Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: информационные технологии / критическое мышление / высшее образование / философия образования / педагогика / инновации / разработка учебных программ. / Key words: Information Technology / Higher Education / Philosophy of Education / Pedagogy / Critical Thinking / Innovation / Curriculum Design.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайриддинов Ш.Б.

Аннотация. В данной статье исследуются философскопедагогические аспекты преподавания информационных технологий (ИТ) в системе высшего образования. В нем анализируются философские основы, лежащие в основе ИТ-образования, такие как развитие критического мышления, содействие инновациям и подготовка студентов к миру, основанному на технологиях. Затем в статье рассматриваются различные педагогические подходы к эффективному ИТ-образованию, включая личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение и совместное обучение. Кроме того, в нем обсуждаются проблемы и возможности, связанные с интеграцией этих подходов в учебную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING INFORMATION TECHNOLOGY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Abstract. This article explores the philosophical and pedagogical aspects of teaching Information Technology (IT) in the higher education system. It analyzes the philosophical underpinnings that guide IT education, such as promoting critical thinking, fostering innovation, and preparing students for a technology-driven world. The article then examines various pedagogical approaches for effective IT education, including student-centered learning, problem-based learning, and collaborative learning. Additionally, it discusses the challenges and opportunities associated with integrating these approaches into the curriculum.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Хайриддинов Ш.Б. преподаватель Экономико-педагогический университет

Узбекистан, Карши

ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье исследуются философско -педагогические аспекты преподавания информационных технологий (ИТ) в системе высшего образования. В нем анализируются философские основы, лежащие в основе ИТ-образования, такие как развитие критического мышления, содействие инновациям и подготовка студентов к миру, основанному на технологиях. Затем в статье рассматриваются различные педагогические подходы к эффективному ИТ-образованию, включая личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение и совместное обучение. Кроме того, в нем обсуждаются проблемы и возможности, связанные с интеграцией этих подходов в учебную программу.

Ключевые слова: информационные технологии, критическое мышление, высшее образование, философия образования, педагогика, инновации, разработка учебных программ.

Khayriddinov Sh.B.

teacher

University of Economics and Pedagogyin

Uzbekistan, Karshi

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING INFORMATION TECHNOLOGY IN THE HIGHER EDUCATION

SYSTEM

Abstract. This article explores the philosophical and pedagogical aspects of teaching Information Technology (IT) in the higher education system. It analyzes the philosophical underpinnings that guide IT education, such as promoting critical thinking, fostering innovation, and preparing students for a technology-driven world. The article then examines various pedagogical approaches for effective IT education, including student-centered learning, problem-based learning, and collaborative learning. Additionally, it discusses the challenges and opportunities associated with integrating these approaches into the curriculum.

Key words: Information Technology, Higher Education, Philosophy of Education, Pedagogy, Critical Thinking, Innovation, Curriculum Design.

Введение. Информационные технологии (ИТ) стали неотъемлемой частью нашей жизни, произведя революцию в общении, доступе к информации и различных аспектах жизни общества. Следовательно, оснащение студентов необходимыми ИТ-навыками и знаниями имеет решающее значение для их академических успехов и будущей карьеры. Однако эффективное преподавание информационных технологий в системе высшего образования требует тщательного рассмотрения как философских, так и педагогических аспектов.

1.1. Философские основы: Философия образования играет значительную роль в формировании целей и подходов ИТ-образования. Вот некоторые ключевые философские аспекты, которые следует учитывать:

^ Критическое мышление. ИТ-образование должно дать учащимся возможность критически мыслить, эффективно анализировать информацию и творчески решать проблемы. Это соответствует философии развития разносторонних людей, способных адаптироваться к быстро меняющемуся технологическому ландшафту.

^ Инновации. Содействие инновациям является еще одним важным аспектом. ИТ-образование должно побуждать студентов исследовать новые технологические возможности, бросать вызов существующим парадигмам и разрабатывать инновационные решения проблем реального мира. Это согласуется с философской идеей подготовки студентов к активному участию в будущем, формируемом технологиями.

^ Социальная ответственность: ИТ-образование также должно прививать учащимся чувство социальной ответственности. Они должны осознавать этические последствия использования технологий, потенциальные предубеждения в алгоритмах и важность использования технологий для положительного социального воздействия. Это согласуется с философской целью развития ответственных и этичных людей, которые вносят вклад в лучшее общество.

2. Педагогические подходы. Эффективное ИТ-образование требует использования ряда педагогических подходов, которые учитывают различные стили обучения и способствуют активному участию. Вот некоторые известные подходы:

❖ Обучение, ориентированное на учащихся. Этот подход смещает акцент с лекций, ориентированных на преподавателя, на деятельность под руководством учащихся, побуждая учащихся брать на себя ответственность за свое обучение. Это согласуется с философской идеей развития критического мышления и независимого обучения.

❖ Проблемно-ориентированное обучение. Этот подход знакомит учащихся с реальными или смоделированными проблемами, которые они должны решить, используя свои знания и навыки в области ИТ. Это соответствует философской цели подготовки студентов к применению своих знаний для решения практических задач.

♦♦♦ Совместное обучение: этот подход побуждает учащихся работать вместе в группах для выполнения задач и обучения друг у друга. Это согласуется с философской целью развития навыков общения, командной работы и сотрудничества, необходимых для успеха в современном мире.

3. Проблемы и возможности. Интеграция этих педагогических подходов в учебную программу представляет собой как проблемы, так и возможности:

Проблемы:

> Развитие профессорско-преподавательского состава: Оснащение преподавателей необходимыми навыками и знаниями для эффективного внедрения этих подходов требует постоянного профессионального развития и поддержки.

^ Разработка учебной программы. Разработка учебной программы, которая сочетает в себе теоретические знания, практические навыки и философские соображения, требует тщательного планирования и сотрудничества.

^ Оценка и оценка. Оценка результатов обучения студентов в сфере ИТ-образования выходит за рамки традиционных экзаменов и требует использования разнообразных методов оценки.

Возможности:

•S Заинтересованное обучение: эти подходы могут способствовать созданию более увлекательной и интерактивной среды обучения, способствуя активному участию и более глубокому пониманию.

•S Реальное применение. Сосредоточив внимание на решении проблем и практическом применении, ИТ-образование может подготовить студентов к требованиям рабочей силы и вооружить их навыками, соответствующими реальным сценариям.

•S Обучение на протяжении всей жизни: эти подходы могут воспитать любовь к обучению и вооружить учащихся навыками и мышлением, необходимыми для непрерывного обучения и адаптации в динамичной технологической среде.

Заключение: Эффективное преподавание информационных технологий в системе высшего образования требует вдумчивого рассмотрения как философских, так и педагогических аспектов. Основывая учебную программу на философских взглядах, которые способствуют критическому мышлению, инновациям и социальной ответственности, а также используя разнообразные педагогические подходы, преподаватели могут дать учащимся возможность стать всесторонне развитыми людьми, готовыми ориентироваться в постоянно развивающемся мире технологий и вносить значимый вклад в жизнь общества.

Использованные источники: 1. Bates, T. (2019). Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching and learning. BCcampus Open Education.

2. Freire, P. (2000). Pedagogy of the oppressed. Continuum.

3. Jonassen, D. H. (1999). Designing constructivist learning environments. In C. M. Reigeluth (Ed.), Instructional design theories and models: An overview of their current status (Vol. 2, pp. 17-63). Lawrence Erlbaum Associates.

4. Dewey, J. (1938). Experience and education. Kappa Delta Pi.

5. Jonassen, D. H. (1999). Designing constructivist learning environments. Merrill.

6. Prince, M. (2004). Does active learning work? The relative effectiveness of active learning and traditional methods in college physics classes. Journal of Applied Physics, 93(7), 2287-2297.

7. Khayriddinov Shavkat Botirovich: Use of Computer Technologies in Teacher's Pedagogical Activity / International Journal of Education, Social Science & Humanities. Finland Academic Research Science Publishers/ Volume-11| Issue-6| 2023 Published: |22-06-2023|

8. Khayriddinov Sh.B., INFORMATION TECHNOLOGY IN THE EDUCATION SYSTEM: SCIENTIFIC PEDAGOGICAL CONCERNS / "Экономика и социум" №4(107)-1 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.