Social-humanitarian review
DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10034
Philosophical Interpretation of Femininity in Architecture, Art, Fashion and Everyday Life
Философская трактовка образа женственности в архитектуре, искусстве, моде и повседневной жизни
Anna Veniaminovna Grekhova, Анна Вениаминовна Грехова,
student of the Land Use Planning University студент Государственного университета
E-mail: [email protected] по землеустройству
E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 17.00.04 — Изобразительное и прикладное искусство, архитектура Научный руководитель: Г.И. Быкова, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры ГУЗ
Annotation. The article reveals the role and position of women in society, the similarity of the main features of architecture and fashion of the modern era, the influence of feminists on fashion, key changes in dress designs and materials used, architectural forms, constructive solutions, as well as the influence of avant-garde concepts on modern fashion , architecture, art, place and self-awareness of women in our days.
Key words: architecture, fashion, fashion history, equality, women’s rights
Аннотация. В статье раскрываются роль и положение женщины в обществе в разное время, схожесть основных черт архитектуры и моды эпохи модерна, влияние феминисток на моду, ключевые изменения конструкций платья и используемых материалов, архитектурных форм, конструктивных решений, а также влияние авангардных концепций на современную моду, архитектуру, искусство, место и самоощущение женщин в наши дни.
Ключевые слова: архитектура, мода, история моды, равноправие, права женщин
Архитектура призвана работать с формой как основой материальной жизни. Наш мир — это бесконечная борьба противоположностей. Символом мироздания является мандала — модель вселенной. Эта система, совмещает круг и квадрат в единое целое. Круг воплощает бесконечный космос, где планеты имеют эту форму. Квадрат — символ материального и земного. Аналогично мужское и женское начало, как две противоположности, вместе образуют целое. Но по сей день религия, стереотипы и традиции не позволяют женщинам и мужчинам быть равными. Кроме того, где-то женщины до сих пор отстранены от публичной жизни и не имеют гражданских прав.
В Древней Греции считали, что «любовь к женщине — яд» (Сократ), однако в архитектуре широко использовались различные ордерные системы, где мужское начало олицетворял дорический ордер, а ионический соответствовал женскому образу. Христианское духовенство долгое время не могло решить, имеет ли женщина душу, а охота на ведьм и миф о рыцарском отношении к дамам в
средние века? Намеренно пропуская мифы и предания об эпохе матриархата, перейдем к современности.
Конечно же, роль и положение женщины в обществе меняются, но ролевые стереотипы до сих пор существуют. За, казалось бы, безобидным выражением «женщина — хранительница домашнего очага» кроется многовековая история подчинения женщины мужчине. Пропустим мысли об устоявшемся в обществе гендерном неравенстве и поговорим о прекрасном.
По эстетической концепции В.С. Соловьева красота отражает божественное ее начало в искусстве, а художественное творчество является подобием творчества божественного. «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1,27). Посему именно в искусстве могут быть отражены вечные истины бытия.
Слово «красота» женского рода, «поэзия», «музыка», «скульптура», «живопись» и, конечно же, «архитектура» — тоже. Тогда где же муза, олицетворение божественного вдохновения? Этой музой будет женщина. Каков же образ этой женщины в архитектурных формах?
136
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
На смену женскому идеалу 18 приходит бледная, мечтательная, грустная женщина романтизма. Революционные настроения середины XIX века побуждают женщин активно участвовать в общественной и научной жизни, добиваться равенства с мужчинами, они курили, коротко стриглись, женское образование стало массовым. Но лишь с 1911 женщин стали допускать в университеты в качестве вольнослушательниц, с получением права сдавать экзамены для получения диплома. Противники женского технического образования говорили, что женщина не может быть архитектором, так как ей «взбираться по лестницам трудно при длинных юбках».
Итак, меняется мода, на смену господствовавшему всю вторую половину XIX века историзму приходит новый стиль, получивший название модерн. Меняются пропорции платья, его конструкция и силуэт. Феминистки считали модный неудобный костюм символом несерьезного отношения к женщине. Появляется платье более удобное, функциональное, плавные изящные контуры строгого силуэта которого отражают новый идеал прекрасной женщины.
Так новый подход к проектированию провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. На вечерних туалетах мы видим характерные для модерна эркеры (московский модерн) — короткий, пышный рукав фасона «фонарик», балконы и лоджии — большие овальные декольте. В моде высокий стоячий воротник на косточках — архитектура модерна свободно сочетает кружево металлических каркасов со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником, железобетоном. Стиль модерн олицетворяет облик утонченной, изысканной, немного капризной женщины.
В начале XX века изменяется конструкция корсета: теперь он должен был придавать фигуре своеобразный изгиб, напоминающий букву S, он и определял силуэт костюма. Для сохранения формы платья имели нижние юбки, многослойные, шуршащие, из тафты с воланами и плиссированными оборками. В силуэте этих костюмов нашел выражение эстетический идеал стиля модерн, с его тяготением к волнистым линиям и текучим формам. Повсюду использовались естественные силуэты растений, морских волн: в росписи, мозаичных панно, лепных
фризах, в дизайне фасадов, решеток балконов, дверных ручек. Причудливые витражи изображали павлиньи хвосты, лебединые шеи, женские локоны.
В абсолютной гармонии со стилем было и цветовое решение. Платья шили из тканей неопределенных тонов (палевый, розовый, жемчужно-серый, морской волны), цветовая гамма пастельная, без явных контрастов, использовались материи мягкие, пластичные. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии. Получает свое дальнейшее развитие прием многослойности, когда полупрозрачные ткани — шифон, газ и тюль или кружево — накладываются на ткань в то основного цвета платья или контрастную, и обилие декора: воланы и рюши, плиссе, тончайшие кружева и вышивка.
С конца первого десятилетия XX века костюм вступает в следующий этап своего развития. Все чаще в костюмах этого периода звучат отголоски неоклассицизма. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, и широкие нижние юбки. Изобретение рентгеновской лампы позволило врачам увидеть последствия моды на корсеты. Платье укорачивается и приобретает строгий, стройный силуэт. Лиф его делается мягким, с небольшим напуском и завышенной талией. Отказ от прямых и угловатых линий в архитектуре в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности.
В моде рукав покроя кимоно — дань увлечению искусством Японии. Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. Юбка становится прямой, узкой, часто украшается туниками и драпировками, завершающимися небольшим треном: остроугольным овальным или раздвоенным в виде русалочьего хвоста. Одной из особенностей моды становятся соединение тяжелых тканей — бархата, парчи, атласа с полупрозрачным воздушным газом, шифоном, тюлем. Платье из тонких воздушных тканей может украшать тяжелая вышивка стеклярусом, бисером, блестками, металлической нитью, битью. Неоклассические веяния в костюме этих лет органически сочетаются с элементами модерна, чаще всего проявляющимися в характере орнаментально и цветового решения декора платья.
№3/2018
137
Social-humanitarian review
Одновременно с модными в предшествующий период светлыми тканями встречаются и яркие, часто контрастные тона: малиновый, зеленый, желтый.
По прошествии столетия мода значительно изменилась, женщины вольны носить любую одежду, но современные прогрессивные девушки, как и девушки серебряного века, что читали модные журналы в черно-белом варианте, так же следят за модой или создают свой неповторимый стиль с тем исключением, что благодаря своим предшественницам, у них сегодня нет никаких преград для самовыражения.
Так же и архитектура, впитав в себя опыт тысячелетий, выросла во всех измерениях. Новые конструкции и технологии позволяют полету фантазии воплотить в жизнь ранее невозможные формы.
Двадцатые годы XX века в период расцвета искусства авангарда в России с его новаторскими идеями, выдвигаются лозунги равных прав для всех и во всем.
Активная позиция женщин как и в XX веке, к примеру, движение суфражисток — смелых модниц, так и по сей день способна произвести переворот. В прошлом женщинам стоило больших усилий доказать свою точку зрения, порой даже не было возможности высказаться, но
женщины сильные и смелые способны менять моду, делать научные открытия, баллотироваться в президенты. И ничто, кроме ошибочного мнения, не отменяет того факта, что именно талант, труд и стремление к чему-то большему являются залогом успеха в любом начинании. Независимо от пола, социального статуса, происхождения, возраста, мужчина и женщина являются не разными сторонами одной медали, а отдельными номинальными единицами, ценность которых рассчитывается индивидуально.
Список литературы
1. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. М.: Стройиздат, 1992.
2. Сарабъянов Д.В. Россия и Запад. Историкохудожественные связи. XVIII — начало XX века. Ь.: Искусство — XXI век, 2003.
3. Харди У. Путеводитель по стилю Ар Нуво. М.: АСТ-Пресс, 1999.
4. Сарабъянов Д.В. Модерн. История стиля. А.М. Галарт, 2001
5. Блейз А. История костюма. От фараона до денди. М.: Олма-пресс, 2002.
6. Буксбаум Г. Иконы стиля. История моды XX века. СПб.: Амфора, 2009.
7. Дудникова Г. История костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
138
№3/2018