Научная статья на тему 'Философия в искусстве'

Философия в искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1847
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия в искусстве»

СРС. Задание для СР должно сопровождаться не только четко выделенной познавательной задачей, но и указанием на то, какими конкретно умениями нужно обладать, чтобы выполнить данное задание. Рост внутренней мотивации студента во многом зависит от того, насколько студенты овладели умениями ставить цели, искать оптимальные пути их достижения, насколько глубоко они осознают значимость конечных результатов их самостоятельной познавательной деятельности для их будущей профессии. На этом этапе очень важна роль преподавателя, который обязан обеспечить студентов материалами для самоконтроля результатов СРС. Это могут быть тесты с ключами для самопроверки, программируемые учебные материалы, компьютерные тестовые программы и т. д. Следует отметить, что эффективность СРС заметно повышается, если студенты получают положительную оценку результатов своей работы со стороны преподавателя. С этой целью преподаватели должны разработать индивидуальные задания для СРС разной степени трудности, предназначенные для студентов, имеющих различный уровень развития учебно-интеллектуальных умений.

Итак, обеспечение необходимых педагогических условий, способствующих эффективности СРС, позволяет не только повысить академическую активность обучающихся, их учебную успешность и успеваемость, но и развить их интеллектуальные способности и творческий потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник трудов «Исследования по проблемам активизации СРС в высшей школе» - Москва. 1976 - стр. 516

2. Сборник трудов «Некоторые психологические и дидактические основы самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе» - Москва. 1999-стр. 383

Егоркина Л.Н., Шевченко А.

ФИЛОСОФИЯ В ИСКУССТВЕ

Картина "Черный квадрат" Казимира Малевича - яркий пример «превосходства стиля над техникой живописи, превосходство смысла над формой» - подобные заявления многим известны. Но в чем же состоит это превосходство?

Эта картина (на самом деле не являющаяся единственной в своем роде)- одна из немногих работ в мире, название, сюжет и автор которой известны очень и очень многим.

Интерес, споры, конфликты вокруг этого полотна не утихают. И, даже когда оказываешься возле него во второй, третий раз - внимание, интерес, внутри- и межличностные споры не утихают и вновь задаешься вопросом: «Что же все-таки хотел изобразить автор, какой смысл пытался донести до нас?». И ответа, как и на любой истинно философский вопрос, нет. Но, с другой стороны, ответ есть - каждый, кто видел это произведение искусства, так или иначе себе на данный вопрос отвечает. В основу этой статьи легло размышление на тему «философия и искусство» одной из моих студенток, которое меня заинтересовало.

Идея, воплощенная автором на холсте, может считаться философской, так как при знакомстве с ней человек начинает мыслить, отправляется на поиски ответов в глубины своего внутреннего мира. Мы можем считать это произведение - воплощенной на холсте идеи отрицания всего, своеобразная философия пустоты. Для философов и людей, интересующихся и занимающихся философией, знакома одна из многих проблем, которыми занимается философское знание, да и не только - это проблема существования НИЧТО (несущего, небытия) наряду с существованием НЕЧТО (бытия, сущего).

Человек, занятый своими повседневными заботами, не особенно обращает внимание на НИЧТО. Его всегда интересует НЕЧТО - то, что выразимо, осязаемо; то, воспринимая что не нужно напрягать не только свои мозги, но и чувства. Человек - Обыденный, человек цивилизованный, тот, чье мышление провозгласили «вычисляющим», - не желает испытывать сложности. Он стремится к максимальному упрощению и стиранию границ, проявление чего мы можем наблюдать в «бесполой культуре», так называемом «среднем поле» («унисекс»). Но то, что становится простым, одновременно усложняется этой кажущейся простотой. То, что считается

порою весьма примитивным, взлетает на самый пик успеха, заставляет говорить о себе, завоевывает сердца, покоряет мир. Почему находятся люди, готовые платить за такие вещи миллионы? "Черный квадрат" - ярчайший пример того, что, будучи простым, одновременно является сложным. Многим кажется, что это произведение лишено какой-либо эстетической выразительности и поэтому нет нужды заострять на нем свое внимание, «притягивая за уши» возвышенные мотивы и смыслы. Но ведь смысл есть всегда, в любом действии и мысли человека.

Первое, что приходит на ум при встрече с этим произведением - мы что-то не понимаем, не видим. То есть наших чувств, образования, недостаточно, чтобы что-то разглядеть в этом произведении. При этом подразумевается, что есть люди более высокого интеллектуального уровня, которые видят это НЕЧТО. К примеру, обыкновенная голограмма представляет из себя замысловатый узор, который так и воспринимается человеческим глазом как нечто хаотическое, как бессмысленный набор тонких линий. И только в определенных условиях, при подсветке узора лучом лазера, или при определенной фокусировке взгляда, мы можем наблюдать на пластинке вполне реальное объемное изображение. Этому нужно еще научиться.

Второе. Мы все простаки, попавшие под власть некоего общественного мнения, созданного искусственно. Тогда возникает вопрос - зачем это нужно?

Третье. Ценность объекту придаем мы сами. Допускаю, что все объекты имеют некое мистическое свойство аккумулировать в себе интерес людей, созерцающих их. Таким свойством обладают, в частности, иконы — чем больше людей молятся на икону, тем большую чудодейственную силу она приобретает.

Произведение — то, что выходит изнутри автора. И философия, и искусство — то, что выходит изнутри их авторов и каждый, кто знакомится с концепцией философа или произведением художника - становится сопричастным этому творческому акту, становится соавтором. Когда смотришь на "Черный квадрат", чувствуешь себя одиноким, ничтожным, в смятении, стоящим у черты, за которой надо подводить итоги, которых нет... Но не эти ли чувства переживает истинный философ, художник, ученый или просто человек, находящийся на пороге жизни и смерти, задающийся вопросами смысла и цели своего существования?

Казимир Малевич жил в начале XX века в России и был достаточно известным художником-авангардистом, известный своим новаторством в искусстве. Он располагал на плоскости различные геометрические фигуры, контрастные по цвету и форме. Сам Малевич, как истинный мастер, гений (именно так можно назвать человека, чье творчество не дает покоя многим поколениям) не был удовлетворен теми формами в искусстве, которые уже имели место. Ну, разве можно назвать искусством то, что просто и доступно для понимания любого — нет, это уже в прошлом. Новому времени - новый образ жизни, мысли, идеи, а, следовательно, и искусство. Треугольник, квадрат и круг - вот новые образы, в простом выражающие сложное. Жизнь ярка, радостна и целостна в своем многообразии... Круг! Да, жизнь можно выразить в круге. Но квадрат - это не круг, он видится более значительным, кажется основательнее и весомее. Весомее того, что можно осознать, прочувствовать, увидеть, понять. Что может быть не менее значимым, чем НЕЧТО (жизнь)? Только НИЧТО (пустота, пропасть, темнота). Из НЕЧТО — в НИЧТО, из НИЧТО - в НЕЧТО.. .Размышления о несуществующем не могут быть оторваны от размышления о существующем и наоборот - в этом и заключается жизнь, собственно человеческое существование!

Стиль - вот что главное в творчестве Малевича. Супрематизм. Этот термин придумал сам Малевич. В переводе с польского языка оно означает "превосходство".

А может ли быть подобный "черный квадрат" в литературном произведении? Может он уже создан? В музыкальных произведениях мы уже имеем возможность слушать музыку без слов и звуков, когда на диске записана лишь тишина. Это музыка - без слов и звуков, но не лишенная звучания, потому что это звучание идет изнутри слушающего, это его произведение, он слушает музыку своего собственного сочинения - вот почему эти альбомы приобретают массовую популярность. Всему свое время... Такие произведения не могли появиться в XVIII -XIX вв., и тем более раньше, когда человек не вычислял, а чувствовал, созерцал и мыслил. Современному человеку необходимо такое искусство, которое заставляет ДУМАТЬ, и думать не о мире в целом, а хотя бы о себе, своих переживаниях, ощущениях; которое заставляет если и не задуматься, то хотя бы остановиться. Может черный квадрат венчает собой конец искусства вообще? Искусства в том понимании, которое было свойственно прошлым поколениям.. Нынешние творцы уже не верят в него, оно - неинтересно, так как не способно удовлетворить потребности человека, страшашегося проявления своих чувств и мыслей до такой степени, что он

готов вообще от них отказаться. Новый мир, новые ценности, новое их выражение - все просто! Было бы просто, если бы еще более все не усложняло.. .Время не повернуть вспять, да и нужно ли это делать? Чтобы возникло новое, старое неизбежно должно погибнуть - об этом также, как и обо всем, что действительно имеет смысл, значение для человека, всегда говорили философы.

Л.П.Ермакович

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ЖИВОПИСНОМ И ЛИТЕРАТУРНОМ

ПОРТРЕТЕ

В изобразительном искусстве и художественной литературе к портрету обращаются как к опорной точке, дающей начало всему произведению. В портретной живописи - это целое направление; в художественной литературе - это часть единого композиционного целого. Но в любом случае объектом исследования является человек. «Портрет - самый утонченный вид искусства, человеческое лицо оказалось самым существенным, той квинтэссенцией, - как отмечал Ю.М. Лотман,- в которой человек остается человеком или перестает им быть.» В самом слове ЧЕЛО-ВЕК заложено понятие времени, вечности - "век"- это уже временная субстанция. В живописи - это реально живущий или живший человек, а в художественном произведении - это вымышленное лицо, прототип или типичный образ. Что же связывает эти два направления: портрет в изобразительном искусстве и литературе? Одним из общих моментов является категория времени. Мы не можем существовать вне времени. «Время - это смысл жизни» (Мерло Понти М.) В портрете заложены смыслы, и их можно увидеть, считать.

Портрет в изобразительном искусстве и литературе - это начало материальное по своей структуре, имеет свою субстанцию (картину или книгу). Материальные процессы выступают, с одной стороны, носителями пространственных свойств, а с другой стороны, - носителями временных свойств и являются конкретным способом существования времени, его истинным бытием. Время существует как определенный тип отношений в материальном мире. Относительно времени создания портрета мы смотрим на него из будущего, и в то же время он для нас в прошлом; процесс же прочтения художественного текста или картины происходит в настоящем. В художественном произведении портрет разбросан во времени (на протяжении всего текста). Картина же дает статичный и концентрированный образ, она проецирует себя в настоящее. Портрет - это следы прошлого, однако следы отсылают к прошлому и принадлежат настоящему. Читая текст или рассматривая картину с изображенным на ней человеком, мы обладаем смыслом прошлого, несем в себе его значение. «Течение времени - это переход в прошлое и одновременно переход в будущее» (Мерло Понти М.).

Невозможно зрителя или читателя рассматривать в отрыве от времени. События выкраиваются конечным наблюдателем в пространственно-временной тональности объективного мира. Стереотипы, заложенные в литературоведении и искусстве, позволяют прочтение портрета с опорой на описание лица, позы, одежды и других параметров. В свое время зритель-современник видел в портрете то, что было с ним, а сейчас зритель видит "прошлое в прошлом" по отношению и к лицу, изображенному на портрете, и к автору-художнику. Время всегда присутствует, оно входит в социокультурное пространство, в котором рассматривается портрет, оно присутствует и отсчитывается при просмотре или прочтении произведения, оно уходит на осмысление, на считывание замысла художника. Период прочтения художественного текста длится вполне ощутимо от нескольких минут до часов. При прочтении смысла "портрета- текста" в живописи мы говорим, что художник запечатлел такое - то время. Что мы под этим понимаем? В какие образы, явления выливается понятие время? А его нет как такового, но оно есть в других проявлениях (в манере одеваться, военном мундире и оружии эпохи 1812 года, бытовом антураже, в указании конкретной даты написания картины или произведения и многом другом). Время - это одно из четырех измерений существования человека, а значит, оно для нас понимаемо вплоть до физических ощущений. В данном случае мы говорим об историческом времени, отраженном в портрете. Предельная сущность человека, воплощаясь в исторически конкретных формах, в портрете проявляется через приметы, характерные для определенной эпохи. Например, осязаемая реальность исторического лица запечатлена на картине Рокотова в портрете императрицы Екатерины 11 на троне со всеми атрибутами власти - парадный портрет на фоне дворцового интерьера. Характерные бытовые детали также могут много рассказать читателю и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.