Научная статья на тему 'Философская мысль в Забайкалье: история и современность'

Философская мысль в Забайкалье: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
226
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИСТОРИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ / СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / PHILOSOPHY / OUTLOOK / THE HISTORY OF ZABAIKALYE / DEVELOPMENT PECULIARITIES / CHRONOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куликов Вячеслав Владимирович, Трубицын Дмитрий Викторович

Статья представляет собой краткий обзор истории философии в Забайкалье. Предполагается, что выявление общих тенденций и специфики ее развития, определение, возможно, более основательной периодизации могут быть осуществлены только в рамках специальной, более глубокой аналитической работы. Однако создание общего представления о развитии философии в Забайкалье, чем и является данная статья, является первым и необходимым для этого шагом. Интерес авторов объясняется отсутствием работ, посвященных данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy in Zabaikalye: past and present

The article presents a brief review of the history of Philosophy in Zabaikalye. It is supposed that to clear out the general tendencies and peculiarities of the philosophy development, to determine a sufficient chronology requires some special and more profound analytical work. The first necessary stage of this work should be the formation of the general idea of the philosophy development in Zabaikalye, i.e. the key point of the given article. The authors' interests is motivated by the lack of the works devoted to this problem.

Текст научной работы на тему «Философская мысль в Забайкалье: история и современность»

ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА ТРАНСГРАНИЧЬЯ

УДК 913 (Заб)

ББК ЮЗ (2)

В.В. Куликов, Д.В. Трубицын

г. Чита

Философская мысль в Забайкалье: история и современность

Статья представляет собой краткий обзор истории философии в Забайкалье. Предполагается, что выявление общих тенденций и специфики ее развития, определение, возможно, более основательной периодизации могут быть осуществлены только в рамках специальной, более глубокой аналитической работы. Однако создание общего представления о развитии философии в Забайкалье, чем и является данная статья, является первым и необходимым для этого шагом. Интерес авторов объясняется отсутствием работ, посвященных данной проблеме.

Ключевые слова: философия, мировоззрение, история Забайкалья, специфика развития, периодизация.

V.V. Kulikov, D.V. Trubitsyn

Chita

Philosophy in Zabaikalye: past and present

The article presents a brief review of the history of Philosophy in Zabaikalye. It is supposed that to clear out the general tendencies and peculiarities of the philosophy development, to determine a sufficient chronology requires some special and more profound analytical work. The first necessary stage of this work should be the formation of the general idea of the philosophy development in Zabaikalye, i.e. the key point of the given article. The authors' interests is motivated by the lack of the works devoted to this problem.

Key words: philosophy, outlook, the history of Zabaikalye, development peculiarities, chronology.

Мировоззрение ранних обществ

Мировоззрение доклассового общества Забайкалья представлено социокультурными системами высших охотников и рыболовов и кочевников-скотоводов. Для первой максимально репрезентативной с точки зрения реконструкции мировоззрения является культу-

ра эвенков, для второй — культура хори-бурят и монголов. Сравнительно-сопоставительный анализ их теогонических и тотемных мифов выявляет ряд существенных сходств. Мировоззрение тех и других вписывается в общую схему развития и трансформации исторических типов общественного сознания доклассовых обществ. Для них характерно наличие тотемизма (культ Лебедя, Орла, Медведя, Березы), антагонизма «добрых» и «злых» сил и их соучастия в акте сотворения мира, героического эпоса, сложного обрядового комплекса, сформировавшего в конечном итоге самобытный вариант магии, присущий в равной мере эвенкам и бурятам, — шаманизм [см.: 2].

По некоторым данным, автохтонное развитие мировоззрения в Забайкалье не ограничивается стадией раннего (архаического) доклассового уровня и не исчерпывается перечисленными элементами. В частности, мировоззренческий комплекс кочевников-скотоводов (хори-буряты и монголы) носит поздний доклассовый характер. Помимо типично первобытных элементов мировоззрения — культа предков, анимизма, магии, антропоморфизма, для него характерно наличие ряда черт, позволяющих квалифицировать его как предфилософский тип мировоззрения. Это так называемый «центральноазиатский холизм», по мнению М.И. Гомбоевой — «монистическое и нетеистическое мировоззрение, характерное для тюрко-монгольских народов, имеющих свои истоки в Байкальской Азии» и проявляющиеся в «представлениях о Небе (Тэнгри) как всеобъединяющем начале мира» [4, с. 4]. Данное мировоззрение предполагает образ мира как единого и целого в многообразии проявлений [4, с. 93] и представляет собой, по-видимому, позднее конкретно-историческое проявление синкретизма первобытного мышления. Монизм данной системы предполагает целостность восприятия пространственновременного континуума, в котором человек является естественно-органическим продолжением всего природного бытия [4, с. 78, 92]. Природа мыслится как «естественное проявление трансцендентного, как единство сакрального и обыденного, как Мир в Целом» [4, с. 86].

Данное мировоззрение представляет собой протофилософскую систему, центральным элементом которой является тэнгризм — некогда культ Неба (Вечно Синее Небо — Хухэ Мунхэ Тэнгэри в монгольской традиции), трансформировавшийся на данном этапе в Тэнгрэ — безлич-

ный всеобщий закон Вселенной — и принцип самосогласованности всего сущего, взаимообусловленности и изначального родства всего со всем. Жизнь рассматривается как часть космического целого, как частица Вселенной (Обгторгуй) и Вечности (Хухэ Мунхэ Тэнгэри). Для этической системы характерен фатализм: действует вселенский закон воздаяния, в соответствии с которым происходит перерождение человека. Жизнь человека предопределена Вселенной и Небом, но его судьба (дзая), а также счастье и благоденствие (хэмэг) зависят от его поступков. Один из важнейших этических принципов — гармония, равновесие человека с внешним миром. Человек представляется как связующее звено между небом и землей, он есть «певец неба, «сын неба», «сын земного человека и небесной девы» [см.: 4]. В последующем под влиянием религиозного синтеза шаманизма и буддизма у коренных народов Забайкалья осуществляется сложный мировоззренческий синтез.

Философия буддизма

Первая постановка собственно философских вопросов на земле Забайкалья относится, по-видимому, к буддистской религиознофилософской традиции, что связано с проникновением и распространением в Забайкалье буддизма в XIII — XVIII вв. К данному же периоду относится появление на территории Забайкалья первых философских источников — собраний канонических буддистских текстов («Ганджур») и комментариев к ним («Данджур») религиозно-философского, естественно-научного и художественного содержания [см.: 26].

С середины XIX до начала XX вв. единственными центрами изучения и преподавания философии в Забайкалье являются буддийские дацаны [см.: 6]. В рамках буддийской богословской традиции ставятся вопросы познания, логики, онтологии. Являясь высшими догматическими учреждениями, дацанские школы готовят докторов богословия, философии, логики. Наибольшей известностью в буддийском мире, далеко за пределами Забайкалья, пользовались философские школы Цугольского и Агинского дацанов. Институтом изучения и преподавания философии в дацанах стала школа цанид (иногда — цаннит), представляющая собой систему философского образования в ламаизме на территории Забайкалья и Бурятии [см.: 1]. Собственно цанид (тибет. «истинное свойство», «философия», «диспут») является оригинальным созданием тибетских ученых-лам, берущим свое начало в теории публичного философского диспута — важнейшего эле-

мента буддистской эпистемологии Древней Индии. В учебно-образовательный комплекс, типологически соответствующий религиознофилософскому факультету, цанид превратился в результате реформ Цзонхавы (1357 — 1419 гг.), целью которых было создание на Тибете единой монастырской структуры и единого института по изучению религиозной доктрины. Именно тогда он получает свое современное название «Цанид дацан» и в таком виде проникает в Забайкалье [см.: 1; 6].

Первая школа цанид при Цугольском дацане была открыта его первым настоятелем Л. Данда-ровым в 1845 г. Программы обучения в школах цанид забайкальских дацанов соответствовали программам тибетских монастырей. Так, одна из них, принятая в Агинском дацане, насчитывала 13 курсов, на которых изучались «Намдэл» (санскр. «Праманавартика») — логика; «Пар-чин» (санскр. «Парамита») — нравственная философия; «Ума» (санскр. «Мадхьямиак») — диалектика и проч. Сведения о самостоятельных философских произведениях, написанных забайкальскими буддистами, отсутствуют, но имеется переводная и комментаторская литература, написанная в стенах дацанов. Сами настоятели и монахи были переводчиками и комментаторами оригинальных буддистских религиозно-философских текстов. Среди них второй настоятель Цугольского дацана Галсан Жимба Дылгыров, пятый настоятель Цугольского дацана Галсан Жимба Тугултуров.

Богословско-философская деятельность дацанов прекращается в 30-х гг. XX в. в связи с антирелигиозной политикой советского государства. Последовало закрытие и разграбление дацанов, уничтожение многочисленных памятников буддийских культуры, что объясняет отсутствие на сегодняшний день источников изучения данного пласта философской традиции Забайкалья. После возобновления и либерализации деятельности дацанов в 40-х — 90-х гг. начинается восстановление и развитие буддийской философской мысли на территории Забайкалья. Ведущим философским центром на сегодняшний день остается Агинский дацан [см.: 1; 6].

Русская философия в Забайкалье: в неволе

Отдаленность Забайкалья от интеллектуальных центров России надолго предопределила отсутствие здесь органично развивающейся русской философской мысли. О проникновении русской религиозной философии на забайкальскую землю можно говорить лишь по отношению к XVII в. В то же время уже на данном этапе проявилась роль и специфика Забайкалья как ссыльнокаторжного края Российской империи.

Это отразилось на характере распространения здесь русской философии: до начала XX в. она представлена исключительно оппозиционными представителями философской и общественнополитической мысли России. Нижеследующие мыслители, начиная с протопопа Аввакума, побывали в Забайкалье отнюдь не по своей воле.

Аввакум Петров стал первым на забайкальской земле автором, занимавшимся богословскими проблемами православия. Из десяти лет сибирской ссылки пять (1657 — 1662 гг.) он провел в Забайкалье. После возвращения из «земли Даур» возникло его знаменитое «Житие» и ряд других работ — «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений, или Евангелия вечного» и др.

В философских, преимущественно этических, размышлениях автора отразились и пережитые впечатления, и перенесенные потери и страдания [см.: 5; 7; 8].

Из числа декабристов, пишущих из земли Забайкалья, наиболее близок к философской проблематике был М.С. Лунин. В ряде своих работ — «Письма из Сибири», «Розыск исторический», «Исторические этюды», «Записная книжка» — он затрагивает вопросы социальной философии, в частности философии политики, философии истории, философии религии; не оставляет без внимания проблемы истины и социальной справедливости [см.: 3, 24].

Очередным ссыльнокаторжным философом Забайкалья стал теоретик русского революционно-демократического движения, родоначальник народничества Н.Г. Чернышевский. После обряда гражданской казни в Санкт-Петербурге в мае 1864 г. он был отправлен в Нерчинскую каторгу. До 1866 г. находился на Кадайском руднике, затем был переведен в Александровский завод. По отбытии срока каторжных работ в декабре 1871 г. отправлен на поселение в Вилюйский острог (Якутия). Во время пребывания на Нерчинской каторге Чернышевский написал ряд художественно-публицистических произведений («Пролог», «Записки из Белого зала», «Великодушный муж», «Мастерица варить кашу», «Другим нельзя» и проч.) [см.: 25, 31].

Большевизация и установление советской власти не внесли особых корректив в характер распространения философской мысли в Забайкалье. В 1933 — 1934 гг. здесь отбывает срок яркий представитель русской религиозной философии П.А. Флоренский [15, с. 228].

Предпосылки и начало институционализации философии в Забайкалье

Результатом развития светского образования и науки в Забайкалье XIX в. стало повышение интереса к научно-рациональному объяснению мира. Характерно, что первая печатная книга Забайкалья, изданная в 1862 г., — «О мироздании» — стала одновременно и первым на забайкальской земле научно-популярным произведением, раскрывающим вопросы космологии и этнологии без привлечения метафизического, а тем более теологического, инструментария [23, с. 357].

В 1862 — 1867 гг. в Забайкалье находится на государственной службе, проводит географические и геологические исследования еще один русский ученый, в будущем революционер, философ и теоретик анархизма, П.А. Кропоткин. Помимо административной и научной деятельности важное место в его жизни в Забайкалье занимает интерес к философским, нравственно-этическим и социальным вопросам. Его переписка с братом Александром содержит неоднократные ссылки на сочинения Прудона, Милля, Дарвина. Есть все основания считать, что последующие взгляды П.А. Кропоткина сложились во многом под влиянием жизни и работы в Забайкальском крае. По его собственному признанию, Сибирь сделала из него анархиста. Революционная деятельность П.А. Кропоткина и связанные с ней философские труды появятся много позднее, во время пребывания за границей. Среди них написанные на французском и английском языках «Речи бунтовщика», «Хлеб и воля», «Анархия, ее философия, ее идеал», «Современная наука и анархия» и многое другое. Но наиболее оригинальным трудом, социально-философская значимость которого без преувеличения ставит его в один ряд с Дарвином и Марксом, является научная работа «Взаимная помощь как фактор эволюции» [см.: 16; 17; 18; 19; 27; 32].

Начало систематическому изучению и преподаванию философии на базе государственного образовательного учреждения в Забайкалье было положено в 1921 — 1923 гг. В рамках Государственного института народного образования (ГИНО) — первого высшего учебного заведения Забайкалья, учрежденного правительством ДВР в апреле 1921 г., действовала кафедра философии. Ее возглавлял Ф.Ф. Куклярский. С 1922 по 1925 (1923) гг. он являлся председателем созданного им же первого в Забайкалье Философского общества, насчитывавшего около 80 членов. Сам Куклярский был известным русским философом, занимался вопросами гносеологии, логики, философии культуры. Проблеме по-

знания посвящена последняя его работа «Критика творческого сознания (обоснование анти-номизма)», изданная в 1923 г. в Чите. Данная работа завершает собой достаточно стройную философско-культурологическую и гносеологическую систему, изложенную в предшествующих трудах: «Философия индивидуализма», «Последнее слово. К философии современного религиозного бунтарства», «Осужденный мир. Философия человекоборческой природы», «Философия культуры. Идеалы человеческой культуры в свете трагического миропонимания». Учение философа может быть понято лишь в контексте тенденций общемирового и русского культурно-исторического процесса рубежа XIX — XX вв. Маргинальность, символизм, декадентство автора, с самого начала оппозиционирующие традиционному стилю философствования, венчает оригинальная гносеологическая система, в основе которой лежит новая логическая концепция — теория логического дуализма, противопоставленная старой, аристотелевской логике тождества и непротиворечивости. Основная мысль состоит в обосновании необходимости новой логики — логики, основанной на антиномизации суждения [см.: 20; 21; 22; 28].

Советский период философии в Забайкалье

Изучение и преподавание философии в советские годы происходило главным образом на базе двух высших учебных заведений — Читинского политехнического института и Читинского педагогического института.

С 1971 г. в Читинском филиале Иркутского политехнического института действует кафедра марксизма-ленинизма (заведующий канд. экон. н. Л.Д. Семенов), преподаются диалектический и исторический материализм, научный коммунизм. В 1975 г. в рамках теперь уже Читинского политехнического института она преобразована в кафедру философии и научного коммунизма (в 1975 — 1977 г. заведующий канд. ист. наук Д.И. Скудаев, в 1977 — 1979 гг. — канд. ист. наук В.И. Аленочкин). С 1979 по 1984 гг. кафедра философии ЧПИ существует самостоятельно, ею руководят кандидаты философских наук, выпускники Ленинградского, Московского, Иркутского университетов В.А. Гузенков, П.И. Богатырев,

А.А. Гернего, Л.А. Смирнова, В.С. Дробышев-ский. С 1981 г. преподаватели кафедры ведут курсы по подготовке и сдаче кандидатских экзаменов по философии. В 1984 г. вновь произошло объединение кафедр философии и научного коммунизма, возглавляет кафедру в 1984 — 2000 гг. канд. ист. наук П.Г. Хлызов.

С 1976 г. как самостоятельное подразделение существует кафедра философии Читинского педагогического института. Ее возглавил и осуществлял руководство в течение 13 лет (1976 — 1983, 1987 — 1992 гг.) выпускник географического факультета Ленинградского государственного педагогического университета, аспирантуры философского факультета МГУ канд. филос. наук В.А. Кобылянский (с 1988 г. — д-р филос. наук, с 2001 г. — член-корреспондент РАО). Под его руководством кафедра функционирует как авторитетное в институте и регионе учебное, методическое и научное подразделение. Первыми кандидатами наук на кафедре были В.А. Иванов и В.А. Кобылянский. Результатом многолетней работы кафедры стала подготовка квалифицированных специалистов, а затем и защиты кандидатских диссертаций С.Г. Азовцевой, Э.А. Улановой, А.М. Еременко,

Н.Д. Субботиной, М.Б. Лига, З.Я. Ивановой, В.В. На-падовским, С.Э. Аршинской, М.Н. Фоминой, М.И. Гомбоевой. В 70 — 80-е гг. кафедра ведет комплексные исследования взаимодействия природы и общества, данное направление работы становится ведущим и предопределяет проблемное поле исследовательских работ ученых кафедры на все последующие годы. Организованы и проведены две региональные научнопрактические конференции «Взаимодействие природы и общества как комплексная проблема науки и практики» (1981) и «Философско-социологические проблемы взаимодействия природы и общества» (1982), а также республиканский симпозиум «Методологические проблемы наук о Земле» (1984). В научных чтениях помимо ученых Читы, городов Сибири и Дальнего Востока приняли участие ученые крупнейших вузов Москвы, Ленинграда и других городов России. По итогам конференций и симпозиума в 1981 — 1984 гг. было опубликовано несколько сборников тезисов научных докладов.

В 1981 г. во время проведения научнопрактической конференции «Взаимодействие природы и общества как комплексная проблема науки и практики» по рекомендации ее участников было создано Забайкальское отделение философского общества СССР. Председательствовал на учредительном собрании президент философского общества СССР академик И.Т. Фролов. Первым председателем бюро отделения стал В.П. Ткачев, зам. председателя — В.А. Кобылянский. Основные научные мероприятия в советский период: «Философско-социологические проблемы взаимодействия природы и общества» (1982), «Методологические вопросы наук о Земле» (1984) [см.: 9; 10; 11].

Философия Забайкалья в постсоветский период

Распад СССР, новая социальноэкономическая, социально-политическая и геополитическая ситуация 1990-х гг. резко активизировали деятельность философов Забайкалья. В непростых социальных условиях происходят коренные изменения в самих концепциях преподавания и изучения философии и философских дисциплин.

Под руководством П.Г. Хлызова на кафедре философии ЧитГТУ разработаны новые курсы по философии, научный коммунизм заменен политологией. В 2000 г. кафедра философии и научного коммунизма ЧитГТУ была преобразована в кафедру философии и социальной антропологии (заведующий д-р филос. наук М.Н. Фомина). В 2001 г. там открыта аспирантура, а в 2003 г. и диссертационный совет по специальности 09.00.13 религиоведение, философская антропология, философия культуры. В совет входят ведущие ученые д-р филос. наук Н.А. Абрамова, д-р филос. наук К.К. Васильева, д-р филос. наук В.С. Дробышевский и др. В рамках преобладающего направления — философия культуры — функционирует научная школа «Диалог культур. Философская антропология», разрабатываются темы «Геоинформационная система по антропологии, этнологии и археологии Восточного Забайкалья», «Влияние американской культуры на трансформацию ценностей современного китайского общества», «Выявление и исследование ценностных ориентаций семейских Забайкалья» и др. С 2004 г. кафедра философии ЧитГУ вновь существует самостоятельно, ее возглавляет д-р филос. наук, директор Читинского филиала Института Дальнего Востока К.К. Васильева. Основное направление работы

— исследование менталитета и культуры народов Дальнего Востока и их взаимодействия в контексте проблем философской антропологии и философии культуры.

Кафедру философии ЗабГПУ в 1992 — 2002 гг. возглавляет выпускник историкофилологического факультета Горьковского государственного педагогического института, канд. филос. наук, проф. В.В. Куликов. Являясь специалистом по этике, он проводит занятия и осуществляет научно-исследовательскую работу и по истории русской философии. Его усилиями русская философия получает статус учебного предмета, входит органической частью в читаемые курсы философии, этики и эстетики, становится предметом исследования преподавателей, аспирантов и студентов. С 2002 г. кафедру возглавляет выпускница филологического факультета ЧГПИ, канд. фи-

лос. наук Т.В. Бернюкевич. Разрабатываемые направления: философия русского космизма, влияние буддизма на русскую философию. Под ее руководством была проведена работа по открытию специальностей «социальная антропология» (2004) и «религиоведение» (2005). В настоящее время кафедра расширяет аспирантуру и активно развивает международное сотрудничество [см.: 9, 10, 11].

В 90-е гг. кафедра работает в тесном взаимодействии с Лабораторией по комплексному изучению человека (руководитель проф. В.А. Кобылянский). В рамках лаборатории ведется разработка общей теории взаимодействия природы и общества как относительно самостоятельных и взаимопроникающих сфер действительности. Выделяются две формы бытия природы — естественная (область взаимодействия «слепых, бессознательных» сил) и очеловеченная (организованная деятельностью людей); а также два уровня общественной жизни — социальный и технологический (очеловеченно-природный в его подчиненности социальному). Анализ общества и природы ведется с позиций единства субстрата и отношений. В логике понятий исследуется процесс вырастания общественного из природного и обратного воздействия общественного на природное. Взаимодействие природы и общества рассматривается в деятельности человека как целостный, относительно самостоятельный процесс; вычленяются и анализируются его структура, механизм, самодвижение, исторические этапы и тенденции; определяются общие ориентиры и пути оптимизации, гармонизации. В качестве объекта комплекса экологических наук рассматриваются межуровневые взаимодействия. На этой основе определяются сфера и структура экологического знания, сущность и содержание экологического образования. Кроме того, разрабатываются проблемы комплексного человековедения, «россиеведения», национально-ориентированного образования и воспитания [см.: 12; 13; 14].

Кафедра и Лаборатория участвуют в реализации региональной научно-исследовательской программы «Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья», работают над комплексными темами «Общая теория бытия и взаимодействия природы и общества», «Философия экологии и экологического образования», «Проблемы человека и мира в истории философии, религии и научном познании», «Гуманистические традиции русской философии и современность».

Д-р филос. наук Н.Д. Субботина возглавляет Лабораторию по исследованию межличност-

ных и межгрупповых отношений. Лаборатория разрабатывает методологию изучения взаимоотношения общества с природой как взаимоотношения социального с внешним естественным и с внутренним естественным. При анализе становления общества данный принцип проявляется через использование концепции двух типов развития: развития на основе внешних предпосылок (доцивилизованное общество) и развития на основе внутренних предпосылок (собственно цивилизованного развития). Большое внимание уделяется суггестии как естественному механизму управления поведением людей; вводится понятие подражательной деятельности как первой ступени процесса становления логического мышления, понятие естественно-групповых отношений как отношений, основанных на общественных инстинктах людей; рассматриваются особенности проявления закономерностей этих отношений в малых и больших группах людей [см.: 29, 30].

Совместно с другими подразделениями лабораторией проведена конференция «Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе» (2006). В рамках кафедры и данной лаборатории организован научный журнал «Вестник ЗабГГПУ. Философия. Культурология. Социология. Психология». С 2008 г. в рамках лаборатории выпускается журнал «Гуманитарный вектор», ранее являвшийся вестником Забайкальского отделения Академии гуманитарных наук (с 1997 г.).

С 2000 г. работает Лаборатория по культурной антропологии под руководством д-ра культурологии М.И. Гомбоевой. В 2008 г. на базе ЗабГГПУ под рук. д-ра соц. наук, проф. М.Б. Лига создан НИИ социально-гуманитарных проблем. Исследуются вопросы теории и методологии качества жизни и социальных стандартов, анализируются теоретико-методологические подходы к качеству жизни, обосновывается необходимость и значимость этого понятия в современных условиях. С 2003 по 2006 гг. на кафедре философии ЗабГГПУ работала д-р. филос. наук, проф. Л.Н. Климович. Занималась исследованием применения методов синергетики к изучению человека и проблемами истории философии, руководила лабораторией теории самоорганизации человека.

Совместными усилиями были подготовлены и проведены: республиканский симпозиум «Возрождение России — общее дело» (1992), региональные научно-практические конференции «Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья» (1993, 1995), «Национальная идея: образование и воспитание» (1997), международный симпозиум «Мир

буддийской культуры: буддизм и межкультур-ный диалог» (2001), в котором приняли участие ученые из Китая, Монголии, Индии, Германии, Франции, Америки, «Практика преподавания экологии в школах, ссузах и вузах Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (2002); вторая региональная научнометодическая конференция «Проблемы создания авторских программ, системы учебных пособий и учебников по экологическому образованию» (2003), симпозиум «Философия образования и образовательная политика в России и регионе» (2006).

Традиционной формой привлечения преподавателей и студентов к обсуждению актуальных философских проблем являются круглые столы. В 90-х гг. на обсуждение выносились темы «Интеллигенция и духовность» (1994), «Духовность: сущность, содержание, проблемы формирования» (1994), «Русская идея и возрождение России» (1996), «Национальная идея: образование и воспитание» (1996) и др. Кафедра активно сотрудничает со многими ведущими научными центрами и вузами страны: философским и социологическим факультетами МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), кафедрой философии МГИМО (Москва), факультетом философии и социологии СПбГУ (Санкт-Петербург), философским факультетом НГУ (Новосибирск), кафедрой философии БГУ (Улан-Удэ), Институтом этнографии и антропологии РАН (Москва), Институтом философии и права СО РАН (Новосибирск), Институтом монголоведения, буддо-логии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) и др.

Осуществляются контакты с коллегами из-за рубежа: АН МНР, АН КНР, Хулуньбуирский педагогический институт (КНР) и др. В 1993 г. на кафедре была открыта аспирантура по специальности «Социальная философия» под руководством проф. В.А. Кобылянского. В 1996 г. проведен первый набор в аспирантуру по специальности «Этика» под руководством проф. В.В. Куликова. Успешно действует первоначально открытая при кафедре философии, аспирантура по теории и истории культуры (культурологии) под руководством М.И. Гомбо-евой. Действуют также аспирантуры по социальной философии под руководством Н.Д. Субботиной, Т.В. Бернюкевич. Всего на 2007 г. под руководством преподавателей кафедры защитили кандидатские диссертации по социальной философии, культурологии и этике 43 аспиранта и соискателя. На протяжении многих лет при кафедре работают курсы по подготовке аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по философии, а в настоящее время — по истории и философии науки. Занятия со слушателями

проводили и проводят профессора В.А. Кобы-лянский, В.В. Куликов, Н.Д. Субботина, доценты Т.В. Бернюкевич, А.И. Гарлик, В.В. Попов. Комиссия, состоящая из преподавателей кафедры, принимает кандидатские экзамены по истории и философии науки, а также вступительные экзамены в аспирантуру по философии, истории философии, социальной философии, этике.

При кафедре четыре года успешно функционировал диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 09.00.11 социальная философия и 24.00.01 теория и история культуры (культурология). За это время на его заседаниях защищено 35 кандидатских диссертаций. Кафедра философии ЗабГГПУ ведет научно-просветительскую работу со студентами. Среди наиболее существенных мероприятий литературно-философские вечера, посвященные памяти В.С. Соловьева (1990, 1995), литературно-философские чтения, посвященные 170-летию со дня рождения Аполлона Григорьева (1992), встречи со студентами факультетов по теме «Человек и мир человека», Дни кафедры, включающие в себя проведение философских дискуссий, викторин, конкурсов. Ежегодно проводятся «Философские чтения» с широким привлечением студентов. В настоящее время кафедра философии ЗабГГПУ представляет собой динамично развивающееся под-

разделение социального факультета и имеет своей целью подготовку кадров высокой и высшей квалификации по современным педагогическим и гуманитарным направлениям.

В 1990-х гг. активизируется деятельность Забайкальского отделения теперь уже Российского философского общества (председатель В.А. Кобылянский, ученый секретарь

В.В. Куликов). Помимо вышеуказанных мероприятий, в которых Отделение принимало активное участие, были и самостоятельно проведенные конференции: «Русская философия Серебряного века» (1997); «Русская философия и мировая культура» (1998); «Проблемы непрерывного экологического образования» (1998); «Русская интеллигенция: история и современность (к 90-летию со дня выхода сборника «Вехи»)» (1999); «Формирование гуманитарной среды в Забайкалье: новые ориентиры» (2000); «Экологическая культура современного общества» (2000). При активном участии Отделения проводятся ежегодные Иннокентьевские чтения, действуют семинары «Русская философия: основные имена и труды», «Философия образования и теоретическая педагогика», проводятся круглые столы, презентации книг и учебных пособий. С 2002 г. председатель Отделения канд. филос. наук Д.А. Крылов, ученый секретарь — канд. филос. наук А.И. Гарлик [см.: 9, 10, 11].

Библиографический список

1. Базаров, А.А. Цанид — институт философского образования в ламаизме Бурятии // Петр Алексеевич Кропоткин: гуманист — ученый — революционер: Российская научная конференция: Сборник тезисов. — Чита, Изд-во Читинского педагогического института, — 1992. - С. 132 - 133.

2. Базарова, М.Д. Сравнительный анализ тотемных мифов эвенков и бурят // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии: материалы региональной археолого-этнографической студенческой конференции Новосибирск, 1 — 6 февраля 2000 г. - Т 2. - Новосибирск, 2000. - С. 68

— 70.

3. Балабанов, В.Ф. История земли Даурской. — Чита: ООО «Изд-во газета «Эффект», 2003. — 400 с.: ил.: фот.

4. Гомбоева, М.И. Образ мироустройства хори-бурят. — Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2002. — 189 с.

5. Гусев, В. Аввакум Петров и Сибирь // Литературная Сибирь. — Иркутск. — 1986. — Т. 1. — С. 35 — 40.

6. Жамсуева, Д.С. Агинские дацаны как памятники истории и культуры. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. — 169 с.

7. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / ком-ментар. Н.К. Гудзия; предисл. В.П. Трушкина; послеслов. В. Гусева. — Иркутск: ВосточноСибирское кн. изд-во, 1979. — 365 с. (Лит. памятники Сибири).

8. Зоркин, В.И. О кабанском «сидении» Аввакума // Литература и фольклор Забайкалья: республиканский сб. — Иркутск, 1976.

— С. 16 — 26.

9. Кобылянский, В.А., Бернюкевич, Т.В., Агаркова, Е.Ю. Конференция в Чите // Вестник РФО. — 2002. — № 4 — С. 84 — 86; Кобылянский В.А., Гарлик А.И. Забайкальское отделение РФО // Вестник РФО. — 2001. — № 4. — С. 42.

10. Кобылянский, В.А., Гарлик, А.И. Навстречу юбилею (к 20-летию Заб. отделения РФО) // Вестник РФО. — 2001, № 1.

— С. 43 — 46.

11. Кобылянский, В.А. Как начиналась «чи-талогия»? // Академик Иван Тимофеевич Фролов: очерки, воспоминания, материалы. — М., 2001. — С. 213 — 216.

12. Кобылянский, В.А. Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие.

Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. - 200 с.

13. Кобылянский, В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1997. — 164 с.

14. Кобылянский, ВА Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества: учебник. — 2-е изд., испр., доп. — Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2004. — 318 с.

15. Константинов, А.В. Флоренский Павел Александрович // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в. 4 т. — Т. IV: С — Я / Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. — Новосибирск: Наука, 2006. — С. 228.

16. Константинов, М.В. Слово о Кропоткине // Петр Алексеевич Кропоткин: гуманист — ученый — революционер: Российская научная конференция: Сборник тезисов. — Чита, Изд-во Читинского пед. ин-та, 1992. —

С. 4 — 8.

17. Кропоткин, П.А. Письма из Восточной Сибири / сост. и авт. вступ. статей В.А. Маркин, Е.В. Старостин. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. — 192 с.: ил.

18. Кропоткин, П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия / вступ. ст., сост., под-гот. текста и примеч. С.А. Мндоянца; пре-дисл. Э. Реклю. — М.: Правда, 1990. — 638 с. (Из истории отечеств. филос. мысли).

19. Кропоткин, П.А. Этика / сост. и предисл. Ю.В. Гриднича. — М.: Политиздат. 1991. — 493 с. (Библиотека этической мысли).

20. Куклярский, Ф.Ф. Критика творческого сознания (обоснование антиномизма) // Труды философского общества при ГИНО. — Чита, 1923. — Т. 1.

21. Куклярский, Ф.Ф. Последнее слово. К философии современного религиозного бунтарства. — СПб., 1911.

22. Куклярский, Ф.Ф. Философия индивидуализма. — СПб., 1910.

23. Куренная, И.Г. О мироздании // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. — Т. III: И — Р / Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. — Новосибирск: Наука, 2006. — С. 357.

24. Лунин, М.С. Сочинения, письма, документы / изд. подготовлено И.А. Желваковой, Н.Я. Эйдельманом. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. — 576 с., ил. — (Серия «Полярная звезда»).

25. Майский, Ф.Ф. Н.Г. Чернышевский в Забайкалье (1864 — 1871 гг.) — Чита, 1950. — 135 с.

26. Маланова, Т.М. Тибетский канон «Ган-джур» и «Данджур» как движущая система текстов // Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. — Новосибирск: Наука, 1989. — С. 251 — 259.

27. Маркин, В.А. П.А. Кропоткин и Сибирь // Петр Алексеевич Кропоткин: гуманист — ученый — революционер: российская научная конференция: сб. тезисов. — Чита: Изд-во Читинского пед. ин-та, 1992. — С. 8 — 10.

28. Соловьева, Г.В. Федор Куклярский и его философия культуры // Русская философия. Новые исследования и материалы. (Проблемы методологии и методики) / под ред. проф. А.Ф. Замалеева. — СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад»;

Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 323 — 333.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Субботина, Н.Д. Введение в социальную философию и философию истории: учеб. пособие. — 2-е изд. / Забайкал. гос. гум-пед. ун-т. — Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. — 273 с.

30. Субботина, Н.Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. — М.: Прометей, 2001. — 193 с.

31. Черников, А.М. Н. Г. Чернышевский в Сибири: годы каторги и ссылки. — Чита: Читинское кн. изд-во, 1955. — 52 с.

32. Юнель, И.Г. Сибирь в судьбе П.А. Кропоткина // Петр Алексеевич Кропоткин: гуманист — ученый — революционер: российская научная конференция: сб. тезисов. — Чита: Изд-во Читинского пед. ин-та, 1992. — С. 11 — 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.