Научная статья на тему 'И. А. Ильин: политико-фиолософский взгляд на русскую революцию 1917 года'

И. А. Ильин: политико-фиолософский взгляд на русскую революцию 1917 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. ИЛЬИН / I. A. ILYIN / МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / WORLD REVOLUTION / РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / RUSSIAN REVOLUTION / ПРИЧИНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ / CAUSES OF THE RUSSIAN REVOLUTION / ПРИРОДА РЕВОЛЮЦИИ / THE NATURE OF THE REVOLUTION / СОВЕТСКО-КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / THE SOVIET-COMMUNIST SYSTEM / РЕВОЛЮЦИЯ XXI В. / THE REVOLUTION OF THE XXI CENTURY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Изергина Нина Ивановна, Изергина Вера Павловна

Актуальность темы определяется: методологическим значением либерально-консервативной мысли Ивана Ильина (1883-1954), позволяющей осмысливать реалии мировой и российской жизни, находить критерии современных преобразований, понимать личный вклад каждого человека в строительство демократии качественности в России; повышением внимания к проблеме консолидации российского общества, необходимости формирования консолидирующей идеологии на базе консерватизма; важной ролью в консолидации социума исторической памяти и согласия по поводу памяти прошлого, в том числе по поводу Русской революции 1917 г., исследованием которой философ занимался всю жизнь; методологическими возможностями политико-философского анализа мыслителем проблемы Русской революции для рассмотрения современных общественных процессов. Исследовательская цель работы системный анализ темы Русской революции 1917 г. в политико-философском творчестве И. А. Ильина в современном контексте. В работе использованы труды И. А. Ильина, а также материалы публикаций по заявленной проблематике. Применены исторический, религиозно-философский подходы, анализ документов для выявления взглядов Ивана Ильина на сущность Русской революции 1917 г. и их методологического значения в контексте современности, которая не свободна от революционных рисков. Методологическое значение для осмысления революций XXI в. имеют следующие выводы философа о Русской революции. Сущность революции составляет духовное содержание, включающее разложение правосознания, политической и хозяйственной жизни, души, творчества. Русская революция 1917 г. эпоха в мировой истории, кризис общей мировой атмосферы. Ее породила совокупность внешних (кризис религиозности, правосознания, идеи собственности) и внутренних (государственная слабость интеллигенции, религиозная невоспитанность национального характера, хозяйственная отсталость, неустроенность русского крестьянства) причин. Русская революция возникла из утраты людьми органической национальной традиции. Поэтому создание российской демократии предполагает восстановление национально-культурных традиций, воплощающих лучшие и священные основы жизни народа, с помощью которых он творит свою национальную духовную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I. A. ILYIN: POLITICAL AND PHILOSOPHICAL VIEW TO THE RUSSIAN REVOLUTION OF 1917

The relevance of the research is the methodological value of liberal-conservative thought of Ivan Ilyin (1883-1954), allowing to comprehend the realities of world and Russian life, to find criteria of current transformations, to understand the personal contribution of each person in the construction of the democracy quality in Russia. It is increased attention to the problem of consolidation of Russian society, the necessity of forming a consolidating ideology on the basis of conservatism. Historical memory plays an important role in the consolidation of society and achievement of consensus about the memory of the past, including about the Russian revolution of 1917, which philosopher researched all his life. The political-philosophical analysis of the philosopher has the methodological possibilities to research the problem of the Russian revolution for consider contemporary social processes. Research purpose is the system analysis of the Russian revolution of 1917 in the political and philosophical works of I. A. Ilyin in the present context. We used the works of I. A. Ilyin, as well as the published materials on the stated issues. We applied historical, religious and philosophical approaches, analysis of documents to identify the views of Ivan Ilyin on the essence of the Russian revolution of 1917 and their methodological value in the context of modernity, which is not free from risks revolutionary. The following conclusions of the philosopher about the Russian revolution have the methodological importance for the understanding of revolutions of the XXI century. The essence of the revolution is the spiritual content, including the degradation of legal awareness, political and economic life, soul and creativity. The Russian revolution of 1917 is an epoch in world history, a crisis of the general global atmosphere. It was given rise by a complex of external (the crisis of religion, legal awareness, idea of ownership) and internal (the state weakness of the intelligentsia, religious poor development of the national character, economic backwardness, disorder of the Russian peasantry) reasons. The Russian revolution arose from the loss organic national traditions by people. Therefore, the creation of Russian democracy implies the restoration of national cultural traditions, realizing the best and the sacred foundations of life of the people, by which they create the national spiritual culture.

Текст научной работы на тему «И. А. Ильин: политико-фиолософский взгляд на русскую революцию 1917 года»

и

ISSN 2078-9823

DOI: 10.15507/2078-9823.040.017.201704.009-020

УДК 930.2:140.1

Н. И. Изергина1 В. П. Изергина2

1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,

г. Саранск, Россия, e-mail ninaini@yandex.ru

2 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,

г. Саранск, Россия, e-mailvera.ivp@yandex.ru

и. а. ильин: политико-фиолософский взгляд на русскую революцию 1917 года

Актуальность темы определяется: методологическим значением либерально-консервативной мысли Ивана Ильина (1883-1954), позволяющей осмысливать реалии мировой и российской жизни, находить критерии современных преобразований, понимать личный вклад каждого человека в строительство демократии качественности в России; повышением внимания к проблеме консолидации российского общества, необходимости формирования консолидирующей идеологии на базе консерватизма; важной ролью в консолидации социума исторической памяти и согласия по поводу памяти прошлого, в том числе по поводу Русской революции 1917 г., исследованием которой философ занимался всю жизнь; методологическими возможностями политико-философского анализа мыслителем проблемы Русскойреволюции для рассмотрения современных общественных процессов.

Исследовательская цель работы - системный анализ темы Русской революции 1917 г в политико-философском творчестве И. А. Ильина в современном контексте.

В работе использованы труды И. А. Ильина, а также материалы публикаций по заявленной проблематике. Применены исторический, религиозно-философский подходы, анализ документов для выявления взглядов Ивана Ильина на сущность Русской революции 1917 г и их методологического значения в контексте современности, которая не свободна от революционных рисков.

Методологическое значение для осмысления революций XXI в. имеют следующие выводы философа о Русской революции Сущность революции составляет духовное содержание, включающее разложение правосознания, политической и хозяйственной жизни, души, творчества. Русская революция 1917 г - эпоха в мировой истории, кризис общей мировой атмосферы. Ее породила совокупность внешних (кризис религиозности, правосознания, идеи собственности) и внутренних (государственная слабость интеллигенции, религиозная невоспитанность национального характера, хозяйственная отсталость, неустроенность русского крестьянства) причин Русская революция возникла из утраты людьми органической национальной традиции. Поэтому создание российской демократии предполагает восстановление национально-культурных традиций, воплощающих лучшие и священные основы жизни народа, с помощью которых он творит свою национальную духовную культуру.

© Изергина Н. И., Изергина В. П., 2017

Ключевые слова: И. А. Ильин, мировая революция, Русская революция, причины Русской революции, природа революции, советско-коммунистический строй, революция XXI в.

Для цитирования: Изергина Н. И., Изергина В. П. И. А. Ильин: политико-философский взгляд на Русскую революцию 1917 года // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2017. - Т. 17, № 4. - С. 9-20.

N. I. Izergina1, V. P. Izergina2

1 National Research OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, е-mail: ninaini@yandex.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, е-mail: vera.ivp@yandex.ru

i. a. ilyin: political and philosophical view

to the Russian revolution of 1917

The relevance of the research is the methodological value of liberal-conservative thought of Ivan Ilyin (1883-1954), allowing to comprehend the realities of world and Russian life, to find criteria of current transformations, to understand the personal contribution of each person in the construction of the democracy quality in Russia. It is increased attention to the problem of consolidation of Russian society, the necessity of forming a consolidating ideology on the basis of conservatism. Historical memory plays an important role in the consolidation of society and achievement of consensus about the memory of the past, including about the Russian revolution of 1917, which philosopher researched all his life. The political-philosophical analysis of the philosopher has the methodological possibilities to research the problem of the Russian revolution for consider contemporary social processes.

Research purpose is the system analysis of the Russian revolution of 1917 in the political and philosophical works of I. A. Ilyin in the present context.

We used the works of I. A. Ilyin, as well as the published materials on the stated issues. We applied historical, religious and philosophical approaches, analysis of documents to identify the views of Ivan Ilyin on the essence of the Russian revolution of 1917 and their methodological value in the context of modernity, which is not free from risks revolutionary.

The following conclusions of the philosopher about the Russian revolution have the methodological importance for the understanding of revolutions of the XXI century. The essence of the revolution is the spiritual content, including the degradation of legal awareness, political and economic life, soul and creativity. The Russian revolution of 1917 is an epoch in world history, a crisis of the general global atmosphere. It was given rise by a complex of external (the crisis of religion, legal awareness, idea of ownership) and internal (the state weakness of the intelligentsia, religious poor development of the national character, economic backwardness, disorder of the Russian peasantry) reasons. The Russian revolution arose from the loss organic national traditions by people. Therefore, the creation of Russian democracy implies the restoration of national cultural traditions, realizing the best and the sacred foundations of life of the people, by which they create the national spiritual culture.

Keywords: I. A. Ilyin, the world revolution, the Russian revolution, the causes of the Russian revolution, the nature of the revolution, the Soviet-Communist system, the revolution of the XXI century.

For citation: Izergina N. I., Izergina V. P. I. A.Ilyin: Political and Philosophical View to the Russian Revolution of 1917. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Humanitarian : actual problems of the humanities and education. 2017. 17. No. 4. P. 9-20.

Введение

Значение либерально-консервативной мысли великого русского философа Ивана Ильина определяется тем, что позволяет понять сложные реалии мировой и российской жизни, выделить критерии современных преобразований, осознать личный вклад каждого человека в строительство новой послереволюционной России. Все это в конечном счете способствует решению главной, по мнению философа, задачи в деле преобразования постсоветской России - воспитанию нового русского человека, его обновлению в религиозном, познавательном и хозяйственном отношениях.

В научной литературе последнего времени отмечается повышение внимания к проблеме консолидации российского общества, необходимости формирования консолидирующей идеологии. «Примечательно, что в научной литературе по этой тематике периодически появляются публикации, опирающиеся на консервативную онтологию» [12, с. 101]. Справедливо признается, что консолидация общества не может быть достигнута без утверждения в обществе идей и ценностей патриотизма. В связи с этим оправдано в изучении данного вопроса обращаться к трудам И. А. Ильина, отличающимся глубиной осмысления сложных и трагических периодов российской истории и ясно показывающим различия между подлинным патриотизмом и его извращенными формами [6, с. 23-31].

Важнейшим фактором консолидации социума, формирования культурной и гражданской идентичности каждого из его членов является историческая память. А согласие по поводу памяти прошлого есть ключевой момент формирования социальной, национальной и культурной идентичности. Современное российское общество обременено поисками самоопределения, позиционирования в нынешнем изменяющемся мире, а главное - собственного внутреннего самоопределения, обретение

которого невозможно без постижения исторического прошлого [17, с. 132]. Русскую революцию Иван Ильин рассматривает как факт в отечественной истории, который является важнейшим, существенным для понимания настоящего и выявления перспектив будущего страны. Размышления и оценки ученого касательно Русской революции органично включены в его теоретизирование по проблеме оптимальной для послереволюционной России модели демократии [7].

Нельзя не принимать в расчет и то обстоятельство, что в условиях острой конфронтации со странами Запада политика идентичности стала рассматриваться как фактор национальной безопасности [13, с. 153]. Некоторые специалисты указывают на феномен нового терроризма, используемого как элемент стратегии ведения «гибридной войны» посредством информационных воздействий с целью деформирования идентичности граждан и необходимость реализации политики защиты традиционной системы ценностей в России [15, с. 103-106]. В данном контексте имеет актуальное значение представление И. А. Ильина об обновлении послереволюционной России как процессе возрождения органичной национальной традиции [3, с. 143].

Значение осмысления философом Русской революции 1917 г. состоит также в предложенных к этому феномену методологических подходах. Они позволяют постичь его с разных точек зрения: национально-исторической (причины революции), обывательско-политической (роль правителей и подданных), религиозно-философской (понимание путей Божественного Провидения, помышление «о совершенствовании через сердечное созерцание») и практически-волевой (преодоление раба в русской душе, формирование в ней нового «гражданско-свободного правосознания» для строительства новой России) [3, с. 157161].

Наконец, методология Ильина актуальна в XXI в., когда политики, ученые и рядовые граждане активно ищут ответа на вопрос о том, что такое современные революции, каковы их истоки, чем они отличаются от революционной практики прошлого, к чему могут привести, как использовать революционный потенциал для самоочищения и эволюционных изменений, не допуская скатывания общества в хаос? [18, с. 6].

Обзор литературы

Внимание к проблеме революции как таковой и к Русской революции 1917 г. постоянен, а в связи со столетним юбилеем оно значительно возросло. При этом даются противоположные оценки и самой революции, и рожденного ею советского опыта то как «подлинной истории», то как «исторической аномалии» [11, с. 10]. В рамках данной статьи нет необходимости делать историографический обзор огромнейшего массива литературы, посвященной этой теме. С методологической точки зрения в рамках заявленной темы особенно важно вычленить работы, анализирующие сущность, истоки и способы современных революций, их возможные последствия и сравнивающие их с классическими революциями. Показательна в этом плане статья А. Г. Чернышова (Власть. 2017. № 2). Понимая революцию в качестве кардинального изменения действительности, истоки современных революций автор связывает со складывающейся глобальной и локальной социально-политической практикой, с формированием культурных и образовательных ценностей, с изменениями в самой человеческой сущности.

Им выделяются следующие характеристики современных революций. Революции XXI в. как более «мягкие» не претендуют на глобальную перестройку всей общественной жизни; с началом доминирования «городского сознания» (с 2007 г.), революция (отчасти, восстание среднего класса) становится более осознанной чередой

событий, в обществе формируется спрос на позитивные перемены; на авансцену истории выходит человек, действующий в информационных сетях, в клубах по интересам, появляется шанс на «осознанную революцию развития» (в рамках одного поколения проводятся реформы, которые выдвигаются большинством сообщества).

В условиях глобализации глобальная властная система пытается уничтожить «ростки нового солидарного общества», начавшего битву за возврат нравственного императива в политику, превратить человека творческого в потребительское существо. В системах современного государственного управления все меньше места нравственно-этическим поступкам и проявлениям творчества, все больше стремления обмануть другого ради получения прибыли. Такая несправедливая, нежизнеспособная система, как утверждает ученый, готовит плацдарм для новых революций. Безусловно, следует поддержать вывод Чернышова о необходимости вернуть нравственные основания в политику и общественную жизнь. Однако его заключение об окончании традиционной эпохи борьбы труда и капитала, скорее всего, не соответствует действительности [18, с. 6, 8-13]. Наиболее ярко это подтверждает сфера социального неравенства, ставшего потенциальной угрозой социального взрыва не только в России, но и в других странах мира, в том числе в самых благополучных. Т. Пикетти пишет о современном возрождающемся классовом противостоянии, аналогичном по ряду параметров тому, которое привело к Первой мировой войне и революциям, и о необходимости умерить аппетиты господствующего класса во избежание раскола общества, подрыва солидарности людей. Известный экономист Джозеф Стиглиц представил складывающуюся социальную структуру общества как 1 % против 99 %. Важно отметить, что социальное неравенство составляют ресурсы не только экономические (собственность, доход, капитал),

но и политические (властные), социальные (социальные связи и сети), престижные (репутация, уважение), человеческие (мастерство, компетенция, опыт, образование, знания), культурные (определенный образ жизни, характер досуга, потребительские предпочтения) [9, с. 5-6]. Некоторые современные исследователи утверждают, что дело социализма «будет жить, пока в мире останутся сытые и голодные, угнетенные и угнетаемые», и «открытая Октябрем эра войн и революций» продолжается сегодня [14, с. 38].

Л. В. Константинова отмечает, что успешность реализации современной социальной политики в России, направленной на мобилизацию позитивного потенциала социального неравенства как источника развития, пока сложно оценить однозначно с практической точки зрения. Она также подчеркивает, что реализуемая в такой парадигме социальная политика неизбежно приводит к росту традиционных и новых форм социального неравенства, в частности неравенства между учреждениями социальной сферы, что обусловливает неравенство в качестве предоставляемых государственных услуг [10, с. 18-20].

Большинство ученых полагают, что избыточное социальное неравенство, переживаемое и осознаваемое людьми как социальная несправедливость, усиливает революционность переживаемой ситуации. Власть, не осознавая, либо игнорируя свою ответственность за социальную справедливость, выращивает революционные силы в обществе.

Размышления над книгой И. К. Панти-на «Русская революция. Идеи, идеология, политическая практика» (2015), позволили И. А. Ерохову сделать заключение о том, что современная социальная элита не испытывает чувства справедливости к народу, хотя «трудящийся человек по-прежнему раздавлен своим социальным бытием». По этой причине, данный автор утверждает,

что Россия покинула траекторию Русской революции 1917 г. Вместе с тем он признает влияние нерешенного «вопроса о земле» на новые революционные события в стране [1, с. 163-164, 171].

Если книга И. К. Пантина написана с левых позиций, то И. А. Ильин представляет в анализе Русской революции последовательную правую позицию. При этом Ильин не отвергает тотально левую (социальную), равно как и разные оттенки либеральной позиций, что придает его взглядам и оценкам разносторонний характер, дает возможность глубже проникнуть в сущность данного исторического события.

Принципиально отметить злободневность религиозно-философской методологии Ильина в понимании революции с точки зрения геополитической активности современных цивилизаций, резкого противостояния русского и западного мира [8, с. 40, 44]. Отсюда исследовательская цель работы - системный анализ темы Русской революции 1917 г. в политико-философском творчестве И. А. Ильина в современном контексте.

Материалы и методы

В работе использованы труды И. А. Ильина, а также материалы публикаций исследований по заявленной проблематике. В статье применены исторический, религиозно-философский подходы, анализ документов для выявления взглядов Ивана Ильина на сущность Русской революции 1917 г. и их методологического значения в контексте современности, которая не свободна от революционных рисков.

Результаты исследования

Тема Русской революции, которая, по оценке Ильина, «составляет эпоху в мировой истории» [2, с. 176], является центральной в творчестве философа, в его прогнозе о будущем России, поразительную точность которого отмечают многие современники - ученые, политики, деятели культуры. Возрождение и обновление России в

посткоммунистический период мыслитель увязывал с преодолением революционно-тоталитарного наследия.

В системе идей Ильина о революции Н. П. Полторацкий выделил следующие группы: мировые причины Русской революции; внутренние причины; природа и ход революции; советско-коммунистический строй; эмиграция и внутрироссийские процессы; борьба за Россию [7, с. 44].

XX век философ называет веком мировой революции, а Русскую революцию -кризисом общей мировой атмосферы, рожденной духовными, хозяйственными и политическими причинами. Определяющую роль мыслитель отводил духовным причинам и источникам мировой революции, утверждая, что к Русской революции привела религиозная, духовная, моральная, хозяйственная и политическая несостоятельность современного человека. Из отставания духовности от материально-технических возможностей человека, как и предвидел Ильин, выросли Вторая мировая война и глобальная демократическая революция, навязывавшая всем формальную либеральную демократию как универсальную политическую форму. Духовная несостоятельность современного человечества сформировалась за последние пять веков в результате сужения человеческого бессознательного, в котором заложены основные корни человеческой духовности, т. е. сузилось «непосредственное восприятие и испытание божественного в жизни и делах людей» [2, с. 185]. Процесс атеизации человеческого бессознательного сформировал рассудочного человека, основными характеристиками которого являются релятивизм и нигилизм, беспомощность в вопросе о цели жизни [2, с. 190]. Значит, первая духовная причина революции - потеря западным человечеством способности к духовной очевидности: способности верить в духовные и религиозные реальности, иметь убеждения, принципы, самостоятельные

решения. Такой человек становится лишь материалом «для волевых элементов, творящих мировое разложение» [2, с. 191-192].

С религиозным кризисом тесно связана вторая причина Русской революции - кризис правосознания и государственности. С точки зрения секуляризованного правосознания, общественная жизнь - беспринципная конкуренция своекорыстных воль, право - сила, власть - демагогия, подкуп и страх. Исходящее из такого правосознания современное государство становится орудием «массовых страстей и личных интриг, орудием классовой злобы», подготовкой к «гражданской войне», «социальной и коммунистической революции» [2, с. 198]. Разрушительный характер революции проявляется в разрушении исторически сложившегося права в стране и сути права как такового, т. е. способности обновляться ранее сложившимися правовыми путями и с помощью полноценной лояльности [2, с. 211]. Кризис правосознания угрожает всей духовной культуре человечества. Он обессилил современное государство, расшатал патриотизм, формализовал право и юридическую науку, революционизировал массовое правосознание [2, с. 216].

Кризис идеи собственности, т. е. усвоение людьми идеологии устранения собственности из жизни, по Ильину, стал третьей мировой причиной Русской революции, доказавшей отрицание природы человека социализмом. Ведь частная собственность обеспечивает индивидуальную форму творчества и хозяйственного труда, хозяйственного интереса и свободы. Кризис собственности пришел в Россию из капиталистической, пролетаризированной Европы через социальный уклад, наличие 70-40 % «завистливых полунищих». В социалистическом идеале частная собственность превращается в символ безответственного наслаждения, и эта извращенная хозяйственная психология осуществила в русских людях «имущественный передел и

провал, который именуется коммунистической революцией» [2, с. 238].

Революция в России была порождена не только мировыми, внешними, но и русскими, внутренними, причинами: государственной слабостью интеллигенции, религиозной невоспитанностью национального характера, русской культурой и хозяйственной отсталостью, исторической неустроенностью русского крестьянства [2, с. 138].

Бедой русской интеллигенции и полуинтеллигенции как авангарда и проводника революции стали ее политическая неопытность, сентиментальное слабоволие, противогосударственное и фантастическое воленаправление. Революция выросла не только из безрелигиозности русской либеральной интеллигенции, но и из отсутствия настоящих монархистов, способных служить стране через царя. К этой беде присоединилась медлительная, ограниченная и репрессивная деятельность императорского правительства (ликвидация выкупных платежей, работа Крестьянского банка, подавление крестьянского беспорядка) и его «социально-политическая безыдейность», отсутствие целенаправленной социальной политики по повышению благосостояния народных масс [2, с. 106, 107, 117, 144].

Определенная степень «народной нищеты» и определенное количество «неимущего слоя» и его «имущественно-социальная бесперспективность», отсутствие «продвижения вверх его лучших сил» сделали возможной социальную революцию, т. е. «насильственный имущественный передел» в стране [2, с. 116].

И. А. Ильин указывает, что «при свободно богатеющей и социально-консервативной крестьянской массе» социальная и политическая революции не имели бы перспектив. Однако несчастье состояло в том, что помещики и торгово-промышленники «не могли и не хотели помочь царю учесть и творчески оформить интересы крестьянской массы» [2, с. 117].

Не только социальные причины обусловили Русскую революцию, но и экономическая причина - экстенсивность хозяйствования; пониженная доходность; неверие в качество хозяйствования; склонность напирать на соседа, а не на природу. Все это явилось результатом «недугов дореволюционного хозяйственного акта»: неутверж-денности частной собственности; недостаточной веры в труд; необеспеченности правопорядка; воли к наживе не через труд и безволия в труде; неуверенности хозяйственного самовложения [2, с. 104].

Сложившаяся социальная дифференциация требовала от руководства обеспечить быстрый темп хозяйственного и культурного подъема страны. Создать условия для свободного развития крестьянского хозяйства, интенсификации земледелия, отстранения экстенсивных земледельцев и землевладельцев от земли, вложения капитала в промышленность, торговлю и транспорт. По-новому распределить права через новый избирательный закон с целью отбора и вовлечения в политику волевых людей из государственно мыслящих классов и слоев. К несчастью, государственное руководство не смогло своевременно решить проблемы России, усугубившиеся войной.

Попыткой насильственно создать новую социальную дифференциацию, согласно Ильину, и стала революция. Новый советско-коммунистический строй как результат революции и Гражданской войны в России в 1920-1930-х гг. был, по характеристике ученого, противоестественным. Он попытался заменить частное хозяйство государственным, традиционное имущественное неравенство - всеобщей нищетой и новым «тайно-имущим классом», все прежние классы - двумя основными (пролетариат и коммунисты), культуру - хозяйством, прежние элементы у власти - «худшими элементами» (уголовщина и криминал) [2, с. 126, 127]. Данная характеристика нового общественного строя вскрывает его хо-

зяйственные, культурные и политические трудности.

Ильин указывает на «неопределенность положительного идеала» в программе коммунистов, у которых «по вопросу о том, что надо создать, - полная неясность». Больше всего они занимаются «насильственным обращением в безбожие» [2, с. 128-130].

Отвергая революцию и большевизм, ища пути построения новой, свободной России, философ не видел возможности преодоления революции и большевизма-коммунизма на путях прежнего буржуазного порядка, по рецептам сменовеховства и евразийства, его мирного перерождения. Он полагал, что коммунистическая революция не подготовила никаких предпосылок для буржуазной демократии - «ни твердой собственности, ни правопорядка, ни имущих слоев, ни правосознания, ни школы творческого труда» [2, с. 104].

Русская революция подрывает будущее русской демократии произволом и среди властвующих, и среди подвластных, стремлением пролетаризировать все население страны, безвозмездным отчуждением, которое уничтожает уважение к труду и собственности, политическое правосознание. Люди в состоянии деморализации и духовного разложения не являются строителями демократии, но становятся «мусором», а народ - «прахом». Заменить правосознание террором в деле строительства государства можно лишь временно и условно.

Восстановление правопорядка, хозяйства, государственной консолидации требует устранения корней большевизма, а значит, возрождения религиозности, правосознания, патриотизма, частной собственности и создания новых, справедливых установлений и учреждений.

Духовная сущность большевизма сводится Ильиным к двум принципиальным моментам. Человек хочет своего, а не предметного (божественного). Он хочет личного, а не всеобщего (Родины). Отсюда

возникают две задачи. Изменить внутреннюю установку человеческих душ, которые должны научиться «находить свое в предметном и всеобщем», что требует вековых усилий. Поэтому следует начинать со второй задачи - возродить здоровую религиозность и правосознание у ведущего меньшинства, которое должно пробудить в душах «порядочного и ответственного патриота» [2, с. 145, 146].

Большевизм в трактовке ученого есть «соединение... из социальной деморализации и утопизма». Причем одним из источников утопизма является обострение социальной несправедливости. Для окончательного преодоления революции и большевизма-коммунизма следует вести особую борьбу с утопизмом.

Обсуждение и заключение

Проанализированные идеи И. А. Ильина о Русской революции и большевизме-коммунизме позволяют заключить следующее.

Сущность революции как духовно-содержательного понятия есть разложение правосознания, политической и хозяйственной жизни, души, творчества. Революционер не «отрицает старое, а разрушает»; «революция есть разрушение, сгнивание, разорение».

Русская революция подготовлялась на протяжении десятилетий русскими западниками, не знавшими своего отечества, не понимавшими, что русское национальное правосознание держится на Православии и на вере в Царя, не видевшими опасностей в незрелости русского характера и в его непривычке активно и ответственно строить свое государство [3, с. 108].

Разрушительность Русской революции коснулась русской религиозности всех исповеданий, русского образования, русского искусства, русского права и правосознания, русской семьи, русской доброты и патриотизма, всех политических и социальных сил России, особенно русской интеллигенции, которая уверовала в «спасительность

западноевропейских государственных форм для России» и не сумела «выдвинуть и провести необходимую новую русскую форму участия народа в осуществлении государственной власти». Отсюда следует, что Русская революция возникла не просто из военных неудач и брожения, но из того, что люди утратили органическую национальную традицию [3, с. 111].

Революционное разрушение не отменяется другим разрушением, но лишь долгим созиданием, творческим восстановлением традиции. Именно традиция, содержащая многовековую энергию созидания, дает возможность выхода из революционного кризиса жизни. Не случайно создание российской демократии Иван Ильин мыслит через восстановление национально-культурных традиций, созидание новых форм для древних канонов. Авторитет канона философ призывает хранить как образец, а при надлежащих условиях использовать этот образец для создания новых форм жизни, «Руси новой по старому образцу» [3, с. 272, 273].

Ильин писал и о том, что революция воскрешает дурные традиции взяточничества, растраты, продажности, «революционной фронды», предполагавшей в русском народе «выдающиеся демократически-республиканские дарования и выдавая социализм за вернейший критерий демократичности» [3, с. 213, 217].

Поскольку революция обращалась к людям, готовым верить в немедленное революционно-социалистическое переустройство России на основе разрушения всех традиций, постольку после крушения коммунистического строя страна будет нуждаться в новом ведущем слое, способном сформулировать новую творческую национальную идею. Ее истоки и духовный смысл, по Ильину, должны быть продолжением религиозных и органичных национальных традиций, воплощающих лучшие и священные основы жизни народа, с помощью которых

он творит свою национальную духовную культуру.

Послереволюционное строительство России в логике философа представляет собой возвращение русского народа к своей духовной субстанции, к тому, что делает жизнь людей целостной, духовно наполненной, устремленной к совершенству [3, с. 93].

Возрождение национальной духовной традиции включает: преодоление соблазнов «безбожной свободы и тоталитарной государственности» как наследия революции; очищение души от слабости духовной воли, невидения религиозного смысла жизни, неукрепленности правосознанияния, ненависти и тяги к анархии в политической жизни и т. д.; утверждение в себе нового русского духа (на основе единства веры и знания, религиозно и духовно укорененного, верного родине нового правосознания, социального по духу нового чувства собственности, делающего личное обогащение источником всенародного богатства нового хозяйственного акта, религиозно-крепкой нравственности).

Воспитать в себе обновленный уклад должна сначала правящая элита, а затем дать новое воспитание народу. Философ предвидел, что Россия перейдет из революционных бедствий в долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости, если не сумеет быстро осуществить отбор «новых русских людей» в элиту [5, с. 16].

Новый русский человек - это человек с «обновленной религиозной верой», преодолевающей разрыв между научным знанием и верой, и в этой своей целостности способный усовершенствовать общественную жизнь. В России перед революцией, как писал Ильин, хорошим людям не хватало характера, а добрым людям - воли и решимости. Поэтому воспитанию нового русского человека с обновленным национальным духовным характером он отводит главную

роль в деле строительства будущей России: достоинство, вера в добро и стремление «Новой России предстоит выработать себе к исполнению нравственного долга перед новую систему национального воспитания, самим собой, своей семьей и своим Отече-и от верного разрешения этой задачи будет ством [16].

зависеть ее будущий исторический путь» Подчеркнем, что такая постановка во-

[4, с. 143]. проса соответствует логике Ильина, кото-

В 2015 г. была утверждена «Стратегия рый процесс обновления России мыслил развития воспитания в Российской Федера- на основе национальной органической ции на период до 2025 года», которая по- традиции и притом в форме творческой ставила в качестве приоритетной задачи новизны, а суть обновления видел в орга-в сфере воспитания детей развитие высо- ничном сплаве силы сердца, созерцания, конравственной личности, разделяющей свободы, совести русской души с силой российские традиционные ценности, об- воли, мысли, формы и организации [7, с. ладающей актуальными знаниями и уме- 82]. Думается, именно такое обновление, ниями, готовой к мирному созиданию и как и полагал великий русский философ и защите Родины. Стратегия опирается на патриот Иван Ильин, даст России возмож-систему духовно-нравственных ценностей, ность «возобновить свой величавый исто-сложившихся в процессе культурного раз- рический ход» [3, с. 307] и развиваться без вития России, таких, как человеколюбие, разрушительных революционных потрясе-справедливость, честь, совесть, личное ний.

Библиографический список

1. Ерохов И. А. Революция, которая никогда не повторится // Полис. - 2016. - С. 159-172.

2. Изергина Н. И. И. А. Ильин о духе национального и патриотического воспитания // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 23-31.

3. Изергина Н. И. Теория органической демократии И. А. Ильина и политическая трансформация постсоветской России. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 192 с.

4. Ильин И. А. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней : собр. соч. - М. : Русская книга, 2001. - 576 с.

5. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: в 2 т. - М. : МП «Рароп», 1992. - Т. 1. - 344 с.

6. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. в 2 т. - М. : МП «Рароп», 1992. - Т. 2. - 272 с.

7. Ильин И. А. О воспитании национальной элиты. - М. : Жизнь и мысль, 2001. - 512 с.

8. Ковалев А. А., Мрочко В. Л. Противостояние цивилизаций и политическая реальность современности // Власть. - 2016. - № 12. - С. 40-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Комаровский В. С. Бедность и неравенство как вызовы национально-государственной идентичности и формированию гражданской нации России // Власть. - 2017. - № 1. - С. 5-11.

10. Константинова Л. В. Социальная политика как фактор конструирования неравенства: новая модель патернализма // Власть. - 2017. - № 2. - С. 16-21.

11. Красин Ю. А. Величие и трагизм советского «эксперимента» // Полис. - 2017. - № 1. -С. 10-23.

12. Лотарев К. А. Возможности и перспективы консерватизма в консолидации российского общества (в контексте культурно-образовательной политики и патриотизма // Власть. -2016. - № 2. - С. 101-111.

13. Малинова О. Ю. Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в России: от 1990-х к 2010-м годам // Полис. - 2016. - № 6. - С. 139-158.

14. Оганисьян Ю. С. Столетье войн и революций. Эпоха продолжается? // Полис. - 2017. -№ 1. - С. 24-40.

15. Рудаков А. В., Устинкин С. В. Трансформированная идентичность как ресурс международного терроризма и элемент стратегии «гибридной войны» // Власть. - 2016. - № 12. -С. 103-107.

16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 22.02.2017).

17. Тульчинский Г. Л. Историческая память и социально-культурная реальность: как настоящее управляет прошлым и будущим // Наследие. - 2015. - № 2. - С. 131-151.

18. Чернышов А. Г. Революция и государства в XXI веке: борьба за нравственный императив в политике и общественной жизни // Власть. - 2017. - № 2. - С. 6-15.

References

1. Erohov I. A. Revoljucija, kotoraja nikogda ne povtoritsja (A Revolution That Will Never Happen Again). Polis. 2016. P. 159-172. (In Russ.)

2. Izergina N. I. I. A. Il'in o duhe nacional'nogo i patrioticheskogo vospitanija (I. A. Ilyin about the Spirit of National and Patriotic Education). Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. 2012. No. 4. P. 23-31. (In Russ.)

3. Izergina N. I. Teorija organicheskoj demokratii I. A. Il'ina i politicheskaja transformacija postsovetskoj Rossii (IA Il'in's Theory of Organic Democracy and the Political Transformation of Post-Soviet Russia). Saransk, 2008. 192 p. (In Russ.)

4. Il'in I. A. Kto my? O revoljucii. O religioznom krizise nashih dnej: sobr. soch. (Who Are We? About the Revolution. About Religious Crisis of Our Day: Coll.). Moskva, 2001. 576 p. (In Russ.)

5. Il'in I. A. Nashi zadachi. Istoricheskaja sud'ba i budushhee Rossii. Stat'i 1948-1954 godov: v 2 t. (Our Tasks. Historical Fate and Future of Russia. Articles of 1948-1954: in 2 v.). Moskva, 1992. T. 1. 344 p. (In Russ.)

6. Il'in I. A. Nashi zadachi. Istoricheskaja sud'ba i budushhee Rossii. Stat'i 1948-1954 godov. v 2 t. (Our Tasks. Historical Fate and Future of Russia. Articles of 1948-954: in 2 v.). Moskva, 1992. T. 2. 272 p. (In Russ.)

7. Il'in I. A. O vospitanii nacional'noj jelity (On the Education of the National Elite). Moskva, 2001. 512 p. (In Russ.)

8. Kovalev A. A., Mrochko V. L. Protivostojanie civilizacij i politicheskaja real'nost' sovremennosti (The Opposition of Civilizations and the Political Reality of Our Time). Vlast'. 2016. No. 12. P. 40-44. (In Russ.)

9. Komarovskij V. S. Bednost' i neravenstvo kak vyzovy nacional'no-gosudarstvennoj identichnosti i formirovaniju grazhdanskoj nacii Rossii (Poverty and Inequality as Challenges of National-State Identity and the Formation of the Civil Nation of Russia). Vlast'. 2017. No. 1. P. 5-11. (In Russ.)

10. Konstantinova L. V. Social'naja politika kak faktor konstruirovanija neravenstva: novaja model' paternalizma (Social Policy as a Factor in Constructing Inequality: a New Model of Paternalism). Vlast'. 2017. No. 2. P. 16-21. (In Russ.)

11. Krasin Ju. A. Velichie i tragizm sovetskogo «jeksperimenta» (The Greatness and Tragedy of the Soviet «Experiment»). Polis. 2017. No. 1. P. 10-23. (In Russ.)

12. Lotarev K. A. Vozmozhnosti i perspektivy konservatizma v konsolidacii rossijskogo obshhestva (v kontekste kul'turno-obrazovatel'noj politiki i patriotizma (Opportunities and Perspectives of Conservatism in the Consolidation of Russian Society (In the Context of Cultural and Educational Policy and Patriotism). Vlast'. 2016. No. 2. P. 101-111. (In Russ.)

13. Malinova O. Ju. Oficial'nyj istoricheskij narrativ kak jelement politiki identichnosti v Rossii: ot 1990-h k 2010-m godam (Official Historical Narrative as an Element of Identity Politics in Russia: from 1990 to 2010). Polis. 2016. No. 6. P. 139-158. (In Russ.)

14. Oganis'jan Ju. S. Stolet'e vojn i revoljucij. Jepoha prodolzhaetsja? (A Century of Wars and Revolutions. The Era Continues?). Polis. 2017. No. 1. P. 24-40. (In Russ.)

15. Rudakov A. V., Ustinkin S. V. Transformirovannaja identichnost' kak resurs mezhdunarodnogo terrorizma i jelement strategii «gibridnoj vojny» (Transformed Identity as a Resource of International Terrorism and an Element of the «Hybrid War» Strategy). Vlast'. 2016. No. 12. P. 103-107. (In Russ.)

16. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (Strategy ofDevelopment of Education in the Russian Federation for the Period up to 2025) [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashhenija: 22.02.2017). (In Russ.)

17. Tul'chinskij G. L. Istoricheskaja pamjat' i social'no-kul'turnaja real'nost': kak nastojashhee upravljaet proshlym i budushhim (Historical Memory and Socio-Cultural Reality: How the Present Governs the Past and the Future). Nasledie. 2015. No. 2. P. 131-151. (In Russ.)

18. Chernyshov A. G. Revoljucija i gosudarstva v XXI veke: bor'ba za nravstvennyj imperativ v politike i obshhestvennoj zhizni (Revolution and State in the 21st Century: Struggle for the Moral Imperative in Politics and Public Life). Vlast'. 2017. No. 2. P. 6-15. (In Russ.)

Поступила в редакцию 3 июня 2017г.

Сведения об авторах

Изергина Нина Ивановна - доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: философия и теория политики, история и методология политической науки, творчество И. А. Ильина, политическая модернизация. Автор более 130 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7133-8469.

Тел.: 8(963) 145-79-54

E-mail: ninaini@yandex.ru

Изергина Вера Павловна - кандидат политических наук, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: теория и философия политики, история и методология политической науки. Автор 40 научных и учебно-методических работ.ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5142-7018

Тел.: 8(963) 145-79-54

E-mail: vera.ivp@yandex.ru

Submitted 03.06.2017.

About the authors

Izergina Nina I. - doctor of political sciences, professor of the department of general history, political science and region studies of Ogarev Mordovia State University. Research interests: theory and philosophy of politics, history and methodology of political science; works of I.A. Ilyin; political modernization. The author of more than 130 scientific and educational publications. ORCID: http:// orcid.org/0000-0002-7133-8469.

Тел.: 8(963) 145-79-54

E-mail: ninaini@yandex.ru

Izergina Vera P. - candidate of political science, assistant professor of the department of general history, political science and region studies of Ogarev Mordovia State University. Research interests: theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. The author of 40 scientific and educational publications. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5142-7018.

Тел.: 8(963) 145-79-54

E-mail: vera.ivp@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.