Научная статья на тему 'ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗМА В ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКЕ И. А. ИЛЬИНА'

ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗМА В ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКЕ И. А. ИЛЬИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / ДУХОВНО-ВЕРНЫЙ ОПТИМИЗМ / ДУХОВНОЕ СОЗРЕВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНАЯ СТОЙКОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ ВОЛЯ / РАЗУМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКСИОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЕРДЦА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Введение. Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина привносит в философию и педагогику новое видение проблемы человека и его качеств и представляет научный интерес как некая программа духовной стойкости. Цель исследования - проследить генезис феномена оптимизма в духовно-религиозной концепции И. А. Ильина на фоне эволюции его философских воззрений; определить духовно-нравственные основания оптимизма в рамках данной концепции; определить методы формирования духовно-верного оптимизма как качества личности. Результаты. Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина проявляет себя в нравственной стойкости личности, в осознанном смирении с тем, что нельзя изменить, и в преодолении тех трудностей, которые по силам; это способность распознать свое жизненное предназначение и верно следовать ему на протяжении жизни, преодолевая трудности. Именно трудности выступают ступенями к их преодолению и на пути к нравственному самосовершенствованию личности. В духовно-религиозной концепции И. А. Ильина оптимизм выступает двояко: и как дар (нечто врожденное), и как искусство (нечто приобретенное) самоусиления, актуализирующийся в период преодоления трудностей. В статье прослеживается эволюция философских взглядов И. А. Ильина: от понимания оптимизма как нравственной воли (в традициях немецкой классической философии) к пониманию оптимизма как действенного преодоления страдания и мужества в лучших традициях русского православия. Чем тяжелее и безрадостнее жизнь, тем более востребован оптимизм как искусство духовной победы над страданиями и лишениями жизни, которые несут в себе мощный эмоциональный заряд духовного очищения, закаливания, укрепления и усиления. Обсуждение и заключение. Для нашего исследования особенно ценно и то, что оптимизм как качество личности, имея как врожденную, так приобретаемую силу, можно воспитать: молитвой, внутренним (сердечным созерцанием), эмоциональным постижением, утешением, отвлечением с радостью. Не менее ценно и то, что и в методах его воспитания обнаруживаются духовные начала оптимизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL AND RELIGIOUS CONCEPT OF OPTIMISM IN PHILOSOPHY AND PEDAGOGY OF IVAN ILYIN

Introduction. The spiritual and religious concept of I. Ilyin’s optimism brings a new vision of the problem of human and his qualities into philosophy and pedagogy and is of scientific interest as a kind of program of spiritual stamina. The purpose of the study is to trace the genesis of the phenomenon of optimism in the spiritual and religious concept of I. Ilyin against the background of the evolution of his philosophical views; determine the spiritual and moral foundations of optimism within the framework of this concept; to determine the methods of formation of spiritually faithful optimism as a personality trait. Results. The spiritual and religious concept of I. Ilyin’s optimism manifests itself in the moral stamina of the individual, in conscious humility with what cannot be changed and in overcoming those difficulties that are within our power; it is the ability to recognize one’s life purpose and faithfully follow it throughout life, overcoming difficulties. It is the difficulties that act as steps to overcome them and on the way to the moral self-improvement of the individual. In the spiritual and religious concept of I. Ilyin, optimism acts in two ways: both as a gift (something innate) and as an art (something acquired) of self-empowerment, which is actualized during the period of overcoming difficulties. The article traces the evolution of I. Ilyin’s philosophical views: from understanding optimism as a moral will (in the traditions of German classical philosophy) to understand optimism as an effective overcoming of suffering and courage in the best traditions of Russian Orthodoxy. The harder and bleaker life is, the more in demand is optimism as the art of spiritual victory over the suffering and hardships of life, which carry a powerful emotional charge of spiritual purification, hardening, strengthening and strengthening. Discussion and Conclusion. For our research, it is especially valuable that optimism as a quality of a person, having both innate and acquired strength, can be brought up: by prayer, by inner (cordial contemplation), by emotional comprehension, by consolation, by distraction with joy. No less valuable is the fact that the methods of his upbringing reveal the spiritual principles of optimism.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗМА В ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКЕ И. А. ИЛЬИНА»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.332-340

УДК 37

Ю. В. Андреева

Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУп ВО «Академия труда и социальных отношений» (Уфа, Россия),

e-mail: andreeva u_v@insto.ru

Духовно-религиозная концепция оптимизма в философии и педагогике И. А. Ильина

Аннотация

Введение. Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина привносит в философию и педагогику новое видение проблемы человека и его качеств и представляет научный интерес как некая программа духовной стойкости. Цель исследования - проследить генезис феномена оптимизма в духовно-религиозной концепции И. А. Ильина на фоне эволюции его философских воззрений; определить духовно-нравственные основания оптимизма в рамках данной концепции; определить методы формирования духовно-верного оптимизма как качества личности.

Результаты. Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина проявляет себя в нравственной стойкости личности, в осознанном смирении с тем, что нельзя изменить, и в преодолении тех трудностей, которые по силам; это способность распознать свое жизненное предназначение и верно следовать ему на протяжении жизни, преодолевая трудности. Именно трудности выступают ступенями к их преодолению и на пути к нравственному самосовершенствованию личности. В духовно-религиозной концепции И. А. Ильина оптимизм выступает двояко: и как дар (нечто врожденное), и как искусство (нечто приобретенное) самоусиления, актуализирующийся в период преодоления трудностей. В статье прослеживается эволюция философских взглядов И. А. Ильина: от понимания оптимизма как нравственной воли (в традициях немецкой классической философии) к пониманию оптимизма как действенного преодоления страдания и мужества в лучших традициях русского православия. Чем тяжелее и безрадостнее жизнь, тем более востребован оптимизм как искусство духовной победы над страданиями и лишениями жизни, которые несут в себе мощный эмоциональный заряд духовного очищения, закаливания, укрепления и усиления. Обсуждение и заключение. Для нашего исследования особенно ценно и то, что оптимизм как качество личности, имея как врожденную, так приобретаемую силу, можно воспитать: молитвой, внутренним (сердечным созерцанием), эмоциональным постижением, утешением, отвлечением с радостью. Не менее ценно и то, что и в методах его воспитания обнаруживаются духовные начала оптимизма.

Ключевые слова: оптимизм, духовно-верный оптимизм, духовное созревание личности, духовная стойкость, нравственная воля, разумное мышление, аксиология и педагогика сердца.

Для цитирования: Андреева Ю. В. Духовно-религиозная концепция оптимизма в философии и педагогике И. А. Ильина // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2022. - Т. 22, № 3. - С. 332-340. - DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.332-340.

© Андреева Ю. В., 2022

1 '21 Гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„

Yuliya V. Andreeva

Bashkir Institute of Social Technologies (branch), Academy of Labor and Social Relations (Ufa, Russia), e-mail: andreeva_u_v@insto.ru

The Spiritual and Religious Concept of Optimism in Philosophy and Pedagogy of Ivan Ilyin

Abstract

Introduction. The spiritual and religious concept of I. Ilyin's optimism brings a new vision of the problem of human and his qualities into philosophy and pedagogy and is of scientific interest as a kind of program of spiritual stamina. The purpose of the study is to trace the genesis of the phenomenon of optimism in the spiritual and religious concept of I. Ilyin against the background of the evolution of his philosophical views; determine the spiritual and moral foundations of optimism within the framework of this concept; to determine the methods of formation of spiritually faithful optimism as a personality trait.

Results. The spiritual and religious concept of I. Ilyin's optimism manifests itself in the moral stamina of the individual, in conscious humility with what cannot be changed and in overcoming those difficulties that are within our power; it is the ability to recognize one's life purpose and faithfully follow it throughout life, overcoming difficulties. It is the difficulties that act as steps to overcome them and on the way to the moral self-improvement of the individual. In the spiritual and religious concept of I. Ilyin, optimism acts in two ways: both as a gift (something innate) and as an art (something acquired) of self-empowerment, which is actualized during the period of overcoming difficulties. The article traces the evolution of I. Ilyin's philosophical views: from understanding optimism as a moral will (in the traditions of German classical philosophy) to understand optimism as an effective overcoming of suffering and courage in the best traditions of Russian Orthodoxy. The harder and bleaker life is, the more in demand is optimism as the art of spiritual victory over the suffering and hardships of life, which carry a powerful emotional charge of spiritual purification, hardening, strengthening and strengthening.

Discussion and Conclusion. For our research, it is especially valuable that optimism as a quality of a person, having both innate and acquired strength, can be brought up: by prayer, by inner (cordial contemplation), by emotional comprehension, by consolation, by distraction with joy. No less valuable is the fact that the methods of his upbringing reveal the spiritual principles of optimism.

Keywords: optimism, spiritual and faithful optimism, spiritual maturation of the personality, spiritual fortitude, moral will, rational thinking, axiology and pedagogy of the heart.

For citation: Andreeva Yu. V. The Spiritual and Religious Concept of Optimism in Philosophy and Pedagogy of Ivan Ilyin. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(3): 332-340. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.332-340.

Введение

Последние достижения науки и техники, как ни парадоксально, отдалили человека от самого себя, интернет-технологии дистанцировали людей друг от друга. Человек XXI в. оказался менее просвещенным в отношении жизненных задач, нравственных потребностей и истинных желаний и возможностей. На сегодняшний день ориентация на духовные смыслы и поиск нравственных ориентиров становятся зло-

бодневными. Человек заново учится жить без опоры в постоянно меняющемся мире и вновь обретает эту опору в себе, если учится рассчитывать на себя и на свои духовные силы. Это не первый виток развития, который проходит человечество в своем духовном созревании и нравственном самосовершенствовании.

В философии И. А. Ильина, а затем и В. Э. Франкла, Э. З. Фромма мы находим ответы на «вечные вопросы», касающи-

еся положения человека в мире, смысла истории и личностного смысла, борьбы человека за свободу, нравственное самосовершенствование и творческую самореализацию. Известно, что аутентичный смысл образования состоит уже не столько в передаче знаний, умений и навыков и даже не столько в развитии профессиональных компетенций, сколько в совершенствовании «мягких» навыков, способностей человека «находить уникальные смыслы», которые влияют на духовную жизнь и в итоге определяют экзистенцию человека.

На сегодняшний день И. А. Ильин остается одним из самых цитируемых философов. В нашем исследовании в философско-педа-гогическом ключе особый научный интерес представляет его духовно-религиозная концепция оптимизма как некая программа духовной стойкости. Мы согласны в том, что «менее всего можно заподозрить Ильина в отсутствии мужества или честности. Его жизненный и творческий путь свидетельствует о том, что он в полной мере соответствовал своим собственным представлениям о рыцаре духа» [1; 2]; в его творчестве столько подлинно духовно-верного и оптимистичного, и в этом сам он - наша опорная величина [15].

Методы исследования

Анализ философских трудов И. А. Ильина показал, что оптимизм имеет две стороны. Одна из них представляет врожденную способность человека и трактуется как дар силы, который включает в себя природные склонности и здоровье, при этом внешнее его проявление зависит от приобретенного человеком жизненного опыта и складывается в процессе воспитания. Воспитание оптимизма зависит от многих факторов, в первую очередь от внешних условий. Тогда, с другой стороны, оптимизм - приобретаемое качество, трактуемое И. А. Ильиным как «искусство самоусиления» [9, с. 144].

Так, с позиции экзистенциально-гуманистического подхода оптимизм раскры-

334

вается как вера в человеческую природу, вера во врожденно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде творческого потенциала, которая развивается в соответствующих условиях, с одной стороны; и как практика самоусиления, пропитанная опытом преодоления трудностей - с другой.

Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина складывается в традициях русского православия, но в то же время имеет корни и в предшествующей немецкой классической философии.

На религиозное мировоззрение И. А. Ильина повлияла так называемая философия жизни А. Шопенгауэра, ключевым положением которой оставалась интуитивно постигаемая жизнь. Первым последователем пессимистической философии А. Шопенгауэра выступил Ф. В. Ницше со своим понятием «воли к власти» [17; 18] - той самой сути жизни, которая, однако, не слепа как у А. Шопенгауэра, а имеет цель: развитие чувства самосохранения, чувства жизни и повышение способности жить и увеличивать силы, увеличивая власть. Пессимизму своего учителя А. Шопенгауэра Ф. В. Ницше противопоставляет героический оптимизм. Цель философских трудов И. А. Ильина несколько иная - соединить волю с любовью.

Так, в философско-поэтическом трактате «Поющее сердце» И. А. Ильин писал, что оптимизм есть «воля, соединенная с любовью» (нравственная воля) - «таинственная сила, которая всегда может стать еще более мощной и упорной. Воля настоящего («духовно верного») оптимиста - есть дар силы или искусство самоусиления, живая бесконечность усилий - духовная perpetuum mobile, которой человек служит на земле» [9, с. 42].

Духовно-религиозная концепция оптимизма И. А. Ильина изложена главным образом в его книгах «Религиозный смысл философии» и «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» [9; 12].

Гуманитарий : актуальные проблемы „ „

Эволюцию его взглядов можно проследить от рациональной немецкой школы к традициям русского православия. Позже, осуществляя анализ своих взглядов, И. А. Ильин нашел идейную основу в духовно-философских идеях православия.

Проблема оптимизма в концепции И. А. Ильина имеет духовно-нравственный аспект. Конкретизация и обобщение представлений об оптимизме раскрываются в его понятиях о «духовном созревании» и «сердечном созерцании»; о нравственной воле и разумном мышлении; об аксиологии и педагогике сердца. Эти основные понятия являются ключевыми в условиях формирования сознания и воспитания растущей личности, в формировании идеологии будущих поколений.

Цель исследования - проанализировать проблему оптимизма и выявить философ-ско-педагогические основания его воспитания. Задачи: проследить генезис феномена духовно-верного оптимизма; выявить его философско-гносеологические и духовно-нравственные основания.

Результаты и обсуждение

Анализ нескольких работ философа И. А. Ильина позволяет представить несколько положений его концепции; уточнить понятие оптимизма как дара и как искусства самоусиления, а также выявить ряд приемов его воспитания.

Во-первых, оптимист полагается на Бога и не переоценивает собственные силы, в нем нет гордыни и есть смирение с тем, что нельзя изменить. Он знает меру собственных сил, соотносит их с Божьим замыслом, который стремится разгадать на протяжении собственной жизни. Пока он живет, он верно служит. Оптимизм здесь трактуется «не только как воля к победе, но и воля к верности» [9].

Во-вторых, оптимист избегает опасности разрушительных эмоций, а потому контролирует их, отслеживает и управляет собой. Благодаря этому, опять же, он способен

трезво оценить свои силы. Оптимист - волевой человек, знающий о своей ведомости и хранимости, преданный Божьему делу, которому он служит, и «питает жизненную струю своей воли из Божественного источника». Оптимист черпает силу в молитве и следует принципу: «С нами Бог!».

В-третьих, оптимист развивает в себе и обладает способностью преодолевать страдания. Причем переносить лишения и неприятности, самому идти навстречу любой неудовлетворенности - это мужество, которому можно научиться. Научиться действовать так, чтобы не бояться неприятностей, помня, что «застрашенная душа теряет власть над самим собой» [9]. «Страх возникает от воображения опасности или гибели; храбрость - есть власть над своей фантазией. Не надо предвосхищать возможное зло, кто это делает, тот подготавливает место для него и обессиливает себя» [9, с. 53].

Для педагогики, понимаемой нами как практическая философия, важны возможности приобретения оптимизма как искусства самоусиления и возможности развития дара силы, поэтому мы замечаем некоторые педагогические приемы, предложенные философом. И. А. Ильин писал: «Нет такого безрадостного тупика в жизни, которого нельзя было бы проломить молитвою, терпением или юмором» [9; 12, с. 52].

По И. А. Ильину, жизнь человека не только направляема высшими силами, но и контролируема человеческими усилиями, если основана на управлении собой и на самовоспитании: «Искусство жить - есть искусство воспитывать себя к Божественному и уметь воспринимать радость, находить совершенство в мире и "бескорыстно наслаждаться им"» [9]. Искусству или умению наслаждаться жизнью учат:

- молитва;

- утешение;

- отвлечение с радостью.

В-четвертых, оптимизм как навык само-

усиления требует, чтобы человек научился терпению. О терпении И. А. Ильин писал, что мы сами не знаем своих сил, часто думаем, что не справимся, не сможем преодолеть страдание, но время идет, и справляемся благодаря терпению. В концепции И. А. Ильина терпение выступает как «способность спокойно и достойно предвидеть возможное зло, и не преувеличивая его, крепить свою силу» [9]. Это И. А. Ильин называл «воспитать в себе жизненного стратега». Великое открытие для воспитания у И. А. Ильина состоит в том, что терпение можно воспитать, взрастить в себе и укрепить. Секрет состоит в знании того, что терпение усиливается при доверии к себе и доверии к его неисчерпаемости. Примечателен тот факт, что терпение здесь - не покорность, не слабость, а активность и мужество духа, выраженное и проявляемое в победе над страданиями. Терпение здесь трактуется И. А. Ильиным в традициях русского православия как «искусство ждать и страдать»; как «вера в победу»; «оно - сама победа слабости». Укрепить терпение можно юмором (обращаясь к себе) и молитвой (обращаясь к Богу). В целом терпение понимается как борьба человека со слабостями и иждивенческими наклонностями по пути к духовно-нравственному самосовершенствованию. С точки зрения И. А. Ильина, она - живая ткань самосовершенствования и основа мироздания. И. А. Ильин призывает жить и творить с истинным терпением «гусеницы, которая превращается в бабочку».

Из терпения рождаются мужество как уверенность человека в его способности многое выдержать и преодолеть; умение не скучать на учебных занятиях, умение не трусить, понимание того, что «Я выдержу!», и что «Я смогу!». Мужество как такое умение развивается не только в преодолении трудностей и страданий, но и на основе метода отвлечения с радостью: развитие способности находить радости в жизни и

336

черпать из них силу для дальнейшей борьбы с трудностями является одним из ключевых качеств растущей личности.

В-пятых, оптимизм как навык самоусиления требует, чтобы человек научился переносить (благодарно принимать) страдание, а значит, уделять ему время, «предаться ему», но не для того, чтобы ничего не делать, ничего не преодолевать, а для того, чтобы разглядеть его сущность и причину - научиться свободно и спокойно смотреть «вглубь своей страдающей души, с молитвою в сердце и с твердой уверенностью в грядущей победе» [9]. Так рождается экзистенциальная встреча с болью в целях ее преодоления, а не избегания. В таком понимании оптимизма как преодоления страдания, как мужества прослеживается религиозная позиция И. А. Ильина в лучших традициях русского православия.

Для оптимизма как искусства самоусиления, выраженного в способности переносить страдания, требуются два внутренних условия, образующих педагогический принцип опоры на себя, разветвленный:

1) на принцип опоры на цель: у человека должна быть некая высшая цель (понимаемая как то, что он любит, за что живет и за что борется);

2) принцип ценности того, что есть, раскрывающийся в способности человека сосредоточивать волю и усилия на любви и благодарности, в способности довольствоваться тем, пусть даже малым, что дано, а не на том, чего лишен. Воспринимая жизнь как дар, человек учится ценить то, что имеет, а также учится житейской мудрости и умению наслаждаться мгновениями жизни.

Волю как умение переносить страдания можно приобрести и укрепить не только в молитве, хотя и она учит «говорить с опасностью от лица духа» [8]; но и с помощью самоприказа - этот прием может считаться педагогическим, поскольку обладает мощным воспитывающим эффектом и мобили-

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы „ „

зует в момент опасности или в период преодоления трудностей.

Еще один интересный, но противоречивый в толковании педагогический прием мы встречаем в книге И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою», в которой раскрываются техника воспитывающей государственности и метод благого самозаставления [8]. Следует признать, что человека иногда приходится приучать к духовной дисциплине, а к добру - принуждать, заставлять. И. А. Ильин писал об объективном существовании психического понуждения: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, хотят они этого или не хотят» [10, с. 23]. Поэтому государство как некая общность людей, безусловно, участвует в процессе воспитания своих граждан. Согласно И. А. Ильину, «задача общественноорганизованного психического понуждения сводится к укреплению и исправлению духовного самозаставления человека. И это относится не к человеку, уже сильному во зле (ему это не поможет), а к человеку, слабому в добре, но еще не окрепшему во зле» [13]. Поэтому правовые и государственные законы не должны рассматриваться как «законы насилия», так как на самом деле они являются законами психического принуждения. «Правовой закон отнюдь не насилует человека, не попирает его достоинства и не отменяет его духовного самоуправления: напротив, он только и живет, только и действует, только и совершенствуется от свободного личного приятия и самовменения» [8]. Такая техника применима в случае слабой воли воспитанника.

В целом для духовно-религиозной концепции оптимизма И. А. Ильина в традициях русского православия характерна аскеза, понимаемая в христианстве как «выбор страданий по доброй воле». Преодоление страданий выступает здесь как верный путь, направляющий человека к счастью через молитву, свободное созерцание и любовь.

Почти в каждом произведении И. А. Ильин сожалеет, что в людях недостаточно любви, ведь они исключили ее из культуры, науки, искусства, из веры, из этики, политики и воспитания. Вследствие этого человечество вступило в духовный кризис.

В трактате «Путь к очевидности» [11] И. А. Ильин писал об опасностях, которые таят в себе три основы мнимого прогресса и ложного оптимизма: «бессердечная воля»; «мышление без сердца» и «воображение без сердца».

1. Бессердечная воля трактуется не как духовная потенция, а как «животная алчность» и «злое произволение»; она представляет собой «опасное явление природы».

2. Мышление без сердца содержит в себе корни зла - бессодержательного и формального учения, мертвой науки и пустой философии, поскольку безлично, лишено созерцания и интуиции.

3. Воображение без сердца как «фантазия без любви - естественное (пошлое) влечение, не склонное творить культуру» [11], которое не постигнет глубин жизни.

Новизна подхода И. А. Ильина состоит в раскрытии проблемы оптимизма во взаимосвязи с понятиями «духовное созревание личности», «эмоциональное созерцание» и «воля к верности в контексте преодоления страдания».

Проблема оптимизма в духовно-религиозной концепции И. А. Ильина осуществляется в связи с конкретным эмоциональным и гносеологическим развитием личности. Гносеологические основания представляют собой исходные теоретические положения, принципы, используемые в теории, и те, которым стоит следовать на практике.

Гносеологические основания придают его концепции одновременно эмоционально насыщенную глубину и научную основательность. Духовно-верный, не ложный оптимизм в его духовно-религиозной концепции не зависит от сиюминутных настроений

личности, здесь это определенная жизненная позиция личности и ее глубокая нравственная убежденность в победе над трудностями жизни. Так или иначе оптимизм связан с понятием свободы воли. Оптимист - это «не легкомысленный весельчак, всегда пребывающий в хорошем расположении духа» [12, с. 55]; это человек, способный не поддаваться унынию или страху, способный преодолевать и взаимодействовать.

Заключение

Особый научный интерес в методологическом плане и с педагогической точки зрения представляет философская мысль И. А. Ильина о том, что человек создает свою жизнь волей, чувством, воображением, но на основе созерцания сердцем.

Созвучную мысль мы прослеживаем в «педагогике сердца» В. А. Сухомлинского, согласно которому эмоциональное постижение выступает ведущим педагогическим методом. Так, И. А. Ильин писал о том, что человек должен научиться творческому созерцанию - восприятию себя [11, с. 4].

И у И. А. Ильина, и у В. А. Сухомлин-ского движущей силой личностного развития и духовно-нравственного самосовершенствования является любовь, благодаря которой и служение (о котором говорилось выше), и учение становятся предметными.

В концепции И. А. Ильина человек как «духовное существо всегда находится в творческом поиске лучшего, так как некий таинственный голос зовет его к совершенству» [7, с. 398]. Стремление отозваться на этот призыв и найти пути самосовершенствования «придают человеку достоинство духа»; «сообщают его жизни смысл»; «открывают возможность для творчества». Здесь духовность выражается не только в силе слова и разума, она глубже и выражается в знании о том, что в пределах человеческой души есть худшее и лучшее, «а лучшее, на самом деле, - такое качество и достоинство, которое не зависит от человеческого произвола». «К этому луч-

338

шему и высшему нужно прислушиваться» [4, с. 5], так как оно - основа религиозного опыта. Здесь лучшее в человеке не исчерпывается его личными душевными пределами, а «является в нем самом излучением и энергией действительно Высшего и Совершенного Начала». Приобщаясь к нему, «человек радуется», испытывает «любовь, которая открывает доступ к подлинному бытию»; «это желание драгоценно и жизненно необходимо» [6].

Способности прислушиваться к лучшему И. А. Ильин учился у Г. В. Ф. Гегеля [14]. Философская система Г. В. Ф. Гегеля привлекала И. А. Ильина своей логикой изложения: от общего к частному; от Бога к человеку. Его философия постепенно становится антропологией. Из всей философии Г. В. Ф. Гегеля И. А. Ильин черпает систему духовного смысла, который есть Бог. Сущность Божья есть свобода. Позже продолжателем данной философской традиции, построенной на интуиции, станет В. Э. Франкл. Поскольку И. А. Ильин по матери имел немецкие корни вполне допустимо, что он читал Г. В. Ф. Гегеля, этого немецкого классика, в подлиннике. И. А. Ильин как бы помогает нам понять Г. В. Ф. Гегеля и его философию духа.

Духовно-верный оптимизм как волю к верности в понимании И. А. Ильина можно усилить, опираясь на любовь и сердечное созерцание [3; 16]. Потребность в любви можно пробудить, «вслушиваясь в голос сердечного созерцания» [11]. Следует признать, что «нельзя человеку прожить без любви, ибо она - главная творческая сила человека, способность сказать Да» [12, с. 20]. Быть источником любви - предназначение женщины [5, с. 245]. Женщина, излучающая духовную любовь, есть духовный клад своего народа [5, с. 247]. Это она «хранит духовную ткань Отчизны со всем своеобразием ее традиций и ткет ее дальше своим дочерям в наследство и поучение, своим сыновьям в качестве желанного образца. Конец стране, в которой целомудренная женская любовь

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы „ „

иссякает, исчезает» [5, с. 248]. Любовь - это дар увидеть лучшее (важное и драгоценное) в жизни», который позволяет обрести глубину и смысл, полноту и изящество жизни, т. е. любовь - спутница счастья. Однако здесь Ильин предупреждал о том, что «счастье может изменить человека так, что он станет слабее себя самого» [11], тогда как несчастья могут стать школой терпения, потому что учат человека быть самим собой. Любовь как творчество рождается не в пустоте, а в смысле, который до поры до времени скрыт в человеке. Все, что необходимо человеку в жизни как воздух: здоровье, творчество, оптимизм, - скрыты до поры до времени в самом человеке. Жизненные трудности, если они восприняты человеком как жизненные вызовы, пробуждают в нем оптимизм - это дар силы и искусство самоусиления [12, с. 50; 9, с. 11]. Любовь и верность Богу - основа духовности, духовного достоинства и культуры. Секрет состоит в том, что сила духа способна «укреплять себя и увеличивать свою силу» [9].

Коротко говоря, это означает, что человек является и остается оптимистом, преодолевая трудности, если слышит тихий

няющий смыслом человеческое существование и открывающий перед человеком ранее неизведанные возможности и силы. Внимательный и духовно чуткий человек способен отличить истину от лжи; способен распознать Божественный закон и Божий промысел, а затем следовать Божьему плану в согласии, смирении.

В духовно-религиозной концепции И. А. Ильина оптимизм выступает двояко: и как дар (нечто врожденное), и как искусство (нечто приобретенное) самоусиления, особенно актуализирующиеся в период преодоления трудностей. В статье прослеживается эволюция философских взглядов И. А. Ильина: от понимания оптимизма как воли к пониманию оптимизма как действенного преодоления страдания в лучших традициях мужества и русского православия.

Для нашего исследования особенно ценно и то, что оптимизм как качество личности имеет как врожденную, так и приобретаемую силу, которую можно воспитать молитвой, внутренним (сердечным) созерцанием, эмоциональным постижением, утешением и отвлечением с радостью. Не менее ценно и то, что и в методах его воспитания обнаруживаются духовные начала оптимизма.

голос совести, тихии голос разума, напол-

Список источников

1. ЕрисовД. п. Религиозная философия Ивана Александровича Ильина: дис. ... канд. филос. наук. - М., 1997. - 130 с.

2. Ерисов Д. п. Религиозная философия Ивана Александровича Ильина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1997. - 27 с.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: Исследование. - М.: АСТ, 2002. - Т. 1-2. - 592 с. Ильин И. А. Основы христианской культуры; Путь духовного обновления. - СПб.: Шпиль, 2004 (ГПП Печ. Двор). - 351 с.

Ильин И. А. Книга надежд и утешений. - М.: Апостол Веры, 2006. - 383 с. Ильин И. А. Об ответственности // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2, кн. 2. - 480 с.

Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 3. - 592 с.

8. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою. - Берлин: Тип. О-ва Presse, 1925. - 224 с.

9. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М.: Даръ, 2019. - 320 с.

10. Ильин И. А. Путь духовного обновления. - М.: Русская книга, 2006. - 334 с.

11. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Даръ, 2017. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. - М.: АСТ, 2003. - 694 с.

13. Ильин И. А. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Философия права. Нравственная философия. - М.: Московский философский фонд: Медиум, 1993. - 510 с.

14. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. Т. 1: Учение о Боге. - М.: Изд. Г. А. Лемана и С. А. Сахарова, 1918. - 301 с._

15. Лисица Ю. Т. Иван Александрович Ильин: ист.-биогр. очерк // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 5-36.

16. Мукашева А. К. Религиозная философия И. А. Ильина и современное социальное познание // Вестник Владимирского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки и искусство. - 2005. - Вып. 11. - С. 79-82.

17. Ницше Ф. Воля к власти. - М.: Эксмо, 2003. - 864 с.

18. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - СПб.: СЗКЭО, 2017. - 352 с.

References

1. Erisov D. P. Religious philosophy of Ivan Alexandrovich Ilyin. Cand. Sci. (Philos.) Dissertation. Moscow, 1997, 130 p. (In Russ.)

2. Erisov D. P. Religious philosophy of Ivan Alexandrovich Ilyin. Abstract of Cand. Sci. (Philos.) Dissertation. Moscow, 1997, 27 p. (In Russ.)

3. Ilyin I. A. Axioms of religious experience: Research: Vol. 1-2. Moscow, 2002, 592 p. (In Russ.)

4. Ilyin I. A. Fundamentals of Christian culture; The path of spiritual renewal. Saint Petersburg, 2004, 351 p. (In Russ.)

5. Ilyin I. A. The Book of hopes and consolations. Moscow, 2006, 383 p. (In Russ.)

6. Ilyin I. A. About responsibility. In 10 volumes. Moscow, 1993. Vol. 2. Book 2, 480 p. (In Russ.)

7. Ilyin I. A. Collection of the works: In 10 vol. Moscow, 1993. Vol. 3, 592 p. (In Russ.)

8. Ilyin I. A. About resistance to evil by force. Berlin, 1925, 224 p. (In Russ.)

9. Ilyin I. The Singing heart. The Book of quiet contemplations. Moscow, 2019, 320 p. (In Russ.)

10. Ilyin I. A. The path of spiritual renewal. Moscow, 2006, 334 p. (In Russ.)

11. Ilyin I. The path to evidence. Moscow, 2017, 352 p. (In Russ.)

12. Ilyin I. The religious meaning of philosophy. Moscow, 2003, 694 p. (In Russ.)

13. Il'in I. A. Works: In 2 vol. Moscow, 1993. Vol. 1, P. 3-8. (In Russ.)

14. Il'in I. A. The Philosophy of Hegel as a doctrine of the concreteness of God and man: in 2 vol. Vol. 1: The Doctrine of God. Moscow, 1918, 301 p. (In Russ.)

15. Lisitsa Yu. T. Ivan Aleksandrovich Ilyin. Historical and biographical essay. In: Ilyin I. A. Collected works: In 10 vol., 1993. Vol. 1. P. 5-36. (In Russ.)

16. Mukasheva A. K. Religious philosophy of I.A. Ilyin and modern social cognition // Bulletin of the Vladimir State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences and art. 2005; Iss. 11: 79-82. (In Russ.)

17. Nietzsche F. The will to power. Moscow, 2003, 864 p. (In Russ.)

18. Nietzsche F. V. Thus spoke Zarathustra. Saint Petersburg, 2017, 352 p. (In Russ.)

Поступила 25.01.2022

Сведения об авторе

Андреева Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра политологии, истории, теории государства и права, Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (Уфа, Россия). Сфера научных интересов: философия образования, педагогика. Автор более 80 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: http://orcid/org/0000-0002-2012-8875.

E-mail: andreeva_u_v@insto.ru

Submitted 25.01.2022

About the author

Yuliya V. andreeva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Political Science, History, Theory of State and Law, Bashkir Institute of Social Technologies (branch). Academy of Labor and Social Relations (Ufa, Russia). Research interests: philosophy of education, pedagogy. The author of more than 80 scientific and educational publications. ORCID: http://orcid/org/0000-0002-2012-8875.

E-mail: andreeva_u_v@insto.ru

ОЛС\ Гуманитарии : актуальные проблемы ^ „ „„ 340 - й том 22, № 3, 2022

гуманитарной науки и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.