Научная статья на тему '«Углеводородная геоэкономика» Турции: Российский вектор'

«Углеводородная геоэкономика» Турции: Российский вектор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗПРОМ / ГЕОЭКОНОМИКА / НАБУККО / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ТУРЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкира Николай Васильевич

Рассматриваются вопросы, связанные с транспортировкой и потреблением природного газа с учетом интересов «Газпрома» как крупнейшего российского концерна. Отмечается, что серьезную конкуренцию «Газпрому» в поставках природного газа в Турцию могут составить Иран, Азербайджан, а в обозримом будущем – и Египет. Автор оценивает сравнительные преимущества различных логистических маршрутов и газопроводов, делая акцент на реализации российских проектов, а также политики «Южного коридора» и строительства газопровода «Набукко», курируемого руководством Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Углеводородная геоэкономика» Турции: Российский вектор»

УДК 339.942 ББК 65.04

«УГЛЕВОДОРОДНАЯ ГЕОЭКОНОМИКА» ТУРЦИИ:

российский вектор

Н.В. Шкира

Рассматриваются вопросы, связанные с транспортировкой и потреблением природного газа с учетом интересов «Газпрома» как крупнейшего российского концерна. Отмечается, что серьезную конкуренцию «Газпрому» в поставках природного газа в Турцию могут составить Иран, Азербайджан, а в обозримом будущем - и Египет. Автор оценивает сравнительные преимущества различных логистических маршрутов и газопроводов, делая акцент на реализации российских проектов, а также политики «Южного коридора» и строительства газопровода «Набукко», курируемого руководством Европейского Союза.

Ключевые слова:

Газпром, геоэкономика, Набукко, природный газ, Турция.

Предваряя основную часть статьи, посвященной связи геополитики Турции с мировой экономикой, изложим наше понимание геоэкономики - понятия, неоднозначно трактующегося в литературе [3; 4 и др.].

Геоэкономика - междисциплинарная отрасль научного знания, интерпретирующая геополитику (геополитическую экономику) с позиций экономической мощи государства и обеспечивающая достижение внешнеполитических целей, мирового или регионального могущества экономическим путем. Она предполагает сочетание методологических и методических «арсеналов» как экономики и географии, так и истории, социологии, юриспруденции, дипломатии и т.д. Для автора-географа геоэкономика - географическая субдисциплина, имеющая своим предметом изучение особенностей формирования транснациональных экономических геосистем (в том числе - характера использования государствами географических факторов международного значения при достижении своих экономических, социальных и политических задач).

В центре нашего внимания - геополитическая экономика Турции, связанная с углеводородами, играющими важнейшую роль в поступательном развитии любого крупного государства.

Согласно «Энергетической стратегии Турции», опубликованной в 2008 г., страна находится почти в непосредственной близости к 72,7% и 71,8% подтвержденных мировых запасов нефти и природного газа [7]. Однако разведанные запасы газа в Турции составляют чуть более 6 млрд м3. Перед страной остро стоит вопрос обеспечения собственной экономики углеводородами, которому сопутствует извечная задача извлечения максимальной выгоды из геогра-

фического расположения государства. Соединяющий части света турецкий «мост» идеально подходит для связи европейских потребителей энергоресурсов и ищущих рынки сбыта азиатских стран, богатых углеводородами. Став крупным энергетическим узлом, получая плату за транзит топлива по своей территории, Турция сможет одновременно обеспечить углеводородами собственных потребителей.

Наглядное представление об обеспеченности Турецкой Республики природным газом и объемах его поставок основными странами-поставщиками дают таблицы 1 и 2.

Таблица 1

основные показатели турецкой экономики по природному газу, млрд м3 [8, p. 30]

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Добыча 0,9 0,3 1,0 0,7 0,7 н/д

Потребление 31,2 36,6 36,6 35,1 32,5 39,7

Импорт 30,2 35,8 36,7 35,8 н/д н/д

Импорт через газопроводы 24,9 30,1 31,7 29,7 н/д н/д

Импорт сжиженного газа 5,2 5,8 5,5 6,1 н/д н/д

Экспорт 0,0 0,0 0,4 0,7 н/д н/д

Рассмотрим основные геоэкономические коридоры поставок природного газа в Турцию. Ведущие позиции в поставках сохраняет Российская Федерация. При этом около половины от всего объема российского газа поставляется по газопроводу «Голубой поток». 15 декабря 1997 г. между Россией и Турцией было подписано межправительственное соглашение, в рамках которого «Газпром» заключил коммерческий контракт с турецкой фирмой Bota§

3 ю О

на поставку 365 млрд м3 газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет [5]. Для выполнения данного соглашения по газопроводу должно поступать в Турцию в среднем ежегодно 14,6 млрд м3. В сентябре 2010 г. общий объем поставок по »Голубому потоку» составил более 51 млрд м3 газа. Второй маршрут поставок российского газа в Турцию - через Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию - так называемый «западный коридор», или Трансбалканский газопровод. Максимальная пропускная способность - до 14 млрд м3 ежегодно [6, с. 391]. Таким образом, на сегодняшний день максимальный объем поставок российского природного газа в Турцию ограничен 30 млрд м3.

В 2011 г. в Турцию было поставлено рекордно высокое за всю историю российско-турецкого сотрудничества количество газа - 25,8 млрд м3. Таким образом, Россия обеспечила почти 65% турецкой потребности в голубом топливе.

Однако серьезную конкуренцию «Газпрому» в поставках природного газа в обозримом будущем может составить Иран, занимающий четвертое место по добыче газа в мире. В 2001 г. был введен в строй газопровод Тебриз - Анкара с максимальной пропускной способностью 7,5 млрд м3 в год. Турция инвестирует значительные средства в иранский нефтегазовый сектор, существуют планы строительства новых газопроводов. Попытки западных стран заставить Турцию присоединиться к торгово-экономической и энергетической блокаде Ирана пока не увенчались успехом [1]. Портить отношения с Ираном руководство Турции не намерено по целому ряду причин, в том числе и из-за роли иранского газа в балансе энергетической системы своей страны. К примеру, Турция, отказавшись продлевать после 2011 г. один из контрактов с «Газпромом»

на ежегодную поставку 6 млрд м3 газа по «западному маршруту» (через Украину, Румынию, Болгарию), обратилась к Ирану с просьбой компенсировать необходимое количество топлива. Тем самым руководство страны ответило «Газпрому» на отказ в предоставлении 20% скидки на газ и продемонстрировало свои возможности в диверсификации источников поставок. Правда, позднее турецкая сторона все же заключила соглашение на поставку этого объема газа с «Газпромом», но условия его раскрыты не были. Перспективы иранского газа на турецком рынке неясны в связи с ядерным вопросом и возможным военным конфликтом.

Еще одним геоэкономическим коридором поставок природного газа в Турцию является Азербайджан. Газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум (Южнокавказский газопровод - South Caucasus Pipeline), введенный в строй в декабре 2006 г., имеет ежегодную транспортировочную мощность 8 млрд м3. Помимо азербайджанского газа из месторождения «Шах Дениз», газопровод может в перспективе быть наполнен также туркменским топливом. Однако в азербайджанском газе заинтересован целый ряд конкурирующих трубопроводных проектов и стоящих за ними стран. Сроки введения в строй второй очереди разработки месторождения «Шах Де-низ» постоянно переносятся, на текущий момент речь идет о 2016-2017 гг. «Газпром» заинтересован в заключении контрактов на закупку азербайджанского газа для заполнения реализуемого «Южного потока». Если в 2010 г. «Газпром» получил 0,8 млрд м3, в 2011-м - 1,5 млрд м3, то в 2012 г. заключен контракт на поставку 3 млрд м3 газа Азербайджаном.

Таким образом, объем закупок «Газпромом» азербайджанского газа в течение последних двух лет ежегодно удваивается.

Динамика объемов поставок основными странами-поставщиками природного газа [8, p. 30]

Таблица 2

Страны 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

млрд м3 % млрд м3 % млрд м3 % млрд м3 % млрд м3 % млрд м3 %

Алжир 4,1 13,7 4,1 11,7 4,1 11,3 4,5 12,5 н/д н/д н/д н/д

Азербайджан 0,0 0,0 1,2 3,5 4,6 12,5 5,0 13,9 н/д н/д н/д н/д

Иран 5,6 18,5 6,1 16,9 4,1 11,2 5,2 14,7 н/д н/д н/д н/д

Нигерия 1,1 3,6 1,4 3,9 1,0 2,8 0,9 2,5 н/д н/д н/д н/д

Россия 19,3 63,9 22,8 63,5 22,6 61,3 19,5 54,4 18,0 55,4 25,8 65,0

Др. страны 0,1 0,3 0,2 0,5 0,3 0,9 0,7 2,0 н/д н/д н/д н/д

Итого 30,2 100,0 35,8 100,0 36,7 100,0 35,8 100,0 32,5 100,0 39,7 100,0

Впрочем, учитывая хорошие отношения Азербайджана и Турции, последняя может рассчитывать на увеличение объема поставок.

Перечень поставщиков в ближайшем обозримом будущем может пополнить также Египет. Основой в данном случае является уже существующий газопровод Arab Gas Pipeline (AGP, Pan Arab). Газопровод поставляет египетский газ в Иорданию, Израиль, Ливан и Сирию. В 2008 г. была достигнута договоренность довести газопровод до территории Турции (г. Ки-лис) с расчетом, что турецкой стороной будет ежегодно закупаться 4 млрд м3 газа [2]. Планировалось также частично наполнять «Набукко» египетским газом. Строительство AGP должно было завершиться в 2011 г., но газопровод пока не введен в строй. С учетом позиции Турции по сирийскому вопросу AGP, по всей видимости, будет достроен не ранее разрешения конфликта.

Наконец, существует еще один геоэкономический актор - Ирак. Переговоры о поставках в Турцию иракского газа начались еще в 1996 г. На Ирак рассчитывали в связи с проектом «Набукко». В 2009 г. министр энергетики Турции Т. Йылдыз заявил о подписании с Ираком соглашения на строительство газопровода с ежегодной пропускной способностью в 8 млрд м3. В апреле 2011 г. опять прозвучало заявление о намерении осуществить данный проект. Его реализация, вероятно, будет привязана к началу строительства «Набукко».

Подводя итоги, можно отметить, что будущее турецкой газовой политики напрямую зависит от реализации ЕС политики «Южного коридора», в частности, строительства «Набукко». К тому же текущая политическая ситуация, иранский и сирийский вопросы не благоприятствуют Турции. «Газпром» имеет неплохие шансы на поддержание зависимости Турции от российского газа и должен задуматься о реализации собственного инфраструктурного проекта по расширению поставок, поскольку транспортные мощности двух существующих газовых артерий будут исчерпаны в ближайшие несколько лет.

В 2010 г. «Газпром» реализовал на внешнем рынке 218,3 млрд м3 природного газа, из которых в Турцию было поставлено 18 млрд (приблизительно 8,25% от общего объема зарубежных продаж). В 2011 г. было поставлено рекордно высокое за всю историю российско-турецкого сотрудничества количество газа - 25,8 млрд м3, в результате чего Россия обеспечила почти 65% турецкой потребности в при-

родном газе, вернувшись на докризисные позиции. С учетом быстро развивающейся турецкой экономики и соответствующего роста спроса на голубое топливо Турция является важным рынком сбыта для «Газпрома» (второе место среди стран дальнего зарубежья после Германии). Пока российской компании удается занимать лидирующие позиции среди поставщиков газа в Турцию, но за сохранение своего положения приходится серьезно бороться. Естественно, что в геоэкономической стратегии «Газпрома» Турция занимает особое место, как с точки зрения поставок газа, так и по линии совершенствования транспортной логистики.

Европейский Союз, обеспокоенный рядом проблем с поставками природного газа, проводит политику диверсификации в поставках энергоресурсов, направленную на повышение уровня энергетической безопасности. Эта стратегия получила название «Южный коридор» и предполагает поставки газа из Каспийского региона, Ирака, Ирана, Египта и других стран. «Южный коридор» включает в себя целый ряд проектов трубопроводов, но основным должен стать газопровод «Набукко» с проектной транспортной мощностью порядка 30 млрд м3 в год, проходящий по территории Турции.

На текущий момент страны ЕС в совокупности потребляют порядка 500 млрд м3 в год, через 20 лет прогнозируется потребление уже 600 млрд м3, т.е. рост составит порядка 20%. Однако самое важное в том, что планируется изменить соотношение импортируемого и добываемого в самом ЕС топлива. Если сейчас ЕС обеспечивает себя природным газом на 42%, то в 2030 г. этот показатель упадет до 16%. Доля же России, по заверениям еврокомиссара по энергетике Г. Эттингера, сохранится на текущем уровне (около 25%).

Тем не менее стратегической задачей «Газпрома» является повышение доли российского газа, в том числе и на европейском рынке. Замедление темпов экономического роста в связи с нестабильной финансовой ситуацией в мире привело руководство «Газпрома» к осознанию того, что осуществление проекта газопровода «Набукко» может привести к снижению продаж (наличие избыточных транспортировочных мощностей позволит странам ЕС выбирать поставщиков, даст серьезный экономический рычаг). Ответом на «На-букко» стал проект «Южного потока», предполагающий поставки газа по дну Черного моря в Болгарию, затем в Австрию и Ита-

3 ю О

лию. На строительство «Южного потока» необходимо было получить разрешение Турции, так как часть его маршрута должна пройти в особой экономической зоне этой страны. Турция же, будучи участницей концерна по строительству «Набукко» и желая выгадать из этой ситуации как можно больше, разрешения долгое время не давала.

В декабре 2011 г. было получено согласие Турции на прокладку газопровода «Южный поток» в своих территориальных водах. Было также объявлено о заключении дополнительных соглашений к двум долгосрочным контрактам с «Газпромом» на поставку газа до 2021 г. (контракт на поставку по газопроводу «Голубой поток» от 1997 г.) и до 2025 г. (контракт на поставку газа по западному маршруту через Украину от 1998 г.). Решение турецкой стороны нанесло серьезный удар по проекту газопровода «Набукко». Осуществление этого проекта весьма выгодно для Турции - трубопровод должен пройти по территории страны, что приносило бы ежегодный доход за транзит газа и сразу бы сделало Турцию крупнейшим энергетическим «ха-бом». Однако в связи с:

а) проблемами в европейской финансовой системе;

б) временным отказом Европы от использования иранских углеводородов в связи с иранской ядерной программой;

в) политической позицией Франции по армянскому геноциду;

г) сильной и последовательной позицией России в продвижении проекта «Южный поток»

можно говорить о временном проигрыше «Набукко». Учитывая же заявление руководства «Газпрома» о готовности реализовать проект уже к концу 2015 г. и планируемую транспортную мощность трубопровода в 63 млрд м3 в год, уменьшить зависимость от российских поставок газа Европе в ближайшее время вряд ли удастся. Если считать, что доля российского газа на европейском рынке останется неизменной и будет составлять 25%, а прогнозы еврокомиссара Г. Эттингера сбудутся, то к 2030 г. «Газпрому» будет необходимо увеличить поставки газа приблизительно на 50 млрд м3 в год. Таким образом, если «Южный поток» будет введен в строй с соблюдением сроков, «Газпром» сможет обеспечить достаточные объемы для его заполнения, а ЕС будет дальше тянуть со строительством «Набукко», доля российского газа на европейском рынке может существенно вырасти.

Учитывая вышеизложенное, «Набукко» не стоит рассматривать в качестве однозначного конкурента «Южному потоку». Даже если объединить транспортные мощности обоих газопроводов, совокупный объем поставляемого через них в ЕС газа составит менее 100 млрд м3, что недостаточно для удовлетворения прогнозируемого роста потребления. Турции, по всей вероятности, все же предстоит стать одним из крупнейших транспортно-энерге-тических узлов. «Газпром» же, для укрепления своих позиций в Турции и Европе, должен принять активное участие как в строительстве «Набукко», так и в предоставлении природного газа (и не только российского) для будущего трубопровода.

Список литературы:

[1] Агаджанян М. Иран - Турция: приоритет двусторонних отношений - исключить конфронтацию // Новое Восточное Обозрение: Открытый дискуссионный журнал. - М., 2012. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://journal-neo.com/?q=ru/node/13609 (15.03.2012).

[2] Арутунян С. Турция: перспектива стать международным энергетическим узлом // Портал научно-образовательного фонда «Нораванк». - Армения, 2009. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.noravank.am/rus/issues/detail.php?element_id=2636 (10.08.2013).

[3] Гаджиев К.С. Введение в геополитику: учебник для студентов вузов, обучающихся по следующим специальностям и направлениям: «Политология», «Международные отношения», «Юриспруденция», «История», «Социология». - М.: Логос, 1998. - 415 с.

[4] Гладкий Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. - 844 с.

[5] «Голубой поток» // Официальный сайт ОАО «Газпром». - М., 2012. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/blue-stream (дата обращения: 20.03.2012).

[6] Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе ХХ века. - М.: Институт востоковедения РАН - Крафт+, 2001. - 536 с.

[7] Turkey's Energy Strategy // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Тур-го ция. - Анкара, 2008. - Интернет-ресурс. Режим доступа: econturk.org/turkisheconomy/energy_turkey. го pdf (дата обращения: 18.03.2012).

[8] Turkish Energy Market: an investor's guide. - Ankara: Yuzuncuyil, 2012. - 33 p.

rn

ro

CD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.