Научная статья на тему 'Межпрофессиональный дискурс в условиях становления информационного общества'

Межпрофессиональный дискурс в условиях становления информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INTERPROFESSIONAL DISCOURSE / COMMUNICATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Омельчук С.С.

Статья посвящена феномену межпрофессионального дискурса. Автор формулирует и обосновывает тезис о росте значения межпрофессионального дискурса в современных социальных реалиях. Указывается, что повсеместное развитие информационных компьютерных технологий ведет к доминированию коммуникации, а следовательно и различных дискурсов, во всех сферах общественной жизни. Рассматривается тенденция виртуализации межпрофессиональных коммуникаций и межпрофессионального дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Омельчук С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPROFESSIONAL DISCOURSE IN THE CONDITIONS OF FORMATION INFORMATION SOCIETY

The article is devoted to the phenomenon of inter-professional discourse. The author formulates and proves the thesis of the growing importance of interprofessional discourse in contemporary social realities. It is stated that the universal development of information computer technologies leads to the dominance of communication, and thus the different discourses, in all spheres of public life. The trend of virtualization interprofessional communication and interprofessional discourse is considered.

Текст научной работы на тему «Межпрофессиональный дискурс в условиях становления информационного общества»

9. Glushchenko V.V. Finansy korporatsiy v usloviyakh globalizatsii//Finansy i kredit. 2007. № 1(241). s. 28-35.

10. Glushchenko I.I. Formirovaniye innovatsionnoy politiki i strategii predpriyatiya. - M. : APK i PPRO. 2009. - 128 s.

11. Glushchenko I.I. Razrabotka politiki finansirovaniya innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiy//Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2009. № 12. s. 50-57.

12. Glushchenko V.V. Vvedeniye v krizisologiyu. Finansovaya krizisologiya. Antikrizisnoye upravleniye. - M.: IP Glushchenko V.V.. 2008. - 88 s..

13. Glushchenko V.V. Krizisologiya: obshchaya teoriya krizisa. obraz postkrizisnogo budushchego. kriterialnyy podkhod k issledovaniyu i riskovaya teoriya firmy. paradigma intellektualnogo upravleniya riskami. - g. Moskva: IP Glushchenko Valeriy Vladimirovich. 2011. - 80 s

14. Glushchenko I.I. Finansy innovatsionnoy deyatelnosti - Moskva: IP Glushchenko Valeriy Vladimirovich. 2012. - 116 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.090 Омельчук С.С.

Аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ) МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация

Статья посвящена феномену межпрофессионального дискурса. Автор формулирует и обосновывает тезис о росте значения межпрофессионального дискурса в современных социальных реалиях. Указывается, что повсеместное развитие информационных компьютерных технологий ведет к доминированию коммуникации, а следовательно и различных дискурсов, во всех сферах общественной жизни. Рассматривается тенденция виртуализации межпрофессиональных коммуникаций и межпрофессионального дискурса.

Ключевые слова: межпрофессиональный дискурс, коммуникация, информационное общество.

Omelchuk S.S.

Postgraduate student, Novosibirsk State University of Economie and Management INTERPROFESSIONAL DISCOURSE IN THE CONDITIONS OF FORMATION INFORMATION SOCIETY

Abstract

The article is devoted to the phenomenon of inter-professional discourse. The author formulates and proves the thesis of the growing importance of interprofessional discourse in contemporary social realities. It is stated that the universal development of information computer technologies leads to the dominance of communication, and thus the different discourses, in all spheres of public life. The trend of virtualization interprofessional communication and interprofessional discourse is considered.

Keywords: interprofessional discourse, communication, information society.

В современных условиях, когда для социума все более характерной дифференциация по самым различным основаниям, включая профессиональную принадлежность индивидов и тем самым, разделение общества на социально-профессиональные группы, каждая из которых образует свое особое субкультурное пространство и ведет свой дискурс в коммуникационной среде. Специфика коммуникационного пространства современного общества состоит в том, что это насыщенная информацией цифровая медиасреда.

Общество представляет собой сложную социальную систему, включающую ряд подсистем и элементов, взаимодействующих между собой. Современное общество как объективная реальность находит свое отражение в целом ряде социологических и социально-философских концептов. При этом, в каждом из них фиксируется определенная тенденция общественной жизни. К ним относятся «общество потребления» (Э.Фромм) [1], «техногенная цивилизация» (В.С.Степин) [2], «постиндустриальное общество» (Д.Белл) [3], «информациональное общество» (М.Кастельс) [4]. Последние три концепта объединяет то, что в них постулируется идея о преобладающей роли информации и информационных технологий в современном обществе. Технические возможности человечества, данные ему наукой, позволили не просто кардинальным образом изменять природный и социальный мир.

Так, футуролог и философ Тоффлер отмечает, что цивилизация XXI века столкнется с многочисленными проблемами на фоне развития технических новаций, включая информационные технологии. Мир, охваченный информационными процессами, таит в себе и экологическую катастрофу, и электронный фашизм, и подмену капитала и труда, как основы индустриального общества, информацией и её продвижением.

Сохранение целостности системы и поддержание оптимального режима ее функционирования обеспечивается в значительной степени коммуникационными процессами. Значимость межпрофессионального дискурса состоит в том, что общество в XXI веке переживает эпоху глобальных социальных изменений, связанных с тем, что информация обретает статус важнейшего ресурса власти. Становление информационного общества формирует информационный образ жизни, понимаемый как образ жизни людей, в котором ведущая роль отводится информационным отношениям [5, c. 34].

Цивилизация, подверженная глобальному влиянию информационных технологий превращается в информационное общество, которое Тоффлер определяет как «Третью волну» после «Первой волны» (аграрного общества) и «Второй волны» (индустриального общества). «Третья волна» таит в себе серьёзные перемены практически во всех сферах жизни. Свой подход в оценке «Третьей волны», философ определяет следующим образом: «... наш подход будет состоять в рассмотрении потоков перемен, потрясающих нашу жизнь, не просто потому, что каждый из этих потоков важен сам по себе, а потому, что эти потоки перемен сливаются и образуют ещё большие, более быстрые реки перемен ...» [6, c. 224].

Информационное общество, в котором находится сегодня человек, есть среда, обладающая повышенным спросом на информацию, создающая условия для развития коммуникаций, а также технологического базиса, обеспечивающего информационные процессы. Информационное общество способствовало проведению четкой границы между реальным миром и миром виртуальным. Информатика стала необходимой дисциплиной, без владения которой, не способен существовать в мире информационных технологий цивилизованный человек. Как отмечает И.И. Юзвишин, «... фактически информатика - это процесс взаимозависимости и взаимодополнения информации, человека, вычислительной техники и средств связи ...» [7, с. 36]. Интересно отметить, что в информационных технологиях присутствует и фактор научного становления, и элементы телекоммуникаций, а также игровые формы, при помощи которых познается информационный технологический мир.

Наблюдаемое на рубеже XX и XXI вв. интенсивное развитие коммуникационных технологий, получившее название «коммуникационного взрыва», значительно облегчило производство и распространение социально значимой информации и привело к формированию глобального информационного пространства, в которое были вовлечены целые профессиональные сообщества. В информационном пространстве развиваются, обеспечивают коммуникацию, принимают активное участие различные социальные профессионализированные организации и социальные институты [8].

На данном социокультурном фоне стала заметна тенденция постоянного количественного возрастания и накопления информации о различных профессиях, профессиональных субкультурах и ценностях, увеличения ее разнообразия и сложности. Это создает основу для появления и циркуляции новых профессиональных идентичностей, обеспечивающих развитие как профессиональных субкультур, так и межпрофессионального взаимодействия. В информационно-коммуникационных процессах жизнь профессиональных сообществ проявляется себя в качестве непрерывного процесса внутри- и межпрофессиональной коммуникации, то есть облекается в форму информационного обмена, опирающегося на многообразные механизмы трансляции профессиональных идей, ценностей и установок. Процесс межпрофессионального дискурса предстает как особый вид коммуникационной деятельности личности, непосредственно участвующей в информационных связях. Поэтому любая профессиональная информационная среда выступает не только хранилищем информационных ресурсов, но и эффективным коммуникативным средством. Причем культурная преемственность в данной сфере коммуникации базируется в основном на материальных носителях информации.

В подобных условиях межпрофессиональный дискурс приобретает невиданную ранее значимость, так как только посредством него представители профессиональных сообществ могут достигать и поддерживать необходимый им социальный статус, формировать по отношению к себе положительное общественное мнение. В экономическом измерении это может проявляться в формировании требуемого потребительского поведения, а в политическом - в воздействии на электоральное поведение граждан. Повсеместная информатизация позволяет достигать и социально значимых целей межпрофессиональных дискурсов. Так, например, используя виртуальные социальные сети, педагоги, медики и социальные работники, могут совместно привлекать внимание молодежи к решению проблем наркомании, алкоголизма, либо организовать сбор средств на лечение тяжело больного ребенка и т.д.

Межпрофессиональный дискурс в постсовременном обществе с экранной культурой кардинально отличается от межпрофессионального дискурса в индустриальном обществе с книжной культурой. С помощью экрана, как правило, продуцируются и транслируются не знания, а информация или образные данные, носящие виртуальный характер. Экранная информация в большинстве своем характеризуется массовостью, эклектичностью, оторванностью от реальной действительности, направленностью на иррациональные начала сознания потребителей экранной продукции. Если книга или серьезный журнал, апеллируя к разуму, формировали мышление, то экран, апеллируя к эмоциям или бессознательным импульсам, формирует определенные ценностные и поведенческие установки, которыми индивид зачастую руководствуется неосознанно. Именно поэтому у субъектов межпрофессионального дискурса появляются широчайшие возможности для воздействия на сознание той аудитории, на которую рассчитаны создаваемые ими сообщения.

Межпрофессиональная коммуникация, осуществляющаяся между профессиональными общностями и индивидами как представителями этих общностей, реализуется посредством информационного взаимодействия в процессе циркуляции оперативной информации и фиксируется в объективированной структурной информации. Субъективированной формой инфовзаимодействия выступают деятельность и отношения.

Способ организации системы межпрофессиональных дискурсов с необходимостью требует соответствующих ему межпрофессиональных отношений, которые выстраиваются как статусно-ролевой, социальный аспект многочисленных инфовзаимодействий.

В анализе межпрофессионального дискурса в условиях информационного общества важное методологическое значение для нас имеет теория Ю.Хабермаса [9]. Отличительной особенностью общества, по его мнению, является рационализация коммуникативного поведения людей. Рационализация жизненного мира, кроме положительных последствий, имеет и отрицательные. «Чрезмерная» рационализация может приводить к искаженным коммуникациям. Зарождаются и развиваются системы экономического и политического действия (системные миры), которые, выделяясь из жизненного мира, начинают управлять им извне. Названный процесс находит свое воплощение в «колонизации» жизненного мира «системным» миром. При этом, жизненный мир - это мир естественной повседневной жизни людей без чрезмерной рационализации и специализации, а системный мир отличается предельной рационализацией и стремлением к поглощению системного мира.

«Системные» миры - это миры анонимных, «инструментальных» отношений, связанных с фискальной и властной системами. Все современные кризисы, считает Ю. Хабермас, вызываются разрастанием «системных миров» за счет жизненного мира. «Системный» мир для своего развития и усложнения нуждается в «одобрении» - поддержке со стороны жизненного мира, и воспроизводстве в нём. Для этого жизненный мир должен соответствующим образом трансформироваться. То есть с усложнением «системного мира» он начинает оказывать на жизненный мир детерминирующее воздействие. Поэтому рационализирующийся жизненный мир ставится в зависимость от

формализованных профессиональных дискурсов, что ведет к нарушениям в его символическом воспроизводстве. Подобная рационализация оказывает на жизненный мир разрушительное воздействие. Кроме того, происходит еще и медиатизация жизненного мира (медиатизация коммуникации), благодаря которой механизмы «системного» мира вторгаются в формы жизненного мира и маскируют воздействие «системного» мира.

Коммуникативное действие, прежде всего, направлено на выработку общего понимания ситуации. Ю. Хабермас показывает особую сферу, в которой нет однозначного и быстрого взаимосогласия. Это затянутое движение взаимопонимания образует своеобразный общественный феномен, который и определяет динамику социума.

С точки зрения Ю. Хабермаса, возникающие новые институты, которые закрепляют и обеспечивают дифференциацию социума и решают задачу социального управления, обязательно должны быть укоренены в структуре жизненного мира. Только в этом случае, решая новые, выделившиеся и обнаруженные задачи, обеспечивая новый уровень свободы и возможностей, они оказываются жизнеспособными. А для этого им необходимо успешно проводить свою дискурсивную линию в общем коммуникационном пространстве, обеспечиваемом развитыми информационными технологиями. Мир профессиональной субкультуры, раскрываемый через осуществляемый в ее рамках дискурс отличается рационализацией и формирует особые рамки интерпретации окружающей действительности. В условиях глобализации и развития интернета образуются широкие возможности для налаживания межпрофессиональных связей и отношений посредством сетевых итернет-технологий. С помощью интернета через экраны цифровых устройств профессиональные сообщества могут распространять свои «системные миры» большим массам людей посредством создания текстов и их трансляции. При этом, часто представители отдельных профессий находят общие точки соприкосновения во взглядах, что становится предпосылкой для формирования межпрофессионального дискурса как совместной деятельности взаимодействующих профессиональных групп, направленной на продуцирование текстов с целью выражения своего мнения, распространения идеологий, артикуляции интересов, формирование мировоззренческих ориентиров, которые носят системный рационализированный характер.

С одной стороны, это может негативно сказываться на развитии общества, когда субъектами межпрофессиональной дискурсивной активности являются представители профессиональных групп, входящих в экономическую и политическую сферы общественной жизни. Так, настойчивая пропаганда полезности определенного товара со стороны как фирмы, его производящей, так и представителей определенной профессиональной группы, способной привлечь к его потреблению значительные массы людей, может повысить спрос на данный товар, сформировав у многих обывателей убежденность в его полезности. Наглядным примером может послужить реклама биологически активных добавок, в которую могут включаться представители врачебного сообщества. Таким образом, сфера экономических интересов проникает в повседневную жизнь (жизненные миры) людей.

С другой стороны, возможности, предоставляемые развитыми инфокоммуникационными технологиями для дискурсивной активности, позволяют реализовывать социально значимые и полезные виды деятельности совместными усилиями представителей различных профессиональных групп. Так, например, дискурсивная активность врачей и социальных работников в виртуальных социальных сетях может привлечь внимание широкой общественности к проблемам инвалидов, неизлечимо больных, детей-сирот, одиноких пожилых людей и т.д.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что межпрофессиональный дискурс как элемент коммуникативного поля общественной жизни, несомненно, влияет как на общественное сознание, так и на сознание личности. Это способ трансляции определенных элементов содержания межгруппового межпрофессионального сознания и репрезентации его в духовной сфере общества. Это воздействие особенно усиливается сейчас, в эпоху развитых информационных технологий, сетевизации и развития экранной культуры. При этом, характер влияния межпрофессионального дискурса на общество зависит от целей, интересов и мотивов его субъектов.

Два параллельно идущих процесса - кардинальные трансформации социокультурных условий бытия человека и складывание нового типа сознания, для которого стали характерными индетерминизм, эклектичность, сочетающаяся с синкретизмом, деконструкция авторитетов в большинстве сфер культуры, ознаменовали собой наступление эпохи постсовременности.

Литература

1. Фромм Э. Человек для себя. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. 314 с.

2. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 2009. 274 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 2006. 390 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 358 с.

5. Ракитов А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология. М., 1993. С.51; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 2006. С.34.

6. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2006. 776 с. с. 224

7. Юзвишин, И.И. Основы информациологии / И.И. Юзвишин. М.: Издательство «Высшая школа», 2006. 600 с. с. 36

8. Комаровский B.C. PR-деятельность по организации диалога властных структур с обществом и СМИ// Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2006.

9. Хабермас Ю. К логике социальных наук. Теория коммуникативного действия // Современная западная теоретическая социология (реферативный сборник). Юрген Хабермас. Вып. 1. М., 1991.

References

1. Fromm Je. Chelovek dlja sebja. M. : AST: AST MOSKVA: HRANITEL'', 2006 g. 314 s.

2. Stepin V.S., Kuznecova L.F. Nauchnaja kartina mira v kul'ture tehnogennoj civilizacii. M., 2009. 274 s.

3. Bell D. Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo. M.: Akademija, 2006. 390 s.

4. Kastel's M. Informacionnaja jepoha: jekonomika, obshhestvo i kul'tura. M.: GU VShJe, 2006. 358 s.

5. Rakitov A.I. Informacionnaja revoljucija: nauka, jekonomika, tehnologija. M., 1993. S.51; Rakitov A.I. Filosofija komp'juternoj revoljucii. M., 2006. S.34.

6. Toffler, Je. Tret'ja volna / Je. Toffler. M.: OOO «Izdatel'stvo ACT», 2006. 776 s. s. 224

7. Juzvishin, I.I. Osnovy informaciologii / I.I. Juzvishin. M.: Izdatel'stvo «Vysshaja shkola», 2006. 600 s. s. 36

8. Komarovskij B.C. PR-dejatel'nost' po organizacii dialoga vlastnyh struktur s obshhestvom i SMI// Gosudarstvennaja sluzhba i SMI. Voronezh, 2006.

9. Habermas Ju. K logike social'nyh nauk. Teorija kommunikativnogo dejstvija // Sovremennaja zapadnaja teoreticheskaja sociologija (referativnyj sbornik). Jurgen Habermas. Vyp. 1. M., 1991.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.021 Пахонина Е.В.

Кандидат философских наук, доцент, Вологодский государственный университет СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ

Аннотация

В статье рассмотрено влияние технологии Интернета вещей на развитие инновационной политики, маркетинговой деятельности, рынка товаров и услуг. Обозначены правовые вопросы и возможные риски расширения умной среды, связанные с доступностью новых интерфейсов и технологий. Обосновывается, что для успешной реализации создания разумного окружения необходимо не только техническое и программное обеспечение, но и разработка надежных технологий защиты персональной информации, развитие и повышение электронной культуры потребителей в целом.

Ключевые слова: Интернет вещей, интерфейс, умная среда.

Pakhonina E.V.

PhD in Philosophy, Associate Professor, Vologda State University SOCIO-ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF APPLICATION OF INTERNET OF THINGS

Abstract

The article discusses the impact of Internet of things technology on the development of innovative policy, marketing activity, market of goods and services. The legal issues and possible risks of expansion of a smart environment related to the availability of new interfaces and technologies. It is argued that for successful implementation the creation of intelligent environments requires not only hardware and software but also the development of reliable technologies for the protection of personal information, the development and improvement of electronic culture consumers in General.

Keywords: Internet of things, interface, smart environment.

В условиях информационного общества и развития коммуникационных систем все большее значение приобретает процесс создания и регулирования информационных процессов, способов подключения к ним человека. Информационные потоки становятся важным фактором трансформации культуры, человека, промышленности, производства, образования, системы права.

Различные НТР и НТП активно способствовали развитию экономики, внедрению технических новинок в производство, созданию и выпуску новых видов товаров и услуг, формированию креативного класса. Главными инструментами производства и потребления товаров и услуг становятся реклама, мода, деловая репутация и имидж корпорации, доступность и безопасность технологий. Однако, в изобилии инноваций потребитель может растеряться, а инновации имеют свойство устаревать, накапливаться. Главной проблемой для экономики становится проблема сбыта товаров и услуг, а также привлечение потребителя именно к своей продукции.

В условиях конкуренции за рынки сбыта и потребителя одной из перспективных технологий становится Интернет вещей, предполагающий взаимодействие вещей, технических объектов, которые «получают уникальные имена, информацию о себе и право совершать интеллектуальные операции, вступая в коммуникативные отношения с другими вещами, делая запросы и предоставляя свои данные без участия человека» [2, с.140]. Интернет вещей представляет собой новый этап развития современных технологий, значительно расширивших возможности сбора, анализа и распределения данных, которые человек может превратить в информацию или в знание. Интернет вещей связан с новым этапом развития глобальной сети и уже кардинально влияет на жизнь человека. Одной из целей производителей современных технологий является выход в Интернет с любого устройства. К 2015 году спрос на всевозможные гаджеты, умные вещи существенно возрос и стал самой продаваемой технологией.

Интернет вещей объединяет в единое информационное пространство людей, данные, процессы и электромеханические системы. Для повсеместной реализации Интернета вещей необходима автономная работа его датчиков, организация нового типа промышленности и создание общей информационной среды для технических объектов, окружающих человека. Согласно Н.А. Ястреб, концепция Интернета вещей исходит из идеи о том, что создание единой среды для проводного и беспроводного взаимодействия множества технических объектов и системы их уникальной адресации может дать возможность этим объектам взаимодействовать друг с другом для создания новых приложений или сервисов, достижения общих целей. Цель Интернета вещей заключается в предоставлении вещи, техническому объекту свободного соединения с кем угодно и чем угодно из любого места через различные средства, услуги, достижение которой приведет к «созданию нового гибридного мира, в котором реальность, цифровое пространство и виртуальность конвергируют и создают умную среду». [2, с.139]

Для успешной реализации создания разумного окружения необходимо не только техническое и программное обеспечение, но и разработка надежных технологий защиты персональной информации и готовности человека к существованию в умной среде. Интернет 90-х был средой анонимности, сохранение которой считалось главной задачей. На современном этапе развития глобальной сети стало понятно, что любое действие в ней, будь то размещение фотографии или отправление сообщения, сохраняется навсегда, наилучшим способом поведения

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.