Научная статья на тему 'Философия образования: "альтруистический" сценарий глобального развития'

Философия образования: "альтруистический" сценарий глобального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / MULTIFACTORIAL MODEL / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / TRANSDISCIPLINARITY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / КОГНИТИВИСТИКА / COGNITIVISM / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ / PHENOMENOLOGY OF COGNITION / ЦЕННОСТНЫЙ ПРОВАЛ / VALUE GAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанина Наталия Рафаэлевна

В статье представлено целостное видение развития обществ на основании конструирования многофакторной цивилизационно-культурной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The philosophy of education: "altruistic" scenario of global development

The article represents a holistic vision of the development of societies, based on the construction of a multifactorial civilization-cultural model.

Текст научной работы на тему «Философия образования: "альтруистический" сценарий глобального развития»

Н.Р. САБАНИНА магистр, старший преподаватель кафедры педагогики института «Высшая школа образования» МПГУ*

Философия образования: «альтруистический» сценарий глобального развития

Многофакторная модель цивилизационно-культурно-го развития. Не секрет, что характеристика системы образования зависит от региона мира и задаётся национальными приоритетами развития и наличием государственных и региональных программ и проектов в конкретных областях деятельности. Развитие любых областей предполагает общедоступные базы данных и базы знаний в различных сферах. Такие базы целесообразно создавать по цивилизационному принципу, т.е. выделение областей развития (точек роста) необходимо соотносить с формами культуры, зарождающимися, предполагаемыми или освоенными данным обществом. В соответствии с постнеклассической концепцией культуры в общемировом масштабе их существует не менее 60.

Для описания всего множества возможных отношений в культуре, анализа цивилизационного профиля региона, задающих содержание образования, необходимо построение сложной многофакторной модели на основании определения предметной области и отношений между её элементами. Это позволит разрабатывать гибкие схемы развития, с необходимостью ИКТ обеспеченные, для отдельных форм культуры, таких как образование, наука, искусство и т.д., осуществлять их эффективное взаимодействие, вырабатывать адекватное содержание образования, позволяющее реализовывать стратегию и тактику развития цивилиза-ционного кольца региона, страны в целом. Теоретической основой создания данной модели можно принять постне-

1

классическую концепцию культуры .

* Сабанина Наталия Рафаэлевна, e-mail: myzeinatali@mail.ru

1 Сабанина Н.Р. Формирование и развитие человеческого капитала средствами социально-культурной деятельности в условиях музея //

Таким образом, на горизонте образования появляется новый глобальный тренд - научно обоснованное моделирование общественной инфраструктуры.

Раздробленность, эклектичность сознания человека и культуры достигли своего предела. Общества мира пришли к осознанию того, что трансдисциплинарность является общенаучным принципом, обусловленным необходимостью конвергенции результатов наук и технологий, полученных в европейской цивилизации, ведущим к достижению целостности. Трансдисциплинарность - это, как известно, способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления за пределами какой-либо одной научной дисциплины. Под это определение подпадают и междисциплинарность, и полидисциплинар-ность. Однако, в отличие от междисциплинарности, когда, например, методы одной науки применяются к предмету другой, трансдисциплинарность означает методологический синтез оснований подходов различных наук, с помощью которого задается предмет (возможно, метапредмет -объект) исследования, а также разрабатывается соответствующий методологический инструментарий1.

Это необходимо для построения человекосообразных многоуровневых сред существования человека в соответствии с пониманием триединой сущности человека - биологической, социальной и духовной.

Трансдисциплинарный подход особенно актуален в случае, если нам необходимо провести «синтез» дисциплинарных и деятельностных результатов, первоначально выходящих за рамки строго научного рассмотрения. Так, например, связь мышления и чувства в процессе познания и творчества является актуальным направлением исследований в образовании и открывает нам необходимость исследования и моделирования внутреннего мира человека. Внутренний субъективный мир человека связан с индивидуальным набором событий, происходящих как внутри, так и вне тела человека, в том числе включающих деятельность других. Тело и мозг

Магистерская квалификационная работа 51.04.03 Социально-культурная деятельность. М., 2016. Режим доступа: https://old.mgpu.ru/materials/deg-ree_works/2195/degree_work_file.pdf, 19.02.2017.

1 Меськов В.С. Междисциплинарные и трансдисциплинарные модели аргументации РАЦИО.ru // Электронный научный журнал Российского государственного университета имени Иммануила Канта, вып. № 9, 2013, с. 77-143.

человека «фиксируют» значимые с точки зрения оперирования ЭВИ1 события на существенные для эволюции промежутки времени. Для этого были выработаны механизмы различных уровней - от архаических биологических до новейших биокультурных. Так, одним из современных направлений научных исследований является генно-культурная коэволюция . Вопрос состоит в том, как научиться пользоваться теми «сокрытыми ресурсами», которыми располагает человек. Очевидно, гении человечества обладали этим «знанием». По-видимому здесь необходимо обратиться к понятию «сознание» как эпифеномену фиксируемых на макро- и микроуровнях процессов. По нашему мнению, адекватным содержанием современной философии образования являются две области трансдисциплинарных исследований.

С одной стороны, когнитивистика - область трансдисциплинарных исследований задатков, способностей, готовности и мотивации субъекта к познанию, задаваемая специфическими средой и контентом с целью построения моделей и соответствующих им методологий. Для достижения необходимого и достаточного результата философии образования область фундаментальных исследований когнитивистики должна содержать не менее 18 направлений в понимании познания. Это: философия познания, генетическая эпистемология, историческое познание, культурология познания, математика познания, педагогика познания, политологическое познание, правопознание, социология познания, экономика познания, логика познания, физиология познания, психология познания, лингвистика познания, управление познанием, информатика, нейронауки, молекулярная биология, психофизиология, антропология познания.

С другой - феноменология познания, т.е. область трансдисциплинарных исследований стремлений субъекта к само-трансценденции, задаваемых деятельностью по созданию целостных постнеклассических текстов (ПНК-текстов) куль-туры3. Результатом в данной области исследования являют-

1 ЭВИ - энергия, вещество, информация.

2 Генно-культурная коэволюция (термин предложен Э. Уилсоном, Ч. Ламсденом) представляет собой наиболее полную современную научно-философскую концепцию самоорганизации природы (см.: Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник /Под. ред. В.В. Миронова. М., 2006, с. 286).

3 Меськов В.С., Сабанина Н.Р. Texture universe [Электронный ресурс] //

ся модели, описывающие процессы творчества как способа перехода на новые уровни самотрансценденции. Прагматическим аспектом трансдисциплинарных исследований в области философии сознания, философии души, философии ценностей, философии творчества, философии культуры является создание деятельностных текстов культуры. Это включает человека в глобальные процессы различных уровней взаимосодействия. Данный аспект даёт возможность рассмотрения особенностей субъектов с различающимися характеристиками общего культурного развития в контексте эффективности их деятельности на разных уровнях.

Результаты таких исследований могут позволить найти новые решения для представленных ниже взаимосвязанных разноуровневых проблем, с которым сталкивается человечество.

1. Проблема управления возрастанием степени сложности и изменениями глобального мироустройства.

2. Проблема определения достаточного уровня образования для самореализации в формирующихся обществах, в частности уровней формирования и развития человеческого и социального капиталов.

3. Проблема функции семьи в современных обществах.

4. Проблема «естественного» лидерства и формирования социального капитала.

5. Проблема формирования глобального метамышления и связанная с ним проблема долголетия.

6. Проблема баланса между расходуемыми и возобновляемыми ресурсами.

7. Проблема осуществления метаперехода на различных уровнях организации обществ и взаимосодействия.

8. Проблема «диалога культур», в том числе проблема преодоления ценностных провалов в культуре.

Мы согласны, что для решения данных проблем адекватным является поле исследований - когнитивистика. Действительно, четвёртая и пятая когнитивные революции будут определять глобальное мироустройство как ближайшего (2035 г.), так и более отдалённого будущего1.

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, 2015, т. 10, вып. 1. Пространство и время текста. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.33.

1 Голдберг Э.А., Гоншорек С.Н., Лекторский В.А. и др. Давай создадим человека: пять когнитивных революций // Наука и школа, 2017, № 5.

Моделируя уровень международного взаимосодействия в глобальной системе образования, мы должны также основываться на принципах достижения целей устойчивого развития (ЦУР), зафиксированных в документе ЮНЕСКО «Повестка - 2030». Это: универсальность и взаимозависимость; инклюзивность («учет интересов каждого»), комплексный подход и взаимосвязи; мир, межкультурное понимание и глобальное гражданство; национальная ответственность; меры реагирования на кризисы, конфликты и бедствия; применение подхода на основе прав человека; содействие развитию науки, технологий и инноваций (НТИ) и формированию человеческого потенциала.

Таким образом, описываемая многофакторная цивилиза-ционно-культурная среда должна обладать следующими характеристиками: природосообразностью, культуронасыщен-ностью, науконасыщенностью, открытостью, интерактивностью, вариативностью, гибкостью, адаптивностью, само-настраиваемостью, технологичностью (SMART, НБИКС).

При этом используются субъектно-деятельностный и кластерный подходы.

Моделирование осуществляется на основании следующих принципов: цивилизационно-культурного; меж- и транс-дисциплинарности; информационной насыщенности; открытости; распределённости; «традиций - инноваций»; формирования человеческого и социального капиталов.

«Альтруистический» сценарий глобального развития. Высшее образование можно позиционировать как достижение гражданином любой страны общегосударственного уровня видения проблем общества и готовности отвечать на соответствующие вызовы. По данным Второго Дельфи-опроса - 2017 «Университеты в условиях постиндустриального перехода и цифровой революции» можно выявить по крайней мере шесть глобальных вызовов, оказывающих влияние на высшее образование в мире. Это: «тотальная цифровизация, глобализация, рост конкуренции в области образования, рост мобильности и расширение возможностей человека, массовизация образования, когнитивная революция». Ответы на эти и другие возможные вызовы с целью повышения эффективности национальных и глобальных образовательных систем предполагают создание международных программ образования людей: всех и в течение всей жизни. Уровень образования, достигнутый

человеком на момент окончания школы, должен рассматриваться не только с индивидуальной позиции - его задатков и способностей, но и с позиции механизмов обратной общественной связи, т.е. профессиональных компетенций: «Почему была/не была формирована готовность (что помешало с точки зрения среды и содержания образования)?», а также с точки зрения индивидуализации процесса образования и получения и реализации «уникальности образования»: «В чём его (студента) не только рациональное целе-полагание, но и экзистенциальная мотивация?». Всё это требует новых технологий и институциональных решений в области национального и глобального образования.

Конкуренция (конкурентная борьба), как понятие в современном мире теряет своё первоначальное значение, предполагающее преимущественное получение ресурса на основании использования тех или иных конкурентных качеств. Принципиальная разница заключается в том, что человечество, получая новый план «конкурентной борьбы» в поле оперирования (добывания, фиксации, использования, перераспределения, наследования) информацией, не имеет ограничения в самом добываемом ресурсе. Принцип «ограниченности ресурсов» на данном этапе не актуален. При этом ограничивающий фактор «поселяется» внутри самого человека - возникает «Я-граница». Когнитивный, креативный и ценностный провалы не позволяют человеку переходить на новые уровни организации своей деятельности и взаимосодействия. Таким образом, конкуренция будет происходить уже не вовне, а внутри человека: «познание себя», «внутренняя борьба», активизация «духовной жизни», продиктованная вызовами цивилизации, станет критическим аргументом для выживания человека и человечества. Именно поэтому философия обучающихся обществ формулирует необходимость пятой когнитивной революции и предсказывает ее, а также предвосхищает возникновение парадигмы обществ, основанных уже не только на знаниях, но на смыслах, идеях и ценностях. Преодоление когнитивных и ценностных провалов в современном образовании становится осуществимым на основании реа-

лизации стратегий и технологий «мягкой силы» как познавательной (матетической) стратегии1.

Существенным вопросом, на который необходимо ответить в рамках построения новой парадигмы образования, является вопрос о том, возможно ли форсировать высокий технологический уклад, т. е. определённый уровень цивили-зационно-культурного развития страны, региона для осуществления когнитивно-ценностной парадигмы образования, для обществ, основанных на смыслах, идеях и ценностях. И еще: возможен ли такой синтез «религий», «духовных практик» мира и науки с образованием, который позволит преодолеть когнитивные провалы на основании преодолённых ценностных? Гипотеза в данном случае такова, что освоение некоторых ценностей позволит решить или вовсе снять вопросы, поставленные рациональным мышлением и непониманием. Пожалуй, это и есть та критическая точка развития, к которой подошла современная Россия. Речь идёт о глобальном изменении сознания человека, которое даст ему возможность отказаться от конкуренции за материальные ресурсы, но не на основании страха перед глобальными угрозами человечеству, а на основании «альтруистического» осознанного объединения усилий по овладению новым «информационным ресурсом» человечества. С этой точки зрения «цифровизация» есть этап осмысления информационных процессов человечеством на объектном уровне. Следующим шагом неизменно станут совершенствование и распространение когнитивных технологий (осознания), а также выработка путей преодоления «провалов человечества» путём познания «себя и, тем самым, всего Мира и Богов», которое было открыто ещё Сократом и впервые описано для системы образования Я.А. Коменским в работе «Матетика»2.

Нерешённая проблема «духовного становления человечества» несёт в себе специфические «ноосферные» вызовы, по своим масштабам не просто не уступающие «биосферным» - экологическим, но и превосходящие их.

1 Меськов В.С., Сабанина Н.Р. Равна ли сила действия силе противодействия, если она мягкая? // Вопросы философии, 2017, № 10.

2 Меськов В.С., Сабанина Н.Р. Матетика Яна Амоса Коменского: ученичество - " наука о познании" // Наука и школа, 2017, №3, с. 113-124.

Данные вызовы мы можем анализировать с точки зрения как положительных, так и отрицательных эффектов когнитивной революции. В частности, отвечая на следующие вопросы:

• Каковы зона и границы проницаемости личного пространства и возможности воздействия на человека в процессе его образования?

• Какова роль нейро-когнитивных тестов, в том числе для образования?

• Каковы возможные отрицательные эффекты деятельности субъекта в нейро-когнитивных образовательных средах?

• Как осуществлять охрану здоровья (физического, психического и социального) и интеллекта человека?

• Как возможно исследовать, формулировать и создавать ценностно-ориентированные метамодели деятельности человека?

• Каково воздействие нейрореальности (СoBrain) на сознание человека?

• Как предвосхитить редукцию сознания к фиксируемым нейропроцессам?

• Как предупредить создание нейро-когнитивного оружия, направленного на снижение степеней свободы человека, разрушение его свободы воли?

Образование и преодоление «провалов человечества». Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что традиционная система высшего образования требует существенных преобразований в контексте необходимости осуществления новых функций.

1. Преодоление когнитивных провалов на каждом из уровней взаимосодействия. Для этих целей важно создавать «открытые образовательные среды», а также систему «глобальных университетов зонтичного типа». Кроме того необходимо рассмотрение принципа «естественного лидерства» или «необходимого учительства» в контексте построения систем непрерывного образования.

2. Преодоление креативных провалов может происходить в процессе познания и творческой деятельности. Востребованность подобного типа организации образовательного процесса предполагает использование кластерного подхода. «Кластеризация цивилизационной инфраструктуры» может позволить сохранить лидерство университетов

как информационных, культуро- и наукоёмких центров развития общественных процессов.

3. Преодоление ценностных провалов является на сегодняшний день ключевым ресурсом и «катализатором реакции» по созданию условий для осуществления первых двух функций. В российском образовании остро встал вопрос о воспитании духовно-нравственной культуры субъектов образовательного процесса. Более того, традиционные религии и институты церкви предлагают для осмысления и наукофор-мации1 весь свой потенциал духовно-нравственного становления человека, зафиксированный в религиозной традиции. Путь веры предполагает движение человека в область непознанного на основании ценностей, запечатлённых в традициях и культуре народов. Именно обращение человека к «духовному миру» открывает перед ним принципиально новые возможности самоосуществления, выводит его за «рамки» природного, объектного мира самоосознания.

Основанием «новых» отношений, задаваемых подобной образовательной парадигмой, является переход человека к осознанию роли нового ресурса существования человека во Вселенной - информации.

Основания возникновения ЭВИ-модели мира и методологии в современном научном дискурсе. В развиваемой автором ЭВИ-парадигме возникновение «сознания» есть закономерный процесс во Вселенной и способ «В-И (ве-щественно-информационного)-перехода». При этом адекватным для его осуществления процессом является мышление. Процесс мышления определяет способность формы жизни сохранять энергию и в дальнейшем использовать в процессе творения самого себя. Если представить некоторый отрезок самоосуществления Вселенной, его можно описать как цикл ЭВИ-переходов, каждый из которых происходит в определённой уникальной, но закономерной форме. Проиллюстрируем данное видение развития Вселенной на примере «временного парадокса» (затронутого в том числе А. Эйнштейном) с точки зрения его разворачивания во времени и одновременно атемпоральности, неизменности протекаю-

1 Под наукоформацией (термин введен В.С. Меськовым, Н.Р. Сабаниной) будем понимать процедуру научной систематизации процессов, опыта и деятельности, а также использование трансдисциплинарного подхода и применение методов наук к деятельности субъектов. В результате - создание "дисциплинарного аналога" формы (форм) представления культуры.

щих процессов. С точки зрения человека, во Вселенной происходит движение, в то время как сам человек может его наблюдать, оставаясь по сравнению с ним неизменным. Ещё одним примером данного парадокса является понятие «го-меостаз» - постоянство среды за счёт происходящих в ней изменений. Данные изменения происходят в связи с необходимостью постоянных энерго-вещественно-информацион-ных переходов. Они осуществляются всегда и везде, в каждой пространственно-временной точке одновременно, но на разных объектных уровнях. Таким образом, возникновение сознания как способ «В-И-перехода» не просто не уникально во Вселенной, а закономерно и повсеместно. Именно данное явление задаёт «форму жизни» в тех или иных космофизических условиях. Таким образом, «диалог цивилизаций» (впрочем, как и «диалог культур» на Земле, в пределах человечества) с точки зрения науки является предметом их моделирования и обнаружения во Вселенной.

Если данную гипотезу удастся подтвердить, то можно считать, что в пределах человечества сознание развивается и усложняется в сторону освоения информационного обмена. В рамках данного ЭВИ-подхода будем исходить из того, что субъект на каждой стадии (уровне взаимосодействия) своего цикла трансценденции способен выдерживать информационную нагрузку определённой степени. Для того, чтобы происходило дальнейшее добывание и фиксация информации, необходимо присоединять всё новые «резервуары» - предметы и процессы, вовлекать других субъектов с тем, чтобы ЭВИ-обмен не нарушался. Новые (порождённые на новом уровне) субъекты имеют возможность осуществлять цикл самотрансценденции, создавая вещественные представления освоенной ими информации (ценности культуры), распространять её, тем самым создавая возможность для её освоения на новых уровнях. Важным моментом в данном случае является понимание того, что освоение информации возможно исключительно в случае существования «множественной формы жизни», способной обеспечить необходимый уровень сложности процессов её представления. Современный научный контекст предполагает возникновение нового, принципиально значимого для теории социального капитала понятия «распределённое знание» и совместное осуществление «отношений

творения» на новых уровнях самотрансценденции. Уже в представленных в современной науке определениях «распределённое знание» может принадлежать различным субъектам и при этом обладать достаточной целостностью для осуществления совместной деятельности, недоступной субъекту с другими уровневыми характеристиками.

В объектном контексте существенная новая роль науки и системы высшего образования будет состоять в создании «новой валюты» - информационно-знаниевой. Так, уже сегодня Всемирный банк позиционирует себя как банк знаний и финансирует создание глобального университета. В России аналогичную роль принимают на себя «Сбербанк», «Газпром» и «Росатом». Более того, уже ни для кого не секрет, что человеческий капитал является абсолютным лидером среди всех видов капиталов мира и приоритетом при разработке большинства национальных программ и проектов. Информация стремительно занимает пространство человеческого существования, и от системы образования зависит, каким образом каждый человек овладеет данным ресурсом или станет его рабом вопреки «божественному установлению» о свободе воли человека.

Сабанина Н.Р. Философия образования: «альтруистический» сценарий глобального развития. В статье представлено целостное видение развития обществ на основании конструирования многофакторной цивилизационно-культурной модели.

Ключевые слова: многофакторная модель, трансдисципли-нарность, сознание, когнитивистика, феноменология познания, ценностный провал.

Sabanina N.R. The philosophy of education: «altruistic» scenario of global development. The article represents a holistic vision of the development of societies, based on the construction of a multifactorial civilization-cultural model.

Keywords: multifactorial model, transdisciplinarity, consciousness, cognitivism, phenomenology of cognition, value gap.

1 Мягкая сила. Культура. Образование. (Видеопрактикум «Установление отношений творения посредством мягкой силы»), 2017 г. [Информационный ресурс], Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oSclKOp-DmaA, 19.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.