Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ ОПТИМИЗМА: АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕЙ САРТРА-ФРАНКЛА-МАКАРЕНКО'

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ ОПТИМИЗМА: АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕЙ САРТРА-ФРАНКЛА-МАКАРЕНКО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЖЕСТВО / ТРУДНОСТИ / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ОПТИМИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Введение. Сегодня, в условиях кризиса образования, перевода его на дистанционные рельсы в связи с повышенной заболеваемостью коронавирусом проблема развития индивидуальности личности в процессе воспитания и обучения по-прежнему остаётся ключевой. В поисках принципов и методов развития оптимизма как индивидуального качества личности мы обратились к экзистенциальному анализу и гуманистическому подходу. Материалы и методы. Методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация теоретических положений Ж.-П. Сартра, В. Э. Франкла, А. С. Макаренко и их авторская интерпретация) позволили заключить, что А. С. Макаренко ввёл термин «оптимизм» в научный оборот педагогики. В экзистенциальной философии того же исторического периода допускались представления о том, что человек способен бороться с трудностями, мужественно их преодолевать, опираясь не только на цель, но и на собственный выбор и смысл, который открывается ему в преодолении (Ж.-П. Сартр, В. Э. Франкл). Результаты. Из чего мы можем заключить, что оптимизм есть индивидуальное качество личности, основанное на врождённой мотивации к смыслу и приобретаемое в процессе преодоления трудностей на пути к нему, а значит, его можно развить в деятельности по преодолению трудностей. Мы выделили ряд философско-педагогических принципов и методов, позволяющих, на наш взгляд, развить оптимизм как разновидность духовной стойкости личности, и в этом новизна нашего исследования. Заключение. Отмечено, что философские принципы и педагогические приёмы действуют при условии вариативности их построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF FOSTERING OPTIMISM: THE AUTHOR’S INTERPRETATION OF THE IDEAS OF SARTRE-FRANKL-MAKARENKO

Introduction. In the context of today’s crisis of education, its transfer to “online rails” due to the increased incidence of coronavirus, the issue of the development of personality in the process of education and training is still a key one. In search of principles and methods for the development of optimism as an individual quality of personality, we turned to existential analysis and a humanistic approach. Materials and methods. Research was based on the methods of analysis, synthesis, comparison, generalization, systematization of theoretical propositions by J.-P. Sartre, V.E. Frankl,A.S. Makarenko, and our interpretation of them and enabled us to conclude that A.S. Makarenko introduced the term optimism into the scientific discourse of pedagogy. The existential philosophy of the same historical period allowed the idea that a person could struggle with difficulties, courageously overcome them, relying not only on the goal, but also on persons’ own choice and sense, which is revealed in overcoming (J.-P. Sartre, V.E. Frankl). Results. Thus, we can conclude that optimism is an individual quality of personality, which is based on innate motivation for sense and acquired in the process of overcoming difficulties on the way to it, which means that it can be developed through coping with difficulties. We have identified some philosophical and pedagogical principles and methods, which, in our opinion, allow developing optimism as a kind of spiritual fortitude of a person, and this is the novelty of our research. Conclusion. The study has noted that philosophical principles and pedagogical techniques work provided there is a variability of their construction.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ ОПТИМИЗМА: АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕЙ САРТРА-ФРАНКЛА-МАКАРЕНКО»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 37.01;141.21

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-261-267

Научная статья

Философия воспитания оптимизма: авторская интерпретация идей Сартра-Франкла-Макаренко

Ю. В. Андреева

Башкирский институт социальных технологий, г. Уфа andreeva_u_v@insto.ru, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427

Экзистенциализм - не пессимизм, а упрямый оптимизм. Нет более оптимистического учения, поскольку судьба человека

полагается в нём самом Ж.-П. Сартр

Аннотация. Введение. Сегодня, в условиях кризиса образования, перевода его на дистанционные рельсы в связи с повышенной заболеваемостью коронавирусом проблема развития индивидуальности личности в процессе воспитания и обучения по-прежнему остаётся ключевой. В поисках принципов и методов развития оптимизма как индивидуального качества личности мы обратились к экзистенциальному анализу и гуманистическому подходу.

Материалы и методы. Методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация теоретических положений Ж.-П. Сартра, В. Э. Франкла, А. С. Макаренко и их авторская интерпретация) позволили заключить, что А. С. Макаренко ввёл термин «оптимизм» в научный оборот педагогики. В экзистенциальной философии того же исторического периода допускались представления о том, что человек способен бороться с трудностями, мужественно их преодолевать, опираясь не только на цель, но и на собственный выбор и смысл, который открывается ему в преодолении (Ж.-П. Сартр, В. Э. Франкл).

Результаты. Из чего мы можем заключить, что оптимизм есть индивидуальное качество личности, основанное на врождённой мотивации к смыслу и приобретаемое в процессе преодоления трудностей на пути к нему, а значит, его можно развить в деятельности по преодолению трудностей. Мы выделили ряд философско-педаго-гических принципов и методов, позволяющих, на наш взгляд, развить оптимизм как разновидность духовной стойкости личности, и в этом новизна нашего исследования. Заключение. Отмечено, что философские принципы и педагогические приёмы действуют при условии вариативности их построения.

Ключевые слова: мужество, трудности, педагогика, воспитание, оптимизм, экзистенциализм, личность

Для цитирования: Андреева Ю. В. Философия воспитания оптимизма: авторская интерпретация идей Сартра-Франкла-Макаренко // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 261-267. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-261-267

© Андреева Ю. В., 2022

The Philosophy of Fostering Optimism: the Author's Interpretation of the Ideas of

Sartre-Frankl-Makarenko

Original article

Yu. V. Andreeva

Bashkir Institute of Social Technologies, Ufa andreeva_u_v@insto.ru, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427

Existentialism is not pessimism, but the sternness of optimism.

No doctrine is more optimistic [than existentialism], since it declares that man's destiny lies within himself

J.-P. Sartre

Abstract. Introduction. In the context of today's crisis of education, its transfer to "online rails" due to the increased incidence of coronavirus, the issue of the development ofpersonality in the process of education and training is still a key one. In search of principles and methods for the development of optimism as an individual quality ofpersonality, we turned to existential analysis and a humanistic approach.

Materials and methods. Research was based on the methods of analysis, synthesis, comparison, generalization, systematization of theoretical propositions by J.-P. Sartre, V.E. Frankl, A.S. Makarenko, and our interpretation of them and enabled us to conclude that A.S. Maka-renko introduced the term optimism into the scientific discourse of pedagogy. The existential philosophy of the same historical period allowed the idea that a person could struggle with difficulties, courageously overcome them, relying not only on the goal, but also on persons' own choice and sense, which is revealed in overcoming (J.-P. Sartre, V.E. Frankl). Results. Thus, we can conclude that optimism is an individual quality of personality, which is based on innate motivation for sense and acquired in the process of overcoming difficulties on the way to it, which means that it can be developed through coping with difficulties. We have identified some philosophical and pedagogical principles and methods, which, in our opinion, allow developing optimism as a kind of spiritual fortitude of a person, and this is the novelty of our research.

Conclusion. The study has noted that philosophical principles and pedagogical techniques work provided there is a variability of their construction.

Keywords: courage, difficulties, pedagogy, education, optimism, existentialism, personality

For citation: Andreeva Yu. V. The Philosophy of Fostering Optimism: the Author's Interpretation of the Ideas of Sartre-Frankl-Makarenko. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(3): 261-267. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-261-267

Введение

Сегодня, в условиях кризиса образования, в результате перевода его на дистанционные рельсы в связи с повышенной заболеваемостью коронавирусом в течение ряда лет (2020-2022), наблюдаются изменения и в социальной сфере: дистанцирование контактов между людьми; некоторый рост социальной и психологической напряжённости. Такие события человечество переживало, и не раз. И каждая эпоха искала ответы на жизненные вызовы, обращаясь к самому человеку. Одним из таких подходов стал экзистенциализм - (от позднелат. exsistencia - существование), или философия существования, - пожалуй, самое мощное философское направление XX века, идеи которого получили широкое применение в гуманистической педагогике. © Андреева Ю. В., 2022

В педагогическом ключе не менее интересен подход на основе экзистенциального анализа философа Виктора Франкла [1], у которого была своя теория опоры на смысл (цель) и методика, воспитывающая личность в контексте духовной стойкости и оптимизма.

В философском плане экзистенциализм восстанавливает утраченную связь бытия и сознания, помогая человеку быть и оставаться собой даже перед лицом непреодолимых трудностей, сохраняя оптимизм как некую надежду, что найдётся спасительный выход; учиться опираться на себя, наполняя свою жизнь смыслами и надеждами; ориентируясь в будущее.

Экзистенциальные начала педагогики оптимистической перспективы мы усматриваем в методах воспитания Антона Макаренко [2]: метод забвения прошлого; метод взрыва и др., а также в его гуманистических принципах с экзистенциальной направленностью: опоры на цель (оптимистическая гипотеза, принцип перспективы); признания самоценности личности; сочетания любви и требовательности и др.

Постановка проблемы. При этом проблема оптимизма не является отдельным предметом изучения ни в философии, ни в педагогической науке, хотя и имеет некоторые разрозненные мозаичные теоретические положения в трудах педагогов гуманистического направления и философов экзистенциального направления, что позволяет нам опереться на них в собственном исследовании.

Цель исследования: на основе анализа экзистенциально-гуманистического подхода к человеку (Ж.-П. Сартра, В. Э. Франкла, А. С. Макаренко и др.) раскрыть философский смысл и педагогическое содержание оптимизма. Задачи исследования: представить оптимизм как качество личности, развиваемое и воспитываемое в преодолении трудностей и проявляющееся в умении смиряться с тем, чего нельзя изменить; настойчиво стремиться к цели и быть ответственным за результат; 2) доказать, что данное качество основано на врождённом стремлении к смыслу, но являющимся приобретаемым в процессе преодоления трудностей; 3) на основе анализа экзистенциально-гуманистического подхода определить принципы и раскрыть методы воспитания оптимизма как качества духовной стойкости и мужества личности в преодолении проблем.

Обзор литературы

Традиционно экзистенциализм в науке разделён на религиозный и атеистический. К первому относится Жан-Поль Сартр [3; 4; 5], ко второму - Виктор Франкл [6-8]. Антона Макаренко мы относим к классикам гуманистического направления в педагогике, который посвятил немало работ теории личности в коллективе [8]. В экзистенциальной традиции Человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, в этом и состоит гуманизм и оптимизм.

Материалы и методы исследования

Проблема оптимизма в педагогике раскрыта благодаря А. С. Макаренко, который ввёл в научный оборот термин «оптимистическая гипотеза» [2] как теоретическое предположение и практическое допущение о том, что завтра ребёнок будет лучше, чем вчера; достаточно наметить цели-перспективы, и личность начнёт двигаться по пути успеха и нравственного самосовершенствования. Интересно, что в экзистенциальной философии того же исторического периода допускались представления о том, что человек способен бороться с трудностями, мужественно их преодолевать, опираясь не только на цель-перспективу, как у А. С. Макаренко, но и на собственный выбор и смысл, который открывался в преодолении (Ж.-П. Сартр, В. Э. Франкл). Из чего мы можем заключить, что оптимизм - отчасти врождённое качество, основанное на природной мотивации к смыслу и отчасти - приобретаемое в процессе преодоления трудностей на пути к нему, а значит, его можно воспитать.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация теоретических положений проблемы оптимизма в исследованиях Ж.-П. Сартра, В. Э. Франкла, А. С. Макаренко и их авторская интерпретация.

Результаты исследования и обсуждение

Анализ научной литературы экзистенциально-гуманистического направления (Ж.-П. Сартр, В. Э. Франкл, А. С. Макаренко) позволил выявить ключевые принципы развития оптимизма как качества личности, зарождающегося в чувствах собственного достоинства, внутренней свободы и ответственности.

Первый принцип экзистенциализма: человек - незавершённый проект и открытая возможность, говорит о том, что, рождаясь, человек является существом, устремлённым в будущее; «несамостоятельным проектом» [5], взрослея, он конструирует себя и свою жизнь сам. Такой подход близок педагогике сотрудничества (в частности А. С. Макаренко), воспитывающей в человеке личность в деятельности на субъект-субъектных началах. Здесь самостоятельность сопряжена с ответственностью и внутренней свободой человека, с творческим подходом к проблемам жизни, точнее, к их преодолению. Внутренний механизм развития оптимизма раскрывается в данном экзистенциальном принципе: сущность человека предшествует его существованию, означает, что сначала человек появляется в мире и только потом определяется и решает (делает осознанный выбор и понимает, Кто он): каким он будет при прочих равных условиях. Этому способствует его жизненный опыт, передача которого от старшего поколения к младшему - и есть воспитание.

Второй принцип экзистенциализма: ответственность - это как раз то качество, о котором мечтает педагог-профессионал, предполагая, что там, где заканчивается воспитание, должны открываться возможности для самовоспитания; человек ответствен за свою жизнь, действия, поступки, а значит, и за самовоспитание. Экзистенциализм отдаёт человеку ответственность за его бытие, за его подлинное существование; а принципы воспитания оптимизма побуждают нести данную ответственность.

Третий принцип - свобода; внутренняя свобода выбирать своё отношение к жизни; к страданию, боли, вине и ответственности. Некая свобода предполагает некую заброшенность человека в мире, где он одинок и не на кого ему положиться, кроме как на самого себя: он приходит в этот мир одиноким и умирает случайно. Тревога, заброшенность, отчаяние - те ключевые понятия, на которые опирается экзистенциализм, и, казалось бы, нет поводов для особого оптимизма. Но!

Существует четвёртый принцип развития оптимизма - принцип действия [18]. Если человек поймёт, что способен сам создавать жизнь, которая будет полна значения, то тогда жизнь постепенно приобретёт надежду и смысл, несмотря на боль потерь и страданий. Трагический оптимизм Ж.-П. Сартра состоит не в том, чтобы отрицать боль, а в том, чтобы принять страдание: для того, чтобы в последующем с ним справиться. Таким образом, трагический упрямый оптимизм Ж. П. Сартра - это золотая середина, в которой трудности и вызовы, прежде чем сокрушить человека, дают ему возможность переосмыслить проблему.

Так и с точки зрения В. Франкла, оптимистический тезис: Человек может научиться противостоять трудностям - означает, что он может научиться их переосмысливать. Трудность является самым лучшим учителем подвига и духовной стойкости, выявляющей в человеке скрытые до поры силы; она служит механизмом борьбы, мотивацией для преодоления, содержит в себе ресурсы и возможности. Трудность придаёт ценность жизни: делает её полной и побуждает ценить то, что в наличии. Надеясь на лучшее, человек учится действовать без опоры на бытие, без всякой надежды, сверх самого себя, ни на кого не рассчитывая. Но при этом ему следует проявить определённое мужество и решимость, делая всё, что в его силах, для осуществления проекта

самого себя, ибо вне действия ничего нет. Говоря словами Ж.-П. Сартра: «Человек -есть проект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет; он - есть совокупность своих поступков; самоосуществляющийся проект; он - есть сумма, организация, совокупность отношений, воли и чувств, из которых складываются его поступки» [5, с. 4]. Так, по Ж.-П. Сартру, создавая себя, человек создаёт свой самый лучший образ, а значит, утверждает ценность себя самого.

Пятый принцип экзистенциализма - принцип самоценности личности. Личность как проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью. Выбирая себя, понимая проект любого другого человека, к какой бы эпохе он ни принадлежал, человек созидает всеобщее. Пока он не живёт своей жизнью, она ничего собой не представляет, он сам должен придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый смысл. Тем самым обнаруживается, что есть возможность создать человеческое сообщество.

На наш взгляд, названные принципы отражают общую схему экзистенциально-гуманистического подхода к воспитанию мужественного оптимизма личности.

В данной статье мы представляем подход обобщённо и выделяем наиболее общие принципы, которые позволяют нам определить наиболее общие методы. Среди них.

Техника вычерпывания плюсов. Так, у Виктора Франкла был приём сравнения жизни с отрывным календарем. Он считал, что пессимист отрывает и выбрасывает листочки со скорбью, тогда как оптимист бережно складывает их стопочкой, делает дневниковые записи. Приём учит оглядываться назад и вспоминать то хорошее, что превращается в опыт и личностный ресурс, поддерживающий человека в периоды трудностей. В. Франкл считал, что прошлое не исчезает бесследно и оно наполнено смыслом. Нужно иметь мужество осмыслить прошлое, используя его как фундамент для нынешнего и будущего. Чтобы найти выход в самом безнадёжном случае, у человека должна быть возможность на утешение, опора на прошлое. Тогда как у Антона Макаренко был метод - забвение прошлого. Макаренко, а вслед за ним и весь ученический коллектив решили не вспоминать прошлый опыт преодоления трудностей, дабы не травмировать личность и не ставить ей его в вину. Приём позволял сберечь самооценку детей и девальвировать негативные переживания по поводу прошлого и того, чего уже не в силах изменить. Оптимистической перспективе Макаренко способствовал метод позитивного расклада, согласно которому в две колонки записывались плюсы и минусы. Минусы предполагалось выкинуть и забыть, тогда, как плюсы держать под рукой и на видном месте для опоры на них в период преодоления трудностей. Также среди ведущих методов был у Антона Макаренко метод опоры на цель, а у Виктора Франкла - опоры на смысл.

Но при этом общим между Франклом и Макаренко был метод оптимистической перспективы - метод веры, пусть с некоторым риском, ошибиться. Так, Антон Макаренко писал: «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное нужно учиться у Горького... Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением» [8, с. 14]. «Мы должны проектировать в ребёнке самое лучшее, самое сильное. Пусть даже и с некоторым риском ошибиться» [8, с. 13]. И Виктор Франкл писал: «Поступайте по собственной совести, но при этом понимайте, что Ваша совесть может ошибаться» [7, с. 4]. Совесть - это орган смысла, интуитивная способность ощущать уникальность и неповторимость момента, скрытая в каждой ситуации, а «смысл - основная мотивационная сила человека» [6]. В. Франкл верил, что человек может пережить любые страдания, если они не лишены смысла. Человек,

который потерял смысл жизни, веру в будущее, обречён. Нужно обратить человека к будущему, к какой-то значимой для него цели в будущем» [6]; почти как у А. Макаренко: «наметить перспективы» [8].

Приём создания ситуации успеха. В. Франкл предлагал учитывать условия, в которых человек действует, его логотерапия предлагала найти шанс на надежду, на свободу и возможность выбирать, найти смысл ситуации, когда человек не имеет сил в ней что-либо изменить. А. Макаренко считал, что воспитывает всё: и люди и вещи, и явления, но прежде всего - среда, которую создают люди, прежде всего, родители и педагоги. В связи с этим мы посчитали педагогически целесообразным создавать в учебной деятельности ситуацию успеха как возможность достижения такого учебного результата, который растущая личность связывает с чувством радости, гордости, учебной компетентности и оценивает как успешный. Ситуация успеха и есть те педагогические условия, которые обеспечивают успех.

Заключение

Анализ научной литературы; сравнение и авторская интерпретация подходов и методов экзистенциально-гуманистического направления позволили заключить, что оптимизм - это качество личности, которое можно воспитать. Для этого достаточно создать благоприятные условия, обеспечиваемые целым рядом принципов и методов, построенных на основе апелляции к смыслу, чувству собственного достоинства человека и его личной ответственности за результат. Принципы и методы действуют при условии вариативности их построения. Одним из вариантов таких условий является ситуация успеха.

Мы видим, что между теоретическими взглядами философов и практическими выводами педагогов XX столетия наметилась одна оптимистическая линия, сопряжённая с радостью учебного труда, устремлённая в будущее, проецирующая взгляд на человека-творца (собственной жизни), человека-борца (с трудностями), способного изменять себя и окружающую действительность к лучшему, ко всеобщему благу. Признавая изменчивость человека и самой жизни, экзистенциальное направление в педагогике и философии предлагает держать эту изменчивость в границах добродетели, активного позитивного преобразования путём личных усилий человека и позволяет с уверенностью доказать необходимость и возможность воспитания оптимизма как качества духовной стойкости личности.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М: Изд-во АСТ, 2015. 703 с.

3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии; пер. с фр. В. И. Колядко. М. : АСТ, 2020. 1072 с.

4. Сартр Ж-П. Тошнота; пер. с фр. и примеч. Ю. Я. Яхниной. М. : АСТ, 2021. 320 с.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм; пер. с фр. М. Грецкого. М. : Изд-во иностр. лит., 1953. 44 с.

6. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М. : Альпина нон-фикшн, 2022. 239 с.

7. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. В. кн.: Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М. : Изд -во Моск. ун-та, 1982. С. 118-126.

8. Макаренко А. С. Педагогические соч. в 8 т. Т. 4. М. : Педагогика. 1984. 255 с.

9. Андреева Ю. В. Оптимизм в экзистенциальной философии и педагогике: парадоксы и методологические основания // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 235-239.

Referenses

1. Frankl V Chelovek v poiskakh smysla: sbornik; per. s angl. i nem. [Man's search for meaning: a collection; translated from English and German.] / ed.by L. Ya. Gozman and D. A. Leont'ev; intorudction by D. A. Leont'ev. M. : Progress Publ., 1990. 368 p. [in Russian]

2. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema. [Pedagogical poem] M: AST Publ., 2015. 703 p. [in Russian]

3. Sartre J.P. Bytie i nichto: opyt fenomenologicheskoj ontologii; per. s fr. V. I. Kolyadko. [Being and Nothingness: an essay on phenomenological ontology; trans. from French by V I. Kolyadko.] M.: AST Publ., 2020. 1072 p. [in Russian]

4. Sartre J.P. Toshnota; per. s fr. i primech. Yu. Ya. Yakhninoj. [Nausea; trans. from French by Yu.Ya. Yakhnina.] M.: AST Publ., 2021. 320 p. [in Russian]

5. Sartre J.P. Ekzistentsializm - eto gumanizm; per. s fr. M. Gretskogo. [Existentialism is a humanism; transl. from French by M. Gretsky.] M.: Inostrannaya Literatura Publ., 1953. 44 p. [in Russian]

6. Frankl V. Skazat' zhizni «Da!»: psikholog v kontslagere. [To say «Yes!» to life: a psychologist in a concentration camp.] M.: Alpina Nonfiction Publ., 2022. 239 p. [in Russian]

7. Frankl V Poisk smysla zhizni i logoterapiya. V. kn.: Psikhologiya lichnosti/ Pod red. Yu. B. Gippenrejter, A. A. Puzyreya. [ Search for meaning in life and logotherapy. In the book: Psychology of personality / ed. by Yu. B. Gippenreiter, A. A. Puzyrei.] M.: MSU Publ., 1982. pp. 118-126. [in Russian]

8. Makarenko A. S. Pedagogicheskie soch. V 8 t. T. 4. [Pedagogical essays. in 8 v. V. 4.] M.: Pedagogika Publ.. 1984. 255 p. [in Russian]

9. Andreeva Yu. V. Optimizm v ekzistentsial'noj filosofii i pedagogike: paradoksy i met-odologicheskie osnovaniya [Optimism in Existential Philosophy and Pedagogy: Paradoxes and methodological foundations] // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge, Understanding, Skill]. 2013. No. 4. pp. 235-239. [in Russian]

Юлия Владимировна Андреева

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры политологии, истории, теории государства и права

Башкирский институт социальных технологий

450054, г. Уфа, проспект Октября, 74/2 тел.: +7 (347) 2163105

Yulia V. Andreeva

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Associate Professor of the Department of Political Science, History, Theory of State and Law

Bashkir Institute of Social Technologies

74/2 October Ave (Prospekt Oktyabrya), Ufa, Russia, 450054

Tel.: +7 (347) 2163105

Статья поступила в редакцию 24.06.2022, одобрена после рецензирования 26.08.2022, принята к публикации 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.