Научная статья на тему 'Необходимость развития философии образования в современных условиях'

Необходимость развития философии образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / ИДЕАЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухорукова Т.Г., Боровик Ю.Т.

В статье исследована история развития понятия «философия образования», обоснована необходимость формирования новой парадигмы образования в современных условиях, раскрыты цель и задачи философии образования с учетом современных реалий. Основными направлениями философии образования являются духовность, творчество, развитие и культура. В статье отмечается высокая роль самообразования, как основного фактора повышения качества знаний трудящихся. Несмотря на изначально философский характер, рассматриваемая наука имеет тесную связь с практикой, поскольку оперирует такими понятиями, как образованный человек, идеал образованности, образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NECESSITY OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY OF EDUCATION IS FOR MODERN TERMS

History of development of concept "Philosophy of education" is investigational in the article, the necessity of forming of new paradigm of education is reasonable for modern terms, an aim and tasks of philosophy of education are exposed taking into account modern realities. Basic directions of philosophy of education are spirituality, work, development, culture etc. The high role of self-education registers in the article, as a basic factor of upgrading of knowledge of worker. In spite of initially philosophical character, the examined science has close connection with practice, as operates such concepts, as a well-educated man, ideal of form, educational technologies.

Текст научной работы на тему «Необходимость развития философии образования в современных условиях»

прикладi залiзничного транспорту): монографiя / В.В.Компанieць. - Харкiв: УкрДАЗТ. - 2012. - 296 с.

4 Компашець В.В. Впровадження компетентного пщходу у систему пiдготовки, ощнки та вiдбору кадрiв залiзничного транспорту / В.В. Компашець, В.В. Польова // Вюник економши транспорту i промисловостi: Зб. наук. праць. - Харюв: УкрДАЗТ. - 2013. -№ 44. - С. 46-53.

5 Куделя В.1. Теоретичний тдхщ до проблем мотивацп персоналу на залiзничному транспортi / В.1. Куделя,

B.Г. Яковенко // Вюник економши транспорту i промисловостi: Зб. наук. праць. - Харкiв: УкрДАЗТ. - 2013. - №44 -

C. 273-275.

6 Ляшенко 1.О. Мотиващя працi на залiзничному транспортi в умовах його реформування / 1.О. Ляшенко, М.П. Сначов // Зб. наук. праць Дншропетровського нацiонального ушверситету залiзничного транспорту iменi академiка В.Лазаряна. -Дншропетровськ: ДНУЗТ. - 2011. - Вип.

2: Проблеми економши транспорту. - С. 48-55.

7 Токмакова 1.В. Мотиващя трудово'1 поведшки працiвникiв пiдприeмств залiзничного транспорту в умовах реформування / 1.В. Токмакова // Вюник економши транспорту i промисловостi: Зб. наук. праць. - Харюв: УкрДАЗТ. - 2013. - № 44. - С. 286-289.

8 Андрощук С. Реформа мотивацп [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://www.magistral-uz.com.ua/artikles /motivacija -personala.html.

9 Ейтупс Г.Д. Мотиващя як фактор впливу на ефектившсть виробничих структурних тдроздшв залiзничного транспорту на прикладi дистанци колп / Г.Д. Ейтутiс, О.А. Мельникова // Вюник економши транспорту i промисловостi: Зб. наук. праць. - Харюв: УкрДАЗТ. - 2013. -№ 42. - С. 412-416.

10 Скрипка А. Мотивация персонала [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://www.magistral-

uz.com.ua/artikles/motivacija-personala.html.

Стаття надтшла: 04.10.16р.

УДК 371.000.141

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сухорукова Т.Г., к.э.н., доцент, БоровикЮ.Т., к.э.н., доцент (УкрГУЖТ)

В статье исследована история развития понятия «философия образования», обоснована необходимость формирования новой парадигмы образования в современных условиях, раскрыты цель и задачи философии образования с учетом современных реалий. Основными направлениями философии образования являются духовность, творчество, развитие и культура. В статье отмечается высокая роль самообразования, как основного фактора повышения качества знаний трудящихся. Несмотря на изначально философский характер, рассматриваемая наука имеет тесную связь с практикой, поскольку оперирует такими понятиями, как образованный человек, идеал образованности, образовательные технологии.

© Сухорукова Т.Г., . .

Боровик Ю Т В1сник економпки транспорту 1 промисловост № 55, 2016

Ключевые слова: философия образования, цель образования, задачи образования, направления развития философии образования, самообразование, педагогические теории, идеалы образования, кризис образования, образовательная парадигма, образовательные технологии.

НЕОБХВДШСТЬ РОЗВИТКУ ФИЛИСОФП ОСВ1ТИ В СУЧАСНИХ УМОВАХ

Сухорукова Т.Г., к.е.н., доцент, БоровикЮ.Т., к.е.н., доцент (УкрДУЗТ)

У cmammi досл1джена ¡сторгя розвитку поняття "фшософ1я освти", обхрунтована Heo6xidHicmb формування новог парадигми освти в сучасних умовах, po3Kpumi мета i завдання фшософи освти з урахуванням сучасних реалт. Основними напрямами фшософи освти е духовтсть, творч^ть, розвиток i культура. У статтi вiдзначаeться висока роль самоосвти, як основного чинника тдвищення якостi знань пращвнитв. Незважаючи на фшософський характер, дана наука мае ттний зв'язок з практикою, оскшьки оперуе такими поняттями, як освiчeна людина, iдeал вчeностi, освтт технологи.

Ключовi слова: фiлософiя освiти, мета освiти, завдання освiти, напрями розвитку фшософи освiти, самоосвта, педагогiчнi теорп, iдеали освти, кризи освiти, освтна парадигма, освтт технологи.

A NECESSITY OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY OF EDUCATION IS FOR MODERN TERMS

Suhorukova T.G., Candidate of Economic Sciences, associate professor Borovik Y.T., Candidate of Economic Sciences, associate professor (USU of RT)

History of development of concept "Philosophy of education" is investigational in the article, the necessity of forming of new paradigm of education is reasonable for modern terms, an aim and tasks of philosophy of education are exposed taking into account modern realities. Basic directions of philosophy of education are spirituality, work, development, culture etc. The high role of self-education registers in the article, as a basic factor of upgrading of knowledge of worker. In spite of initially philosophical character, the examined science has close connection with practice, as operates such concepts, as a well-educated man, ideal of form, educational technologies.

Keywords: philosophy of education, aim of education, task of education, direction of development of philosophy of education, self-education, pedagogical theories, ideals of education, crisis of education, educational paradigm, educational technologies.

Постановка проблемы. Быстро меняющиеся реалии экономики требуют соответствующих изменений в системе образования. Потребность в постоянно обновляемых знаниях испытывают большинство отраслей экономики, поскольку отличительной особенностью

современного экономического развития является высокая информационная оснащенность производственного

процесса. Именно стремительная информатизация производства

активизирует появление и развитие всевозможных курсов, тренингов,

семинаров и т.д. Жесткая конкуренция (и на ринке товаров и на рынке труда) стимулирует получение новых знаний. Установлено, что для поддержки квалификации рабочих и специалистов на должном уровне в условиях современного производства необходимо проведение их целевого обучения каждые 2-3 года. С целью обеспечения

конкурентоспособности предприятия необходимо, чтобы 30 % сотрудников ежегодно проходили стажировку [1].

Однако важно не только подготовить специалиста, который найдет свою «нишу» в экономическом пространстве, но и создать предпосылки, условия, потребности, которые заставили бы его заниматься самообразованием всю жизнь. Для этого необходимо глубинное познание системы образования. Базой этого процесса выступает философия образования.

Анализ последних исследований и публикаций. Философия образования не является новым направлением развития научной мысли. Она выступала предметом исследования Платона и Аристотеля, Бэкона и Дидро. Так, философские идеи Платона предстают как высшие ценности бытия, в которых сконцентрировано все лучшее, что имеет шанс осуществиться в бытии природы, человека, государства и цивилизации. В платоновских идеях идеалы порядка, меры, гармонии, совершенства, наивысшего блага, всеобщей

справедливости сконцентрированы в предельной степени [2]. Эти идеи и сегодня должны быть положены в основание построения современной системы образования.

Обращаясь к практической философии Аристотеля необходимо отметить отдельное направление этой философии, которое Аристотель назвал «этика». В соответствии с этикой Аристотеля, добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по себе не удерживает от дурных поступков. Философская этика призвана через

многократные упражнения выработать в человеке сознательную тягу к доброму, сделав ее постоянным качеством воли. Суть добра, по Аристотелю, - в господстве разумного элемента души над чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в том, чтобы занимать разумную середину между противоположными крайностями,

которые и есть пороки. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни [3]. Современная философия образования обязана учесть данное положение этики Аристотеля.

Ф. Бэкон является родоначальником эмпиризма, другими словами философии, опирающейся на науку. Он был уверен, что цель научного познания - это принесение пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Бэкон ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. «опыт» - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. В рамках рассматриваемой проблематики, необходимо отметить подход Бэкона к поэзии. Разделив весь род поэзии на три вида (эпос, драму, аллегорико-дидактическую поэзию),

Бэкон высшим видом поэзии считал аллегорико-дидактическую, как наиболее назидательную, способную воспитывать человека.

В определенных аспектах философию образования рассматривали Кант, Гегель, Маркс. В классической немецкой философии (конец XVIII -первой трети XIX века), представленной именами Канта, Фихте, Гегеля, Фейербаха и т.д. нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени - вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Эти идеи и сегодня являются базовыми в общей системе образования.

По Канту, добро и благо есть единственные ценности, которые исключают зло как таковое или ограничивают сферу его действия. Это возможно по Канту, только тогда, когда внутренним мотивом действия для человека становятся его моральные побуждения. Человек постепенно может стать владыкой своих неморальных и эгоистических побуждений, постоянно осаждающих его. Для Канта тождественны понятия разумного и нравственно-доброго. Поэтому

внутренним содержанием и мотивом свободной воли становится добро, которое учреждается и узаконивается разумом [4].

Длительное время философия образования рассматривалась как синоним философии духовности (XVIII -XIX вв). В начале XX века философия образования выделилась в отдельную дисциплину.

В середине XX века в философии образования усматривали способ мысли, который дает возможность преодолеть разноречье в педагогических теориях и концепциях, подвергнуть критическому анализу исходные принципы и предположения различных

педагогических теорий, выявить фундаментальные основания

теоретического знания в педагогике, найти те предельные основания, которые могут послужить почвой для консенсуса в сообществе педагогов [5].

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня система отечественного образования переживает не лучшие времена. Кризис в экономике привел к кризису мысли. Сегодня трудно учить и учиться. В системе образования сегодня наблюдается идейно-

мировозренческий и ценностный вакуум, современное образование ежедневно сталкивается с неясностью и неопределенностью целей обучения и воспитания.

Целью данной статьи является выявление основных задач и принципов

построения философии образования в современных условиях, т.е. в условиях социально-экономического, духовного и нравственного кризисов.

Изложение основного материала исследования. Философия образования -исследовательская область философии, анализирующая основания

педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем.

Украинский исследователь Ю. Терещенко дает следующее определение философии образования: «философия образования - это область гуманитарных знаний, занимающаяся прогнозированием развития образования, созданием его стратегии, выработкой

мировоззренческих ориентиров обучения и воспитания, вследствие чего образование превращается в основной культуротворческий институт

государства, а педагоги - в творцов и полпредов науки, ... философия образования является методологией функционирования и развития

образования, системой общих знаний, «завязанных» своим содержанием на онтологии, создании интеллектуального потенциала» [6].

Безусловно, сложно и ответственно обращаться к проблеме философии образования, когда в самой системе образования накопилось много проблем. Эти проблемы носят не только морально-нравственный характер, но и чисто экономический: недостаточное

финансирование образования, сокращение учебных заведений, низкие доходы педагогов, нерешенные социальные проблемы педагогического состава и т.д.

В таких условиях достаточно сложно сформулировать идеалы и цели образования, которые соответствовали бы новым требованиям современной цивилизации.

С учетом вышесказанного, основные задачи философии образования должны включать:

1) осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы, осмысление путей и способов разрешения данного кризиса;

2) осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы, обоснование государственной политики в области образования, формирование целей образования, концептуального проектирования образовательных систем, прогнозирование образования;

3) выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества.

Цель образования - содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения,

самореализации и самореабилитации, в понимании самого себя. Содержанием образования должно стать не просто передача знаний, умений и навыков, а уравновешенное развитие физической, умственной, волевой, моральной, ценностной и других сфер.

Достижение цели образования в каждом конкретном случае позволяет человеку как можно быстрее адаптироваться в социально-трудовой сфере. Трудовая адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных и организационно-экономических условиях труда [7]. Знания, которые получает потенциальный или реальный работник в процессе образования, позволяют пройти трудовую адаптацию более быстро. Насколько близки по своей сути образование и

трудовая адаптация можно определить, если изучить цели адаптации:

- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ощущают себя ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [8].

В данном случае речь идет о всех формах трудовой адаптации:

профессиональной,

психофизиологической, социально-

психологической, экономической и санитарно-гигиенической. Образованный человек должен быть образованным во всех сферах трудовой деятельности.

Необходимо помнить, что интеллектуальный капитал плюс

информация - это актив, имеющий существенные особенности, связанные с высокой степенью инвестиционного риска: в отличие от других активов, он характеризуется уменьшением

доходности, но нуждается в постоянном обновлении. Если в XIX веке основным источником власти были деньги, то сегодня эту роль выполняют знания, наемные работники превращаются в экспертов и партнеров, что радикально изменяет саму философию менеджмента

[9].

Философию образования нельзя рассматривать только с позиции чистой философии или с позиции чистой педагогики. Она находится на стыке этих двух подходов. Философский подход в большей степени помогает осмыслить идеалы, взаимосвязи, взаимозависимости,

возникающие в ходе образования. Педагогический подход позволяет осмыслить цели, задачи образования, его методы и перспективы [10].

Основными направлениями

философии образования являются духовность, творчество, развитие, культура и т.д.

Основными принципами

образования сегодня должны стать:

- диалог учителя и ученика;

- незыблемая вера в установленные ценности образования и общества;

- гуманизм;

- сохранение и приумножение культурного наследия.

Основными понятиями, которыми должно оперировать образование, должны остаться: образованность, идеал образованности, социокультурный тип образования, образовательная парадигма, образовательные технологии.

Перечисленные понятия должны развиваться и соответствовать уровню развития общества.

Ярким примером поступательного развития философии образования являются страны с развитой экономикой. В этих странах философия образования получает дополнительные импульсы для своего развития в связи с переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Практика развития передовых стран показывает, что современные темпы технологических изменений настолько значительны, что общество не успевает их поглощать в полном объеме: кривая технологий растет быстрее, чем кривая экономического развития, которая, в свою очередь, опережает кривую развития общества. В настоящее время срок жизни цифровых технологий составляет почти 18 месяцев -против 3 лет, необходимых для изменения «правил экономической игры», и 10 лет, необходимых для адаптации общества.

Вывод. В отечественной практике необходимость развития философии образования дополняется наличием экспериментальных и альтернативных

школ, компьютеризацией образования. Сегодня студенты имеют свободный выбор программ обучения и образования, что требует корректировки философии образования.

Немаловажным фактором

поступательного развития образования является государственная стратегия развития образования. Реализация государственной стратегии развития образования должна быть направлена на преобразование этой отрасли в реальный фактор экономического и социального развития страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нельзя отказываться сегодня от долгосрочного планирования в системе образования. Так, с помощью стратегического планирования в системе высшего образования определяются:

- пути, по которым предполагается развитие высшего образования, приоритетность подготовки специалистов по конкретным специальностям;

- мировые рынки, на которых выгоднее всего действовать;

- новые образовательные технологии, которые в первую очередь необходимо внедрять в ВУЗах;

- секторы экономики и общественного производства в целом, на которых необходимо базироваться.

Условия переходного периода требуют от системы высшего образования выполнения достаточно сложных задач и интеллектуального обеспечения развития экономики и новых технологий, выхода на высший уровень квалификационного обеспечения. Следовательно, большое значение приобретает развития гибкости высшего образования в процессе повышения эффективности подготовки специалистов.

Необходимо помнить, что конкретному обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - это механизм подготовки человека к условиям совместного сосуществования в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухорукова Т.Г. Проблемы информационной защищенности предприятия / Т.Г. Сухорукова // Вюник ХДЕУ. - 1998. - №3 (7). - С. 75-77.

2. Гайденко П.П. Античная философия / П.П. Гайденко // Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс - Традиция. - 2008. - 890 с.

3. Богомолов А. С. Античная философия / А.С. Богомолов. - М.: Высшая школа. - 2006. - 390 с.

4. Асмус В. Ф. Кант / В.Ф. Асмус -М.: Наука. - 1973. - 532 с.

5. Куликов П.К. Педагогическая антропология / П.К. Куликов. - М.: Знание. - 1986. - 375 с.

6. Терещенко Ю.1. Фiлософiя освгги та пошуки морально-етичного виховання /

Ю.1. Терещенко // Шлях осв^и. - 2002. -№3. - С. 11 -15.

7. Кибанов A. Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ под ред. A. Я. Кибанова - M.: ИНФРA-M, 2008. - 560 с.

8. Дикань В. Л. Економша пращ на тдприемствах залiзничного транспорту: навч. поабник / В.Л. Дикань, Ю.В. Елагш, Т.Г. Сухорукова, 2012. - 345 с.

9. Dessler Gary. Management: Principles & Practices for Tomorrow's Leaders and Student CD, Third Edition [Електронный ресурс] / Dessler Gary . -Режим доступа: http://www.booksprice.ru/ books/89283.html

10. Романенко M. Становление философии образования: на пересечении философии и педагогики / M. Романенко // Персонал. - 2004. - №6. - С. 50-53.

Статья поступила: 5.09.16г.

УДК 331.103.22

ФР1ЛАНС ЯК СУЧАСНИЙ ВИД ТРУДОВИХ В1ДНОСИН

Тертичний О. О., к.т.н., доцент (Х1Ф КНТЕУ)

У статт1 розглянуто особливост1 в1ддалено'г форми оргатзаци пращ у вигляд1 фршансу. Проанал1зовано основт джерела доход1в фршансер1в, визначено джерела ¡нформаци щодо розвитку фршансу, проанал1зовано достов1рн1сть та репрезентативтсть цих джерел. Визначено розм1ри доход1в фршансер1в, гх середнт заробток. Ус1 розрахунки проводилися для фршансер1в, що мешкають на територи Украгни I виконують замовлення для оргатзацт в усьому свтг. Визначено основт крати, як1 використовують фршанс найбшьш активно. Проанал1зовано недолти та переваги фрыансу на 1ндив1дуальному та макроеконом1чному р1вт. Надано рекомендаци щодо розвитку фршансу та послабленню його негативних насл1дк1в.

Ключовi слова: фршанс, фртансер, до^д, оргатзащя пращ, замовлення, вiддалена праця.

ФРИЛАНС КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тертичный А. О., к.т.н., доцент (ХИФ КНТЭУ)

В статье рассмотрены особенности удаленной формы организации труда в виде фриланса. Проанализированы основные источники доходов фрилансеров,

© Тертичний О.О. Вкник економпки транспорту 1 промисловост1 № 55, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.