Научная статья на тему 'Философские и социальные аспекты современной гендерологии'

Философские и социальные аспекты современной гендерологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
820
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРОЛОГИЯ / АНДРОГИНЫ / СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ / ФЕМИНИЗМ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / GENDER / GENDEROLOGY / ANDROGYNES / SOCIAL DARVINIZM / FEMINISM / GENDER INEQUALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клименко Наталья Сергеевна

В статье анализируется проблема содержания и развития молодой науки гендерологии. Рассматриваются эволюция понятия «гендер» и его значение для современных общественных наук. Ключевым вопросом статьи является вопрос гендерного неравенства. Через анализ исторических и социальных предпосылок гендерного неравенства автор говорит о необходимости более тщательного изучения полоролевой картины современного общества, а также важности гендерного воспитания в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND SOCIAL ASPECTS OF MODERN GENDEROLOGY

The article analyses the problem of the content and development of the young science genderology. The evolution of the term «gender» and its meaning for modern social sciences are considered. The key question that the author touches upon is the question of gender inequality. Through the analysis of historical and social background of gender inequality the author explains the necessity of a more detailed analysis of the gender and role picture in the modern society and the importance of gender education in modern school.

Текст научной работы на тему «Философские и социальные аспекты современной гендерологии»

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНАЕРОЛОГИИ

Гендер, гендерология, андрогины, социал-дарвинизм, феминизм, гендерное неравенство.

Трансформация традиционной полоролевой картины современного общества как никогда остро ставит перед нами необходимость в изучении психологических и социокультурных особенностей представителей мужского и женского пола, а также в проведении необходимых гендерных исследований.

За изучение биологического пола в социальной оболочке, т. е. «гендера», в наши дни ответственна совсем молодая наука — гендерология. Можно ли считать эту науку самостоятельной дисциплиной — вопрос, до сих пор являющийся дискуссионным. Чаще всего ученым, занимающимся гендерной проблематикой, приходится работать на стыке сразу нескольких дисциплин — психологии, социологии, философии и др. Из этой необходимости несложно сделать вывод, что само понятие «гендер» является многозначным.

Несмотря на то что данный термин был введен в науку выдающимся сексологом Джоном Мани в 1955 году и первоначально имел медицинское значение, есть все основания предполагать, что на сегодняшний день наука гендерология находится гораздо ближе к социальной философии, чем к медицине, и является наукой общественной.

Таким образом, целью нашей статьи является обоснование социальной значимости гендерологии и гендерных исследований, а также необходимости отнесения гендерологии к современным общественным наукам.

Первоначально следует разобраться с современным значением понятия «гендер», абстрагируясь от его первоначального медицинского смысла. Джон Мани с помощью термина «гендер» попытался разграничить общеполовые свойства индивида от его сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокре-ативных качеств [Мопеу, 1955, с. 264]. Затем этот термин был подхвачен психологами, юристами, социологами и перенесен в сферу общественной жизни. Таким образом, значение понятия «гендер» было и продолжает оставаться многозначным.

По определению психолога Шон Берн, «гендер» — это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина» [Берн, 2008, с. 7].

Однако, на наш взгляд, гендер не является всего лишь социальной классификацией представителей противоположных полов. По определению Майкла Киммела, «гендер также выражает универсальное неравенство между мужчинами и женщинами. Когда мы говорим о гендере, мы подразумеваем иерархию, власть и неравенство, а не просто различия между мужчиной и женщиной» [Киммел, 2006, с. 11]. И ведь действительно, практически в каждом обществе разделение труда, положение в семье, отношение к власти дифференцируются относительно половой принадлежности человека.

До XIX века обоснование этого неравенства лежало в области теологии. С религиозных позиций мужчина и женщина не только были созданы с разной целью, но и часто отожествляли собой противоположные начала, подобно добру и злу. Эта

тенденция еще в древности явилась основой для формирования патриархальной философской традиции, которую принято связывать с именами Платона и Аристотеля. А позже мнение о «естественных» и «природных» различиях мужчины и женщины легли в основу размышлений о взаимоотношениях полов у таких мыслителей, как Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и др.

Это мнение было впервые серьезно поколеблено в XIX веке с распространением феминизма. Феминизм (от лат. femina — женщина) — явление, возникшее во Франции в период Великой французской революции (конец XVIII века). В этот период французская писательница и журналистка Олимпия де Гуж выступила с «Декларацией прав женщины и гражданки». В основе декларации лежали требования о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав, прав на участие в общественных мероприятиях и на доступ ко всем должностям. Несмотря на то что женщинам во Франции удалось добиться права на участие в обсуждении политических вопросов и на выступления в печати, права голоса женщинам предоставлено не было.

Движение за права женщин в XIX веке охватило также и Англию. Большего, чем во Франции, успеха добилось движение суфражисток (от англ. suffrage — голосовать). Женщинам удалось получить право на участие в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги.

Но наибольшее распространение феминизм получил в США. Там в XIX веке борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства. Женщинам удалось добиться разрешения работать школьными учителями и избирательных прав.

В России главной целью движения за равноправие было получение права на образование и трудовую деятельность для женщин. В конце 1880-х годов в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы по подготовке врачей и учителей. Избирательное право также было предоставлено некоторым женщинам в соответствии с их имущественным цензом, но голосовать от их имени могли только мужья или родственники-мужчины.

Сам феминизм и как социальное течение, и как философская концепция на протяжении всей истории неоднороден. Психолог Татьяна Бендас выделяет некоторые из его направлений: амазон-феминизм, культурный феминизм, радикальный феминизм, сепаратизм, гуманистический феминизм [Бендас, 2008, с. 265].

Развитие феминистических идей выступало в резкой конфронтации с получившей большое распространение в XIX веке теорией социал-дарвинизма.

На основе теории естественного отбора в эволюционной биологии Чарльза Дарвина социал-дарвинисты выдвинули идею об основополагающих биологических различиях между расами, нациями и, безусловно, между мужчиной и женщиной.

В противовес требованиям феминисток о доступе к высшему образованию приверженцы социал-дарвинизма говорили о том, что обучение в университете может привести к утяжелению мозга женщины, при этом у нее сожмется матка и снизится репродуктивная функция.

Безусловно, столь радикальные и несущие в себе в большей степени политические, а не научные стремления идеи социал-дарвинизма не могли существовать долго. Хотя до сих пор некоторые аспекты эволюционной биологии продолжают использоваться для объяснения различий между мужчиной и женщиной.

В XXI веке дискуссии на тему гендерной стратификации, т. е. неравенства, не только не утихают, но продолжают набирать силу и привлекать к себе все больший интерес общественности.

До сих пор многие ученые пытаются объяснить и оправдать существующее гендерное неравенство, но уже не с теологических позиций, а на основе теории биологического детерминизма или теории дифференцирующей социализации.

Позиция биологического детерминизма уже была нами кратко освещена на примере взглядов социал-дарвинистов. Сфера исследования приверженцев биологического детерминизма лежит в трех областях — эволюционной биологии, исследований мужского и женского мозга, а также эндокринологических исследований. И несмотря на всю значимость исследований, проводимых «биологами», полученные ими выводы вряд ли можно назвать абсолютно объективными.

К примеру, ученые говорят о том, что женщина по своей природе склонна к моногамии, и эта склонность определяется не чем иным, как особенностями женской репродуктивной системы: яйцеклетка во время овуляции в большинстве случаев формируется одна (в отличие от огромного числа мужских сперматозоидов), отсюда и склонность к избирательности и осторожности при выборе полового партнера у женщин. Однако упускается из виду тот факт, что даже в животном мире, например, у шимпанзе и горилл, самки очень часто уходят из дома и изменяют своему постоянному партнеру. Сама анатомия женщины опровергает попытки объяснить ее сексуальность лишь потребностью в репродукции: женский клитор не участвует в репродуктивном процессе, а существует только для получения удовольствия.

Стивен Голдберг в книге «Неизбежность патриархата» высказал мысль о том, что раз «мужское доминирование является вездесущим и всеобщим, оно просто обязано иметь биологическое происхождение» [Goldberg, 1973, с. 233]. Но в этом случае остается открытым вопрос, почему же женщины столько времени борются и продолжают бороться с этим естественным, биологически заложенным неравноправием.

Проведенное нами тестирование среди студентов первого курса Красноярского государственного медицинского университета от 20 сентября 2011 года демонстрирует любопытные данные. Сто студентов (50 из которых девушки, а 50 — юноши) должны были ответить на вопрос «Кого они видят, когда смотрят на себя в зеркало?». Большинство респондентов девушек ответило: девушку (47 %) и женщину (26 %), в то время как самый распространенный ответ среди юношей оказался: вижу человека (61 %).

Подобный результат приводит нас к выводу о том, что гендер в современном человеческом обществе является в крайней степени феминизированным. Практически все гендер о логические исследования до сих пор были ориентированы на женщин, мужской же гендер продолжает быть обобщенным и в связи с этим господствующим.

И все же в общественных науках на сегодняшний день наблюдаются попытки ухода от обобщенности мужского гендера, так как возрастает интерес к понятию «маскулинность» и сопоставлению его с такими понятиями, как «мужчина» и «мужество». Развитие исследований в области «мужского гендера», несомненно, способно оказать положительное влияние на выработку прогрессивных принципов в воспитании мальчиков — будущего поколения мужчин.

Отдельным аспектом в обосновании необходимости гендерных исследований является и тот факт, что в развитых странах Запада на смену затухающим социальным, расовым, политическим и религиозным противоречиям возвращаются не решенные в прошлом, а даже более обостренные гендерные противоречия. Женщины все чаще являются активными участниками не только социальных, но и политических потрясений (недавние события в Египте, Сирии и др.).

Таким образом, есть основания сделать определенный футуристический прогноз о том, что роль гендерных конфликтов и противоречий в мире будет возрастать. Вполне возможно, что это менее актуально для России и других стран, имеющих массу нерешенных экономических, социальных и политических трудностей, которые оттесняют проблему взаимоотношений между полами на второй план.

В эпоху нарастающего гендерного кризиса все более актуальной становится потребность в гендерных исследованиях, мониторингах, необходимых для социальногендерных прогнозов. Все вышесказанное дает нам право отнести гендерологию к наукам общественным и признать ее важную роль в дальнейшем определении общественного сознания.

Библиографический список

1. Батлер Д. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. Минск: Пропилен, 2000. 384 с.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 431 с.

3. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 318 с.

4. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности. М.: РОССПЭН, 2005. 264 с.

5. Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006. 464 с.

6. Кон И.С. Мужчин я в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.

7. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М.: Время, 2009. 704 с.

8. Хубер Д. Теория гендерной стратификации // Антология гендерных исследований. Минск: Пропилен, 2000. 384 с.

9. Goldberg S. The Inevitability of Patriarchy, 1973. P. 233-234.

10. Money J. Linguistic resources and psychodynamic theory // British Journal of Medical Sexology. 1955. Vol. 20. P. 264-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.