27. Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). М., 1989. 320 с.
28. Членова Н.Л. Карасукские кинжалы. М., 1976. 104 с.
29. Чугунов К.В. Бронзовые наконечники стрел скифского времени Тувы // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. СПб., 2000. С. 213-238.
30. Шилов Ю.А. Прародина ариев. История, обряды и мифы. Киев, 1995. 744 с.
Худяков Юлий Витальевич, доктор исторических наук, профессор, г. Новосибирск.
Khudyakov Julius V., doctor of historical sciences, professor, Novosibirsk.
УДК 1(031)+221
© Ч.Ц. Цыренов
Буддийская антология «Хунминцзи» и ранний период китайского буддизма*
* Статья написана при финансовой поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН Проект 33.4, номер гос. регистр. 01201252890.
Статья посвящена малоизученной китайской буддийской антологии VI в. н.э. {^униин^и» (автор - Сэнъю). Проанализированы особенности построения данного произведения, а также представлены сводные династийно-биографические данные об авторах сочинений, вошедших в {^уимищи».
Ключевые слова: период северных и южных династий, «Xyнминцзи», буддийский историограф Сэнъю, ранний китайский буддизм, династийно-хронологический каркас.
CH.Ts. Tsyrenov
Buddhist anthology «Hunmintszi» аМ the early period of Chinese Buddhism
The article is devoted to the less studied Chinese Buddhist anthology of the Vlth century B.C.»Hongmingji» (its author - Sen-gyou. The peculiarities of the construction of this work have been analyzed. The summarized dynastic and biographical data on the authors of manuscripts included in «Hunmin ji» have been also analyzed.
Keywords: period of Northern and Southern dynasties, «Hongmingji», Sengyou-Buddhist historian, early Chinese Buddhism, dynastic-chronological framework.
«Хунминцзи» («Собрание сочинений, светоч истины распространяющих») является важным источником по историографии и философии раннего китайского буддизма.
Цель данной статьи - описание структуры буддийской антологии «Хунминцзи», а также создание династийно-хронологического каркаса для изучения биографических сведений об авторах сочинений, включенных в «Хунминцзи». Предлагаемый династийно-хронологический
каркас должен помочь исследователям в анализе и реконструкции особенностей исторического фона создания изучаемого собрания сочинений. В буддийской антологии «Хунминцзи» зафиксированы дискуссии периода «Шести династий» (Ш-У1 вв. н.э.) между буддизмом и китайскими религиями за главенствующее положение в духовной жизни китайского общества. Автор-составитель данного собрания - китаец, буддийский придворный монах-историограф по имени Сэнъю (445-518 гг. н.э.). Годы его жизни приходятся на период династий Южная Ци (479-502) и Лян (502-557). Биографические данные о Сэнъю можно найти в «Жизнеописаниях достойных
монахов» (цзюань 11) [1].
Актуальность исследований по данной проблеме обусловлена тем, что ранний этап адаптации индийского буддизма к китайским этнокультурным реалиям все еще остается малоизученной страницей истории духовной культуры Китая. Исследованием и переводом сочинений данного сборника в разной степени занимались отечественные востоковеды - М.Е. Ермаков, Т.Г. Комисарова, М.Е. Кравцова, Т.Г. Сторчевая и Е.А.Торчинов, среди зарубежных востоковедов можно назвать В. Либенталя и Э. Цюрхера, а также Макита Тайре, Жэнь Цзиюй и Лю Лифу [2]. Необходимо отметить, что «Хунминцзи» является первым в истории китайского буддизма литературным памятником, созданным для защиты буддийского вероучения, и насчитывает почти 150 тыс. иероглифов. Центральное место в «Хунминцзи» занимают религиозно-философские сочинения крупнейших буддийских идеологов 1У-У вв. - Даоаня (312-385 гг. н.э.), Хуэйюаня (334-416 гг. н.э.), Кумарадживы (344/350-413 гг. н.э.), Сунь Чо (314-371).
Прежде чем перейти к рассмотрению антоло-
быть чем-то заполнен. По словам Л.Е. Янгутова, период Северных и Южных династий был «переломным моментом для конфуцианства, именно в этот период его противостояния с буддизмом и проверялась на прочность его позиция как идеология служилого сословия и социального регулятора общественной и повседневной жизни китайцев» [3]. Такая ситуация оказалась очень благоприятной для распространения буддизма, представители которого начали энергично завоевывать доверие в народных массах, а также при дворах правителей разных династий.
Для наглядного восприятия данные о количестве и династийной принадлежности авторов «Хунминцзи» представлены в следующем виде (табл. 1).
Таблица 1
Итого авторов Итого текстов
Кол-во авторов по дин. 4 автора 4 автоРа
Кол-во текстов по дин. 10 текстов 10 соч.
Династии Сев. дин. Сев. Вэй (386-534) Поздняя Цинь (384-417)
Династии Вост. Хань Вэй Шу У Зап. Цзинь (265- 316)
Династии Южн. дин. Вост. Цзинь (317-420) Лю Сун (420-479) Южн. Ци (479-502) Лян (502- 557)
Кол-во текстов по дин. 2 текста 0 0 47 текстов 39 текстов 15 текстов 73 текста 176 текстов
Кол-во авторов по дин. 2 автора 0 0 19 авторов 13 авторов 10 авторов 75 авто- ров 119 авторов
Общий итог по авторам и текстам «Хунминцзи» а р СО § , 2 § ^ 186 текста
Как видно из таблицы 1, подавляющее большинство текстов и их авторов относится к Южным династиям, а именно к периоду династии Лян.
Особенностью лянского периода китайской истории было то, что императоры этой династии активно поддерживали и развивали буддийское вероучение. Это объяснялось стремлением лянских императоров ослабить влияние даосизма, который представлял угрозу для правящих слоев китайского общества. Буддизм же в тот период на даосском фоне выглядел более миролюбивой религией.
Структура и оглавление «Хунминцзи» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Свитки (цзюань) Главы (пянь) Содержание глав Авторы текстов Династии
Цз. 1. 1 «Ли хо лунь» Моу цзы Вост. Хань
2 «О правде и лжи» Аноним Вост.
гии «Хунминцзи», необходимо дать краткий исторический обзор той эпохи.
Как известно, после распада древней империи Восточная Хань Китай распался на северные и южные царства, между которыми шла постоянная борьба. Северные династии были основаны вождями протомонгольских кочевых племен, а на юге были собственно китайские династии. При дворах всех этих династий шла непрерывная борьба за власть и влияние между различными группировками. Идеалы совершенного правителя, о которых когда-то говорил Конфуций, были забыты сильными мира сего. И как следствие авторитет конфуцианства был сильно поколеблен, в китайском социуме образовался духовный вакуум, который должен был
Хань(?)
Цз 2. 3 «О разъяснении буддизма» Цзун Бин (375-443) Лю Сун
Цз. 3. 4 «Иносказательные рассуждения о Дао» Сунь Чо Вост. Цзинь
5 «Ответ отшельника Цзун Бина Хэ Чэнтяню по опровержению трактата «О Черном и Белом»« Цзун Бин Лю Сун
Цз 4. 6 «О постижении природы(человека)» Хэ Чэнтянь Лю Сун
7 «Переписка Хэ Чэнтяня и Янь Яньчжи» Янь Яньчжи Лю Сун
Цз 5. 8 Переписка Ло Цзюньчжана («О перерождении») и Сунь Шэна Ло Цзюньчжан (292-372) Сунь Шэн(308/320- 379/391) Вост. Цзинь
9 «О бессмертии души»(Чжэн Даоцзы), «Новые рассуждения о телесной форме и душе»(Хуань Тань) Чжэн Даоцзы (Чжэн Сянь-чжи) Хуань Тань Лю Сун Вост. Хань
10 «Монахи не должны почитать правителя» Хуэйюань Вост. Цзинь
11 «О буддийской рясе монахов» Хуэйюань
12 «Ответ Хуань Сюаню о разъяснении воздаяния» Хуэйюань
13 «О трояком воздаянии» Хуэйюань
Цз. 6. 14 «Возражения /на критику/ буддийского учения» Ши Даохэн Вост. Цзинь
15 «Сравнение двух учений» Мин Сэншао Южн. Ци
16 «О сочинении Чжан Жуна «Об уставах школ» Чжоу Янь Южн. Ци
17 «О сочинении даоса Гу «О варварах и китайцах» Се Чжэньчжи Южн. Ци
Цз. 7. 18 «Опровержение трактата даоса Гу «О варварах и китайцах»« Чжу Чжаочжи Лю Сун
19 «Сомнения по трактату даоса Гу «О варварах и китайцах» Чжу Гуанчжи Лю Сун
20 «Возражения на трактат даоса Гу «О варварах и китайцах»« Хуэйтун Лю Сун
21 «О жунах и китайцах» Сэнминь Лю Сун
Цз. 8. 22 «О разрешении сомнений» Сюань Гуан Лян
23 «Об уничтожении сомнений» Лю Се Лян
24 «Анализ трактата даоса Гу «О варварах и китай-цах»« Сэншунь Лян
Цз. 9. 25 «Записка о том, что, когда душа прозревает, человек становится Буддой» Имп-р дин. Лян У-ди Лян
26 «Опровержение трактата о смертности души» Сяо Чэнь Лян
27 «Опровержение трактата о смертности души» Цао Сывэнь Лян
Цз.10. 28 «Высочайший ответ подданным на рассуждения о том, что душа смертна» Император дин. Лян У-ди Лян
29 «Письма-ответы начальников областей» Ши Фаюнь Лян
Цз.11. 30 «Ответ Хэ Шанчжи Сунскому Вэнь-ди о восхвалении буддизма» Хэ Шанчжи Лю Сун
31 «Переписка двух наставников Гао и Мин с Ли Мяо» Ли Мяо Лю Сун
32 «Переписка Вэньсюаньского вана и чжунчэна Кун Чжигуя о сомнениях в буддизме» Кун Чжигуй и Сяо Цзылян Южн. Ци
33 «Ответ двух наставников Даогао и Даобяо правителю Ложной Цинь Яо Люэ, который убеждал их отказаться от монашества» Даобяо, Даогао. Поздняя Цинь
34 «Переписка трех наставников Сэнце, Сэнцяня и Кумарадживы с правителем Цинь по вопросу об отказе от монашества» Сэнце, Сэнцянь, Кумара-джива и Яо Син Поздняя Цинь
35 Переписка наставника Хуэйюаня и Хуань Сюаня об отказе от монашества» Хуэйюань, Хуань Сюань Вост. Цзинь
36 «Переписка наставника Сэн-яня начальника округа Цинчжоу Лю Шаньмина о присуждении ему степени сюцая» Сэн-янь, Лю Шаньмин Южн. Ци
Цз.12. 37 «Письмо Ши Даоаню» Си Цзаочи Вост. Цзинь
38 «Ответ Цяована о конфуцианстве и буддизме» Цяован Лю Сун
39 «Обсуждение с наставниками приема пищи сидя на поджатых ногах» Чжэн Даоцзы Лю Сун
40 «О приеме пищи сидя на земле поджав ноги с чаньским наставником» Чжэн Даоцзы
41 «Ответ наставника Ши Хуэй-и Фань Болуню» Ши Хуэй-и Лю Сун
42 «Переписка Фань Болуня с двумя наставниками Шэном и Гуанем» Фань Болунь, Шэн и Гуань Лю Сун
43 «Споры с блюстителем нравов Ваном о приеме пищи сидя на поджатых ногах» Фань Болунь
44 «Первый министр Хэ Чун докладывает о том, что монахи не должны почитать правителя» Хэ Чун Вост. Цзинь
45 «Переписка Хуань Сюаня с восемью высшими сановниками по вопросу о монашеском почтении» Хуань Сюань(369 - 404) Вост. Цзинь
46 «Переписка Хуань Сюаня и начальника вана по вопросу о почитании правителя» Хуань Сюань и Ван Ми Вост. Цзинь
47 «Ответ Лушаньского наставника Хуэйюаня Хуань Сюаню о том, что монахи не должны почитать правителю» Хуэйюань, Хуань Сюань Вост. Цзинь
48 «Разрешение монахам не почитать правителя государства Сюань-Чу « Хуань Сюань
49 «Переписка Хуэйюаня и Хуань Сюаня по вопросу о принципах отбора монахов» Хуэйюань
50 «Переписка Чжи Даолиня и Хуань Сюаня « Чжи Даолинь, Хуань Сюань Вост. Цзинь
Цз.13. 51 «Доклад Ши Даошэна из монастыря Тяньбаосы цисскому императору У-ди об обсуждении инспектирования монахов» Ши Даошэн Южн. Ци
52 «Сущность учения Будды» Си Чао Вост. Цзинь
Цз.14. 53 «Два чжана о домашних поучениях» Янь Яньчжи Лю Сун
54 «Дневная свеча» Ван Гай Вост. Цзинь
Цз.15. 55 «Воззвание к горе Тайшань» Чжу Даошуан Лян
56 Сочинение о призыве злых духов Ши Чжицзин Лян
57 Извещение об уничтожении злых духов Ши Баолинь Лян
Как видно из таблицы 2, хронологический и династийный порядок в рамках всего сборника соблюдается только в самых общих чертах, хотя в пределах некоторых цзюаней все же соблюдается династический принцип. Так, в цзюани № 4 и 7 вошли произведения только периода династии Лю Сун, а в цзюани № 8, 9, 10 и 14 включены произведения периода династии Лян. Что касается остальных цзюаней, то в них содержатся произведения разных династий.
Сторонники конфуцианства и даосизма враждебно воспринимали иноземное учение, при дворах правителей разных династий проводились философские и религиозные дискуссии между буддийскими монахами и конфуцианцами. Полемика между буддийским и коренными китайскими учениями началась с даосских и конфуцианских антибуддийских сочинений (Ван Фоу «Канон просвещения варваров (мудрецом) Лаоцзы» [6]; Гу Хуань «Трактат о варварах и китайцах»; Хуэйлинь «Трактат о белом и черном»; Фань Чжэнь «О смертности души» и т.д.). В такой ситуации буддийские идеологи должны были ответить на эти вызовы и защищать свои позиции в китайском обществе. Религиозные споры и дискуссии проводились в форме личной переписки, а также на придворных диспутах, содержание которых фиксировали буддийские
придворные историографы.
Первая придворная полемика состоялась предположительно при дворе Цзинлинского князя Цзыляна на рубеже 80-90-х гг. V в. Вторая была организована по инициативе Лянского Уди в 508-509 гг. [7] В полемике периода Лян приняли участие представители буддизма и конфуцианства: на стороне буддийского учения участвовало 62 буддийских монаха, все их сочинения были направлены на опровержение известного сочинения Фань Чжэня «О смертности души». Данная полемика завершилась победой буддийских монахов, так как на их стороне был сам лянский государь У-ди (502-557 гг.).
В результате анализа сочинений «Хунминц-зи» нами было выделено четыре главные темы дискуссий между представителями противоборствующих сторон:
1) дискуссия о «смертности души»;
2) дискуссия о «варварах и китайцах»;
3) дискуссия «о воздаянии»;
4) дискуссия о характере взаимоотношений государственной власти и буддийского духовенства.
В таблице 3 отражены сведения о наиболее известных и ярких авторах и их сочинениях, они расположены в соответствии с указанными темами дискуссий.
Таблица 3
Периоды 1. Пробуддийские авторы и их сочинения 2. Антибуддийские авторы и их сочинения
Восточная Цзинь (317-420) 1. Ло Цзюньчжан (Ло Хань) (292 -372) «О перерождении» («Гэншэнлунь») 2. Чжэн Даоцзы (364-427), начальник обл. Юйчжан, «О бессмертии души» Сунь Шэн (308/320-379/391), конф. «Письмо к Ло Цзюньчжану»
Ранний период Южных династий 1. Цзун Бин, живописец, каллиграф и музыкант (375-443) «Опровержение трактата о Белом и Черном», «Минфо лунь» 2. Янь Яньчжи (384- 456) «Возражения Хэ Чэнтяню» 1. Хэ Чэнтянь (370-447) конф. «Дасин-лунь» 2. Хуэйлинь (кон. 4 - нач. 5 в.) «О Белом и Черном»
Чжу Чжаочжи (? - ?) «Опровержение трактата о варварах и китайцах» Чжу Гуанчжи (?-?), чиновник, «Опровержение трактата о варварах и китайцах» Хуэйтун (? - ?) «Возражения на трактат о вар-варах и китайцах» Се Чжэньчжи (? - ?), придворный советник «Письмо Гу Хуаню» Сэнминь (? - ?) монах, «Возражение на трактат Гу Хуаня «О варварах и китайцах»« Хуэйюань (334-416) «Монахи не должны почитать императора» Гу Хуань (420 ? -483 ?), даос, «О варварах и китайцах»1 Хуань Сюань (369-404), восточноцзиньский генерал и узурпатор власти Вост. Цзинь. Дай Куй (326-396), чиновник-буддист «О сомнении в буддизме»
Чжан Жун (444 - 497), литератор и каллиграф «Об учениях» Чжоу Юн (ок. 473), даосский отшельник, «Опровержение сочинения Чжан Жуна»
1.Сэншунь (?-?), монах «Опровержение трактата «Три раскола»; 2. Лю Се (ок. 465-532), литератор «Трактат об уничтожении сомнений»; 3. Сюань Гуан (?-?) «Трактат о разрешении сомнений» «Три разрушения» анонимное даосское сочинение, написанное от имени буддийского монаха Чжан Жуна.
1. Цао Сывэнь (?-?) «Опровержение трактата Фань Чжэня». 2. Сяо Чэнь (476-512), высший сановник, «Опровержение трактата Фань Чжэня» Фань Чжэнь ок. 450-515 «Трактат о смертности души»
В дополнение к таблицам 1, 2 и 3 мы приводим таблицу 4, в которой авторы «Хунминцзи» четко разграничены по отдельным династическим периодам. Такое расположение позволит исключить возможные недоразумения в вопросе отнесения авторов «Хунминцзи» к конкретным династическим периодам. Кроме того, такой формат таблицы в полной мере позволит нам одним взглядом охватить весь этот сложный период китайской истории, а также проследить пространственно-временные взаимосвязи между разными историческими личностями и важнейшими историческими событиями Китая.
__________________________________________________________________________________Таблица 4
Авторы Ши Сэнци (?-?)
Ши Даобяо (?-?)
Ши Даохэн (345-417)
Яо Син (366-416)
Дина-стии Сев. Вэй (386-534) Поздняяя Цинь (384417)
Дина-стии Вост. Хань Вэй Шу У Зап. Цзинь (265- 316)
1 Данное сочинение не вошло в сборник «Хунминцзи».
Династии Вост. Цзинь (317-420) Лю Сун (420-479) Южн. Ци (479-502) Лян (502-557)
Авторы Хуань Тань (23-50) Ло Цзюньчжан (292-372) «О перерождении» Хэ Чэнтянь (370-447) «Дасинлунь» Гу Хуань (420 ? - 483 ?) «О варварах и китайцах» Сяо Чэнь (476-512) «Опровержение трактата Фань Чжэня»
Моу Жун (?-?) Сунь Шэн (308/320 - 379/391) Шэнь Юэ (441-513) Чжан Жун (447-497) Ши Чжицзин (?-?)
Хэ Чун (292- 346) Ши Хуэй-и (372-444) Ши Даошэн (355-434) Ши Бао-линь(?-?)
Дао Ань (312-385) Янь Яньчжи (384 456) Ши Сэн-янь (?-?) Ши Чжу даошуан (?-?)
Сунь Чо (314-371) Хуэйлинь (кон. IV - нач. V в.) «О Белом и Черном» Лю Шань-мин (Лю Цзюньбай) (432-480) Ши Фаюнь (465-537)
Хуэйюань (334416) «О трояком воздаянии» Ли Мяо (?- ?) Сяо Цзылян (460-494) Ши Сюань-гуан (V в.) «Трактат о разрешении сомнений»
Бянь Сычжи (?-?) Фань Тай (Фань Болунь) (355-428) Мин Сэн- шао (?-483) Цао Сывэнь (?-?) «Опровержение трактата Фань Чжэня».
Хуань Сюань(369 -404) Чжу Чжаочжи (?-?) Се Чжэнь-чжи (?-?) Лян У-ди
Чжи Даолинь (ок. 314 - 366 н.э.) Чжу Гуанчжи (?-?) Чжоу Юн (V в.) Сэн Шунь (?-?)
Си Цзаочи (? 383) Хэ Шанчжи (382-460) Кун Чжигуй (447-501) Лю Се (Ху-эйди) (ок.465 - 532)
Дай Куй (326-396) Чжан Син-ань (?- ?) Ши Сэнъю (445-518)
Ван Гай (?-?) Цяован (?- ?) Фань Чжэнь (ок. 450-515)
Ван Ми (360-407) Цзун Бин (375-443) «Опровержение трактата о Белом и Черном» Ши Сэнминь (?-?)
Си Чао (336-378) Хуэйтун (?-?) «Возражения на трактат о варварах и китайцах»
Ма Фань (?- ?)
Юань Кэчжи (? - ?)
Хуань Цянь (?- ?)
Юй Бин (296-344)
Хэ Уцзи (? - 410)
В заключение приведем слова известного специалиста по китайскому буддизму Лю Лифу [8] по поводу «Хунминцзи»: «... Исследование, перевод и комментирование сочинений из анто-
логии «Хунминцзи» все еще находятся еще на самых начальных стадиях». На наш взгляд, данная исследовательская тема представляет значительный научный интерес. Мы надеемся, что
предложенные сводные династиино- тизировать разрозненные исторические данные
хронологические данные об авторах «Хунмиц- об авторах и их сочинениях и тем самым внести
зи» помогут в деле уточнения датировок от- своИ вклад в изучение этого важного периода
дельных сочинениИ, а также позволят система- развития китайского буддизма.
Примечания
1. Хуэйцзяо. Жизнеописания достойных монахов / пер., коммент. и исследование М.Е. Ермакова. М.: Восточная литература, 1991. Т. 1.
2. Комиссарова Т.Г. «Монах не должен кланяться императору». Из буддийской полемики IV-VI вв. // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987; Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы изучения) // НАА. 1988. № 2; Кравцова М.Е. Хунминцзи // Китайская философия. Энциклопедический словарь / ред. М. Л. Титаренко. М.: Мысль, 1994. - 573 с. - С. 385, 507-509; Сторчевая Т.Г. Спор о «бессмертии души» (шэнь бу ме) в Китае (IV-VI вв.) // Общество и государство в Китае: материалы XVIII науч. конф. М., 1987. Ч.1. - С. 90-94; Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы изучения) // НАА. 1988. № 2; Liebenthal, Walter, Shih Huiyuan’s Buddhism as set forth in his Writings / Walter Liebenthal // Journal of the American Oriental Society. Vol. 70. № 4. 1950; Zurcher Е. The Buddhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Vol. 1. Leiden, 1955.
3. Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. - 272 с.
4. В данное число не входит 2 анонимных автора сочинений «Чжэн-у лунь» («О правде и лжи») и «Сан по лунь» («Три разрушения»).
5. Необходимо отметить, что в 340 г. известный буддист Фа Цзу (Бо Юань) доказал, что антибуддийское сочинение даоса Ван Фоу являлось фальшивкой и его автор был приговорен к заточению в темницу буддийского монастыря (см. Кожин П.М. Китайский буддизм // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 2. Мифология и религия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - 2007. -871 с. С .261.
6. Кравцова М.Е. Шэнь ме лунь // Китайская философия. Энциклопедический словарь / ред. М.Л. Титаренко. М.: Мысль, 1994. - 573 с. - С.509.
7. Данное сочинение не вошло в сборник «Хунминцзи».
8. Лю Лифу. Возвеличивать Дао, прояснять учение: «Хунминцзи». Исследование. - П
Литература
1. Буддизм: словарь / под ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. - М. : Республика, 1992.
2. Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока. - М. : Вост. лит.,
2006. Т. 2. Мифология и религия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - 2007. - С.261.
3. Китайская философия : энциклопедический словарь / ред. М. Л. Титаренко. - М. : Мысль, 1994. - 573 с.
4. Комисарова Т. Г. Монах не должен кланяться императору : из буддийской полемики IV-VI вв. // Буддизм и государ-
ство на Дальнем Востоке. - М., 1987.
5. Радуль-Затуловский, Я. Б. Великий китайский атеист Фань Чжэнь // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. -М. ; Л., 1957. - № 1. - С. 282-316.
6. Сторчевая, Т. Г. Спор о «бессмертии души» (шэнь бу ме) в Китае (IV-VI вв.) // Общество и государство в Китае: материалы XVIII науч. конф. - М., 1987. Ч.1. - С. 90-94.
7. Торчинов, Е. А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы изучения) // НАА. -1988. - № 2.
8. Янгутов, Л. Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2007. - 272 с.
9. Хуэйюань. Монах не должен оказывать почести императору; пер. с кит. А.С. Мартынова // Буддизм в переводах : альманах. - СПб., 1993. - Вып. 2. - С. 179-191.
10. Лю Лифу. Хун дао мин цзяо: «Хунминцзи». Исследование. - Пекин, 2004.
11. «Хунминцзи» / сост. Сэнъю; пер. Лю Лифу, Ху Юн. - Пекин, 2011.
12. Liebenthal, Walter. Shih Huiyuan’s. Buddhism as set forth in his Writings // Journal of the american Oriental Society. Vol. 70. № 4. 1950.
13. Zurcher E. The Buddhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China : Vol. E. Zurcher . - Leiden, 1955.
Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела философии, религиоведения и культурологии ИМБТ СО РАН. 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6. Тел.: 21-53-75, e-mail.: [email protected] Tsyrenov Chinghis Tsybikdorzhievich, candidate of historical sciences, junior researcher, department of philosophy, religion and culture studies, IMBT SB RAS. 670047, Ulan-Ude, Sakhyanova str. 6. Tel.: 21-53-75.