Научная статья на тему 'Основные тенденции развития темы природы в коми поэзии конца хiхпервой трети ХХ веков'

Основные тенденции развития темы природы в коми поэзии конца хiхпервой трети ХХ веков Текст научной статьи по специальности «Поэзия»

CC BY
394
67
Поделиться
Область наук

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития темы природы в коми поэзии конца хiхпервой трети ХХ веков»

О.С. ЗИЯВАДИНОВА

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕМЫ ПРИРОДЫ В КОМИ ПОЭЗИИ КОНЦА Х1Х- ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКОВ

Тема природы развивалась в коми литературе в Х1Х в. - первой трети ХХ в. преимущественно в поэзии. В центре нашего внимания находятся поэты, наиболее значимые в осмыслении проблемы взаимоотношений человека и природы. Выделив творчество И.А. Куратова, В.А. Савина, В.Т. Чисталева, мы можем осветить широкий спектр философско-эстетических идей и художественных особенностей, характерных для коми литературы. Целью данной работы является: 1) представить систему идей, связанных с пониманием человека и природы в произведениях коми поэтов; 2) выявить типологию образов природы в творчестве названных поэтов; 3) исследовать специфику образного мышления, отраженную в поэтике природоописаний.

Иван Алексеевич Куратов (1839-1875), поэт преимущественно философского склада, проявлял глубокий интерес к вопросам о смысле жизни, любви, сущности человека, его отношении к природе. Как поэт он формировался под воздействием русской и мировой культуры, в которой был выражен философский взгляд на мир, и это усилило его стремление к философским обобщениям. В.Н. Демин писал, что Куратов был знаком с экономическими теориями Прудона, Милля, с произведениями В. Гюго, Г. Гейне, Ф. Шиллера и английских философов [1, с. 27]. В целом он не был поэтом натурфилософского склада мышления, но его понимание мира включало в себя натурфилософский аспект как один из важнейших для его индивидуальной мировоззренческой системы.

Поэт пытался философски осмыслить феномен природы, проникнуть в тайны ее устройства и места в нем человека. Об этом свидетельствует его стихотворение «Со кыдз сшос тода ме» (Знаю я ее такой, 1867). Что дает нам основание говорить о философском осмыслении природы? Во-первых, это форма произведения, представляющая собой размышление о природе, целью которого является открытие закономерностей ее устройства. Во-вторых, интеллектуально-аналитическая направленность мысли, использование системы философских понятий: материя, движение, конечность-бесконечность, жизнь-смерть и другие, что в конечном счете создает философски осознаваемую картину мира.

Осмысление природных явлений привело И.А. Куратова к выводу, что природа вечна и бесконечна, из смерти она творит жизнь - из истлевшего праха она создает и человека. Философия природы поэта включает вопрос об отношении человека к природе и отношении природы к человеку. Автор не стремился идеализировать природу, показать в ней то, что хотелось бы ему видеть

- мир и любовь к человеку, он открывал реальную природу, остро ощущая холодное безразличие ее к людям. Поэта потрясает ее суровое безразличие ко всему живому, отсутствие у нее нравственного начала, бесчувственность к добру и злу:

...И кор войны сы водзын Пондан - вой, оз мездыв! Коть тэ кыдзи кевмысь сэн, Коть тэ кыдзи чездыв!

.И когда тонуть пред ней Будешь - тони, не спасет!

Хоть как ты молись там,

Хоть как ни старайся! (здесь и далее наш подстрочный перевод .-0.3.)

Природа, таким образом, - живое, бесконечное, величественное начало, она вознесена над людьми и холодна в своем недоступном человеку бессмертии. Поэт пытается осмыслить и место человека в мире. Человек понимается им как маленькая частица большого мира, Вселенной, он бессилен перед силами природы, зависит от нее, пытается воззвать к ее помощи. Поэт философски осмысляет проблему разлада человека с природой: причина его заключается, по И.А. Куратову, в том, что живая индивидуальность оказывается чуждой обезличенному потоку жизни. Кроме того, природа - долговечна, а существование человека скоротечно, и это определяет различие закономерностей жизни, природной и человеческой. Природа, по мнению поэта, не может сделать жизнь человека гармоничной и счастливой. Он замечает, что в природе осуществляется гармония вечности и цельности, но в ней не хватает важного, завершающего элемента: в ней нет человеческой чуткости, способности к состраданию. Это -трагическое понимание природы, которое было продиктовано острым осознанием социальной неустроенности человека. Данная позиция представляет социально-философское истолкование отношений человека и естественной среды.

Для коми автора, для которого важна была крестьянская тема, главным предметом внимания была человеческая жизнь, природа признавалась им источником жизни, силой, организующей человеческую жизнь. Тем не менее в его творчестве обнаруживаем природные образы. Необходимо подчеркнуть, что особое место в художественном мире лирика занимает образ солнца -шонд1бан. «Светлое солнце и шиповый цвет составляют постоянные и роскошнейшие краски зырянской поэзии» [2, с. 44], - писал И. Куратов в заметках о коми устной поэзии. Поэт рассматривает солнечный свет не как символ красоты, предмет восхищения и радости, хотя эстетическое воздействие света на человека является одной из важнейших проблем эстетики. На первое место он ставит предназначение света как источника жизни: «Шонд1 йылысь» (О солнце, 1867). И.А. Куратову присуща социальная трактовка образа света. Тенденции подобного изображения ощущаются в стихотворении «Шонд1 йылысь», которое открывается обращением к солнцу. Солнце как персонаж в данном случае -деталь, скорее, земная, чем небесная. Речь о ней идет не в возвышенных тонах, оно воспринимается как обыденное явление. Образ солнца несет на себе также символическую нагрузку. В произведениях «Том ныв» (Молодая девушка), «Шонд1 садьмас, шонд1 чеччас» (Солнце проснется, солнце встанет), «Пе-мыд» (Тьма) светлое солнце противопоставлено тьме, мраку, тлену, оно является символом свободы, наступления новой жизни.

Виктор Алексеевич Савин (1888-1942), как и В.Т. Чисталев, был и остается одним из крупнейших поэтов природы. Об этом свидетельствуют такие его произведения, как «Вундом» (Жатва, 1918), «Товся рыт» (Зимний вечер, 1918), «Арся мойдкыв» (Осенняя сказка, 1919), «Веж видз вывт1 муна» (Я иду зеленым лугом, 1919), «Гажа тулыс» (Веселая весна, 1921), «Отчыд овло» (Однажды бывает, 1921), «Аддзысян тай» (Встретишься вот, 1921), «Коми море» (1933), «Нэм томмодысь кад» (Время омоложения жизни, 1935) и другие. Окружающая среда изображается автором в ее повседневных выражениях и в тесных соприкосновениях с человеком: повествование о рыбной ловле, например, сопровождается описанием растительности по берегам: «Гыа ва вылын кыйсьом» (Рыбная ловля в ненастье,1926). Социальный «лик» природы здесь - лишь маленький элемент. В целом это описание природы как стихии, с выраженными романтическими тенденциями. Это - «самостоятельная», романтизированная природа.

Героям В.А. Савина, всецело погруженным в свои сельскохозяйственные заботы, характерно прагматическое отношение к природе как к арене труда (В.Никольский). Сущность природы мужики, крестьяне, познают в трудовых процессах, поэтому созерцательное отношение к природе как к храму красоты и поэзии выражает авторский взгляд, свидетельствующий о выраженном лирическом начале:

Гажа на ывла выв, пуксис коть ар нин, Весела еще природа, хоть настала уже

Мичаа шывго лонь Сыктывлон ва; осенняя пора,

Сомын тай тодчымон шонд1ыс кольччо, Величественно несет свои воды Сысола;

Оз нин дзик гожся моз югорнас кы. Только вот уже зримо отстает солнце,

Сыктыв сикт турун- нянь идрал1с - шойччо, Не по-летнему кидает свои лучи.

Асъядор кывлывло вартан чап шы... Село Сыктыв убрало урожай - отдыхает,

По утрам слышны звуки молотьбы...

(поэма «Сыктывкар», 1933).

В стихотворении «Соколиное гнездо» автор дает такое истолкование образов природы, которое было характерно в целом для революционно ориентированных российских писателей. Тайга - символизирует тьму, захолустность, неустроенность жизни; основной сюжетный мотив - стремление героев к свету (солнцу, загораживаемому тайгой); композиция стихотворения призвана реализовать противостояние «вчера» - «завтра», в котором «вчера» - негативный, а «завтра» - позитивный нарратив. Этот мотивно-образный комплекс изменяется в применении к картине современной жизни, героями которой становятся молодые люди. Например, стихотворение «Отчыд овло» повествует о народном празднике-гулянии и начинается с диалога девушек и парней, переправляющихся через Вычегду. Образ реки - открытого пространства - является эквивалентом образа света. Река - это движение, которое противостоит замкнутости, застойности жизни. В таком художественном пространстве молодые герои, открытые движению в будущее, по-другому воспринимают природный мир. Он для них - свой, любимый, помогающий, а не мешающий. В этом случае автор рисует отношения человека и окружающей среды как гармонию, воплощающую радость.

Поэзия автора отразила и радикальную мысль эпохи. В поэме «Сыктывкар» противопоставляется «первая» и «вторая» природа, поэт размышляет о характере прогресса и принципах отношения человека к естественному миру. В отличие от В.Т. Чисталева, В.А. Савин не рассматривает последствия вмешательства человека в природную жизнь как губительные, не оценивает ситуацию как трагическую, а, наоборот, приветствует долгожданное время перемен. Лирический герой с восторгом рассказывает, как изменился Коми край в результате его освоения человеком. Решая эту проблему, В.А. Савин не осуждает лирического героя, жестоко относящегося к природе, более того, он считает, что такие изменения в природе необходимы, поскольку они облегчат жизнь человека, поэт оценивает как благо то, что само государство взялось за масштабное освоение земли.

Чисталев Вениамин Тимофеевич (1890-1939) - автор широко известных произведений о природе: «Аръявыв» (К осени, 1921), «Кайла видзодла» (Поднимусь, взгляну, 1921), «Гожся луно» (Летним днем, 1922), «Гожом пом» (Конец лета, 1922), «Тувсовъя» (Весеннее, 1922), «Ывлавыв» (Природа, 1922), «Тувсов войясын» (Весенними ночами, 1923), «Ар» (Осень, 1924), «Югыд толысь» (Светлая ночь, 1925). Тема человека и природы была одной из главных в творчестве поэта. В.Т. Чисталева принято считать основоположником национального пейзажа. Особенностью творчества автора является то, что тема природы тесно

связана с темой творчества, последнее осмыслено в сопоставлении бытия природы и жизни человека. Естественный мир рассматривается поэтом как источник творческой энергии человека. Природа и человек, по мнению лирика, - два активных начала, в общении с естественной средой человек познает самого себя. Подобную зависимость поэт обнаруживает в собственной творческой биографии; это отражено в стихотворении «Поэзия артмом» (Рождение поэзии, 1923). Не случайно в одном из своих ранних сборников он поставил это стихотворение в разделе «Водзкыв пыдди» (Вместо предисловия), считая его своеобразным эпиграфом ко всему творчеству:

Ог тод, код1 мено чужтлю,

Код1 быдтю, вердю-удю, Сьывны-мойдны йозсо лэдзлю... Гашко, лозов чод тусь пиын Быдми меой вор туй дорын,

Да октю кудъяс ветлысь-мунысь. Гашко, вор ты пыдос ваыс Вол1 меным потан пыдди, Чож-поткаыс овво сьывл1с. Гашко, вол1 лоня ворыс...

Меным вистъяс йологао Толысь югор чукорталю.

Кто родил меня - не знаю,

Кто вырастил, выкормил, Вдохновил на песни о народе. Может, среди черничных ягод Вырос я около лесной дороги,

И собрал меня в пестер прохожий. Может, вода со дна лесного озера Была мне вместо люльки,

Пела мне песни лесная птица. Может, лес был тихий.

Мне рассказы эхом Доносил блик луны...

Лирический герой В.Т. Чисталева чувствует себя частью природы, обязанной ей своим поэтическим талантом. Последний понимается как следствие возможностей познания мира, дающихся человеку природой. Композиционно стихотворение состоит из двух частей, переход от первой ко второй осуществляется в 3-4 строках, причем вторая часть - пейзажная. В ней вырисовывается целостный образ окружающего мира; описание построено на перечислении конкретных мотивов и образов из естественной среды. В стихотворении постепенно возникают реалии, представляющие четыре мировые стихии: землю (черничные ягоды, лесная дорога), воду (лесное озеро), воздух (эхо), огонь (блик луны). Время действия данного стихотворения - вечность природного бытия, его пространство - весь мир. Мировые стихии, несмотря на различные функции, связаны в данном случае с философскими понятиями - любовью, творческим началом в человеке.

Поэт ощущал себя просветителем. Идея просвещения впервые возникла у него в 1908 г., когда он находился в Усть-Сысольске и узнал о попытке профессора К.Ф. Жакова издавать газету на коми языке. В 1908 г. В.Т.Чисталев устраивается работать учителем в начальную школу в село Пожег, чтобы обучать детей на родном языке. Наряду с творческой работой он пишет на коми языке учебники и книги для чтения в начальных классах: «Быдманторъяс (вор-пу йылысь)», (Растительность. О лесных деревьях»). В эти книги он помещает стихотворения о природе, которые оценивал как средство воспитания детей [3, с. 119]. Писатель старался привить своими книгами интерес и любовь к окружающей природе, бережное отношение к ней. Л.В. Гурленова приводит перечень авторов, которые работали как просветители (Н.Г. Чернышевский, Н.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский) [4, с. 10]; рассматривает книги о природе, написанные детскими писателями, которые ставили цель воспитания эмоционального мира и ума ребенка, пробуждения осознанного чувства природы. В коми литературе в направлении просветительской деятельно-

сти работали В.И. Лыткин, В.Т. Чисталев, В.А. Молодцов, И.Т.Чисталев. Думается, это была единая мощная тенденция в культуре России.

В 1921 г. В.Т. Чисталев создает стихотворение «Чукостчом» (Призыв), посвященное Первому съезду учителей. Он приветствует учителей, которые несут в народ свет знаний. В данном произведении поэт поставил перед современниками проблему воспитания чувства природы в процессе школьного обучения. Его беспокоила мысль о том, что с развитием промышленности погибнут леса, исчезнет красота родных просторов. Автор призывает беречь родную природу для будущих потомков, призывает к сохранению основанного на историческом опыте представления о наличии двух главных дружественных величин на земле - природы и человека:

Гежодмас-шочаммас воръяс; Кушмалас пармаяс, ягъяс; Гудыртчас, няйтчалас юяс; Синва кодь состом ва пемдас. Лонь гажыс быро,

Важ сьылом кусас,

Чужан кыв

Мисьтоммас, торксяс.

Поредеют леса;

Будут вырублены чаща и бор; Помутнеют, загрязнятся реки;

Вода, прозрачней слезы, потемнеет. Исчезнет тихая радость,

Погаснет старинная песня,

Родная речь

Засорится, потеряет красоту.

В 1923 г. поэт пишет стихотворение «Веж, гажа лун» (Светлый, веселый день) - гимн детям, в котором призывает воспитывать бережное отношение к природе с детских лет. Важнейшими составляющими подобного воспитания писатель видит в стремлении оберегать окружающий мир, в гордости за красивую, богатую родину. В стихотворении «Ывлавыв», жанр которого поэт определил как восхваление, выражено восхищение беспредельными просторами северной природы. Зачином произведения является мысль о диалектическом противоречии: человек захвачен красотой познания мира и вместе с тем осознает свою беспомощность перед Вселенной, космосом. Природа, по мнению автора, - величественное начало, нечто чудное, сокровенное, не подчиненное человеческому разуму и языку, она обладает неразгаданной самостоятельной сущностью, соответственно, человек понимается как маленькая частица большого мира, его прекрасного, гармонического целого.

В.Т. Чисталева, тем не менее, затронули и радикальные идеи, он также признает право человека на покорение природы и строительства «второй» в стихотворении «Кайла, видзодла» (Поднимусь, посмотрю,1921), в котором повествуется об окончании тяжелой крестьянской страды, описывается расчищение человеком леса, целью которой является отвоевание пространства для земледелия. Отношения земли и человека в произведении предстают в виде борьбы, а не сотрудничества: человек преодолевает сопротивление земли, отвоевывает у дикой природы пашню для своего хозяйства. В радикальной позиции главное - возвышение роли человека в земной цивилизации: человек оценивается как движитель жизни, а природа - как косная среда, препятствующая развитию.

Тема взаимоотношений человека и природы была одной из главнейших в творчестве В.Т. Чисталева. Она осознавалась им как фундаментальная, стержневая и развивалась по нескольким узловым аспектам:

- философскому, на уровне которого природа истолковывалась автором как уникальная целостность, как величественное, сокровенное начало, прекрасное гармоничное целое, составной частью которой является человек;

- социальному: в нем задачей виделось лучшее приспосабливание к естественной среде, для улучшения условий жизни, преобразование природного облика страны, укрепления мощи человека достижениями науки и техники или - замена ее «второй» природой, т.е созданной руками человека;

- просветительскому: автор говорил о целенаправленном воспитании в детях чувства природы, бережного отношения к окружающей среде. Книги, учебники, которые В. Чисталев писал на родном языке для чтения в начальных классах, выполняли задачу популяризации знаний о природном мире и, что важно в русле наших рассуждений, воспитывали в детях, в читателе уважение к живому;

- художественному, на уровне которого коми поэт и прозаик обогатил при-родоописания живописностью и поэтичностью. Он воссоздает естественный мир в традициях «реалистического» рисунка, с тщательно выписанными деталями. Этот факт свидетельствует о том, что природа сохраняет свое значение как объект художественного познания в литературе в целом. В.Т. Чисталев -один из первых коми поэтов и прозаиков, который признавал право природы на самостоятельное «жанровое» место в прозе.

Таким образом, программными для темы природы в коми литературе следует признать стихотворения «Со кыдз с1йос тода ме» И.А. Куратова и «Поэзия артмом» В.Т. Чисталева. Их осмысление природы можно назвать натурфилософским, так как естественная среда была для них постоянным объектом наблюдений и размышлений, понималась как вечная основа жизни человека. Их понимание мира включало в себя вопрос о месте человека в природе и отношения природы к человеку. Проблемы, в которых выразилась натурфилософская мысль, это - человек в масштабе земли, природа и творческое начало в человеке.

Коми поэзия первой трети ХХ в. отразила несколько типов отношения человека к природе. Тип «положительного» и «отрицательного» отношения к природе. В поэме В.А. Савина «Сыктывкар» (1933) противопоставляется «первая» и «вторая» природа, поэт размышляет о характере прогресса и принципах отношения человека к природе. Лирический герой с восторгом рассказывает, как Коми край изменился в результате освоения человеком. В.А. Савин не осуждает лирического героя, жестоко относящегося к природе, более того, он считает, что такие изменения в природе необходимы, они облегчат жизнь человека. Радикальные идеи затронули даже В.Т. Чисталева, он также признает право человека на покорение природы и строительства «второй» в стихотворении «Кайла, видзодла». Позже, в очерке «Природалы тожд» (Природе-за-боту, 1934-1935) и экологически ориентированном рассказе «Сотчом» (Пожарище, 1937) писатель уже предвидит катастрофические последствия для человеческой цивилизации потребительско-эгоистического отношения к природе, призывает беречь ее для будущих потомков, рисует человека, действия которого являются разрушительными и губительными для мира природы.

Тема природы в коми поэзии Х1Х - начала первой трети ХХ в. включает различные мировоззренческие аспекты (философский, социальный, природозащитный, просветительский). Коми поэты философски осмысляют мир. Они понимают природу как живую, рождающую материю, в целом - как живое существо. Окружающий, естественный мир истолковывается ими как уникальная целостность, составной частью которой является человек.

Социальный аспект вбирает в себя идею более радикального изменения природного мира, предполагает создание «второй», т.е. созданной преимущественно человеком и удобной для него, природы (В. Савин, В. Чисталев). При

этом ценность природного мира не отрицается, подвергается сомнению сложившийся природный порядок бытия. На основании утилитарных посылок он разделен в стихах поэтов на полезное и вредное для человека, прекрасное и безобразное; первому дается право на жизнь, второе понимается как враждебное человеку и поэтому видится обреченным на уничтожение, пересоздание.

В просветительском аспекте произведения коми поэтов ориентированы на выполнение познавательной функции. Стихотворения о природе, написанные для детей (В.Т. Чисталев, В.И. Лыткин) ставили цель эмоционального воспитания мира и ума ребенка, пробуждения чувства природы. Они выполняли задачу популяризации знаний о природном мире.

Коми поэзия развивает в этот период художественные формы изображения природы. В пейзажных описаниях сохраняется реальная природа: она, как правило, прорисована в конкретных материальных формах, в пластике, цвете; образ природы опоэтизирован, описания ее нередко становятся самостоятельными лирикофилософскими миниатюрами (В.Т. Чисталев). Особенностью творчества многих поэтов является то, что тема природы тесно связана с темой творчества. Природа рассматривается как источник творческой энергии человека (В.Т. Чисталев).

Литература

1. Демин В.Н. Рифмою крылатой свяжем строки / В.Н. Демин. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. 287 с.

2. Куратов И.А. Зырянский язык // Куратов И.А. Собр. соч.: в 2 т. Сыктывкар.: Коми госиздат, 1939. Т. 2. 136 с.

3. Коми советские писатели. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1968. 516с.

4. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов / Л.В. Гурленова. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1998. 179 с.

ЗИЯВАДИНОВА ОЛЬГА САЙФИДИНОВНА родилась в 1973 г. Окончила Сыктывкарский университет. Младший научный сотрудник отдела литературоведения института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Область научных интересов - тема природы в коми литературе. Автор 15 научных работ.