Научная статья на тему 'Философия образования современной молодёжи'

Философия образования современной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИДЕАЛЫ / МОЛОДЁЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ / UPBRINGING / IDEALS / YOUTH / EDUCATION / PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Е.В., Стерхов А.А.

Статья посвящена проблематике исследования феномена философии образования в молодёжной среде. Целью исследования является пополнение теоретической базы философии в рамках комплексного исследования данной проблемы и обоснования необходимости её изучения на базе общеобразовательной школы и вуза. В процессе работы над статьёй использованы такие методы исследования, как анализ, обобщение, наблюдение, описание, а также системный метод. Рассматриваются различные аспекты философии образования в аспекте мировоззрения молодёжи старшего школьного возраста. В результате исследования делается вывод о предмете исследования философии образования молодёжи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF EDUCATION OF MODERN YOUTH

The article is devoted to the problems of studying the phenomenon of philosophy of education in the youth environment. The purpose of the study is to replenish the theoretical base of philosophy in the framework of a comprehensive study of this problem and justify the need for its study on the basis of a comprehensive school and university. In the process of working on the article, such research methods as analysis, generalization, observation, description, as well as the system method were used. Various aspects of the philosophy of education in the aspect of the worldview of young people of high school age are considered. As a result of the study, a conclusion is drawn about the subject of study of the philosophy of youth education.

Текст научной работы на тему «Философия образования современной молодёжи»

значае, що «доки суспшьство не виховае нове поко-лшня перспективо мислячих людей (iнакше ка-жучи, творчих людей), ми приречеш «копирсатися у багнющ», «переливати iз пустого в порожне», пе-ребувати в «постшному транзитi безперспективно-сп». Нова фiлософiя освiти ... е фiлософiею лю-дини, котра юнуе в царинi свободи »[1,с.11-13].

Отже, в статп подано аналiз теоретичних та практичних вимiрiв трансформаци освгги. Вона е вщповщдю на кризу освгга. Сввдчить, що освiтнi стратеги i практики вже не вщповвдають потребам сьогодення. Ввдбуваеться процес девальваци знань, !х iмiтацiя, втрачаеться щнтстъ знання як штелек-туального капталу. Комерцiалiзацiя освiти сприяе тому, що вона стала товаром, сприяе формуванню ринково! сввдомосп, нiвелюванню турботи людини про знання, як турботи про саму себе. Технолопза-щя освiти зумовила отримання знань за принципом «тут i зараз». Сучасна реальнiсть - досить складна, динамiчна. Про це сввдчить неоднозначнiсть И ви-значення як «суспшьства знань», iнформацiйне, те-хнолопчне, мережеве, постмодерне, плинне i т.д. Кожне з них мае право на юнування, оск1льки вщо-бражае полiварiантнiсть сучасного свiту, i як насль док - рiзноманiтнiсть моделей освгга, множиннiсть

освiтнiх виклик1в, чиннишв зовнiшнiх i внутрiшнiх. Освiта в процеа трансформаци повинна стати благом (вислов Г.Сковороди). В цьому й! сенс.

Список лiтератури

1. Андрющенко В.Г. Фiлософiя освiти. В за-межжi завтрашнього дня// Фiлософiя освiти, 2008, №1-2, с.7-14.

2. КП в Украине. 9-6 мая 2019г.

3. Карпа I. 50 хвилин трави. Коли помре твоя краса. Х., 2004, 239с.

4. Мюссо Г. Зов ангела, Эксмо, 2012, 416с.

5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М, 1994, 700с.

6. Табачковский В. Проблеми педагопки у свил сучасно! фшософсько! антропологпУ/Фшосо-фiя освгга. 2005, №1 с.135-148

7. Шамрай В. Iнституцiйнa криза освiти: соць окультурнi виклики// Фiлософiя освiти. 2015, №1(16), с.89-104

8. Ямпольский М. Экран как антропологический протез.//Новое литературное обозрение. 2012, № 2, 61-74с.

9. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М, 2003, 476с.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Гущина Е.В.,

Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца города Сургута, заведующая кафедрой гуманитарных и общественных наук

Научного общества гимназии

Стерхов А.А.

Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца города Сургута, методист, председатель Научно-методического совета, магистр государственного и муниципального управления

PHILOSOPHY OF EDUCATION OF MODERN YOUTH

Gushchina E.,

Gymnasium in the name of St. Nicholas the Wonderworker of Surgut, Head of the Department of Humanities and Social Sciences

Scientific Society Gymnasium Sterkhov A.

Gymnasium in the name of St. Nicholas the Wonderworker of Surgut,

Methodologist, Chairman of the Scientific and Methodological Council,

Master of Public Administration

Аннотация

Статья посвящена проблематике исследования феномена философии образования в молодёжной среде. Целью исследования является пополнение теоретической базы философии в рамках комплексного исследования данной проблемы и обоснования необходимости её изучения на базе общеобразовательной школы и вуза. В процессе работы над статьёй использованы такие методы исследования, как анализ, обобщение, наблюдение, описание, а также системный метод. Рассматриваются различные аспекты философии образования в аспекте мировоззрения молодёжи старшего школьного возраста. В результате исследования делается вывод о предмете исследования философии образования молодёжи.

Abstract

The article is devoted to the problems of studying the phenomenon of philosophy of education in the youth environment. The purpose of the study is to replenish the theoretical base of philosophy in the framework of a comprehensive study of this problem and justify the need for its study on the basis of a comprehensive school and university. In the process of working on the article, such research methods as analysis, generalization, observation, description, as well as the system method were used. Various aspects of the philosophy of education in the aspect

of the worldview of young people of high school age are considered. As a result of the study, a conclusion is drawn about the subject of study of the philosophy of youth education.

Ключевые слова: воспитание, идеалы, молодёжь, образование, философия, философия образования, ценности.

Keywords: upbringing, ideals, youth, education, philosophy, philosophy of education, values.

В современном социуме, когда, казалось бы, в молодежной среде теряет актуальность философская наука, которая воспринимается современными подростками и юношами как некий архаизм, наследие Средневековья, в то же самое время наибольшую остроту приобретают глобальные философские вопросы. И что является наиболее важным, острота их особо ощущается именно в молодёжной среде. Глобальные проблемы философии интересуют молодежь, поскольку призваны ответить на фундаментальные вопросы их бытия, начиная с уровня обыденности, и заканчивая такими высокими в плане духовности понятиями, как религиозные воззрения и специфика восприятия религии через призму подросткового и юношеского сознания. Проблемы познаваемости мира (в том числе возможности своего личного, индивидуального познания), также волнуют молодежь, равно как и проблема истинности или ложности различных аспектов бытия.

Философия образования определяется как исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем. При этом данная область является достаточно молодой, поскольку выделяется из собственно философии лишь в 40-е годы ХХ века в США и Западной Европе. Сравнительно недавнее выделение данной области философии открывает широчайшее поле для исследований и дискуссий, касающихся проблем обучения, воспитания, восприятия обучающимися и воспитанниками своих педагогов в частности и образовательной системы каждой конкретной страны в целом.

По нашему мнению, следует чётко разграничить такие разные понятия, как «философия образования» и «философия образования молодёжи». Философия образования - это область философии, формирующая общетеоретические представления о том, что такое образование и воспитание, о месте и роли педагогики в жизни общества, о трансформациях педагогических систем в связи с общественным прогрессом или регрессом и т.д [3]. Философия образования молодёжи тесно связана и взаимодействует с философией образования в целом, но, согласно нашей концепции по данному проблемному вопросу, является совершенно самостоятельным явлением в философской науке. Исходя из вышеизложенного, дадим авторское определение вышеуказанному понятию.

Итак, философия образования молодёжи - это направление в философии образования, исследующее проблемы образовательных ценностей, идеалов и потребностей современной молодежи, про-

блемы восприятия подрастающим поколением образовательных систем и воспитательных методик, которые на них применяются, а также проблемы социальной, образовательной и воспитательной коммуникации с педагогами, родителями и иными субъектами образования.

При этом следует отметить, что философия образования молодежи, как научное направление, носит не субъект - объектный, а субъект - субъектный характер, поскольку изучаемая молодёжная среда сама порождает предмет исследования данного направления в философской науке. То есть получаемые исследователями результаты исходят непосредственно из молодёжной среды, интегрированной с детства в образовательную систему на синхронном срезе развития общества.

Изучим последовательно предмет философии образования молодёжи с точки зрения философской теории и одновременно применительно к изучаемой социальной группе.

Как отмечает В.С. Грехнёв, сущность образования заключается в формировании личности человека, в которой должны гармонически сочетаться две меры ее бытия: социально значимого в индивидуальном и индивидуального в социально значимом [1, с. 14]. Но данное определение раскрывает сущность образования только в теоретическом плане, с позиции самой науки, но ничего не говорит о том, как воспринимает сущность образования сама молодёжь, то есть та социальная группа, ради которой образования существует по сути и функционирует, трансформируясь под нужды общества на конкретном историческом срезе.

Сущность образования в глазах современной молодёжи необходимо выявлять по четырём уровням: сущность общего образования, среднего профессионального, высшего, послевузовского (защита кандидатской диссертации и докторантура). При этом следует дифференцировать в сознании молодёжи восприятие сущности образования: 1) получение его под давлением внешних требований (государство, школа, родители); 2) осознание необходимости получения как можно более высокого уровня образования, поскольку оно нужно самому учащемуся (последнее говорит о высоком уровне самосознания и стремлении личности к максимальной самореализации); 3) нигилистическое отношение к образованию вообще, когда формальное образование воспринимается личностью как излишняя трата времени, мешающая решать сиюминутные (в том числе и финансовые) проблемы. Кроме вышеперечисленного, следует акцентировать внимание на том, какой предельный уровень образования считают для себя возможным представители молодёжи (от основного общего, по-

лучение которого является конституционной обязанностью гражданина РФ, до уровня выпуска из докторантуры с защитой докторской диссертации).

Рассматривая вопрос о ценности образования, следует отметить, что ценность, значимость образования для общества может быть рассмотрена с разных оснований (измерений): технологических, экономических, политических, нравственных, научных и т.д. [1, с. 24]. В.А. Сластенин определяет ценности образования как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [2].

С целью выявления отношения к основным критериям образования в глазах молодёжи нами был проведен социологический опрос в 9-11 классах. Данные анкетирования показали, что ценность образования в глазах молодежи обусловлена, прежде всего приобретением жизненной стабильности и повышением уровня доходов (более половины опрошенных). Треть опрошенных видит ценность образования в возможности карьерного роста. При этом иные варианты преимуществ образования в глазах представителей молодёжи ценности практически не имеют.

С точки зрения философии, каждому типу ценности образования (цели или средству) соответствует свой мотив [1, с. 26]. Создадим классификацию мотивов подрастающего поколения к получению образования:

1) индивидуальная свобода, независимость -молодежью движет стремление стать свободным, независимым финансово, политически, в плане выбора повседневных действий и деятельности в целом;

2) безопасность и стабильность - стремление к стабильности бытия, запрограммированности, про-гнозируемости и ожидаемости изменений, защищенности со стороны государства и работодателя;

3) самосовершенствование в собственных глазах - осознанная потребность понимание стать лучше, гармоничнее, справедливее, толерантнее через повышение уровня образования, стремление к уважительному, интеллигентному общению с окружающими;

4) самосовершенствование в глазах окружающих, общества в целом - осознание необходимости формальных достижений как фактора роста в глазах окружающих, получения социального одобрения, одобрения со стороны руководства;

5) обретение власти - образование воспринимается как пропуск во властные структуры и органы управления, равно как сам процесс карьерного продвижения в структурах власти во многом зависит от образования);

С понятиями «ценность» и «мотив» тесно связано понятие «идеал». В нашей трактовке, образовательный идеал современной молодёжи - это

двойственное понятие. С одной стороны, здесь подразумевается предел реализации ценностей, с другой - максимальный образ желаемого результата, то есть рассматривается идеал самого образования (то, каким должно быть образование) и идеал образованного человека (то, каким должен стать образованный человек как личность). В первом случае, представители выпускных классов считают образовательным идеалом доступное и бесплатное высшее образование, уделяется внимание при этом и связям с зарубежными школами, то есть возможностью стажировки за границей, обмена образовательным опытом. Во втором случае подавляющее большинство респондентов признаёт идеальным наличие высшего образования, и лишь по 5% опрошенных рассматривают вероятность получение 3-го уровня высшего образования (окончание аспирантуры) и даже возможность обучения в докторантуре (хотя последнее воспринимается именно как идеал, достигнуть которого вряд ли возможно).

Не следует забывать, что образование есть неразрывное единство двух процессов: обучения и воспитания и направлено на гармонизацию двух мер бытия личности: социального (общего, социально значимого) в индивидуальности ее развития и индивидуального (особенного, единичного) в ее общественном существовании и развитии [1, с. 21].

Отсюда следует, что предметом философии образования молодёжи должны стать и такие аспекты, как взгляд на самообразование и его возможности в современном мире, обучение вне школы, обучение в школе - приемы и методы, семейное и домашнее обучение как философская проблема; взгляд на воспитание - как воспитывать себя, как воспитывать своих будущих детей, как должна воспитывать семья, какие методы и средства воспитания возможно использовать в современных условиях человеческого бытия. Важно исследовать также взгляд представителей молодёжи на педагога, его образ, роль, значение в получении образования, а кроме того, инновационные подходы к управлению образованием (в том числе -школьное самоуправление).

Список литературы

1. Грехнёв, В.С. Философия образования: учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] / В.С. Грехнёв. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -311 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.

3. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - M.: Республика, 2001. - 719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.