Научная статья на тему 'Философия путешествий Максимилиана Волошина'

Философия путешествий Максимилиана Волошина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
708
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН / ФИЛОСОФИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ / ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ / ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ / MAXIMILIAN VOLOSHIN / TRAVEL PHILOSOPHY / CREATIVE WAY / SPIRITUAL QUESTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Редкова Анастасия Владимировна

Рассматривается философия путешествий, духовные искания Максимилиана Волошина по материалам книги «Лики творчества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY TRAVEL Maximilian Voloshin

The paper deals with the philosophy of travel, spiritual quests Voloshin on the book «Faces of creativit».

Текст научной работы на тему «Философия путешествий Максимилиана Волошина»

УДК 808.1

ФИЛОСОФИЯ ПУТЕШЕСТВИИ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА

Редкова Анастасия Владимировна

студентка института принтмедиа и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А redkova@mail.ru

Аннотация. Рассматривается философия путешествий, духовные искания Максимилиана Волошина по материалам книги «Лики творчества».

Ключевые слова: Максимилиан Волошин, философия путешествий, творческий путь, духовные искания.

16 мая 1877 г., 139 лет назад, родился Максимилиан Александрович Волошин (18771932). Поэт, художник, критик Кириенко-Волошин (фамилия при рождении) стал неотделимой частью истории отечественной культуры. В его стихах — зоркость и наблюдательность живописца, в его пейзажах — раздумья поэта о судьбах своей страны [7].

«Максимилиан Волошин — человек многообразных дарований. Это был не просто талантливый человек, Волошин обладал ненасытной жаждой познания окружающего мира [1]:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить.

М. Волошин

Так начинает предисловие Сергей Сергеевич Наровчатов, русский советский поэт, в известной книге «Максимилиан Волошин. Лики творчества» (1988).

Сергей Наровчатов часто бывал в Коктебеле и был непосредственно знаком с Марией Степановной — вдовой Максимилиана Александровича. Он обожал Волошинскую Киммерию (цикл стихотворений) и неоднократно бывал в его Доме поэта, который построен в 1903 г.

В Примечаниях к статье «Константин Богаевский» (1912) М. А. Кириенко-Волошин писал: «Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Су-рожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части южного берега и Херсонеса Таврического».

«Без поэзии Максимилиана Волошина будет неполным представление о русской поэзии начала XX века...», — считал Сергей Наровчатов. Возможно, это послужило источником его желания написать вступительную статью к первому послевоенному советскому сборнику стихотворений Максимилиана Волошина, которую Наровчатов начал следующими строчками:

Где солнце в полнеба, Где воздух, как брага, Где врезались в солнце

Зубцы Кара-Дага,

Где море легендой Гомеровой брошено

Ковром киммерийским

У дома Волошина.

С.С. Наровчатов «1940-1941»

Сергей Сергеевич не просто любил творчество Максимилиана Александровича, а ощущал внутреннюю близость с поэтом. Наровчатов смог всей душой полюбить Коктебель и связать свою жизнь с ним. Даже в годы Великой Отечественной войны он не забыл об этом чудесном месте. «Снова на зависть слабым и старым / Сорванной лентой смеялась над стартом / И, жизнь по задуманной мерке кроя, / Брала за рукав и тянула в края...», — пишет в своем стихотворении С. Наровчатов. Его всегда «невидимой» рукой тянуло в Коктебель, так любимый Максимилианом Волошиным. Это и стало ниточкой, связывающей двух поэтов и их увлечения.

Все интересы и знания Максимилиана Волошина непосредственно связаны с его путешествиями. Волошин много странствовал по свету, «от гималайских ступеней до древних пристаней Европы». Там он черпал свое духовное развитие, искал свой жизненный путь. И в этом приняла немалое участие мать Максимилиана — Елена Оттобальдовна. Она приветствовала интерес сына к оккультизму и мистике и не огорчалась, когда в гимназии Максимилиан Волошин оставался на второй год.

В 1897 г. Максимилиан оканчивает Феодосийскую гимназию (здание сохранилось, сейчас в нем Феодосийский государственный финансово-экономический институт) и возвращается в Москву. Молодой человек мечтал учиться на историко-филологическом отделении, но по семейной традиции, а отец его был юристом, юноша поступает на юридический факультет Московского университета. Но он, как будет нам понятно далее, не был рожден для этой профессии. В феврале 1900 г. за причастность к Всероссийской студенческой забастовке, а также за «отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» был отстранен от занятий и выслан в Среднюю Азию [8]. С этой ссылки и начинается творческий путь, философия Максимилиана Волошина.

Осенью 1900 г. Волошин уезжает рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Здесь он открывает для себя новые взгляды восточных философов на жизнь как на особый, данный свыше путь для духовных исканий. Эти взгляды оказались очень близки поэту. Именно здесь он начинает искать в большом океане судеб свою судьбу.

Первым самостоятельным путешествием 23-летнего Максимилиана Александровича стало итальянское путешествие 1900 г. В начале апреля этого года мать однокурсника Волошина по университету А. Свободина писала Елене Оттобальдовне из Москвы:

«Макса видим часто, он <...> ни о чем кроме Италии не говорит, подбивает всех идти по Италии, уверяет, что на это надо только 150 руб. на три месяца. Смутил Кандаурова и Арнольда»[2] .

В этом письме речь шла о готовящемся путешествии по Европе. Путешествие, в котором приняли участие Леонид Кандауров, князь Василий Ишеев и знакомый Ишеева — статистик Алексей Смирнов.

Выбор маршрута был доверен Волошину. Дело в том, что Волошин, в отличие от своих спутников, уже побывал в Европе, посетив вместе с матерью годом ранее северную Италию (Венецию, Верону, Милан), Швейцарию, Париж и Берлин. В сентябре — октябре 1899 г. Волошин исколесил всю Швейцарию. Часто он путешествовал и пешком. «...Швейцария разбудила меня снова, — писал поэт, — и повернула к художественным впечатлениям. Особенно поразила меня Via mala в Грубиндене около Тузиса» [3].

Во время этого первого путешествия у Волошина и возник замысел более продолжительной поездки по Италии. «...Рим... меня теперь манит к себе неотразимо... Было бы лучше, после экзаменов, отправиться в Италию... я накупил себе путеводителей по Италии и усердно изучаю их».

Маршрут путешественников пролегал от Москвы до Севастополя через Вену, Мюнхен, Милан, Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь, Бриндизи, Патры, Афины, Константинополь.

Во время этого странствия друзья вели «Журнал путешествия, или «Сколько можно увидеть стран на полтораста рублей», который заполнялся поочередно (начат 26 мая, окончен 24 июля). Этот любопытный документ сохранил историю создания ряда стихотворений Волошина.

31 мая, на пятый день путешествия, друзья плыли по Дунаю из Вены в Линц. Поэт любовался бесконечными излучинами реки, всматривался в горы, подернутые легкой синеватой дымкой. Дневниковую запись в «Журнале путешествия» Волошин начал стихотворением «По Дунаю», написанном на пароходе:

Свежий ветер. Утро. Рано.

Дышит мощная река...

В дымке синего тумана

Даль прозрачна и легка.

И душа из тесных рамок

Рвется дальше на простор...

Религиозные искания М. Волошина начинаются с буддизма, когда в 1901 г. в Париже он встречается с тибетским ламой; одновременно он глубоко погружается в культуру Европы, прежде всего французскую.

В 1905 г. Волошин увлекается оккультизмом, католичеством, антропософией Рудольфа Штейнера. Это увлечение связано со знакомством Волошина с художницей Маргаритой Сабашниковой, занимавшейся оккультизмом и теософией и оказавшей огромное влияние на поэта и на его увлечения. Знакомство с Маргаритой Сабашниковой заканчивается недолгим браком (1906-1907).

Особого напряжения духовные искания Максимилиана достигают к 1905 г., началу пятого семилетия его жизни, названного им «Блуждания». В «Автобиографии» Волошин перечисляет «этапы блуждания» своего духа: «буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штайнер» [4, 2]. В июне того же года в Париж приезжает Анна Минцло-ва, известная деятельница теософского (а впоследствии антропософского) движения, которая сближается с Волошиным и Сабашниковой. Под влиянием Минцловой интересы Волошина обращаются к теософии и позже к антропософии. М. Сабашникова дала Минцловой общеантропософскую оценку: «Ее большие духовные силы не были проработаны в духе объективности и самообладания, они действовали хаотически и непросветленно; хотя многие через нее, как через окошко, смогли увидеть иной мир, она вызывала вокруг себя всякие беды и сама погибла» [5]. Через Минцлову в 1906 г. Волошин знакомится со Штайне-ром, приехавшим в Париж на теософский конгресс. «От антропософии Макс брал то, что ему было близко само по себе. Упражнения, составляющие антропософскую практику, он выполнял в практике самой жизни», — писала Сабашникова [6].

Первая мировая война настигла Волошина в Швейцарии, затем он переехал в Париж [2]. Он решительно выступал против войны. Книга его антивоенных стихотворений вышла в Москве в 1916 г. Она называлась «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»).

В 1916 г. поэт возвращается в Россию; февральскую революцию 1917 г. он встречает в Москве. Она отнюдь не вдохновляет его (и здесь отличие его от многих современников), поскольку, по его собственным словам, он постоянно чувствовал «интеллигентскую ложь, прикрывающую подлинную реальность революции» («Автобиография») [7]. Волошин принял революцию, но не так, как сторонники социалиста А. Керенского или большевиков [2]. Его вера в высшую правоту не оправдала надежд:

Апокалипсическому зверю

Вверженный в зияющую пасть,

Павший глубже, чем возможно пасть,

В скрежете и в смраде — верю!

В 1916 г. Волошин возвратился в Россию и прочно обосновался на черноморском берегу Восточного Крыма, в своем любимом Коктебеле.

«Вернувшись в Крым... — писал Волошин в автобиографии, — я уже более не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую. И все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой. Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей о современности. Но в 17 году я не мог написать ни одного стихотворения: дар речи мне возвращается только после Октября...» [1, 2, 7].

Волошин так и не понял классового характера гражданской войны. Он занял позицию «над схваткой» [9]. Однако поэт сознательно остался в Советской России, и не был противником государственного строя. Максимилиан Волошин всегда верил в свою Родину и свой народ. «Россия представлялась ему неопалимой купиной, легендарным кустом, горящим, не сгорая».

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?

Была ли ты? есть? или нет?

Омут... стремнина... головокруженье...

Бездна... безумие... бред...

Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

Неопалимая Купина!

М.А. Волошин «Неопалимая Купина»

Главная идея философии путешествий Максимилиана Волошина состояла в принципе познания себя. Это значит, что все странствия, совершенные им, были прежде всего для духовного развития. Задача найти свое место в огромном мире — это и есть смысл жизни поэта. Человек, жаждущий познать себя,

обречен на вечное странствие в поисках истины. Таким был и Максимилиан Волошин — Человек-Мир.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Максимилиан Волошин «Лики творчества» / В.П. Купченко, А.В. Лавров, В.А. Мануйлов. — Л.: Наука, 1988.

2. Давыдов З., Купченко В. Максимилиан Волошин. Путник по вселенным. — М.: Советская Россия, 1990.

3. Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники. — М.: Книга, 1991.

4. Нефедьев Г.В. Русский символизм и розенкрейцерство. // Новое литературное обозрение. — 2002. — № 56. — С. 177.

5. Волошина М. Зеленая змея. — М., 1993. — С. 125 // Раздел «Вопросы к эпохе» книги 2.

6. Волошина М. Зеленая змея. — М., 1993. — С. 139 // Раздел «Пути и перепутья» книги 3.

7. Махун С. День. — 2002 — № 74.

8. Электронная энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet. ги/епс/ки1Шга_1_0Ьга70уате/И 1ега1ига/уо1о5Ып_так51тШап_а1ек5аМгоу1сЬ.Ыш1 (дата обращения: 07.06.16)

9. Электронный каталог библиотеки Максимилиана Волошина [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vo1oshin.crimea.ua/afisha/tekushhee/ 513-qgde-so1ncze-v-po1nebaq.htm1 (дата обращения: 07.06.16.

10. Электронная энциклопедии Megabook. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mega-Ьоок.ги/агйск/Болошин Максимилиан Александрович (дата обращения: 07.06.16).

PHILOSOPHY TRAVEL MAXIMILIAN VOLOSHIN

Anastasia Vladimirovna Redkova

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Annotation. The paper deals with the philosophy of travel, spiritual quests Voloshin on the book «Faces of creativit».

Keywords: Maximilian Voloshin, travel philosophy, creative way, spiritual quests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.