О. С.Зиявадинова
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В КОМИ ПОЭЗИИ КОНЦА Х1Х - ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКОВ
Работа посвящена изучению и анализу творчества коми поэтов, положивших начало литературной традиции в художественном изображении природы и использовании разнообразных форм ее описания. Рассматривая творчество И. А. Ку-ратова, В. Т. Чисталева и В. А. Савина, попытаемся представить спектр философ-ско-эстетических идей и художественных особенностей в воплощении этой темы, которые характерны для коми литературы.
Иван Алексеевич Куратов (1839-1875) был философом: он проявлял глубокий интерес к вопросам о смысле жизни, сущности человека и его отношения к природе. Как поэт он формировался под воздействием русской и мировой культуры в плане философского взгляда на мир. В целом он не был поэтом натурфилософского склада мышления, но его понимание мира включало в себя натурфилософский аспект как один из важнейших для его индивидуальной мировоззренческой системы.
Рассмотрим отражение натурфилософских представлений в его лирике. Поэт стремился философски осмыслить феномен природы, проникнуть в тайны ее устройства и места в ней человека. Обратимся, например, к стихотворению "Со кыдз сшос тода ме" (Знаю я ее такой, 1867). Что дает нам основание говорить о форме художественно-философского осмысления природы? Прежде всего, произведение представляет собой размышление, целью которого является открытие закономерностей устройства природы. При этом интеллектуально-аналитическая направленность мысли, использование системы таких философских понятий, как материя, движение, конечность-бесконечность, жизнь-смерть и др., создают картину мира, осмысленную в итоге философски.
И. А. Куратов видит в природе вечное и бесконечное. Он не стремился ее идеализировать, показывая в ней то, что ему хотелось бы видеть: мир и любовь к человеку. Он открывает реальную природу, «остро ощущая холодное безразличие ее к людям» [1, с. 57]. Поэта потрясает ее «суровое безразличие ко всему живому, отсутствие ... нравственного начала, бесчувственность к добру и злу» [2, с. 57]:
...И кор войны сы водзын ...И когда тонуть пред ней
Пондан - вой, оз мездыв! Будешь - тони, не спасет!
Коть тэ кыдзи кевмысь сэн, Хоть как ты молись там,
Коть тэ кыдзи чездыв! Хоть как ни старайся!
*
Здесь и далее подстрочный перевод наш - О.З.
Исходя из такого понимания природы, поэт пытается осмыслить место человека в мире. Человек понимается им как маленькая частица вселенной. Он бессилен перед законами природы, зависит от нее и пытается воззвать к ее помощи. Стремясь философски осмыслить проблему разлада человека с природой, поэт обнаруживает причину разлада в том, что живая индивидуальность чужда обезличенному потоку жизни. Природа долговечна, а существование человека скоротечно, чем и определяется различие закономерностей жизни - природной и человеческой. Природа, по мысли поэта, не может сделать жизнь человека прочной и счастливой. Он замечает, что в природе осуществляется гармония вечности и цельности, но ей не хватает важного, завершающего элемента - нет человеческой чуткости, способности к состраданию. Трагическое понимание И. А. Куратовым природы, продиктованное острым осознанием неустроенности человека в мире, мы определяем как социально-философское истолкование отношений человека с его естественной средой.
Вениамин Тимофеевич Чисталев (1890-1939) - автор хорошо известных стихотворений о природе: "Аръявыв" (К осени, 1921), "Кайла видзодла" (Поднимусь, взгляну, 1921), "Гожся луно" (Летним днем, 1922), "Гожом пом" (Конец лета, 1922), "Тувсовъя" (Весеннее, 1922), «Ывлавыв» (Природа, 1922), "Тувсов войя-сын" (Весенними ночами, 1923), "Ар" (Осень, 1924), "Югыд толысь" (Светлая ночь, 1925). Тема человека и природы в его творчестве - одна из главных. В. Т. Чисталева принято считать основоположником национального пейзажа.
Особенностью его поэзии является то, что темы природы и творчества в ней тесно связаны. Творчество осмыслено в сопоставлении бытия природы и жизни человека. Окружающий человека мир рассматривается автором как источник вдохновения: природа и человек - два активных начала, и в общении с естественной средой человек познает себя. Эта связь ярко отражается в его стихотворении "Поэзия артмом" (Рождение поэзии, 1923), которое в одном из ранних сборников поэт включил в раздел "Водзкыв пыдди" (Вместо предисловия) как своеобразный эпиграф ко своему творчеству:
Ог тод, код1 мено чужтшс, Код1 быдтш, вердш-удш, Сьывны-мойдны йозсо лэдзлш... Гашко, лозов чод тусь пиын Быдми меой вор туй дорын, Да октю кудъяс ветлысь-мунысь. Гашко, вор ты пыдос ваыс Вол1 меным потан пыдди, Чож-поткаыс овво сьывлш. Гашко, вол1 лоня ворыс... Меным висьтъяс йологао Толысь югор чукорташс.
Кто родил меня - не знаю, Кто вырастил, выкормил, Вдохновил на песни о народе... Может, среди черничных ягод Вырос я около лесной дороги, И собрал меня в пестер прохожий. Может, вода со дна лесного озера Была мне вместо люльки, Пела мне песни лесная птица. Может, лес был тихий... Мне рассказы эхом Доносил блик луны...
Лирический герой В. Т. Чисталева чувствует себя частью природы, он обязан ей своим поэтическим талантом, понимаемым как возможность познания мира, данная человеку природой.
Композиционно стихотворение членится на две части, переход от первой ко второй осуществляется в 3-4-й строках, причем вторая часть - пейзажная. В ней
вырисовывается целостный образ окружающего мира. Описание его построено на перечислении конкретных мотивов и образов естественной среды. Постепенно возникают реалии, представляющие собой четыре мировые стихии: земля (черничные ягоды, лесная дорога), вода (лесное озеро), воздух (эхо), огонь (свет луны), -как вечность природного бытия, пространственно перед нами - весь мир. Несмотря на различие функций, мировые стихии связаны между собой философскими понятиями - любовью и творческим началом в человеке.
В содержательно-композиционном плане текст строится как традиционная оппозиция верх / низ, однако у коми поэта они не столько противопоставлены, сколько связаны друг с другом. Природный мир распахивается перед лирическим героем, раскрывается для его поэтического дарования и по вертикали, и по горизонтали.
В стихотворении "Чукостчбм" (Призыв, 1921) автор ставит перед современниками острую проблему воспитания чувства природы. Его беспокоит мысль о том, что с развитием промышленности погибнут леса, исчезнет красота родных просторов:
Гежодмас-шочаммас воръяс; Кушмалас пармаяс, ягъяс; Гудыртчас, няйтчалас юяс; Синва кодь состом ва пемдас. Лонь гажыс быро, Важ сьылом кусас, Чужан кыв
Мисьтоммас, торксяс.
Поредеют леса; Будут вырублены чаща и бор; Помутнеют, загрязнятся реки; Вода, прозрачней слезы, потемнеет. Исчезнет тихая радость, Погаснет старинная песня, Родная речь
Засорится, потеряет красоту.
В. Чисталев призывает сохранить исторический опыт взаимоотношений природы и человека. Забота о сохранении природы связана у него с мыслью о будущих поколениях. Этой же заботой навеяно стихотворение поэта 1923 г. "Веж, га-жа лун" (Светлый, веселый день), по сути - гимн детям и призыв к взрослым с детства воспитывать бережное отношение к природе.
Жанр стихотворения "Ывлавыв" (Природа, 1922) поэт определил как восхваление. Здесь выражено восхищение беспредельными просторами северной природы. Зачином является мысль о диалектическом противоречии: человек захвачен красотой познания мира и вместе с тем осознает свою беспомощность перед вселенной, космосом. Природа - величественное начало, нечто чудное, сокровенное, обладающее неразгаданной самостоятельной сущностью. Человек в сравнении с ней понимается как маленькая частица прекрасного гармонического целого.
Тем не менее, радикальные идеи эпохи затронули поэта, признающего право человека на покорение «первой» природы и строительство «второй». В стихотворении "Кайла, видзодла" (Поднимусь, взгляну, 1921) повествуется об окончании тяжелой крестьянской страды - процесса отвоевывания человеком у дикой природы пространства для земледелия, удобства и блага. В тот исторический момент в общественном сознании укреплялись идеи природоборчества: преобразования природного облика страны и укрепления мощи человека достижениями науки и техники. В данной позиции человек оценивается как движитель жизни, а природа - косная среда, препятствующая развитию нового общества.
Таким образом, тема взаимоотношений человека и природы в творчестве В. Т. Чисталева осознается как стержневая и развивается в нескольких аспектах:
- философский, на уровне которого природа понимается как важнейшая часть мироздания и непременная составляющая бытия человека;
- социальный: в нем задачей виделось либо лучшее приспосабливание к естественной среде, либо замена ее «второй» природой, созданной руками человека;
- просветительский: книги и учебники для чтения в начальных классах, которые В. Чисталев создавал на коми языке, популяризировали знания о естественном мире и, что важно в русле наших рассуждений, воспитывали в детях и вообще в читателях, уважение к живому;
- художественный: воссоздание естественного мира в традициях «реалистического» рисунка, с тщательно выписанными деталями; природа сохраняет свое значение как объект художественного познания.
Осмысление природы названными поэтами можно назвать натурфилософским: естественная среда была для обоих постоянным объектом наблюдений и размышлений, понималась как изначальная основа жизни человека. Их понимание мира включало в себя вопрос о месте человека в природе и об отношении природы к человеку. Проблемы, в которых выразилась натурфилософская мысль: 1) человек в масштабе земли и 2) природа и творческое начало в человеке.
В коми литературоведческой науке В. А. Савина принято считать поэтом революции, ее «поэтическим выражением» [3, с. 22]. Исследователь А. А. Вежев противопоставляет лирическое творчество В. Савина и В. Чисталева: одно «наполнено шумом и гулом революции», в другом - «слышится журчанье лесного ручейка, шепот пармы, чувствуется аромат луговых цветов. Это лирика преимущественно пейзажная и интимная. В ней проглядывает глубокая любовь к родному краю, к природе, к труду, но в ней мало лирического восприятия современности» [4, с. 22].
На наш взгляд, такое противопоставление не совсем правомерно, так как Виктор Алексеевич Савин (1888-1942), как и В. Чисталев, один из крупнейших коми певцов природы, о чем свидетельствуют такие его произведения, как "Вундом" (Жатва, 1918), "Товся рыт" (Зимний вечер, 1918), "Арся мойдкыв" (Осенняя сказка, 1919), "Веж видз вывт муна" (Я иду зеленым лугом, 1919), "Гажа тулыс" (Веселая весна, 1921), "Отчыд овло" (Однажды бывает, 1921), "Аддзысян тай" (Встретишься вот, 1921), "Коми море" (1933), "Нэм томмодысь кад" (Время омоложения жизни, 1935) и другие.
Окружающий мир в его творчестве - это естественная среда национальной жизни, наблюдаемая изнутри, в процессе непосредственного общения. Природа изображается в ее повседневных состояниях и тесных соприкосновениях с человеком: повествование о рыбной ловле, например, сопровождается следующим описанием:
Отарас - кыркотш, модарас - лыа, Шородыс визувто Эжва. Рытыв тов пушко, Эжва зэв гыа, Веськыда муткырто вежон. Кыркотш дор йылас ньывъяс да козъяс Шувгоны, ызгоны зыкон. Ва вылын пыжа: Митипер гозъя Подольник кыйоны кыкон...
Там - обрывистый берег, там - песок,
Посреди течет Эжва.
Западный ветер бушует, Эжва волнуется,
Скрещивая волну с волной.
На краю обрыва - пихты да ели
Бушуют, шумно ругаясь.
На реке люди в лодке: Митипер с женой
Подольник вместе ловят.
Кыркотш дор йылын ньывъяс да По краям обрывистого берега пихты да
козъяс, ели,
Пыдынджык - видзьяс да муяс... Дальше - луга и пашни...
"Гыа ва вылын кыйсьом" (Рыбная ловля в ненастье, 1926)
Социальный «лик» природы здесь - лишь маленький элемент. В целом природа предстает как стихия, «самостоятельная» и слегка романтизированная.
Герои В. А. Савина, погруженные в сельскохозяйственные заботы, относятся к природе прагматически, как к «арене труда» (В. Никольский). Но если крестьяне познают сущность природы в трудовых процессах, то созерцательное отношение к ней, как храму красоты и поэзии, - отражение авторского взгляда, сообщающего тексту ярко выраженное лирическое начало:
Гажа на ывла выв, пуксис коть ар нин,
Мичаа шывго лонь Сыктывлон ва; Сомын тай тодчымон шондшс кольччо, Оз нин дзик гожся моз югорнас кы. Сыктыв сикт турун-нянь идралш -шойччо,
Асъядор кывлывло вартан чап шы...
Красива еще природа, хоть настала уже осенняя пора,
Величественно несет свои воды Сысола; Только вот уже зримо отстает солнце, Не по-летнему светит. Сысольское село убрало урожай -отдыхает,
По утрам слышны звуки молотильной цепи...
(Сыктывкар, 1933)
В творчестве В. Савина мы обнаруживаем два ведущих типа природоописа-ний. Для одного из них характерно изображение естественной основы жизни человека: пашни, лесов, полей. Это в таких стихотворениях, как "Вундом" (Жатва, 1918), "Мельнича" (Мельница, 1930), "Медводдза борозда" (Первая борозда, 1931). Автор воссоздает жизнь человека в окружении естественного мира, ведет повествование о полевых, сельскохозяйственных работах. Такие описания функционально связаны с социальной проблематикой произведения и формируют соответствующий эмоциональный фон повествования:
Ылын-ылын, войвылын Джуджыд парма сулало. Парма пасьта шувго вор. Кодзыд вой тов шутьляло. Парма повстын пемыд йоз Коми войтыр олоны; Югыдшо петан туй Нэм чож найо корсьоны. Парма повстын оломысь Жугыльтчома сьоломъяс: жугыль коми войтырлон Эз вов гажа сьыломъяс...
Далеко-далеко на севере, Стоит тайга дремучая. Шумят леса.
Свистят холодные ветры. В той тайге неграмотные люди, Прозываемые коми, живут; К свету дорогу Веками ищут. От таежной жизни Сердца их опечалились: Тоскливо коми людям Не веселы были их песни...
"Варыш поз"
(Соколиное гнездо, 1923)
Подобное истолкование образов природы было характерно для революционно ориентированных российских писателей. Тайга символизирует тьму, захолустье, неустроенность жизни; основной сюжетный мотив - стремление героев к свету (к солнцу, загораживаемому тайгой). Композиция призвана выразить противостояние вчера/завтра, в котором «вчера» - негативный, а «завтра» - позитивный нарратив. Однако в картине современной жизни, героями которой становятся молодые люди, этот мотивный комплекс меняется. Например, стихотворение "Отчыд овло" (Однажды бывает, 1921), повествующее о народном празднике-гулянии, начинается с диалога девушек и парней, переправляющихся через Вычегду. Образ реки - открытого пространства - эквивалентен образу света. Река знаменует движение, противостоящее замкнутости и застойности жизни. В таком художественном пространстве герои, открытые движению в будущее, иначе воспринимают природный мир. Для них он свой, помогающий, а не мешающий. И отношения человека с окружающей средой предстают читателю как гармония, несущая радость.
В другом типе описаний природы более высока степень живописности картин, их разработанности и наличие открыто-эмоциональной оценки эстетических свойств. О таком типе пейзажа пишет Т. Я. Гринфельд [5, с. 27]. В стихотворениях "Веж видз вывт муна" (Я иду зеленым лугом, 1919), "Кор долыд" (Когда радостно, 1920), "Нэм томмодысь кад" (Время омоложения жизни, 1935) В. А. Савин, говоря о специфической красоте северной природы, как бы полемизирует с принятым мнением о Севере как крае обделенном, однообразном и блеклом:
Веж видз вывт муна, муна, Мича дзоридз сэш уна, Зарни дзоридз вывт уна. Меным гажа, сьыла-йокта, Мича дзоридз водзо окта, Зарни дзоридз одйо окта. Муса зонлы юркытш кыа...
"Веж видз вывт муна"
Иду, иду зеленым лугом, Много там красивых цветов, Очень много золотых цветов. Мне весело, пою-пляшу, Дальше собираю красивые цветы, Золотые цветы быстро собираю. Любимому сплету венок...
("Я иду зеленым лугом", 1919)
Поэт чаще изображает природу в момент ее пробуждения, расцвета и зрелости, а не увядания. Не случайно большое внимание он уделяет описаниям весны: "Кор долыд" (Когда радостно, 1920), "Тувсов вой" (Весенняя ночь, 1927), "Нэм томмодысь кад" (Время омоложения жизни, 1935), сосредоточиваясь на изменениях, происходящих в природе. В его художественном мире весна символизирует счастье, радость, обилие, довольство, плодородие, рождение и обновление всего мира (см. также его поэму "Сыктывкар").
Для В. А. Савина характерны описания природы, которые сосредоточены на изменениях, происходящих в ней (поэма "Сыктывкар", 1933). Изображая природу, как правило, динамично, коми поэт художественно осмысливает один из основных принципов существования материи: в движении, в процессе перемещений, взаимопереходов и взаимодействия, которые отражают изменчивость самой жизни. Динамичность пейзажа усиливается подбором глаголов действия: налетит прохладный ветер, снег убегает с полей, над землей снежок завился. Мотивом движения пронизана также жизнь человеческого общества и личности, причем
формы движения в значительной мере повторяют те, что характерны для природного мира (в циклах трудовой, общественной жизни и в ступенях жизни отдельного человека).
Нам важно показать, что вера в особые возможности человека изменять не только социальный мир, но и природный порядок охватила и коми авторов. Пафос преобразования земли, идея преображения жизни высказываются автором в поэме "Сыктывкар", где противопоставлены "первая" и "вторая" (измененная человеком на его благо) природа. Поэт размышляет о характере прогресса и принципах отношения человека к естественному миру. В. А. Савин ничего не говорит о последствиях вмешательства человека в природную жизнь как губительного, не отражает трагических сторон ситуации. Напротив, он приветствует время перемен как долгожданное. Лирический герой с восторгом рассказывает об изменениях Коми края к лучшему:
... Пырис нин комио грымалан пора, Зумыда тувччомсьыс парма шор воро -Швачкодо-ызго промышленной гы: Горало некор на вовлытом шы, Зэлодчо некор на ворзьывтом шы,
Вор весьто кыгодчо заводской тшын, Пармалон шонало моросыс - пым, Сыло вой тундралон нэмовой кын...
Уже вошла в коми громкая пора, От твердых шагов сердце пармы дрожит -Грохочут-клокочут промышленные волны Гремят небывалые звуки, Натягиваются, напрягаясь нетронутые еще звуки,
Над лесом поднимается заводской дым, Грудь пармы нагревается горячо, Тает вековой слой льда в тундре...
Сказанное позволяет сделать вывод, что природа естественно входит в художественный мир В. А. Савина, являясь составной частью его поэзии. Закрепившаяся за ним оценка поэта, чуждого природе, сегодня представляется устаревшей и требующей корректировки как связанная с определенной исторической эпохой, в которой он жил.
Таким образом, тема природы в коми поэзии конца Х1Х - первой трети ХХ вв. наиболее активно разрабатывалась И. А. Куратовым, В. А. Савиным и В. Т. Чиста-левым. Программными мы бы назвали стихотворения "Со кыдз сшос тода ме" И. А. Куратова и "Поэзия артмом" В. Т. Чисталева, с их натурфилософским осмыслением природы.
Коми поэзия первой трети ХХ в. отразила разные типы отношения человека к природе (см. поэму В. А. Савина "Сыктывкар" и стихотворение В. Т. Чисталева "Кайла, видзодла").
Тема природы в коми поэзии рассматриваемого периода разрабатывалась в разных мировоззренческих аспектах (философском, социальном, природоза-щитном, просветительском). Художественное освоение темы начинается с философского аспекта, осложненного социальным спектром видения проблемы. Коми поэты философски осмысляют мир, понимая природу как живую, рождающую материю, в целом - как живое существо. Естественный мир истолковывается ими как уникальная целостность, составной частью которой является человек (В. Т. Чис-талев).
Социальная компонента не снижает величественного положения природы в общей с человеком сфере жизни, но придает трагизм пониманию судьбы и возможностей человека. Социальный аспект в понимании природы в следующий пе-
риод несколько вытесняет философский подход: природный мир понимается как среда, предназначенная для устройства человека, то есть как некая функциональная величина. Центральным становится образ «второй» природы, созданной руками человека (В. Савин, В. Чисталев).
Произведения писателей целенаправленно ставят просветительскую, нравственную и эстетическую задачи. Коми поэзия развивает художественные формы изображения природы.
Пейзажные описания, как правило, представляют природу живописно, пластично, поэтизируют ее, нередко представляя собой самостоятельные лирико-философские миниатюры (В. Т. Чисталев).
Природа рассматривается как источник творческой энергии человека (В. Т. Чисталев). Для большинства коми поэтов характерны реалистическое изображение естественного мира, установка на воспроизведение материального облика окружающей среды. В целом для коми поэзии характерна динамичность описаний, связанная, по-видимому, как с природным ритмом, так и с цикличностью традиционного уклада жизни (ритма труда, бытовой жизни).
Литература
1. Вулих, Н. В. Поэзия добра и света / Н. В. Вулих. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994. - 72 с.
2. Вежев, А. А. Зарождение и становление коми советской литературы / А. А. Вежев. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1966. - 144 с.
3. Гринфельд-Зингурс, Т. Я. Материальность природы в художественных произведениях В. И. Даля / Т. Я. Гринфельд-Зингурс // Прекрасное в образном мире произведения. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1994. - С. 24-36.
Ziyavadinova O. S. The philosophical aspects of the nature issue in Komi poetry of the end of the 19th - the first third of the 20th centuries
The article deals with the philosophical aspects of the nature issue in Komi poetry of the end of the 19th - the first third of the 20th centuries. Genre-style possibilities and individual ways of creative conception of the issue are brought to light in terms of natural philosophy lyric poetry of I. Kuratov, V. Chistalyov and V. Sazhin.