Научная статья на тему 'Соблюдение психолого-правовых принципов в законотворческом процессе'

Соблюдение психолого-правовых принципов в законотворческом процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА / ЗАКОН / ДЕПУТАТ / ПАРЛАМЕНТ / LEGISLATIVE ACTIVITY / LAWMAKING PSYCHOLOGICAL AND LEGAL PRINCIPLES / LAW / DEPUTY / PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кибак И. А.

В статье р ассматриваются основные психолого-правовые принципы законотворческого процесса: психологические и универсальные. Отмечается, что психолого-правовые принципы законотворчества носят в большей степени прикладной характер, и их можно охарактеризовать как требования к законотворчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSERVANCE OF PSYCHOLOGICAL AND LEGAL PRINCIPLES IN LEGISLATIVE PROCESS

There is a description of the basic psychological and legal principles in legislative process: psychological and universal principles. It is noticed, that psychological and legal principles of lawmaking bear an applied character, and they can be characterized as lawmaking requirements.

Текст научной работы на тему «Соблюдение психолого-правовых принципов в законотворческом процессе»

УДК 159.9

СОБЛЮДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

©2011 И. А. Кибак

кандидат психологических наук, доцент Академия МВД Республики Беларусь

Аннотация. В статье рассматриваются основные психолого-правовые принципы законотворческого процесса: психологические и универсальные. Отмечается, что психолого-правовые принципы законотворчества носят в большей степени прикладной характер, и их можно охарактеризовать как требования к законотворчеству.

Ключевые слова: законотворческая деятельность, психолого-правовые принципы законотворчества, закон, депутат, парламент.

Законотворчество, как и любой вид деятельности в государственно-организованном обществе, должно быть упорядочено, четко регламентировано, должно подчиняться определенным психолого-правовым принципам, правилам, требованиям. В энциклопедической и справочной литературе принцип (от лат. рппаршт - основное, исходное положение) трактуется как «первоначало, руководящая идея, основное правило поведения»1.

Законотворческий процесс в Республике Беларусь должен исходить из положения о существовании единого правового пространства, нерушимости суверенитета государства, базироваться на определенных принципах, определяющих сущность, характерные черты и общее направление этого процесса, обеспечивающих единство системы законов.

Основные принципы законотворчества имеют объективное значение, их содержание зависит в конечном счете от экономических отношений, от объективных закономерностей развития общества. Тем самым основные принципы законотворческой деятельности не есть произвольные веления тех или иных субъектов права - органов, должностных лиц. Они должны отражать и учитывать объективные факторы, влияющие на законодательное регулирование общественных отношений в государстве, а также общественное сознание, уровень правовой и психологической культуры и правосознания народа, другие обстоятельства.

Задача принципов законотворчества состоит в том, чтобы помочь депутату избежать психолого-законотворческих ошибок, снизить вероятность создания неэффективных правовых норм, законопроектов.

Теоретическая разработка проблем законотворческой деятельности, в частности его принципов, должна находить практическое воплощение в специально принимаемых правовых нормах, регулирующих процесс законотворчества на различных его уровнях. Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» № 359 от 11.08.2003 г., Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 г. отразили следующие принципы право- и законотворчества: системность, иерархичность системы нормативных актов, научность, плановость, гласность.

На наш взгляд, в целях повышения качества принимаемых законопроектов, законодательных решений при нормативном закреплении принципов законотворчества необходимо использовать дифференцированный подход, то есть классифицировать принципы на две группы — психологические и специальные (универсальные). Психологические принципы являются основными моментами, функционирующими только в рамках конкретного этапа. Таковыми, на наш взгляд, при определении правового формата первого этапа должны являться следующие.

1. Принцип целеполаганш- состоит в том, что субъект права (депутат) ставит перед собой цель и посредством использования соответствующих психотехнологий законотворчества реализует ее. При отсутствии у него четких целей, обусловленных профессиональной парламентской

деятельностью, его влияние на законотворческий процесс будет реализоваться в виде непреднамеренного психологического воздействия на субъектов права, предполагающего неопределенный результат. Рассматриваемый принцип заключается в четком осознании субъектом права (депутатом) необходимости принятия планируемого законопроекта (правовой нормы).

2. Принцип социальной адекватности идеи закона - состоит в использовании субъектами права (депутатами) психологических средств, способов, методов, приемов и форм, адекватных ситуации профессиональной парламентской (законотворческой) деятельности. Возникшая в результате познания правовых потребностей общества идея закона, по нашему мнению, должна быть социально адекватна, то есть отражать объективные реалии времени. Как справедливо отмечает В. Н. Синю ков, «законы не должны слишком забегать вперед. Прогрессивность законов работает против них, так как этим законам не корреспондируют наличные социально-экономические отношения»2.

Немаловажное значение на первом этапе имеет решение вопроса об адекватном уровне правового регулирования. Далеко не все отношения должны быть регламентированы законодательными средствами. Для обеспечения верховенства закона необходимо юридическое закрепление перечня вопросов, которые могут быть урегулированы только законом. Это предложение неоднократно высказывалось в научной литературе как учеными-теоретиками, так и специалистами-практиками. В связи с этим Т. Н. Рахманина справедливо отмечает: «Все участники законотворческого процесса должны быть вооружены критериями, способствующими правильному выбору предмета законодательного регулирования»3. Представляется целесообразным нормативное закрепление также оснований подготовки законов. В современных условиях динамика общественных отношений носит весьма напряженный характер, что и обусловило всплеск законотворческой деятельности. Но, в то же время, не всякая проблема предполагает издание нового закона: порой для урегулирования определенного вопроса общественной жизни вполне можно ограничиться внесением изменений в действующие законы. Поэтому необходимо урегулировать правом вопрос об обязательном наличии мотивированного и обоснованного решения о целесообразности разработки новой законодательной идеи.

3. Принцип законотворческой специфичности - заключается в раскрытии законотворческой специфики психологических явлений, их изменений под влиянием законотворческой реальности.

4. Принцип взаимосвязи и взаимодействия - вытекает из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они связаны и чье влияние испытывают.

5. Принцип предварительного изучения законопроектов субъектами права - заключается во всестороннем и полном изучении представленного на обсуждение и принятие законопроекта.

6. Принцип психологичной целостности - заключается в необходимости исследования содержания имеющихся индивидуально-психологических и групповых явлений при изучении каждой правовой нормы в законопроекте.

7. Принцип комплексности - в соответствии с ним субъект права при разработке и принятии законопроекта использует весь психологический арсенал (методы, средства, приемы и т.п.).

8. Принцип обратной связи - это обязательный учет общественного мнения по законопроекту и законодательному решению, то есть получение субъектом права обратной связи.

9. Принцип учета социально-психологических условий и факторов, влияющих на законопроект. Имеется в виду опора на совокупность социально-психологических и иных факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на качество и эффективность принимаемого законопроекта.

Представляется, что для всеобъемлющего и обстоятельного изучения условий и факторов, формирующих идею будущего закона, целесообразно нормативно определить совокупность способов и приемов изучения социальной материи, нуждающейся в правовом регулировании. Совершенствование законопроектной деятельности должно осуществляться в направлении усиления психолого-социологического компонента. Для того, чтобы в законе

присутствовала адекватная социальная мотивация, необходимо проведение психолого-социологических исследований. Целесообразно законодательно закрепить предварительные опросы граждан в общегосударственном масштабе, особенно при формировании идей законов, которые касаются основных прав и свобод человека. «Выявлению общественного мнения, учету и правильному его отражению при принятии законодательных актов способствует обобщение материалов всевозможных социологических исследований»4.

10. Принцип развития - выражает динамизм и изменчивость человека и окружающего мира.

11. Принцип детерминизма (причинности, каузальности) - отражает объективно существующие в мире причинно-следственные связи.

12. Принцип взаимосвязи психики и деятельности - констатирует неразрывность двух этих понятий.

13. Принцип объективности законотворчества - обязывает строить систему научного знания, то есть разрабатывать и принимать законопроекты строго в соответствии с объективной реальностью. Кроме того, сущность принципа объективности познания правовых потребностей общества сводится к тому, что необходимо определить реальное, фактическое состояние конкретной сферы жизнедеятельности социума, обеспечить глубину и истинность изучения общественных отношений и выявление объективной потребности в правовом регулировании. В этом плане можно согласиться с О. Н. Цыбулевской, которая считает, что создание правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, оно не может быть произвольным, субъективным5.

В рамках законопроектной деятельности происходит предварительное формирование государственной воли, а истоки этой воли содержатся именно в идее закона. Следовательно, в качестве основы формирования общей воли можно предложить принцип социальной справедливости. И если идейные начала законов будут соответствовать этому принципу, то такие законы могут способствовать достижению целей, общих для максимального большинства заинтересованных субъектов6.

14. Принцип эффективности законотворчества означает, что законы, законотворческие решения должны своевременно достигать определенной цели. Преамбула закона, как правило, декларирует его цель. При отсутствии преамбулы в тексте закона могут содержаться цели и задачи, указывающие на замысел законодателя. Эффективность законотворчества означает достижение законом именно той цели, для которой он создавался. Недостатком большинства законов является декларативность их целей и задач, которая облекается в такие типичные формулировки: «для повышения», «для совершенствования», «в целях укрепления» и т.п. Тем не менее, достижение законом своей титульной цели свидетельствует о его эффективности.

К числу психологических принципов законотворчества также можно отнести: 1) принцип достаточной мотивированности норм права; 2) принцип логической сбалансированности норм права; 3) принцип обеспечения действенности норм права7.

В рамках законопроектной деятельности происходит предварительное формирование государственной воли, а истоки этой воли содержатся именно в идее закона. Следовательно, в качестве основы формирования общей воли можно предложить принцип справедливости. И если идейные начала законов будут соответствовать этому принципу, то сами законы могут способствовать достижению целей, общих для максимального большинства заинтересованных субъектов8.

Несмотря на некоторое несовпадение количества выделяемых принципов, ученые-юристы, тем не менее, солидарны в вопросах о содержании исходных начал правотворчества, а следовательно - и законотворческого процесса. Так, выделяют следующие принципы законотворчества: законность, демократизм, гласность, научная обоснованность, профессионализм9' 10. Другие ученые дополняют перечисленные принципы предъявляемым к законам требованием справедливости, то есть установлением равных прав и обязанностей для всех субъектов права независимо от их происхождения, социального поло-

жения и отношения к религии11. На наш взгляд, к универсальным принципам законотворчества можно отнести: законность, демократизм, гласность, научность, соответствие формы и содержания закона, планирование, приоритетность, экономия, признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина, единство юридической терминологии, связь с практикой - эти идейные начала пронизывают все стадии законопроектной деятельности, на каждой из них получая определенное содержательное наполнение.

15. Принцип законности, являясь конституционным, подразумевает, прежде всего, требование соблюдения законов, то есть строгое соответствие принятого акта закону, полномочиям законотворческого органа, а также соблюдение процедуры принятия закона.

Законность в законотворчестве означает, что вся работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего - Конституции Республики Беларусь12. Еще во второй половине XIX в. Н. М. Коркунов обосновал необходимость психологической интерпретации социальных процессов. Чувство права психологически обусловлено и представляет собой осознание общей идеи: требовать от другого каких-либо действий или воздержания от действий. «Правовые нормы, - писал Н. М. Коркунов, - устанавливают, насколько мы имеем или не имеем право осуществлять наши интересы при столкновении их с чужими интересами»13. Дальнейшее развитие психология законности получила в трудах Л. И. Петражицкого, трактовавшего право и законность как особые психические явления - переживания императивно-атрибутивного, то есть обязывающе-предоставительного характера. С. С. Алексеев считает, что законность предполагает верховенство Конституции и законов, равенство всех перед законом; наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав; гарантированное, качественное издание и применение законов, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон; стабильность, устойчивость правопорядка, эффективную работу механизмов правового регулирования14. Однако принцип законности выступает в качестве системообразующего и должен пропитывать все сферы жизни общества, в том числе и законотворчество, ведь его общепризнанная суть заключается в том, что, являясь конституционным, он подразумевает, прежде всего, требование соблюдения законов.

16. В законотворческой деятельности в полной мере должен реализовываться принцип демократизма. Он проявляется в гласности обсуждения проекта закона в законодательном органе, его свободной критике, рассмотрении альтернативных вариантов и т.д. Здесь же актуализируются публичность, открытость законотворчества, возможность влияния на него народа, учета его интересов. То есть, подготовка законопроектов должна осуществляться на широкой демократической основе, включая учет и анализ общественного мнения, предложений различных общественных объединений, трудовых коллективов, органов общественного самоуправления граждан, а также ученых и специалистов, владеющих тематикой законопроекта.

17. Принцип гласности законотворческого процесса - самым тесным образом связан с ранее рассмотренным принципом демократизма. Применительно к законотворчеству это означает, с одной стороны, прозрачность процедуры обсуждения и принятия законопроектов, а с другой - обязательное опубликование принятых законов. Проекты законов публикуются в СМИ или обнародуются в иных формах вместе с сопровождающими их документами (пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием, перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием нового закона) для максимально возможного вовлечения общественности в их обсуждение. Принцип гласности предполагает также информированность граждан обо всех деталях обсуждения и принятия законопроектов. До общественности доводится информация обо всех разногласиях по вопросам, возникающим внутри законодательного (представительного) органа власти либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Открытость и гласность - фундаментальные черты (принципы) демократического законотворческого процесса, что дает возможность гражданскому обществу установить контроль над законотворческим процессом, корректировать его течение.

18. В непосредственной связи с принципом гласности в законотворческой деятельности необходимо рассмотреть принцип научности., который обязывает законодателя познавать объективные закономерности, определяющие психолого-социальную эффективность создаваемых им правовых норм. Научность обеспечивается проведением специальных научных исследований, предшествующих принятию закона, участие ученых-специалистов в той области права, в которой принимается закон. Научная обоснованность законопроектов предполагает, прежде всего, тщательный учет экономических, психологических, социально-политических, экологических и других факторов развития соответствующей сферы жизнедеятельности (факторов, формирующих законодательное решение). Научная обоснованность означает, что данный законопроект свободен от неувязок и логических противоречий. Его нормы не только юридически и логически взаимосвязаны между собой, но и скоординированы с «сопряженными» нормами других, близких ему по теме законов.

Научная экспертиза должна включать в себя как анализ и оценку психолого-юридических качеств законопроектов (психолого-правовая экспертиза), так и профессионально-специализированную экспертизу по профилю проекта (экономическую, финансовую, научно-техническую, экологическую, социально-психологическую и др.). Как при правовой, так и при иной специализированной научной экспертизе эксперт должен дать заключение о характере проблемной ситуации, требующей законодательной регламентации, и об оптимальных путях и методах ее разрешения. Особо должно быть отмечено, может ли проблема быть урегулирована внеправовыми методами либо на основе действующего законодательства, а также - какие позитивные и негативные последствия в экономическом, социальном, политическом, психологическом и ином плане может повлечь за собой предлагаемое решение (либо каждая из предлагаемых альтернатив).

19. Принцип соответствия формы и содержания закона - должен быть наиболее полно реализован на основе конституционных положений о формах нормативно-правовых актов и компетенциях законотворческого органа. Особую роль в реализации данного принципа играет унитарное устройство Белорусского государства, учение о системе нормативно-правовых актов. Осуществляя выбор той или иной формы закона, субъект права должен учитывать целый ряд обстоятельств. Так, одним из важнейших является предмет правового регулирования. Законодательная техника содержит правила, которыми законодатель должен руководствоваться в выборе между текущим законом и кодифицированным актом.

Препятствием на пути повышения эффективности законотворческой деятельности является несоответствие содержания и формы закона. Нередки попытки юридически урегулировать отношения, не относящиеся к соответствующей сфере правовой регламентации, использовать формы подзаконного акта для регулирования отношений, нуждающихся в регулировании законом. Зачастую забывается содержательный критерий данной формы закона, а именно - то, что он должен регулировать наиболее важные общественные отношения. И как следствие - немало случаев придания формы закона акту типично управленческого содержания. Следует избегать дублирования законов и указов либо издания последних по предметам законодательного регулирования. Придание формы закона актам, которые по предмету своему такой формы не требуют, загромождает законодательство, нарушает его систему, порождает неуважение к закону.

20. Значительному повышению качества законопроектов в современных условиях должно способствовать развитие принципа планирования законотворческой деятельности, который способствует преодолению таких недостатков, как излишняя поспешность в подготовке и принятии законов, рассогласованность некоторых концептуальных положений взаимосвязанных законов, чрезмерная зависимость выбора темы закона от текущего момента, что зачастую ведет к противоречиям и пробелам в правовом регулировании, снижает качество законодательства.

Перспективное планирование в сфере законотворчества должно осуществляться в соответствующей правовой форме. Для возможно более полного осуществления законодателем принципа планирования в своей деятельности необходимо располагать надежной прогностической информацией. Поэтому законопроекты, содержащие планы законопроектной работы, должны основываться на перспективных прогнозах, концепциях, программах.

21. Тесно связан, взаимно переплетен с принципом планирования принцип приоритетности. Приоритетность, то есть первоочередное рассмотрение законопроектов, регулирующих основы экономической и политической системы, принятие законов родового типа, является одним из важнейших принципов законотворческой деятельности. Это предполагает: определение первоочередных законов на ближайшую и более отдаленную перспективу, а также определение последовательности принятия иных законов исходя из интересов граждан, потребностей экономической, социальной и политической сфер. В качестве приоритетных, на наш взгляд, следует выделить законы, принятие которых прямо обусловлено Конституцией. Именно они призваны создать правовую основу, на которой должно строиться все дальнейшее правотворчество.

22. Велика роль принципа экономии в законотворческой деятельности. Он предполагает, прежде всего, устранения дублирования нормативно-правовых актов, предусматривает взаимное информирование различных субъектов права на стадии подготовки законопроектов. Требование экономичности - это сокращение до минимума количества норма-тивно-правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, учета и систематизации.

23. Ключевым принципом законотворческой деятельности должно стать признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. Весь законотворческий процесс должен быть направлен на создание условий, гарантий того, чтобы когда права и свободы человека и гражданина определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивались правосудием. Установленные в Конституции неотъемлемые права и свободы человека, признанные международным сообществом, не могут быть отменены либо нарушены законодательством. Одновременно, в связи с дальнейшим развитием общепризнанных стандартов в области прав человека, закрепляемых в международно-правовых актах, должно протекать развитие законотворчества в нашей стране. Показательно и то, что многие существенные правовые характеристики и требования, адресованные к системе государственной власти и источникам действующего права, сформулированы в белорусской Конституции с позиций признания и защиты прав и свобод человека и гражданина. Такой подход опирается на исторически и теоретически обоснованное представление о правах и свободах человека и гражданина как самом важном критерии наличия права вообще, критерии правового характера законодательства, правового типа организации и деятельности государственной власти.

24. Значимость принципа единства юридической терминологии особенно возрастает в современный период, когда научно-технический прогресс все глубже проникает в общественную жизнь и увеличивается специализация знаний. В различных сферах жизни растет число научных и технических терминов, специальных выражений. Если учесть и постоянное увеличение общего числа законов, то можно представить, насколько расширяется диапазон неоднозначного и несогласованного употребления терминов. Единство юридической терминологии необходимо для правильного и единообразного применения права. Соблюдение этого принципа отражает уровень юридической культуры законотворческой деятельности. Справедливо отмечается, что повторение в законодательных текстах одних и тех же терминов вытекает из нормирующей и унифицирующей природы самого права, что является вполне оправданным. Существует реальная необходимость создания юридического глоссария и последующее отслеживание специалистами правильности употребления терминов в проектах законодательных и иных нормативных актов.

25. Связь с практикой обеспечивается проведением специальных научных исследований, предшествующих принятию законопроекта, участие ученых-специалистов в принятии закона. Этим же принципом обеспечивается предварительная оценка ученых и практиков, работающих в соответствующей разрабатываемому закону сфере общественных отношений.

Кроме перечисленных, в основной классификации выделяют следующие законотворческие принципы: 1) заимствования и переработки накопленного опыта законотворческой работы; 2) практичности (прагматичности) законотворческого решения15 (исполь-

зование правового опыта означает выявление мнений работников учреждений, правоохранительных и иных государственно-правовых органов, применяющих подобные законы на практике); 3) принцип системности, означающий строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли права и т.д.16; 4) принцип логической сбалансированности норм права; 5) принцип обеспечения действенности норм права17.

Как представляется, эти принципы не следует рассматривать как особенные свойства законотворчества, которые должны влиять на процесс подготовки закона, его издание, установление гарантий соблюдения правовых требований, предусмотренных этим законом, отражать его особенности, специфические черты и быть присущими только ему.

Необходимо подчеркнуть, что указанные принципы законотворческой деятельности находятся в органической взаимосвязи, взаимодействии друг с другом, носят в большей степени прикладной характер и их можно охарактеризовать как требования к законотворчеству, выполнение которых строго обязательно для всех участников законотворческого процесса.

Являясь идеологической категорией, принципы законотворчества представляются как выраженные в соответствующих нормативных актах исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности. Принципы законотворчества - результат обобщения определенных фактов, познания закономерностей, характерных для данного процесса и в своей совокупности выражающих его содержание. С одной стороны, они выражают закономерности данного процесса, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют на всех его этапах и распространяются на всех его субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Принципы законотворчества играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, в случаях пробелов в законодательстве указанные принципы могут использоваться в качестве юридического основания. Принципы законотворчества должны обладать значительной устойчивостью и стабильностью, носить фундаментальный характер.

Выделение ключевых, концептуально обоснованных принципов законотворческой деятельности должно способствовать определению и отработке такого психолого-юридического механизма, который гарантировал бы эффективное, квалифицированное и компетентное законотворчество.

1 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - С. 294.

2 Законотворчество в Российской Федерации: науч.-иракт. и учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина [и др.]. - М.: Формула права, 2000. - С. 186.

3 Тихомиров Ю. А. Стабильность интересов и конфликтов в праве // Концепции стабильности закона. - М., 2000. - С. 65, 66.

4 Там же.

5Цыбулевская О. Н. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова [и др.]. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2004. - С. 126.

6 Сорокин В. В. Концепция эволюционного преобразования правовых систем в переходный период. - Барнаул, 2002. - С. 258.

7 Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина [и др.]. - М.: Формула права, 2000. - С. 60.

8 Сорокин В. В. Концепция эволюционного преобразования правовых систем в переходный период. - Барнаул, 2002. - С. 258. 'Тихомиров Ю. А. Правовые акты: учеб.-практ. и справ, пособие. - М., 1999. - С. 413—415.

10 Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: РГБ, 2003 (из фондов Российской государственной библиотеки). - С. 153.

11 Иванников И. А. Теория государства и права: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2001. - С. 178,179.

12 Головко А. А. Законность - универсальное явление в жизни человека // Право и демократия: сб. науч. тр. - Минск: БГУ, 2001. - Вып. 11.-С. 17-29.

13 Коркунов H. М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1896. - С. 112.

14 Алексеев С. С. Теория права. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 1995. - С. 265-271.

15 Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: РГБ, 2003 (из фондов Российской государственной библиотеки). - С. 117-119.

16 Общая теория государства и права. Академ, курс: в 2 т. / под ред. M. Н. Марченко [и др.]. -М.: Зерцало, 1998. - Т. 2. - С. 162. 17Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина [и др.]. - М.: Формула права, 2000. - С. 60.

OBSERVANCE OF PSYCHOLOGICAL AND LEGAL PRINCIPLES IN LEGISLATIVE PROCESS

© 20111. Kibak

Summary. There is a description of the basic psychological and legal principles in legislative process: psychological and universal principles. It is noticed, that psychological and legal principles of lawmaking bear an applied character, and they can be characterized as lawmaking requirements.

Keywords: legislative activity, lawmaking psychological and legal principles, law, deputy, parliament.

УДК 7.092

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КОМАНДЫ СЮИ ФСИН РОССИИ ПО СЛУЖЕБНОМУ БИАТЛОНУ

О 2011 А. Н. Потапов

Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. В статье проанализированы результаты выступлении команды Самарского юридического института ФСИН России в чемпионатах ФСИН России и ЦС «Динамо» по служебному биатлону. Выявлены проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: служебный биатлон, сборная команда Самарского юридического института ФСИН России, система подготовки, специфическая особенность, приоритетные задачи прикладной физической подготовки.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации уделяется особое внимание профессионально-прикладной физической подготовке личного состава. Физическую готовность к выполнению оперативно-служебных задач формирует такой вид спорта как служебный биатлон. Более того, специальным Постановлением Правительства Российской Федерации № 695 от 20 августа 2009 г. он признан ведомственным видом спорта Министерства юстиции России.

Служебный биатлон состоит из двух самостоятельных спортивных видов, выполняемых попеременно и оцениваемых независимо один от другого. Места распределяются в зависимости от сумм набранных очков в обоих упражнениях. Участники соревнований выступают в своих возрастных категориях. Спортсмены бегут кросс 3000 метров с двумя огневыми рубежами через каждые 1000 метров для стрельбы из положения стоя по грудным мишеням с расстояния 25 метров. Каждому дается по 10 патронов - по 5 выстрелов на каждом огневом рубеже.

Специфической особенностью служебного биатлона является комплексное сочетание в одном соревновании различных по физическому воздействию на организм видов спорта - кроссового бега и стрельбы. Эти спортивные дисциплины требуют от человека проявления различных комплексов физических (двигательных) качеств: с одной стороны, высочайшей специальной выносливости, а с другой - высоких двигательно-координационных способностей, выражающихся в целевой точности движений. Для того чтобы эти способности развивались параллельно, необходимо оптимальное соотношение тренировочных средств, методов и нагрузок, чтобы высокий уровень одних качеств не снижал уровня развития других. Следовательно, для улучшения физической подготовленности и повышения мастерства спортсменов соотношение видов беговой, стрелковой подготовки и комплексного их согласования в тренировочном процессе приобретает первостепенное значение.

Анализ выступлений в чемпионатах ФСИН России и ЦС «Динамо» по служебному биатлону показывает: чтобы занять места с 1-го по 3-й, участник должен показать результат в стрельбе из ПМ (5+5) ~ 90-92, то есть все попадания должны быть как минимум в «девятку», а результат в беге ~ 9 мин. 30 сек. Каждый километр дистанции участник должен проходить за 3 мин. 10 сек. Это так называемое «грязное» время, ведь на дистанции два огневых рубежа, и квалифицированный участник тратит на производство пяти выстрелов, включая изготовку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.