Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ И. А. ИЛЬИНА'

ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ И. А. ИЛЬИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. ИЛЬИН / ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ / ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ / НАСИЛИЕ / УБИЙСТВО / ВИНА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАЩИТА / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Изергина Вера Павловна, Изергина Нина Ивановна

Введение. В статье рассматривается военно-философское наследие русского мыслителя И. А. Ильина (1883-1954) в контексте современного научного дискурса. Материалы и методы. Теоретическую основу настоящего исследования составляют военно-философские труды И. А. Ильина, написанные в рамках органической методологии, которая исходит из следующих положений: все стороны жизни общества органически взаимосвязаны; необходимо проникновение во внутренний смысл фактов, «в духовное значение исторических явлений»; общество и политика развиваются как живые организмы по своим внутренним законам на базе специфической культуры народа; культура находится в неразрывной связи с религией. В соответствии с данными положениями для достижения поставленной цели статьи были применены религиозно-философский и нормативно-ценностный подходы. Также использованы материалы научных публикаций по заявленной проблематике, изучение которых выполнено на общенаучных методах анализа и систематизации. Результаты исследования. Осуществлена реконструкция взглядов выдающегося русского мыслителя И. А. Ильина на проблему войны с точки зрения органической методологии. Основной акцент сделан на выявлении духовного смысла и нравственного противоречия вой-ны. Показано, что, по логике философа, духовный смысл войны состоит в том, чтобы при жизни человек любил «нечто высшее более, чем себя», и лишь тогда он может преодолеть духовное испытание войны и всякое бремя жизни. Рассмотрено различие между духовным значением и духовной оправданностью войны. Выделены основания, при которых допускается применение насилия через категории «духовное достояние», «свободная самобытная жизнь». В связи с проблемой допустимости насилия, человекоубийства, которые нельзя оправдать с нравственной точки зрения, показано главное нравственное противоречие вой-ны. По итогам проведенного изучения современного научного дискурса сделан вывод об актуальном методологическом значении военно-философского наследия И. А. Ильина для анализа и оценки проблем современной (гибридной) войны. Обсуждение и заключение. Философское осмысление войны обусловлено многоплановым характером современной (гибридной) войны, важнейшей составляющей которой, наряду с вооруженной борьбой, является борьба смыслов существования цивилизаций. Ее цель - разрушение национально-культурных ценностей народа, внедрение ложных духовно-нравственных представлений о войне. Гибридную войну против России ведет сегодня так называемый коллективный Запад во главе с США. Для противостояния его угрозам важно сформировать новое знание о войне на основе духовно-нравственных положений религиозной философии войны И. А. Ильина. В современном научном дискурсе трактовки войны философом как духовного и нравственно противоречивого явления применяются как актуальная методология. Основополагающее методологическое значение имеет положение об оправданности войны как «нравственно виновного делания», если она является ответом народа на нападение, угрожающее его самобытности, культуре, духовному достоянию, вне зависимости от того, «кто именно объявил войну, занял ли кто-нибудь чужую территорию и т. д.». Ненасилие при такой угрозе есть «духовное самоубийство» и «лживое лицемерие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF WAR: ACTUAL ASPECTS OF I. A. ILYIN’S IDEOLOGICAL HERITAGE

Introduction. The article examines the military-philosophical heritage of Russian thinker I. A. Ilyin (1883-1954) in the context of modern scientific discourse. Materials and Methods. The theoretical basis of this research is the military-philosophical works of I. A. Ilyin, written within the framework of an organic methodology, which proceeds from the following provisions: all aspects of society are organically interconnected; it is necessary to penetrate into the inner meaning of facts, “into the spiritual significance of historical phenomena”; society and politics develop as living organisms according to their internal laws on the basis of the specific culture of the people; culture is inextricably linked with religion. In accordance with these provisions, religious-philosophical and normative-value approaches were applied to achieve the goal of the article. The materials of scientific publications on the stated problems were also used, the study of which was carried out using general scientific methods of analysis and systematization. Results. The reconstruction of the views of outstanding Russian thinker I. A. Ilyin on the problem of war from the point of view of organic methodology is carried out. The main emphasis is placed on identifying the spiritual meaning and moral contradiction of war. It is shown that, in the philosopher’s logic, the spiritual meaning of war is that during life a person loves “something higher than himself”, and only then he can overcome the spiritual ordeal of war and every burden of life. The difference between the spiritual meaning and the spiritual justification of war is considered. The grounds under which the use of violence is allowed through the categories of “spiritual property”, “free original life” are highlighted. In connection with the problem of the permissibility of violence, homicide, which cannot be justified from a moral point of view, the main moral contradiction of war is shown. Based on the results of the study of modern scientific discourse, the conclusion is made about the actual methodological significance of the military-philosophical heritage of I. A. Ilyin for the analysis and evaluation of the problems of modern (hybrid) war. Discussion and Conclusion. The philosophical understanding of war is conditioned by the multifaceted nature of modern (hybrid) war, the most important component of which, along with armed struggle, is the struggle of the meanings of the existence of civilizations. Its goal is the destruction of the national and cultural values of the people, the introduction of false spiritual and moral ideas about the war. The hybrid war against Russia is being waged today by the so-called collective West, led by the United States. To counter its threats, it is important to form a new knowledge about the war on the basis of the spiritual and moral provisions of I. A. Ilyin’s religious philosophy of war. In modern scientific discourse, the philosopher’s interpretation of war as a spiritual and morally contradictory phenomenon is applied as an actual methodology. Of fundamental methodological importance is the provision on the justification of war as a “morally guilty act” if it is the response of the people to an attack threatening their identity, culture, spiritual heritage, regardless of “who exactly declared war, whether someone occupied someone else’s territory, etc.” Nonviolence with such a threat is “spiritual suicide” and “false hypocrisy”.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ И. А. ИЛЬИНА»

Философия

Philosophy

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.172-183

УДК 355.01

В. П. Изергина1, Н. И. Изергина2

12 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия) 1 e-mail: vera.ivp@yandex.ru 2 e-mail: ninaini@yandex.ru

Философия войны: актуальные аспекты идейного наследия

И. А. Ильина

Аннотация

Введение. В статье рассматривается военно-философское наследие русского мыслителя И. А. Ильина (1883-1954) в контексте современного научного дискурса. Материалы и методы. Теоретическую основу настоящего исследования составляют военно-философские труды И. А. Ильина, написанные в рамках органической методологии, которая исходит из следующих положений: все стороны жизни общества органически взаимосвязаны; необходимо проникновение во внутренний смысл фактов, «в духовное значение исторических явлений»; общество и политика развиваются как живые организмы по своим внутренним законам на базе специфической культуры народа; культура находится в неразрывной связи с религией. В соответствии с данными положениями для достижения поставленной цели статьи были применены религиозно-философский и нормативно-ценностный подходы. Также использованы материалы научных публикаций по заявленной проблематике, изучение которых выполнено на общенаучных методах анализа и систематизации.

Результаты исследования. Осуществлена реконструкция взглядов выдающегося русского мыслителя И. А. Ильина на проблему войны с точки зрения органической методологии. Основной акцент сделан на выявлении духовного смысла и нравственного противоречия войны. Показано, что, по логике философа, духовный смысл войны состоит в том, чтобы при жизни человек любил «нечто высшее более, чем себя», и лишь тогда он может преодолеть духовное испытание войны и всякое бремя жизни. Рассмотрено различие между духовным значением и духовной оправданностью войны. Выделены основания, при которых допускается применение насилия через категории «духовное достояние», «свободная самобытная жизнь». В связи с проблемой допустимости насилия, человекоубийства, которые нельзя

© Изергина В. П., Изергина Н. И., 2023

ЛТЬ гуманитарии : актуальные проблемы „ „

1/2 ~ - том 23, № 2, 2023

жя гуманитарной науки и образования ' '

оправдать с нравственной точки зрения, показано главное нравственное противоречие войны. По итогам проведенного изучения современного научного дискурса сделан вывод об актуальном методологическом значении военно-философского наследия И. А. Ильина для анализа и оценки проблем современной (гибридной) войны.

Обсуждение и заключение. Философское осмысление войны обусловлено многоплановым характером современной (гибридной) войны, важнейшей составляющей которой, наряду с вооруженной борьбой, является борьба смыслов существования цивилизаций. Ее цель - разрушение национально-культурных ценностей народа, внедрение ложных духовно-нравственных представлений о войне. Гибридную войну против России ведет сегодня так называемый коллективный Запад во главе с США. Для противостояния его угрозам важно сформировать новое знание о войне на основе духовно-нравственных положений религиозной философии войны И. А. Ильина. В современном научном дискурсе трактовки войны философом как духовного и нравственно противоречивого явления применяются как актуальная методология. Основополагающее методологическое значение имеет положение об оправданности войны как «нравственно виновного делания», если она является ответом народа на нападение, угрожающее его самобытности, культуре, духовному достоянию, вне зависимости от того, «кто именно объявил войну, занял ли кто-нибудь чужую территорию и т. д.». Ненасилие при такой угрозе есть «духовное самоубийство» и «лживое лицемерие». Ключевые слова: И. А. Ильин, философия войны, гибридная война, духовно-нравственные аспекты, насилие, убийство, вина, ответственность, защита, методология.

Для цитирования: ИзергинаВ. П., ИзергинаН. И. Философия войны: актуальные аспекты идейного наследия И. А. Ильина // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 2. С. 172-183. DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.172-183.

Vera P. Izergina1, Nina I. Izergina2

12 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)

1 e-mail: vera.ivp@yandex.ru 2e-mail: ninaini@yandex.ru

Philosophy of War: Actual Aspects of I. A. Ilyin's Ideological Heritage

Abstract

Introduction. The article examines the military-philosophical heritage of Russian thinker I. A. Ilyin (1883-1954) in the context of modern scientific discourse.

Materials and Methods. The theoretical basis of this research is the military-philosophical works of I. A. Ilyin, written within the framework of an organic methodology, which proceeds from the following provisions: all aspects of society are organically interconnected; it is necessary to penetrate into the inner meaning of facts, "into the spiritual significance of historical phenomena"; society and politics develop as living organisms according to their internal laws on the basis of the specific culture of the people; culture is inextricably linked with religion. In accordance with these provisions, religious-philosophical and normative-value approaches were applied to achieve the goal of the article. The materials of scientific publications on the stated problems were also used, the study of which was carried out using general scientific methods of analysis and systematization.

Results. The reconstruction of the views of outstanding Russian thinker I. A. Ilyin on the problem of war from the point of view of organic methodology is carried out. The main emphasis is placed on identifying the spiritual meaning and moral contradiction of war. It is shown that, in the philosopher's logic, the spiritual meaning of war is that during life a person loves "something higher than himself", and only then he can overcome the spiritual ordeal of war and every burden of life. The difference between the spiritual meaning and the spiritual justification of war is considered. The grounds under which the use of violence is allowed through the categories of

"spiritual property", "free original life" are highlighted. In connection with the problem of the permissibility of violence, homicide, which cannot be justified from a moral point of view, the main moral contradiction of war is shown. Based on the results of the study of modern scientific discourse, the conclusion is made about the actual methodological significance of the military-philosophical heritage of I. A. Ilyin for the analysis and evaluation of the problems of modern (hybrid) war.

Discussion and Conclusion. The philosophical understanding of war is conditioned by the multifaceted nature of modern (hybrid) war, the most important component of which, along with armed struggle, is the struggle of the meanings of the existence of civilizations. Its goal is the destruction of the national and cultural values of the people, the introduction of false spiritual and moral ideas about the war. The hybrid war against Russia is being waged today by the so-called collective West, led by the United States. To counter its threats, it is important to form a new knowledge about the war on the basis of the spiritual and moral provisions of I. A. Ilyin's religious philosophy of war. In modern scientific discourse, the philosopher's interpretation of war as a spiritual and morally contradictory phenomenon is applied as an actual methodology. Of fundamental methodological importance is the provision on the justification of war as a "morally guilty act" if it is the response of the people to an attack threatening their identity, culture, spiritual heritage, regardless of "who exactly declared war, whether someone occupied someone else's territory, etc." Nonviolence with such a threat is "spiritual suicide" and "false hypocrisy".

Keywords: I. A. Ilyin, philosophy of war, hybrid war, spiritual and moral aspects, violence, murder, guilt, responsibility, protection, methodology.

For citation: Izergina V. P., Izergina N. I. Philosophy of War: Actual Aspects of I. A. Ilyin's Ideological Heritage. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2023; 23(2): 172-183. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.172-183.

Введение

Актуальность обозначенной темы вряд ли нуждается в пространном обосновании. Очевидно, что до сегодняшнего дня войны являются постоянным спутником истории человечества. Ученые насчитали всего около 300 абсолютно мирных лет за последние 5,5 тыс. лет, а в войнах погибло, умерло от эпидемий и голода свыше 3,6 млрд чел1. В XXI в. уже погибло около 900 тыс. чел. в войнах, развязанных США после 2001 г.2 Сегодня элиты Запада во главе с США и киевский режим ответственны за разжигание, эскалацию и рост числа жертв украинского конфликта. В намерении перевести его «в

фазу глобального противостояния» с целью «покончить с Россией раз и навсегда» они используют не только боевое оружие, но и «всё более агрессивные информационные атаки» против нашей культуры, опирающейся на традиционные национальные духовно-нравственные ценности. Более того, они «ведут к настоящей духовной катастрофе» и собственные народы, разрушая собственную культуру и национальную идентичность3.

Следовательно, актуальность философской проблематики войны обусловлена универсальным, многоплановым характером современной войны, затрагивающей

1 См.: Значение слова «война» в 19 словарях. URL: https://znachenie-slova.ru/Boma (дата обращения: 20.03.2023).

2 См.: Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/70565 (дата обращения: 20.03.2023).

3 См.: Там же.

ЛПЛ ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы „ „

1/4 ~ - Том 23, № 2, 2023

жа ■ гуманитарной науки и образования ' '

административно-политическую, социально-экономическую и культурно-мировоззренческую сферы общества, требуя их перестройки. На первый план в современной войне выступают задачи «установления стратегического, всеохватывающего контроля над сознанием населения страны-мишени и получения полной власти над будущим завоеванного государства», а «соотношение военных/невоенных видов борьбы сегодня составляет пропорцию 1:4» [2]. Этому способствовало развитие глобализации и информационно-технологической революции. Высшей формой современной войны некоторые исследователи признают «войну цивилизаций, то есть войну смыслов их существования», которые ведутся посредством гибридной войны и цветных революций [2].

Гибридную войну так называемый коллективный Запад ведет сегодня против России, потому что она проводит независимую внешнюю политику, защищая суверенитет и национальные интересы, борется за новое мироустройство, отстаивая принцип многополярности и поликультурности. Для разрушения России используются все средства: нас объявляют агрессорами, против нас вводят экономические санкции, ведут информационную войну, создают базы вблизи наших границ, формируют условия для русофобии, используют для подрывной деятельности нездоровый национализм и этническую самоидентификацию, предпринимают усилия для изолирования Приднестровья, смены власти в союзной Республике Беларусь, поставляют оружие на Украину. Гибридная война таит в себе много опасностей. Она ведется без норм и правил, чревата применением оружия массового уничтожения, растит расизм, геноцид, приводит к утрате культурных и национальных ценностей, осознания народом своей значимости, формирует у молодежи ложное мнение о мире и войне, о духовных

ценностях. Из вышеизложенного следует, что для противостояния угрозам гибридной войны необходимо выработать «новое знание о войне» [2], включая знание о ее культурно-мировоззренческой составляющей.

Материалы и методы

Теоретическую основу настоящего исследования составляют военно-философские труды И. А. Ильина, написанные в рамках органической методологии, которая исходит из следующих положений: все стороны жизни общества органически взаимосвязаны; необходимо проникновение во внутренний смысл фактов, «в духовное значение исторических явлений»; общество и политика развиваются как живые организмы по своим внутренним законам на базе специфической культуры народа; культура находится в неразрывной связи с религией. В соответствии с данными положениями для достижения поставленной цели статьи были применены религиозно-философский и нормативно-ценностный подходы. Также были использованы материалы научных публикаций по заявленной проблематике, изучение которых выполнено на общенаучных методах анализа и систематизации.

Результаты исследования

Философские аспекты войны анализировались многими русскими философами XIX - первой половины XX в., в их числе Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков и др. Цель данной статьи - реконструировать видение сущности войны в ее духовно-нравственных аспектах в творческом наследии И. А. Ильина (18831954) и значение его военно-философских идей в современном научном дискурсе.

В годы Первой мировой войны И. А. Ильин посвятил этой теме две работы - «Основное нравственное противоречие войны» (1914) и «Духовный смысл войны» (1915), к которым в разных контекстах обращаются современные исследователи.

Иван Александрович считал, что война - это тяжелое бремя для души человека, которое подавляет ее новыми трудностями. Новые «задания», которые ставит перед человеком война, имеют «нравственно-противоречивый характер» [8]. Это противоречие заключается в том, что на войне приходится убивать людей, а это противоречит нравственному и уголовному закону в обычной мирной жизни. Философ полагает, что солдат должен быть готов убить для того, чтобы добиться цели войны - победы. Своим же отказом он может «нанести непоправимый вред общему делу». И. А. Ильин пишет так: «Сражение непрерывно ставит сражающегося в такое положение, при котором неискусно и неумело наносящий раны и причиняющий смерть или нежелающий ранить и убивать предает свое дело, оставляет свой народ беззащитным и содействует насильникам, идущим его поработить и эксплуатировать» [8].

Так или иначе, душа человека не может принять убийство как благо, сделать его «нравственно обоснованным», поэтому убивающий переживает «глубокий и мучительный кризис». Даже в случае убийства ради самообороны человек все равно будет испытывать сомнения в правильности содеянного, но в этом случае, считает Ильин, «положение того, кто убил в состоянии необходимой обороны, является, по-видимому, менее тяжким в нравственном отношении» [8].

По И. А. Ильину, решаясь на убийство, нужно задаться вопросом о цели, ради которой допустимо пойти на этот шаг. Но, вне зависимости от цели, моральных переживаний убившему не избежать. Эти переживания усиливаются самим совершением убийства, в результате которого устанавливается связь между убийцей и жертвой -«мучительная по своей интенсивности и по отсутствию творческой перспективы духовно-нравственная связь» [8]. Пережива-

176

ние в памяти момента убийства сковывает «свободу жизни» решившегося на убийство и может привести к психическим заболеваниям. «Убийство является для убившего истинным душевным ранением... убийство есть истинный акт жизненного и душевного саморазрушения, выполненный над собою», - пишет мыслитель [8]. Его принципиальная позиция сводится к тому, что никакое убийство не может быть оправдано с нравственной точки зрения из-за трех причин: 1) забирать жизнь имеет право только Бог; 2) происходит разрыв общечеловеческого единства, «живого всеединства душ»; 3) непоправимость результата убийства. В период войны все: и сражающиеся, и несражающиеся - являются «соучастниками и совиновниками в организованном и планомерном убивании» и «всякая война без исключения есть нравственно виновное делание» [8].

Несмотря на признание этой вины за убийство людей, русский философ не призывает отказаться от военных действий как средства защиты. При этом участвующие в войне солдаты должны добровольно быть готовы убивать. Иначе война может быть «заранее обречена на неудачу». Подобная решимость создается накоплением в народе «враждебной энергии» против другого народа в силу складывающейся международной обстановки. Именно благодаря «общей солидарной враждебной напряженности», согласно философу, личная душа человека освобождается от «бремени индивидуально вынашиваемой и индивидуально направленной ненависти» [8].

В философии И. А. Ильина применение насилия допускается по исключительным основаниям, а именно когда враг пытается завладеть «общечеловеческим духовным достоянием». Безусловным достоянием народа мыслителем признается «свободная самобытная жизнь», а добровольное отречение от нее - «духовным самоубийством».

ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы _„

том 23, № 2, 2023

гуманитарной науки и образования

Таким образом, применение насилия допускается, но не одобряется в нравственном отношении. В этом и заключается главное нравственное противоречие войны. Когда нет других возможных вариантов, солдат осознанно соглашается принять на себя вину и последствия убийства, «спасая и отстаивая духовное достояние своего народа». В этом поступке И. А. Ильин усматривает «черту истинного героизма». Трагедия войны заключается в совмещении в ней подвига самопожертвования и лишения жизни другого человека, или, как пишет об этом сам мыслитель: «Дело людей на войне слагается из лучшего и худшего, из высшего и низшего, и в этом трагедия войны» [8].

Иван Ильин «всегда имел в виду также и религиозные истоки и аспекты трактуемой им темы» [5, с. 8]. Поэтому война для него есть «духовное испытание и духовный суд над жизнью людей и народов» [6]. Когда начинается война, человек «пересматривает свой жизненный путь», будто находясь при смерти. Ставятся вопросы о том, что было для него ценным. В вопросе, стоит ли умереть за то, что было ценно до войны, заключается, согласно философу, «духовный суд» войны. Смысл же войны для ее участника -в ответе на призыв «защищать до смерти то, чем он жил доселе, что он любил и чему служил» [6].

Сдаваться врагу И. А. Ильин считает неправильным решением, так как защищать свою свободу от «врагов-иноземцев» нужно обязательно. Солдат при этом готов пойти на смерть, не считая себя жертвой: «Нет жертвы, но свободная легкая отдача себя» [6]. Так происходит, потому что жизнь без свободы своей страны представляется мучительной или просто невозможной. Духовный смысл войны философ видит в призыве любить «нечто высшее более, чем себя» [6].

Любая война имеет духовное значение, поскольку влияет на психическое состоя-

ние и жизнь человека и народа в целом. Но не каждая война может иметь «духовную оправданность», заключает мыслитель. Оправданность войны определяется мотивами и целями воюющих сторон. Например, оправдана та война, которая ведется в ответ на нападение.

Истинные духовные мотивы войны, которые «не могут быть сформулированы искусственно», способны направлять деятельность людей на защиту своей свободы, самобытности и своего «духовного достояния» от захватчиков. «Всякая оправданная война есть духовно оборонительная», -утверждает философ [6]. Народ имеет моральное право защищать свою независимость, поскольку духовный рост невозможен под гнетом иностранного захватчика.

Поскольку война - это «деяние... тела... души... и духа», постольку сильная воля к победе имеет огромное значение для исхода войны. Проявлением воли человека являются духовные действия, которые стоят выше физических и управляют ими. Солдаты и гражданские жители неразрывно духовно связаны друг с другом во время войны. «Дух народа становится духом армии; а дух армии питается из единого всенародного порыва. Солдат, носящий оружие, является вооруженным воином; а мирные граждане становятся невооруженным воинством», -пишет И. А. Ильин [6].

Для полноты представлений о духовно-нравственных аспектах войны в творчестве И. А. Ильина важно проанализировать его книгу «О сопротивлении злу силою» (1925). В ней философ обосновывает допустимость силового сопротивления, ибо несопротивление означает фактическое присоединение к врагу. Отказавшийся активно сопротивляться оказывается орудием в руках врага, «несет на себе вину духовного соучастия» или просто погибает [7].

По убеждению Ивана Александровича, агрессивности зла нужно сопротивляться

«посредством физического пресечения». Во время войны «физическое пресечение» противника может проявиться «.во всем своем безжалостном и суровом виде... оставляя для начала положительной любви сравнительно лишь самое небольшое поле действия (акты личного сострадания и пощады, законы о раненых, больных и пленных)» [7]. Но этот способ борьбы не должен преобладать постоянно и должен завершиться «.силой положительной любви (начиная от политической амнистии и заключения мира и кончая всенародным покаянием и обретением новой справедливости)» [7].

Насильственная борьба допускается философом в качестве средства сопротивления, когда не остается других эффективных средств, ибо в ней нет созидающего начала. Войны «развязывают в душах кровожадность» и могут приводить к междоусобицам и революциям. Поэтому, применяя силу, солдат должен стараться соблюдать моральные правила, опираться на высшие ценности и не допускать бессмысленной жестокости по отношению к противнику. И. А. Ильин подчеркивает: «Меч служит внешней борьбе, но во имя духа, и потому, пока в человеке жива духовность, призвание меча будет состоять в том, чтобы его борьба была религиозно-осмысленна и духовно чиста» [7].

Обсуждение

Реконструированные положения военно-философского наследия И. А. Ильина широко представлены в современном научном дискурсе. Современные исследователи отмечают, что он выстроил целостную этическую концепцию войны и армии [9; 10], различные аспекты которой используются в работах по военной тематике в ретроспективном и актуальном планах [3; 17].

Методологическое значение этической концепции И. А. Ильина для выработки «современной контригровой

178

стратегии противодействия глобальным оппонентам России» в условиях современной войны обосновывают Е. В. Ишимская и А. Н. Кирюшин. Они констатируют, что в настоящее время Запад, понимая невозможность уничтожить Россию в вооруженном противоборстве, использует в качестве главного способа преобразования социальной действительности в своих целях игру в основных сферах российского общества. При этом указывают на деструктивный характер игры как составляющей западной этической модели войны, искажающей происходящие в мире объективные процессы. Этическое учение о войне русского философа данные авторы берут «как философское обоснование оборонительной стратегии, противостоящей негативным проявлениям игры в военной политике, таким как обман, лицемерие, манипулирование и др.» [10, с. 30]. Кроме того, отмечается высокий потенциал ильинской этики войны в патриотическом, духовно-нравственном воспитании граждан, «понимающих ценность истины, справедливости и свободы» [10, с. 29].

В статье В. В. Сидорина представлен интересный анализ философии войны И. А. Ильина в контексте «теории справедливой войны», разработанной такими мыслителями ХХ в., как М. Уолцер, Н. Фо-ушин, П. Кристофер и др. Данная теория исходит из того, что с нравственной точки зрения одни войны могут быть оправданы, а другие - нет, в зависимости от принятых морально-правовых критериев [15, с. 115, 116]. Отмечается важное отличие взглядов И. А. Ильина на войну от теории справедливой войны: философ исходит из невозможности абсолютного оправдания или абсолютного осуждения одной из сторон войны, основываясь на персоналистиче-ском подходе, а теория справедливой войны допускает теоретическую возможность однозначной моральной и правовой интерпретации событий, центрируясь на оправ-

ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы _„

том 23, № 2, 2023

гуманитарной науки и образования

дании государства. В современных дискуссиях о войне, пишет В. В. Сидорин, не хватает именно персоналистического подхода [15, с. 121].

В качестве методологии анализа современной военной проблематики активно применяется представление И. А. Ильина о войне как многомерном явлении. Как отмечает Ю. Т. Лисица, война может быть рассмотрена в эмпирическом, психологическом и духовном плане [12]. Некоторые исследователи указывают, что на методологическом уровне еще недостаточно изучены такие аспекты темы войны, как «проблема ее духовной сущности, и в частности, ее роли в духовной солидарности народа» [11, с. 194, 195], в подготовке и ведении войны [3, с. 49].

Современные ученые констатируют, что в русской философии, в частности в наследии И. А. Ильина, проблема войны раскрывается в контексте христианской морали. Координацию взглядов философа с православным учением С. Г. Рюмин видит в том, что, согласно ему, государство должно обороняться от агрессии, а побуждение граждан к самопожертвованию ради общего дела, оживление патриотизма во время войны является ее положительной стороной [14, с. 52]. С. Б. Роцинский подчеркивает, что проблема насилия у русского философа имеет религиозно интерпретированный смысл («осуществление дела Божьего на земле»), а применение насилия «в известных условиях и пределах находит христианское оправдание посредством многочисленных ссылок на библейские тексты и поучения отцов Церкви» [13, с. 98]. Он заявляет также, что «предъявляемые Ивану Ильину обвинения в апологии насилия вряд ли в полной мере уместны» [13, с. 102], обосновывая это тем, что применение насилия в его философии допускается только в последнюю очередь, когда ненасильственные средства (прежде всего ду-

ховные), используемые в первую очередь, не помогли исправить ситуацию. Точку зрения И. А. Ильина данный автор охарактеризовал как «морально-прагматическую», соединяющую в себе философию Л. Н. Толстого и Н. Макиавелли [13, с. 103].

Следует полностью согласиться с теми исследователями, которые отмечают важное значение для развития русской философии и современного национального сознания в России созданной мыслителем философии войны в христианском смысле этого понятия [16, с. 272]. Акцент на религиозных аспектах современных проблем в обстоятельствах значительных изменений в области духовной сферы российского общества значим потому, что религия играет стабилизирующую роль [4, с. 445].

Религиозно-философские взгляды И. А. Ильина на войну используются в настоящее время при рассмотрении проблемы ответственности. В этой связи обращается внимание, что «в концепции И. А. Ильина детерминация прошлым тесно сопрягается с ответственностью перед будущим, поскольку совершаемые в настоящее время поступки должны быть вписаны в незримую "связь времен"» [1, с. 141].

Заключение

Итак, актуальность проблемы философского осмысления войны обусловлена многоплановым характером современной (гибридной) войны, на первый план в которой выходят задачи установления всеохватывающего контроля и абсолютной власти над сознанием населения и над будущим завоеванного государства. Важнейшей составляющей современной войны, наряду с вооруженной борьбой, является борьба смыслов существования цивилизаций. Она нацелена на разрушение национально-культурных ценностей народа, внедрение ложных духовно-нравственных представлений о войне. Сегодня так называемый коллективный Запад во главе с США ведет

гибридную войну против России, которая имеет для нас экзистенциальный характер.

Для адекватного понимания смысла нынешней гибридной войны и эффективного противостояния ее угрозам требуется сформировать новое знание о войне. Его основополагающим источником, по нашему мнению, является военно-философское наследие И. А. Ильина, в котором глубоко разработаны духовно-нравственные аспекты войны. Особая значимость идей великого русского философа определяется тем, что он рассматривал тему войны, имея в виду религиозные истоки и аспекты, что в условиях дехристианизации современного мира чрезвычайно актуально.

В современном научном дискурсе военно-философское творчество И. А. Ильина применяется как актуальная методология. В этом контексте востребованы трактовки

войны как духовного и нравственно противоречивого явления. Всякая война, по И. А. Ильину, есть «нравственно виновное делание», так как связана с убийством человека. Именно в принятии воюющими своей вины заложена «возможность очищения и обновления».

Война и насилие оправданы, если являются ответом народа на нападение, угрожающее его самобытности, культуре, духовному достоянию, вне зависимости от того, «кто именно объявил войну, занял ли кто-нибудь чужую территорию и т. д.». Ненасилие при такой угрозе, утверждает философ, есть «духовное самоубийство» и «лживое лицемерие».

Народная война как «живая духовная потребность» защищать «наше общее духовное достояние» способствует нравственному и духовному объединению общества, обеспечивая силу и залог победы воюющего государства.

Список источников

1. Аникин Д. А. Духовный смысл войны и метаморфозы коллективной ответственности в социально-философской концепции И. А. Ильина // Вопросы философии. 2021. № 2. С. 137-143.

2. Бартош А. А. Смыслы гибридной войны // Вестник Академии военных наук. 2017. № 2. URL: https://viperson.ru/articles/smysly-gibridnoy-voyny (дата обращения: 20.03.2023).

3. Боровков М. И. Методологическое значение военно-философского наследия И. А. Ильина для исследования духовного смысла современных войн // Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350-летию со дня рождения Петра Великого: материалы Междунар. науч. конф.: в 3 т. СПб., 2022. Т. 1. С. 48-55.

4. Емелькина И. В. Космо-психо-логос православия в условиях вызовов современности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22, № 4. С. 441-449.

5. Изергина Н. И. Теория органической демократии И. А. Ильина и политическая трансформация постсоветской России. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 192 с.

6. Ильин И. А. Духовный смысл войны // Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Ivan_Ilin/duhovnyj-smysl-vojny/ (дата обращения: 20.03.2023).

7. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Ivan_Ilin/o-soprotivlenii-zlu-siloyu/#0_19 (дата обращения: 20.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ильин И. А. Основное нравственное противоречие войны // Библиотека религиоведения и русской религиозной философии. URL: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=167 (дата обращения: 20.03.2023).

9. Ишимская Е. В. И. А. Ильин о духовном смысле войны // Россия в зеркале военной истории: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Кострома, 2015. Т. 2. С. 50-53.

10. Ишимская Е. В., Кирюшин А. Н. Этика войны И. А. Ильина как основа современной контригровой стратегии противодействия глобальным оппонентам России // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8, № 3A. С. 29-36.

Ш ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы ^ „ _

~ й Том 23, № 2, 2023

гуманитарной науки и образования

11. Кандауров С. П. Война как фактор духовной солидарности народа (из теоретического наследия И. А. Ильина) // Человек и общество в условиях войн и революций: материалы II Всерос. науч. конф. Самара, 2015. С. 194-198.

12. ЛисицаЮ. Т. Иван Ильин: война как всеобщее нравственно виновное делание // «Русская истина» сайт консервативной политической мысли. URL: https://politconservatism.ru/thinking/ ivan-ilin-voyna-kak-vseobshchee-nravstvenno-vinovnoe-delanie (дата обращения: 20.03.2023).

13. Роцинский С. Б. Религиозно-философское оправдание «готовности убивать и умирать» в учении И. А. Ильина // Соловьевские исследования. 2016. № 1. С. 93-105.

14. Рюмин С. Г. Нравственные противоречия войны в творчестве И. А. Ильина: к столетию Первой мировой войны // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2015. № 3. С. 50-53.

15. Сидорин В. В. Русские философы о смысле войны: persona in bello // Соловьевские исследования. 2016. № 1. С. 114-122.

16. Стрельникова Н. И. Смысл Родины в философии войны И. А. Ильина // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы IV Междунар. науч. конф. М., 2020. С. 266-272.

17. Щепетов П. А. Духовное осмысление войны в творчестве И. А. Ильина // Феномен войны в мировой культуре: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Астрахань, 2021. С. 107-109.

References

1. Anikin D. A. The spiritual meaning of war and the metamorphoses of collective responsibility in the socio-philosophical concept of I. A. Ilyin. Voprosy filosofii = Questions of philosophy. 2021; 2: 137-143. (In Russ.)

2. Bartosh A. A. The meanings of hybrid warfare. Vestnik Akademii voennyh nauk = Bulletin of the Academy of Military Sciences. 2017; 2: URL: https://viperson.ru/articles/smysly-gibridnoy-voyny (In Russ.)

3. Borovkov M. I. Methodological significance of I. A. Ilyin's military-philosophical heritage for the study of the spiritual meaning of modern wars. Perelomnye momenty istorii: lyudi, sobytiya, issledovaniya. K 350-letiyu so dnya rozhdeniya Petra Velikogo. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. V 3-h tomah. Pod redakciej S. I. Bugasheva, Yu. V. Vatolinoj, A. S. Minina. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet promyshlennyh tekhnologij i dizajna = Turning points of history: people, events, research. To the 350th anniversary of the birth of Peter the Great. Materials of the international scientific conference. In 3 vol. Edited by S. I. Bugashev, Yu. V. Vatolina, A. S. Minin. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design. 2022; 1: 48-55. (In Russ.)

4. Emelkina I. V. Cosmo-psycho-logos of Orthodoxy in the context of modern challenges. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22 (4): 441-449. (In Russ.)

5. Izergina N. 1.1. Ilyin's theory of organic democracy and the political transformation of post-Soviet Russia. Saransk, 2008, 192 p. (In Russ.)

6. Ilyin I. A. The spiritual meaning of war. Sajt "Azbuka very" = The ABC of Faith website. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/duhovnyj-smysl-vojny/ (In Russ.)

7. Ilyin I. A. On resistance to evil by force. Sajt "Azbuka very" = The ABC of Faith website. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-soprotivlenii-zlu-siloyu/#0_19 (In Russ.)

8. Ilyin I. A. The main moral contradiction of war. Biblioteka religiovedeniya i russkoj religioznoj filosofii = Library of Religious Studies and Russian Religious Philosophy. URL: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=167 (In Russ.)

9. Ishimskaya E. V. I. A. Ilyin on the spiritual meaning of war. Rossiya v zerkale voennoj istorii. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii k 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941—1945 gg. Centr nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya «NASLEDIE». Kostroma, 26 marta 2015 g. Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet = Russia in the mirror of military history. Materials of the II International Scientific and Practical Conference on the 70th anniversary of Victory in the

Great Patriotic War of 1941-1945. The Center of moral and patriotic education "HERITAGE". Kostroma, March 26, 2015. Kostroma: Kostroma State Technological University. 2015; 2: 5053. (In Russ.)

10. Ishimskaya E. V., Kiryushin A. N. I. A. Ilyin's ethics of war as the basis of the modern counter-game strategy of countering Russia's global opponents. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke = Context and reflection: philosophy about the world and man. 2019; 8 (3А): 29-36. (In Russ.)

11. Kandaurov S. P. War as a factor of spiritual solidarity of the people (from the theoretical heritage of I. A. Ilyin). Chelovek i obshchestvo v usloviyah vojn i revolyucij. Materialy II Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Pod redakciej E. Yu. Semenovoj; redkollegiya: A. B. Biryukova, A. V. Bogachev. Samara, 11 dekabrya 2014 g. Samara: Samarskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet = Man and society in the conditions of wars and revolutions. Materials of the II All-Russian Scientific Conference. Edited by E. Y. Semenova; editorial board: A. B. Biryukova, A.V. Bogachev. Samara, December 11, 2014. Samara: Samara State Technical University. 2015. 194-198 p. (In Russ.)

12. Lisitsa Yu. T. Ivan Ilyin: war as a universal morally guilty act. "Russkayaistina"sajtkonservativnoj politicheskoj mysli = Russian Truth website of conservative political thought. URL: https:// politconservatism.ru/thinking/ivan-ilin-voyna-kak-vseobshchee-nravstvenno-vinovnoe-delanie (In Russ.)

13. Rocinsky S. B. Religious and philosophical justification of "readiness to kill and die" in the teachings of I. A. Ilyin. Solov'evskie issledovaniya = Solovyov studies. 2016; 1 (49): 93-105. (In Russ.)

14. Ryumin S. G. Moral contradictions of war in the works of I. A. Ilyin: to the centenary of the First World War. Evrazijskij Soyuz Uchenyh (ESU) = Eurasian Union of Scientists. 2015; 3 (12): 50-53. (In Russ.)

15. Sidorin V. V. Russian philosophers on the meaning of war: persona in bello. Solov'evskie issledovaniya = Solovyov studies. 2016; 1 (49): 114-122. (In Russ.)

16. StrelnikovaN. I. The meaning of the Motherland in the philosophy of war I. A. Ilyin. Obraz Rodiny: soderzhanie, formirovanie, aktualizaciya. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 18 sentyabrya 2020 g. Moskva: Uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Moskovskij hudozhestvenno-promyshlennyj institute" = The image of the Motherland: content, formation, updating. Materials of the IV International Scientific Conference. Moscow, September 18, 2020. Moscow: Institution of Higher Education "Moscow Art and Industrial Institute". 2020; 266-272 p. (In Russ.)

17. Shchepetov P. A. Spiritual understanding of war in the works of I. A. Ilyin. Fenomen vojny v mirovoj kul'ture. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Astrahan', 18 dekabrya 2020 g. Astrahan': Astrahanskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet = The phenomenon of war in world culture. Materials of the All-Russian Scientific and practical conference. Astrakhan, December 18, 2020. Astrakhan: Astrakhan State Technical University. 2021; 107-109 p. (In Russ.)

Поступила 10.04.2023.

Сведения об авторах

Изергина Вера Павловна - кандидат политических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Область научных интересов: философия и теория политики, история и методология политической науки. Автор около 50 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5142-7018.

E-mail: vera.ivp@yandex.ru

Ю") ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы „ „

182 - я Том 23, № 2, 2023

гуманитарной науки и образования

Изергина Нина Ивановна - доктор политических наук, профессор, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Область научных интересов: философия и теория политики, история и методология политической науки. Автор более 170 научных и учебно-методических работ. ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-7133-8469.

E-mail: ninaini@yandex.ru

Submitted 10.04.2023.

About the authors

Vera P. Izergina - Candidate of Political Sciences, Senior Lecturer, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: philosophy and theory of politics, history and methodology of political science. The author of about 50 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5142-7018.

E-mail: vera.ivp@yandex.ru

Nina I. Izergina - Doctor of Political Sciences, Professor, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: philosophy and theory of politics, history and methodology of political science. The author of more than 170 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7133-8469.

E-mail: ninaini@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.