Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК В ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ЧЕЛОВЕК В ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПОЗИТИВНАЯ СВОБОДА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Автор обращается к актуальной современной философии человека в оптимистической перспективе личностного развития, построенного на методологических возможностях экзистенциально-гуманистического подхода. Преодоление объективизма и психологического натурализма в понимании сущности человека в духе оптимизма возможно лишь в экзистенциальной философии, трансцендентальной феноменологии, гуманистической психологии и педагогике, через креативно-смысловую деятельность сознания. Автор рассматривает эволюцию идей экзистенциальной субъект-философии, сосредоточенной на вопросах свободы и ответственности, открывшей онтологическую значимость «живой уникальной субъективности», в трудах М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э. Фромма, К. Роджерса. Опираясь на экзистенциальную аналитику человека, автор выявляет тот факт, что гуманистические идеи данного направления, основанные на идеях свободы, «бытии-без-опоры», в итоге оформляются принципом оптимистической перспективы и веры в Человека в гуманистической педагогике А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского; нормативностью общечеловечески ценного. В заключении представлены конкретные выводы о методологической значимости экзистенциально-гуманистического подхода в современной философской концептуализации парадоксально-оптимистичной веры в человека, его оптимизма (героический оптимизм Сартра, мужественный оптимизм Макаренко, трагический оптимизм Франкла) как восприятия жизни, основанного на философии ответственности и преодоления трудностей на пути к успеху. Человек должен увидеть себя в перспективе возможностей, тогда у него появится позитивная свобода выбирать и нести ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PERSON IN AN OPTIMISTIC PERSPECTIVE OF PERSONAL DEVELOPMENT: EXISTENTIAL-HUMANISTIC APPROACH

The author refers to the actual modern philosophy of people in the optimistic perspective of their personal development built on the methodological possibilities of the existential-humanistic approach. Overcoming objectivism and psychological naturalism in understanding the essence of man in the spirit of optimism is possible only in existential philosophy, transcendental phenomenology, humanistic psychology and pedagogy, through the creative and semantic activity of consciousness. The author examines the evolution of the ideas of existential subject-philosophy focused on the issues of freedom and responsibility, which revealed the ontological significance of “living unique subjectivity” in the works of M. Heidegger, K. Jaspers, J.-P. Sartre, V. Frankl, E. Fromm, K. Rogers. Based on the existential analytics of a person the author reveals the fact that the humanistic ideas of this direction based on the ideas of freedom, «being-without-support», are ultimately shaped by the principle of optimistic perspective and faith in Man in the humanistic pedagogy of A. S. Makarenko and V. A. Sukhomlinsky; the normativity of the universally valuable things. In conclusion, specific findings are presented about the methodological significance of the existential-humanistic approach in the modern philosophical conceptualization of paradoxical optimistic faith in a person, his optimism (Sartre’s heroic optimism, Makarenko’s courageous optimism, Frankl’s tragic optimism) as a perception of life based on the philosophy of responsibility and overcoming difficulties on path to success. A person must see himself in the perspective of opportunities, then he will have a positive freedom to choose and bear responsibility.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК В ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 13 DOI 10.36945/2658-3852-2022-3-9-20

Ю. В. Андреева

ЧЕЛОВЕК В ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Естественный масштаб измерений -человеческая жизнь в целом Б. Г. Ананьев

Аннотация: Автор обращается к актуальной современной философии человека в оптимистической перспективе личностного развития, построенного на методологических возможностях экзистенциально-гуманистического подхода. Преодоление объективизма и психологического натурализма в понимании сущности человека в духе оптимизма возможно лишь в экзистенциальной философии, трансцендентальной феноменологии, гуманистической психологии и педагогике, через креативно-смысловую деятельность сознания. Автор рассматривает эволюцию идей экзистенциальной субъект-философии, сосредоточенной на вопросах свободы и ответственности, открывшей онтологическую значимость «живой уникальной субъективности», в трудах М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э. Фромма, К. Роджерса. Опираясь на экзистенциальную аналитику человека, автор выявляет тот факт, что гуманистические идеи данного направления, основанные на идеях свободы, «бытии-без-опоры», в итоге оформляются принципом оптимистической перспективы и веры в Человека в гуманистической педагогике А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского; нормативностью общечеловечески ценного. В заключении представлены конкретные выводы о методологической значимости экзистенциально-гуманистического подхода в современной философской концептуализации парадоксально-оптимистичной веры в человека, его оптимизма (героический оптимизм Сартра, мужественный оптимизм Макаренко, трагический оптимизм Франкла) как восприятия жизни, основанного на философии ответственности и преодоления трудностей на пути к успеху. Человек должен увидеть себя в перспективе возможностей, тогда у него появится позитивная свобода выбирать и нести ответственность.

© Андреева Ю. В., 2022.

Ключевые слова: человек, оптимистическая перспектива, позитивная свобода, экзистенциальная философия, гуманистическая педагогика.

Введение

XX в. - время войн, мировых трагедий и личностного кризиса человеческого существования; но также - эпоха новых открытий и направлений в гуманитарной сфере науки, когда философия, психология, педагогика не только обрели свой научно обоснованный гуманистический и личностно-ориентированный статус, но и получили практическую развернутость и воплощение в логотерапии В. Франкла; он-топсихологии А. Менегетти; в экзистенциальной концепции человека К. Ясперса («Человек как открытая возможность») и Ж.-П. Сартра («Человек как проект самого себя»). Педагогика как одна из наук о человеке, вслед за гуманистической психологией, повернулась к человеку лицом, выбирая поощрение и похвалу в качестве ведущих методов воспитания, отказываясь от окриков, замечаний и наказаний. Такие методы создавали атмосферу воспитания и педагогику среды (философ О. Больнов, К. Роджерс; педагоги А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. С. Белкин).

На основе анализа научной литературы экзистенциально-гуманистического плана мы можем утверждать, что существование человека предстоит перед его сущностью, и это сближает экзистенциализм с материализмом. Экзистенциализм и есть признание материального в человеке, признание его физического начала прежде его духовной сущности. Кроме того, экзистенциализм предполагает развитие человека в действии, в деятельности, в разумном созидании, в творчестве, в возможности выстраивания своей жизни.

На сегодняшний день технократические и социальные проблемы современного мира состоят в том, что машина уравнивает и ограничивает людей, делая их однозначными и одномерными. Мир теряет духовные смыслы и утрачивает опору в самом человеке. Массовый пессимизм, социальные трудности и отклонения в социальной среде свидетельствуют о некотором забывании, ставших классическими подходах.

Постановка проблемы и цель исследования

Цель исследования - рассмотреть эволюцию идей экзистенциальной субъект-философии, сосредоточенной на сущностных вопросах существования, таких как свобода и ответственность, открывшей онтологическую значимость «живой уникальной субъективности», в трудах М. Хайдеггера, К. Ясперса Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э. Фромма, К. Роджерса. Опираясь на экзистенциальную аналитику проблемы человека, выявить тот факт, что гуманистические идеи данного направления, основанные на идеях свободы, «бытии-без-опоры» в итоге оформляются принципом оптимистической перспективы и веры в Человека в гуманистической педагогике А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

В данном исследовании в основу возрождения научного внимания к человеку положены идеи экзистенциальной философии Хайдеггера, Сартра, Менегет-ти, Франкла, Роджерса, Фромма и других, а также гуманистический подход Макаренко, Роджерса, Сухомлинского. Речь идет о той глубинной основе самого человека, иррациональной основе его жизни, преобразованной и осмысленной, которая является Perpetuum Mobile, заставляющей человека двигаться по пути к новым свершениям, от незнания к знанию. Выход из личностного кризиса заключен в глубинной внутренней силе человека, в его подлинной разумной и чувствительной сущности, в его душе. Конечно, в глубине души человек беспомощен и одинок, но он обречен... помогать, а не ждать помощи, готов своими силами строить жизнь и создавать себя в ней, обретая новые смыслы. Человек может сам находить в себе силы изменить ситуацию, жизнь, самого себя в ней в лучшую сторону, неся ответственность на своих плечах, распоряжаясь Свободой во благо и в разумных пределах; живя не для того, чтобы иметь, а для того, чтобы жить, наполняя духовностью своё существование.

Ядро человеческой личности как незримая точка, априорное «Я» (Ж.-П. Сартр), «ин се» (А. Менигетти) - незримо, но проявляет себя жизненной энергией, стратегией: и в значимых результатах деятельности, и в достижениях успеха; и в осознании себя сильной и свободной личностью, способной к ответственности. «Ин се» находится в человеке от рождения - это тот проект, который ещё должен проявить себя в жизни. По мере развития и взросления «ин се» обретает форму и формирует личность. Но иногда на протяжении всей жизни человек так и не задумывается о ней, и она так и не появляется.

Отчасти в этом обнаруживает себя необходимость создания благоприятных условий и смыслов для проектирования «Я» личности; его «ин се» - форма оптимального действия, необходимого в конкретный момент. Точка «ин се» - это незримая точка, которая содержит знание и понимание человеком самого себя. Точка «ин се» - это точка силы, «Я», его уникальный, неповторимый, личностный код.

Методология исследования

Приведем основные философские предпосылки к пониманию человека в оптимистической перспективе с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода.

1. «Состояние заброшенности» человека в мир трактуется экзистенциальной философией как понимание человеком отсутствия рациональной основы своему существованию. Так, Эрих Фромм говорил, что человек приходит в этот мир и уходит из него не по своей воле, а потому, он должен прожить эту жизнь, а не жизнь должна быть прожитой. Человек осознает себя, и осознание это приводит к чувству одиночества и бессилия (см. [Захарова, 2010]). Непризнание Бога рациональной философией мыслящего человека к сознанию безнадежности

собственного существования, положения человека в мире в смысле отсутствия абсолютной основы, могущей гарантировать его свободу. Ситуация заброшенности и одиночества человека в большом мире привела в XX в. к появлению экзистенциального направления философии, которая разрубила Гордиев узел детерминированности человека утверждением свободы как основания индивидуальному существованию - экзистенции. Несмотря на решительный отказ от принципа обусловленности, свобода эта была обречена на постоянный поиск смысла своего индивидуального существования и обретения человеком той духовной основы, внутренней опоры и личностного кода, за которые ратует экзистенциализм.

2. Существование следует понимать как вечный поиск духовной основы (поиск возможностей, ценностей, смыслов существования и веры). По мысли Жана-Поля Сартра, человек должен утверждаться в своем случайном бытии так, чтобы делать его ненадежность своей единственной основой. Ведь экзистенция у Сартра - это такая форма сознания, которая создается в действии, в свободном творчестве [Сартр, 2000, с. 499-500]. Причём, действовать человеку приходится в «бытии-без-опоры». Положение человека в философии Сартра - это не обнаружение данной ситуации, но решимость обнаруживать себя именно так: «Действительно, у нас нет основы. Мы не смотрим в будущее. Это была позиция. Это была поза гордыни. Это было сознание, способное выжить в бесформенном пространстве. Но это лишило экзистенциализм более интересных возможностей» [Сартр, 2000, с. 499]. Позже Виктор Франкл предложит свою формулу «выживания в бесформенном пространстве»: «Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней» [Франкл, 1990, с. 11]. Изменись сам! Действуй! У тебя еще осталась твоя внутренняя свобода... выбирать свое отношение к жизни, свобода занять определенную позицию по отношению к трудностям на пути к успеху, взрослению и возмужанию.

3. Духовные смыслы кроются в возможностях и способностях человека проектировать свое существование. Человек как субъект, носитель воли, чувства и отношения получает от рождения возможность жить в действии, в движении и самонаполнении смыслами, в самоисполнении, в отсутствии исходно заданных духовных оснований: «Человек от природы одинок». Изначальной жизненной субстанцией человека является «Ничто» как открытая возможность, как «свобода» самопроектирования и самоосуществления. Другими словами, такая персональная внутренняя свобода вызвана необходимостью самостоятельно строить свою жизнь. Эти возможности «предпосылочно потаенны», человеку их следует распознать или обрести. Согласно основателю экзистенциализма, немецкому философу Карлу Ясперсу, проявляются они из своей бессмысленной первоосновы в «Dasein», «тут-бытии»; по Карлу Роджерсу - «здесь и сейчас»: в личном присутствии человека. Обретение «в-мире-бытие» - есть подлинность обретения своего «Я». У К. Ясперса и М. Хайдеггера обретение истинного бытия - не есть аутентичное

антропологическое конституирование бесструктурной, пассивной реальности, его проектирование человеком самого себя опирается на «зов экзистенции», «ожидающего в своей смысловой полноте, чтобы человек дал ему слово», «сказал его» [Хайдеггер, 1988, с. 364]; так, у Виктора Франкла - это возможность «сказать жизни: Да!», тогда как у Карла Роджерса - «услышать тихий голос своего разума». На данном втором уровне осознания человек понимает себя как персональное бытие, индивидуальное существование, которое он строит по своему разумению. У М. Хайдеггера это осознание и обретение смыслов - в некотором смысле выход за рамки индивидуальной субъективности в стремлении через мировой проект языка «измерить бытие», быть его «пастырем». М. Хайдеггер утверждал, что «гуманизм для сознательного человека как освобождение для его собственной человечности, культивирование последней, особо проявилось в Ренессансе, а обретение достоинства, свободы, собственной природы, прежде всего, было основано на метафизике» [Хайдеггер, 1988, с. 196-197].

4. Человек выступает как незавершенный проект, как открытая возможность стать тем, кем он является, и возможность эта потенциально открыта человеку через свободу быть собой (К. Ясперс, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл). Такая возможность и свобода реализуются через заботу о себе и ответственность, через отказ наказывать себя и призыв принять себя такими, как есть, поддерживая в себе позитивные изменения.

Живое в Человеке проявляется в его потенциальности, конфликтах и внутренних противоречиях, в его природной фрагментарности и незавершенности. Здесь способность видеть человека в оптимистической перспективе выражается в понимании эмоциональности человека в позитивном ключе. Эмоциональность человека содержит в себе не только некоторую конфликтность, но и некоторую целенаправленность и целесообразность.

Через эмоции Человек связан с Другими людьми. Взрослея, согласно К. Роджерсу, он может получить от них поддержку и взаимопонимание, но чаще всего человек пребывает в неблагоприятных социальных условиях, чаще всего общество подавляет личность и ее внутреннюю свободу, так как социальные функции преимущественно подавляют и контролируют отдельную личность. Однако при этом у человека всегда сохраняется внутренняя Свобода выбирать: общество, религию, свободу, «дьяволу служить или пророку».

Человек как проект самого себя (Ж-П. Сартр, А. Менегетти, А. Макаренко) пластичен и способен строить жизнь не по заданной модели. Человек ведет ненадежное существование, но должен опираться на себя, даже пока он «ничто», хрупок и непредсказуем, не повзрослел и находится в неопределившемся мире.

В природной незавершенности человека содержатся ростки будущего: многоаспектность его бытия и личностного развития. В незавершенности человека таятся его возможности и его оптимистические перспективы.

Человек - диалектически-синтетическое движение духа, созидательное движение противоположностей.

Человек как живое, духовное и мыслящее начало планирует будущее.

Синтез возможностей связан с решающим выбором. Выбор понимается как раз и навсегда осуществлённое действие. Выбирая, человек вынужден отказываться от иных возможностей, в этом его ответственность за собственное мужество в свободе выбирать. Сознательный выбор человека избавляет его от внешней зависимости, зависимости от среды.

Природа человека конечна: действительно, человек зависим от своей среды, у него есть границы, но свою свободу он не придумывает, она задана ему от природы, человек её познает. И, выбирая свой путь, человек отказывается от многого. Природа человека определяется тем, что он знает и во что он верит. Он не только конечен, но и знает об этом (он - «мера всех вещей»), при этом он часто не может смириться с конечностью своего существования.

От рождения, с приобретением опыта человек входит в систему смыслов, при этом его собственное содержание равно нулю до тех пор, пока он не входит в процесс воспитания: здесь он учится верить в себя, действовать самостоятельно, здесь он формируется как личность, здесь он воспитывается.

Результаты и обсуждение

Основные теоретические предпосылки к пониманию человека в оптимистической перспективе позволяют определить ряд принципов его воспитания.

Принцип опоры на себя

Недоверие к конечности своего существования в своей физической основе приводит человека к осознанию своих возможностей, (среди которых такие ценности, как эмоциональный опыт, эмоциональная поддержка и взаимодействие, осознание своего жизненного предназначения, которые приходят в процессе воспитания). Так, Ж.-П. Сартр, в своей нерелигиозной экзистенциальной философии высказывал предположение, что человек проникается «духом мести» по отношению к самому себе за то, что он не может стать Богом. В частности, он считал, что именно этот дух и заставляет человека следовать тщетной страсти самовосполнения - страсти, которую христианская традиция обозначила как гордыню и признала грехом. Гордыня не позволяет человеку открыться и довериться себе. Здесь, в этой точке стремления к полноте и совершенству, человек не может достичь пика в осуществлении своего проекта, но у него есть два выбора, есть две возможности и две ценности. Одна из них - опереться человеку на себя как на «нечто» и строить на этом свою свободу и самопроектирование и нести за них ответственность; вторая - преодолеть дух мести в смирении гордыни и через признание конечности

своего существования и прощения себя за нее. Само это прощение поможет человеку оставаться открытым миру и нести ответственность за самого себя. Философия Ж.-П. Сартра предлагает проект человека с его опорой на себя как на «зияние бытия», и этот проект есть один из признающих конечность существования. Для того чтобы стать, по Ж.-П. Сартру, свободным, человек должен отказаться от стремления стать Богом. Взамен он получит подлинную жизнь - как такие внешние условия и наличное бытие, которые предлагают ему быть открытым миру и при этом оставаться одиноким и заброшенным, находясь в шатком равновесии самопроектирования, при этом опираясь на самого себя. Трансцендирование «Для-себя» собственных границ в поиске целостности - есть всегда рефлексия самого себя, отблесками которой являются возможности. При этом «Для-себя» всегда помнит о том, что это его возможности.

Принцип равновесия в движении

Ж.-П. Сартр мыслил человека в нерелигиозном ключе и предлагал ему утверждать свое существование в действии и действием: «Человек - проект самого себя», он способен творить и создавать, приумножать свои возможности и усиливать себя в своем существовании, становиться тем, кем он может стать, оставаться бессмертным в делах.

Принцип самосовершенствования

Поскольку сущность человека - есть свобода, выражаемая в действии, он выходит во внешний мир «как самодостаточная сущность вместе со своей самостью» [Сартр, 2000, с. 17]. Самость - есть человеческий проект того, каким он хочет быть, и его самодостаточность выражается в том, что человек сам знает, каким он хочет быть, т. е. проект уже состоялся. Так, человек внутренне знает, каким должен быть проект, но средства для его реализации он ищет при помощи среды.

Утверждение свободы человека в экзистенциальной философии (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) следует расценивать как открытый и незавершенный проект человека, стремящийся к совершенности, но никак не в завершенности, а как совершенности, у которой нет пределов, помимо собственных возможностей, которые он ещё будет стремиться всецело развивать на сознательном этапе собственной жизни. В бесконечных усилиях, в бесконечных стремлениях перпетуум-мобиле человек будет пытаться преодолеть недостаточность, которая мыслится как неизбывная, и в этом получать самодостаточность, образец которой представляет установка Сизифа, по Альберу Камю, на вечный бунт и отказ от немыслимой трансценденции.

Такое стремление полно противоречий.

Каждое из направлений экзистенциальной философии предлагает свой выход из ситуации. Так, логотерапия (экзистенциальный анализ) Виктора Франкла

пробуждает у человека волю к жизни, преодолению трудностей, к преодолению кризиса собственного существования.

Самодостаточность как результат разрыва с трансцендентным не может, однако, реализоваться полностью, но разрушается новой нехваткой, и именно в этом смысле человек Жана-Поля Сартра - есть тщетный проект, отождествивший свою нехватку со своей независимостью и свободой [Сартр, 2000].

Человек Сартра, задуманный как свободный и независимый проект, воспринимается как фигура трагическая, ориентированная на бесконечность, но не бесполезность (!) усилий, борьбы за существование и обретение смыслов в лоне трагического бытия.

Человек К. Ясперса, задуманный как открытая возможность, предполагает поиски глубинных основ всего Человеческого в человеке. Глубинная установка -вера в признание неисчерпаемости возможностей, и познавательных в том числе, а также порыв прийти к исходной идее экзистенциальности - был свойственен и педагогам XX столетия, таким как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский.

Принцип самопроектирования и проектирования собственной жизни

Проектирование личности весьма характерно для воспитания и опирается оно на научно обоснованное предвидение результатов при согласовании целей и условий в момент их достижения.

Педагогическая концепция проектирования личности принадлежит Антону Семёновичу Макаренко. Педагогика - наука целесообразная: педагог должен видеть воспитанников в настоящем моменте и понимать, какими они должны быть в будущем. Так, у психолога-гуманиста Карла Роджерса воспитанник должен быть самим собой и обладать герменевтическим навыком «слышать тихий голос своего разума», двигаясь от «Я» реального к «Я» идеальному. У педагога-классика А. С. Макаренко было требование: «Личность необходимо проектировать, и педагог это обязан делать, пусть даже с некоторым риском ошибиться» [Макаренко, 2016, с. 13]. С точки зрения великого педагога, должны быть две воспитательные программы. Одна - для всех, другая должна быть ориентирована на конкретного человека, на его растущую способность «быть счастливым и любить жизнь». Концепция образовательного проектирования А. С. Макаренко содержит по крайней мере две ключевые мысли: первая - личность проектируема; второе -на развитие личности оказывается педагогическое влияние.

Современная модель образования обусловливает изменение подготовки человека к жизни, изменение педагогических методов, на которых базируются дидактика и образовательные технологии (технологии обучения и воспитания). Проектирование начинается с творческой цели и моделирования проекта. Традиционно педагогическое проектирование осуществляется в определенной парадигме: так, у А. С. Макаренко - в духе гуманизма и «завтрашней радости», так называемого педагогического оптимизма. В основе проектирования лежат

мышление и ценности человека. Само проектирование осуществляется на основе диалога. Для практики педагогического проектирования имеют значение педагогические условия (К. Роджерс), такие как принятие, конгруэнтность, эмпатия.

С точки зрения проектирования актуальна сама возможность регулирования эмоционального состояния, мышления и деятельности человека. Педагогический аспект проектирования представляет собой разработку средств и условий, которые бы побуждали человека к самопознанию и обретению им смысла жизни, к владению им знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, которые бы позволяли преодолевать учебные и другие трудности на пути к жизненному успеху.

Среди педагогических факторов мы можем назвать ориентацию на Человека и его возможности, ещё подлежащие развитию, веру педагога в индивидуальный опыт ученика, ориентацию на поддержку, диалог, согласование педагогических требований и ученических возможностей в проектировании образовательного пространства.

Педагогическое проектирование - это феномен современной образовательной практики. Сегодня среди педагогических приемов в образовательной практике используются поощрение и похвала, диалогические лекции, рефлексивный практикум, тренинги личностного роста, самопознания, общения, устранение разрушающей силы конфликтов при оставлении их развивающей функции, на которой можно строить педагогическое влияние, а в консультативной практике со взрослыми, родителями, учителями - трансцендентальная медитация, дзен-психотерапия, аутогенная тренировка И. Шульца, логотерапия В. Франкла.

Сам процесс проектирования складывается поэтапно. Первый этап: личностное развитие и проектирование профессионального пути. Здесь, на данном этапе, ставится цель, прогнозируется личностный и профессиональный рост человека. На втором этапе устанавливаются гуманистические принципы, о которых шла речь выше. На третьем этапе проектирования разрабатывается авторская образовательная технология, которая мотивировала бы человека и диагностировала уровень его компетентности. Среди методов, образующих образовательную технологию, мы можем назвать педагогическую технику постановки перспективных линий педагога А. С. Макаренко, состоящую в выстраивании оптимистических перспектив. Это своего рода философия проектирования, которая уравновешивает, соотносит педагогические требования с ученическими возможностями и также способствует достижению успеха в учебно-педагогической деятельности как виде антропологической практики в целом.

Выводы

В результате научного анализа философской литературы и полученных экспериментальных данных в ходе философского теоретического анализа и практического педагогического исследования мы можем заключить следующее.

В экзистенциальной философии и в гуманистической педагогике существуют по крайней мере три (мы выделяем не все, а наиболее значимые для нашего исследования) общих теоретических положения.

Во-первых, жить - значит быть, наполняя духовностью свое существование, и сохранять равновесие в постоянном движении к цели (принцип проектирования).

Во-вторых, Человек (по принципу самосовершенствования) - особая возможность ближайшего будущего, с помощью которого конструируется жизнь. Человек - «проект бытия», который сам решает, кем он будет. Но при этом ни человек, ни его существование не наделены хотя бы долей определенности: человек изначально не знает, ни кто он, ни в чем смысл его существования. И в этой ситуации неопределённости и ненадежности своего бытия он способен на свободу опираться на себя, свои силы и действовать, взяв ответственность за результат на себя. У человека всегда есть эта свобода, но он не всегда знает, что с этой свободой делать: он заброшен в этот мир и одинок, но способен выбрать для себя способ мышления, эмоционального реагирования и действия. И человек это обязан делать. Человек поймет, кто он и что он должен делать, его поступки содержат ответ на вопрос: кто он? Сущность человека определяется, и измеряются ее масштабы в процессе его существования. Человек - это свобода и открытая возможность, проект своего существования, стремящийся к полноте и совершенствованию, но, отнюдь, не к завершенности. Изначально человек - это то, чего нет. Однако он - то, что может быть, обретенное, но не заданное извне. Учитывая это, человека следовало бы больше хвалить, открывая и показывая перед ним его сильные стороны. И пусть они пока в потенциале, но их уже следует разглядеть, развить (пусть даже и с подсказки учителя) для того, чтобы сама растущая личность могла опереться на себя в трудностях, преодолевая их на пути к успеху. В этом есть педагогический, т. е. воспитывающий, личностно-развивающий, психологический, и философский, этический смысл. «Идеальное Я» в этом случае перерастает в «Я-реальное». И тогда педагог как идеалист становится реалистом.

Человек не поддается определению до тех пор, пока не создаст себя сам. Тогда он перестает быть абстрактной категорией. И ценности, которыми он наполняется и несет в себе, открываются для него и перед ним новыми возможностями.

И, наконец, в-третьих, осознание бесконечности возможностей приводит человека к пониманию открытости всего Человеческого. В этом сущность человека (принцип опоры на себя): в его экзистенциально-гуманистическом измерении; в этом его оптимистическая сущность: в его бесконечной потенциальности. В целом мы можем утверждать, что Человек - это открытая система в его бесконечной потенциальности.

Библиография

Захарова, Е. В. Философия Ж.-П. Сартра : проект самодостаточного человека // Вестник Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2010. - С. 24-33.

Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. - Москва : АСТ, 2016. - 557 с.

Менегетти, А. Проект «Человек». - Москва : Онтопсихология, 2018. - 436 с.

Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление личности. - Москва : Прогресс, Универс, 1994. - 479 с.

Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто : опыт феноменологической онтологии. - Москва : Республика, 2000. - 639 с.

Франкл, В. Человек в поисках смысла. - Москва : 1990. - 372 с.

Фромм, Э. З. Бегство от свободы. - Москва : АСТ, 2018. - 288 с.

Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. - Москва : 1988. - C. 319-325.

Ясперс, К. Общая психопатология / пер. с нем. Л. О. Акопяна. - Москва : Практикум, 1997. - 103 с.

Ясперс, К. Философская вера // К. Ясперс. Смысл и назначение истории : пер. с нем. - 2-е изд. - Москва : Республика, 1994. - 527 с.

Сведения об авторе

Андреева Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры политологии, истории, теории государства и права Башкирского института социальных технологий (Уфа).

E-mail: andreeva_u_v@insto.ru

Yu. V. Andreeva

A PERSON IN AN OPTIMISTIC PERSPECTIVE OF PERSONAL DEVELOPMENT: EXISTENTIAL-HUMANISTIC APPROACH

Abstract: The author refers to the actual modern philosophy of people in the optimistic perspective of their personal development built on the methodological possibilities of the existential-humanistic approach. Overcoming objectivism and psychological naturalism in understanding the essence of man in the spirit of optimism is possible only in existential philosophy, transcendental phenomenology, humanistic psychology and pedagogy, through the creative and semantic activity of consciousness. The author examines the evolution of the ideas of existential subject-philosophy focused on the issues of freedom and responsibility, which revealed the ontological significance of "living unique subjectivity" in the works of M. Heidegger, K. Jaspers, J.-P. Sartre, V. Frankl, E. Fromm, K. Rogers. Based on the existential analytics of a person the author reveals the fact that the humanistic ideas of this direction based on the ideas of freedom, «being-without-support», are ultimately

shaped by the principle of optimistic perspective and faith in Man in the humanistic pedagogy of A. S. Makarenko and V. A. Sukhomlinsky; the normativity of the universally valuable things. In conclusion, specific findings are presented about the methodological significance of the existential-humanistic approach in the modern philosophical conceptualization of paradoxical optimistic faith in a person, his optimism (Sartre's heroic optimism, Makarenko's courageous optimism, Frankl's tragic optimism) as a perception of life based on the philosophy of responsibility and overcoming difficulties on path to success. A person must see himself in the perspective of opportunities, then he will have a positive freedom to choose and bear responsibility.

Key words: man, optimistic perspective, positive freedom, existential philosophy, humanistic pedagogy.

Referenses

Zaharova, E. V. Filosofiya ZH.-P. Sartra : proekt samodostatochnogo cheloveka // Vestnik Leningrad. gos. un-ta im. A. S. Pushkina. - 2010. - S. 24-33.

Makarenko, A. S. Pedagogicheskaya poema. - Moskva : AST, 2016. - 557 s.

Menegetti, A. Proekt «CHelovek». - Moskva : Ontopsihologiya, 2018. - 436 s.

Rodzhers, K. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie lichnosti. - Moskva : Progress, Univers, 1994. - 479 s.

Sartr, ZH.-P. Bytie i nichto : opyt fenomenologicheskoj ontologii. - Moskva : Respublika, 2000. - 639 s.

Frankl, V. CHelovek v poiskah smysla. - Moskva : 1990. - 372 s.

Fromm, E. Z. Begstvo ot svobody. - Moskva : AST, 2018. - 288 s.

Hajdegger, M. Pis'mo o gumanizme // Problema cheloveka v zapadnoj filosofii. -Moskva : 1988. - C. 319-325.

YAspers, K. Obshchaya psihopatologiya / per. s nem. L. 0. Akopyana. - Moskva : Praktikum, 1997. - 103 s.

YAspers, K. Filosofskaya vera // K. YAspers. Smysl i naznachenie istorii : per. s nem. - 2-e izd. - Moskva : Respublika, 1994. - 527 s.

About the author

Andreeva Yuliya Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Higher Attestation Commission, The Bashkir Institute of Social Technologies (Ufa).

E-mail: andreeva_u_v@insto.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.