Научная статья на тему 'Изучение монгольских народов в Читинском отделении1русского географического общества (рубеж XIX-XX вв. )'

Изучение монгольских народов в Читинском отделении1русского географического общества (рубеж XIX-XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
411
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА МОНГОЛОВЕДЕНИЯ В РОССИИ / НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА РОССИИ / ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЧИТИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПО РГО / МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ / Д. М. ГОЛОВАЧЕВ / В. В. СОЛДАТОВ / Б. Д. ОЧИРОВ / Ш. БАЗАРОВ (БАЗАРОН)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полянская Оксана Николаевна

Данная статья одна из наших публикаций о роли научных обществ России XIX нач. XX в. в развитии научной школы монголоведения. Большой вклад в изучение монгольских народов внесли такие научные объединения как Императорское русское археологическое общество (1846), Императорское общество востоковедения (1900) и Русский комитет для изучения средней и Восточной Азии (1903) два первых объединения специального востоковедного профиля. Особое место в изучении монгольских народов занимает Императорское Русское географическое общество со своими отделами, организовавшее многие научные экспедиции на территории этнического проживания бурят и монголов.Статья посвящена исследованиям Читинского (Забайкальского) отдела РГО (ЧОПОРГО) в области монголоведения, которое организовало Агинскую экспедицию (1908) с целью изучения хозяйства, культуры, природных условий жизни агинских бурят. Здесь приведены материалы членов экспедиции Д. М. Головачева и В. В. Солдатова, собравших подробные сведения о бурятах Агинской степи и сделавших анализ изменений, произошедших в их хозяйстве с 1897 г. по 1908 г. Фактически их труды стали первыми работами, специально посвящённые агинским бурятам. Имена Д. М. Гловачева и В. В. Солдатова можно включить в список российских монголоведов. Кроме того, отмечена роль бурятской интеллигенции в успешном проведении экспедиционных работ: учителей Бато-Далай Очирова, (III)Чойжил-Лхама Базарова (Базарон), буддийского духовенства во главе с Чойнзин Доржи Ирелтуевым бандито-хамбо-ламой Восточной Сибири и др. Сотрудничество в области монголоведных исследований членов Читинского отделения РГО и представителей бурятской интеллигенции сыграло важную роль в развитии научной школы монголоведения в России. В 2014 г. исполняется 120 летсо дня основания Отделения (1894-2014) солидная дата в истории этого научного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the Mongolian Peoples at Chita Department2 of theRussian Geographic Union (at the turn of XIX−XX)

This article is one of our publications about the role of the scientific societies of Russia (in the XIX beginning of the XX cc.) in the development of the Russian scientific school of the Mongolian studies. The great contribution in studying of Mongolian people was carry by the scientific societies of Russia such as: The Imperial Russian archaeological society (1846); The Oriental society (1900) and The Russian committee for research the Middle and Eastern Asia (1903) the first two unions had the special oriental profile. The Imperial Russian geographic union (RGU) with its departments engages the special place in the Russian scientific school of Mongolian studies. It organized many scientific expeditions on the territory of ethnic setting of buryats and Mongols.This article is devoted to scientific researching of The Chita department (Zabaikalsky) of RGU in Mongolian studying. The Chita department organized the Aginsky expedition (1908) in order to study the economy of cattlebreeding, culture and the steppe’s nature. The article shows the materials of D. M. Golovachev, V. V. Soldatov members of the expedition. They collected materials about the Buryats of the Aginsky steppe and annualized changes in the Buryat’s cattle-breeding, things 1897 year to 1908 year. In fact, their papers had become the first special works, devoted to the Buryats of the Aginskaya steppe. Therefore, we can includethe Golovachev’s and Soldatov’s names on the list of Mongolian studying scientists. Besides that this article the notes the rule of the Buryat’s intelligentsia in the successful expedition’s work; it concerns the great activity the Buryat’s teachers: B.-D. Ochirov, Ch. Bazarov, the Buddhist clergy headed by Ch.-D. I. Ireltyev the heard of the Buddhist church in the Eastern Siberia and same others.The cooperation of The Chita department’s members with the Buryat’s intelligentsia has made the important rule in the development of the Russian scientific school of the Mongolian studies. In 2014 year The Chita department of RGU celebrates the remarkable date of its history, 120 years from date of its foundation.

Текст научной работы на тему «Изучение монгольских народов в Читинском отделении1русского географического общества (рубеж XIX-XX вв. )»

УДК 94 (=512.36)

ББК 63.3 (=64)

Оксана Николаевна Полянская,

кандидат исторических наук, доцент, Бурятский государственный университет (670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а)

e-mail: [email protected]

Изучение монгольских народов в Читинском отделении1

Русского географического общества (рубеж XIX-XX вв.)

Данная статья - одна из наших публикаций о роли научных обществ России XIX -нач. XX в. в развитии научной школы монголоведения. Большой вклад в изучение монгольских народов внесли такие научные объединения как Императорское русское археологическое общество (1846), Императорское общество востоковедения (1900) и Русский комитет для изучения средней и Восточной Азии (1903) - два первых объединения специального востоковедного профиля. Особое место в изучении монгольских народов занимает Императорское Русское географическое общество со своими отделами, организовавшее многие научные экспедиции на территории этнического проживания бурят и монголов.

Статья посвящена исследованиям Читинского (Забайкальского) отдела РГО (ЧОПОРГО) в области монголоведения, которое организовало Агинскую экспедицию (1908) с целью изучения хозяйства, культуры, природных условий жизни агинских бурят. Здесь приведены материалы членов экспедиции Д. М. Головачева и В. В. Солдатова, собравших подробные сведения о бурятах Агинской степи и сделавших анализ изменений, произошедших в их хозяйстве с 1897 г. по 1908 г. Фактически их труды стали первыми работами, специально посвящённые агинским бурятам. Имена Д. М. Гловачева и В. В. Солдатова можно включить в список российских монголоведов. Кроме того, отмечена роль бурятской интеллигенции в успешном проведении экспедиционных работ: учителей - Бато-Далай Очирова, (Ш)Чойжил-Лхама Базарова (Базарон), буддийского духовенства во главе с Чойнзин Доржи Ирелтуевым - бандито-хамбо-ламой Восточной Сибири и др. Сотрудничество в области монголоведных исследований членов Читинского отделения РГО и представителей бурятской интеллигенции сыграло важную роль в развитии научной школы монголоведения в России. В 2014 г. исполняется 120 лет со дня основания Отделения (1894-2014) - солидная дата в истории этого научного учреждения.

Ключевые слова: научная школа монголоведения в России, научные общества России, Императорское Русское географическое общество, Читинское отделение ПО РГО, монгольские народы, Д. М. Головачев, В. В. Солдатов, Б. Д. Очиров, Ш. Базаров (Базарон).

Oksana Nikolayevna Polyanskaya,

Candidate of History, Associate Professor, Buryat State University (24 а Smolin St., Ulan-Ude, Russia, 670000) e-mail: [email protected]

Study of the Mongolian Peoples at Chita Department2 of the Russian Geographic Union (at the turn of XIX-XX)

This article is one of our publications about the role of the scientific societies of Russia (in the XIX - beginning of the XX cc.) in the development of the Russian scientific school of the Mongolian studies. The great contribution in studying of Mongolian people was carry by the scientific societies of Russia such as: The Imperial Russian archaeological society (1846); The Oriental society (1900) and The Russian committee for research the Middle and Eastern Asia (1903) - the first two unions had the special oriental profile. The Imperial Russian geographic union (RGU) with its departments engages the special place in the Russian scientific school of

1 Читинское отделение Приамурского отдела Русского географического общества (ЧОПОРГО), или Забайкальский отдел РГО (ЗОРГО).

2 Chita Branch of the Amur Region River Department of the Russian Geographical Society (ChBARRD) / Transbaikal Department of the Russian Geographical Society (TDRGS)

34

© Полянская О. Н., 2014

Mongolian studies. It organized many scientific expeditions on the territory of ethnic setting of buryats and Mongols.

This article is devoted to scientific researching of The Chita department (Zabaikalsky) of RGU in Mongolian studying. The Chita department organized the Aginsky expedition (1908) in order to study the economy of cattle-breeding, culture and the steppe’s nature. The article shows the materials of D. M. Golovachev, V. V. Soldatov - members of the expedition. They collected materials about the Buryats of the Aginsky steppe and annualized changes in the Buryat’s cattle-breeding, things 1897 year to 1908 year. In fact, their papers had become the first special works, devoted to the Buryats of the Aginskaya steppe. Therefore, we can include the Golovachev’s and Soldatov’s names on the list of Mongolian studying scientists. Besides that this article the notes the rule of the Buryat’s intelligentsia in the successful expedition’s work; it concerns the great activity the Buryat’s teachers: B.-D. Ochirov, Ch. Bazarov, the Buddhist clergy headed by Ch.-D. I. Ireltyev - the heard of the Buddhist church in the Eastern Siberia and same others.

The cooperation of The Chita department’s members with the Buryat’s intelligentsia has made the important rule in the development of the Russian scientific school of the Mongolian studies. In 2014 year The Chita department of RGU celebrates the remarkable date of its history, 120 years from date of its foundation.

Keywords: Russian scientific school of the Mongolian studies, scientific societies of Russia, The Imperial Russian geographic union (RGU), The Chita department of RGU, Mongolian peoples, D. M. Golovachev, V. V. Soldatov, Ochirov, Ch. Bazarov.

Научные общества России внесли весомый вклад в изучение народов Востока, большинство из них было открыто во II половине XIX - начале XX в. Изначально эти общества не являлись востоковедными, однако с течением времени востоковедная тематика в них стала приоритетной. Особое место в изучении стран Востока занимает Императорское Русское географическое общество (ИРГО) (основано в 1845 г.) со своими Отделами, основанными в разных регионах России, которые занимались изучением восточных народов, проживающих на ее окраинах. Первым в 1851 г. при содействии генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского в Иркутске был открыт Сибирский отдел (СО ИРГО), который в 1877 г. разделился на два - Восточно-Сибирский отдел (ВСОИРГО) в Иркутске и Западно-Сибирский отдел в Омске. В 1894 г. в Хабаровске открылся Приамурский отдел (ПО ИРГО), тогда же начали работу его подотделы (отделения) в Троицкосавске (ТКОПОРГО) и Чите (Забайкальский).

Читинское отделение Приамурского отдела Русского географического общества проводило и научно-исследовательскую, и просветительскую работу, что определялось общим уставом РГО. С точки зрения просветительской работы Отдел создал музей и научную библиотеку в Чите, астрономическую обсерваторию, дом-базу для летних исследовательских и экскурсионных работ в с. Атама-новка близ Читы, Атамановский ботанический сад. Члены Отделения выступали с лекциями и докладами на различные темы для местно-

го населения, а также осуществляли выставочную деятельность. Сельскохозяйственная и промышленная выставки, организованные в 1899 г. в Чите, имели цель дать полную картину хозяйства Забайкалья в момент проведения в крае железной дороги. Для более успешной и динамичной работы в некоторых населённых пунктах Забайкалья (Акше, Быр-ке, Малете, Нерчинском Заводе и др.) были созданы сельские ячейки Отделения.

Научно-исследовательская деятельность Отделов РГО заключалась в первую очередь в организации научных экспедиций и отдельных поездок с целью изучения определённых территорий. В поле исследовательской деятельности Читинского отделения ПОИРГО входило Забайкалье, где повсеместно проживали буряты. Необходимо отметить неоднократные поездки по местам расселения бурят, в долины рек Онона, Ингоды, Аргуни А. К. Кузнецова1, К. Д. Логиновского2,

1 Кузнецов Алексей Кириллович (1845-1928) -краевед, музеевед, фотограф, общественный деятель, революционер. Один из организаторов и председателей Читинского отделения Приамурского отдела РГО (1894), при котором в 1895 г. был создан музей, А. К. Кузнецов был избран его директором. За революционную деятельность неоднократно арестовывался, был приговорен к смертной казне, которую заменили на каторгу. В 1908 г. отправлен на поселение в Якутию, в 1913 г. получил разрешение вернуться в Читу, где восстановил сгоревший музей и стал его директором (до 1927 г.). Занимался археологией, открыл десятки археологических памятников, изучал Кондуйский городок монгольского времени. Награжден большой золотой медалью РГО.

2 Логиновский Карп Дмитриевич (1867 - ок.1924) -этнограф и фольклорист, сотрудник Приамурского отдела РГО, работал в Забайкалье, на Дальнем Востоке и Томске. Занимался изучением истории и этнографии

И. К. Вислоуха1 и др. Тесный контакт членов и местных жителей, особенно представителей бурятской интеллигенции, обогащал результаты деятельности Отделения и решал социальные проблемы местного населения. Поэтому буряты были заинтересованы во многих предприятиях Отделения, так как это напрямую касалось их жизни. В этом отношении, следует выделить Агинскую экспедицию 1908 г., как наиболее крупную в исследовании Агинской степи. Экспедиция была снаряжена по просьбе и на средства агинских бурят и имела не только научный интерес, но и чисто практическое значение, при проведении землеустройства бурятского населения2.

7 октября 1907 года Бато-Далай Очиро-вич Очиров3 и Цугольский волостной4 старшина Намдан Дылокович Дылыков вынесли

народов Забайкалья, в том числе бурят, отмечал их влияние на быт и жизнь русского старожильческого населения края. Участвовал в экспедициях 1895-1898 гг., организованных военным ведомством, по изучению Маньчжурии. Его работа, посвященная бурятам: Игры бурят Восточного Забайкалья // Читинское отделение Русского географического общества, 1897, а так же есть сведения о бурятах в его публикации «Путевые наброски из поездки по караулам южных степей Забайкалья» // Приамурские Ведомости. 1895. №№ 65, 66, где в № 65 описывает занятие и промысел бурят («о выделке араки»). Награждён малой серебряной медалью РГО.

1 Вислоух Иван Карлович (1872-1926) - географ. Участвовал в экспедициях 1895-1898 гг., организованных военным ведомством, по изучению Маньчжурии. Автор трудов «Вулканическая область Уюнь-Холдонги в Северной Маньчжурии...» (1911), «Лёс: его значение и происхождение» (1915), опубликованных в «Известиях Императорского Русского географического общества».

2 Труды Агинской экспедиции частично были опубликованы: «Записки Забайкальского Отдела» (11вы-пусков), «Труды Агинской экспедиции» (5 выпусков) и др.

3 Очиров Бато-Далай (1875-1913) - общественный, политический деятель. Окончил Агинское одноклассное училище и Читинское горное училище. Работал учителем в Агинской школе и в канцелярии Агинской Степной Думы. В декабре 1905 г. в составе бурятской делегации в Петербурге добивался права избрания от бурятского населения депутата в государственную Думу. В 1907 г. избран депутатом 11-й Государственной Думы России от забайкальских инородцев. Помогал работе Агинской экспедиции, особенно важно его содействие в производстве переписи бурятского население как в агинских степях, так и в Монголии. Внес значительный вклад в собирание и сохранение бурятского фольклора [6, с. 232].

4 В 1901 г. царским правительством было издано Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области», которое упраздняло прежнее, основанное на принципе родового деления административное устройство бурят и эвенков. Буряты жили либо смешанно с другими народами или большими булуками (группами), на основе которых создавались булучные общества. Вместо Степных Дум и инородческих управ вводились волостные правления и т. д.

на обсуждение Совета заявление от агинских бурят о необходимости проведения исследований Агинской степи «в почвенном, ботаническом и оросительном, а также и хозяйственном отношениях». Они, в ожидании проведения землеустроительной политики5, согласно закону от 5 июня 1900 года, были обеспокоены, что их лишат возможности свободно передвигаться со скотоводческими стадами, которые являлись основой их кочевой жизни и, мало того, выделят небольшие участки земли, которые не смогут прокормить скотоводческое хозяйство6. В надежде на увеличение наделов им нужны были научные обоснования «исключительной невыгодности положения наделов, а равно в виду особенностей условий быта населения»7. Буряты просили начать «беспристрастное и всестороннее изучение» края, результаты которого могли бы стать интересными и для науки, и иметь «жизненно практическое значение» для бурят8. Тем более, что это не противоречило уставным задачам Русского географического общества, которые призывали изучать «как естественно-исторические условия страны, так и народности, их быт, нравы, гражданский строй и экономическое благосостояние»9. Буряты же обещали «посильную поддержку Отделению в материальном отношении». Тем более что примеры совместной работы Отделения и представителей бурятской интеллигенции по решению различных вопросов уже были. В частности, совместно проводился ремонт здания, построенного по типу дацана - буддийского храма10, для хранения коллекции

5 Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» 1901 г. не только изменяло административное управление бурят, но и вводило существенное урезание занимаемых бурятами земель. Это стало результатом работы Комиссии под руководством действительного статского советника А. Н. Куломзина. В результате изучения землевладения и землепользования в Забайкалье предполагалось, кроме всего, оставить во владении бурят по 15-30 десятин степи на одну мужскую душу (вместо 116,1 десятины). В связи с этим Агинская Степная Дума неоднократно обращалась к влиятельным чиновникам и в правительство с письмами об отмене урезок земель. При этом подчеркивалось, что согласно высочайшей грамоте императора Петра I за 1703 г. земли в агинских степях были закреплены за бурятами на правах собственности.

6 Отчёт Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1907-1908 гг. Чита: Тип. Т-ва Бергут и сын. Чита-Харбин. Читинское отделение, 1909. С. 14.

7 Там же. С. 15.

8 Там же.

9 Там же.

10 Дацан - модель буддийского храма, построен в

буддийского культа ЧОПОРГО. Ремонт дацана-музея был сделан в 1908 г. при материальной поддержке почётного члена Отделения Ч.-Д. И. Ирелтуева - бандито-хам-ба-ламы - главы буддийского духовенства Восточной Сибири1. Работали над отделкой здания «специально выписанные для того бурятские мастера».

На заявление от бурятской интеллигенции о необходимости проведения исследований в агинских степях Совет ЧОПОРГО ответил «принципиальным согласием» взять на себя естественно-историческое изучение Агинской степи летом 1908 г. Ботанические работы были поручены Г. А. Стукову2, исследование водоёмов и рельефа взял на себя А. И. Попов3, зоологическое изучение -П. С. Михно4, экономические исследования бурят и руководство статистико-экономическими исследованиями - Д. М. Головачев5, который так же выработал формы статистических карточек для подворной переписи,

1899 г. на деньги бурят-буддистов. Строительство было приурочено к открытию сельско-хозяйственной и промышленной выставок. Культовые обряды в нем не исполнялись, здание находилось в ведение ЧОПОРГО для хранения в нем предметов буддийского культа. В 1914 г здание сгорело при невыясненных обстоятельствах [4, с. 194-195].

1 В течение 1907 и 1908 гг. было избрано два почётных члена ЧОПОРГО: Ирелтуев Чойнзин -Доржи Ире-туевич и Стуков Георгий Андреевич

2 Стуков Георгий Андреевич - (1845-1912) - краевед, ботаник. Один из учредителей ЧОПОРГО. В результате работы в составе Агинской экспедиции собрал обширный гербарий растений (более 500 видов), который считается одним из самых полных. Автор ряда статей о растительном мире Забайкалья [3, с. 273].

3 Попов Алексей Иванович - межевой инженер, действительный статский советник, общественный деятель. Гласный Городской (г. Чита) Думы (1906-1909), член Совета ЧОПОРГО. Сделал ряд публикаций, в том числе путеводитель по Чите (1907) [4, с. 464].

4 Михно Петр Саввич (1867-1938) - учёный, краевед. Член Троицкосавского отделения Приамурского отдела ИРГО. Участник Агинской экспедиции, после в 1910 г. переехал в Акшу, затем Троицкосавск. С 1922 г директор Кяхтинского музея. Собрал в Забайкалье и пограничных районах Монголии материалы по археологии, ботанике, зоологии, палеонтологии. Совершил ряд экспедиций по долине реки Чикой (Забайкалье), озеро Косогол (Монголия) и др. В 1930 г. награжден малой серебряной медалью РГО [4, с. 267].

5 Головачев Дмитрий Михайлович (1866-1914) -литератор, статистик, общественный деятель. В Забай-

калье работал с 1887 г., в 1904-1914 гг. руководил ра-

ботой Забайкальского отдела РГО. Участник и организатор работы Агинской экспедиции, в результате переписи

населения агинских степей им был сделан подробный анализ о численности, занятиях, вероисповедании, гра-

мотности и т. п. агинских бурят, проследил эволюцию жизни кочевников за период 1897 г. по 1908 г., сравнивая данные Комиссии А. Н. Куломзина и материалы Агинской экспедиции.

формы бюджетных бланков, инструкции к их заполнению и пр.6 Учитель Базаров7 выразил согласие сделать исторический очерк об Агинской Степной Думе [2, с. 19]. Наибольшие затруднения представляли почвенные исследования, ввиду отсутствия специали-ста-почвоведа. Читинское Отделение РГО обратилось в разные учреждения России и для работы в Агинской экспедиции был приглашён из Москвы почвовед М. П. Григорьев.

Принимая предложение инородцев, Совет ЧОПОРГО хорошо понимал, какие обязанности он берёт на себя и с какими трудностями может встретиться при выполнении широко поставленного научного предприятия -вдали от центра научной жизни, не располагая к тому ни достаточными силами, ни сред-ствами8. Эти сомнения Совета были не без оснований. Экспедиционная работа требует больших денежных средств, которых у Отделения не было. На помощь пришли буряты, заинтересованные в успехе этого мероприятия. Б. Д. Очирову, Н. Дылыкову, А. Санжи-еву, А. Цыденову были выданы подписные листы «для записи пожертвований от любителей наук на предмет предпринимаемого естественно-исторического исследования Агинской степи». По этим подписным листам за №№ 144, 145, 146, 147 собрано 4 200 р. от 192 лиц. Кроме того, от Б. Д. Очирова получено еще 567 р. Итого было собрано пожертвований 4 767 р.9

Агинская экспедиция собрала интересные сведения не только естественно-при-

6 Отчёт Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1907-1908 гг. Чита: Тип. Т-ва Бергут и сын. Чита-Харбин. Читинское отделение, 1909. С. 15

7 Учитель Базаров - Базарон (Ш) Чойжил-Лха-ма (1878 - 1937), просветитель, общественный деятель, драматург, преподаватель Агинского приходского училища, выпускником которого был и сам. В 1899 г. принял участие в экспедиции известного путешественника и этнографа Г. Н. Потанина в Монголию и Китай, где собрал этнографический материал, пословицы и загадки. Принял активное участие в работе Агинской экспедиции, в качестве статиста был направлен в Монголию, чтобы произвести перепись агинских бурят, там кочующих. С 1909 по 1933 гг. работал в разных учебных заведениях Агинской волости, где преподавал бурятский и монгольский языки, а также арифметику. Является автором более 30 учебников и учебных пособий по бурятскому языку, в том числе и словарей. В 1906 г. составил свой первый букварь на бурятском языке с текстами для чтения, положивший начало новой методике преподавания старомонгольской письменности [3, с. 56].

8 Отчёт Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1907-1908 гг. Чита: Тип. Т-ва Бергут и сын. Чита-Харбин. Читинское отделение, 1909. С. 16.

9 Там же.

родного характера, показывающие скудность ресурсов степи для скотоводческого хозяйства, но и статистические сведения о населении, о степени развития хозяйств региона. Буряты Агинской степи - скотоводы, поэтому предпринятое изучение кочевого быта представляло значительный научный интерес, как «одной из интереснейших форм хозяйственного быта». В соответствии с этим была проведена в 1908 г. сплошная подворная перепись инородцев, проживающих в Агинской и Цугольской волостях, и сделан сравнительный анализ этих данных с материалами комиссии действительного статского советника А. Н. Куломзина 1897 г. Это сопоставление было наиболее ценным для выявления изменений, которые произошли за период с 1897 г. по 1908 г. [3, с. 3].

Кроме сплошной подворной переписи, статистики составляли бюджетные карточки с регистрацией производительных и потребительных процессов в хозяйстве без учёта имущества и инвентаря. Непосредственное руководство статистиками было поручено бывшему учителю Агинского училища П. Д. Мурзину. Работать статистиками были приглашены Ц. Гармаев, Д. Базаржапов, Ш. Базаров (Ч. Базарон)1. Знание бурятского языка и знакомство статистиков с бытом инородцев в значительной мере способствовали успешному производству переписи. Вследствие чего полученные данные обладают точностью, а отсюда и высокой ценностью. Большую помощь, как непосредственным участием, так и содействием, оказал производству переписи Бато-Далай Очиров. Перепись бурятского населения, проводимая Читинским отделением ПО РГО, имела весьма значимую особенность, были подвергнуты переписи и буряты, кочующие в Монголии, чего не делала комиссия Куломзина. В Монголию при содействии Б. Очирова был направлен статистик - учитель Базаров (Базарон), который произвел подворную перепись бурятских хозяйств, проживающих на монгольской территории2. Столь ответственное задание было дано Чойжилу Базарону потому, что он уже был знаком с экспедиционной работой, так как принимал участие в научной поездке известного российского путешественника Г. Н. Потанина в Монголию, Средний Хинган,

1 Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведённому в 1908 г. Читинским Отделением Императорского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С.4.

2 Там же. С.5.

летом 1899 г. и справился со своими обязанностями «на отлично», за что получил от всех членов экспедиции благодарность3. Ч. Базарон помогал собирать предания и сказки. Составленное им собрание баргутских загадок было передано Г. Н. Потаниным в Восточное отделение Археологического общества4. Григорий Николаевич познакомил Базарона и с

А. К. Кузнецовым, секретарем ЧОПОРГО, после чего Чойжил работал совместно с Отделением, собирал гербарий, чему научился в экспедиции Г. Потанина5.

В сентябре 1908 г. все члены экспедиции вернулись в Читу, было принято решение о немедленной разработке полученных материалов. Осенью 1908 г. весь статистический материал был привезен в Читу. П. Д. Мурзин составил сводные ведомости, которые затем тщательно анализировались по двум направлениям: изучение демографических данных переписи агинских инородцев и хозяйственного быта бурят. Первое было сделано Д. М. Головачевым, а второе - действительным членом ЧОПОРГО В. В. Солдатовым.

Буряты Агинской и Цугольской волостей проживали на территории так называемой Центральной агинской дачи, а также на северо-западе от нее по реке Оленгуй, на юго-западе от дачи, в районе Алханайского горного кряжа, и наконец, на юго-востоке - за рекой Онон, вдоль линии Забайкальской железной дороги по рекам Тург, Борз и Барун-Кондуй6. Кроме этого, и на землях, отведённых им в собственность, а также на землях крестьян, казаков, тунгусов и в Монголии, и на территориях, граничащих с Россией. На бурятские кочевья приходилось 31 748 душ обоего пола, плотность населения на одну квадратную версту - 1,767. Каждая волость разделена на отдельные булучные общества, состоящие в свою очередь из целого ряда булуч-ных общин или булуков. Экспедиция провела кропотливую работу, посчитав население по отдельным булукам, и сделала вывод, что численность населения за указанный период выросла, однако анализ прироста населения не исключал и того факта, что «наметилось

3 Письма Г. Н. Потанина / сост. А. Г. Грумм-

Гржимайло [и др.]. Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1991. Т. 5. С.14.

4 Там же. С. 15.

5 Там же. С. 14.

6 Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 г. Читинским Отделением Императорского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С. 8.

7 Там же. С. 9.

вымирание агинских инородцев»1. Так же было отмечено, что в виду кочевого образа жизни наблюдалось значительное число отсутствующих постоянно на месте приписки, что заметно понижало сделанные расчёты в действительности. Этот факт так же затруднял работу переписчиков. На огромной территории, занятой Агинской и Цугальской волостями, было только три пункта с «прочной оседлостью», это - селение Агинское и два дацана Агинский и Цугольский. Всё же остальное население, «как кочевое, передвигалось по этой территории с определённых мест летников на зимники, весенники и осенники»2. Oно ничем не отличалось от обычного типа крестьянского селения и одновременно было центром административной жизни, если не всей Агинской степи, то, по крайней мере, её западной части, так как здесь находилось волостное правление, играющее весьма важную роль в жизни этой степи. Здесь же была сосредоточена вся торговля, которая находилась в руках «посторонних», то есть мещан, купцов, а так же китайцев. Увеличение числа китайцев, проживающих в с. Агинском, наблюдалось только в начале XX века3. Кроме этого, главным занятием большинства жителей является печение хлеба, за покупкой которого съезжались сюда буряты с самых отдалённых улусов4. В целом волости были изолированными от других бурят, основная масса которых проживала в Западном Забайкалье, поэтому наблюдалось полное отсутствие в Агинской степи на постоянном жительстве бурят из других волостей, что являлось характерной особенностью региона. Oднако одна пятая часть всего числа агинских бурят проживала в чужих землях, что показывало высокий процент «отсутствующих» также характерный только для этой местности. В основном отсутствующие проживали на землях тунгусов, всего 48 семей. Oни пользовались зимними и летними выгонами тунгусов и другими угодьями, находясь в споре с соседями. Несколько (13) семей проживало на землях железной дороги, ещё меньшее число вблизи городов и станций. Не было ни одной бурятской семьи, проживающей постоянно в городах Забайкалья5. В итоге группа «отсутствую-

1 Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 г. Читинским Oтделением Императорского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С. 32.

2 Там же. С. 13.

3 Там же. С. 15.

4 Там же.

5 Там же. С. 22.

щих», но проживающих не на чужих землях, а на территориях своих волостей, насчитывала 227 семей6, или 895 чел.7. Особый интерес представляла та часть «отсутствующих», которая кочевала на территории Монголии. В переписи 1897 г. агинские буряты, кочующие круглый год или часть года в Монголии не были отмечены. В 1908 г. было выяснено, что в Монголии кочевало 270 семей агинских бурят, или 1559 «душ обоего пола», по этим же данным было определено, что за последние 10 лет туда переселилось 69 хозяйств, что составило приблизительно 25 % от всех отсутствующих8. Какими бы приблизительными не были цифры, для исследователей экспедиции было очевидно одно, что за десятилетний период выселение из Агинской степи возросло в значительной мере.

Рассматривала экспедиция и религиозную принадлежность населения Агинской степи. Перепись 1908 г. в Агинской степи зарегистрировала буддистов 38 784 чел. «обоего пола. Крещёные (оседлые) буряты (296 чел.), православные русские (86 чел.), а так же незначительное число магометан (3 чел.), евреев (6 чел.) и буддистов-китайцев (25 чел.) проживали в с. Агинском9. На территории Агинской степи существовало два дацана10 - Агинский и Цугольский, и было начато строительство третьего - Зугалуевско-го. На всей территории степи существовала только одна православная церковь в с. Агинское, там же жил миссионер-священник. В своем очерке Д. М. Головачев рассуждает о влиянии буддизма на жизнь населения: «... вряд ли нужно доказывать огромное влияние ламаизма, проникающего и охватывающего весь быт и экономический строй жизни инородцев», о влиянии православия и не прихо-

дилось говорить»11.

6 Агинской экспедицией при переписи населения за единицу была принята семья или отдельное хозяйство, так как почти без всяких исключений эти два понятия совпадали [3, с. 35].

7 Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 г. Читинским Отделением Императорского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С. 22. С. 23.

8 Там же. С. 32.

9 Там же С. 54.

10 Дацаны специальной переписи не подвергались [Цит. По: Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 г. Читинским Отделением Императорского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С. 22. С. 54].

11 Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 г. Читинским Отделением Импе-

Изучая вопрос грамотности бурят, перепись регистрировала грамотных по-русски, по-монгольски, по-тибетски, исследователи пришли к выводу, что среди бурят была распространена грамотность по-монгольски. Тибетская грамота, главным образом, среди лам, а русская - среди зажиточного населения. Число грамотных (умеющих и читать, и писать) и полуграмотных (только читать) по-русски составляло 416 чел., среди которых 170 человек приходилось на Цугольскую волость, как наиболее благополучную в материальном отношении1, 147 - на Агинскую волость. Далее Д. М. Головачев анализирует: если «всего инородцев насчитывается почти 39 тыс. (38 784 буддистов) и из этой массы только 416 чел. знают русскую грамоту, т. е. на каждые сто человек только один грамотный по-русски. Это ли не яркий признак ничтожного влияния русских на бурятскую народность? Если при этом принять во внимание, что в подсчёт вошло с. Агинское с оседлым, почти обрусевшим населением, то русская грамотность среди кочевого населения примет еще более мизерные размеры. Женщин, знающих русский язык (хотя бы только умеющих читать), самое ничтожное число. Из среды кочевых инородцев таковых нашлось только 7 женщин»2. Характерен тот факт, что среди бурят, знающих русскую грамоту, преобладающее число приходится на грамотных, умеющих и писать, и читать (90,2 %), тогда как среди русских доминирует процент полуграмотных, умеющих только читать. Д. М. Головачев объясняет этот факт тем, что знание русского языка - привилегия богатых, среди которых были и окончившие не только среднюю русскую школу, но и высшую3. Хотя грамотных по-монгольски также высокий процент - 80 %, а полуграмотных -20 %4. «Народная», т. е. монгольская грамота более всего была распространена в Агинской волости и в целом среди кочующих на своих землях, чем проживающих на стороне или в чужих булуках. Из 2 863 человек, владеющих монгольской грамотой, женщин нашлось 93 чел., что составило 3,3 %5. Знание тибет-

раторского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С. 22. С.55.

1 Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 г. Читинским Отделением Императорского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С. 22. С. 220, 305.

2 Там же. С. 22. С. 56.

3 Там же.

4 Там же. С.57.

5 Там же.

ского языка было распространено среди духовенства и лиц, изучающих буддийское вероучение. Всего перепись зарегистрировала 2 194 чел., знающего тибетский язык. «Если предположить, - писал Д. М. Головачев, -что все проживающие в дацанах (их было насчитано переписью 1 441 чел.) обладают знаниями тибетского языка, то остается ещё 741 чел., в том числе и 12 женщин, не охваченных принадлежностью к дацанам». Возможно, в число знающих по-тибетски также вошли люди, которые только начали изучать язык, как правило, это дети - старшие сыновья в бурятской семье, которых определяли в хувараки - ученики при дацане. Эта традиция - значимый социальный факт среди монгольских народов. Подводя итоги о грамотности бурятского населения Агинской степи, Д. М. Головачев отмечал, что сложно было учесть общее число «вообще грамотных -безотносительно к языку». Однако с уверенностью можно было сказать о том, что лица, знающие по-русски, обязательно знали по-монгольски и по-тибетски; точно так же можно предположить, что знающий по-тибетски, знает и по-монгольски. Таким образом, «монгольская грамотность, так сказать, охватывала и русскую, и тибетскую грамотность»6 [3, с. 59].

За одиннадцать лет, прошедших со времени переписи, произведённой комиссией

A. Н. Куломзина, до переписи 1908 г., проведённой Читинским отделением РГО, хозяйство агинских бурят понесло значительные потери и пришло к большому упадку, отмечал в очерке «Хозяйственный быт инородцев Агинской степи» по итогам переписи

B. В. Солдатов. «Общее количество скота, приходящееся на одно наличное хозяйство, на одного работника и на одну наличную душу по всем видам скота и по всем его возрастным и хозяйственным группам уменьшилось». При этом уменьшение происходило более ценных видов и групп скота - крупного, взрослого и рабочего, чем менее ценных для хозяйства. Исключение из общего правила относительно уменьшения составляют козы, число которых по расчёту на одно хозяйство не только не уменьшилось, но даже несколько увеличилось. Однако это обстоятельство лишний раз подтверждает упадок бурятского хозяйства: дешёвые и малопродуктивные козы вытесняют более дорогой и продуктивный крупный рогатый скот. Если смотреть по волостям, то наиболее обеспеченным лошадями, верблюдами и овцами является сред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Там же. С. 22, С. 59.

нее хозяйство Цугольской волости; наиболее богатым крупным рогатым скотом и козами -хозяйство Агинской волости. В общем же, хозяйства Агинской волости гораздо беднее скотом хозяйств Цугольской1. «По размерам хозяйства, как и по обеспеченности населения скотом, первое место занимают почти во всех случаях приписные, живущие на собственных землях»2. Исключение лишь составляло обеспечение хозяйств верблюдами, по числу которых на одно хозяйство первое место занимали кочующие на стороне, то есть в Монголии.

«В общем, при рассмотрении современного состояния хозяйства бурят и обеспеченности скотом населения и при сравнении с соответственными данными переписи, произведенной экспедицией Куломзина, получаем крайне безотрадную картину общего упадка хозяйства, - делал выводы В. В. Солдатов, -так основа его и почти единственный промысел населения - скотоводство, между тем за 11 лет, прошедших со времени переписи Ку-ломзина, хозяйство значительно измельчало, количество скота в нем сильно уменьшилось, обеспеченность населения скотом тоже стала меньше, а, следовательно, общее благосостояние населения сильно подорвалось»3. Этот вывод В. В. Солдатова ещё с большей убедительностью доказывает о необходимости сохранения и увеличения скотоводческих хозяйств, для которых необходимы территории. «Хотя у широкой публики распространено мнение о чрезмерном богатстве скотом наших бурят... Необходимо отметить, что количество хозяйств, действительно богатых скотом, у агинских бурят крайне невелико. Так, хозяйств, имеющих более 10 рабочих лошадей, зарегистрировано переписью всего 9,3 %, ... имеющих крупного рогатого скота свыше 100 голов - 1,31 %. Таким образом, хозяйств действительно богатых скотом у бурят -от 1,3 % до 4 %». О богатстве бурят можно было говорить только относительно отдельных немногих хозяйств, но не о массовом материальном благополучии населения, в значительной мере стоящего на грани нищеты.

«Говорить о земледелии у бурят Агинского ведомства, как о промысле не приходится, оно, можно сказать, - отмечал В. В. Солда-

тов, - во всей Агинской степи не существует, за исключением только одного села Агинское. Есть попытки заниматься земледелием, часто неудачные, но земледелия в настоящем смысле этого слова еще нет»4. Буряты Цугольской волости, наиболее обеспеченные скотом, меньше стремятся заниматься земледелием, чем в Агинской волости, где видимо уже наметился переход от чисто скотоводческого хозяйства к скотоводческо-зем-ледельческому5. К сокращению скота в хозяйствах приводила и политика по урезанию территорий, необходимых для выпаса скота. Земли, строго определённые для скотоводческих хозяйств, далеко не все были богаты растительностью, что подтверждает отчёт Г. А. Стукова «Ботанико-географический очерк Агинских степей». Г. А. Стуков отмечал, что «не малую часть поверхности Агинских степей занимают кустарники, совершенно негодные для корма, как деревянистые растения; имея в виду, что на большей части поверхности степей растения сидят очень редко, покрывая только наполовину, если еще не меньше, данную площадь и оставляя другую половину совершенно голой, нельзя не прийти к заключению, что кормовая ёмкость Агинских степей далеко не так огромна, как они сами, не соответствует их пространству и не только не безгранична, но даже недостаточна, о чём свидетельствует факт проживания до 100 бурятских семей со своим скотом вне пределов своих родных степей - за границей, на степях монгольских»6.

Таким образом, Агинская экспедиция 1908 г., организованная Читинским отделением РГО, собрала богатейшие историко-статистические материалы об агинских бурятах, восполнив, тем самым, имеющиеся пробелы в сведениях о них. Выводы, сделанные по результатам проведенных исследований, показали насколько важно для бурятского скотоводческого хозяйства не сокращать наделы пастбищ, так как не всякий отведенный для нужд скотовода участок мог удовлетворять потребности его хозяйства должным образом в силу природных особенностей. В поисках средств для окончания разработки материалов и публикации трудов Агинской экспедиции Совет Отделения вновь обратил-

1 Труды Агинской экспедиции. Материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 г. Читинским Отделением Императорского Русского географического общества. Чита, 1911. Вып. VII. С. 220.

2 Там же. С. 22. С. 220.

3 Там же. С. 220-221.

4 Там же. С. 22. С. 304

5 Там же. С. 305.

6 Отчёт Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1907-1908 гг. Чита: Тип. Т-ва Бергут и сын. Чита-Харбин. Читинское отделение, 1909. С. 20.

ся к бурятам1. В результате, за 1908-1909 гг. были изданы: программа «Экономического исследования бурят», «VIII выпуск трудов Отделения» и «Отчет за 1907-1908 гг.», которые были разосланы членам Отделения, учёным и просветительским обществам, сибирским библиотекам и некоторым периодическим из-даниям2.

В целом нужно отметить, что монголо-ведная тематика занимала одно из главных мест в исследовательской работе Читинского отделения, в силу своего географического расположения: Агинская степь - место проживания агинских бурят и сопредельные с ней области Монголии, где также кочевали буряты из Забайкалья. В музее Отделения в отделе «этнография» значительное внимание так же уделено монгольским народам, здесь были представлены и «принадлежности буддийского культа» - 681 ед., «манекены шаманки и 2 бурят» - 3 ед., «принадлежности шаманского культа» - 188 ед., «мелкие предметы из быта бурят» - 110 ед., «коллекции по тибетской медицине» - 1 625 ед., а также «старинное оружие русских и монголов» -

1 Совет ЧОПОРГО обращался за материальной поддержкой в центральное Географическое общество и Приамурский отдел, но получил отказ. Общение с частными лицами по этому вопросу так же оказалось безуспешным [Цит по: Отчет Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1907-1908 гг. Чита: Тип. Т-ва Бергут и сын. Чита-Харбин. Читинское отделение, 1909. С. 19].

2 Общества и учреждения, куда Читинское Отделение отправляло свои работы и получало их издания: в Барнауле - Отделение Западно-Сибирского Отдела РГО; во Владивостоке - Восточный институт и Общество изучения Амурского края, ставшее позже подотделом ПО РГО; в Иркутске - ВСОРГО, Обсерватория и канцелярия Иркутского генерал-губернатора; в Москве - Археологическое общество и естественнонаучные организации; в Петербурге - Академия наук и музе при ней, Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии [там же, с. 21] - одно из ведущих научных объединений учёных международного масштаба, где работали ведущие монголоведы России, что способствовало тому, что здесь монголоведение имело приоритетное значение [2, с. 123-130]; Археологическое общество, Министерство иностранных дел, сюда Отделы РГО, как и другие научные объединения должны были в обязательном порядке отправлять Отчеты о деятельности так, как согласно их Уставам, они могли организовывать научные экспедиции в зарубежные страны, что находится в ведении этого министерства [2, с. 123-130]; редакция журналов Министерства Народного Просвещения; в Троицкосавске -ТКОПОИРГО и городской библиотеке, в Томске - университет и многие другие. А так же за рубеж: в Лондон, Париж, Берлин, Вену, Вашингтон, Ригу [Цит по: Отчет Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1907-1908 гг Чита: Тип. Т-ва Бергут и сын. Чита-Харбин. Читинское отделение, 1909. С. 28-29].

50 ед.3 Все эти предметы были собраны в результате экспедиционной работы, либо подарены местными жителями. В дар приносили не только предметы утвари из бурятского хозяйства, но и литературу. Отделение получило от надворного советника, действительного члена ЧОПОРГО И. В. Ореловича «Краткое объяснение значения масок разных богов при богослужении «Цама»4.

Читинское отделение ПО РГО за небольшой период работы5 осуществило достаточно большой объём исследований по изучению не только естественно-географических условий Забайкалья, но и населения края в историческом, статистическом, культурном аспектах. Бурятское население занимало приоритетное место в научной деятельности Отделения; Агинская экспедиция 1908 г. по изучению бурятского хозяйства - самое крупномасштабное мероприятие ЧОПОР-ГО, давшее наиболее полные, проверенные сведения об агинских бурятах. Необходимо отметить тот факт, что изучение и быта, и хозяйства, и религии учеными РГО осуществлялось совместно с интеллигенцией бурятского народа, благодаря поддержке которых стало возможно осуществление многих задуманных научных планов. Вклад бурятской интеллигенции в развитие российского монголоведения бесценен, о чём мы неоднократно говорили в своих работах6 и во многом благодаря сотрудничеству учёных с местным населением стал возможен успех научной школы монголоведения в России.

3 Отчет Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 1907-1908 гг. Чита: Тип. Т-ва Бергут и сын. Чита-Харбин. Читинское отделение, 1909. С. 21-22.

4 Там же. С. 21.

5 С целью координации деятельности отделов РГО и других краеведческих организаций в середине 1920-х гг. прошли съезды в Иркутске, Омске, Красноярске и др. городах. В декабре 1926 г. на первом краевом научно-исследовательском съезде было принято решение о создании сибирской ассоциации краеведения, в состав которой вошли отделы РГО [1, с. 802].

6 Полянская О. Н. Экспедиция О. М. Ковалевского и А. В. Попова в Забайкалье. О вкладе бурятской интеллигенции в становление научной школы монголоведения в России в XIX веке // Чингисхан и судьбы народов Евразии - 2»: матер. междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2007; Полянская О. Н. Вклад бурятской интеллигенции в становление научного монголоведения. Галсан Никиту-ев: матер. науч. конф. «Егуновские чтения - III». Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2007; Полянская О. Н. Об участии Селенгинской Думы в становлении монголоведения в России: матер. науч. конф., посвящ. 200-летию образования Степных Дум. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 2008.

Список литературы

1. Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. 2. 807 с.

2. Полянская О. Н. Монголоведные направления в исследованиях Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Вестник Бурятского ун-та. Вып. История. 2013.

№ 7. С. 123-130.

3. Энциклопедия Забайкалья. Агинский бурятский округ. Новосибирск, 2009. 352 с.

4. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Новосибирск, 2006. Т. III. 541 с.

References

1. Istoricheskaya entsiklopediya Sibiri. Novosibirsk, 2009. T. 2. 807 s.

2. Polyanskaya O. N. Mongolovednye napravleniya v issledovaniyakh Russkogo komiteta dlya izucheniya Srednei i Vostochnoi Azii // Vestnik Buryatskogo un-ta. Vyp. Istoriya. 2013. #

7. S. 123-130.

3. Entsiklopediya Zabaikal’ya. Aginskii buryatskii okrug. Novosibirsk, 2009. 352 s.

4. Entsiklopediya Zabaikal’ya. Chitinskaya oblast’. Novosibirsk, 2006. T. III. 541 s.

Статья поступила в редакцию 03.03. 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.