Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДОЛОГИИ'

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / САМОУБИЙСТВО / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПРИЧИНЫ САМОУБИЧТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Атюшкина С.А., Комардина К.О., Ковыршина С.В.

В статье анализируется феномен самоубийства. Рассматриваются основные моменты исследования Э. Дюркгейма, посвященные суициду. Представлены позиция некоторых философов на проблему самоубийства.The article analyzes the phenomenon of suicide. The main points of research Durkheim devoted to suicide. Presenting the position of some philosophers on the problem of suicide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДОЛОГИИ»

зависимости от нрава и ориентированности способен неоднократно реализовываться на разных рынках различным покупателям. Поиск способов тиражирования интеллектуального продукта считается одной из задач его маркетинга.

Инновационность маркетинга проявляется в непрерывном розыске и инициировании постоянных перемен потребностей, в обновлении ассортимента, придании товарам новых качеств и достижении новейших степеней удовлетворения потребностей, в применении новейших конфигураций коммуникаций, новейших методов продаж и доставки. Такой поиск поощряется фактом, что все наибольшее количество покупателей в обществе исповедуют приоритеты свойства продуктов и услуг, комфорт их получения и потребления над ценовыми параметрами.

Использованные источники:

1. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов/ Ю.П.Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 446с.

2. Рычкова, Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие / Н.В. Рычкова. - М.: КНОРУС, 2013. - 240 с.

Атюшкина С.А. студент 2 курса Комардина К.О. студент 2 курса Институт экономики и менеджмента Ковыршина С.В., к.филос.н.

доцент кафедра философии

Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДОЛОГИИ

В статье анализируется феномен самоубийства. Рассматриваются основные моменты исследования Э. Дюркгейма, посвященные суициду. Представлены позиция некоторых философов на проблему самоубийства.

Ключевые слова: самоубийство, суицид, смысл жизни, причины самоубичтва.

The article analyzes the phenomenon of suicide. The main points of research Durkheim devoted to suicide. Presenting the position of some philosophers on the problem of suicide.

Key words: suicide, the meaning of life, the causes of suicide.

Проблема смысла жизни волновала человека с незапамятных времен. Онтологический статус проблемы «быть или не быть», «жить или не жить» сегодня приобрел окраску не только аксиологическую, но и познавательную. В быстро меняющемся мире часто не остается времени на раздумья, большинство людей отягощены бытовыми и обыденными проблемами настолько, что в ситуации кризиса проявляется их неумение решать

смысложизненные задачи. И тогда остается самый, как многим кажется, простой и надежный выход - самоубийство. Тем самым, самоубийца подчеркивает невозможность и несостоятельность желания жизни.

Феномен самоубийства является предметом такой науки как суицидология. Объяснить в чём состоит смысл суицида, сама наука пока не в состоянии и потому должна обращаться за объяснениями к философии.

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

1. Депрессия (тоска, отчаяние, идеи вины, безразличие, отсутствие аппетита, нарушения сна).

2. Устные или письменные намеки, включающие в себя рассуждения о самоубийствах, рассказы о своих проблемах, просьбы помощи или предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в беседах искусстве и литературе. Решение о самоубийстве сразу не возникает, прежде всего, человек делает попытки поделиться с другими людьми. Около 80 % людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях сделать самоубийство.

3. Социальная изоляция, уход в себя (отсутствие поддержки родственников и друзей, одиночество).

4. Проблемы в учебе или на работе (опоздания, прогулы, жизненные не удачи).

5.Саморазрушающее поведение (попытки самоубийства, наталкивать себя на какие-то ситуации, ведущие к негативным последствиям, привлечение несчастных случаев.)

6. Употребление большое количество алкоголя и наркотиков повышает вероятность действий, совершаемых под влиянием внезапных импульсов. Иногда гибель от передозировки наркотиков является преднамеренной.

7. Вызывающее поведение (уходы из дома, правонарушения,).

8. Недавнее самоубийство друга или близкого родственника.

Каждый из великих людей относился к суициду по-разному.

Например, Аристотель считал, что самоубийство - это проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, предательства, болезней, телесного или душевного недуга. Кроме того, Аристотель указывал на антисоциальность деяния: самоубийство является преступлением против государства, потому что ослабляет город, лишая гражданина.

Более терпимое отношение к суициду содержится во взглядах Сократа. Он устанавливает ассоциативную связь между бессмертием души и добровольной смертью.

Платон был уверен, что злые поступки тела оскверняют душу, делая ее несчастной, и не дают возможности полностью отделиться и вернуться в мир идей. Это идеальное существование после смерти, не являясь прямым призывом к суициду, тем не менее, создавало вполне определенную атмосферу, заставлявшую человека поверить, что уход от земной жизни

является единственным путем к совершенному бытию.[1]

Тема самоубийства была одной из основных в письмах Луция Аннея Сенеки. Смерть, по мнению Сенеки, должна быть хорошей, то есть лишенной страсти и эмоций. Для него основным критерием являлась этическая ценность жизни: «Раньше ты умрешь или позже - неважно, хорошо или плохо - вот что важно. А хорошо умереть - значит, избежать опасности жить дурно». Цицерон, Сенека и автор «Сатирикона» Гай Петроний Арбитр свои философские взгляды претворили в жизнь.

Но одна из масштабных и значимых работ, посвященной изучению причин самоубийства является исследование Э. Дюркгейма -«Самоубийство», изданная в 1897 году.

Используя данные большого числа социологических исследований, автор подводит нас к мысли о том, что причиной самоубийств являются только социальные причины.

Он считал, что в социуме существует некое общественное сознание, которое и диктует людям идею самоубийства, как бы говоря им, что они не достойны, жить, потому, что, например, не имеют семьи и детей, работы, не приносят пользу обществу и т.д. Но, все же главная причина самоубийства, согласно Э. Дюркгейму - это одиночество.

Исследуя феномен суицида, Э. Дюркгейм выделил три вида самоубийств: эгоистическое самоубийство, альтруистическое самоубийство, аномическое самоубийство.

Эгоистический тип суицида наступает тогда, когда человек сталкивается с невозможностью удовлетворения своих эгоистических желаний. Например, человек может сильно желать денег, высокого социального положения и т.д. Сталкиваясь с невозможностью скорого удовлетворения этих желаний, к тому же лишенный поддержки семьи, такой человек совершает самоубийство. В поддержку этого предположения, Э. Дюркгейм приводит тот факт, что среди протестантов процент самоубийств значительно выше, чем среди представителей других религий, так как протестантство исповедует эгоистическую мораль личного обогащения.

Альтруистическое самоубийство вызвано желанием бескорыстного действия в отношении других людей. Например, можно представить ситуацию, когда человек совершает самоубийство, чтобы его семья получила деньги в виде страховки за его жизнь.

Аномическое самоубийство связано с понятием аномии, разработанным Э. Дюркгеймом и основанным, отчасти, на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо «естественных» ограничений желаниям и амбициям человека. Аномия, согласно Э. Дюркгейму - это определенное состояние общества, при котором в обществе существуют разногласия, члены общества не верят в существующие ценности и цели, утрачены нормативные и нравственные рамки поведения в обществе.

Автор считал, что слишком быстрое развитие современного общества привело к распаду ценностей семьи, морали и даже религии. Этим вызвано

нарушение равновесия в обществе, которое может выражаться как в виде экономического упадка, так и в виде экономического роста. Как раз на эти периоды приходится максимальное количество самоубийств.

Во время экономического упадка происходит рост безработицы, снижение зарплат, ухудшение качества жизни. Как результат - рост числа самоубийств. При экономическом росте также происходит рост числа самоубийств. И это, в первую очередь связано с тем, что некоторым людям начинает казаться, что другие люди богатеют еще быстрее, чем они. Не в силах справиться с этим чувством эти люди совершают самоубийство.

Резюмируя, можно сказать, что большую часть самоубийств, вызванных состоянием аномии в обществе, можно отнести к эгоистическому типу самоубийства. [2]

При истинном суициде намерение покончить с собой развивается в течение длительного времени - подготовка к нему может занимать от нескольких дней до нескольких лет. Суицидент долго анализирует причины и возможные последствия самоубийства, рассматривает различные способы и оценивает их эффективность и надёжность, планирует наиболее надёжный сценарий суицидального действия.

Непосредственно перед актом самоубийства у суицидента может проявиться так называемое терминальное поведение - человек как бы «приводит в порядок» свою жизнь: отдаёт долги, закрывает счёт в банке, просит прощения у давних врагов, совершает прощальные визиты к знакомым, раздаёт друзьям и родственникам свои вещи и т.д.

Очень часто самоубийцы пишут предсмертные записки (прощальные, с объяснением своего поступка, обвиняющие и т. п.).

Предотвращение суицидальных попыток заключается в снятии психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшении психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение; формировании компенсаторных механизмов поведения; проведении общественных мероприятий по формированию адекватного отношения к жизни и смерти.

В этической теории принято проводить разницу между смыслом жизни и её целью. Смысл всегда объективен (не зависит от человека). Цель, напротив, перед каждым человеком ставится конкретно, именно она и придаёт смыслу личностную определённость и окрашенность. И на уровне обыденного нравственного сознания и на уровне сознания теоретического на понимание смысла жизни сложились 4 основные точки зрения:

1) Гедонистическая. Люди её придерживающиеся убеждены в том, что смысл их существования заключается в материальном достатке, в чувственных удовольствиях, в комфорте. На уровне этики подобное отношение к жизни нашло своё отражение в теориях гедонизма, эпикуреизма, разумного эгоизма, прагматизма.

2) Религиозная. Она нашла своё отражение во всех мировых религиях и религиозно-философских концепциях. Смысл человеческого

существования заключается в спасении души, именно земная жизнь даёт человеку возможность подготовиться к жизни лично. В зависимости от того как будет прожита человеком его земная жизнь, зависит и то какой будет его дальнейшее.

3) Абсурд. Люди, отрицавшие, в жизни какой бы то ни было смысл навсегда. Это подобная мера понимания, характеризующая наиболее образованную часть западного общества, нашло своё отражение в драматургии абсурда, кинематографе, литературе, философии. В философии это наиболее выразительно отразилось у А. Камю и Ж.П. Сартра. Согласно их концепции человек случайно заброшен в этот мир. Человек - роковая ошибка природы, трагическая случайность в его развитии. До его появления она благоденствовала, но стоило в ней появиться человеку, как он сейчас же стал искать в своём существовании смысл, а его поиски осуществлял в деятельность, которая и привела человечество и природу его, создавшую на грань катастрофы. Они были убеждены в том, что чем бы ни мотивировалась деятельность людей, она всё равно неизбежно ведёт к одному - возрастанию хаоса. [3]

4) Позитивистская. Для тех людей кто придерживается этой концепции, смысл их бытия заключается в наиболее полном раскрытии, развитии и реализации всех присущих им способностей и возможностей. Безусловно, в этом случае большую роль играет объективные факторы, но всё-таки главная роль принадлежит фактору субъективному (личностному), который заключается в потребности человека к постоянному саморазвитию и самореализации.

Если обратиться к статистике, то в2014 году количество самоубийств в России снизилось на 7% по сравнению с предыдущим годом. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, за 11 месяцев ушедшего года с жизнью покончили 24 690 человек (это 18,5 случая на 100 тыс. человек). За тот же период 2013 года количество суицидов составило 26 590 человек — это около 20 случаев на 100 тыс. россиян. По общему числу самоубийств Россия находится на четвертом месте в мире — после Индии, Китая и США.

[4]

Таким образом, мы видим, что проблема самоубийства остается актуальной для всего человечества.

Использованные источники:

1. Гузеева О. Отношение к суициду философов разного времени / О. Гузеева//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www.palata6.net/page-id-31 .html ru.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.

3. Камю А. Посторонний; Чума : романы. / А. Камю. Харьков: Фолио, 1999.

4. Количество самоубийств в России // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // http: //izvestia.ru/news/581875

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.