Научная статья на тему 'Религиозно-философская полемика конфуцианца Хэ Чэнтяня и буддиста Янь Яньчжи (IV-V вв. Н. Э. )'

Религиозно-философская полемика конфуцианца Хэ Чэнтяня и буддиста Янь Яньчжи (IV-V вв. Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1926
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ БУДДИЗМ / ЮЖНЫЕ ДИНАСТИИ ВОСТОЧНАЯ ЦЗИНЬ (317-420 ГГ.) И ЛЮ СУНН (420479 ГГ.) / ХЭ ЧЭНТЯНЬ / ЯНЬ ЯНЬЧЖИ / УЧЕНИЕ О ТРЕХ ВЕЛИКИХ СИЛАХ (САНЬ ЦАЙ) / СОВЕРШЕННЫЕ МУДРЕЦЫ (ШЭНЖЭНЬ) / ВСЕ ЖИВОЕ (КИТ. ЧЖУНШЭН / САНСКР. САТТВА) / ВОЗДАЯНИЕ / EASTERN JIN DYNASTY (317-420 AD) / LIU SONG DYNASTY (420-479 AD) / THE DOCTRINE OF THE THREE GREAT POWERS (SAN CAI) / SAGES (SHENG REN) / ALL LIVING (CHIN. ZHONGSHENG / SKT. SATTVA) / CHINESE BUDDHISM / HE CHENGTIAN / YAN YANZHI / REWARD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич

В статье на основе авторского перевода предложена реконструкция понятийного аппарата философской переписки китайских мыслителей раннего средневековья (Хэ Чэнтянь (370-447 гг. н.э.) и Янь Яньчжи (384-456 гг. н.э.)), в которой они вели полемику о сущности буддизма и конфуцианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious and philosophical polemic between œnfucianist He Chengtian and buddhist Yan Yanzhi (IV - V cent. ad)

On the basis of the author’s translation proposed reconstruction of the conceptual system of philosophical correspondence Chinese thinkers of early Middle Ages (He Chengtian (370447 AD) and Yan Yanzhi (384-456 AD)), in which they argued on the essence of Buddhism and Confucianism.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философская полемика конфуцианца Хэ Чэнтяня и буддиста Янь Яньчжи (IV-V вв. Н. Э. )»

19. Юркевич А.Г. Тянь // Китайская философия. Энциклопедический словарь. - М.: Мысль, 1994. -С. 329-332.

20. Liu Zong-yuan (773-819), A Theory of Heaven // An anthology of Chinese literature: beginning to 1911 / Ed. and tr. by Stephen Owen. N.Y.; L., 1996.

21. The Literary Mind and the Carving of Dragons: A Study of Thought and Pattern in Chinese Literature / Translated and annotated by Vincent Yu-chung Shih. Hong Kong, 1983.

Примечания

1. Более точная датировка нами не приводится по причине расхождения в датах правления, встречаемых в разных источниках. Подробнее об этом см. [6, с. 100-106]. На с. 105 данного издания приводится сводная таблица различных датировок правления первых десяти правителей Чжоу.

2. [15, гл. 12 «Небо и земля», с. 127]: «В глубокой древности миром управляли лишь Недеянием и Небесным Совершенством». Ср. пер. Л.Д. Позднее-вой этой же фразы «В далекой древности управляли Поднебесной недеянием, одними лишь природными свойствами» в [1].

Стеженская Лидия Владимировна, научный сотрудник Центра сравнительного изучения цивилизаций Северо-Восточной Азии Института Дальнего Востока РАН. E-mail: stezh@rambler.ru

Stezhenskaya Lydia Vladimirovna, researcher at Center of comparative studies on North-East Asia civilizations, Institute of Far Eastern Studies. E-mail: stezh@rambler.ru

УДК1(031)+221Д85 © Ч.Ц. Цыренов

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПОЛЕМИКА КОНФУЦИАНЦА ХЭ ЧЭНТЯНЯ И БУДДИСТА ЯНЬ ЯНЬЧЖИ (IV-V вв. н.э.)

В статье на основе авторского перевода предложена реконструкция понятийного аппарата философской переписки китайских мыслителей раннего средневековья (Хэ Чэнтянь (370-447 гг. н.э.) и Янь Яньчжи (384-456 гг. н.э.)), в которой они вели полемику о сущности буддизма и конфуцианства.

Ключевые слова: китайский буддизм, южные династии Восточная Цзинь (317-420 гг.) и Лю Сунн (420479 гг.), Хэ Чэнтянь, Янь Яньчжи, учение о трех великих силах (сань цай), совершенные мудрецы (шэнжэнь), все живое (кит. чжуншэн, санскр. саттва), воздаяние.

Ch. Ts. Tsyrenov

RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL POLEMIC BETWEEN CONFUCIANIST HE CHENGTIAN AND BUDDHIST YAN YANZHI (IV-V CENT. AD)

On the basis of the author's translation proposed reconstruction of the conceptual system of philosophical correspondence Chinese thinkers of early Middle Ages (He Chengtian (370- 447 AD) and Yan Yanzhi (384-456 AD)), in which they argued on the essence of Buddhism and Confucianism.

Keywords: Chinese Buddhism , Eastern Jin dynasty (317-420 AD), Liu Song dynasty (420-479 AD), He Chengtian, Yan Yanzhi, the doctrine of the three great powers (san cai), sages (sheng ren) , all living (chin. zhongsheng , skt. sattva), reward.

Как известно, буддийское учение, проникнув в Китай, столкнулось с традиционными философскими учениями ханьского конфуцианства и даосизма, которые встретили его враждебно. Это вызвало бурные полемики между ними, которые протекали в условиях долгого процесса перевода, интерпретации индо-буддийских сочинений и адаптации буддийской религиозно-философской традиции к социокультурной среде раннесредне-векового Китая. Полемики между буддистами и

представителями местных учений продолжались и в период южных и северных царств, возникших после Поздней Хань и Троецарствия. Для выяснения отношений между противниками и сторонниками буддизма правители царств организовывали придворные религиозно-философские дискуссии о сущности буддийского учения. При этом, как правило, обе противоборствующие стороны были представлены китайцами. Имена сторонников и противников буддизма отражены в таблице 1.

Таблица 1

Противники буддизма (конфуцианцы и даосы) Сторонники буддизма (китайские монахи и буддисты-миряне)

Цай Мо (312-387), сановник-конфуцианец, первый лидер антибуддийской пропаганды Даоань (312-385), переводчик индо-буддийской литературы.

Хуэйлинь (сер. 4 в. - нач. 5 в.), сановник, принявший буддизм, но позже написавший антибуддийское сочинение «Рассуждения о белом и черном [учениях]» («Бай хэй лунь»). Хуэйюань (334-416), ученик Дао Аня, переводчик, первый патриарх школы Чистой земли. Автор ряда основополагающих синобудд. сочинений («Рассуждения о трояком воздаянии», «Разъяснения воздаяния и отклика» и «Монах не должен почитать императора» и т.д.).

Хэ Чэнтянь (370-447), сановник-конфуцианец, математик, астроном. Автор антибуддийского сочинения «Рассуждения о постижении сущно-сти-син» («Да син лунь»). Чжэн Сяньчжи (364-427), автор «Рассуждений о бессмертности души» («Шэнь бу ме лунь»).

Фань Е (398-445), сановник-конфуцианец, считается автором летописи «Хоуханьшу». Цзун Бин (375-445), будд. монах, живописец, автор сочинения «О разъяснении буддизма» («Мин фо лунь»).

Гу Хуань (420-483), даос, автор сочинения «О варварах и китайцах». Янь Яньчжи (384-456) буддист, оппонент Хэ Чэнтяня.

Фань Чжэнь (450-510/515), сановник-конфуцианец, автор «Рассуждения о смертности души» («Шэнь ме лунь»). Сяо Чэнь (476-512), сановник-буддист, оппонент Фань Чжэня. Автор соч. «Опровержение "Рассуждений о смертности души"» («Нань шэнь ме лунь»).

Хронологические рамки исследования охватывают период династий Восточной Цзинь и Лю Сун и отражены в таблице 2.

Таблица 2

Сев. дин. (не кит.) Сев. Вэй (386-534) Поздняя Цинь (384-417)

Динас-тии Зап. Цзинь (265316 гг.)

Южн дин. (кит.) Вост. Цзинь (317-420) Лю Сун (420-479) 1. Сун У-ди (420-422) 2. Сун Шао-ди (422-423) 3. Сун Вэнь-ди (424-453) Южн. Ци (479-502) Южн. Лян (502-557)

Хуйюань (334-416), будд. патриарх Хуэйлинь (?-?), придворный монах-буддист, инициатор антибуддийской компании Сяо Цзылян (460-493), буддист-мирянин

Хэ Чэнтянь (370-447), конфуцианец, лидер ан-тибуд-дийской пропаганды Фань Чжэнь (450? -510/515), конфуцианец

Янь Яньчжи, буддист-мирянин (384-456) Сэнъю (445-518) придворный будд. историограф, составитель первой будд. антологии «Хун мин цзи»

Цзун Бин (375-443), буд. монах Шэнь Юэ (441-513), буддист

Суть полемик между буддистами и предста- конфуцианцем Хэ Чэнтянем и сановником-вителями местных учений наиболее характерно буддистом Янь Яньчжи. отразилась в споре между сановником-

В отечественной и западной научной литературе философская переписка Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи, несмотря на ряд публикаций, осталась малоизученной, за исключением российских ученых Е.В. Еремеева и М.Е. Кравцовой (словарные статьи о Хэ Чэнтяне и его трудах [1]) и американской ученой Тины Мэри Гардинг (поэтическое творчество Янь Яньчжи [10]). Из китайских исследователей следует выделить Жэнь Цзиюя, Тан Ицзе и Ян Юйцзиня (жизнь и творчество Хэ Чэнтяня [5, 6, 3]), а также Шэнь Юйчэна (биография и поэзия Янь Яньчжи).

Биографические сведения о Хэ Чэнтяне и Янь Яньчжи сохранились в династийной хронике «Сун шу» (раздел Лечжуань, гл. 24 и 33 соответственно), написанной сановником-буддистом Шэнь Юэ (441-513 гг.). Из официальных жизнеописаний Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи видно, что оба оппонента относились к северным аристократическим кланам, которые вместе с цзиньским правящим домом переселились на Юг (за р. Янцзы, 308-316 гг.), спасаясь от северных кочевников, захвативших весь Северный Китай. И Хэ Чэнтянь, и Янь Яньчжи родились уже в Южном Китае и, судя по всему, даже не были на малой родине своих предков. При этом нужно отметить, что клан Янь (в отличие от клана Хэ) утратил на Юге свой престиж при цзиньском дворе. Тем не менее при следующей династии (Лю Сун) Янь Яньчжи, несмотря на отсутствие покровителей, смог сделать хорошую придворную карьеру именно по причине низкого положения своего некогда влиятельного клана, т.к. он уже не мог представлять опасности для сунских императоров, возможно, свою роль

сыграло и поэтическое творчество Янь Яньчжи. Что же касается клана Хэ, то его представители занимали высокие посты не только при Восточной Цзинь, но и при Лю Сун, так как Хэ Чэнтянь в смутное время конца династии Восточная Цзинь вовремя примкнул и оказал помощь основателю сунской династии генералу Лю Юю. Тем не менее в конце концов Хэ Чэнтянь был разжалован за разглашение секретного императорского указа о своем назначении на новую должность. Необходимо отметить, что Хэ Чэнтянь был ревностным сторонником точных методов познания и не признавал религиозную картину мира (он внес большой вклад в развитие календарной астрономии, математики, теории музыки и т.д.). Помимо этого известно, что Хэ Чэнтянь хорошо играл на щипковом инструменте чжэн, а также мастерски играл в облавные шашки (вэйци). Поэтических сочинений Хэ Чэнтянь не писал, хотя в те времена поэтический дар высоко ценился при дворе. Что касается Янь Яньчжи, то он был склонен к гуманитарным наукам (поэзия, литература, живопись и религия). Кроме того, он близко общался с такими корифеями поэзии, как Се Линъюнь (385-433 гг.) и Тао Юаньмин (365-427 гг.). Примечательно то, что Шэнь Юэ (автор официальной биографии буддиста Янь Яньчжи в «Сун шу»), сам будучи буддистом, не упомянуд о буддийских воззрениях Янь Яньчжи. В период переписки Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи оба занимали высокие должности в цензорском ведомстве.

Основные даты жизни Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи отражены в таблице 3.

Таблица 3

Хэ Чэнтянь (370-447) Янь Яньчжи (384-456)

Государи династий Вост. Цзинь и Лю Сун Основные события Основные события

7-й государь Вост. Цзинь Фэй-ди (365371) 370 г. Дата рождения Хэ Чэнтяня.

8-й государь Вост. 375 г. Хэ Чэнтянь лишился отца. 384 г. Дата рождения Янь Яньчжи.

Цзинь Цзяньвэнь-ди (371-372) 9-й государь Сяо У-ди (372-396) 10-й государь Ань-ди (396-418) 406 г. Хэ Чэнтянь примкнул к группировке генерала Лю Юя (363-422), будущего основателя южной дин. Лю Сун (420-479), и сделал карьеру при этой династии. Янь Яньчжи лишился отца, придворная карьера оказалась под вопросом. 415 г. Янь начал чиновничью службу. Был в дружеских отношениях с поэтами Се Линъюнем (385-433) и Тао Юаньмином (365427)

11-й государь Гун-ди (419-420).

Лю Сун (420-479) 1. Сун У-ди (420-422) Служба в южных инородческих областях в должности военного советника. Лю Юй назначил Яня придворным служащим при наследнике престола.

2. Сун Шао-ди (422- Служба в южных инородческих 424 г. Сун Шао-ди понизил Яня в должности

423) областях в должности военного советника. (назначил губернатором отдаленной области Ши-ань).

3. Сун Вэнь-ди (424453) 430 г. Хэ Чэнтянь получил должность Хэнъянского канцлера (нэй-ши). 442 г. Хэ Чэнтянь был назначен по совместительству ученым государственной Академии. В 440-х годах Хэ написал антибуддийское сочинение «Бао ин вэнь» («Вопросы о воздаянии и ответе»). 447 г. Хэ Чэнтянь был смещен с должности за разглашение тайного императорского указа о своем новом назначении. В том же году он ушел на покой и скончался. 426 г. Сун Вэнь-ди расправился с союзниками прежнего императора и отозвал Яня из области Шиань, а также присвоил ему высокое звание Великий муж с золотой печатью и пурпурным шнуром (цзиньцзы гуанлу дафу). 434 г. Янь Яньчжи из-за интриг оставил службу. Позже он был назначен главой цензората. 435 г. Янь Яньчжи написал опровержение на сочинение Хэ Чэнтяня «Да син лунь».

Примечания Государственный деятель, ученый-конфуцианец. Представитель влиятельного северного аристократического клана. Автор важных научных трудов по астрономии, математике и теории музыки. Предшественник Фань Чжэня. Государственный деятель, буддист, литератор, поэт. Представитель обедневшего северного аристократического клана. Известно, что Янь Яньчжи был вегетарианцем и в письмах к Хэ Чэнтяню писал об отказе от мясной пищи и забоя скота в контексте доказательства учения о воздаянии.

На основе вышеприведенных дат и событий можно установить примерное начало переписки Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи. Ответное опровержение, написанное буддистом Янь Яньчжи, было в 435 г. В этом письме Янь Яньчжи назвал Хэ Чэнтяня титулом Хэнъянский тайшоу (губернатор), который был ему присвоен в 430 г.

Таким образом, хронологически рамки создания этого произведения ограничены датой присвоения Хэ Чэнтяню титула Хэнъянский тайшоу (430 г.) и датой появления сочинения-опровержения, написанного буддистом Янь Яньчжи (435 г.).

Судя по всему, взгляды Хэ Чэнтяня о смертности души были обусловлены идеями ханьского философа-материалиста Хуань Таня (43 г. до н.э. -28 г. н.э.) и его последователя Ван Чуна (27 -ок.104 гг. н.э.) о неизбежности смерти всех живых существ как о всеобщем законе природы. Этот закон распространяется не только на тело, но и на душу человека, так как тело и душа, по Хэ Чэнтя-ню, неразрывно связаны между собой. Необходимо отметить также, что Хэ Чэнтянь подвергал критике не только буддийское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки, но также и даосское алхимическое искусство продления жиз-

ни. Хэ Чэнтянь написал свое антибуддийское письмо-сочинение «Да син лунь» в поддержку сунского сановника-монаха Хуэйлиня (автора «Хэй бай лунь» и против Цзун Бина (автора «Мин фо лунь»).

Конфуцианцы и даосы стремились подорвать фундамент, на котором основаны буддийские религиозно-философские концепции (учение о воздаянии, учение о бесконечных перерождений в сансаре, учение о бесмертии души и т.д.). Фундаментом всех этих концепций антибуддисты считали концепцию бессмертия души, так как без нее все остальное не имеет смысла. По словам Л.Е. Янгутова, «идея неуничтожимо-сти духа стала одной из наиболее обсуждаемых тем в китайском буддизме. Причиной для ожесточенных споров вокруг этой проблемы стала буддийская идея о перерождении, понимаемая не как переселение души, поскольку буддизм отрицал ее наличие, а комбинация дхарм, обусловленная кармическим воздаянием. Китайцам трудно было понять эту идею, поэтому отдельные последователи буддизма полагали, что в основе всех перерождений лежит неуничтожимая духовная субстанция».

Таблица 4

Схема переписки Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи

Хэ Чэнтянь Янь Яньчжи

1 а. «Да син лунь» («Рассуждения о постижении изначальной природы [человека]») 1 б. «Ши да син лунь» «Относительно "Рассуждений о постижении изначальной природы [человека]"»

2 а. ЩШЖ-Ш. «Да Янь юн цзя» («Ответ сановнику Яню») 2 б. ШМШШ^. «Чун ши Хэ Хэнъян» («Повторные размышления о сочинении Хэ Хэнъяна).

3 а. ЖШШЖШ. «Чун да Янь Юнцзя» («Повторный ответ сановнику Яню») 3 б. хш^дан. «Ю ши Хэ Хэнъян» («Снова размышляю о сочинении Хэ Хэнъяна»)

По всей видимости, конечная цель Хэ Чэнтяня в «Да син лунь» заключалась в опровержении буддийского учения о воздаянии, а также связанного с ним учения о бессмертии души. Для этой цели Хэ Чэнтянь привлек конфуцианское учение о

трех великих силах (сань цай): Небо, Земля и Человек (в первую очередь император). Содержание переписки Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи отражено в таблице 5.

Таблица 5

Хэ Чэнтянь Янь Яньчжи

Учение о трех силах и проблема содержания термина чжуншэн

Три силы сотворили все остальные вещи (живые существа и предметы). При этом Хэ Чэнтянь подчеркивает равноправие всех трех сил Вселенной («Без Неба и Земли Человек не смог зародиться и выжить, без Человека Небо и Земля не были бы одухотворены-лин»). Необходимо отметить, что концепция трех сил впервые встречается во втором чжане древнего комментария к сочинению «Чжоуские перемены» («Чжоу и»), позднее названному «Канон перемен». Хэ Чэнтянь стремился вывести всех людей из понятия «чжун шэн» и возвысить их (в первую очередь императора) над миром животных и растений. Учение о трех силах было призвано подчеркнуть высший статус человека (равный Небу и Земле) и отграничить людей от братьев своих меньших (птиц, зверей и насекомых). Этот антропоцентрич-ный тезис давал Хэ Чэнтяню моральное право утверждать, что человек, как венец природы, может отнимать жизнь у других живых существ для поддержания своей жизни. Это право подтверждалось и тем, что мудрый и человечный император ограничивал сезонные сроки, объемы и способы эксплуатации живых существ (охота на птиц и животных, рыбная ловля, вырубка леса и т.д.). Из этого тезиса о разумном, умеренном и щадящем использовании природной флоры и фауны логически вытекает и неправомерность буддийского воздаяния. А это, в свою очередь, подрывает и дискредитирует основы буддийского вероучения, что и является главной целью антибуддийской пропаганды (схемы 1 и 2). Янь Яньчжи не стал полностью отвергать картину мира Хэ Чэнтяня (три силы и все живое), но решил, сохраняя общий принцип разделения мира по Хэ Чэн-тяню, сократить объем понятия «человек» до императора и совершенных мудрецов, а остальных, менее достойных людей, он перевел в разряд «чжун шэн» («все живое»). А отсюда следовало, что право на убийство оставалось только у императора и совершенных мудрецов, тогда как простолюдины уже не могли этого сделать, так как животные и насекомые имели равное с простолюдином право на жизнь. Все эти построения буддиста имели целью отразить аргумент Хэ Чэнтяня для отрицания воздаяния за убийство. Янь Яньчжи писал Хэ Чэнтяню, что в буддийском термине «чжун шэн» («все живое») нет никакого оттенка пренебрежения, так как все живые существа равны в своих правах. Для подкрепления и обоснования правомерности термина «чжун шэн» Янь Яньчжи ввел синонимичный термин «хань ши», т.е. «обладающие сознанием». Иными словами, оппоненты выдвинули два альтернативных основания классификации живых существ. Необходимо признать, что попытка Хэ Чэнтяня возвысить всех людей до высшего идеала выглядит явно неудачной. Тогда как Янь Яньчжи разграничивает все множество людей на истинных мудрецов и заурядных людей, которые по большому счету не отличаются от братьев меньших и соответственно не могут лишать их жизни (схема 1 и 3).

Воздаяние за добро и зло

Хэ Чэнтянь критиковал буддийское учение о воздаянии за формирование у людей корыстной мотивации для совершения благодеяний (как средство достижения личного благополучия). Сам Хэ Чэнтянь считал, что надо претворять человечность Янь Яньчжи: буддизм не формирует корыстную мотивацию для благодеяний: просто совершенномуд-рые творят добро по зову сердца, а заурядные люди исходят из корыстных побуждений. Т. е. вся проблема в природе заурядных людей.

и справедливость, не думая и не надеясь на благое воздаяние. Для подкрепления тезиса об истинности буддийского закона воздаяния Янь Яньчжи привлек своеобразный традиционный принцип подобия вещей и явлений (кит. тун лэй). Согласно этому принципу, вещи и явления одного рода взаимосвязаны, а потому резонируют (гань) и притягиваются друг другу. Отсюда Янь Яньчжи выводит, что благие мысли и деяния человека притягивают к нему благое воздаяние. Кроме того, во втором письме Янь Яньчжи ссылается на цитаты из трактатов «Чжуанцзы» и «Сюньцзы». Причем в последнем сочинении в контексте воздаяния упоминается термин лэй («род, категория»).

Критерии классификации живых существ

Моральные качества (человечность-жэнь и долг-и), т.е. сравнительно узкий критерий Биоцентричные критерии (феномен жизни-шэн и сознания-ши), т.е. расширенный критерий.

Жизнь и смерть

По Хэ Чэнтяню, все, что рождается, заканчивается со смертью подобно смене весеннему расцвету и осеннему увяданию в природе. Этот закон касается и души. Для опровержения аналогии Хэ Чэнтяня Янь Янь-чжи допускает вывод о том, что человек умирает так же, как и травы с деревьями. Но это допущение-вывод противоречит словам Хэ Чэнтяня о вознесшихся душах трех императоров. А значит, и сама исходная аналогия ошибочна.

Об истинности концепции перерождений души

После смерти тела человека, остается дух-гуй, но он не перерождается в сансаре(так как ее нет), а блуждает в мире людей. Тезис о блуждающих духах-г>>й сомнителен, так как духи не могут бесконечно блуждать в мире людей. Более убедительной является буддийская концепция (духи перерождаются в человека или животного/насекомого в зависимости от прижизненных деяний человека).

На схеме 1 отражена интерпретация термина чжуншэн в письмах Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи.

Схема 1

Хэ Чэнтянь

Янь Яньчжи

Г

<

ч.

На схеме 2 приводится картина мира, описанная у Хэ Чэнтяня в «Да син лунь».

Схема 2

На схеме 3 отражена картина мира, предложенная буддистом Янь Яньчжи в «Ши "Да син лунь"».

Схема 3

Все живое (чжун шэн т.е. простолюдины, а также птицы, звери и насекомые). Признаком всего живого, согласно Янь Яньчжи, являются сама жизнь и наличие сознания. При этом Янь Яньчжи вынес за пределы этой категории императора и высших мудрецов. Простолюдины творят добро ради достижения мирских благ(т.е. из корыстных побуждений).

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, определено, что в основе понятийного аппарата трех писем Хэ Чэн-тяня лежало древнее конфуцианское учение о трех силах (сань цай: Небо, Земля и Человек), где человек (прежде всего император) возвышается над миром животных и насекомых (чжун шэн) и имеет право отнимать жизни у всех остальных более низших существ. Отсюда следует, что буддийское учение о воздаянии за лишение жизни низших существ неправомерно, ложно и бессмысленно. Необходимо отметить и противоречия в рассуждениях Хэ Чэнтяня. Так, он утверждал, что смерть тела влечет за собой смерть души (соответственно загробного воздаяния не существует), а рождение и смерть он сравнивал с естественной сменой времен года в природе (весенний расцвет и осеннее увядание). В то же время он упомянул трех мифи-

ческих императоров, чьи души не исчезли после смерти, а вознеслись на Небо. Самым слабым местом было включение всех людей в понятие «человек», на что и указал оппонент Хэ Чэнтяня. Следует отметить, что Хэ Чэнтянь активно использовал также и традиционную китайскую мифологию для подкрепления своих суждений (души трех мифических императорах вознесшихся на Небо, проявление четырех добрых предзнаменований как признак мудрого и справедливого правления и т.д.).

Необходимо отметить также, что Хэ Чэнтянь подвергал критике не только буддийское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки, но также и даосское алхимическое искусство продления жизни.

Во-вторых, определено, что выдвинутая Хэ Чэнтянем в «Да син лунь» концепция трех сил

впервые встречается в древнекитайском сочинении «Чжоуские перемены» («Чжоу и»), позднее названном «Канон перемен» («И цзин»). Хэ Чэн-тянь подверг критике буддийское учение о воздаянии с позиций традиционного конфуцианства и поставил буддистов в очень трудное положение, однако сунский император Вэнь-ди (годы правления 424-453 гг.) все-таки встал на сторону буддистов. Эту поддержка объясняется чисто прагматическими потребностями правителя в стремлении к социально-политической стабильности в стране.

В-третьих, определено, что последнее слово в переписке осталось за Янь Яньчжи. Хэ Чэнтянь не смог в полной мере дать убедительные прямые ответы на возражения китайского буддиста. Победа Янь Яньчжи в данной полемике была обусловлена слабыми местами в самой конфуцианской традиции, в которой есть упоминание о душах трех императоров, вознесшихся за свои заслуги на Небо, а также о духах-гуй, живущих после смерти человека. Хэ Чэнтянь не смог отказаться от этих традиционных представлений о душе и потому его доказательства ложности буддизма содержали в себе серьезные противоречия. Кроме того, попытки Хэ Чэнтяня возвысить человека (включая мелких людей «сяожэнь») над остальным животным миром и тем самым обосновать право на лишение жизни окончились неудачей. Определено, что Янь Яньчжи в своих письмах не пытался полностью отвергнуть учение о трех силах, а всего лишь пытался внести небольшие изменения в один из элементов указанной триады. Центральным пунктом полемики между Хэ Чэнтянем и Янь Яньчжи стал вопрос об объеме и соотношении понятий «человек» (жэнь) и «все живое» (чжун шэн).

Примечание

1. В сочинении «Бай хэй лунь» («Рассуждения о белом и черном [учениях]») под белым учением

Хуэйлинь подразумевал конфуцианство и даосизм, а под черным учением - буддизм.

2. Янгутов Л.Е. О роли шести школ и семи направлений (НШ^ж, лю цзя ци цзун) в становлении философских принципов буддизма в Китае // Вестник БНЦ. - 2011. - № 4. - С. 144.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Еремеев В.Е., Кобзев А.И. Хэ Чэнтянь // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. - Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. - С. 891.

2. Кравцова М.Е. Хэ Чэнтянь // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Тита-ренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. - Т. 1. Философия. - С. 519.

3. Жэнь Цзи-юй. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). - Пекин, 1979.

4. Лю Лифу. Хун дао мин цзяо: «Хунминцзи» Исследование. - Пекин, 2004. - С. 132-135.

5. Тан И-цзе. Хэ Чэн-тянь // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань. Сюй бянь (Критические биографии знаменитых древнекитайских философов). Кн. 2. Цзинань, 1982. - С. 397-437.

6. Хунминцзи / сост. Сэнъю; пер. Лю Лифу, Ху Юн. - Пекин, 2011. - С. 107-115.

7. Ян Юйцзинь. Цзечудэ сысянцзя, кэсюэцзя Хэ Чэнтянь // Шандун дан-ань. - 1997. - № 2.

8. Янгутов Л.Е. О роли шести школ и семи направлений (НШ^ж, лю цзя ци цзун) в становлении философских принципов буддизма в Китае // Вестник БНЦ. - 2011. - №4. - С. 144.

9. Ancient and Early Medieval Chinese Literature (vol.I): A Reference Guide, Part One / edited by David R. Knechtges, Taiping Chang. Brill. 791. - P. 354-356.

10. Needham J. Science and Civilisation in China. -Vol. III. Cambridge, 1959.

11. Echoes of the Past: Yan Yanzhi's (384-456) Lyric Shi By Tina Marie Harding, Ph.D., University of Colorado at Boulder, 2007. - 254 p.

Статья написана при финансовой поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН Проект 33.4, номер гос. регистр. 01201252890.

Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела философии, религиоведения и культурологии ИМБТ СО РАН. E-mail: chts17@mail.ru

Tsyrenov Chinghis Tsybikdorzhievich, candidate of history science, junior researcher of the Department of Philosophy, Religion and Culturology of IMBT SB RAS. E-mail: chts17@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.