Научная статья на тему 'Философская инноватика и междисциплинарные проблемы геополитики на юге России'

Философская инноватика и междисциплинарные проблемы геополитики на юге России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философская инноватика и междисциплинарные проблемы геополитики на юге России»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Философская инноватика и междисциплинарные проблемы геополитики на юге России

25 июня 2010 года в Северо-Кавказской академии государственной службы состоялось заседание круглого стола «Философская инноватика и междисциплинарные проблемы геополитики на Юге России». В его работе приняли участие ученые-философы, политологи СКАГС и более 20 вузов, научных и экспертных организаций, члены Российского философского общества региональной общественной организации «Донское философское общество» и др. По признанию участников, данное событие стало еще одним шагом в развитии исследования актуальной проблемы - философской инноватики. Становится традицией посвящать наши круглые столы определенной дате: прошлый - 80 лет Режабеку Е.Я., сегодняшний - 70 лет Панарину А.С., которому был посвящен отдельный доклад Попова Э.А. (Российский институт стратегических исследований).

Заседание проводилось в дискуссионном формате, докладчикам было задано более 20 вопросов. Многие участники выступили со своими оценками и замечаниями по поводу положений, высказанных в докладах.

Приветствуя участников, ректор Северо-Кавказской академии государственной службы В.В.Рудой особо подчеркнул, что «философская инноватика - новое научное направление, которое мы позиционируем, исследования начались около 2 лет назад. Мы взаимодействуем с Донским философским обществом, так как стремимся привлекать как можно больше специалистов, имеющих фундаментальную философскую и методологическую подготовку.

Далее мы предлагаем фрагменты выступлений, отражающих, на наш взгляд, основные позиции участников круглого стола.

Старостин А.М, доктор политических наук, профессор, проректор Северо-Кавказской академии государственной службы по науке, послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию, зав. кафедрой философии и методологии науки:

<.. .> Тему доклада обусловливают обстоятельства данного времени, которые можно назвать нестационарными, быстро меняющимися и т.п. Я презентую философскую инноватику как новый инструментарий, способный постичь процессы этого времени. Время нестационарного развития востребует новый методологический инструментарий. При этом я хочу добиться результата опережения: понимания сущности, прогнозирования, выявления тенденций.

Философская инноватика может проявлять себя в разных сферах:

1) институциональная сфера: отмечается рост мозговых центров, когда на формальной или неформальной основе объединяются исследователи междисциплинарных направлений. В мире подобных центров насчитывается около 3000, наша страна при этом находится на периферии. Правда, даже сегодня в зале присутствуют представители подобных центров. К ним можно отнести создание так называемых дискуссионных площадок, подобно тем, которые проводят Макаренко В.П., Волков Ю.Г. и Российский институт стратегических исследований;

2) методологическая сфера: создание методологических подходов, позволяющих осваивать нестационарные, быстро меняющиеся процессы.

Философская инноватика понимается как философская деятельность, это не совсем философия, но философское приложение к решению многих проблем междисциплинарного характера. Это отражается в структуре проблемно-тематического поля, например, современных диссертационных исследований.

Если мы обратим внимание на названия докторских диссертаций по философии, объявления о которых публикуются в «Бюллетене ВАК»: самоорганизация, бизнес и власть и т.п., - то можно заметить, что они не имеют прямого отношения к фундаментальным философским проблемам. Это относится к 80 процентам исследований. Но имеют отношение к прикладной сфере, к прикладным разработкам в той или иной междисциплинарной

области. Сложные проблемы привлекают тот или иной философский инструментарий.

Особенности развития геополитики можно выявить, если применять инструментарий философской инноватики. Если обратить внимание на предметную область геополитики. Геополитика возникает в начале ХХ века. Она связана с другими областями, например, с экологией, глобальной экологией, социальной экологией, экологией человека. Выявляются связь, взаимодействие со средой, системные факторы среды и т.д. Они сходны в проблемной ситуации (исследование человека, среды и ресурсов), а также междисциплинарной направленностью. Сюда можно отнести и ряд других течений: концепция локальной цивилизации, концепции ноосферы, космизма.

Геополитика на первых этапах своего развития выстраивает определенную систему абстрагирования: вначале метафорически, затем понятия научного уровня. Первые подходы были связаны с созданием понятийного аппарата: пространство, государство, сила, государство как живой организм и др. Затем идет детализация, уточнение этих понятий. Изначально в геополитике проблемная ситуация шире, чем ответ на нее. Она генерирует более широкое поле проблем.

Можно выделить две схемы развития геополитики, вписывания ее в междисциплинарный контекст:

- взаимодействие геополитики со сходными дисциплинами;

- создание базовых понятий, которые могут работать в других концепциях.

Если говорить о локальной геополитике, то стоит обратить внимание на работы Ю.А. Жданова с позиций приложений инструментария философской инноватики. Юг России тут понимается как геополитический аттрактор. Здесь можно выделить следующие наиболее значимые направления междисциплинарного и межпредметного синтеза:

- историко-географические совмещения основных очагов цивилизационного развития на юге России (палеостоянки, городища и т.п.);

- коммуникативно-метрическое описание, обозначение основных транспортных трасс и узлов на юге России

- выявление культурных очагов и направлений межкуль-турного взаимодействия и синтеза;

- эконометрическое вычленение торговых, инвестиционных, производственных узлов на юге России;

- вычленение конфессиональных узлов и центров, оказывающих воздействие на формирование духовной идентичности народов юга России;

- конфликтологическая проекция: вычленение узлов межнациональных и межгосударственных конфликтов и военных столкновений, их частота и плотность.

Дальнейшее совмещение этих направлений и результатов изысканий позволяет дать картину южно-российского геополитического узла в его исторической эволюции и современной динамике.

Лешкевич Т. Г., доктор философских наук, профессор СКАГС, председатель Донского философского общества:

<.>Уважаемые коллеги, свое выступление, посвященное проблемам философии инновации, построю таким образом. Обращаясь к подсказкам здравого смысла, размышлениям над инновационным потенциалом философии, можем обозначить три ресурса. Прежде всего, с инновационностью хочется связать продукт, появляющийся в диссертационных исследованиях. Здесь имеем формально-логический подход. Второй ресурс наталкивает нас на связь инновационности с самим инструментарием. Иначе говоря, инноватика требует нового методологического инструментария. Это можно обозначить инструментальной или методологической линией. Для обоих подходов характерна проблема развития реальности. Получается, что главные сферы нашей жизнедеятельности не имеют интеллектуального лифта, чтобы незамедлительно оказаться в теоретической части. Философия инноватики должна быть развернута к практической части нашей реальности. В качестве третьего ресурса философии инновации, относится практическая философия. Это неосвоенные пространства. Если мы обращаемся к проекту создания философии инноваций, то необходимо обозначить его внутреннюю логику, генезис. У Р. Коллинз находим указание на значимость социальных сетей - важнейших интеллектуальных технологий. То, что принято и затребовано социальными сетями отвечает статусу инноваций. В отечественной синергетики Е. Н. Князева и С П. Курдюмов обращают внимание на очень важный параметр инновации - ее принципиальную способность к трансляции. Та-

ким образом, генезис, развитие, социальные сети, трансляции делают философскую инноватику аттрактором , без которого система в дальнейшем не может функционировать. На другом конце звучит вопрос о потреблении инновации. Здесь мы обращаемся к модели Роджерса, согласно которой новаторы это 2%, ранние последователи 12%, поздние последователи - более 34%, опоздавшие 16%.Для того, чтобы потребление инноваций осуществлялось, оно должно быть поддерживаемо социальной энергетикой. Общество должно находиться в движении. Какова же роль субъективного фактора, лиц, принимающих решение в процессе производства инноваций? С позиций синергетики Человек достигающий - это особое состояние, которое характеризуется методологами как неравновесная, гипернеоднородная система. Если в этой связи мы коснемся внутренней логики развития инновационных процессов, то выйдем на парадокс телеологичности - те-леономичности. С точки зрения телеономии, цель формируется не субъектом, а самой системой. Таким образом, мы можем говорить об инновациях с точки зрения телеологии, когда носитель инновации субъект познавательного процесса совершает открытие. И, во-вторых, с точки зрения телеономии, когда само время приводит к возникновению нового, без приоритетной роли субъективных сил. Помимо этого, необходимо остановиться на парадоксе эмерджентности - возникновении внезапных свойств, который так же характеризует инновационные процессы. Этот парадокс инновационных систем соотносится с принципом нелинейности, который предлагает внезапное появление альтернатив, состояний, отличных от первоначально заданных. В новом миро-видении совершенно иные требования к реальности. Ярким примером, иллюстрирующим различие ментальных ориентаций, может быть образ «мирно пасущейся на лугу коровы». Это только с точки зрения классической картины мира корова мирно пасется на лугу, с точки зрения синергетики перед нами бешеная пляска электронов. К синергетике мы обращаемся, т.к. видим там новый инструментарий. Насколько он эффективен - открытый вопрос. Но это новый интеллектуальный способ мироощущения. Мы живем в других условиях: тип развития через неустойчивость. Особый вес приобритает информация как стратегический ресурс. Вот некоторые из парадоксальных характеристик информации. Во-первых, при обмене ее мы ничего не теряем. Во-вторых, в ин-

формации присутствует детерминация будущим. В-третьих, информация заряжена энергетикой экономических и политических трансформаций. На сегодняшний день ситуация сложилась такм образом, что обладаетелями информационных ресурсов являются СМИ, беспрестанно транслирующие симулякры. Возникает проблема - быть услышанным голосу интеллектуала. Таким образом, у нас получается, что говоря о философском подходе к анализу инноваций мы должны наполнять его реальными обстоятельствами, поддерживать метаязык и уровень теоретических выкладок.

Попов Э. А., доктор философских наук, профессор, руководитель Черноморско-Каспийского информационноаналитического центра Российского института стратегических исследований.

<...> В этом году мы будем отмечать 70-летний юбилей выдающегося русского философа и геополитика Панарина А. С. Мыслитель не дожил до этой даты, но как гласит знаменитое изречение, человек живет, покуда живет его слава. А. С. оставил нам богатое наследие. Для нас представляется глубоко символичным обстоятельство места рождения философа. Панарин А.С. родился в г. Горловка Донецкой области Украинской ССР, как известно земли Донбасса всегда отличались общерусским и общеславянским патриотизмом. И именно проблема общеславянского единства становится одной из центральных в творчестве мыслителя, который видит важнейшей задачей будущего реинтеграцию трех «братских» народов и государств - России, Украины и Белоруссии. Панарин А. С. нами мыслится в рамках цивилизационного подхода. «Геополитика» же предстает не совсем удачным концептом для характеристики философа, сужает его творчества, особенно в части наследия, которая посвящена определению места России в мире. Он скорее цивилизационист и социальный философ. Важно учитывать обстоятельства времени, в котором жил и творил мыслитель. Начинал он свой путь как диссидент-либерал, в 90-е годы становится патриотом и православным философом. Статья А. С. «Православная цивилизация в глобальном мире» поднимает проблему «народ и власть», которую решает резюме: «народ без элиты». Прежде всего, разводит понятия «либерализм» и «демократия». Современная демократия -

это демократия меньшинства. Глобализация для Панарина - это «демократия для привилегированного экстерриториального меньшинства, имеющего все «демократические права» и в то же время не обремененного никакой ответственностью перед «туземным населением»». Транснациональные структуры концентрируют в своих руках финансовые ресурсы, подчиняют себе национальные правительства. Насколько всесильна такая власть? Сила нового миропорядка, по мнению А. С. Панарина, не обладает зарядом прочности. Новому миропорядку необходимо противопоставить проект опережающего развития. Этот проект универсален и применим для всего мира. Без сохранения России неизбежно наступление «стратегической нестабильности», глобального хаоса. Глобализация для Панарина означает настоящую цивилизационную революцию, новое варварство. А. С. предостерегает западных партнеров России от рисков, связанных с ее дальнейшим ослаблением: «.демонтаж России как страны, искони поддерживающей геополитический баланс между Востоком и Западом, означал бы. «китаизацию» всего евразийского материка.». В своем творчестве Панарин устремлен к социальному идеалу христианства. В этой связи, один из путей выхода из глобального кризиса он усматривает в осознании православного наследия «второго Рима» и противопоставлении его западной цивилизационной традиции. Подчеркнем, что православие для философа является целью, а не методом. Его же социальную философию можно назвать лишь приближением к Православной церкви. Панарин считает, что геополитические партнеры России толкают нас на путь переосмысления своей геополитической позиции в Евразии. И выходом является реинтеграция. Именно России суждено стать родиной новой информационной идеи. Первая волна реинтеграции - воссоединение братских восточнославянских стран и народов. А вторая - интеграция вокруг России ментально близких и комплементарных народов и стран. При этом, сближение с Россией мусульманских стран виделось Панарину необходимым, в смысле обусловленности культурнополитическим контекстом. Таким образом, Югу России отводилось важное место в геополитических изысканиях А. С. Панари-на.

Штомпель Л.А., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии, архитектуры и искусства (ИАРХИ ЮФУ):

<...> Методологическая роль философии никуда не де-лась, и без грамотной роли философии никакие проблемы решать нельзя. Классическое понимание предмета философии - отношение мышления и бытия. Сейчас другое понимание философии -способы и механизмы духовной регуляции человеческого поведения. Эти механизмы часто не могут быть объяснены с рациональной точки зрения.

В современной философии, кроме классического, неклассического и постнеклассического типа рациональности, выделяется множество других типов. При этом различие в типах рациональности может быть не только диахронным, но и синхронным. Даже в каждом человеке могут сосуществовать разные типы рациональности. Мы обусловлены современным типом рациональности, который можно назвать типом рациональности технократического общества, рациональности унифицированной, формализованной. Но мы также регулируемся ценностной и целевой рациональностью, если следовать М. Веберу.

Эра кризиса, ускорения социокультурного развития, дифференциация приводит к утрате идентичности. Инновации стали объектом изучения культурологов, когда европейцы познакомились с колонизируемыми культурами. Часто инновации противопоставляются традиции. В 30-е гг. ХХ в. термин «инновация» проникает в экономическую культуру. Инновация фирмы и т.д. Фирма может достичь успеха за счет постоянного обновления своих продуктов. Об инновационных подходах говорят применительно к сфере образования и т.п.

Инновация - рациональный проект, запускаемый сверху вниз. Рациональность - управляемая деятельность, формализуемая, технологизированная. Такое понимание рациональности недостаточное.

С точки зрения Вебера любая человеческая деятельность имеет свои ценности, поэтому не может быть чистой рациональности. Но рациональность имеет также свои цели. Рациональность - это скорее фрактал. Не случайно принцип дополнитель-

ности (получивший название в гуманитарных науках как принцип комплементарности) - перспективный подход к пониманию регуляции человеческого поведения.

Философская инноватика - направление, позволяющее использовать новые, или позабытые, или недостаточно востребованные идеи для исследования современных процессов. В качестве таких идей могут выступать:

- принцип дополнительности (принцип комплементарности);

- установка на принципиальное понимание разных типов рациональности, сочетающиеся в одном человеке.

Куртов А.А., гл. редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (Москва):

<...> Можно сказать о том, что геополитическая картина огромного региона, расположенного между Черным морем и Индийским океаном, отмечена сегодня явной борьбой между различными проектами трубопроводов.

Наиболее спорным в данном вопросе является трубопровод "Набукко". Данный проект поддерживался европейцами преимущественно по политическим, а не экономическим соображениям, так как у потенциальных поставщиков в эту трубу просто не было достаточного объема свободного газа. Например, Азербайджан в принципе не может быть серьезно рассмотрен в качестве потенциального партнера. Надежды же присоединить к проекту Туркменистан, Узбекистан и Казахстан также не признаются выполнимыми. Все эти обстоятельства выгодны Ирану. Иран с помощью проекта "Набукко" готов продавать газ в Европе.

Ряд экспертов предполагают, что без иранского газа этот проект будет не реализо ван, так как Иран обладает крупнейшими в мире запасами природного газа. Но все не так просто, ведь Иран большую часть этого газа расходует на собственные нужды. Также большинство газовых иранских месторождений расположено на юге страны, то есть в отдалении от трубы.

Мы не должны сбрасывать со счетов то, что изначально проект был ориентирован на иранский, а не на азербайджанский газ. В последнее время Иран все активнее начала поддерживать Турция. Для Анкары поддержка иранского участия в "Набукко" сулит как политические, так и экономические выгоды. Если ситу-

ация изменится, то Иран вполне реально может превратиться в крупного экспортера природного газа. Иран надо принимать во внимание при политических и экономических расчетах в прогнозировании будущего России. Иран активно участвует в геополитической конкуренции трубопроводов в Евразии, и отнюдь нельзя сбрасывать его со счетов.

Масалова С.И., доктор философских наук, профессор Ростовского областного института повышения квалификации:

<...> Я хотела бы остановиться на философской части нашего круглого стола. Александр Михайлович Старостин внедрил термин «философская инноватика» и отчасти реализовал его практический потенциал в проведении этого Круглого стола, в своих трудах. Инноватика - это процесс взаимодействия философии и частных наук, практики. Философия обобщает, является методологической основой, а частные науки доказательной базой. Прикладные аспекты философских тем и проблем рождают новые направления, новые точки роста знания. Татьяна Геннадьевна попыталась с точки зрения философского знания разработать философскую инноватику. Междисциплинарный подход приводит к теоретическому исследованию и дает большие дивиденды. Методологический подход синергетики - новый, но в тоже время я соглашусь с Е.И. Степановым, что это забытая диалектика. Это процесс взаимодействия противоположностей. Это классическое философское видение анализа причин борьбы. Поэтому важно быть не просто в режиме диалога, но быть партнерами. В философской методологии развиваются и математические, и логические методы решения проблем противоречия. Я вспоминаю идеи XVII века, Декарта и Лейбница: пусть каждый изложит свои аргументы математическим способом. Применение таких методов позволяет что-то ненужное сократить, увидеть проблемы выпукло. Так, Г.Перельман, доказав гипотезу Пуанкаре, поставил российскую науку на пьедестал международного уважения. Творчество не обязательно должно ждать инвестиций. Само творчество рождается в приятной интеллектуальной обстановке. Мы должны создавать благоприятный духовный и культурный климат. Но, так как мы не можем отказаться от утверждения «бытие определяет сознание», необходимо развивать

экономические, политические и социальные отношения для всех нас. Мы должны анализировать и прикладные проблемы. Идет расширение видения этих проблем, переплетения фундаментальных и прикладных вопросов.

В обсуждении докладов активно участвовали доктора наук, профессора из Ростова-на-Дону: Лабунская В.А., Макаренко В.П., Буйло Б.И., Иванников И.А., Добаев И.П., из Москвы: Степанов Е.И., Попов Э.А., из Пятигорска - Аствацатурова М.А., из Краснодара - Баранов А.В. и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.