Научная статья на тему 'Философия современных технических и технологических нововведений'

Философия современных технических и технологических нововведений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ / TRUE KNOWLEDGE / ПРЕДЕЛ / LIMIT / СТИЛИСТИКА / STYLISTICS / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK / ВЕКТОР / VECTOR / СОПРЯЖЕНИЕ / КВАНТОВАННОСТЬ / CONTINGENCY / SEPARATEDNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич

В статье с философских позиций рассматриваются проблемы технических и технологических нововведений на основе принципа сопряженности особенных предельно-мировоззренческих страт разума человека (ОТΣ, ОФΣ, ОΨΣ, ΣА) со смыслами этих нововведений, когда эта сопряженность в сплавленности функционального знания и подлинного знания (ОТΣ) дает один эффект в каких-то случаях и совсем другой, когда сплавленность осуществляется под эгидой ОΨΣ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of modern technical and technological innovations

The issues of technical and technological innovations based on contingency principle of special supreme world outlook strata of human mind (ОТΣ, ОФΣ, ОΨΣ, ΣА) towards the sense of the innovations are studied in the article, when this contingency when being realized under the egis of ОΨΣ gives different effects in various cases of fusion of functional knowledge and true knowledge.

Текст научной работы на тему «Философия современных технических и технологических нововведений»

Методология научных исследований

УДК 001:1

ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ

Вячеслав Георгиевич Мушич-Громыко

НОАНО «ЦДИ "Космология. История. Философия"», 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 274, директор, тел.: (383)236-08-96, e-mail: со8шо1о§у@со8шо1о§1а.гц; alex_Ьоп8@шаП.т

В статье с философских позиций рассматриваются проблемы технических и технологических нововведений на основе принципа сопряженности особенных предельномировоззренческих страт разума человека (ОТЕ, ОФЕ, О¥Е, ЕА) со смыслами этих нововведений, когда эта сопряженность в сплавленности функционального знания и подлинного знания (ОТЕ) дает один эффект в каких-то случаях и совсем другой, когда сплавленность осуществляется под эгидой О¥Е.

Ключевые слова: знание, подлинное знание, предел, стилистика, мировоззрение, вектор, сопряжение, квантованность.

THE TECHNOLOGY OF MODERN TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

Vyacheslav G. Moushitch-Gromiko

N^-State Educattonal Independent Коп-Сошшегаа1 Аззоаайоп «Dialectic Research Center "Со8то1о§у. History. Phi1osophy"», 630049, Russia, Novosibirsk, str. D. ^valchuk 274, Director, tel.: (383)236-08-96, e-mai1: cosmo1оgy@cosmo1ogia.гц; a1ex_^ast^rnallm

The issues оГ technical and techno1ogica1 innovations based оп ^ntingency principle оГ special supreme ’^rld оиЙоок strata оГ human mind (ОТЕ, ОФЕ, О¥Е, ЕА) towards the sense оГ the ^оуаРощ are studied in the article, when this ^ntingency when being realized under the egis оГ О¥Е gives diiTerent ekkects in vaгioцs cases оГ toston оГ fцnctiona1 know1edge and true know1edge.

Key words: know1edge; true know1edge; limit; stylistics; woг1d оШ:1оок, vectoг, contingency, separatedness.

При размышлении о будущем очень многие сегодня обращаются к слову «скрепы», подразумевая тем самым, что существуют в его семантике некоторые скрытые методологические возможности или, по крайней мере, некоторые способности этого слова в соединении с другими словами обозначать ареал социального прогресса, если не в деталях, то хотя бы в общих чертах.

Слова «технические», «технологические», «инновационные» при соединении со словом «скрепы» действительно подают надежду (кстати говоря, вполне обоснованную в определенном смысле) на то, что реализация инновационных проектов (особенно в долгосрочном плане) вполне может повысить промышленный потенциал общества и государства.

Технические, технологические инновации связаны с отменой или улучшением прежних научных и технологических процессов, прежних приемов и ме-

105

Методология научных исследований

тодов работы с естественно-природными материалами, когда в иных случаях рационально сконструированное может быть значительно лучше естественного или традиционно унаследованного от прежних технологий.

Обычно считается, что творческая деятельность индивидов выражает дерзание человека сделать мир совершеннее по сравнению с тем, что предлагает человеку природа. Инновационная деятельность в стереотипном ее прочтении опирается на принципы: использования законов природы для того, чтобы удовлетворять функциональные потребности человека; использования законов природы для создания таких форм и модулей, на которые природа почему-то не «решилась». Последние, опять же, должны удовлетворять функциональные потребности человеческого общества. Раскрытие тайн природы перестает удивлять человека, и он все больше и больше чувствует себя господином, повелевающим миром. Так, народившаяся в человеке потребительская мотивация, по отношению к природе, в ментальных конструкциях этого человека становится ведущей, доминирующей мотивацией, несмотря на то, что внешне человек ратует за то, чтобы жить в гармонии с природой. Поскольку люди тоже есть часть природы, то укоренившаяся в сознании отдельных людей ведущая потребительская мотивация распространяется и на такие объекты природы, как другие индивиды и общество.

Следовательно, инновационные принципы начинают распространяться и на существа, казалось бы, родственные самому человеку. Что является тому причиной? Является ли человек от природы добрым или только злым? Вопросы подобного порядка весьма не просты и, одновременно, просты. Именно это, как и значение и роль инноваций для общества, мы собираемся обсуждать в своей статье.

Итак, в инновациях нужно видеть несколько аспектов: аспект сугубо технический и технологический, и аспект социальный. В первом случае разрешаются субъект-объектные коллизии, во втором случае - субъект-субъектные. При коммуникации индивида с объектами природы (деятельность человека), природа, открывая индивиду свои тайны, предупреждает его о том, что вольно обращаться с законами природы нельзя (Чернобыльская авария; авария АЭС на Японских островах и т. д.). При совместной деятельности в условиях производства и социальной жизни, уже природа человека (и его свойства) могут предупреждать других субъектов о том, что индивид может оказаться источником «взрывной волны», несущей горе и страдания ни в чем не повинным людям (как начинаются войны, разные переделы мира, различные модернизации общества; что лежит в основе бесконечных трансформаций различных цивилизаций). Для разрешения поставленных вопросов введем вполне очевидный постулат: технические и технологические инновации находятся в подчинительной связи по отношению к инновациям, суть которых скрыта в намерениях человека.

Но намерений очень много. Следовательно, необходимо обратиться к отработанным в науке приемам абстрагирования, когда выводится тип или типы

106

Методология научных исследований

(намерений), позволяющие встать в объяснениях по отношению к инновациям на строго научную основу.

Рано или поздно всякие намерения человека через его деятельность превращаются в различные социальные, политические, организационноуправленческие технологии (наряду, конечно, с производственными технологиями). Всякие технологии содержат в себе более обобщенную форму типоло-гизации, благодаря которой изучаемая область (намерения человека) разбивается на некоторые совокупности бытия категории «намерение», как на обладающие определенными свойствами идеализированные модели или типы.

Во всяких технологиях лежит причинность, выраженная введенным нами постулатом, требующая, однако, дальнейшего абстрагирования по категориям «намерение», когда бы они в процессе последующей типологизации превратились бы в предельные типологические формы.

Намерения, как таковые, есть продукт деятельности сознания человека, когда намерения (в их определенном типе) связаны, одновременно, с той или иной формой рационализации. Процесс обобщения по категории «намерение» через сопряженность с понятием «рациональность» позволяет вводить и типы (или идеальные ratio), «работающие» как операторы в тех или иных технологиях. В намерении (мотивации) скрыто также отношение. Отношение непроизвольно градуируется, в одном случае, а в другом случае интегрируется, превращаясь в предельное отношение, которое еще необходимо найти. В предельном смысле отношение и намерение через определенную технологию превращается в инвариант, реализующийся: предельным намерением; предельным отношением; предельной рациональностью; предельной технологичностью (конечно же, социальной, на основе использования человеком различных технологических семиотических средств, но, в первую очередь, вербально-языковых). Так возникает квадрига деятельности человека, но, в первую очередь, его мышления.

Вывод нас удовлетворяет лишь в относительном смысле потому, что не видно пока в квадриге идеального первосубстрата или нескольких первосуб-стратов, на основе которых можно было бы объяснять взаимодействие полюсов квадриги мышления.

В наших размышлениях об инновациях в логике бытия человека нельзя обойти законы мышления человека потому, что субъект-объектные и субъектсубъектные отношения врываются в социальную детерминанту чем-то предельно-технологическим, обусловливающим созидание или разрушение.

И здесь на ум приходит подсказка, связанная с такими фундаментальными понятиями, как правда и ложь.

Разве сегодня (как и в прошлом) не ведутся дискуссии по поводу того, как обустроить бытие по правде (вспомним слова Солженицына: «Жить не по лжи»), когда блокируется ложь, в том числе и в ее криминальном облике. Созидание и разрушение находятся в прямой связи с понятиями «правда» и «ложь», а далее - с понятиями «ответственность» и «безответственность». Правда и ложь

107

Методология научных исследований

для нас выступают: как единичные факты; как сопряженные факты, а, значит, и квантованно-дуализированные факты, поскольку только в квантовой механике понятие «сопряженность» выражает одновременно категорию «единое» и категорию «многое». Множество всяких правд и кривд можно объединить в единое только посредством понятия «кривая нормального распределения случайнопредельных величин ответственности и безответственности», в результате чего возникает некоторая абстракция, подобная понятию «вектор состояния» или «волновая функция», в которой ординатами выступают вероятности принятия решений человеком, подпадающих под категорию «вектор тенденции всех правд человека» и, соответственно, вектор «всех кривд человека». Мы такую волновую функцию в графическом варианте представляем в одном из вариантов модели мышления следующим образом:

где OTD (орто Тщодород атиХ) есть предельно-мировоззренческая стилистика, или технология модуляции пространства человеком по правде, а точнее, в стилистике OTD, которая есть тенденция и, одновременно, вектор. В противоположном направлении лежит другая тенденция. В кривой нормального распределения случайно-предельных величин ответственности и безответственности мы называем ее OYD (орто то щ^а атиХ), которая является модуляцией или рационализмом, который занимается организацией или созданием технологий в обществе по лжи.

«Тимиозороз» означает предельную правду, т. е. неукоснительное следование человека только правде. «Псэма» с греческого переводится как ложь. Следовательно, в пределе (т. е. в виде обобщенной предельной абстракции) технологиями могут быть только две технологии: OTD и OYD. Помимо этого, в оперативных целях, приходится вводить еще одну абстракцию ОФИ (орто фарод атиХ), являющуюся промежуточной стилистикой (смешанной стилистикой).

Фундаментальное состояние микрочастицы связано с точным измерением определенной квантовой величины (координаты, импульса, являющихся фундаментальными характеристиками микрочастицы). Получение точных экспериментальных данных о таких дуальных величинах позволяет физикам на основе принципа дополнительности и понятия «вектор состояния» исчислять вероятность появления частицы в данной области пространства (эта вероятность может быть больше или меньше). Разум, предположительно, имеет также, с нашей точки зрения, два своих фундаментальных состояния, которые являются предельными, наподобие того, как это фиксируется принципом дополнительности относительно либо координаты, либо импульса частицы. Для такой предположительности (а также предположительности о том, что разум есть объект с нефиксированным статусом, в котором возможно обнаружение его фиксиро-

108

Методология научных исследований

ванных состояний) существуют, на наш взгляд, следующие основания: Нильс Бор многократно повторял свои слова: «... мы получили урок и по линии теории познания, причем урок этот касается и тех проблем, которые лежат за пределами физики»1; Н. Бор часто обращал внимание на то, что «необходимо для объективного охвата фактов обращать внимание на обстоятельства, при которых эти данные получены» (для объективного охвата фактов, связанных с деятельностью разума, необходимо обращать внимание на мотивации человека как обстоятельства, при которых эти данные получены, - мотивации могут быть непредельными или предельными •—>; для последнего случая возможна квантовоподобная соотнесенность разума с квантовой системой. - прим. В.Г. М.-Гр.); в предельных мотивациях тогда можно выделять только пару этих предельных мотиваций, обязательно сопряженных, наподобие того, как сопряжены в квантовой механике кооордината частицы и ее импульс; в разуме человека есть два сопряженных состояния, которые не могут себя проявлять одновременно, которые мы называем: OTD = Тимиозороз(у) (Дшодород: тимиоз = правда, честность, почтенность; ороз = предел); OYD = ортопсэма (орто = вектор; псэма = ложь = то щ^а). В качестве примера, как слабый и неточный аналог понятиям OTD и OYD, можно взять понятия «добро» и «зло», которые творить одновременно человек не может; помимо этого, существуют состояния разума, которые соотносимы с квантовым понятием «принцип неопределенности» (если некто произносит «.это как бы приемлемо.», то фраза фиксирует неопределенность состояния разума, а значит, и отображаемость этого человека в его делах через категорию промежуточности, когда его заинтересованность в делах является частично-мерной; колеблющейся от одного к другому, что мы в исследовании обозначаем понятием «промежуточная мировоззренческая стилистика», «промежуточность», но точнее - «ортофароз» (фарод. греч.) -векторный маятник). Тщюд соотносимо с понятием «тимус» - вилочковая железа, которая является центральным органом имунной системы, передним средостением, участвующим в регуляции развития организма, в развитии иммунитета через продуцирование Т-лимфоцитов. Тщюдород (как предельная правдивость и честность в их исторической почтенности) в области разума, с нашей точки зрения, выполняет аналогичное назначение - назначение регуляции развития разума через продуцирование соответствующих абстракций (в обществе и цивилизациях), а также через противопоставление этих абстракций абстракциям превратной части разума, которая умаляет ум, в первую очередь, не только функциональной морфинной патологией, но и векторной противоположностью по отношению к орто Тщюдород(у). «Имунно»-мировоззренческий аспект орто Тщюдород отик по качеству предела разума отвечает в онтологии моральной ответственности человека по уровню долженствования за моральный иммунитет, т. е. за комплекс оценок, реакций человека на мир в целом, направленных на защиту человеческого мышления, разума, а

1 Алексеев И.С. Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ. -М.: Наука, 1978. С. 39.

109

Методология научных исследований

далее и социальных отношений от разрушительных агентов OYD в виде словесных, речевых конструкций, отличающихся от орто Тщюс,орос, отиХ свойствами торпедирования целостности.

В языкознании под стилистикой понимается подбор языковых конструкций, модулей для организации речевой деятельности, а далее и опредмечивания окружающего пространства в данной стилистике. Но в языкознании не идут далее понятия «функциональная стилистика». Хотя требование предельных технологий должно сводиться и к понятиям: «предельно-мировоззренческая стилистика в имени OTD»; «предельно-мировоззренческая стилистика в имени 0¥£».

Предельными инновациями всегда и везде, и во все времена в поочередно-сти воплощения (квантовый эффект) всегда выступали OTD и OYD, создавая ритмологию взлетов и падений не только цивилизаций и общественных формаций, но и отдельных личностей, когда эта ритмология выражает собой некоторое волновое образование, состоящее из вероятностей поступков отдельных личностей, и в целом каких-то общественных групп.

OTD и OYD воплощаются благодаря определенным критериям, на которые человек опирается для модуляции пространства. Рамки статьи не дают нам возможности говорить о критериях (помимо правды и лжи) в расширенном варианте, но мы имеем возможность отослать читателя к нашим работам [1-3].

Видим, что понятие «инновация» не может относиться только к естественным наукам и технике, но должна относиться и к человеку, в самую первую очередь (вспомним о нашем постулате: «намерения» техники и физических технологий - это всегда есть предельные намерения человека).

Носители статуса инновационной (непредельной) деятельности - разные люди или группы людей, что является лишь феноменом видимости инновационной деятельности. Сущностью же инновационной деятельности (т. е. в пределе) занимаются лишь две группы людей (одновременно все люди на земле), когда одна группа инновации создает в типологии OTD, а другая - в типологии OYD. При этом постоянно (на какое-то время) люди переходят из одной группы в другую, создавая эффект неопределенности (опять квантовый эффект).

На непредельном уровне, с нашей точки зрения неправомочно, философы и социологи относят иногда к инновационно-творческим те группы, которые превосходили традиционалистов по каким-то параметрам активности, создавая феномен видимости инноваций, связывая эту видимость с понятием «прогресс». Видимость (как технический прогресс) заслоняет в линзе восприятия многих людей те импульсации инноваций, которые (в пределе) работают как разрушительные тенденции. Инновационный предельный разум человека нуждается для воплощения замысла в типологии OTD или OYD знаковых системах и, в первую очередь, в языке. Стилистики (OTD и OYD) сопровождали человека во все времена во всяких цивилизациях, заставляя человека изобретать новые языковые средства для того, чтобы на новом витке развития (и одновременно

110

Методология научных исследований

неразвития) можно было пользоваться новым арсеналом лингвистических средств для реализации предельных мотиваций.

Следовательно, в языке уже есть многое из того, что служит человеку в его предельных устремленностях, когда на основе этих языковых технологий человек вооружает себя для достижения предельных целей.

Поэтому наше обращение к лингвистике совсем не случайно, и совсем не случайно мы настойчиво повторяем: хотите знать бытие человека в сущностных размерностях - обращайтесь к законам языка и законам диалектической квантовой логики: хотите понимать инновационные процессы не по видимости - обращайтесь к ПМР от OTD (предельно-мировоззренческому рационализму от OTD), разрабатываемому нами на протяжении уже более, чем двух десятилетий.

Понимание технических инноваций есть неполное понимание инновации в целом, которая дуальна и требует в своей подлинности обращения к методологиям создания предельно-мировоззренческих принципов дополнительности, что невозможно без разработки категорий «подлинность» и «целостность». А последние не поддаются исследованию, если не обращаться к введенной нами абстракции в имени OTD, а далее DA (оиуещд ap^ovfa - последовательность гармоний), поскольку целостность как «скреп» - есть одновременно «скреп» в виде понятия «честность» и «правдивость». Ложь подобна ржавчине, покушающейся на всякие подлинные скрепы. А что, есть и неподлинные «скрепы»? Есть! К примеру: обман, различные виды принуждения (чаще всего через всякие необходимости, когда человек вынужден принимать суррогатное только потому, что ему некуда деваться; потому, что в механизмах социального организма «ржавые элементы» не дают возможности быть этому организму здоровым и мобильным не в фактах функциональной мобильности, но в фактах подлинно-целостной мобильности своей глубокой части разума (понятие «разум»

сколь глубоко, столь и превратно (

И ))■

V отх

В управленческих технологиях самым слабым звеном является человек, мыслящий в типологии OYD, поскольку он создает препоны целостному (в том числе и самому себе). Невидимой частью в обществе на сегодня является инновационная деятельность людей, в мышлении которых возобладала ведущая предельно-мировоззренческая инновационная деятельность в типологии OYD -отмеченная знаками социокультурного «преступления». Одновременно в обществе невидимой частью выступает инновационная деятельность и других людей, в мышлении которых возобладала ведущая предельно-мировоззренческая инновационная деятельность [4, 5, 6] на сегодня в типологии OTD - отмеченная знаками социокультурного прогресса.

Теперь возникает прагматическая задача, заключающаяся в том, чтобы научиться отличать подлинные инновации от лже-инноваций. Простой пример: есть определенные «новаторы», сочиняющие социальные технологии типа «мы ищем умников и умниц для того, чтобы взрастить в обществе элиту, способную

111

Методология научных исследований

повести остальную часть общества к цивилизационному прогрессу...». Забыта категория «честность», в этом случае (если только забыта, а не просто отброшена за ненадобностью). «Честность» в синтезе с понятием «умный» (функциональный + предельно-мировоззренческий рационализм в типологии OTD) были бы вполне подходящими компонентами в подобных призывах.

Четыре фракции разума (OTD, OYD, ОФИ, НА) определяют все предельные инновации, которые способен создавать человек. Понимать их он мог бы и, соответственно, стремиться к подлинным инновациям, в том случае, если бы не мешали в разуме восприятию его же собственные превратные формы мышления, обозначаемые нами как OYD и ОФИ.

Появляющиеся фирмы, специализирующиеся на создании венчурных программ и новых технологий, на открытии новых потребностей для человека или общества, по сути создают социальные инновации или в русле OTD, или OYD. То есть требуется сегодня создавать экспертное сообщество, которое бы являлось тем средством, которое останавливало бы поползновения OYD к расшатыванию социального организма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мушич-Громыко В.Г. Методологические возможности принципа дополнительности в формализованных и неформализованных знаниях через опору на понятие пространство: монография. - Новосибирск: НГУ, 2010. - 208 с.

2. Мушич-Громыко В.Г. Исследование бытия объектов с нефиксированнофиксированным статусом и онтологии моральной ответственности человека в аспекте долженствования: монография. - Новосибирск: НГУ, 2011. - 410 с.

3. Мушич-Громыко В.Г. Изометрические и изомерические аспекты этики: монография: Новосибирск, НГУ, 2012. - 354 с.

4. Родионов А.И., Ким В.Ф. Фотон - это квант или объект? // Вестник СГГА. - 2003. -Вып. 8. - С. 211-215.

5. Марченко Ю.Г. Что сулит России и русскому народу современная реформа образования // Вестник СГГА. - 2004. - Вып. 9. - С. 227-230.

6. Городинский И.В. О необходимости введения специального термина и научного направления «Этика в компьютерных средах» // Вестник СГГА. - 2005. - Вып. 10. - С. 215-217.

Получено 28.01.2013

© В.Г. Мушич-Громыко, 2013

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.