Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая интерпретация трагического оптимизма В. Франкла в контексте преодоления страдания'

Ценностно-смысловая интерпретация трагического оптимизма В. Франкла в контексте преодоления страдания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
315
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трагический оптимизм / осознанный оптимизм / смысл / преодоление страдания / tragic optimism / conscious optimism / meaning / overcoming suffering

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юлия Владимировна Андреева

В представленной статье осуществлена ценностно-смысловая интерпретация трагического оптимизма В. Франкла в качестве неотъемлемой части духовной жизни человека. Установлено, что в классификации ценностей и смыслов философа трагический оптимизм является осознанным, ответственным, мужественным решением и расположен в категории ценностей отношения, которые обретаются на практике. Трагический оптимизм В. Франкла понимается нами как умение преодолевать страдание, а в случае невозможности преодоления — как способность позитивно его переосмыслить с помощью выявления внешних возможностей и внутренних ресурсов. Такой оптимизм уникален и экзистенциален одновременно, что важно в педагогическом плане: в мире, лишенном опоры, можно сформировать чувство оптимизма, опираясь на себя и сохраняя равновесие в постоянном духовном разумном движении и позитивном изменении, обретая себя и жизненные смыслы. Отмечается, что проявление трагического оптимизма является одной из составляющих созидательной и осознанной деятельности человека, средством утешения и спасения в условиях действия без опоры и надежды на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC INTERPRETATION OF TRAGIC OPTIMISM V. FRANKL IN THE CONTEXT OF OVERCOMING SUFFERING

The paper presents a value-semantic interpretation of V. Frankl's tragic optimism as an integral part of a person's spiritual life. The author shows that in the classification of values and meanings of Viktor Frankl, tragic optimism is a conscious, responsible, courageous decision and is located in the category of relationship values that are acquired in practice. The tragic optimism of V. Frankl is understood by us as the ability to overcome suffering, and in case of impossibility to overcome it, as the ability to positively rethink it, revealing external opportunities and internal resources. Such optimism is unique and existential at the same time, which is important from a pedagogical point of view: one can learn it by finding meaning and overcoming difficulties, that is, relying on oneself in a world without support, and maintaining balance in constant spiritual intelligent movement and positive change, finding oneself and life meanings. is the author notes that the manifestation of tragic optimism is one of the components of the creative and conscious activity of a person, a means of consolation and salvation in the conditions of action without support and hope for the future.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая интерпретация трагического оптимизма В. Франкла в контексте преодоления страдания»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

Ю. В. Андреева

Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.70-81 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. № 4 (80). P.70-81 (In Rus)

Научная статья УДК 13

https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-4 -70-81

Ценностно-смысловая интерпретация трагического оптимизма В. Франкла в контексте преодоления страдания

Юлия Владимировна Андреева

Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», Уфа, Россия

E-mail: andreeva_u_v@insto.ru http://orcid.org/ 20128875

Аннотация. В представленной статье осуществлена ценностно-смысловая интерпретация трагического оптимизма В. Франкла в качестве неотъемлемой части духовной жизни человека. Установлено, что в классификации ценностей и смыслов философа трагический оптимизм является осознанным, ответственным, мужественным решением и расположен в категории ценностей отношения, которые обретаются на практике. Трагический оптимизм В. Франкла понимается нами как умение преодолевать страдание, а в случае невозможности преодоления — как способность позитивно его переосмыслить с помощью выявления внешних возможностей и внутренних ресурсов. Такой оптимизм уникален и экзистенциален одновременно, что важно в педагогическом плане: в мире, лишенном опоры, можно сформировать чувство оптимизма, опираясь на себя и сохраняя равновесие в постоянном духовном разумном движении и позитивном изменении, обретая себя и жизненные смыслы. Отмечается, что проявление трагического

© Андреева Ю. В., 2022

70

оптимизма является одной из составляющих созидательной и осознанной деятельности человека, средством утешения и спасения в условиях действия без опоры и надежды на будущее.

Ключевые слова: трагический оптимизм, осознанный оптимизм, смысл, преодоление страдания.

Для цитирования: Андреева Ю. В. Ценностно-смысловая интерпретация трагического оптимизма В. Франкла в контексте преодоления страдания// Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.70-81. https://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2022-4 -70-81

Original article

VALUE-SEMANTIC INTERPRETATION OF TRAGIC OPTIMISM V. FRANKL IN THE CONTEXT OF OVERCOMING SUFFERING

Yulia V. Andreeva

Bashkir Institute of Social Technologies (branch) OUP VO «Academy of Labor and Social Relations», Ufa, Russia E-mail: andreeva_u_v@insto.ru

Abstract. The paper presents a value-semantic interpretation of V. Frankl's tragic optimism as an integral part of a person's spiritual life. The author shows that in the classification of values and meanings of Viktor Frankl, tragic optimism is a conscious, responsible, courageous decision and is located in the category of relationship values that are acquired in practice. The tragic optimism of V. Frankl is understood by us as the ability to overcome suffering, and in case of impossibility to overcome it, as the ability to positively rethink it, revealing external opportunities and internal resources. Such optimism is unique and existential at the same time, which is important from a pedagogical point of view: one can learn it by finding meaning and overcoming difficulties, that is, relying on oneself in a world without support, and maintaining balance in constant spiritual intelligent movement and positive change, finding oneself and life meanings. is the author notes that the manifestation of tragic optimism is one of the components of the creative and conscious activity of a person, a means of consolation and salvation in the conditions of action without support and hope for the future.

Keywords: tragic optimism, conscious optimism, meaning, overcoming suffering.

For citation: Andreeva Yu. V. Value-semantic interpretation of tragic optimism V. Frankl in the context of overcoming suffering // Values and Meanings. 2022. № .4 (80). P. (In Rus). https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-4 -70-81

Введение. За последние годы пандемия коронавируса обострила социальные и психологические проблемы. В ситуации повышенной опасности заболевания коронавирусной инфекцией наметились изменения во всех сферах жизни общества: усложнились социальные контакты, установилась социальная дистанция, что привело к росту психологической напряженности. В таких условиях обострилась необходимость поиска новых научных направлений и психотерапевтических практик, способных помочь человеку найти выходы пути из затруднительных ситуаций, вновь обрести смысл жизни.

В настоящее время происходит частичная утрата культурных и нравственных ценностей, а, следовательно, и смысла жизни, что ведет к некоторой неустойчивости самого существования человечества. Как показывает ретроспективный анализ, схожие ситуации человечество переживало не один раз. Так, еще в начале XX века наблюдалось столкновение двух точек зрения: теософской и материалистической, представителями которых явились З. Фрейд и Ч. Дарвин. Дарвинисты провозглашали человека «окультуренной голой обезьяной», полагая, что основу его поведения составляют инстинкты: продолжения рода, поиска пищи. Такое видение человека, находящегося во власти биологических сил, отнюдь не способствовало поиску смысла жизни. Дарвин повлиял на учение Фрейда: фрейдисты считали поиски смысла жизни и рассуждения о высших ценностях проявлениями невроза.

Произведения искусства, шедевры мировой классики растолковывались ими как появление комплексов человека, стремящегося преобразовать внутреннюю силу неудовлетворённого либидо. Сосредоточенность З. Фрейда на инстинктах, холодность в отношении духовного в человеке оттолкнуло от его учения бывшего его сторонника Виктора Франкла, которого интересовали высоты человеческой психики, совершенство человеческого «Я», то, кем человек мог бы стать. Юный Виктор Франкл искал себя в различных философских системах, внутри которых зрел этот конфликт.

Не сойдясь во взглядах с З. Фрейдом, но отталкиваясь от них, В. Франкл писал: «Разве станет понятен человек, если его рассматривать как механизм, с которым работает исследователь-техник, раскладывая этот механизм на «атомы» эго-влечений, чтобы затем «починить» [7, с. 25].

Много позже зрелый В. Франкл считал, что «неврозы развиваются

на фоне определенных мировоззренческих взглядов, на мировоззренческом же уровне они сохраняются. Врач-психиатр не имеет права на небрежное отношение к мировоззренческим решениям и личностным ценностям пациента» [4, с. 1]. Франкл конкретизировал смысл жизни в тех ценностях, на которые опирается личность в период кризиса или в момент его преодоления, считая, что поиск ценностей — это самостоятельная внутренняя работа человека, требующая от него напряжения и сил. Учение В. Франкла о смысле — его логотерапия, утверждает, что всю свою сознательную жизнь человек преодолевает кризисы и определяет их системой ценностей, и соотносит их со своими возможностями, при этом он выявляет те из них, которые следует рассматривать в числе приоритетных. Смысл жизни подвластен любому человеку, вне зависимости от пола, образования, возраста и социального статуса. При этом ценности уникальны: человек приобретает их и утверждает их своим жизненным опытом и мотивацией. С точки зрения В. Франкла, трудности преодолевают не самые сильные и физически здоровые, а те, кто обрел веру в себя и не утратил смысл жизни.

Так постепенно, в духовном поиске, зародилась философская концепция В. Франкла: трагический оптимизм как способность человека воспринимать страдания в виде череды жизненных вызовов и проверок на духовную стойкость; как способность противостоять трагической триаде: боли, вине и смерти; как возможность пробуждения в человеке подсознательного бога, некоей врожденной духовности, духовной стойкости и мужества. Трагическим оптимизм назван потому, что в жизни слишком мало условий для его поддержания и слишком много — для его подавления.

Постановка проблемы и цель исследования. Цель исследования — раскрыть ценностно-смысловую сущность оптимизма В. Франкла в качестве неотъемлемой части духовной жизни человека; определить педагогическое содержание его трагического оптимизма и интерпретировать его как умение действовать без внешней опоры, но с опорой на себя, сохраняя равновесие в постоянном духовном разумном движении и позитивном изменении, обретая себя и жизненные смыслы, как умение, которому можно научиться, обретая смыслы и преодолевая страдания; представить оптимизм как одну из составляющих созидательной и осознанной деятельности человека, как средство утешения и спасения в условиях действия без опоры и надежды на будущее.

Ценностная проблематика составляет основу многих философских учений, однако при этом в аксиологии отсутствует общепринятая теория ценностей при существовании отдельных конкурирующих между собой концепций. Отсутствие общей теории ценностей привело к возникновению прикладной аксиологии, которая решает конкретные проблемы человека и человеческого существования. К таким прикладным аспектам аксиологии можно отнести и позитивную логотерапию Виктора Франкла, основанную на философской традиции экзистенциализма (С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра и др.). Основной вопрос аксиологии — ценности, связан в его теории с поиском смысла жизни. Такие ценности можно определить как универсалии смысла, конкретизирующиеся в конкретных жизненных ситуациях.

Ценности как продукт человеческого сознания всегда присутствуют в повседневной жизни человека. Но существуют жизненные ситуации, когда человек не находит в своей жизни ничего, что могло бы быть ценным, и постепенно утрачивает смысл своего существования, то есть перестаёт быть жизнеспособным и приходит к страданию, а страдание без смысла, с точки зрения В. Франкла, приводит к отчаянию.

Сам Виктор Франкл в своей работе «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», писал об этом так: «Без мыслей о завтра нельзя. Человек, «который потерял веру, теряет духовную стойкость; позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения... Тому, кто больше не видел ни смысла, ни цели, ни стремлений, незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал» [5, с. 11].

Методология и методы исследования. Считаем, что подход В. Франкла несколько помогает в выборе ценностных ориентиров, а значит — и в выборе смыслов. Подробный анализ его философских трудов позволяет выделить три группы ценностей.

Первая группа. Ценности творчества — это такие ценности, которые оставляет человек после себя; виды продукта, результат приложения сил.

Вторая группа. Ценности переживаний — это такие ценности, которые помогают воспринимать мир по критериям искусства, природы, истины, любви и красоты.

Третья. Ценности отношений — это такие ценности, которые помогают личности взять на себя ответственность за свою жизнь, сохранить чувство собственного достоинства в самых трудных ситуациях, когда невозможно что-либо изменить.

В теории В. Франкла ценности — не продукт воображения, не нечто иллюзорное или выдуманное — это смысл каждого момента человеческого существования. Именно подлинная, а не иллюзорная часть личности стремится к смыслу. Ценности не могут быть выдуманными. В случае неудач они приобретаются по мере накопления жизненного опыта, а в случае успеха — в достижениях. В целом они выступают как продукт самовыражения личности, но иногда они противоречат ее бытию, и тогда возможность выбирать смысл утрачивается, однако у человека всегда остается возможность обнаружить его. В трудных обстоятельствах жизни человек учится реагировать на запросы бытия не словами, а конкретными действиями; учится нести ответственность за себя и собственную жизнь. И в этом логотерапия Виктора Франкла в корне отличается от психоанализа Зигмунда Фрейда, отстаивающего принцип удовольствия, в котором ценности носят только прикладной характер. Логотерапия Франкла предлагает человеку считаться со смыс-лообразующими ценностями — такими ценностями, которые побуждают к осознанности и ответственности. Причем, если в материалистических концепциях смысл жизни определяется в контексте реализации человека в социуме, то в логотерапии В. Франкла ценности и смысл жизни определяются тем, что человек оставляет после себя последующим поколениям. Такие ценности обогащают социальный опыт человечества и даже служат ему в утешение.

Таким образом, именно ценности позволяют человеку: раскрыть смысл жизни; служат внутренним механизмом выбора целей и ответственности за них. Ключевой основой выбора, с точки зрения В. Франкла, является совесть. Другими словами, человек, живущий по совести, умеет определить свои жизненные ценности и следовать им.

В. Франкл определял совесть как «интуитивную возможность человека находить смысл каждой конкретной ситуации»; как единственное средство, которое «схватывает смысловой гештальт» [1, с. 270]; как то, что возникает неожиданно, как побочное следствие правильного, духовно-выверенного действия [4].

Итак, на первом месте в классификации В. Франкла стоят ценности творчества, проявляющие себя в продуктивных и результативных действиях, а именно: там и тогда, когда человек занят любимым делом или следует своей жизненной миссии. Такая жизнь наполнена поиском возможности выполнить работу, которая воспринимается и оценивается

им как воплощение мечты: в самом высшем качестве и лучшем виде. На первое место выходит не карьерный рост, а самореализация личности в творческом труде, реализация себя как неповторимой и уникальной личности. Ценность труда человека здесь определяется ценностью созданных им продуктов. При этом работа не является способом сбежать от состояний внутренней неудовлетворённости и пустоты, названные В. Франклом экзистенциальным вакуумом, а служит основой выбора нравственных ценностей и целью поиска жизненных ориентиров.

На втором месте в классификации В. Франкла находятся ценности переживания. Сопереживание ценностям искусства превозносит человека, возвышает его, побуждая сопереживать и доходить до духовного экстаза. Ценности переживания, как и ценности творчества, находятся в основе поиска человеком своего жизненного предназначения. Но в отличие от ценностей творчества в классификации ценностей переживания поиск жизненного предназначения находится вне пределов общества: составляет основу внутреннего мира человека, служит внутренним индивидуальным ресурсом личности. Уникальным ресурсом в этом плане становится любовь, как такая ценность, которая выражается в сопереживании другому, сопереживании на духовном уровне. Любовь как ценность переживания является критерием осмысленной жизни и способом реализации жизненных смыслов. Смысл жизни определяется величием ситуации, величием одного момента. Но не только.

Так, В. Франкл писал: «Наивысший смысл каждого момента человеческого существования определяется интенсивностью его переживания., единичное событие может задним числом наполнить смыслом предшествующее существование» [6, с. 173].

Для понимания природы ценностей В. Франкл считал важным еще один момент: «Ни в творчестве, ни в переживаниях нельзя довольствоваться достигнутым, каждый день требует новых свершений» [6, с. 244].

На третьем месте, по порядку, но не по значимости, в классификации ценностей В. Франкла расположены ценности отношения — это судьбоносные ценности, которые позволяют проявить отношение человека к своей судьбе и неизменно остаются с человеком до его последнего момента. Ключевым здесь являются принципы: самоценности жизни, самоценности личности, принцип утешения и принцип опоры на цель. К каждому человеку, находящемуся на вершине мироздания, отведено своё место и миссия, требующие своей реализации. В. Франкл писал

об этом так: «Жизнь человеческая имеет смысл до последнего вдоха» [6, с. 175].

Результаты и обсуждение. Во-первых, оптимизм В. Франкла можно считать осознанным и проявляющим себя наиболее полно как подход к преодолению страданий и к реализации ценностей отношений. Осознанный оптимизм — это такое отношение, которое позволяет человеку отыскать смысл в сложнейших жизненных обстоятельствах, которые нельзя изменить. По В. Франклу, страдание без смысла переходит в отчаяние. Поэтому так важно осознанно не поддаваться отчаянию; такая способность составляет одну из сторон оптимизма. В этом плане осознанный оптимизм В. Франкла можно ещё назвать и трагическим.

Трагический, и одновременно, осознанный оптимизм В. Франкла выражен в формуле: «Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней» [6]. Таким образом, осознанный оптимизм связан с внутренней свободой, свободой воли, а в некоторых случаях он сам является ею. «У человека можно отнять все, кроме его последней свободы: выбрать свое отношение к обстоятельствам» [6, с. 18]. Человеческие возможности не ограничены, а человеческие трудности, детские комплексы не имеют значения, если человек знает свой внутренний ресурс, при этом минусы не мешают ему реализовывать свой потенциал и оставаться в плюсе. Таким образом, осознанный оптимизм связан с внутренней свободой, свободой воли, а в некоторых случаях он сам является ею.

Условием осознанного оптимизма является внутренняя свобода личности и умение опираться на себя как базовое доверие самой себе, позволяющее не только ответственно и самостоятельно преодолевать трудности ценой собственных усилий, но и оставлять себе возможность и риск ошибиться. Внутренняя свобода личности — в некотором роде стоическое понятие, а может быть — и критерий йоговской практики, но в любом случае она располагается вне физической, и даже вне психической сферы личности. У человека есть третья духовная сторона, относимая В. Франклом к ноэтической сфере: ноэзис, значит, дух понимается как воля, как сила духа.

В связи с этим осознанный оптимизм В. Франкла представляется нам как возможность человека в ноэтическом измерении (не с помощью инстинктов и сиюминутных реакций; не с помощью обстоятельств или трудностей) определять свою жизнь: понимать и чувствовать ее, как он живет, как будет жить; нести ответственность, справляться с трудностями

и преодолевать страдания. В этом плане другой ценностно-смысловой стороной осознанного оптимизма является способность человека достойно преодолевать или переносить страдания. Сохранение чувства собственного достоинства требует от него мужества и ответственности в соответствии с древнегреческим принципом, на который опирался В. Франкл: «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?» Апелляция к чувству собственного достоинства обладает мощным воспитывающим эффектом.

Во-вторых, оптимизм В. Франкла можно считать трагическим, поскольку он выступает с позиции наименьшего зла: как визуализация лучшего в самых трудных обстоятельствах жизни; как парадоксальная экзистенциальная вера в то, что даже на пороге смерти найдется спасительный выход; как охранная интуиция, выраженная в аллегорической форме спасительного голоса разума, данного человеку в утешение или духовного ока совести, способного обнаружить уникальные смыслы в каждой конкретной ситуации.

В-третьих, оптимизм В. Франкла можно считать мужественным, ведь разум способен спасать и утешать. Критический анализ самой трудной ситуации позволяет человеку найти в себе силы, обнаружить личностные ресурсы и жизненные возможности преодолеть страдание.

В-четвертых, оптимизм В. Франкла можно считать ответственным. Сам Виктор Франкл писал: «Человеческое бытие в своей глубинной основе есть бытие ответственное. Это нечто большее, чем просто свободное бытие: в ответственности содержится еще и "зачем" человеческой свободы — то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение» [6, с. 14-15].

Заслуга В. Франкла состоит в том, что в своей теории он обосновывает присутствие ценностей в неустойчивом мире. Он предложил человеку ориентироваться на внутренние ресурсы, надеяться на себя, осознанно выстраивать свою жизнь, опираясь на цель. Когда-то В. Франкл писал, что погибал тот, у кого не оставалось в жизни ни желаний, ни целей, ни интересов. При этом В. Франкл не отрекался от трансцендентальной основы мира, но рассматривал её в другом ракурсе, обосновывая возможность уникальных смыслов.

Уникальные смыслы создают основу аутентичного, подлинного существования человека, которое не сводится к биологическому существованию, а скорее определяется его ноэтическим («нус» — греч.

«разум») разумным, духовным измерением.

В разумном подходе Виктора Франкла к негативным реалиям жизни мы усматриваем основы формирования сильной личности, способной путем опоры на себя, на цель, на добродетели, на свои ценности и нравственные ориентиры определить для себя методику преодоления страдания.

В педагогическом ключе изучение философского подхода В. Франкла позволяет выявить ряд методов по преодолению страдания и свести их в некую систему. Отметим, соглашаясь с В. Франклом, что «какую методику и технику предпочтем, зависит не только от пациента, но и от врача, поскольку различается не только реакция пациента, который не на все методы одинаково хорошо реагирует, но и способность конкретного врача пользоваться той или иной методикой. Моим студентам я преподношу эту мысль в виде формулы: f = х + у. То есть выбор (О конкретного метода лечения определяется двумя факторами, которые можно установить только с учетом уникальности и неповторимости пациента, а также уникальности и неповторимости врача» [2, с. 4].

Так, среди методов мы можем назвать:

— технику самодистанцирования как возможность посмотреть на себя со стороны и отделить себя от страдания;

— технику парадоксальной интенции (парадоксального намерения) как возможность преодолеть страх путем сократовского диалога, самоиронии или доведения переживания страха до абсурда, пациенту предлагают совершить действие, которое вызывает страх. Суть состоит в том, чтобы не запрещать себе испытывать страх;

— технику дерефлексии (как прием, противопоставленный бесцельному самокопанию) техника переключения внимания от себя и собственных трудностей на другого человека и на то, что он сам может воплотить в окружающем его мире;

— технику «медицинского пастырства», выраженного в помощи людям по обретению смысла. Существенная часть логотерапии В. Франкла состоит не в устранении страдания, а в установлении определенного смысла страдания, которое либо надо философски принять, либо наметить строгую линию и стратегию выхода из страданий.

Заключение. Новизна подхода Виктора Франкла состоит в его представлении о человеке как о духовной сущности, сильной и готовой к ответственности; мужественной и готовой к преодолению; свободной,

но готовой к сотрудничеству и ориентации на других; достойной своих страданий, но готовой их преодолевать. При этом:

1) у человека всегда есть возможность находить смыслы в страдании;

2) у человека всегда есть возможность выбора: он может сохранять и охранять свое достоинство в страдании и в выборе путей его преодоления;

3) у человека всегда есть возможность оставаться мужественным. Возможно, следует допустить, что страдание необходимо человеку, поскольку несет в себе функцию катарсиса, очищения, переосмысления и наполняет жизнь смыслом, делая ее более полной. В своей книге «Человек в поисках смысла» В. Франкл писал о том, что «человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления. Даже в условиях крайнего психического и физического напряжения человек обладает достаточной силой воли и свободой выбора, чтобы соткать из тонких нитей своей изломанной жизни прочную картину смысла и ответственности» [6, с. 62];

4) у человека всегда есть возможность быть ответственным, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Трагический оптимизм В. Франкла мы понимаем как умение в череде тяжелейших обстоятельств воспринять их не как непреодолимую трудность, а как череду вызовов и вопросов, на которые надо достойно отвечать.

Трагический оптимизм В. Франкла основан на чувстве собственного достоинства человека, его осознанности и ответственности за себя и принятые им решения; за свою внутреннюю свободу выбирать отношение к страданию. Такой оптимизм парадоксален и экзистенциален одновременно, что важно в педагогическом плане: ему можно научиться, обретая смыслы и преодолевая трудности, то есть, опираясь на себя в мире, лишенном опоры, и сохраняя равновесие в постоянном духовном разумном движении и позитивном изменении, обретая себя и жизненные смыслы.

Литература

1. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Альпина Паблишер, 2019. 228 с.

2. Франкл В. Доктор и душа. Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 390 с.

3. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции. М: «Альпина нон-фикшн», 2016. 344 с.

4. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 192 с.

5. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 140 с.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. 368 с.

7. Frankl V Man's search for ultimate meaning. New York: Basic Books, A Member of the Perseus Books Group, 2000. 200 p.

References

• Frankl V. Volya k smyslu. M.: Al'pina Pablisher, 2019. 228 s. [In Rus].

• Frankl V. Doktor i dusha. Logoterapiya i ekzistencial'nyj analiz. M.: Al'pina non-fikshn, 2017. 390 s. [In Rus].

• Frankl V. Logoterapiya i ekzistencial'nyj analiz: Stat'i i lekcii. M: «Al'pina non-fikshn», 2016. 344 s. [In Rus].

• Frankl V. Psihoterapiya i ekzistencializm. M.: Institut obshchegumanitarnyh issledovanij, 2015. 192 s. [In Rus].

• Frankl V. Skazat' zhizni «Da!»: psiholog v konclagere. M.: Al'pina Non-fikshn, 2009. 140 s. [In Rus].

• Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M.: Progress. 1990. 368 s. [In Rus].

• Frankl V. Man\'s search for ultimate meaning. New York: Basic Books, A Member of the Perseus Books Group, 2000. 200 p.

Информация об авторе

Ю. В. Андреева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры политологии, истории, теории государства и права Башкирского института социальных технологий, Уфа, Россия.

Information about the author

Yu. V. Andreeva—PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Political Science, History, Theory of State and Law ofThe Bashkir Institute of Social Technologies, Ufa, Russia.

Статья поступила в редакцию 13.01.22; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 22.07.2022. The article was submitted 13.01.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 22.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.