УДК 13+37.0+316.7
Кузнецова Альвина Яковлевна
Доктор философских наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
философия образования в трудах ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ XX-ГО ВЕКА
Аннотация. Методологические преобразования науки 20-го века не нашли отражения в содержании образования. В результате обострилось противоречие между содержанием образования и содержанием современного научного знания. Попытки изменить содержание естественнонаучного образования, привести его в соответствие с новыми достижениями наук показали, что перемены должны начинаться с изменения отношения к субъекту образовательно-познавательной деятельности, к методам познания, к способности субъекта осознанно использовать метод познания. Осмысление образовательной деятельности, роли субъектов образования положило начало утверждению гуманистического подхода в философии образования и самой философии образования XX века.
Ключевые слова: философия образования, методология науки, культура, цивилизация.
Kuznetsova Alvina Yakovlevna
Professor of theory and methods of preschool education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
PHILOSOPHY OF EDUCATION RESEARCH WORKS xx-TH Century
Abstract. Methodological transformation of science of the 20th century were not reflected in the content of education. As a result, exacerbated the contradiction between the content of modern scientific knowledge and content of education. Attempts to change the content of science education, to bring it into line with new developments of Sciences showed that the change must begin with a change in attitude to the subject of educational-cognitive activity, the methods of knowledge, subject to the ability to consciously use the knowledge. Understanding the educational activity, the role of the subjects of education was the beginning of the statement of the humanist approach to philosophy of education and the philosophy of education of the XX century.
Keywords: philosophy of education, methodology of science, culture, civilization.
В условиях радикальных изменений общества, пересмотра основных ценностей бытия осмысление и освоение идей гуманизма как признания ценности человека становится центральной проблемой социальной философии. В новейшей социальной философии заметную долю занимают философские проблемы образования. В 80-е годы ХХв. начинается тот этап развития отечественной философии образования, на котором она заявила о себе как отдельная, самостоятельная отрасль научно-философского знания. Философские знания внутри философии образования представлены отдельными самостоятельными направлениями, моделями, парадигмами.
Философское изучение целостного человека положено в основание гуманистической парадигмы: М. Бубер, В. Л. Гинзбург, В. Д. Жукоцкий, В. А. Кувакин, В. А. Лекторский, Д. А. Леонтьев, М. К. Мамардаш-вили, Н. Н. Моисеев, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Агацци, Г. Блэкхем, Р. Браун, Дж. Дьюи, П. Куртц, К. Ламонт, А. Маслоу, Ф. Перлс, П. Рикер, К. Роджерс, П. Тейяр де Шарден, Р. Тилман, Дж. Хаксли, М. Шелер и др. В 1960-е годы широкую популярность идеи гуманизации образования приобрели на Западе (Дж. Дьюи, А. Маслоу, А. Нейлл, К. Роджерс), а также в исследованиях, посвященных душе как проблеме философии личности (С. Т. Алишахбана, Л. Колберг,
В. Поссенти, Д. Фанк, В. Фостер, Дж. Фэй, Дж. Шаффер, А. Этциони). В отечественной науке гуманистические аспекты философии образования исследуются в контексте гуманизации образования (Н. Г. Алексеев, Г. С. Батищев, Ю. М. Бородай, А. П. Ва-лицкая, П. П. Гайденко, С. С. Гусев, И. С. Ладенко, В. П. Лежников, М. Л. Лезгина, И. Б. Романенко, В. С. Стёпин, В. А. Светлов, В. Н. Турченко, Е. Н. Шиянов, В. С. Швырев, О. Д. Шипунова и др.).
Философские основания социальной обусловленности образования целостного человека как социокультурного существа представлены работами зарубежных исследователей: А. Бергсона, Э. Браунмю-ля, К. Гельвеция, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, Т. Кампанеллы, И. Канта, О. Конта, Дж. Локка, К. Манхейма, Дж. Милля, Т. Мора, П. Наторпа, И. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, А. Сен-Симона, Г. Спенсера, Ф. Фукуямы, Ш. Фурье, Г. А. Швейцера, Г. фон Шенебе-ка, А. Шопенгауэра, Р. Эдвардса, Р. Юше-ра, и др. ; отечественных исследователей: П. П. Блонского, И. Ф. Богдановича, Ю. М. Бородая, Г. Н. Васильева, С. И. Гессена, Н. В. Голик, М. А. Данилова, Д. И. Дубровского, В. В. Зеньковского,
A. В. Иванова, Т. А. Ильиной, П. Ф. Каптерева,
B. Н. Келасьева, К. Г. Колтакова, И. С. Кона,
А. М. Коршунова, В. А. Лекторского,
A. В. Луначарского, Б. В. Маркова,
B. М. Межуева, Н. В. Мотрошиловой, Л. И. Новиковой, В. Ф. Одоевского, К. С. Пигрова, Н. И. Пирогова, В. И. Разумова, В. М. Розина, М. М. Рубинштейна, П. А. Соколова, М. М. Сперанского, А. Г. Спиркина, В. С. Степина, А. И Субетто, К. Д. Ушин-ского, В. И. Филатова, В. Н. Филиппова, И. Т. Фролова, А. С. Хомякова, М. В. Шакурова, С. П. Шевырева, В. Р. Ясницкой и др.
Теория личности получила обоснование в трудах отечественной филосойии образования (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмо-лов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский,
В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин,
А. Н. Леонтьев, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, Н. А. Менчинская, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, В. С. Соловьев, В. И. Сло-бодчиков, П. Флоренский, С. Л. Франк, Д. Н. Узнадзе и др.) и зарубежных психологов (Г. Айзенк, С. Гроф, У! Джеймс, А. Маслоу,
Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Юнг и др.) Формирование мировоззренческой целостности личности средствами общенаучной картины мира исследуется в трудах И. С. Алексеева,
A. И. Ахиезера, Е. Д. Бляхера, В. С. Бара-шенкова, Б. С. Галимова, П. С. Дышлевого,
B. Г. Иванова, Б. Г. Кузнецова, Л. М. Косаревой, Л. Ф. Кузнецовой, И. Я. Лойфмана,
C. Т. Мелюхина, Л. А. Микешиной,
А. М. Мостепаненко, М. В. Мостепаненко, Б. Я. Пахомова, В. М. Розина, В. Н. Сага-товского, А. В. Солдатова, В. С. Степина,
A. И. Субетто, В. Ф. Щербины, Л. В. Яценко и др.
На современном этапе смены методологических парадигм для решения проблем гуманизации образования исследователи обращаются к синергетике (В. И. Арнольд,
B. Г. Буданов, П. П. Гайденко, Д. Глейк, И. С. Добронравова, С. П. Курдюмов, Э. Ласло, Е. А. Мамчур, У Матурано,
A. А. Печенкин, И. Пригожин, М. А. Розов, И. Стенгерс, Р. Том, А. Тьюринг, А. Д. Урсул, Дж. Форрестер, Г. Хакен, Д. С. Чернавский,
B. С. Швырев, М. Эйген, и др.).
В ХХ столетии были определены направления философии образования: эмпирико-аналитическое (В. Брезинка, Р. Лохнер,
А. Фишер), гуманитарное (Э. Венигер, Т. Литт, Г. Ноль, В. Флитнер), диалогическая философия образования (М. Бубер, Ф. Ро-зенцвейг, О. Розеншток-Хюсси), педагогическая антропология (О. Больнов, М. Ланге-вилд, Г. Рот). В исторической ретроспективе, начиная с 40-50-х годов ХХ в. можно говорить о первом этапе исследований в области отечественной философии образования (А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн). Одновременно с развитием гуманистических идей исследуются проблемы интеллектуального развития личности.
Целеполагание и обоснование практики образования в 1960-е годы имеет рационализаторский характер, а функция философии образования состоит в осмыслении и аргументации передового опыта. В это же время обосновывается необходимость алгоритмизации (Л. Н. Ланда) обучения, программированного обучения (П. Я. Гальперин, Н. Д. Никандров), осмысления оптимизации образования (Ю. К. Бабанский) и его управления (Н. Ф. Талызина), интеллектуальнодеятельностного подхода (В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая).
В психологии и гносеологии (Э. В. Ильенков) в 1970-е годы в рамках философии образования было обосновано проблемное обучение, его основное положение: стимулирование познавательной активности в процессе обучения (Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарёв). В таком же направлении разрабатывался личностно-деятельностный подход в психологии (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) и системно-деятельностный аспект в философии (Г. С. Батищев,Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин).
Как особый этап развития философии образования исследованы диалогическая (М. М. Бахтин, В. С. Библер) и культурологическая (А. Г. Асмолов, И. С. Кон) парадигмы. В 1980-е годы в философии образования начинается изучение взаимодействия технократической и гуманистической ориентаций в обучении (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов) в ситуации его компьютеризации и одновременной гуманизации в рамках диалога культур.
Толчком к усилению внимания и рефлексивности в области гуманистических идей образования послужило начатое в 1980-е годы в рамках философии образования изучение взаимодействия технократической и гуманистической ориентаций в обучении (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов) в ситуации его компьютеризации и одновременной гуманизации в рамках диалога культур. Дальнейшее развитие проблематики философии образования перевело ее в контекст развивающихся сред: семейной, школьной, вузовской, социально-психологической, профессионально-деятельностной. Исследования философии образования сосредоточились на проблемах взаимодействия социокультурного и социотехнического аспектов в рамках гуманизации образования в условиях трансформирующегося общества. Гуманистические идеи философии образования раскрываются в ходе разрешения проблем, вызванных противоречием между уровнем развития духовного потенциала человека и характером обострения глобальных проблем современности. Тенденции современного общества на этапе его перестройки и трансформации увеличивают долю ответственности индивида за согласование собственной жизни с жизнью общества.
С 1990-х годов философия образования как методологическая основа науки об образовании представлена в трудах Н. Г. Алексеева, Б. С. Гершунского, Л. В. Загрековой, Р. Б. Квеско, А. Т. Москаленко. Методологию интеллектуальных систем в образовании разработал И. С. Ладенко. Философия образования оформляется в особую область знания в методологических и теоретических трудах (О. С. Анисимов, Н. К. Асанова,
В. Н. Гончаров, Б. С. Гершунский, Н. В. Наливайко, В. М. Розин, И. Н. Семёнов,
A. И. Субетто). В 1990-е годы предложены решения проблемы гуманизации образования как для естественнонаучных, так и для гуманитарных дисциплин (В. Т. Петрова, Л. А. Минасян, В. Г. Воронцова).
Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей стали той базой, на которой «выросла» российская теория личности [4]. Гуманистические традиции российского образования, особенно успешно развивавшиеся во второй половине XIX в. (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), существенно обогатились в следующем столетии. Педагогическая мысль начала XX в. сконцентрировалась на глубоком и всестороннем понимании природы образования нового человека предстоящего столетия. Во второй половине XX в. проблемы, относящиеся к теории личности, перешли в область проблем гуманизации образования. Идеи гуманизации в современной теории образования разрабатываются В. В. Краев-ским, В. В. Давыдовым, Ш. А. Амонашвили [1], В. А. Сластёниным, Е. Н. Шияновым,
B. Н. Турченко, А. И. Субетто [6]. В трудах отечественных философов, психологов и педагогов она основывается на исследованиях гуманистической психологии, ее личностной, ценностной ориентации.
Для решения проблем гуманизации образования использован метод диалога философии и естествознания (Л. В. Суркова и
В. А. Яковлев). Была осознана необходимость в исследованиях по определению границ естественнонаучного образования и связи естественных, общественных и технических наук (И. В. Прокудин, В. В. Калиниченко, Н. К. Серов, С. М. Гой). Проведены исследования сущности, цели, путей гуманизации образования. Гуманизация образования представлена как философская про-
блема, как фактор культуры, как ценностное основание в трудах В. П. Лежникова, Л. С. Перевозчиковой, Н. А. Поволоки-ной, Д. В. Полежаева, М. С. Слуцкого,
B. Н. Турченко, Е. В. Уваровой, В. А. Швец, М. В. Шмановой. Вопросы гуманизации естественнонаучного образования отнесены к методологической и миовоззренческой области теории образования (Н. Н. Моисеев, Е. А. Мамчур, Л. А. Минасян). Обоснована гуманистическая идея устойчивого развития цивилизации (В. А. Коптюг). В 1997 г., подводя итоги разработанности философии образования, Н. Г. Алексеев, И. Н. Семёнов, В.
C. Швырёв отмечают, что целью современного обучения и воспитания является формирование личности. В трудах по философии образования конца XX и начала XXI вв. гуманистические идеи получают продолжение и разрабатываются коллективами ученых Санкт-Петербурга (К. С. Пигров), Новосибирска (Н. В. Наливайко), Барнаула (Е. В. Ушакова, В. Н. Филиппов).
Исследования философии образования обнаруживают историческую связь методологий науки и образования. На практике мы имеем существенное отставание в освоении современной методологии науки теорией образования. Гуманизация образования на современном этапе развития общества включает в себя гуманизацию через раскрытие природного потенциала индивида, гуманизацию процесса его адаптации в современном обществе и гуманизацию процесса познания как адаптацию индивида на современном уровне познания. Понятая таким образом современная философия образования становится необходимой для создания оптимальной метатеоретической основы для осмысления гуманистического аспекта образования, реконструкции истории развития гуманистических идей образования. Именно философский подход сделает центром исследования мировоззренческие ориентиры и определяющие ценности культуры, общества, образования.
Наиболее общие философские основания едины для всех наук. В области методологии ведущим среди наук XX в. стало естествознание. В нем были выработаны как классические, так и неклассические научные методологические принципы. Это позволяет говорить об естественнонаучных основани-
ях современной методологии познания и об опережающей революционной роли практики естественнонаучного познания по отношению к методологии науки XX в. В свою очередь, методология естественнонаучного познания всё ещё выполняет функцию ведущей в условиях развития современного интегрированного познания. Изучение методологии науки показывает, что, несмотря на то, что в постнеклассической парадигме присутствует идея человекомерного объекта, в ней недостаточно развиты представления о человеке и его месте в общей научной картине мира. Рефлексия методологии современной науки направлена на включение в предмет изучения человека и исторически развивающегося общества.
Для современной теории образования характерно осмысление методов и способов мышления в условиях образовательной среды, усиление рефлексивности, расширение сферы приложения философских подходов, что свидетельствует о ее внутренней готовности к смене парадигм. Начиная со второй половины XX и в начале XXI вв. в науке назрела необходимость обновления методологии науки. Активизировались исследования человекомерных объектов. К этому времени методология естествознания уже получила опережающее развитие, что инициировало постановку методологических проблем в гуманитарном корпусе науки. Почва для новой теории образования была подготовлена как решением задачи совершенствования методологии, уже освоенной естествознанием, так и исследованиями досинергетическо-го периода о «самоорганизующем начале» (Э. Кант), исследованиями, посвященными теории систем и системному анализу (А. Богданов) и др. Сложились условия для того, чтобы они стали основой формирования постнеклассической парадигмы, объединяющей науки о материальном мире и человеке. В своем труде «Теоретическое знание».
В. С. Степин описывает общую структуру теоретического знания, которая выстраивается в результате коммуникативного междисциплинарного обмена парадигмаль-ными установками. Здесь же происходит и обмен гештальт-образами отдельных наук. В результате становится возможным формирование гештальта более высокого уровня,
трансформирующего всю прежнюю иерархию научных представлений. Такой подход позволяет вырабатывать идеи, необходимые для понимания мирового цивилизационного процесса и места человека в нем [3]. Исторически эволюция естествознания ведет за собою эволюцию гносеологии. Исходя из предположения о том, что между природой физического и психического нет резкой разделяющей их границы, мы приближаемся к пониманию общности гносеологических оснований соответствующих научных знаний, методологий их познания. Гуманизация познания предполагает формирование представлений о том, что познавательная деятельность всегда заключает в себе и познание самого субъекта исследования. Для выявления этой составляющей необходима и рефлексия самопознания. представления о реальности, формируемые нами на основе опыта, с необходимостью включают в себя особенности нашего мышления, «... физическое и психическое содержат, очевидно, общие элементы, и, следовательно, между ними вовсе нет той резкой противоположности, которую обыкновенно принимают» [5, с. 16]. Гносеологическое единство физических и психических функций человека в процессе познания природы позволяет живому существу, обладающему памятью (Э. Мах), иметь в своем психическом поле зрения более обширную пространственную и временную среду, чем оно могло бы объять одними своими органами чувств. В результате, развитие культуры характеризуется тем, что все большие и большие пространственные и временные области попадают в сферу ведения человека.
В постклассическом естествознании совместное рассмотрение мышления и опыта стало частью научного метода. Именно это гуманистическое направление философских взглядов, а не потрясающее воображение развитие техники обеспечило прогресс в естествознании XX в. Развитие и становление научно-технической цивилизации поставило особые задачи перед человеком и человечеством. В связи с этим особое значение приобретает и осмысление роли естественнонаучного образования при определении философского смысла и сущности гуманизации современного образования. От понимания закономерностей развития
человека и общества, коэволюционных процессов цивилизации зависит то, каким будет новое образование [2].
Изучая проблему здоровья нации, ее связь с просвещением и образованием, В. П. Казначеев в своих трудах разработал глубокие гуманистические философские идеи. Отмечая тот факт, что в конце ХХ в. соотношение различных социально-экономических, политических и других структур человечества на поверхности Земли испытывает не только количественные, но и качественные изменения, он пришел к выводу о том, что человекопотребление и человековоспрои-зодство должно учитываться в основании всех больших проектов. Другими словами, должны быть достаточно глубоко осмыслены духовная сторона, душевные, семейные, клановые и другие отношения. Такой подход требует от философии образования выхода в такие системы, как наука, культура, цивилизация. Это сказывается и на подготовке специалистов, в которой кроме социализации должна присутствовать и культуроло-гизация. В обозначенном аспекте актуальны исследования явления экологического перенапряжения, осмысление двух противоположных тенденций в развитии человеческой цивилизации: - первое направление обусловлено естественнопланетарным историческим процессом и состоит в конвергенции этногенеза с экологией планеты; - второе направление - на дивергенцию, поскольку в каждой цивилизации сохраняются присущие ей духовные силы. Это противоречие со временем может усиливаться.
В результате философского осмысления становится понятным, что гуманизация образования тесно связана с эволюцией современных философских воззрений, ставящих человека в центр своего внимания [7], противопоставляющих новый тип мышления классической ньютоно-картезианской парадигме, исходящих из объективности знания и отчуждающих индивидуальность от науки. Представления о творчески познающем человеке ставят вне сомнения необходимость творческой активности в процессе образования.
Проблемы философии образования мы рассматриваем в контексте исторической структуры культуры, в которой образование связано с научным знанием, его трансляци-
ей, особое значение придаем предметным курсам, содержащим парадигмы различных областей знания. С позиции такого подхода для нас существенно, что проблема субъекта в философии естественнонаучного образования была осмыслена как проблема личностно-ориентированного образования и инициировала, в дальнейшем, постановку проблемы гуманизации образования. Более того, выявление факта усиления рефлексивности методологии естествознания позволяет обосновать гуманистический характер периодов смены научных парадигм и методологических принципов науки и показать, что гуманизация образования XX-XXI вв. инициирована прогрессом естествознания XX в.
Современные философские гуманистические идеи легли в основу философии образования XX века. В контексте современной философии образования человек - это первейшая ценность. Характерные для Нового времени процессы формирования картины мира и осознание человеком самого себя становятся теми особенностями, которые позволяют говорить об образе современного человека, о создании им в процессе образования собственной мировоззренческой картины мира. Изучение философии образования лежит в контексте развития гуманитарного теоретического знания, но ее проблемы - это проблемы, формирующиеся в контексте развития цивилизации и культуры, поэтому предметом философии образования является осмысление как гуманитарного, так и естественнонаучного образования.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996. - 494 с.
2. Беляева Л. А. Философия образования в начале третьего тысячелетия // XXI век: будущее России в философском измерении. - Екатеринбург, 1999. - С. 121-125.
3. Геращенко И. Г. Философия образования Л. Н. Толстого в контексте современных представлений // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. - Волгоград, 1999. -С. 73-76.
4. Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма / Вопросы философии. - 1994. - № 6. -С. 22-29.
5. Мах Э. Познание и заблуждение. - М.: Изд-во С. Скир-мунта, 1909. - 471 с.
6. Субетто А. И. Философия образования через призму здоровья Российского этноса / Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы Российского образования на рубеже третьего тысячелетия. - СПб., 1997. - С. 118-124.
7. Третьяков О. В. Философия образования и проблемы духовного возрождения России // Центральная Россия на рубеже XXI века: матер. Междунар. науч. конф. (Орел, 2-6 июля 1995 г.). - Орел, 1996. - Т. 4. - С. 221-224.