Научная статья на тему 'Философские аспекты формирования стратегии научно-технологического и социально-экономического развития'

Философские аспекты формирования стратегии научно-технологического и социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко В.В., Глущенко И.И.

В статье формируются философия и культура стратегии развития в их системном единстве, в рамках гуманитарного среза стратегии научно-технического и социально-экономического развития исследуются идеология, место, миссия, видение, основные цели и задачи стратегии в социально-экономическом развитии государства и общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF FORMATION OF STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL AND SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

In article the philosophy and culture of strategy of development in their system unity are formed, within a humanitarian cut of strategy of scientific and technical and social and economic development the ideology, the place, mission, vision, main objectives and problems of strategy in social and economic development of the state and society are investigated.

Текст научной работы на тему «Философские аспекты формирования стратегии научно-технологического и социально-экономического развития»

References

1. .Garanina O.D. Social'nyj kontrol' razvitija tehniki // Nauchnyj Vestnik MGTU GA. 2013. № 191. S. 50-54.

2. Gorohov V.G. Problema upravlenija tehnicheskimi riskami // Filosofija upravlenija: metodologicheskie problemy i proekty. M.: IFRAN, 2013. S.235-255.

3. Kozlova O.N. Otvetstvennost' // Sociologicheskaja jenciklopedija. V 2-h t. M.: Mysl', 2003. Т. 2. S. 129.

4. Rozov V.M. Ponjatie i sovremennye koncepcii tehniki. M.: IF RAN, 2006. 255 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.150 Глущенко В.В.1, Глущенко И.И.2

1 Доктор технических наук, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II , 2доктор экономических наук, Российский государственный социальный университет ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье формируются философия и культура стратегии развития в их системном единстве, в рамках гуманитарного среза стратегии научно-технического и социально-экономического развития исследуются идеология, место, миссия, видение, основные цели и задачи стратегии в социально-экономическом развитии государства и общества

Ключевые слова: философия, культура, идеология, место, миссия, видение, цели, задачи, стратегия, развитие, срез.

Glushchenko V.V.1, Glushchenko I.I.2

1PhD in Engineering, Moscow State University of means of communication of the Emperor Nicholas II,

2PhD in Economics, Russian state social university PHILOSOPHICAL ASPECTS OF FORMATION OF STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL

AND SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract

In article the philosophy and culture of strategy of development in their system unity are formed, within a humanitarian cut of strategy of scientific and technical and social and economic development the ideology, the place, mission, vision, main objectives and problems of strategy in social and economic development of the state and society are investigated.

Keywords: philosophy, culture, ideology, place, mission, vision, purposes, tasks, strategy, development, cut

Актуальность настоящей статьи в 2016 определяется тем, что для правильного определения стратегии научно-технического и социально-экономического развития государства и общества в современном мире необходимо синтезировать философию стратегии и определить ее влияние на место, цели и задачи стратегии в социально-экономическом развитии.

Цель статьи является формирование философии стратегии социально-экономического развития как ядра формирования и реализации стратегии социально-экономического развития.

Для достижения поставленной цели решаются задачи исследования:

- уточняется влияние философии на место стратегии в социально-экономическом развитии;

- исследуются методические подходы к определению цели и задачи стратегии развития.

Объект статьи - стратегия развития России.

Предмет статьи - философия стратегии развития и ее влияние на миссию, видение, место, цели и задачи этой стратегии.

В ходе многонациональной конкуренции организации (включая государства) стремятся к лидерству на национальном рынке, в глобальных отраслях фирмы борются за доминирование. Считают, что стратегические мероприятия организации обязательно должны быть скоординированы с тенденциями развития глобальной экономики для достижения существенного конкурентного превосходства в определенных сегментах [1, с.279-285].

Известно, что в условиях современной глобализации государство может рассматриваться как публичная общественная корпорация [2, с.5-11].

Это открывает возможность синтеза единого методологического подхода при проектировании стратегий государства, общества и корпораций, что крайне важно по той причине, что такая стратегия проектируется и реализуется этими субъектами современного мира совместно (сопричастно).

При этом стратегия научно-технологического развития может рассматриваться как часть и материальную основу стратегии социально - экономического развития государства и общества.

Философию в ее широко понимании можно определить как отражение познания и понимания человеком основ той культуры среды, в которой происходит жизнедеятельность, как образ культуры в человеке [3, с. 7].

В развитие таких представлений о философии стратегию научно-технологического (и социально -экономического) развития можно представить моделью, основанной на известной методологии срезов.

Могут быть выделены такие срезы стратегии развития:

- гуманитарный срез стратегии развития (философия, культура, место, миссия, видение, цели, задачи стратегии), который отражает влияние человека на облик стратегии и влияние стратегии на человека и общество;

- финансово-экономический срез стратегии развития (источники финансовых ресурсов, налоги, льготы, финансовые результаты и др.);

- научно-методологический срез стратегии развития (философия науки, методология науки, анализа и синтеза, контроля реализации стратегии и т.п.);

- конструкторско-технологический срез стратегии развития, который включает вопросы наличия конструкторских заделов, доступность необходимых технологий, компетентность персонала, организацию и др.

Повышение ресурсоемкости инноваций является одним из ключевых факторов развития современной глобализации. Это дает основания для объяснения причин глобализации именно ростом ресурсоемкости инноваций в рамках инновационной гипотезы глобализации.

При формировании и реализации стратегии научно-технологического развития очень важно одинаковое понимание ее сути. Исследование понятия и сущности стратегии развития на уровне организаций было выполнено в работе [4,с.95-100]. Было отмечено, что достижение поставленных долгосрочных целей осуществляется организацией на основе определенных стратегий деятельности. Термин «стратегия» в переводе с греческого означает «искусство генерала» [5, с.257].

Стратегией развития России условимся называть систему утвержденных руководством государства долгосрочных мероприятий направленных на адаптацию социально-экономического развития страны к изменению внешних геополитических и геоэкономических условий, отношений и тенденций их изменения.

Под философией стратегии развития национальной экономики (или организации) условимся понимать наиболее общий взгляд на длительную временную перспективу на миссию, видение, цели, инструменты, финансовые источники, социальную цену реализации стратегии развития.

Объектом философии стратегии развития можно назвать наиболее общий системный взгляд на культуру, идеологию, миссию, видение, место, цели, инструменты, финансовые источники, социальную цену развития.

Предметом философии стратегии развития можно назвать наиболее общий взгляд на методы, способы, инструменты реализации культуры, идеологии, миссии, видения, целей, источники ресурсов, формирующие и определяющие социальную цену развития.

Философия стратегии развития реализует следующие функции:

- онтологическая функция в процессе реализации которой создаются и опробуются определенные "модели" реальных стратегий развития на фоне картины мира;

- прогностическая функция, которая может включать создание логической основы познания будущего, в частности, определения вероятностей успеха при различных путях реализации стратегии;

- гносеологическая функция направлена на приращение знания о сущности познания содержания и значения стратегий развития в глобальном мире, государстве, обществе;

- методологическая функция, которая синтезирует приемы, способы, инструменты исследований, проектирования, реализации и котроля ходва выполнения стратегии развития;

- аксиологическая функция направлена на формирование мировоззренческих, ценностных установок при проектировании и реализации стратегии социально-экономического развития;

- селективная функция, в рамках которой философия стратегии позволяет отбирать допустимые или наилучшие варианты стратегий;

- функция философии как производного показателя и/или критерия истины по отношению к проекту или реальной модели стратегии социального и экономического развития, дополняющего количественную и качественную оценку практических результатов стратегии;

- интегративная (агрегативная, синтетическая) функция, в рамках которой философия стратегии обеспечивает системное, целостное обобщение и синтез (системное агрегирование в новом образе) разнообразных форм исследования, проектирования, контроля хода выполнения стратегии развития, включая ее идеологию, миссию, видение, место, цели;

- критическая функция в рамках конструктивной (созидательной) концепции критики в философии стратегии позволяет давать ценностную оценку, выявлять сильные и слабые стороны, проблемы, положительные и отрицательные стороны стратегии развития, с учетом социальных отношений людей, измерять социальную цену реализации стратегии развития.

Возможна консенсусная - на основе согласия в обществе концепции философии и стратегии развития, когда общество признает необходимость и приемлемость конкретного варианта стратегии развития для различных социальных классов и групп. Однако, чаще встречается конфронтационная концепция философии и стратегии развития, что связано с тем, что реализация стратегии развития затрагивает интересы всех социальных групп, которые могут быть финансовыми источниками или бенефициарами процесса и результата реализации стратегии. При таком подходе реальный облик стратегии определяется в результате установления равновесия сил и устремлений противоборствующих социальных групп и сил.

Роль философии стратегии может заключаться в гармонизация идеологии, места, миссии, видения, целей, политики, стратегии и тактики, снижение рисков развития. Что дает возможность руководству сформировать непротиворечивую, целостную парадигму стратегии развития, снизит риски реализации стратегии социально-экономического развития [6,с.26].

Философия стратегии развития является основой культурной системы государственного и предпринимательского управления стратегией социально-экономического развития. Культура объединяет ценности, убеждения, образцы повеления в отношении внешних конкурентов и объединения участников которые направлены на достижение успеха, снижение рисков в процессах проектирования и реализации стратегии социально-экономического развития государства и общества.

Идеология проектирования и внедрения стратегии социально-экономического развития может пониматься как:

во-первых, главная идея стратегии социально- экономического развития государства и общества;

во-вторых, способ распределения власти в процессах проектирования и внедрения стратегии социально -экономического развития.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации главной идеей проектирования и внедрения стратегии социально-экономического развития следует признать создание социальных, экономических, технологических основ для улучшения жизни граждан.

При этом идеология как способ распределения власти в процессах проектирования и внедрения стратегии социально-экономического развития может предусматривать сопричастный характер управления проектированием и реализацией стратегии. В частности, активное участие в проектировании такой стратегии могут принимать участие общественные организации бизнес сообщества, научно-педагогического сообщества и другие заинтересованные социальные, экономические акторы.

Требует своего философского осмысления и понятие места стратегии в процессах социального, экономического, научно-технологического развития.

В процессе философского осмысления сущности стратегии развития под местом стратегии развития в социальном, экономическом, научном, технологическом развитии государства и общества могут пониматься:

1) место стратегии как пространство в социально-экономической среде, которое занято или может быть занято мероприятиями стратегического развития в социально-экономическом прогрессе государства и общества, например, в виде процента бюджетных средств или бюджетов корпораций, выделяемых на реализацию такой стратегии нововведений;

2) место стратегии как величина импульса ускорения всем сторонам деятельности государства, который названная стратегия придает социально-экономическому прогрессу государства и общества, в частности, такой импульс может измеряться приращением темпов роста ВВП в результате принятия и внедрении определенной стратегии;

3) место стратегии может рассматриваться и как географическая пределах государства или ряда регионов страны область в пределах которых формируется и внедряются нововведения и меры, которые в их совокупности и составляют стратегию развития;

4) место стратегии может идентифицироваться и с тем вниманием, которое органами власти государства, государственных корпораций уделяется проектированию, внедрению, контролю реализации стратегии социального и экономического развития (в рамках деятельности органов государственной власти и различного рода корпораций), в частности, известно, что стратегия может быть успешной только в том случае если стратегией лично занимается первое или второе лицо организации (государства, общественной или коммерческой корпорации);

5) место стратегии может пониматься и как относительное значение темпов национального социального и экономического развития на фоне аналогичных глобальных показателей такого развития;

6) под местом стратегии могут пониматься и должности государственной гражданской службы, руководящие и функциональные должности в корпорациях, вузах, созданные с целью планирования и реализации стратегии развития социально-экономической среды;

7) какая-нибудь, определённая часть национальной экономики и социальной среды, которая активно включена в процессе планирования и реализации стратегии социально-экономического развития тоже может называться местом стратегии развития;

8) место стратегии может определяться и как вклад результатов реализации социально-экономической стратегии в достигнутые результаты, в частности, при таком подходе могут быть сделаны такие наукометрические оценки: уровня научной новизны, перспективности развития в новых технологиях и практической полезности научных результатов в процессе их внедрения в ходе опытно-конструкторских работ в образцы товаров, финансовых результатов [7, с. 39-41; 8, с. 16-24].

Финансы корпораций в условиях глобализации являются одним из источников финансирования стратегии развития [9, с. с28-35].

Фактическое место стратегии социально-экономического развития во-многом, определяется миссией и видением этой стратегии.

Миссия стратегии развития России включает социальные и экономические результаты, которые свидетельствуют о ее полезности обществу. Миссия стратегии развития России может заключаться в поддержании конкурентоспособности государства и общества в условиях глобализации и научно -технического прогресса (НТП).

Видение в рамках стратегии развития России -это вдохновляющий сценарий стратегического социально-экономического развития государства и общества, мотивирующий членов общества участвовать в реализации стратегической программы развития государства и общества.

Видение стратегии может быть выражено в программном заявлении стратегии инновационного научно -технологического развития. Такое программное заявление данной стратегии призвано информировать общество, потребителей и деятелей рынка относительно целей и выгод данной стратегии и составляющих ее проектов для общества, а также методов достижения целей стратегии в целом и на уровнях отдельных стратегических инновационных проектов. Разработчикам стратегии, персоналу участвующих в стратегии организаций, реализующих стратегические инновационные проекты такое заявление должно дать представление относительно философии реализации и синтеза организационной структуры системы стратегического управления реализацией стратегии научно-технологического развития.

Цели стратегии развития России отражают желаемое будущее состояние социальной и экономической сфер нашей страны.

Целью стратегии научно-технологического и, как следствие, социально-экономического развития государства условимся называть желаемое состояние научно-технологической сферы и ее социально-экономической сферы в будущем и на фоне мирового сообщества.

Задачи стратегии развития государства и общества включают шаги по развитию социальной и экономической среды государства в процессе реализации стратегии научно-технологического и развития страны.

Содержание задач в составе стратегии научно-технологического и социально-экономического развития может быть определено после принятия решения о виде и целях стратегии. Однако, в любом случае существуют задачи разработки, реализации и оценки результатов стратегии, которые имеют свою информационную и наукометрическую специфику.

Видение, цели, задачи стратегии могут рассматриваться как основа при синтезе инновационной политики и стратегии на уровнях национальной экономики и стратегически инновационно активных предприятий [10].

При этом разработка политики финансирования инновационной деятельности предприятий является структурным элементом проектирования стратегии развития [11, с. 50-57].

Определенные сложности в разработке и реализации стратегии развития создает и глобальный финансовый кризис [12,13]. Влияние глобального кризиса может создавать повышенные риски реализации стратегии социально -экономического развития.

В процессе разработки и реализации стратегии развития в условиях глобального финансового кризиса, национального бюджетного кризиса должно уделяться финансам инновационной деятельности [14]. В связи с усложнением инновационной деятельности и финансовых отношений в условиях глобализации , постиндустриальной экономики для методического обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития потребуется углубление методологии финансов инновационной деятельности.

В настоящей статье в исследованы и философия, обсуждаются место, миссия, видение, цели и задачи стратегий научно-технологического и социально-экономического развития государства, общества, корпораций.

Литература

1. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 567 с.

2. Глущенко В.В. Государство как геополитическая публичная корпорация в условиях постиндустриального глобального мира//Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 7(16), 2007, с. 5-11.

3. Алексеева И.Ю. Научная философия как «культурная система» (О Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях)// Вопросы философии, №11, 2012, с. 3-10

4. Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной

деятельностью. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2006. - 356 с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело», 2002. - 704 с.

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Совершенствование философии и методологии науки, управления и прогностики: парадигма интеллектуального управления - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009, -120 с.

7. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Прогнозирование финансовых результатов инновационной деятельности организации//Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 февраля 2016 г.,г. Курган). В3 Ч. Ч.1-Уфа: АЭТЕРНА, 2016, с. 39-41.

8. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Оценка финансовых результатов маркетинговой стратегии на глобальном рынке с учетом рисков//Экономический анализ: теория и практика, 2007, №6, с.16-24.

9. Глущенко В.В. Финансы корпораций в условиях глобализации//Финансы и кредит, 2007, № 1(241), с. 28-35.

10. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. - М. : АПК и ППРО, 2009. - 128 с.

11. Глущенко И.И. Разработка политики финансирования инновационной деятельности предприятий//Экономический анализ: теория и практика, 2009, № 12, с. 50-57.

12. Глущенко В.В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. - М.: ИП Глущенко В.В., 2008, - 88 с.

13. Глущенко В.В. Кризисология: общая теория кризиса, образ посткризисного будущего, критериальный подход к исследованию и рисковая теория фирмы, парадигма интеллектуального управления рисками. - г. Москва: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2011. - 80

14. Глущенко И.И. Финансы инновационной деятельности - Москва: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2012. - 116 с.

References

1. Tompson A.A.. Striklend A.Dzh. Strategicheskiy menedzhment. Iskusstvo razrabotki i realizatsii strategii: Uchebnik dlya vuzov / Per. s angl. Pod red. L. G. Zaytseva. M. I. Sokolovoy. - M.: Banki i birzhi. YuNITI. 1998. - 567 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Glushchenko V.V. Gosudarstvo kak geopoliticheskaya publichnaya korporatsiya v usloviyakh postindustrialnogo globalnogo mira//Natsionalnyye interesy: prioritety i bezopasnost № 7(16). 2007. s. 5-11.

3. Alekseyeva I.Yu. Nauchnaya filosofiya kak «kulturnaya sistema» (O Vladimire Nikolayeviche Ivanovskom i ego ideyakh)// Voprosy filosofii. №11. 2012. s. 3-10

4. Glushchenko I.I. Sistema strategicheskogo upravleniya innovatsionnoy

deyatelnosti - g. Zheleznodorozhnyy. Mosk. obl.: OOO NPTs «Krylia». 2006. - 356 s.

5. Meskon M.Kh.. Albert M.. Khedouri F. Osnovy menedzhmenta: Per. s angl. - M.: «Delo». 2002. - 704 s.

6. Glushchenko V.V.. Glushchenko I.I. Sovershenstvovaniye filosofii i metodologii nauki. upravleniya i prognostiki: paradigma intellektualnogo upravleniya - M.: IP Glushchenko Valeriy Vladimirovich. 2009. -120 s.

7. Glushchenko V.V.. Glushchenko I.I. Prognozirovaniye finansovykh rezultatov innovatsionnoy deyatelnosti organizatsii//Sovremennyye kontseptsii razvitiya nauki: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (20 fevralya 2016 g..g. Kurgan). V3 Ch. Ch.1-Ufa: AETERNA. 2016. s. 39-41.

8. Glushchenko V.V.. Glushchenko I.I. Otsenka finansovykh rezultatov marketingovoy strategii na globalnom rynke s uchetom riskov//Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2007. №6. s.16-24.

9. Glushchenko V.V. Finansy korporatsiy v usloviyakh globalizatsii//Finansy i kredit. 2007. № 1(241). s. 28-35.

10. Glushchenko I.I. Formirovaniye innovatsionnoy politiki i strategii predpriyatiya. - M. : APK i PPRO. 2009. - 128 s.

11. Glushchenko I.I. Razrabotka politiki finansirovaniya innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiy//Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2009. № 12. s. 50-57.

12. Glushchenko V.V. Vvedeniye v krizisologiyu. Finansovaya krizisologiya. Antikrizisnoye upravleniye. - M.: IP Glushchenko V.V.. 2008. - 88 s..

13. Glushchenko V.V. Krizisologiya: obshchaya teoriya krizisa. obraz postkrizisnogo budushchego. kriterialnyy podkhod k issledovaniyu i riskovaya teoriya firmy. paradigma intellektualnogo upravleniya riskami. - g. Moskva: IP Glushchenko Valeriy Vladimirovich. 2011. - 80 s

14. Glushchenko I.I. Finansy innovatsionnoy deyatelnosti - Moskva: IP Glushchenko Valeriy Vladimirovich. 2012. - 116 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.090 Омельчук С.С.

Аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ) МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация

Статья посвящена феномену межпрофессионального дискурса. Автор формулирует и обосновывает тезис о росте значения межпрофессионального дискурса в современных социальных реалиях. Указывается, что повсеместное развитие информационных компьютерных технологий ведет к доминированию коммуникации, а следовательно и различных дискурсов, во всех сферах общественной жизни. Рассматривается тенденция виртуализации межпрофессиональных коммуникаций и межпрофессионального дискурса.

Ключевые слова: межпрофессиональный дискурс, коммуникация, информационное общество.

Omelchuk S.S.

Postgraduate student, Novosibirsk State University of Economie and Management INTERPROFESSIONAL DISCOURSE IN THE CONDITIONS OF FORMATION INFORMATION SOCIETY

Abstract

The article is devoted to the phenomenon of inter-professional discourse. The author formulates and proves the thesis of the growing importance of interprofessional discourse in contemporary social realities. It is stated that the universal development of information computer technologies leads to the dominance of communication, and thus the different discourses, in all spheres of public life. The trend of virtualization interprofessional communication and interprofessional discourse is considered.

Keywords: interprofessional discourse, communication, information society.

В современных условиях, когда для социума все более характерной дифференциация по самым различным основаниям, включая профессиональную принадлежность индивидов и тем самым, разделение общества на социально-профессиональные группы, каждая из которых образует свое особое субкультурное пространство и ведет свой дискурс в коммуникационной среде. Специфика коммуникационного пространства современного общества состоит в том, что это насыщенная информацией цифровая медиасреда.

Общество представляет собой сложную социальную систему, включающую ряд подсистем и элементов, взаимодействующих между собой. Современное общество как объективная реальность находит свое отражение в целом ряде социологических и социально-философских концептов. При этом, в каждом из них фиксируется определенная тенденция общественной жизни. К ним относятся «общество потребления» (Э.Фромм) [1], «техногенная цивилизация» (В.С.Степин) [2], «постиндустриальное общество» (Д.Белл) [3], «информациональное общество» (М.Кастельс) [4]. Последние три концепта объединяет то, что в них постулируется идея о преобладающей роли информации и информационных технологий в современном обществе. Технические возможности человечества, данные ему наукой, позволили не просто кардинальным образом изменять природный и социальный мир.

Так, футуролог и философ Тоффлер отмечает, что цивилизация XXI века столкнется с многочисленными проблемами на фоне развития технических новаций, включая информационные технологии. Мир, охваченный информационными процессами, таит в себе и экологическую катастрофу, и электронный фашизм, и подмену капитала и труда, как основы индустриального общества, информацией и её продвижением.

Сохранение целостности системы и поддержание оптимального режима ее функционирования обеспечивается в значительной степени коммуникационными процессами. Значимость межпрофессионального дискурса состоит в том, что общество в XXI веке переживает эпоху глобальных социальных изменений, связанных с тем, что информация обретает статус важнейшего ресурса власти. Становление информационного общества формирует информационный образ жизни, понимаемый как образ жизни людей, в котором ведущая роль отводится информационным отношениям [5, c. 34].

Цивилизация, подверженная глобальному влиянию информационных технологий превращается в информационное общество, которое Тоффлер определяет как «Третью волну» после «Первой волны» (аграрного общества) и «Второй волны» (индустриального общества). «Третья волна» таит в себе серьёзные перемены практически во всех сферах жизни. Свой подход в оценке «Третьей волны», философ определяет следующим образом: «... наш подход будет состоять в рассмотрении потоков перемен, потрясающих нашу жизнь, не просто потому, что каждый из этих потоков важен сам по себе, а потому, что эти потоки перемен сливаются и образуют ещё большие, более быстрые реки перемен ...» [6, c. 224].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.