ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
УДК 37
Философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов
В статье рассматриваются философские и личностные смыслы обучения на основе индивидуальных учебных планов, раскрываются принципы конструирования индивидуальных учебных планов, приводятся конкретные результаты этой работы . Статья может быть использована педагогическими коллективами школ, внедряющих технологию индивидуальных учебных планов и переходящих на новые ФГОС в старшей школе.
Ключевые слова: индивидуальный учебный план, взаимосвязь общеобразовательного, социального и личностного аспектов обучения, философские и личностные смыслы, доминантный жизненный проект, выбор, мотивация, самопознание
Актуальность данной темы обусловлена инновационными процессами в образовании, которые усиливают внимание к индивидуализации в обучении, и для осуществления которой используются разнообразные средства, в том числе и индивидуальный учебный план, интегрирующий социальный, общеобразовательный и личностный аспекты в обучении Индивидуальный учебный план представляет собой средство, обеспечивающее освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [8].
Идея индивидуального учебного плана рассматривается в личностно ориентированном контексте, в котором она предстает продуктом собственной твор-ческо-преобразовательной деятельности ребенка как субъекта своей жизни, автора собственной судьбы (Е . А. Александрова, Е. Н . Селиверстова, А. Н . Тубель-ский и др.). Взаимосвязь социального, общеобразовательного и личностного аспектов индивидуального учебного плана можно интерпретировать как взаимосвязь философских и личностных смыслов реализации учащимся своей образовательной программы
© Стерлягова Е . В . , 2016
Е.В. Стерлягова
Личностным смыслам в большей степени отвечает взаимосвязь общеобразовательного и личностного аспектов обучения, поскольку в них заключено профессиональное самоопределение, понимание своих возможностей, запросов — в первую очередь образовательных, мотивов и целей . В этой дуальности общеобразовательное выступает важнейшим средством удовлетворения ожиданий и реализации ближайших перспектив ученика Социальное видится нами как несколько отдаленное, выражающее связь человека с социумом, референтными группами, будущей профессией, и отражает в значительной степени философские ожидания и смыслы Соотношение личностного и философского смыслов через призму индивидуального учебного плана можно представить как взаимосвязь уровня актуального развития ученика и зоны его ближайшего развития, что отвечает культурно-историческому развитию человека . Индивидуальный учебный план, являясь репрезентацией школьного образования, является индивидуальной интерпретацией школьника в его учебной деятельности . Этот вывод опирается на идею нетождественности текста исходного и текста усвоенного: поскольку «знак (содержание образования, индивидуальный план . — Е.С) вряд ли может быть передан в той же форме, в какой он существовал изначально» [3, с . 5] и качество усвоения этого содержания образования в значительной мере зависит от мотивации (интерпретации субъектом учебного материала, а шире — содержания образования)
Индивидуальный учебный план как результат продуктивной деятельности учащегося направлен на осознание и удовлетворение собственных образовательных потребностей, осуществляемых при поддержке педагога Здесь явно и ясно представлена субъектная позиция ученика, которая реализуется через его свободный выбор, основанный на собственных познавательных потребностях и интересах, через выбор учащимся конечных результатов своей образовательной деятельности, что существенно обогащает поле проявлений субъектности
Проблема философских смыслов в современном образовании, обучении, воспитании последовательно разрабатывается учеными Института стратегии развития образования РАО (С. В. Иванова, Н.Л. Селиванова, И .А. Тагунова и другие) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 9; 10]. Философский смысл индивидуализации в современном поликультурном пространстве связан с обращением к человеку как целостности, а не только к его социальной проекции — личности . Акцент ставится на развитии «самости» ребенка, формировании его готовности к саморазвитию, обращении к ценностям как к содержанию цели обучения и воспитания, на адаптации ребенка в обществе, на идее педагогической поддержки, индивидуального сопровождения ребенка [9, с 105]
С позиций системного подхода взаимосвязь общеобразовательного, социального и личностного аспектов обучения в индивидуальном учебном плане целесообразно рассматривать в контексте преемственности в обра-
зовании: формирование и глубокое развитие познавательной активности личности, способность к непрерывному поиску и добыванию знания, умение действовать в нестандартных ситуациях и др. [5]-. Индивидуальный учебный план во взаимосвязи философского и личностного смыслов формирует у учащегося ценностное отношение к непрерывному образованию, выражающееся в добровольности и самостоятельности при принятии решений, целеустремленности деятельности, постепенном усложнении требований и т. д . [2]. Обучение на основе индивидуальных учебных планов отвечает современным целям индивидуализации в образовании: у учащегося вырабатываются своеобразные адаптивные механизмы к освоению различных образовательных программ, включая в себя целесообразное использование средств (рациональность в обучении), достижение поставленной цели; актуальность как соответствие потребностям будущей профессии и рынка труда [4].
Отметим, что проблема выявления философских смыслов индивидуализации в обучении и воспитании характерна для европейской педагогики в целом . Как пишет И .А. Тагунова: «В гуманистически-когнитивном направлении решаются задачи поиска механизмов повышения мотивации к обучению у учащихся, их активности в процессе обучения, способов формирования у них метакогнитивных умений» через феномен индивидуальной центрации в обучении и воспитании, концепцию саморегулируемого обучения и др. [10, с . 107] .
Каковы возможности обучения на основе индивидуальных учебных планов в реализации личностных и философских смыслов? Индивидуальный учебный план предоставляют учащемуся самому определять характер познавательной деятельности (репродуктивный, частично поисковый, творческий) . Различное соотношение этих видов деятельности на разных предметах (а индивидуальный учебный план, в первую очередь, — это содержательно-предметное самоопределение на основе осознания жизненных целей) является предпосылкой к развитию специфического личностного опыта — опыта усвоения знаний, опыта деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе
Индивидуальные учебные планы имеют следующие дидактические основания: а) индивидуальный характер присвоения субъектом социокультурного опыта (или его части), зафиксированного в содержании образования, б) принципы индивидуализации и дифференциации в обучении, в) избирательность ценностного отношения субъекта к содержанию, формам и методам обучения, г) профильный характер современного школьного обучения, предполагающий самоопределение ученика в выборе будущей профессии, д) личностные и профессиональные предпочтения и возможности учителя, условия образовательной организации Опора на дидактические основания индивидуальных учебных планов позволила сформулировать принципы их конструирования индивидуальных учебных планов:
принцип выбора, принцип взаимного соответствия интересов и потребностей учащихся возможностям образовательной организации, принцип развития мотивации к учению у школьников в процессе обучения по индивидуальным учебным планам, принцип самопознания учеником в образовательном процессе, принцип педагогической доминанты, принцип адекватности средств обучения целям и задачам образовательного процесса Личностные и философские смыслы индивидуальных учебных планов регулируются, в основном, принципами выбора, мотивации и самопознания
В соответствии с принципом выбора образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных жизненных, в том числе образовательных, целей, что отражает сущность деятельности человека — способность постановки целей как осознаваемого результата
Выбор и составление индивидуального учебного плана позволяют учащимся осуществить самоопределение по отношению к содержанию образования и поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых каждый школьник будет осуществлять свою образовательную программу, а именно: участвовать в выборе уровня осваиваемого содержания образования, в определении формы обучения, учебной группы, учителя Принцип выбора предусматривает необходимость осознания каждым обучающимся своих целей обучения .
Выбор содержания индивидуального учебного плана должен отражать не сиюминутные интересы учащегося, а его жизненные цели, представляющие собой сплав личностных и философских смыслов В индивидуальном учебном плане должны быть, с одной стороны, удовлетворены познавательные потребности, интересы, амбиции учащегося, с другой — достигнута оптимизация его учебной, психической и физической нагрузок
Для учащегося такая ситуация — зачастую первый серьезный жизненный выбор, предопределяющий во многом степень успешности в определении дальнейшего профессионального пути
Переход на индивидуальные учебные планы позволяет формировать у учащихся такие новые качества субъекта, как навыки целеполагания, планирования этапов собственной жизни, будущей профессиональной деятельности, самоконтроля и самооценки, он расширяет сферу коммуникации старшеклассников и помогает снизить перегрузку учащихся
Осознанный, ответственный выбор — одна из составляющих личностного самоопределения Отметим, что именно личностного, а не профессионального, так как, выбирая индивидуальный учебный план, учащийся выбирает не профессию, а путь достижения жизненной цели
Принцип самопознания лежит в основе выбора, совершаемого обучающимся в процессе формирования и рефлексии реализации своего индивидуального учебного плана В поликультурном мире, благоприятное
развитие которого немыслимо без баланса интересов и ценностей, перед каждым культурным или этническим сообществом и, следовательно, перед каждым человеком, встает проблема идентификации, которая сущност-но связана с самопознанием в социальном, культурном, психологическом, а в итоге — субъектно-личностном плане Влияние самопознания на образовательные результаты сформулировано как дидактическая закономерность [7]. Самопознание в парадигме индивидуальных учебных планов позволяет перенести акцент с результатов обучения на самого обучающегося, его развитие . «Самопознание — не только личностно значимый, но и социально-психологический акт, позволяющий "прийти к себе", осмыслить философию жизни — своей жизни» [7, с 41]
Специфика работы с учащимися по самопознанию в процессе обучения по индивидуальным учебным планам состоит в том, что особое значение приобретают такие сферы личности как мотивационно-ценностная (самопознание собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей), сфера способностей и возможностей (анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов в их жизненном смысле), познавательная сфера (осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач), сфера деятельности (знания, умения, навыки, способности, их использование в жизни и деятельности), и, конечно, сфера собственного жизненного пути (планы на будущее, прогнозирование и самопрогнозирование собственной личности), — то есть комплекс личностных характеристик как тенденция к целостности самопознания Таким образом, самопознание носит активный деятельност-ный характер
Принимая во внимание особую актуальность самопознания для подросткового периода развития личности и возникающие в связи с этим сложности и риски рассматриваемого явления, отметим, что индивидуальный учебный план создает условия для «запуска» этого процесса в условиях школы . Актуализация потребности в самопознании на основе вооружения ребенка средствами самопознания, приемами самоанализа ведет к целенаправленной и системной деятельности учащихся по их саморазвитию
Этому способствует психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения на основе индивидуальных учебных планов, в котором имеют место социальный, культурно-предметный и антропологический аспекты, определяющие соответствующую деятельность осуществляющих его учителей и психологов [1] .
Основными технологиями, на которые опираются педагоги и психологи, осуществляющие тьюторское сопровождение, являются открытые образовательные технологии (Т. М . Ковалева), дающие возможность работать
с разными возрастными категориями учащихся, разным предметным содержанием и в любых организационных условиях, как в урочной, так и во внероучной деятельности Описание некоторых открытых (гуманитарных) технологий можно найти в работах Л . Н . Лесохиной, Л . М . Перминовой .
В гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» в процессе психолого-педагогического сопровождения обучения на основе индивидуальных учебных планов используется технология «Доминантный жизненный проект», разработанная В . С . Юркевич [11], как специальное средство фиксации жизненного самоопределения
Доминантный жизненный проект — образовательная технология, содержащая ряд диагностических и формирующих методик, обеспечивающая осознание и продвижение личностных и профессиональных планов, направленная на формирование личности В С Юркевич выделяет три уровня сформированности доминантного жизненного проекта: начальный уровень, на этом уровне цели и задачи представлены в самом общем виде; промежуточный уровень, на котором школьник подробно описывает свои цели и задачи на будущее, однако степень осознания, конкретности и реалистичности задач еще недостаточна; и зрелый уровень, в котором поставлены достаточно конкретные и реалистичные цели, выбраны продуманные действия и средства в определенной последовательности Доминантный жизненный проект содержательно связан с текущей жизнью старшеклассника и не является набором абстрактных идей и лозунгов [11]
Приведем примеры из сочинений «Я через 10 лет», демонстрирующих различный уровень сформированности доминантного жизненного проекта (работы старшеклассников, обучающихся в настоящее время в гимназии № 1530)
Анатолий Б., 10-й класс . Через 10 лет мне хотелось бы открыть свое дело На этот момент я планирую получить высшее экономическое образование Меня увлекают несколько направлений, в которых я хотел бы реализовать свои знания: недвижимость, туризм, PR . Работа «на себя» давала бы мне возможность свободного графика Для меня это важно не только в плане организации свободного времени, но для возможности получения дополнительного образования, связанного с основной деятельностью (маркетинг, базовые знания в области юриспруденции, иностранные языки) Сегодня я углубленно изучаю обществознание и экономику, по выбору — логика, планирую поступать в Высшую школу экономики, но с факультетом пока не определился (начальный уровень).
Антон П., 10-й класс. После шести лет обучения на биологическом факультете МГК я буду работать на ББС — Беломорской биологической станции МГУ В основном я, погружаясь под воду, изучаю различные формы жизни, фотографирую обитателей Белого моря Белое море полно разнообразными организмами, зачастую невидимыми невооруженным глазом Моя мечта — участвовать в большой морской исследовательской экспеди-
ции Сегодня я углубленно изучаю биологию и химию в гимназии, по выбору — дополнительные главы по биологии (этот курс ведет преподаватель медицинского университета) и логика — это очень интересно и развивает мышление (промежуточный уровень).
Олег К., 11-й класс. Через 10 лет мне будет 27 лет. К этому времени я окончу МГИМО, пройду практику в МИДе, посещу страны Ближнего Востока . Я хочу работать в Посольстве РФ в какой-нибудь арабоязычной стране и продолжать дальше изучать арабский язык И даже если мне не удастся связать свою жизнь с работой в посольстве, то арабский язык останется моим профильным языком, так как арабский регион с точки зрения политики очень интересен Я твердо уверен, что моя будущая карьера будет в области международной политики Сегодня изучаю обществозна-ние, право, английский, дополнительно занимаюсь на курсах в МГИМО, учу арабский . В качестве проекта в 10-м классе писал работу по истории международных отношений, читаю много книг по международной политике (зрелый уровень).
Необходимо отметить, что в доминантном жизненном проекте и последующем выборе индивидуального учебного плана учащийся решает не только личностные, но и социальные задачи, так как его жизненные планы неразрывно связаны с социумом, учащийся соразмеряет свои планы с той реальностью, в которой он живет
Как отражаются философские и личностные смыслы индивидуального учебного плана в конкретных результатах обучения, как непосредственных, так и отсроченных? Психологические исследования по изучению структуры учебной мотивации (методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника») свидетельствуют о том, что у учащихся, обучающихся на основе индивидуальных учебных планов, по мере обучения в большей степени актуализируются познавательные мотивы и мотивы саморазвития Количество учащихся, отмечающих эти мотивы как значимые для своего образования, возрастает
Уровень общей тревожности (по методике «Многомерной оценки детской тревожности» Е . Е. Ромицыной) в группах с меняющимся составом значительно не отличается от этого показателя у детей в стабильных группах, а уровень ситуационной тревожности значительно снижен и составляет около 7%, в отличие от сравниваемой группы, где он составляет 16% .
Исследования уровня утомляемости гимназистов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, показали, что процессы утомления наступают позже по сравнению с традиционной группой, количество ошибок увеличивается незначительно, скорость выполнения заданий не снижается (корректурная проба в модификации А И Кабанова)
К отсроченным результатам обучения на основе индивидуальных учебных планов можно отнести влияние выбора индивидуального учебного плана на реализацию дальнейших жизненных планов, достижение про-
фессиональных и личностных целей В качестве инструмента для определения этой группы результатов нами использовались монографические исследования образования и профессиональной карьеры выпускников гимназии № 1530
Кристина В. С раннего детства хотела стать учителем в младших классах, поэтому жизненный план был определен достаточно рано Временная перспектива хорошо развита уже в среднем школьном возрасте, уже в средних классах хорошо представляла свою дальнейшую жизнь . Развитая эмпатия, всегда была готова прийти на помощь Девиз: «Помогай другим» Базовые ценности: помощь и милосердие к другим людям, любовь, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе Интересы: волонтерство, помощь людям Профессиональные интересы: педагогика, социальная педагогика, иностранные языки, психология Считает себя оптимистом, готова принимать на себя ответственность за свою жизнь (75%), хорошо развита волевая и эмоциональная саморегуляция . Жизнерадостна и активна . Сформирована познавательная мотивация, училась хорошо . Доминантный жизненный проект в 11-м классе был сформирован на зрелом уровне
При выборе индивидуального учебного плана не испытывала трудностей: на профильном уровне иностранный язык (связан с будущей профессией), обществознание (нужно сдавать ЕГЭ и интересно), психология (всегда проявляла интерес к другим людям), логика (развитие мышления) В 10—11 классах написала работу «Стратегии помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», которая получила призовые места на городских конференциях и была удостоена гранта Президента Российской Федерации . В гимназии основала волонтерское движение, помогала детским домам, интернатам, детям из Дома малютки В летнее время обучалась в различных молодежных лагерях, целенаправленно занималась волонтерской деятельностью в реабилитационном центре
Успешно сдала ЕГЭ (русский язык, математика, иностранный язык, обществознание) и поступила на факультет начальных классов с иностранным языком МГПУ, через год ушла (не устроил уровень подготовки) . Заново поступила в СПБ университет, Институт детства, где успешно учится в настоящее время . В настоящее время готовит дипломную работу по теме «Воспитание положительного отношения детей и родителей к детям с ОВЗ». Учит французский язык, планирует продолжать обучение в магистратуре, подрабатывает няней Считает, что ее доминантный жизненный проект реализуется в достаточно высокой степени
Вероника В. В среднем школьном возрасте представляла себе будущее, связанное с творчеством, в частности с музыкой Очень хорошо училась, занималась в музыкальной школе (фортепиано), дополнительно занималась иностранными языками (репетитор) . Думала о поступлении в консерваторию или в университет на специальности, связанные с искусством
Базовые ценности: поиск и наслаждение прекрасным, любовь, семья . Интересы: музыка, литература (поэзия), иностранные языки . Профессиональные интересы: литература, иностранные языки . Оптимистична, достаточно ответственна (в 11-м классе соглашалась принять на себя ответственность за свою жизнь на 50%) Высокий уровень познавательной мотивации
Выбор индивидуального плана: на профильном уровне иностранный язык, русский язык, логика, спецкурс по литературе. Затем уточнение плана — выбор профильного обществознания (очень понравился учитель) Проектные и исследовательские работы: 8-й класс — «Эффект свидетеля» (на английском языке), «Семья в творчестве Цветаевой»; 9-й класс — «Мотив моря в творчестве А. С . Пушкина и М . И . Цветаевой», 10-й класс — «Музыка поэтики . Пастернак и Шопен» . В 11-м классе стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, что открыло иные перспективы поступления в вуз . На олимпиаде «Ломоносов» получила 98 баллов на литературе и 94 балла по русскому языку. Решение о выборе вуза принималось с большим трудом Доминантный жизненный проект был сформирован на среднем уровне, будущее представлялось достаточно размыто
Окончила гимназию с золотой медалью (одна из восьми выпускников Москвы 2013 года, получившая медаль сразу по трем показателям: отличная успеваемость, победа на олимпиаде, 100 баллов на ЕГЭ) . Поступила на романо-германское отделение филфака МГУ имени Ломоносова, выучила немецкий язык, в настоящее время приглашена на долгосрочную стажировку в университет Вены Считает, что ее жизненный проект не реализуется в должной мере, потому что видит в себе нереализованные ресурсы Очень жалеет, что не занимается музыкой профессионально
Надежда М. В 6 лет решила стать врачом, в 7 лет — детским врачом, в 10—12 лет — детским хирургом . Цель жизни: получить профессию, приносящую радость и удовлетворение Мотивация: принести пользу людям, помочь им Мечтала поступить в медицинский университет по специальности «хирургия» Уже в 7-м классе сформирован осознанный доминантный жизненный проект с развитой временной перспективой С 8-го класса посещала медицинский кружок при училище. Хорошо представляла свое будущее. (Через 10 лет я закончу институт и уже буду работать по специальности, возможно, буду учиться в аспирантуре... через 20 лет — я уже высококлассный специалист, работаю в хорошей клинике, пациенты. и обязательно семья, дети.»). Интересы: химия, биология, медицина, психология
Оптимистка, общительна, инициативна, умеет налаживать социальные контакты, контролировать свои эмоции Выбор индивидуального плана: биология и химия на профильном уровне, по выбору — химический практикум, дополнительные главы по химии, дополнительные главы по
биологии, трудные задачи по физике Во время обучения в старших классах любила решать задания повышенной сложности, особенно по химии В 10-м классе была готова взять ответственность за свою жизнь на 60%, остальное доверяла родителям Мечта совпадает с жизненной целью и ценностными ориентациями: любимая работа, семья, любовь
Блестяще сдала экзамены, поступила в РГМУ им Н И Пирогова, с 4-го курса занимается научной работой . В настоящее время обучается в аспирантуре Девиз в жизни: «Прежде чем что-либо бросить, вспомни, ради чего ты все начинал» Главным в жизни считает гармонию всех составляющих, здоровье и поддержку близких, осознание смысла собственной жизни, соответствие собственному моральному закону (недавно, когда взяла сына на дежурство в больницу, мама одного ребенка, которого Надежда вытащила из тяжелого заболевания, сказала ее сыну, что его мама лучшая на свете, потому что спасла ее сына, что у его мамы лучшая профессия в мире)
Геннадий З. Долго не мог определиться с целью жизни — увлекали как театр и литература, так экономика и право С увлечением играл в школьном театре, дополнительно занимался иностранными языками . К 9-му классу удалось установить только самые общие преставления о будущем (начальный уровень доминантного жизненного проекта) Общителен, проявлял ярко выраженные лидерские качества Очень хорошо учился по всем предметам
Базовые ценности: высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе Выбор индивидуального учебного плана: на профильном уровне история, обще-ствознание, иностранный язык, логика . Во втором полугодии 10-го класса добавил к индивидуальному плану профильный курс права, начал читать юридическую литературу, дополнительно заниматься на курсах МГУ Темы исследовательских работ: «Нужно ли России вступать в ВТО» (9-й класс) и «Плюсы и минусы глобализации» (10-й класс) . К 11-му классу жизненные планы определились окончательно: юридический факультет МГУ имени М В Ломоносова, аспирантура, работа юристом в крупной компании На выпуске из гимназии был готов взять ответственность за свою жизнь на себя на 80% .
Очень хорошо сдал ЕГЭ (русский язык, история, обществознание, иностранный язык), поступил на бюджетное отделение юридического факультета МГУ, окончил университет с красным дипломом, защищался на кафедре конституционного и муниципального права, в настоящее время учится в аспирантуре и работает в Минэкономразвития РФ Девиз: «Существует глубокая связь между счастьем каждого человека и благосостоянием государства, в котором он живет» Решение поступить на государственную службу было глубоко осознанным Считает, что оптимально
выбранный в свое время индивидуальный учебный план в гимназии помог в самоопределении и реализации жизненных планов
Олег С. Во время учебы в гимназии не проявлял особенных способностей Замкнут, скорее пессимистичен, флегматичен, уровень познавательной мотивации средний В 8—9 классах представлял себе желаемое будущее несколько инфантильно, в основном связывая мечты с путешествиями или отдыхом («с друзьями на море. отдых в горах.»). Занимался спортом (плавание, дзюдо, теннис, картинг) Вопрос о продолжении образования дискутировался до начала 11-го класса Базовые ценности: приятное времяпрепровождение, отдых, высокое материальное благосостояние Интересы: спорт, общение, музыка Профессиональные интересы: не определены Выбор индивидуального плана: на профильном уровне математика, обществознание, экономика, логика, математический практикум (выбирал «методом от противного» во многом по настоянию родителей)
Доминантный жизненный проект к началу 11-го класса был сформирован на начальном уровне, будущее представлялось неопределенным Тем не менее была поставлена амбициозная цель — факультет глобальных процессов МГУ имени Ломоносова Дополнительно занимался на курсах при университете Успешно сдал экзамены (русский язык, математика, иностранный язык), поступил в университет на контрактное отделение. Учился средне, окончил университет, в настоящее время работает в крупной компании специалистом в области международных отношений Не очень доволен, ищет другое место работы Считает, что гимназия предоставила возможности, которыми он не смог воспользоваться в свое время в полной мере
Таким образом, индивидуальный учебный план является средством самопрогнозирования и самоидентификации в процессе реализации образовательных, личностных и жизненных планов (школа — вуз — работа), что отражает взаимосвязь социального, образовательного и личностного аспектов обучения
Взаимосвязь личностных и философских смыслов индивидуального учебного плана формирует внутреннюю социально-динамичную «линию жизни» учащегося как ориентир для постоянного самообразования, самосовершенствования, самопонимания и саморазвития
Между философскими и личностными смыслами индивидуальных учебных планов имеет место диалектическая связь: философские смыслы являются руслом развития личностных смыслов, а личностные смыслы — содержанием и условием формования философских смыслов жизни и деятельности учащегося
Литература
1 . Дидактика в современных социокультурных условиях: Уч . пособие / Под ред . И . М . Осмоловской . М . , 2015 . 314 с .
2 . Долгая О.И. Культурологические основы непрерывного образования в Чеш-
ской республике // Педагогика. 2014. № 7. С. 116—123 .
3 . Иванова С.В. О проблеме репрезентации и интерпретации решений в сфе-
ре образования // Ценности и смыслы . 2012 . № 6 (22) С . 4—9.
4 . Ломакина Т.Ю. Современные тенденции развития системы управления ка-
чеством профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика . 2011 . № 1 . С 165—173 . 5. Орешкина А.К. Теоретико-методологические аспекты формирования проектной деятельности в образовательном процессе непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика 2011 № 1 С 159—164 6 . Осмоловская И. М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: Автореф . дис . ... д-ра пед . наук . М . , 2002 . 25 с .
7. Перминова Л.М. Методологическая и инновационная функции самопознания в образовательном процессе // Проблемы современного образования 2011 № 3 С 39—47
8 . Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государст-
венного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 года № 413 . [Электронный ресурс] URL: http://www. edu . ru/db/mo/Data/d_12/m413 . html (дата обращения 28 . 04. 2013) .
9 . Селиванова Н.Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, дости-
жения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011 . № 1 . С 103—116 .
10 . Тагунова И.А. Подходы к разработке современных теорий обучения и вос-
питания в западных странах // Педагогика . 2016 . № 1 . С. 105—112 .
11 . Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вы-
зовы // Психологическая наука и образование 2011 № 4 С 99—107