Научная статья на тему 'Тема войны и революции в произведениях М. Волошина'

Тема войны и революции в произведениях М. Волошина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3686
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН / ВОЙНА / НАСИЛИЕ / РЕВОЛЮЦИЯ / РОССИЯ / ПУТЬ / ИСТОРИЯ / СЛАВЯНЕ / МЯТЕЖ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рубенкова Т. С.

В статье исследуется отношение русского поэта Максимилиана Волошина к войне и октябрьской революции. Трагические события, происходящие в России в первой четверти ХХ века, Волошин считал очистительным огнем, который прокладывает путь в светлое будущее великой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF WAR AND REVOLUTION IN THE WORKS OF M. VOLOSHIN

Maximilian Voloshin’s attitude to the war and to the October revolution is studied in the article. Voloshin considered tragic events, taking place in Russia in the first quarter of the twentieth century, as a purifying fire, which paves the way for the bright future of the great country.

Текст научной работы на тему «Тема войны и революции в произведениях М. Волошина»

УДК 82

ТЕМА ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ВОЛОШИНА*

Т.С. Рубенкова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

В статье исследуется отношение русского поэта Максимилиана Волошина к войне и октябрьской революции. Трагические события, происходящие в России в первой четверти ХХ века, Волошин считал очистительным огнем, который прокладывает путь в светлое будущее великой страны.

Ключевые слова: Максимилиан Волошин, война, насилие, революция, Россия, путь, история, славяне, мятеж.

Максимилиан Волошин - поэт, мыслитель, переводчик, художник-пейзажист, литературный и театральный критик, искусствовед.

Судьба его в целом была удачливой. Поэт выжил в самой гуще событий гражданской войны, не был репрессирован в 20-е годы двадцатого века, ему удалось уйти в конце 30-х годов от террора власти. Когда частная собственность изымалась с особым остервенением, Волошин оставался хозяином имения (два двухэтажных дома и два флигеля).

До 1928-го года поэту удавалось писать обо всем, что его волновало, о чем он размышлял, но потом было опасно даже хранить его стихи. С 1928-го года по 1961 год его книги были запрещены. Волошина преследовали издевательства местных властей, атаки партийных деятелей. И в 1932-м году его настигла преждевременная кончина.

В 1977 году в связи с юбилеем (100 лет со дня рождения) имя М. Волошина вновь появилось в истории русской литературы. Разрешили печатать всё: стихи, статьи, дневники, письма, воспоминания.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве в мае 1877 года. Когда мальчику исполнилось 3 года, отец его умер. Воспитывала Максимилиана мать Елена Оттобальдовна Волошина (Глазер). Она была свободолюбива, с сильным характером, сына не баловала. Около 12-и лет они прожили в Москве. Здесь были написаны первые стихи Максимилиана.

В 1893 году мать и сын переехали в Феодосию. Рядом находился Коктебель, в котором царствовало море, пахла полынь, навевал вдохновение древний вулкан Карадаг.

В 1897 году Максимилиан окончил гимназию в Феодосии, и они с мамой вернулись в Москву. Во время учебы в университете на юридическом факультете Волошин принимал участие в студенческих забастовках, за что был выслан в

*

Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного в рамках международной научно-теоретической конференции «Война и мир, насилие и ненасилие в русской литературе и философии. К 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого» (г. Белгород, 27-30 июня 2018 года).

Среднюю Азию. Именно там пришло решение посвятить жизнь литературе и искусству.

После Средней Азии Максимилиан едет за границу - в Париж, в котором он постепенно превращается в европейца (эрудит, анархист в политике, символист в поэзии). Максимилиан много путешествует, пишет стихи и статьи, рисует. «Странствую по странам, музеям и библиотекам», - писал Волошин впоследствии. -«Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша»1.

В Европе поэт увлекается мистическими знаниями. За ним закрепляется «образ «офранцузенного» эстета, играющего в оккультизм и позирующего под Зевса»2.

По воспоминаниям современников, Волошин был интересным собеседником-эрудитом, наделенным чувством юмора. Терпеливый, умеющий выслушать человека, поэт общался со многими известными людьми своего времени.

М. Цветаева, вспоминая поэта, писала: «Острый глаз Макса на человека был собирательным стеклом, собирательным - значит зажигательным. Все, что было своего, то есть творческого, в человеке, разгоралось и разрасталось в посильный костер и сад. Ни одного человека Макс - знанием, опытом, дарованием - не задавил»3.

Значительной социально-культурной акцией М. Волошина стало создание им «Дома поэта» (дома творчества). В письме к Л. Каменеву в 1924г. поэт, обращаясь к партийному боссу за помощью, написал: «Сюда из года в год приезжали ко мне поэты и художники, что создало из Коктебеля своего рода литературно-художественный центр. При жизни моей матери дом был приспособлен для отдачи летом в наём, а после ее смерти я превратил его в бесплатный дом для писателей, художников, ученых. Двери открыты всем, даже приходящему с улицы»4. Здесь находила пристанище интеллигенция, положение которой в советской России было в то время сложным. Писатели, живописцы, пианисты, композиторы, балерины, актеры, педагоги, юристы, инженеры - в доме Волошина все были равны - могли общаться до глубокой ночи, встречать рассвет у моря, радоваться каждому наступающему дню. От них требовалось позитивное восприятие действительности, умение думать, размышлять, высказывать открыто свою точку зрения - тем самым вносить собственную частицу в интеллектуальную жизнь того времени.

Чем был для гостей Волошина этот островок тепла, задушевных разговоров? Хорошо об этом написала дочь харьковского профессора Л.В. Тимофеева-Дадина, которая приезжала в Коктебель впервые в 1926 году: «Надо знать наши советские будни, нашу жизнь - борьбу за кусок хлеба. Надо знать ночи ожидания приезда НКВД с очередным арестом или ночи, когда после тяжелого дня работы ты приходишь в полунатопленную комнату, снимаешь единственную пару промокшей насквозь обуви, сушишь ее у печки, стираешь, готовишь обед на завтра, латаешь бесконечные дыры, и всё в состоянии унижения, в заглушении зова к нормальной жизни, радостям, чтобы понять, каким контрастом сразу ударил меня Коктебель и М.А. Волошин, с той его человечностью, которой он пробуждал в каждом уже давно

1 Давыдов З., Купченко В. Совесть народа - поэт... // Волошин Максимилиан. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка. Минск,1993. С. 4.

2 Там же, с. 4.

3 Цветаева М. Живое о живом. М.,1993. С. 5.

4 Давыдов З., Купченко В. Совесть народа - поэт. // Волошин Максимилиан. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка. Минск,1993. С. 5.

сжавшееся в комок человеческое сердце, с той настоящей вселенской любовью, которая в нем жила.»5.

По воспоминаниям современников, в 1923 году через Дом в Коктебеле прошло 60 человек, в 1924-м - 300 человек; в 1925-м - 400 человек; в 1928-м - 800 человек6. В состоянии поэтического вдохновения Волошин написал об этом так: Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

Войди, мой гость, стряхни житейский прах И плесень дум у моего порога... Со дна веков тебя приветит строго Огромный лик царицы Таиах. Мой кров убог. И времена - суровы. Но полки книг возносятся стеной. Тут по ночам беседуют со мной Историки, поэты, богословы...

Невероятно общительный, Волошин все же ощущал себя глубоко одиноким человеком, он написал об этом еще в 1914 г. - толчком для создания стихотворения стала притча Платона о юноше, в раннем детстве похищенном разбойниками. Юноша идет из края в край в поисках своих родителей. Его везде принимают, однако он нигде не задерживается: бродит по миру, ищет отца и мать, без удовлетворения и без особых достижений:

Как некий юноша в скитаньях без возврата, Иду из края в край и от костра к костру... Я в каждой девушке предчувствую сестру И между юношей ищу напрасно брата.

Бездомный долгий путь назначен мне судьбой... Пускай другим он чужд... я не зову с собой -Я странник и поэт, мечтатель и прохожий. Любимое со мной. Минувшего не жаль. А ты, что за плечом, - со мною тайно схожий, -Несбыточной мечтой сильнее жги и жаль!

В январе 1905 г. Максимилиан, находясь в Петербурге, стал свидетелем революционных событий в России и написал об этом в статье «Кровавая неделя в Санкт-Петербурге», где уверенно констатировал, что русское правительство стреляло по безоружной толпе с иконами. Это были мирные люди, которые просили защиты у царя. Это противопоставление (правительство и простой народ) являло собой начало великой трагедии в России. В память об этих днях Волошин сочинил стихотворение «Ангел мщенья», в котором пророчил насилие революционной борьбы: Не сеятель сберет конечный колос сева. Принявший меч погибнет от меча. Кто раз испил хмельной отравы гнева, Тот станет палачом иль жертвой палача

5 Давыдов З., Купченко В. Совесть народа - поэт. // Волошин Максимилиан. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка. Минск,1993. С. 6.

6 Волошин Максимилиан. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка. Минск,1993. С. 9.

Когда началась Первая мировая война, Волошин находился в Швейцарии, затем переехал во Францию; он переживал, молился, чтоб «не разлюбить врага». С самых первых дней войны поэт занял антивоенную позицию. Поэт писал о том, что надо «...не судить, кто прав, кто виноват. А понять, исчислить, анатомировать, расчленить те силы, что составляют войну. Противники слиты в одном объятии. Ее

7

надо одолеть - самое войну, а не противника» .

В это же время другие поэты России (К. Бальмонт, Ф. Сологуб, М. Цветаева, И. Северянин, М. Кузмин, Г. Иванов и некоторые др.) приветствовали начавшуюся войну и надеялись на ее позитивное воздействие на европейское общество. Волошин, переехав в Париж, пишет ряд антивоенных статей и цикл стихов «Anno mundi ardentis» (В год пылающего мира). Поэт понимает бессмысленность войны, которая массово забирает лучших людей в государстве. В своих публицистических статьях «Жертвы войны», «Маленькие недосмотры», «Франция и война» Волошин печалится о молодых людях, которые представляют цвет нации и будущее страны. Он пишет, находясь во Франции: «В первые же дни войны она кинула в плавильный горн все свои духовные и интеллектуальные силы, она положила на полях сражений весь цвет молодого поколения, она пожертвовала... всем расцветом завтрашнего дня...

Благодаря всенародности войны, декрет о мобилизации всей страны, со всем накоплением бесценных духовных и социальных богатств, передал в полное распоряжение военной касты, то есть самой невежественной и косной части Франции, не только не имеющей понятия о всечеловеческой ценности того, что давалось ей в безответственное распоряжение, но в целом не готовой даже к своему непосредственному делу - ведению войны...»8. Из отрывка данного текста понятно, что Максимилиан Волошин выступает против всеобщей воинской повинности.

Сам поэт дважды отказался служить в армии. В 1916 г., когда его призвали на военную службу, он написал военному министру: «Я отказываюсь быть солдатом, как европеец, как художник, как поэт: как европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участие в братоубийственной и междоусобной войне, каковы бы ни были ее причины. Ответственен не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает. Наивным же формулам, что это война за уничтожение войны, я не верю... Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, так как поражение на физическом плане есть победа на духовном, - не может быть солдатом... Для меня, от которого не скрыт ее (войны) космический моральный смысл, участие в ней было бы преступлением»9. После отказа Волошина отправили на медицинское освидетельствование - его спасло некрепкое здоровье -астма и больная рука, поврежденная при падении с велосипеда.

Позднее, уже в 1919 г. в Симферополе, занятом красными, Волошин отказывается от предложенной ему службы в ГПУ (ВЧК). Он понимает, что его могут призвать в любой момент в армию, если он будет работать в ГПУ.

Тем самым поэт во второй раз отказывается от участия в военных действиях, так как знает, что за патриотическими лозунгами стоят экономические интересы воюющих стран.

Отношение Волошина к русской революции и России заслуживает специального исследования. Поэт был уверен, что революцию в России вершили

7 Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М., 1991. С. 12.

8 Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники. М. 1991. С. 183.

9 Волошин М.А. Путник по вселенным. М., 1990. С. 94-95.

темные и мстительные силы. Размышляя о причинах войны и революции, Волошин, как и многие другие теоретики мирной доктрины во все времена человеческой истории, указывает на алчность, жажду наживы как на движущую силу: Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, -А вслед героям и вождям Крадется хищник стаей жадной, Чтоб мощь России неоглядной Размыкать и продать врагам!

В то же время революцию поэт связывает с чувством справедливости, о чем он писал в статье 1906 г.: «Идея справедливости - самая жестокая и самая цепкая из всех идей, овладевавших когда-либо человеческим мозгом. Когда она вселяется в сердца и мутит взгляд человека, то люди начинают убивать друг друга»10. Поэт считает, что разрушительную силу всенародного стремления к справедливости остановить невозможно.

Октябрьская революция и гражданская война повернули поэта душой и мыслями к России. Интеллектуал Волошин неожиданно нашел проникновенные слова, которые были близки сердцу каждого россиянина.

Устами Волошина говорил обезумевший народ России. Его стихи несли в себе горькую правду, которая оказалась очень нужной людям.

Вслед за Ф.М. Достоевским М. Волошин чувствовал, что в революционном безрассудстве виноват не сам человек, а «духи невысокого полета». Он называет их трихинами - невидимыми врагами людей: Исполнилось пророчество: трихины В тела и дух вселяются людей. И каждый мнит, что нет его правей. Ремесла, земледелия, машины Оставлены. Народы, племена Безумствуют, кричат, идут полками, Но армии себя терзают сами, Казнят и жгут: мор, голод и война.

Стихотворения М. Волошина о революции вошли в книгу с символическим названием «Неопалимая купина» (по библейской легенде - горящий и несгораемый куст, освященный присутствием Бога). Поэт призывает в этом сборнике страну к смирению, объясняется в любви России: Пребудь смиренной и бедной -Верной своей судьбе... Люблю тебя в лике рабьем, Когда в тишине полей Причитаешь голосом бабьим Над трупами сыновей.

Вместе с тем Волошин-патриот явно мучается, он испытывает глубокую печаль, чувство вины и даже злость. Эти чувства отражены в стихотворении «Мир»: С Россией кончено... На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях. Распродали на улицах: не надо ль

10 Волошин М.А. О Репине. М., 1913. С. 140.

Кому земли, республик да свобод, Гражданских прав? И родину народ Сам выволок на гноище, как падаль.

Поэт страдает, однако верит (как и Ф.М. Достоевский) в очищение души через мучения. Россия в сознании М. Волошина ассоциируется с Неопалимой Купиной. Пройдя испытания, страна и народ должны переродиться, очиститься. Путь России -через физическое поражение прийти к духовному подъёму: Они пройдут расплавленные годы Народных бурь и мятежей: Вчерашний раб, усталый от свободы, Возропщет, требуя цепей. Построит вновь казармы и остроги, Воздвигнет сломанный престол...

Поэт вспоминает чашу Грааля, образ которой наталкивает на мысль о страданиях и избавлении от них:

Стремим свой путь в пространстве вечной тьмы, В себе несем свое изгнанье мы -В мирах любви неверные кометы!.. Грааль скорбей несем по миру мы -Изгнанники, скитальцы и поэты!

Это напоминает о христианской традиции взваливания на свои плечи Голгофского Креста. Поэт считает, что такова судьба России, в этих страданиях ее уникальность. Оплакивая своих сыновей, не теряя смирения, Россия копит силу, крепнет в духовном плане.

Революция, по Волошину, является очистительным огнем, который проложит путь к вечным ценностям. Сам поэт готов к страданиям вместе с любимой страной. Он верит в светлое будущее России, в то, что революция поможет открыть новый, более счастливый путь. Это ощущение света и добра в будущем России было обусловлено религиозно-мистическими настроениями поэта: Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений -Возникнет праведная Русь...

Печалясь о судьбе России в период октябрьской революции и гражданской войны, Волошин создает цикл стихотворений: «Москва» (1917г.), «Святая Русь» (1917г.), «Из бездны» (1917г.), «Демоны глухонемые» (1917г.), «Дметриус-император» (1917г.), «Стенькин суд» (1917г.), «Русь глухонемая» (1918г.), «Родина» (1918г.), «Европа» (1918г.), «Написание о царях московских» (1919г.), «Китеж» (1919г.), «Русская революция» (1919г.), «Неопалимая Купина» (1919г.), «Красногвардеец» (1919г.), «Гражданская война» (1919г.), «Дикое поле» (1920г.), «Северовосток» (1920г.), «Заклинание» (1920г.), «Русь гулящая» (1923г.) и др. Многие из названных стихотворений при чтении их самим Волошиным производили потрясающее впечатление на слушателей, особенно - «Китеж» и «Дикое поле». В одном из них читаем:

С Руси тянуло выстуженным ветром, Над Карадагом сбились груды туч,

На берег опрокидывались волны, Нечастые и тяжкие. Во сне Как тяжело больной, вздыхало море, Ворочаясь со стоном. Этой ночью Со дна души вздувалось, нагрубало Мучительно-бесформенное чувство -Безмерное и смутное: Россия...

Вот это ворочающееся со стоном, как тяжело больной во сне, море - это и есть Россия. Море - это стихия, которая ассоциируется у поэта с миром человеческой души.

В стихотворении «Северовосток» Россия у Волошина ассоциируется с ледяной равниной и чёрным ветром. Сотни лет воет, веет этот неистовый ветер. А в стихотворении «Китеж» читаем:

Вся Русь - костёр. Неугасимый пламень Из края в край, из века в век Гудит, ревёт. И трескается камень И каждый факел - человек.

Три образа своей страны создает Волошин: костёр, который сотни лет жарко горит, так, что «трескается камень», и некуда спрятаться от этого пламени; ледяной ветер на бескрайней равнине, беспощадный, как огонь, сотни лет он дует, и некуда спрятаться от него, и страшное, засыпанное «горьким снегом» кладбище.

Сердце России для поэта - Москва, а мозг России - Петербург. Москва -мрачная, давящая сила. А Петербург у Волошина - триумфальный город на костях. Создатель этого города не тот прекрасный Пётр, герой и гений, труженик и воин, какого превозносил Пушкин. У Волошина это мрачный изувер, кровавый деспот.

Поэт не только рисует словом, он размышляет, анализирует. Не случайно его произведения называют историософскими, осмысливающими исторический период, включающий первую мировую войну, октябрьскую революцию и гражданскую войну в России.

Россия М. Волошина - страна исторических миражей, за которыми нет серьезных изменений: что-то строится, меняется, но это только иллюзия. И движущие силы в стране, казалось бы, противоборствующие, - самодержавие и революционеры, белые и красные - на самом деле похожи. Они творят произвол, в их поведении на лицо безответственность, склонность к крайностям, неумение сосредоточиться, увидеть главное.

Волошин ищет причину российских бед в самом народе. При этом он не отворачивается от жутких картин, разворачивающихся перед его взором. Ему нужно увидеть, понять, прийти к определенным выводам. Поэт хотел познать глубину России, ее суть. Всё происходящее в стране не заставило поэта отвернуться от Родины. Он остается с ней до конца. В 1918 г., в разгар революционных событий, поэт пишет стихотворение «Из бездны», где есть такие строки: Полночные вздулись воды, И ярость взметённых толп Шатает имперский столп И древние рушит своды. Ни выхода, ни огня... Времён исполнилась мера. Отчего же такая вера Переполняет меня?

Тот же мотив мистической любви и веры в Россию звучит в стихотворении 1922 года «На дне преисподней». Мрачная картина в преисподней, однако поэт совершенно ясно видит свою судьбу: Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца, - Русь! И на дне твоих подвалов сгину Иль в кровавой луже поскользнусь, -Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

Всё происходящее в России, по мнению Волошина, - это возмездие. Это знак того, что страна на неправильном пути. Однако поэт верит, что Россия не оставлена Богом. Русскому народу необходимо время, чтобы многое понять, осознать, за что нам даны страшные испытания. Волошин свято верит в праведную Русь, в особую миссию России. В письме А.М. Петровой от 9.12.1917 года поэт смело рассуждает о смысле слова славяне: «Знаменательно имя «славяне». Для Запада оно звучит как имя рабов ^с^^. Раб и славянин по-латыни - синонимы. Но внутренний смысл славянства в том, что оно тайно несёт в себе, - это Слава, Слово: Право Славии»11. Это для Запада славяне - рабы, а для самих себя - тайные носители божественного Слова, нездешней Славы. Отсюда - особая судьба у России. При этом Волошин осознает, сколько темных сторон существует в его стране, поэтому он с прискорбием говорит:

И в мире нет истории страшней, Безумней, чем история России.

Несмотря на эти мучительные размышления, Волошин превыше всего ставит вечную сущность России, ее тайное духовное призвание. Русский народ для поэта -это народ незрелый, и ему необходимо взрослеть.

Завершающим этапом в творчестве М. Волошина была поэма «Путями Каина», которая тесно связана со всеми предыдущими сборниками стихотворений поэта и его публицистикой.

Поэма написана в период с 1915 г. по 1926 г. Начало двадцатого века - это время духовного кризиса в России: поражение в русско-японской войне, крах первой русской революции 1905 г., Первая мировая война, октябрьская революция 1917 г., гражданская война. Это путь насилия и страдания для народа. Это трагедия в русском обществе. В душах людей жил хаос, он творил, разрушая все вокруг. И человек чувствовал бездну внутри себя.

Волошин, осмысливая хаос в обществе, крах цивилизации, связанный с войнами и революциями, завершает свое творчество поэмой, в которой каждый человек - личность, сознание которой представляет собой целый мир. С одной стороны, человек - это материальная сущность, имеющая тело, с другой - частица

11 Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991. С. 104.

божественного духа, имеющая душу. Человек неотделим от общества, как его душа от тела.

Поэма представляет собой логическое развитие событий, описываемых в его первых книгах. Ведущим мотивом этих книг является мотив пути. В первой книге («Годы странствий») - это путь поэта-путешественника, задача которого - познать мир. Вторая книга («Selva oscura») открывается «блужданиями», когда дорога (путь) становится внутренней сутью души, стремящейся к «Невидимому Граду». Третья книга («Неопалимая Купина») объединяет путь поэта с путем страны, и, наконец, в четвертой книге Волошин предпринимает попытку через историю мироздания определить путь человечества, идущего «путями Каина».

Поэма «Путями Каина» считается итоговым произведением М. Волошина. Здесь мы наблюдаем единство опыта поэта, художника, мыслителя и человека. Поэма иначе называется - трагедия материальной культуры. В этом произведении история человечества проецируется на библейскую историю: Мир - лестница, по ступеням которой Шел человек. Мы осязаем то,

Что он оставил на своей дороге. Животные и звезды - шлаки плоти, Перегоревшей в творческом огне: Все в свой черед служили человеку Подножием, И каждая ступень Была восстаньем творческого духа. Лишь два пути раскрыты для существ, Застигнутых в капканахравновесья: Путь мятежа и путь приспособленья.

Именно мятеж поэт считает революционным порывом и частью эволюции человечества. В мироздании, считает Волошин, действуют сила косная (консервативная) и творческая. Вторая сила у автора ассоциируется с огнем, носителем которого является человек. Он же - мятежник (революционер). Он же -главный персонаж поэмы. Таким первым человеком-мятежником Волошин называет Каина. По мнению поэта, именно с бунта Каина началась история людей. Она реализовывалась в определенные эпохи через мятежи (революции).

В целом произведение М.А. Волошина «Путями Каина» - это история развития человечества на нашей планете.

Плоть человека - свиток, на котором Отмечены все даты бытия.

Путем огня он шел через природу. Кровь - первый знак земного мятежа, А знак второй -Раздутый ветром факел.

Автор в поэме создал своеобразную философию революции: неправильность революционных целей неизменно приводит к разрушению и войне. Революционную борьбу Волошин называл мятежом за потребление, что не выводит общество из круга несправедливости. Это еще один итог мятежа по Волошину.

Сам поэт во время гражданской войны призывал к «братству Каина», молясь за обе противодействующие стороны (красных и белых). В победе одной из них

Волошин не видел будущего. Поэтому смысл всей крови гражданской войны поэт видел в обретении и признании «Каинова братства».

Жизнь М. Волошина, призывающего примирять враждующие стороны, умеющего верно служить людям, сохранять культурное наследие страны, свидетельствует о глубокой мудрости этого человека, о высокой взрослости его души.

Список литературы

1. Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники. М., 1991.

2. Волошин Максимилиан. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка. Минск,1993.

3. Волошин М.А. О Репине. М., 1913.

4. Волошин М.А. Путник по вселенным. М., 1990.

5. Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М., 1991.

6. Давыдов З., Купченко В. Совесть народа - поэт. // Волошин Максимилиан. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка. Минск,1993.

7. Цветаева М. Живое о живом. М.,1993.

THE THEME OF WAR AND REVOLUTION IN THE WORKS OF M. VOLOSHIN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.S. Rubenkova

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]

Maximilian Voloshin's attitude to the war and to the October revolution is studied in the article. Voloshin considered tragic events, taking place in Russia in the first quarter of the twentieth century, as a purifying fire, which paves the way for the bright future of the great country.

Keywords: Maximilian Voloshin, war, violence, revolution, Russia, way, history, the Slavs, rebellion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.