ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Статья / Article
УДК / UDC 130.2 : 615.851.135 DOI 10.35231/18186653_2022_1_55
Философские основания изучения человека и его духовности
в логотерапии
Н. Н. Плужникова
Московский технический университет связи и информатики, Москва, Российская Федерация
Введение. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения феномена духовности человека применительно к современным социокультурным реалиям. В условиях цифровизации культуры, в современной философии интерес смещается в область изучения технологий и их влияния на жизнь человека. При этом проблема изучения сущности человека, его природы и духовности перестает быть в центре внимания. Требуются новые подходы для осмысления духовных сторон человеческого существования в современном обществе и культуре.
Содержание. Цель исследования - анализ философских оснований и перспектив применения логотерапии к изучению человека и его духовности в современном мире. Проанализированы взгляды виднейших представителей логотерапии: В. Франкла, Э. Лукас и А. Лэнгле. Рассмотрены основные понятия логотерапии, которые могут стать основанием междисциплинарного изучения духовности: жизнь, судьба, свобода, ответственность, ценности. Показаны идеи логотерапии при осмыслении духовности человека посредством применения герменевтического и компаративного методов, сравнения идей экзистенциального анализа проблемы судьбы и смысла жизни у В. Франкла и А. Лэнгле.
Выводы. Анализ потенциала логотерапии показывает перспективность применения её идей для современной философской антропологии. Очевидно, что актуальной становится задача разработки философско-антропологической концепции, включающей логотерапию как подход к осмыслению современных социокультурных трансформаций.
Ключевые слова: логотерапия, смысл жизни, судьба, свобода, ответственность, ценности.
Для цитирования: Плужникова Н. Н. Философские основания изучения человека и его духовности в логотерапии / Н. Н. Плужникова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - № 1. - С. 55-65. DOI 10.35231/18186653_2022_1_55
© Плужникова Н. Н., 2022
Philosophical basis of studying Human and his spirituality in logotherapy
Natal'ya N. Pluzhnikova
Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moskva, Russian Federation
Introduction. The relevance of the research is connected with the need to study the human spirituality phenomenon in relation to modern socio-cultural conditions. In the context of the digital-ization of culture, the modern philosophy interest is shifting to the field of studying technologies and their impact on human life. At the same time, the problem of studying the essence of man, his nature and spirituality ceases to be in the center of attention. New approaches are required to comprehend the spiritual aspects of human existence in modern society and culture.
Content. The purpose of the study is to analyze the philosophical foundations and prospects for the application of logotherapy to the study of man and his spirituality in the modern world. The views of the most prominent representatives of logotherapy (V. Frankl, E. Lucas and A. Langle) are analyzed. The basic concepts of logotherapy are considered, which can become the basis for an interdisciplinary study of spirituality: life, destiny, freedom, responsibility, values. The ideas of logotherapy are shown in the understanding of human spirituality through the use of hermeneutic and comparative methods and comparison of the existential analysis of the problems of fate and meaning of life by W. Frankl and A. Langle.
Conclusions. The analysis of the potential of logotherapy shows the prospects of applying its ideas to modern philosophical anthropology. It is obvious that the task of developing a philosophical and anthropological concept that includes logotherapy as an approach to understanding modern socio-cultural transformations is becoming urgent.
Key words: logotherapy, meaning of life, destiny, freedom, responsibility, values.
For citation: Pluzhnikova, N. N. (2022). Filosofskie osnovaniya izucheniya cheloveka i ego dukhovnosti v logoterapii [Philosophical basis of studying Human and his spirituality in logotherapy]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 55-65. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_55
Введение
В современных условиях, связанных с неустойчивым социально-экономическим и политическим развитием общества, пандемией и возрастающими рисками социокультурных кризисов, как никогда актуально обращение к междисциплинарному гуманитарному знанию, в центре внимания которого - человек и духовные основы его существования.
Особое значение в этом плане, на наш взгляд, сегодня приобретает логоте-рапия, по своей сути представляющая экзистенциальный анализ существования человека, центральным положением которого является проблема смысла жизни. Основателем данного направления является известный австрийский философ,
56
психотерапевт ХХ в. В. Франкл. Идеи Франкла были развиты его последователями - Э. Лукас и А. Лэнгле, что позволяет сегодня говорить о логотерапии как о самостоятельной области в исследовании феномена человека и его духовности.
Проблема свободы человека как ключевая проблема логотерапевтического анализа разработана на основе известного труда В. Франкла «Человек в поисках смысла». Также она поднимается Франклом в его последующих работах [5; 6; 7; 8]. В работе А. Лэнгле, которая вышла в 2020 г. под названием «Жизнь, наполненная смыслом», представлена концепция человека и понимание жизни исходя из идей современной логотерапии. Значительный вклад в понимание человека и его духовности имеют взгляды ученицы Франкла - Э. Лукас, особенно ее десять тезисов, посвященных проблеме принятия решений.
В данной статье анализируется ряд зарубежных критических источников, посвященных логотерапии и идеям современной философской антропологии (Дж. Миллер, Е. Руммель, М. Шнайдер и др.). Такие зарубежные исследователи, как Т. Карсон, Р. Фехест, Л. Витроу особенно подчеркивают необходимость обращения к идеям логотерапии в философском изучении человека в современном обществе.
Ставя вопрос о смысле жизни и анализируя проблемы человеческого существования, логотерапия всегда имеет дело с человеком и с его внутренним духовным миром. В этом плане логотерапия тесно соприкасается с философией человека. Как известно, позиции философской антропологии в качестве отдельной науки, изучающей человека, были обозначены немецким философом ХХ в. М. Шелером [11; 12]. Методологической основой исследования философского потенциала логотерапии послужили идеи Э. Фромма и виднейшего представителя философии экзистенциализма - Ж.-П. Сартра.
Однако данной методологической базы, на наш взгляд, недостаточно, поскольку в условиях цифровизации культуры трансформируется духовность человека. В современном мире актуализируются проблемы индивидуальной духовной жизни, духовных основ личного существования, страдания и счастья, поиска смысла жизни. Поэтому представляется существенным обращение к смежным гуманитарным областям.
Содержание исследования
Логотерапия В. Франкла о человеке и его свободе. Виктор Франкл указывал на такую черту мышления современного человека, как эфемерное отношение к жизни. Он писал, что современный человек живет мимолетно, день ото дня, и
не понимает, что теряет при этом. Он также не осознает истинность слов, сказанных известным немецким канцлером Отто фон Бисмарком: «В жизни мы относимся ко многому, как к визиту к дантисту; мы всегда верим, что нечто настоящее еще только должно произойти, тем временем оно уже происходит»
[13].
Можно сказать, что «эфемерный» человек словно скользит по поверхности жизни, подобно тому, как плывущий по реке видит только поверхность воды и не замечает ее глубины. В итоге получается движение по центробежной траектории, а не по центростремительной. На примере организации досуга Виктор Франкл объясняет:
«Сегодня центробежный досуг преобладает. Бегство от себя позволяет избежать возможности обнаружить пустоту в себе. Центростремительный досуг дает возможность решать проблемы и для начала - увидеть их. Люди, мечущиеся между профессиональной сверхактивностью и центробежным досугом, не имеют времени, чтобы додумать свои мысли. Когда они начинают думать, приходит секретарь, чтобы подписать что-то, или нужно ответить на телефонный звонок» [1, с. 168].
Свобода принятия решений: подход Э. Лукас. Почему человек принимает решения и берет на себя ответственность? Достаточно подробные и развернутые ответы дает ученица В. Франкла, австрийский психотерапевт Э. Лукас в концепции десяти тезисов о человеческой способности принимать решения. Рассмотрим данные тезисы, пояснив наиболее существенные моменты.
1. Человеческие решения не являются полностью объяснимыми, свободными волевыми актами. Другими словами, человеческие решения выступают всегда как акты свободной воли человека, имеющие необъяснимую природу. Как пишет Э. Лукас, здесь виден подход самого В. Франкла: «Человек - это существо, которое в каждый момент принимает решение, каким он будет в следующий момент» [1, с. 93].
2. Для волевых актов существуют основы, а не причины. Основа есть то, что лежит в самом начале, она не может быть причиной чего-либо. В онтологическом смысле основа это и есть бытие. Поэтому волевые акты коренятся в бытии человека, а бытие человека, выражаясь словами немецкого философа М. Хайдеггера, состоит в его свободе. Основа - это первое, от чего что-то берет начало в каком-либо порядке. В присущем человеку порядке истинная основа поступка, действия - это свобода! Кто не осознает это, тот должен постоянно искать психологические объяснения. Что дает человеку свобода? Свобода это в самом широком виде есть способность принимать решения о себе самом и при-
давать смысл своим действиям (решениям). Это способность принимать решение об определенном поведении.
3. Подобные основы не объясняют выбор определенного образа действий, а проясняют только его смысл. Решение, которое принимает человек, всегда свободно и смыслоориентированно, то есть человек всегда в своем решении выбирает определенных образ действий, который может сделать его как счастливым, так и несчастным в будущем.
4. Человек может принять решение и против осмысленных основ. Принимая решения, человек принимает и понимает, что берет на себя ответственность за любые собственные действия.
5. Причины - это объяснения того, что является неразрешимым. Последствия поступков не могут быть причинами того выбора, который человек когда-то сделал. Ведь выбор сделала он сам, и отменить его в настоящий момент времени невозможно, поскольку он уже был сделан в прошлом.
6. И к причинам, и к их последствиям человек может волевым образом занимать позицию. Другими словами, человек может свободно относиться к причинам и последствиям принятия решений.
7. Эта волевая позиция не отменит существующую нерешительность, но может привести к ее принятию. В этом тезисе речь идет о сомнении, которое сопровождает любые решения человека.
8-9. Конфликт между желанием и невозможностью или нежеланием и обязанностью (долженствованием) приводит к столкновению с причинами невозможности или обязанности. Конфликт между желанием и недолженствованием или между нежеланием и долженствованием сводится к столкновению с основами обязанности или необязанности. Другим словами, ситуация конфликта или выбора между желанием и невозможностью или нежеланием и долженствованием приводит человека к столкновению с причинами невозможности или долженствования.
10. Столкновение с причинами - это конфронтация с судьбой, столкновение с основами - это конфронтация с собственной свободой и ответственность.
Можно сказать, исходя из анализа данных тезисов Э. Лукас, что человек, принимающий решения, способен объяснять любые свои решения в одной из плоскостей: в плоскости судьбы или в плоскости свободы. В области свободы у человека есть возможность свободно решать, желание свободно решать и обязанность, поскольку решение всегда связано с ответственностью.
Судьба и свобода: идеи А. Лэнгле. Плоскость судьбы и плоскость свободы -это два мира: объективный и личностный, как полагает другой австрийский психолог, автор экзистенциального анализа в психотерапии - А. Лэнгле. Человек, находящийся в точке напряжения между двумя плоскостями испытывает страдания. Страдание всегда является чувством, сопутствующим выбору того или иного решения, поэтому неслучайно некоторые исследователи в качестве предтечи идей логотерапии приводят взгляды французского философа Б. Паскаля. [17]. А. Лэнгле пишет: «Так или иначе, мир объективности, где все измеряемо и взвешиваемо, и мир личностный - безмерный, трансцендентный - построены на принципиально разных основаниях» [2, с. 14].
Данные взгляды А. Лэнгле сходятся с основным положением логотерапии у В. Франкла: поиск смысла жизни - фундаментальная потребность человека [14]. В вопросе определения смысла жизни человек всегда свободен. Нахождение смысла жизни, как и сама жизнь, представляет собой творческую задачу, реализация которой многовариантна и бесконечна: «будущее неоднозначно и путей к нему - множество», как считает А. Лэнгле.
Самый насущный вопрос, который стоит перед человеком на протяжении всей его жизни, по Лэнгле, - это «Ради чего?». Решение этого вопроса требует не только эмоционального отношения, но и рефлексивных усилий со стороны человека. От этого вопроса зависит индивидуальная траектория судьбы, конструирование и формирование собственной жизни.
Общество потребления и навязываемые одномерные потребности порождают у человека экзистенциальную пустоту, вакуум, чувство утраты смысла жизни, что вызывает многочисленные депрессии и неврозы [4]. В этом смысле задача логоте-рапии - не адаптация человека, не снижение уровня тревожности, а формирование у человека осознания возможности и духовных сил давать самостоятельный ответ внешнему миру, в определенном смысле противостоять окружающему бытию.
В. Франкл указывает, что для обретения смысла жизни человеку необходимо отношение к трем ценностям: ценностям переживания, ценностям отношения и ценностям созидания [18]. А. Лэнгле, опираясь на данные ценности, определяет три признака полной жизни:
(1) «Человек настроен на переживание ценного самого по себе, на восприятие доброго, красивого, обогащающего видение мира;
(2) Он изменяет действительность и обращается к лучшему при любой возможности (к лучшему самому по себе, а не только "для меня");
(3) Когда невозможно изменить условия, когда необходимо вынести обстоятельства, он не просто пассивно мирится с ними, а вопреки всем страданиям растет и развивается до полного расцвета своих человеческих возможностей, меняется к лучшему» [2, с. 31].
Свободен тот, кто знает, чего он хочет и куда он идет. Это и есть «свобода для», по Э. Фромму [10]. Свобода это не только дар, но и тяжелая ноша, о чем писал еще французский философ Ж.-П. Сартр [3]. А. Лэнгле развивает учение Франкла о свободе и дает практические рекомендации по поводу того, как человеку найти правильные основания для выбора возможностей. То решение, которое человек осмысливает как ценное и как значимое для себя (соотносится с его внутренними переживаниями и ценностями), то он и актуализирует в своем бытии, т. е. придает смысл. Органом смысла является совесть - внутреннее чутье на то, что является ценным и, как следствие, правильным в жизни человека [9].
Выводы
В центре философского содержания логотерапии - идея существования человека как свободного духовного существа. Духовность человека составляет, по Франклу, сущность его ноэтического измерения.
Если для В. Франкла смысл - это посвящение себя задаче, значимому проекту, то для А. Лэнгле это «особого рода участие в формировании обстоятельств» [2, с. 24], т. е. это вид отношений индивида с жизненными обстоятельствами, с самой жизнью.
Ценности есть пути к смыслу, как утверждал В. Франкл. Но немаловажное значение играет и вера [16; 19]. В связи с этим А. Лэнгле подчеркивает, что: «Экзистенциальный анализ - психотерапевтическое направление, оно не занимается вопросами богословия. Не ставя под сомнение ни ценность религии, ни позицию верующих, оно принимает и допускает все, что относится к вере. Оно совсем не вторгается в эту область, но и не препятствует доступу к ней» [2, с. 58].
Исходя из ключевых идей логотерапии, касающихся сущности человека и вопросов его существования, можно представить интерпретацию жизни как особого человеческого бытия. Жизнь с позиций логотерапии - это процесс, который происходит постоянно при участии человека, чтобы совершиться в конкретный момент времени и наполнить его собой, внести осмысленность. Можно сказать, что жизнь - это реализация бесконечного в конечном в каждый момент времени, это сворачивание бытия в конкретной точке и разворачивание его для дальнейшего развития. Метафорически жизнь можно представить как «фрактал фракталов», т. е. множество решений, которые, по сути, составляют этот процесс и отражают самих себя, т. е. построены по принципу самотождественности, благодаря чему и бытие и части, входящие в это бытие, абсолютно тождественны друг другу.
В этом смысле А. Лэнгле неслучайно говорит о том, что смысл можно заменить выражением «в каждом случае должное». Можно сказать, что смысл есть в каждом случае - «тут бытие», которое является частью саморазвертывающегося бытия в его целостности, в его всеобщности (что впоследствии самим индивидом и интерпретируется как судьба).
Смысл рождается из самого стремления человека вопрошать о том, зачем бытие, и в то же время он выступает как требование, исходящее от самого бытия. Бытие всегда выступает как задача, которую индивиду необходимо решить:
«Видеть смысл означает охватить целое. Благодаря "духовным нитям" из разрозненных лоскутов создается нечто целостное, открыто предлагающее нам включить в него самих себя. Из холодного, ни к чему не обязывающего появляется отношение - к обстоятельствам, к вещи, к человеку. Смысл - это в конечном итоге защищенность бытия, в которую мы снова и снова можем укутывать свою жизнь. Ибо, открывая смысл, мы выходим за узкие рамки видения ситуации, мы как бы приподнимаемся над обыденностью и получаем ответ на вопрос "ради чего?" в более широком контексте. С точки зрения наших рассуждений не играет роли, в чем человек видит этот более широкий контекст, в котором находит себя, - в Боге ли, в отношениях или, может быть, в идее. Для постижения смысла важно лишь осознавать, что включить себя в какой-либо контекст мы можем только находясь во взаимосвязи с кем-то или чем-то» [2, с. 68-69]. Другими словами, бытие - это задача, которая к человеку предъявляет требования и требует ответа на этот вызов в каждый момент времени, поэтому «жить - означает отвечать: отвечать на требования момента» [2, с. 80].
Идеи логотерапии позволяют создать оригинальную философскую интерпретацию процессам инфантилизации и эфемеризации человеческого существования, происходящим в современной культуре [15; 17; 20]. Цифровизация культуры и тотальное уравнивание ценностей ведет к более острому вопросу о смысле человеческой жизни и позволяет искать новые основания изучения человека как духовного существа. В этом смысле логотерапия открывает сегодня, на наш взгляд, новые возможности для переосмысления человека и может стать основой современной философской антропологии.
Список литературы
1. Лукас Э. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Представление о человеке и методы. - М.: Когито-центр, 2020. - 256 с.
2. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. - М.: Генезис, 2018. - 144 с.
3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. - М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2011. - 925 с.
4. Франкл В. В борьбе за смысл. [Электронный ресурс]. - URL: https://petukhovsky.com/file/books/viktor-frankl-v-borbe-za-smisl.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
5. Франкл В. Воля к смыслу. - М.: Альпина нон-фикшн, 2021. - 227 с.
6. Франкл В. Психолог в концлагере. - М.: Алгоритм, 2021. - 318 с.
7. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм: избранные работы по логотерапии. - М.: ИОИ, 2015. - 190 с.
8. Франкл В. Основы логотерапии : психотерапия и религия / Виктор Э. Франкл. - СПб.: Речь, 2000. - 285 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 1998. - 670 с.
11. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - C. 31-95.
12. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. - СПб.: Наука; Унив. кн., 1999. - 230 с.
13. Carson T., Fairhurst R., Rooms N., Withrow L. R. Spiritual and Faith formation through liminality // Crossing Thresholds: A practical theology of liminality. - The Lutterworth Press, 2021. pp. 160-180.
14. Hill C. E. Existing psychotherapy theories about meaning in life // Meaning in Life: A Therapist's Guide / ed. by Clara E. Hill. - Washington, DC: American Psychological Association, 2018. - pp. 65-74.
15. Miller G. Existential-humanistic psychology. Science fiction and psychology. - Liverpool: Liverpool University Press, 2020. - 296 p.
16. Mueller G. H. The dimensions of religiosity // Sociological Analysis. - 1980. - Vol. 41. -No. 1. pp. 1-24.
17. Murphy B. J. Betting on Life: A Pascalian argument for seeking to discover meaning // The Monist. - 2010. - Vol. 93. - No. 1. The Meaning of Life, pp. 135-140.
18. O'Connell W. E. (1972) Frankl, Adler, and Spirituality // Journal of Religion and Health. -1972. - Vol. 11. - No. 2 (April), pp. 134-138.
19. Rummel E. The comfort of religion // Prison Elite: how Austrian chancellor Kurt Schuschnigg survived Nazi captivity. - Toronto: University of Toronto Press, 2021. pp. 74-82.
20. Schneider Marius G. The existentialistic concept of the Human person in Viktor E. Frankl's logotherapy // Heirs and Ancestors / ed. by John K. Ryan. - Washington: Catholic University of America Press, 2018. pp. 39-64.
References
1. Lukas, E. (2020). Logoterapiya i ekzistencialnyj analiz: Predstavlenie o cheloveke i metody [Logotherapy and existential analysis: human ideas and methods.]. Moskva: Kogito-tsenter. 256 p. (In Russian).
2. Lengle, A. (2018). Zhizn', napolnennaya smyslom. Logoterapiya kak sredstvo okazaniya pomoshchi v zhizni [A life filled with meaning. Logotherapy as a means of helping in life]. Moskva: Genezis. 144 p. (In Russian).
3. Sartr, Zh.-P. (2011). Bytie i nichto: opytfenomenologicheskoj ontologii [Being and Nothingness: The Experience of Phenomenological Ontology]. Moskva: AST; Astrel'. 925 p. (In Russian).
4. Frankl, V. V bor'be za smysl [Struggling for meaning]. - URL: https://petukhov-sky.com/file/books/viktor-frankl-v-borbe-za-smisl.pdf (data obrashcheniya: 21.06.2021). (In Russian).
5. Frankl, V. (2021). Volya ksmyslu [The will to meaning]. Moskva: Alpina non-fikshn. 227 p. (In Russian).
6. Frankl, V. (2021). Psikholog v kontslagere [Psychologist in a concentration camp]. Moskva: Algoritm. 318 p. (In Russian).
7. Frankl, V. (2015). Psikhoterapiya i ekzistentsializm: izbrannye raboty po logoterapii [Psychotherapy and existentialism: selected works on logotherapy]. Moskva: IOI. 190 p. (In Russian).
8. Frankl, V. (2000). Osnovy logoterapii: psihoterapiya i religiya [Fundamentals of logotherapy: psychotherapy and religion]. Sankt-Peterburg: Rech'. 285 p. (In Russian).
9. Frankl, V. (1990). Chelovek vpoiskakh smysla [A man in search of meaning]. Moskva: Progress. 366 p. (In Russian).
10. Fromm, E. (1998). Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti [Anatomy of human destruc-tiveness]. Moskva: AST. 670 p. (In Russian).
11. Sheler, M. (1998). Polozhenie cheloveka v Kosmose [The position of man in Space]. Problema cheloveka v zapadnoj filosof / ed. by Yu. N. Popov [The Human Problem in Western Philosophy]. Moskva: Izdatel'stvo "Progress". pp. 31-95. (In Russian).
12. Sheler, M. (1999) Resentiment v strukture moralej [Ressentiment in the structure of morals]. Sankt-Peterburg: Nauka: Univ. kniga. 230 p . (In Russian).
13. Carson T., Fairhurst R., Rooms N., Withrow L. R. (2021). Spiritual and Faith formation through liminality. Crossing Thresholds: A Practical Theology of Liminality. The Lutterworth Press. pp. 160-180.
14. Hill, C. E. (2018). Existing psychotherapy theories about meaning in life. Meaning in Life: A Therapist's Guide / ed. by Clara E. Hill. Washington, DC: American Psychological Association. pp. 65-74.
15. Miller, G. (2020). Existential-humanistic psychology. Science Fiction and Psychology. Liverpool: Liverpool University Press. 296 p.
16. Mueller, G. H. (1980). The dimensions of religiosity. Sociological Analysis. Vol. 41. No. 1. pp. 1-24.
17. Murphy, B. J. (2010). Betting on Life: A Pascalian argument for seeking to discover meaning. TheMonist. Vol. 93. No. 1. The Meaning of Life, pp. 135-140.
18. O'Connell, W. E. (1972). Frankl, Adler, and Spirituality. Journal of Religion and Health, Vol. 11, No. 2 (April), pp. 134-138.
19. Rummel, E. (2021). The comfort of religion. Prison Elite: How Austrian Chancellor Kurt Schuschnigg Survived Nazi Captivity. Toronto: University of Toronto Press, pp. 74-82.
20. Schneider, Marius G. (2018). The existentialistic concept of the Human person in Viktor E. Frankl's logotherapy. Heirs and Ancestors / ed. by John K. Ryan. Washington: Catholic University of America Press. pp. 39-64.
Об авторе
Плужникова Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, Московский технический университет связи и информатики, Москва, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-4143-1216, e-mail: [email protected]
About the author
Natal'ya N. Pluzhnikova, Cand. Sci (Philos.), associate professor, Moscow Technical university of communications and informatics, Moskva, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-4143-1216, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 17.09.2021 Принята к публикации: 17.01.2022 Опубликована: 10.03.2022
Received: 17 September 2021 Accepted: 17 January 2022 Published: 10 March 2022