций бакалавров на педагогической практике // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 4.

7. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2.

8. Наторп П. Философия как основа педагогики. М., 1910.

9. Несмеянов Е.Е. К Проблеме предмета философии образования //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5.

10. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4.

11. Сидоров Н.Р. Философия образования. М., 2007.

12. Byazrova D.B. Religious tolerance as the principle of cross-cultural interaction // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. 2. http://science-almanac.ru

13. Kamalova O.N., Andramonova V.V. Network society: problems of development and new forms of identity // Актуальные проблемы науки: от теории к практике Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 200-205.

14. Lisitzina T.B., Pavlova A.V., Khanmurzina R.R., Vlasova V.N., Chitalin N.A., Maksimov I.N., Zakirova V.G. Features of the professional and motivating training content design for students majoring in "tourism"Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 1.

15. Petrova Yu.A. Language consciousness as the peculiarity of cultural differences // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. 2. http://science-almanac.ru

_14 ноября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.