Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЕГО ЭКСПЕРТИЗЫ'

ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЕГО ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ЭКСПЕРТИЗА / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА / ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зубкевич Лада Альбертовна

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что законотворческая деятельность должна вестись на выверенной научной и мировоззренческой основе. Под этим подразумевается осуществление на научно-прикладном уровне конструирования алгоритмов действий, создание модели к конкретным общественным процессам, с учетом глобальных тенденций и векторов развития. Это имеет большое научное и практическое значение в контексте внутриполитических процессов (социальное партнерство), внешнеполитических процессов (международное партнерство), социальных процессов (борьба с бедностью), мировоззренческих процессов (формирование основ мировоззрения будущего, основ воспитания и образования в современных условиях), экономических процессов. Только тогда на прикладном уровне и уровне социальной и правовой практики возможна разработка конкретных методик для их реализации посредством законотворчества в законодательстве, в исполнительной власти, в общественных организациях, в самоуправлении, при разработке общественно значимых проектов, в сферах деятельности (бизнес и пр). Целью данного исследования является рассмотрение на социально-философском уровне абстракции характеристик современного состояния означенных процессов, выявление возможных философских и общенаучных принципов для определения критериев «социальной адекватности» правового акта, его соответствия обычаям, традициям государства, вектору развития общества, которые могут быть использованы в правотворческой экспертизе. Такими принципами могут быть: устойчивость развития, порядка в обществе и государстве, социальная справедливость, равновесность социальной системы и стабильность в обществе. Эти принципы взаимообусловлены и базируются на характеристиках современного общества, а также на общественных ожиданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЕГО ЭКСПЕРТИЗЫ»

Зубкевич Лада Альбертовна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России

Zubkevich Lada Albertovna

candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry ofInternal Affairs of Russia

E-mail: lada-zubk@rambler.ru

Философские и общенаучные принципы законотворчества

и его экспертизы

Philosophical and general scientific principles of lawmaking and its expertise

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что законотворческая деятельность должна вестись на выверенной научной и мировоззренческой основе. Под этим подразумевается осуществление на научно-прикладном уровне конструирования алгоритмов действий, создание модели к конкретным общественным процессам, с учетом глобальных тенденций и векторов развития. Это имеет большое научное и практическое значение в контексте внутриполитических процессов (социальное партнерство), внешнеполитических процессов (международное партнерство), социальных процессов (борьба с бедностью), мировоззренческих процессов (формирование основ мировоззрения будущего, основ воспитания и образования в современных условиях), экономических процессов. Только тогда на прикладном уровне и уровне социальной и правовой практики возможна разработка конкретных методик для их реализации посредством законотворчества в законодательстве, в исполнительной власти, в общественных организациях, в самоуправлении, при разработке общественно значимых проектов, в сферах деятельности (бизнес и пр). Целью данного исследования является рассмотрение на социально-философском уровне абстракции характеристик современного состояния означенных процессов, выявление возможных философских и общенаучных принципов для определения критериев «социальной адекватности» правового акта, его соответствия обычаям, традициям государства, вектору развития общества, которые могут быть использованы в правотворческой экспертизе. Такими принципами могут быть: устойчивость развития, порядка в обществе и государстве, социальная справедливость, равновесность социальной системы и стабильность в обществе. Эти принципы взаимообусловлены и базируются на характеристиках современного общества, а также на общественных ожиданиях.

Ключевые слова: законотворчество, экспертиза законотворчества, принципы законотворчества, общественные процессы, мировоззренческие процессы, социальные процессы, устойчивость развития, общественный порядок, стабильность в обществе, обычаи и традиции общества.

Abstract. The relevance of this study is due to the fact that legislative activity should be conducted on a verified scientific and ideological basis. This means the implementation at the scientific and applied level of constructing action algorithms, creating a model for specific social processes, taking into account global trends and vectors of development. This is of great scientific and practical importance in the context of internal political processes (social partnership), foreign policy processes (international partnership), social processes (poverty alleviation), worldview processes (formation of the foundations of the worldview of the future, the foundations of upbringing and education in modern conditions), economic processes ... Only then, at the applied level and the level of social and legal practice, is it possible to develop specific methods for their implementation through lawmaking in legislation, in the executive branch, in public organizations, in self-government, in the development of socially significant projects, in areas of activity (business, etc.). The purpose of this study is to consider at the socio-philosophical level of abstraction of the characteristics of the current state of the aforementioned processes, to identify possible philosophical and general scientific principles for determining the criteria for the "social adequacy" of a legal act, its compliance with customs, traditions of the state, the vector of development of society, which can be used in law-making examination. Such principles may be: sustainability of development, order in society and the state, social justice, balance of the social system and stability in society. These principles are interdependent and based on the characteristics of modern society, as well as on public expectations.

Keywords: lawmaking, lawmaking expertise, principles of lawmaking, social processes, worldview processes, social processes, sustainability of development, public order, stability in society, customs and traditions of society.

Многие авторы при анализе правотворчества в Российской Федерации отмечают большую роль экспертизы в этом процессе. Но при этом отмечают не полноту, фрагментарность и несогласованность экспертизы. Особенно это справедливо в отношении таких видов как этнокультурная, психологическая и др. экспертизы. Нет единых методик экспертизы и критериев экспертных оценок. Также правовое значение результатов экспертизы в правотворческой деятельности официально не закреплено. Однако, с точки зрения многих исследователей, экспертиза необходима для правового регулирования правотворчества, она должна быть обязательной стадией правотворческого процесса1.

Существует необходимость научного обеспечения законотворческого процесса на разных его стадиях: на стадии законотворческой деятельности, на стадии внесения законопроекта. В этой связи значение экспертизы актуализируется, тем более, что исследователи пишут о количественном росте законодательных инициатив2. Необходимо учесть то, что традиционно в России главным принципиальным свойством закона считается следующее: 1) закон должен быть понятен народу, 2) закон должен соответствовать обычаям и традициям государства3.

Также необходимо учесть, что законотворческая деятельность должна вестись на выверенной научной и мировоззренческой основе. Под этим подразумевается осуществление на научно-прикладном уровне конструирования алгоритмов действий, создание модели к конкретным общественным процессам, с учетом глобальных тенденций и векторов развития. Это имеет большое научное и практическое значение в контексте внутриполитических процессов (социальное партнерство), внешнеполитических процессов (международное партнерство), социальных процессов (борьба с бедностью), мировоззренческих процессов (формирование основ мировоззрения будущего, основ воспитания и образования в современных условиях), экономических процессов. Только тогда на прикладном уровне и уровне социальной и правовой практики возможна разработка конкретных методик для их реализации посредством законотворчества в законодательстве, в исполнительной власти, в общественных организациях, в самоуправлении, при разработке общественно значимых проектов, в сферах деятельности (бизнес и пр).

В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является рассмотрение на социально-философском уровне абстракции характеристик современного состояния означенных процессов, выявление возможных философских и общенаучных принципов для определения критериев «социальной адекватности» правового акта, его соответствия обычаям, традициям государства, вектору развития общества, которые могут быть использованы в правотворческой экспертизе. Такими принципами могут быть: устойчивость развития, порядок в обществе и государстве, социальная справедливость, равновесность социальной системы и стабильность в обществе. Эти принципы взаимообусловлены и базируются на характеристиках современного общества, а также на общественных ожиданиях. Это исходный тезис нашего рассуждения, который будет доказан в процессе данного исследования.

Аргумент первый.

При выдвижении законодательных инициатив необходимо учитывать следующее. На данный момент человечество встало перед следующими противоречиями: 1. Изменение окружающей среды - потеря естественности. 2. Традиционные противоречия природы и потребности этноса к выживанию. 3. Противоречие этнического ядра (как некой статичной константы) и динамичности социальных потребностей в процессе выживания. В общественной мысли и науке этот комплекс проблем называют экологическим. Уже почти 40 лет, как экологические проблемы осознаны человечеством. Весь этот период на практике и в теории люди пытаются их решить. Поэтому на данный момент уже можно говорить о том, что сложились определенные варианты их разрешения и векторы развития, которые реализуются и проявляются в следующих тенденциях: 1) в нигилистической (полностью отвергающей или критикующей прежний характер связей «этнос - окружающая среда», специфичность связей), 2) в возвратной тенденции (возврат к специфическим связям: стремление вернуться к старому и восстановить «все как было»), 3) тенденция к уравновешиванию развития (попытка сохранить специфические связи, но изменить их с учетом «замечаний» со стороны других субъектов развития, изменить характер связи не отказываясь от специфичности). Каким образом сочетаются тенденции и векторы в развитии? Вектор указывает цель развития и его путь. Тенденции - это отношения людей к объективности вектора развития, проявляющиеся в мыслях и поступках, и также объективирующиеся через деятельность. Сегодня существует три таких вектора, идущих к одной цели - единству человечества. Это - формирование новой мировой системы (сети), глобализм, интеграция. Единство человечества - это слишком абстрактная формулировка. Она говорит о том, что мы четко не знаем куда идем. Но мы знаем от чего уходим. На это указывает нигилистическая тенденция. Мы уходим от специфически этнических поведения, образа мысли, способа

1 Черногор Н.Н., Залоило М.В. Экспертиза в правотворчестве: проблемы правового регулирования и вопросы его совершенствования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 3 (43). С. 100-108

2 Ручкина Г.Ф., Попова А.В. Экспертиза правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: проблемы теории и практики // Государство и право. 2018. № 10. С. 33-41

3 Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах. Духовная. Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном // Татищев В.Н. Соч.: в 8 т. Т. XVIII. М., 1996. С. 146-157

деятельности. Нигилизм отрицает этническую специфичность, поэтому конечный пункт («новое») должен быть ее противоположностью. Но эта противоположность мыслимая, не реальная. Это некий идеальный абсолют. «Новое» мыслится как общечеловеческое - общее поведение, образ мысли, способ деятельности. Отрицание специфичности при уравновешивающей тенденции не приводит к потере эт-ничности. Специфичность - это связь, «мера», а не ядро этноса. Специфичная мера этноса является зоной изменений, ядро (территория, язык, происхождение, деятельность) меняться не может, так как изменения ядра приводят к уничтожению этноса. Выбор одного из трех путей (векторов) развития также проявление определенной тенденции, люди определяясь в отношении выбирают и свой путь. Особенно, если это получает законодательное закрепление. Поэтому и вектор развития и тенденции в развитии одинаково объективны. Проявление глобализма всегда в русле возвратной тенденции, так как это есть специфика деятельности одного типа этносов или вообще одного доминирующего этноса. Поэтому путь глобализма приведет не к единству, а к единственности, он тупиковый в развитии. Остальные два пути ведут к «новому», но имеют различия между собой. Путь «сети» изменяет только внешние связи, внутренние связи не затрагивает, меняются «нити», которыми этносы «привязаны» друг к другу. Интеграция - взаимопроникновение не только в зоне внешних связей, но и в зоне внутренних связей. Поэтому путь «сети» в русле уравновешивающей тенденции, а путь интеграции - нигилистической.

При развитии общества важно сохранить устойчивость системы, реализуя эту необходимость в законопроектах необходимо придерживаться уравновешивающей тенденции. Это возможно при сочетании локального (национального, этнического) и глобального. В законодательстве в этой связи необходимо учитывать рекомендации ООН в отношении устойчивого развития, которые были, в свое время, поддержаны нашей страной. В общих чертах принцип устойчивого развития можно описать следующим образом. Он связывается с устойчивым ростом экономики «который был бы действенным и в то же время устойчивым с социальной и экономической точек зрения»1. Это позволит сохранить благополучие страны, при этом не разрушать окружающую среду и избежать ухудшения положения беднейших слоев населения, так как неустойчивое развитие это прежде всего неравномерность развития: «неравномерное развитие, бедность и увеличение численности населения», и их новый виток - «это потеря возможностей и ресурсов, и в особенности потеря людских ресурсов»2. Цель любого конкретного действия государства - обеспечить устойчивый и долговременный характер развития, с тем чтобы оно отвечало потребностям нынешнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. Концепция устойчивого развития действительно предполагает определенные ограничения в области эксплуатации природных ресурсов, но эти ограничения являются не абсолютными, а относительными и связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. Но технические аспекты и аспекты социальной организации можно взять под контроль и усовершенствовать, что откроет путь в новую эру экономического роста. На что и должны быть нацелены законодательные инициативы. Именно это должно быть одним из основных критериев экспертиз законопроектов.

Следующий момент, на современном этапе развития распространенное явление нищеты более не является неизбежным. Для обеспечения долговременного и устойчивого развития необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей и всем представить возможность реализовать свои надежды на более благополучную жизнь. Мир, в котором нищета приобрела хронический характер, обречен не всевозможные катастрофы. Для удовлетворения основных потребностей необходимо справедливое распределение ресурсов, необходимых для продвижения этого роста благосостояния. «Применению такого справедливого подхода будут способствовать политические системы, гарантирующие эффективное участие граждан в процессе принятия решений, и демократизация процедуры принятия решений на международном уровне»3.

Таким образом, процедура выбора неизбежна, необходимо ориентироваться на необходимость согласования нынешних и будущих потребностей при законодательном регулировании масштабов эксплуатации ресурсов, при направлении капиталовложений и ориентации технического развития. В конечном счете, в основе устойчивого развития должна лежать политическая воля4. Критерием для оценки законодательных инициатив, воплощающих эту волю, должны быть: 1) условия для удовлетворения потребностей бедных людей должны быть предметом первостепенного приоритета, 2) регулирование вех сфер развития для обеспечения способности окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности общества5. Общее содержание принципа устойчивого развития следующее: «устойчивое раз-

1 Наше общее будущее // Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Сорок вторая сессия. Пункт 83е предварительной повестки дня. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. Приложение. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (время обращения 27.03.2017). C. 12

2 Там же.

3 Там же. С. 24.

4 Там же. С. 25.

5 Там же. С. 59.

витие является процессом изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и учрежденческие изменения находятся в гармонии, повышают ценность текущего и будущего потенциала с целью удовлетворения человеческих потребностей и стремлений»1

Аргумент второй.

В законотворческой деятельности также нужно учитывать то, что при конкретизации выше описанного принципа мы сталкиваемся со следующими обстоятельствами. Одной из базовых характеристик бедности является депривация - исключение из социальной жизни из-за невозможности удовлетворить базовые жизненные потребности человека в состоянии бедности. Присутствует статистически закономерная связь социально-экономических условий общества и бедности, последняя является результатом плачевного социально-экономического и политического положения дел в стране. Депривация настолько существенное свойство бедности, что на ее основании возможно рассмотрение бедности как отдельной культуры или субкультуры. Культура бедности характеризуется специфической картиной мира со своими нормами, стереотипами, ценностями, языком, спецификой поведения и образа действий, которые передаются через поколения и закрепляются. Эта депривированная культура антагонистичная обществу. Однако, зависимость бедности от социально-экономических условий делает эту культуру подвижной и не постоянной. Отдельная замкнутость культуры со своей картиной мира, с одной стороны, с другой, обусловленность ее объективным социально-экономическим развитием обществ открывают возможность конструирования с помощью законодательных, общественных и других средств организации не допускающее этого антагонизма. Бедность - атрибут рыночной, неолиберально организованной экономики, фактор высокой поляризации общества. Депривация сохраняется только при благоприятных для формирования бедности условиях. Современная бедность не имеет прямого отношения к производству материальных благ, поэтому не может сформировать группового самосознания, основой которого является осознание групповых интересов в контексте материального производства. Поэтому для ее предотвращения достаточно налаживания законотворческого процесса, ориентированного на предотвращение социальной дисквалификации и антагонизма обществу, складывания культуры бедности, опасного явления как для стабильности общества, так и для его существования, а также недопущение формирования благоприятной среды для манипулирования общественным сознанием и внедрения антиобщественных, деструктивных идей.

Явление бедности есть результат существования в обществе неравенства не связанного с стратификацией общества как системы. Оно дихотомично делит общество на бедных и не бедных, что находится за рамками социальной конкуренции, но в рамках противостояния и социального конфликта, так как происходит деление на включенных в экономическое развитие и исключенных из развития (они даже не эксплуатируются). Происходит изоляция большой части населения от общественной жизни, норм морали и права, и прочего, имманентного обществу, что фатально. На пустое место приходят другие ценности, сценарии поведения, способы обеспечения своего существования, а в условиях противостояния они направлены против общества. Это одна из угроз современности. Недопущение таких последствий как результата внедрения законодательных инициатив должно стать еще одним критерием законотворческой экспертизы.

Следующий момент, такое неравенство процессуально, многофакторно, и не сводится только к материальному положению. Человек, попавший в ситуацию бедности, получает поражение во всех сторонах жизни, что ведет, прежде всего, к потере здоровья у большой части общества. Также происходит поражение в образовании и участии в политической жизни, лишает бедных возможности влиять на общество, что усиливает депривацию и неравенство. Суть социальной конкуренции не в факте существования бедности и богатства, а в заинтересованности людей в прогрессивном развитии общества. Именно на поощрение такой заинтересованности должно быть нацелено законодательство.

Для сохранения равновесия в обществе необходимо придерживаться правила, провозглашенного еще в Древнем Китае (Мо-цзы): богатые не должны быть слишком богатыми, а бедные слишком бедными. Так как богатство само по себе не заинтересованно в прогрессе, но в своем сохранении разными путями, что провоцирует углубление противоречий в процессе развития в целом, и, как следствие, увеличивает бедность и неравенство. Поэтому само существование этой дихотомии есть главная угроза обществу и государству. Ориентация на прогрессивное развитие человечества и обладание материальными благами пропорционально вкладу в это развитие - вот суть социальной конкуренции и социальной справедливости. Это и должно реализоваться в законотворчестве всех уровней и быть критерием социальной адекватности законодательного акта.

При оценке адекватности законодательных инициатив необходимо учитывать, что наряду с универсальностью бедности для всех обществ существует специфика ее проявления в культурах, разное ее

1 Наше общее будущее // Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Сорок вторая сессия. Пункт 83е предварительной повестки дня. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. Приложение. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (время обращения 27.03.2017). С. 62.

восприятие и оценка. Например, бедность как грех или бедность как горе, последнее характерно для русской культуры1.

Так же необходимо понимать, что восприятие бедным человеком своего положения как нормы приводит к обременительному для общества социальному иждивенчеству. Когда бедность воспринимается как бедствие, возникает потребность от него избавиться, но отсутствие в обществе объективных для этого возможностей приводит к ощущению личной катастрофы, к разным вариантам адаптации и даже к приспособлению к самым невыносимым условиям жизни. Наличие противоречия между самооценкой человека в состоянии бедности и окружающей его реальностью могут привести к социальному протесту. Но в любом случае бедные, оставленные один на один со своей нищетой, никогда не вырвутся из этого положения, так как наталкиваются на множество не столько внешних, сколько внутренних преград. В сочетании с неблагоприятной социально-экономической и политической ситуацией бедность «консервируется», на уровне мировоззрения приобретает характер субъективной жизненной нормы.

Аргумент третий.

Современная бедность и процесс глобализации, реализованный в векторе глобализма, приводит к «размыванию» классовой структуры общества, что приводит к возникновению более дробной мировой классовой структуре. Это усиливает нестабильность и неустойчивость общественных систем и в целом жизни людей. Возникают и количественно увеличиваются андеркласс2 и прекариат3 (часто их объединяют в одно явление), которые являются одновременно катализаторами и символами нестабильности общественной системы. Прекариат возникает и численно растет в результате проведения неолиберальной экономической модели, в соответствии с ней экономический рост является безусловным благом, он возможен в условиях рыночной конкурентоспособности, которая как безусловный принцип применяется ко всем сферам человеческой жизни, и подразумевает гибкость и пластичность рынка труда, и как следствие, социальной системы. Возникающая нестабильность жизни ставит в ситуацию уязвимости большое количество людей. Это же делает их «ведомыми» для разных идей и сомнительных лидеров. Люди, для которых нестабильность стала повседневностью, принадлежат очень к разным социальным группам, в том числе по уровню дохода. Но их объединяет «раскрепощенность на уровне разума», осознание общего чувства незащищенности4. Это «кочевники» в глобализирующемся мире, для них не свято то, что было свято предыдущем поколениям общества, этноса, они анархичны, безрассудны, нигили-стичны в поведении, могут быть агрессивны по отношению ко всему, что их окружает. Бедственное материальное положение толкает таких людей на преступления, криминализируя. Именно они являются участниками всевозможных «цветных революций», уличных беспорядков и пр. Причинами, приводящими к нестабильности жизни в обществе, становятся следующие организационные, управленческие шаги: понижение заработной платы, сокращение гарантий занятости, перемещение работников с должностей внутри предприятия и географические перемещения производств, гибкость профессиональных навыков (переучивание работников). Причиной роста числа прекариата являются также «структурные реформы рынков труда». Это усиливает неравенство, усложняет структуру общества. Одним из существенных следствий таких реформ становится появление массы трудовых мигрантов, которые являются более дешевой рабочей силой, не имеют трудовых гарантий и посредством конкуренции с местной рабочей силой разрушают национальные рынки труда5. Поэтому важнейшим критерием для законодательных инициатив, особенно в отношении сферы труда и социальной сферы, должен быть анализ их последствий и недопущение в государстве нестабильности жизни людей.

Аргумент четвертый.

Современное социальное неравенство (в условиях информационного общества) в большой степени является искусственно созданным и поддерживается на основании нарушения принципов социальной справедливости. Бедность как явление современного общественного развития имеет две бинарные оппозиции: бедность в обществе (социальное неравенство) и бедность вне общества (исключение из общества вследствие бедности - депривация). Кроме этого бедность как развивающееся явление имеет противоположности: человек с его потребностями и место человека в общественном производстве.

В. Л. Иноземцев возникновение современной бедности связывает с быстрым «размыванием» среднего класса, оплота индустриального общества. Возникающий низший класс перестает быть узкой группой и превращается в значительную социальную силу (андеркласс). Автор считает, что основной конфликт в ближайшем будущем разовьется между высокообразованной элитой и андерклассом. Так как присвоение возрастающей доли национального богатства связано с тем, насколько способен человек использовать и генерировать новое знание, наращивать свой интеллектуальный капитал. Экономиче-

1 Зубкевич Л.А. Анализ понятия "бедность" на основе социологических исследований // Человек. Общество. Инклюзия. № 2(38). 2019. С. 10-21.

2 Иноземцев В.Л. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах // Социологические исследования. -2000. - № 8. - С. 18-27.

3 Стэндинг Гай Прекариат: новый опасный класс. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.

4 Там же. С. 12.

5 Там же.

ский рост не может обеспечить низкоквалифицированных работников «хорошими» рабочими местами, как это было в прошлом. В выигрыше только обладатели уникальных знаний. Сегодня ряды андеркласса растут за счет тех работников индустриального сектора и примитивных типов услуг, которые не в состоянии найти себе адекватного места в современной структуре общественного производства1.

Согласно данным других исследователей социальное неравенство искусственно поддерживается посредством неравенства в образовании, что не справедливо. Теория человеческого капитала рассматривает экономическое неравенство как отражение неравных инвестиций в формальное и профессиональное образование. Фактором роста материального неравенства является различие в образовательном и интеллектуальном потенциале граждан, в том числе, западных стран. Образование - фактор социальной дифференциации, через механизм поддержки «своих» и создание препятствий для «посторонних». В школах осуществляется легитимация «наследников» и стремление убедить остальных в том, что они исключены законно2. Таким образом, интеллектуальное расслоение постепенно становятся основой социального неравенства. Знание, в отличие от собственности и денежного капитала, неотделимо от своего носителя, его нельзя отнять, национализировать, перераспределить в пользу нуждающихся, и, следовательно, наследственная принадлежность к нынешнему «низшему классу» гораздо более жесткая, чем принадлежность к индустриальному пролетариату3. Но данная ситуация легко разрешается с помощью законодательства (при наличии политической воли), главным критерием которого должно стать равное право на одинаковое образование, и возможность реализовать это право.

Считается, что неравенство - порождение прогресса, оно всегда ему сопутствует. Но неравенство бывает двух видов. Есть полезное неравенство, оно «указывает путь другим, вызывая в них стремление наверстать». Бесполезным неравенство становится тогда, когда более удачливые «защищают свои позиции, разрушая тропы, по которым они сбежали» от бедности4. Это не справедливо, не все люди могут спасти свою жизнь (а бедность - это путь к смерти), так как «не у каждого есть свободный доступ к новейшим средствам спасения жизни: будь то чистая вода, вакцины или современные препараты». Бесполезное неравенство - искусственно созданное. «Нувориши используют имеющиеся средства для того, чтобы, надавив на политиков, ограничить другим доступ к государственному образованию или здравоохранению, в которых сами они уже не нуждаются»5. Полезное неравенство возникает «когда появляется новое изобретение или знание, нужен кто-то, кто станет первым выгодопреобретателем, и в этом смысле временное неравенство можно считать разумной платой»6.

Самое опасное следствие бедности - девальвация традиционных общественных ценностей, ценностных установок. Это отличает современную бедность (бедность капитализма) от бедности предыдущих эпох. Маргинализация, люмпенизация большей части общества, превращение ее в андеркласс способствуют развитию нового ценностного сознания и поведения, которые антисоциальные по сути, то есть бедность разрушает общество как таковое, что нельзя считать справедливым. Процесс объективации субъективного в современном переходном состоянии общества усиливает этот эффект. В законотворчестве необходимо учитывать, что сегодня в обществе существует процесс «обратного влияния субъективно-ценностного мира на общество»7. Поэтому одним из важнейших целей законотворчества является конструирование «ценностного мира», регулирование возникающих дивиаций в сфере мировоззрения. Речь не идет о государственной идеологии, но о закреплении должного и пресечении недопустимого в государстве.

Некоторые считают, что у мира социального неравенства нет будущего, особенно в контексте информационного общества. Основа информационного общества - общение, которое ограничивается социальным неравенством, «общение - доминантная ценность, аккумулирующая в себе собственно человеческую, самостоятельную активность»8. Законодательные инициативы должны быть направлены на борьбу с бедностью, так как бедность - крайне опасное социальное явление: 1) бедность - один из самых мощных источников глобальной несправедливости в мире, вследствие нее происходит эрозия пространства всеобщих социальных благ; 2) она причина и условие нарушений прав и свобод человека и гражданина, унижения человеческого достоинства личности и достоинства целого народа; 3) бедность

1 Иноземцев, В.Л. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах / В.Л. Иноземцев // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 20-24.

2 Балабанова, Е.С., Балабанов, А.С. Процессы накапливания преимуществ и углубление депривации: к постановке исследовательской проблемы / Е.С. Балабанова, А.С. Балабанов // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 69-70.

3 Там же. С. 71.

4 Дитон, А. Великий побег: здоровье, богатство и истоки неравенства / Дитон Ангус; пер. с англ. А. Гуськова. М.: Изд -во Института Гайдара; Фонд «Либеральная Миссия», 2016. С. 14-15.

5 Там же. С. 17.

6 Там же. С. 24.

7 Вотинцева, Н.Н. Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе: автореф. дис. ... канд. философск. наук. Пермь, 2008. С. 8.

8 Агеева, Е.Ю. Город как социокультурное образование: Монография / Е.Ю. Агеева. - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 2004. С. 42.

стимулирует крайне радикальные, экстремистские настроения в обществе, создает условия для революций, для разрушения государств, превращения их в дефолтные, несостоятельные, свержения основ конституционного строя, а также для оправдания агрессивных захватнических войн; 4) бедность и социальное неравенство разрушает солидарность населения страны, создает условия для межнациональной ненависти, розни и вражды, создает условия для этнической эрозии, для разрушения культуры и традиций; 5) бедность стимулирует неконтролируемые миграции и разрушение сложившихся в государствах картин распределения национально-культурных и языковых идентичностей населения, появление в странах многочисленных анклавов иноцивилизационных социумов1.

Аргумент пятый.

При определении «социальной адекватности» правового акта как основного назначения экспертизы необходимо опираться на традиции российского общества. В традициях закреплены ценности нашей культуры. Одной из основных ценностей в аспекте права у нас является справедливость и порядок как высшее проявление этой справедливости. Н. А. Бенедиктов обосновывает эту мысль следующим образом. Что такое русский порядок? Во-первых, он включает одинаковую на протяжении всей истории схему правления: исполнительную власть, народовластие, систему святынь. Исполнительная власть всегда жестко централизованная. Но несмотря на это, она может воплощать в жизнь только то, что принято в другом «стволе» власти - народовластии (вече, сходы, соборы, собрания и пр.). Именно здесь вырабатываются все решения. А основой для этих решений всегда были святыни (или в международном общепринятом языке - система ценностей и традиций). Если эти три «ствола» власти не достигали консенсуса, то наступали «смутные времена». Система ценностей - это то, что объединяет народ, формирует его идентичность. И сегодня не исключение, размывание системы ценностей, которое происходило на рубеже последних веков, привело к смуте и разрушению государства.

Во-вторых, в основе нашей идентичности лежит особое понимание личности; она «сжилась с другими ликами - предками, супругами, детьми, друзьями»2. Без них, других, она не мыслится. Поэтому при законодательных инициативах необходимо учитывать, что у нас при разводе супругов, например, если потеряна любовь, то «о шмотках» говорить не прилично. Поэтому брачные договоры, навязанные законодательством, сегодня популярностью не пользуются, и носят часто формальный характер. Родители и дети - это единое целое - семья, иначе жизнь не мыслится. Поэтому «сдавать» в дом престарелых родителей не прилично, а потеря связей дружеских, супружеских, родительских - это огромное горе, а не свобода. Смысл жизни человека - нужность людям (в общем и в частности). А если ты нужен людям, значит ты живешь по совести и справедливости. «Поэтому вырабатывается повышенное чувство личного достоинства, чувство совести (справедливости) и чувство свободолюбия, но подчиненное совести, справедливости, правде и нужности людям. За такую свободу человек готов сражаться»3. В законотворчестве при использовании иностранного опыта необходимо понимать, что несмотря на универсальность правового государства, ни одна система работать не будет, если она не соответствует нашим традициям и системе ценностей.

В-третьих, традиции и ценности складывает история. Еще В. Ключевский отмечал не похожую на других способность русского человека к невероятно мощному кратковременному напряжению сил, так как весь объем работ в сельском хозяйстве проводится за три месяца. Но одновременно всегда результат этого напряжения неизмеримо мал по сравнению с затраченными усилиями. Эти же условия жизни вырабатывают наблюдательность, изобретательность, изощренность решений. Ко всему прочему, русская история наполнена постоянной внешней агрессией, набегами, войнами. Все это способствует консолидации общества, увеличивает значение и роль исполнительной власти, и, одновременно, необходимость коллективных решений и народной воли, так как исполнительная власть гибнет первой. «Историческую память о внешней опасности в России русской душе потерять было невозможно, ибо менялись лица нападающих, но внешняя опасность оставалась: там души волновала слава, отчаяние было здесь»4.

В-четвертых, другим аспектом русского порядка было особенное понимание справедливости, она и есть порядок, но он должен обеспечиваться и поддерживаться. Порядок только тогда на Руси, когда «русских богатырей-побратимов любит сыра земля»5 - это собирательный образ, олицетворявший справедливость и порядок. Поэтому традиционно воин-защитник является ценностью, его роль наиболее почитаемая. По это причине при законодательном описании функций, обязанностей и пр. разного рода «воин-защитников» нужно учитывать, что от них ждут служения обществу, защиты Земли русской, что их главная обязанность «освобождать сиротушек, вдовушек, малых детушек, стариков, русский народ и его веру»6. Они не наемники, они - защитники.

1 Аристов, Е.В. Бедность и нищета в правовом пространстве социального государства как его антагонисты // Право и государство. 2016. №2 (71). С. 82.

2 Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2003.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.