УДК 1(031)+221
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКОГО БУДДИЙСКОГО МОНАХА-ОТШЕЛЬНИКА ЦЗУН БИНА*
* Статья написана при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы», №14-18-00444
© Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела философии, религиоведения и культурологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.
Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6. E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ основных буддийских философских идей в малоизученном сочинении «О разъяснении буддийского учения» («Минфолунь» Bflffiii) китайского буддийского монаха-отшельника по имени Цзун Бин 375-447 гг. н.э.). В результате перевода и анализа «Минфо лунь» было выявлено, что все сочинение основано на четырех взаимосвязанных буддийских тезисах: душа-шэнь не угасает (после смерти); Буддой могут стать все люди; сердце-сознание творит весь мир; все дхармы-фа пустотны. Установлено, что Цзун Бин творчески развил тезисы своего учителя Хуэйюаня о бессмертном статусе души и о принципиальной возможности стать Буддой для всех людей, выдвинул оригинальные философские построения и оказал значительное влияние на процесс интеграции индийского буддизма в китайскую средневековую социокультурную среду.
Ключевые слова: китайский буддизм, «Минфо лунь», Восточная Цзинь, Лю Сун, Хэ Чэнтянь, сердце-сознание, мгновенные сознания.
PHILOSOPHICAL IDEAS IN THE WORKS OF ZONG BING, A CHINESE BUDDHIST MONK-HERMIT
Tsyrenov Chingis Ts., PhD in History, Junior Research Fellow, department of philosophy, religion and culturology, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences.
6, Sakhyanovoy, Ulan-Ude, 670047, Russia.
The paper analyzes the major Buddhist philosophical ideas in the less studied essay «On the Interpretation of the Buddhist Teaching» («Mingfolun» Hjftii) written by Chinese Buddhist monk-hermit named Zong Bing (375-447 AD). As a result of translation and analysis of «Mingfolun» it was revealed that all essays were based on four interrelated Buddhist theses: soul-shen didn't become extinct (after death); everybody could become Buddha; heart-mind created the whole world; all dharmas-fa were empty. Zong Bing creatively developed the theses of Huiyuan, his teacher, concerning the immortal status of the soul and the possibility in principle to become Buddha for all people, he put forward original philosophical constructs and made a significant impact on the process of integration of the Indian Buddhism in the Chinese medieval social and cultural environment.
Keywords: Chinese Buddhism, «Mingfolun», Eastern Jin, Liu Song, He Chengtian, heart-mind, instant consciousness.
Как известно, буддийское учение, проникнув в Китай, столкнулось с традиционными философскими учениями ханьского конфуцианства и даосизма, которые встретили его враждебно. Это вызвало бурные споры, которые протекали в условиях долгого процесса перевода, интерпретации индо-буддийских сочинений и адаптации буддийской религиозно-философской традиции к социокультурной среде раннесредневекового Китая. Дискуссии между буддистами и представителми местных учений продолжались и в период Южных и Северных династий, возникших после Поздней Хань и Троецарствия. При этом, как правило, обе противоборствующие стороны были представлены китайцами. Имена сторонников и противников буддизма отражены в таблице 1.
В данной статье мы рассмотрим творчество буддийского отшельника по имени Цзун Бин. Этот мыслитель оказал значительное влияние на формирование ранней синобуддийской традиции, а также на процесс формирования идеологии саньцзяо (НШ, три учения: конфуцианство, даосизм и
буддизм). В отечественной и западной научной литературе письменное философское наследие Цзун Бина практически не изучено.
Краткое изложение идей «Мин фо лунь» приведено в работах известных китайских буддологов Тан Юнтуна (1893-1964) и Жэнь Цзиюя (1916-2009). Кроме того, следует назвать современных китайских ученых Лю Лифу и Ху Юн, которые перевели и прокомментировали главное сочинение Цзун Бина под названием «Мин фо лунь» («О разъяснении буддийского учения»), а также В. В. Малявина, выполнившего сокращенный перевод эссе Цзун Бина по живописи.
Таблица 1
Сторонники буддизма (китайские монахи и будцисты-миряне) Противники буддизма (конфуцианцы и даосы)
Даоань (312-385), монах, переводчик индо-будцийской литературы. Цай Мо (312-387), сановник-конфуцианец, первый лидер антибуддийской пропаганды.
Хуэйюань (334-416), ученик Дао Аня, переводчик, первый патриарх школы Чистой земли. Автор ряда основополагающих синобуд-дийских сочинений («Рассуждения о трояком воздаянии», «Разъяснения воздаяния и отклика» и «О том, что монах не должен почитать императора» и т.д.). Хуань Сюань (369-404), аристократ-конфуцианец, пытался подчинить буддийскую санг-ху власти цзиньского императора. Вел переписку с Хуэйюанем.
Чжэн Сяньчжи (364-427), автор полемического сочинения «Рассуждения о бессмертности души» («Шэньбуме лунь»). Анонимный оппонент-конфуцианец.
Цзун Бин (375-445), буддийский монах, мыслитель, живописец, автор сочинения «О разъяснении буддизма» («Мин фо лунь»). Янь Яньчжи (384-456) сановник-буддист, оппонент конфуцианца Хэ Чэнтяня. Хуэйлинь (сер. IV в. - нач. V в.), сановник, принявший буддизм, но позже написавший антибуддийское сочинение «Рассуждения о белом и черном [учениях]» («Бай хэй лунь»), которое вызвало бурную полемику при дворе. Хэ Чэнтянь (370-447), сановник-конфуцианец, математик, астроном. Автор антибуддийского сочинения «Рассуждения о постижении сущ-ности-син» («Да син лунь»). Фань Е (398-445), сановник-конфуцианец, считается автором летописи «Хоу Ханьшу». Гу Хуань (420-483), даос, автор антибуддийского сочинения «О варварах и китайцах» («И ся лунь»).
Сяо Чэнь (476-512), сановник-буддист, оппонент Фань Чжэня. Автор сочинения «Опровержение «Рассуждений о смертности души» («Наньшэньме лунь»). Фань Чжэнь (450-510/515 гг.), сановник-конфуцианец, автор «Рассуждения о смертности души» («Шэньме лунь»).
Биографические данные о Цзун Бине сохранились в династийных летописях «Сун шу»1 (цзюань 53, раздел «Отшельники») и «Нань ши»2, (цзюань 75, раздел «Отшельники»). Сведения о письменном наследии можно найти в хронике «Суй шу»3. Согласно «Суй шу» Цзун Бин создал 16 сочинений, но только 6 из них дошло до наших дней.
Цзун Бин, также известный как Цзун Шаовэнь, родился в семье потомственных чиновников в уезде Наньян (современная провинция Хэнань), большую часть жизни он прожил в уезде Цзянлин (современная провинция Хубэй). Отец его был начальником уезда Сянсян (современная провинция Хунань), а дед по отцу был правителем округа Иду (современная провинция Хубэй). Известно также, что у Цзун Бина было два старших брата, одного из которых звали Цзун Цзан, впоследствии он стал правителем области Наньпин. В детстве семья Цзун Бина не испытывала особой нужды и под руко-
1«Сун шу» («История [династии] Суй») - династийная хроника, созданная придворным историком Шэнь Юэ (441-513 гг.).
2«Нань ши» («История южных [династий]») - обобщенная династийная хроника, созданная танским ученым Ли Яньшоу.
3«Суйшу» - сводная хроника пяти южных династий (Лян, Чэнь, Ци, Чжоу, Суй), составленная знаменитым советником танского Тай-цзуна по имени Вэй Чжэн в 641-656 гг.
водством матери ой получил хорошее для того времени образование. Молодой человек без особых трудностей сдал государственные экзамены, но от чиновничьей карьеры отказался и выбрал путь скромного затворника в священных даосских и буддийских горах южной инородческой области Цзинчу (современная провинция Хубэй). Современники так и называли его - «затворник Цзун». В горах Хэншань он построил отшельнический скит и постоянно совершал пешие прогулки в горах, где забывал обо всем на свете, а по возвращении каждый раз рисовал все увиденные горы и реки на бумаге и даже прямо на стенах своего дома в Цзянлине. Следует отметить, что у Цзун Бина, несмотря на отшельничество, была жена по имени Ло и несколько детей. Потомки Цзун Бина прославились как живописцы и музыканты.
Необходимо подчеркнуть, что Цзун Бин был очень разносторонней личностью. Во-первых, он известен как автор первого научного сочинения по теории портретной и пейзажной живописи «Предуведомление к изображению гор и вод» (подробно см. перевод сочинения В. В. Малявина), в котором он среди прочего открыл закон перспективы. Во-вторых, он был известным мастером игры на китайской цитре, это обстоятельство было одной из причин того, что многие государи и сановники призывали его ко двору. В-третьих, он написал одно из крупнейших раннесредневековых буддийских сочинений «Минфо лунь».
Из хроник «Сун шу» и «Нань ши» известно, что в 402 г. 37-летний Цзун Бин прибыл в монастырь Дунлиньсы и попросил Хуэйюаня (334-416) стать своим наставником. Хуэйюань принял его в ученики и включил его в «Общество белого лотоса». Правда, через пятьдесят дней после вступления в общество в монастырь неожиданно прибыл старший брат Цзун Бина по имени Цзун Цзан (бывший на тот момент правителем области Наньпин) и заставил младшего брата вернуться на свою малую родину в Цзянлин, где для него был построен дом и предоставлены достаточные средства для жизни. Так, пробыв у Хуэйюаня всего пять декад, Цзун Бин, тем не менее, остался одним из членов «Общества белого лотоса» и поддерживал дружеские отношения со своим наставником. В отличие от своих единомышленников из «Общества белого лотоса», Цзун Бин вел уединенный образ жизни и надолго уходил в горы для постижения высших истин и тайн бытия.
В 420 г. генерал и сановник Лю Юй объявил себя императором новой династии Лю Сун и предложил Цзун Бину высокий пост тайвэя, то есть второго после императора человека. Такой чести китайские императоры никогда еще не оказывали никому из людей искусства. Но Цзун Бин вежливо отказался, несмотря на свой преклонный возраст и тяготы жизни. Приблизительно в 430 г. он написал свой знаменитый трактат по пейзажной живописи под названием «Предуведомление к изображению гор и вод»1. Чуть позже, приблизительно в 433 г., известный придворный буддийский монах Хуэй-линь неожиданно для китайских буддистов написал антибуддийское сочинение «Бай хэй лунь» («О белом и черном [учениях]»). Хэ Чэнтянь, как ярый противник буддизма, горячо поддержал Хуэй-линя и прислал его сочинение Цзун Бину в надежде, что тот откажется от буддийских взглядов. Но Цзун Бин, напротив, написал ответное сочинение в десять тысяч фраз под названием «Мин фо лунь».
В горах Цзун Бин прожил тридцать с лишним лет - вплоть до конца своей жизни. В старости, когда здоровье уже не позволяло ему жить в горах и странствовать, он мог довольствоваться лишь созерцанием своих картин с прекрасными горными пейзажами и игрой на китайской цитре (цинь) «в надежде, что горы на картинах отзовутся на мелодию циня». Отсюда можно сделать вывод о том, что в молодости он брал с собой в горы свою цитру, тем самым наслаждаясь и мелодией цитры, и красотами горных пейзажей. На двадцатом году правления сунского Вэнь-ди, Цзун Бин, будучи тогда серьезно больным, отказывался от лечения и в 443 г. закончил свой жизненный путь в возрасте 69 лет.
В своем главном религиозно-философском сочинении «Мин фо лунь» он развил многие идеи знаменитого буддиста Хуэйюаня, который основал школу Цзинту и проповедовал принципы пра-джняпарамиты (направление бэнъ у цзун^^Ш). Сторонники бэнъ у цзун считали, что «корень, являющийся началом наличия, формируется из отсутствия (у^)», и выдвинули этот тезис в качестве своего главного аргумента [2]. Данное произведение носит общедоктринальный характер, для него характерны образный язык и разнообразные метафоры. Также необходимо отметить огромный объем сочинения и большое количество затронутых религиозно-философских вопросов. Цзун Бин в своей работе указал на то, что учения Конфуция, Лаоцзы и Татхагаты тремя разными дорогами приходят к
1Китайский исследователь Ли Юйчуаиь считает, что в области пейзажной живописи Цзун Бина можно сравнить с Леонардо да Винчи.
одной общей цели, так как во всех трех учениях превыше всего ставятся человечность и милосердие. «Минфолунь» изобилует цитатами из «Ицзина» («Книга перемен», главный канон традиционной китайской философии), первого конфуцианского трактата «Луньюй» («Беседы и суждения»), даосского сочинения «Чжуанцзы» («Мудрец Чжуан») и пр. В этом произведении примечательны также несколько рассуждений.
Во-первых, Цзун Бин привел обоснование синобуддийского тезиса о бессмертии души после смерти тела. В качестве аргумента он использовал исторические факты, в частности примеры древних совершенномудрых правителей Яо и Шуня. Цзун Бин рассуждал, что если мудрость и глупость заключены в телесной форме, то они должны передаваться через тело к детям, но данное предположение не имеет реальных подтверждений:
«Хотя Шунъ родился от [слепого глупца по имени] Гу,
Душа Шуня наверняка не порождена [его отцом] Гу.
Тогда душа Шанцзюня (сына Шуня) также не порождена Шунем.
До рождения [души] бывают грубыми и изящными,
А коль скоро корень-бэнь (^) уже предопределен до рождения [тела],
То можно понять, что [душа] не погибает и после смерти [тела].
А если душа не погибает, то это значит, что душа и тело не тождественны друг другу».
В приведенных рассуждениях доказывается, что мудрость не является атрибутом телесной формы, так как дети мудрецов бывают глупыми (сын мудреца Яо по имени Даньчжу оказался глупым), тогда как у обычных людей иногда рождаются мудрые (обычный человек Гу-соу породил мудрого сына по имени Шунь). Это очень сильный аргумент в пользу того, что мудрость и глупость заключены не в его телесной форме, а в душе человека, которая после смерти тела вселяется в другую телесную оболочку.
Во-вторых, Цзун Бин выдвинул тезис своего предшественника и буддийского наставника Хуэйюаня о принципиальной возможности для простых мирян (включая закоренелых преступников) стать мудрецами, подобными Яо и Шуню и даже самим Буддой. Просто душам преступников для этого надо пройти очень и очень долгий процесс перерождений, но теоретически, по Цзун Бину, это все же возможно. Даже души Яо и Шуня, по словам Цзун Бина, в прежних своих перерождениях были обременены грузом пороков, но постепенно они стали совершенными мудрецами. Этот момент Цзун Бин выделяет особенно и называет его принципом постепенности. Кроме того, он утверждал, что главные китайские классические сочинения («Ши цзи», «Шу цзин», «Чуньцю» и др.), в отличие от буддийских трактатов, охватывают очень «малый» период (то есть 1,5-2 тыс. лет), тогда как история мира измеряется не тысячами, а целыми кальпами (то есть 4,32 миллиарда лет).
В-третьих, Цзун Бин при анализе проблемы взаимосвязи души и тела выдвинул важную мысль о необходимости введения в дискурс религиозно-философской полемики о душе пары взаимосвязанных категорий, а именно, синь, то есть сердце-сознание и ши (1Я), которую мы перевели как мгновенные сознания. При этом под термином сердце-сознание Цзун Бин подразумевает субъект созерцания и воздействия на внешний по отношению к индивиду мир: «Ведь все отклики [Верховного Владыки-Шанди] в виде счастья и несчастья [для правителя], о которых говорилось в сочинении «Хунфань», все это берет начало в сердце-сознании-синь».
Под знамениями в данной фразе понимаются аномальные метеорологические и астрономические явления (своевременные/несвоевременные дожди, сильная жара и засуха, необычные морозы, ураганы, появление комет на небосклоне, затмения и т.д.). В подтверждение тезиса об онтологической первичности сердца-сознания Цзун Бин приводит «задокументированные» в «Исторических записках» чудесные явления, например, обрушение стены без видимых на то причин, ростки просо в холодных ущельях, обращение солнца вспять и т.д.
Что касается термина мгновенные сознания-ши (1Я), то Цзун Бин интерпретирует их как производную функцию от сердца-сознания, которая обеспечивает или можно сказать поддерживает непрерывность психических процессов сердца-сознания (восприятие, оценка, мышление и т.д.): «Если сердце-сознание приведено в действие, то мгновенные сознания-ши, возникая каждый миг вновь и вновь, неизбежно будут поддерживать непрерывные мыслительные и оценочные процессы сердца-сознания. Мгновенные сознания-ши, соединяясь между собой [во времени], составляют длительность [сознания]. Мгновенные сознания-ши можно уподобить язычкам огня, которые поддерживая друг друга, создают пламя. С помощью осознания пустотности всех вещей можно успокоить сердце -
сознание. Если остановить работу сердца-сознания, то ощущения и восприятие иссякнут и тогда ду-ша-шэнь будет полностью просветлена» [10, с. 145].
Этот поток сознания, состоящий из мгновенных сознаний-ши, по мысли Цзун Бина, необходимо остановить, то есть успокоить свое сознание, потушить его огонь и не реагировать на ложные внешние раздражители. Это и будет в понимании Цзун Бина достижением высшей мудрости (шэн) и просветления. Возможно термин «мгновенные сознания-ши» связан со сходным по смыслу термином сантана или парасантана, которое упоминается в работе О. О. Розенберга: «При определении понятий группы, базы и элемента (скандха, аятана и дхату) [...] мы видели, что на элементы разбивается так называемый "сантана", континуум или "цепь", цепь мгновенных комбинаций дхарм. Термин "сантана" употребляется как синоним выражения "живое существо"; в предыдущем мы его иногда передавали выражениями "поток сознательной жизни" или "поток сознания и его содержания". Подразделения дхарм, а также и взаимоотношения их, рассмотренные в предыдущей главе, относятся к составу индивидуальной цепи дхарм или к "сантана", к цепи мгновенных комбинаций их проявлений. В моменте мы имеем дело со сплетением то одних, то других дхарм. Объединенность определенных дхарм в одно целое объясняется действием объединяющей силы ("прапти") или сводится к процессу объединения. То обстоятельство, что некоторые элементы, относящиеся к тому же комплексу, оказываются не объединенными в составе мгновенного звена, сводится на элемент "апрапти" - "разъединенности"» [6, а 167].
Таблица 2
Модель континуального сознания-синь, состоящего из цепочки мгновенных сознаний-ши, изложенная в трактате Цзун Бина «Минфо лунь»
Континуальное сознание-синь состоящее из цепи мгновенных сознаний-ши
Мгновенное сознание-ши Я Мгновенное сознание-ши Я Мгновенное сознание-ши Я Мгновенное сознание-ши Я Мгновенное сознание-ши Я Мгновенное сознание-ши Я
1 2 3 4 5 6>7>ю
К этому можно добавить, что происхождение самого современного психологического термина У. Джеймса «поток сознания» связано с индо-буддийским термином «сантана».
В другом фрагменте Цзун Бин использует понятия душа-шэнь и сознание-ши, при этом сознание -ши он подразделяет на тонкое сознание - цзин-ши (ШЯ) и грубое сознание - цу-ши (ШЯЯ).
«Ложное бытие-наличие обременяет душу-шэнь, так возникают тонкие и грубые сознания-ши. Эти сознания прилагаются к душе-шэнь. Поэтому хотя они и угасают, но не умирают» [10, с. 145].
Приведенные рассуждения Цзун Бина о душе и сознании можно представить в виде схемы (рис. 1).
В-четвертых, в «Минфо лунь» выдвигается тезис о пустотности всех дхарм. Здесь под пустот-ностью подразумевается нестабильность и изменчивость всех вещей и явлений внешнего мира. В качестве доказательства буддийский мыслитель приводит следующие рассуждения: «Вещественность, запахи, звуки и цвета - все это иллюзии, созданные обманчивыми чувствами. К тому же то, что надежно укрыто, исчезает быстрее молнии. Будущее еще не пришло, прошлое уже исчезло, а уже наличествующее не удержать. Нельзя точно говорить даже о состоянии на данный момент. Как же вы хотите удержать то, что считаете наличием?» [10, с. 145].
Здесь синобуддийский мыслитель подчеркивает текучую природу всех объектов внешнего мира. Из этих рассуждений, по логике Цзун Бина, следует, что все вещи не имеет своей собственной постоянной природы.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Во-первых, на основе официальных жизнеописаний Цзун Бина в «Истории династии Сун» и «История южных [династий]» были реконструированы основные вехи жизни и творчества этого мыслителя в контексте конкретного историко-культурного фона периода Южных и Северных династий.
Во-вторых, были выявлены главные религиозно-философские тезисы Цзун Бина в сочинении «О разъяснении буддийского учения», а также их логическое обоснование с позиций китайской философской традиции. Определено, что Цзун Бин творчески развил синобуддийские идеи своего предшественника и наставника Хуэйюаня, выдвинул оригинальные философские построения и в зна-
чительной степени повлиял на процесс интеграции индийского буддизма в китайскую средневековую социокультурную среду.
В-третьих, важно отметить необходимость дальнейших исследований в области многогранного творчества самобытного средневекового синобуддийского мыслителя.
Рис. 1. Рассуждения Цзун Бина о душе и сознании
Литература
1. Антология даосской философии / сост. В. В. Малявин, Б. Б. Виногродский. - М.: Комаров и К., 1994. - 446 с.
2. Янгутов Л. Е. О роли шести школ и семи направлений люцзяцицзун) в становлении философских принципов буддизма в Китае // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. - 2011. - №4. - С. 141-144.
3. Лай Сюцзинь (Ш^Ш). Ю Цзун Бин «Хуашаньшуйсюй» эр лайде «Дао» ляньсян (ЙжЙ «ШШЖ^» M^W «Ж» К®) // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue.com/?p=4312 (дата обращения 20.03. 2014).
4. Ли Юйчуань (^ШЛ1). Цзинь-Сун минши Цзун Бин( // Чань. - 2003. - №3 [Электронный ресурс]. - URL: http://chan.bailinsi.net/2003/3/2003309.htm (дата обращения 20.03.2014).
5. Лю Лифу. Хундао мин цзяо: «Хунминцзи». - Пекин, 2004. - С. 112-116.
6. Розенберг О. О. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991. - С. 167-172.
7. «Хунминцзи» / сост. Сэнью., пер. Лю Лифу, Ху Юн. - Пекин, 2011. - С. 123-201.
8. Тан Юнтун. «Хань Вэй лян Цзинь Наньбэйчао фоцзяо ши» («История буддизма в период Хань, Вэй, Цзинь, Северных и Южных царств»): в 2 т. - Шанхай, 1956.
9. Чэнь Чуаньси. Чжунго шаньшуйхуа ши(«ФШШЖИ^» 1988^Щ1Щ).
10. «Минфо лунь» // Хунминцзи / сост. Сэнью, пер. Лю Лифу, Ху Юн. - Пекин, 2011. - 351 с.