ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА
© КУДАШОВ В.И.
ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ И МЕДИЦИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ
В.И. Кудашов
Красноярский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра философии и социально-гуманитарных наук, зав.
- д.ф.н., проф. В.И. Кудашов.
Резюме. Автор выдвигает и аргументирует эвристичную гипотезу о возможности рассмотрения философии с точки зрения медицины как особой культурной позиции. Философия в таком ракурсе может являть собою ряд образов от идейной патологии до здоровья духа и исследоваться в специальных отраслях медицины. Сам медицинский опыт может рассматриваться в горизонте культурных смыслов, в перспективе гуманитарного дискурса.
Ключевые слова: философия, научная медицина, медицинский подход к философии, медицинский опыт, образ мысли, философская терапия, фармакология философии.
Кудашов Вячеслав Иванович - д.ф.н., проф., зав. каф. философии, этики, эстетики и медицинской деонтологии с курсом политической социологии КрасГМУ; e-mail: [email protected], тел. 8(391)2217174.
Философию принято рассматривать в качестве теоретической основы мировоззрения, где она решает проблемы познаваемости мира и вопросы
ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Объект постижения философии - идеальная действительность общечеловеческого знания, с которой имеют дело и другие дисциплины, к примеру, математика (количественные отношения действительности, но не сама реальность), история (знания и мнения о прошлом, которого уже нет), лингвистика (язык как символическая реальность). Но предметом постижения для философов стали самые общие понятия человеческой культуры, представленные особым образом в сознании рефлексирующего индивида. Рефлексивность отличает философию от обыденного сознания, которое не отделяет свои представления о мире от мира самого по себе. Иначе говоря, предметом философии не являются конкретные значения природной действительности, как в естественнонаучных дисциплинах, и не значения фрагментов социальной действительности, как в общественных дисциплинах. Философия есть рефлексия над основоположениями человеческого знания в его многообразии, которые живут не где-то в мистическом «мире идей», а в сознании самого философа, включенного в контексты повседневного окружения, профессионального сообщества, национально-государственных образований, человечества.
Все многообразие школ и направлений современной философии, все типы философствования так или иначе проецируются на медицину, формируют философские основания соответствующих традиций в медицине и тем самым по-своему ставят задачу позитивной разработки узловых проблем медицинского знания, способствуют развитию философии медицины. Интерес философии к медицине продиктован внутренней потребностью самой философии удостовериться в том, что ее предметная и познавательная всеобщность действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как медицина. А интерес медицины к философии диктуется необходимостью обосновать свое знание. Еще Гиппократ подчеркивал: «Должно... переносить мудрость [философию] в медицину, а медицину в мудрость» [1]. В этом движении и философия, и медицина в поисках истины выходят за границы
своих базовых сфер и осваивают новые предметные области. Философия медицины является высшей формой познания медицины, постижения и утверждения ее сущности, содержания, смысла, ценности и значения в жизни людей. Ее истоки исторически и логически связаны с возникновением натурфилософских идей о здоровье и болезнях людей. Древнегреческие натурфилософы выдвинули большое количество идей, сыгравших огромную роль в развитии медицины. Эти идеи стали зародышем многих последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве философии и медицины.
Традиционная философско-медицинская проблематика не только не исчезает, но развивается, углубляется на новой основе. Возрождаются старые, возникают и популяризируются новые варианты понимания нормы и патологии, здоровья и болезни. В философии медицины остается ряд традиционных философских вопросов, таких, например, как вопрос о сущности медицины как науки, о предназначении здравоохранения как системы и ее сущности. Все больше на первый план выходят гносеологические и методологические проблемы медицины, анализ процесса и результатов исторического развития медицины и здравоохранения. Развивается методологический анализ медицины, рассматривающий наличное знание как объективный конкретно-исторический результат клинической и познавательной деятельности и как предпосылку его дальнейшего развития. Поэтому в рамках философии медицины следует выделить проблемы, формирующиеся в последние десятилетия: проблему оснований медицинского знания, гносеологические, логико-методологические, онтологические и социальные.
Основания медицинского знания как некоторые неотъемлемые, имманентно присущие ему свойства связаны с признанием материального единства мира, со спецификой объекта и предмета и с вытекающими отсюда особенностями медицины как науки, с конституированием ее в качестве развитой науки с большим числом научных исследовательских программ, сложным дисциплинарным делением. Разработка проблем основания медицинского знания
связана и с преобразованиями в ее концептуальном аппарате, затрагивающими базисные категории, понятия и термины. В медицине длительное время общепринятой была точка зрения, согласно которой ее знания основывались прежде всего на биологии и физиологии. Складывалось искаженное представление о предмете и объекте медицины, ограничивались возможности теоретического обобщения, ослаблялась связь теории с практикой здравоохранения. Например, не уделялось должного внимания изучению индивидуального и общественного здоровья и проблем профилактики. Пока еще не преодолены попытки сведения медицины к клинической, а еще уже — к диагностической деятельности, к распознанию и описанию симптомов, синдромов, отдельных свойств и признаков. Этот подход объективно связан с таким пониманием объекта и предмета медицины, которое ведет к превращению всей медицины в эмпирическую науку, к отрыву и абсолютизации эмпирических исследований от методологических и теоретических разработок.
Специфика медицины как науки, основывающейся на естественнонаучных и социально-гуманитарных знаниях, накладывает отпечаток на понимание ее объекта и предмета. В самом общем виде к пониманию предмета медицины можно подойти через закономерности, законы, что указывает на тенденцию к большей теоретизации предмета медицинской науки. Подлинно научное определение объекта и предмета медицины становится возможным на сравнительно высокой ступени ее развития с возникновением нормальной и патологической физиологии, теоретической биологии, дисциплинарного деления медицинского знания и базирующихся на этой основе современных теоретических концептуальных схем и научных программ.
Гипотеза
Реальность современной мультидисциплинарной медицины представляет совокупность теоретических и эмпирических объектов. Особую значимость имеет конкретно-историческая форма теоретического освоения реальности, рассматриваемая наряду с другими формами отношения к действительности, в том числе в контексте практической деятельности. Предельно широкая постановка
вопроса об объекте медицины как науки позволяет в качестве такового считать природу, общество и сознание, духовную жизнь. Предметом медицины в этом случае является их саногенное и патогенное влияние на человека, профилактика заболеваний, диагностика, лечение и реабилитация. Но медицинское знание в современную эпоху само становится важнейшим феноменом культуры, от которого зависит сохранение физического и психического здоровья людей, перспективы развития цивилизации.
Современная научная медицина представляет собой комплекс дисциплин преимущественно естественнонаучного профиля, хотя вместе с тем медицина гуманистична по своей сути. Медицина имеет дело с человеком, что требует, соответственно, внимания к культурным и духовным аспектам человеческого бытия. Существующее рассогласование между естественнонаучной и гуманистической составляющей в медицинском опыте делает актуальным исследование медицины в гуманитарном аспекте, который должен выразить ценностно-смысловое измерение антропологической проблематики. В сфере медицины специфика гуманитарного подхода обнаруживает себя, прежде всего в акцентировании темы индивидуальной человеческой ситуации, освещенной личностными смыслами. Этот подход был укоренен в традициях русской медицинской культуры, в соответствии с которыми задача медицины была заключена не только в том, «чтобы отвести смертельную опасность, но и в том, чтобы выработать индивидуально верный образ жизни и научить пациента наслаждаться им» [2].
Поэтому вполне закономерным и плодотворным может быть взгляд на философию с точки зрения медицины как особой формы современной культуры, во многом определяющей массовые феномены общественного бытия и сознания. Таким образом, феномен философии как одной из форм общественного сознания тоже может быть рассмотрен в качестве одного из аспектов медицинского знания. Медицинский системный подход к философии выступает и как дедуктивная теоретическая система, поскольку свои всеобщие основания кладет в основу теоретических построений о философских идеях, а также как индуктивная
теоретическая система, в рамках которой разрешаются и преодолеваются недостатки различных теоретико-познавательных концепций в философии. Медицинский анализ философии призван выполнить ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в системе междисциплинарных связей медицины с философией, гуманитарными и естественными науками, так и в самой системе медицинских наук.
Аргументация
Системная структура и единство знания в медицине обусловлены как объектом и предметом медицины, так и господствующими в ней методологическими и медико-теоретическими основаниями, внутренней гносеологической однородностью (получение знания для клиники и профилактики), критериями научности и рациональности, свойственными классической, неклассической и постнеклассической картинам мира. Важную роль играет и включенность медицинского знания в многоуровневую систему науки. Наконец, это единство обеспечивается научным медицинским языком, системой собственно медицинских понятий, а также информационными и компьютерными технологиями. Научность в медицине может быть охарактеризована как процесс изменения медицинского знания от неполного к более полному и адекватному, то есть истинному отражению механизмов, законов и закономерностей, лежащих в основе нормы и патологии, здоровья и болезни, диагностики, лечения и профилактики.
Научное знание в медицине может быть представлено в виде ряда теоретических уровней. Во-первых, это теоретические концептуальные схемы: гуморальная, солидарная, клинико-экспериментальная и мультидисциплинарная
— как наиболее абстрактный уровень, предельные основания медицинского знания. Во-вторых, это научно-исследовательские программы: галенизм,
ятрохимия, ятромеханика (ятрофизика), психоаналитические программы, медико-экологическая, измеренческая, технико-технологическая — они могут иметь как наддисциплинарный, так и внутридисциплинарный характер. В-
третьих, это дисциплинарный уровень медицинского знания: эндокринология, иммунология, онкология, психиатрия и т.д. В-четвертых, это теоретический уровень как основа внутридисциплинарной организации медицинского знания: теории онкогенеза, теории иммунитета, геронтологии, атеросклероза и др.
Общеизвестно, что в медицине методологической основой выступал механицизм и биологизм, нозологизм и антинозологизм, организмоцентризм и «популяционный» подход. В современной медицине важную роль играют правильное решение психосоматической проблемы, соотношения биологического и социального. Кроме того, в медицине наряду с распространенной в XX веке диалектикой начал формироваться синергетический подход, а также технико-технологическая и естественнонаучная теоретические концептуальные схемы. Столкновение или взаимодействие указанных подходов и научно-исследовательских программ проходит через всю историю научной, а частично и традиционной медицины, и фиксирует важность этой грани исследования развития знания в медицине.
В истории медицины болезнь, патология, определенные признаки и симптомы описывались и объяснялись в различных концептуальных схемах и научных программах, что вело к преемственности и сосуществованию имевшихся и возникающих типов, форм и уровней теоретического медицинского знания. Эволюция теоретического знания в медицине - это развитие нозологии от органопатологических (локалистических) представлений о болезни к пониманию целостности здорового и больного индивида, саногенности и патогенности внешней среды. Переход от одного типа теории к другому сопряжен не только с концептуальными изменениями, но и с изменениями понимания здоровья, нормы и болезни. При этом понимание болезней в истории медицины эволюционировало от симптомологических подходов к классификации на основе клинико-нозологического подхода. Еще одна тенденция — осознание социальных факторов, их патогенного и саногенного влияния на человека.
Особо в качестве проблемы медицинского подхода к философии следует отметить связь клинического мышления с развитием инструментального арсенала медицины, а также с техникой и технологией. Данные анамнеза, клиники, лаборатории и фармакологии понимаются, оцениваются, принимаются или отвергаются в соответствии с внутренним миром, тезаурусом, установками, характером и убеждениями субъекта познания. В процессе принятия решений клиницист анализирует ситуацию, исходя из объективных данных и из тех установок, которые составляют ядро его личности. Поэтому неудивительно, что в сходных клинических ситуациях люди ведут себя по-разному. Отсюда понятно, что хотя симптомы являются одной из главных предпосылок истинности диагноза, они требуют правильности понимания и интерпретации. Поэтому диагноз — это распознавание и интерпретация реальных патологических процессов, подведение их под определенную типологию с использованием модели, предпонимания, формирующегося на основе конкретного опыта или на теоретических построениях, выполняющих функции своего рода «матриц понимания». По своей сути симптомы, синдромы и нозологические единицы являются элементарными моделями, «матрицами понимания» и могут
рассматриваться как естественные образы или модели философского понимания.
Эвристические следствия
1. Нозологический подход в медицине неразрывно связан с диагностикой как процессом отражения, в основе которого лежит процедура совмещения абстрактно-теоретической конструкции нозологической единицы с нормальными и патологическими процессами. Широко распространенный подход к нозологии исходит из того, что это учение о болезни, включающее биологические и медицинские основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенеза, номенклатуры и классификации. В соответствии с нозологическим подходом выделяют нозологические единицы или формы, то есть конкретную болезнь с типичным для нее сочетанием симптомов и синдромов и лежащими в их основе функционально-морфологическими изменениями, а также определенной этиологией. В современной медицине имеется большое
количество нозологических форм и их различные классификации, в том числе международные, принятые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Можно использовать нозологический подход и в рассмотрении исторически сложившихся философских учений с точки зрения из этиологии и классификации. В качестве одного их возможных критериев классификации можно предложить рациональность как один из ценностных факторов современной культуры и выделить направления философской мысли, по-разному позиционирующих себя к разуму как высшей ценности человеческого существования - от картезианства и гегельянства до мистицизма и иррационализма.
2. Здоровье, болезнь, норма, симптом, синдром, патология, заболеваемость, общественное здоровье и другие понятия задают контуры медицинской реальности, в пределах которых движется медицинское познание, порождаются новые предметы исследования. Здоровье и болезнь выступают существенными характеристиками состояния человека с точки зрения физиологии и патофизиологии, в том числе в связи с адаптацией. Чем лучше адаптируется человек к природным и социальным факторам, тем выше показатель его здоровья. Болезнь и здоровье не есть некоторые абстракции, они всегда проявляются телесно. Однако именно образ мысли — это та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного психического здоровья. Образ мысли — это тот инструмент, при помощи которого можно перейти от общесоциологических закономерностей развития общества к закономерностям общественного и индивидуального здоровья.
Если образ жизни людей — это форма их жизнедеятельности, которая зависит от конкретно-исторического способа производства, от типа и уровня развития социально-экономического базиса и политической организации гражданского общества, то здоровый образ мысли — это типичные и существенные для данной общественно-экономической организации идеологические и психологические формы сознания, укрепляющие стабильность и адаптивные
возможности общества человека. Формирование потребности в здоровом образе философской мысли становится важнейшей гигиенической и социальногуманистической задачей медицины и здравоохранения современного общества. Нельзя, например, вылечить от усталости, разочарования, исцелить от несправедливости, поскольку в данном случае неладно что-то в большом «социальном теле» человека — в обществе, а не в соматическом устройстве индивида. Но философия вполне может предложить желающему «изменить себя», не обращая внимания на неподвластные человеку обстоятельства, то есть произвести коррекцию не окружающего мира, «макрокосмоса», а самого себя как «микрокосма» через определенную перенастройку сознания.
3. Основные структуры медицинского опыта, задают дисциплинарную дифференциацию медицинской теории. Следуя этому делению, можно проанализировать медицинскую составляющую жизненного мира, запечатленную в философии. Медицинский опыт в контексте культуры и философский объем смыслового универсума могут быть подвергнуты структурированию на следующие отрасли:
- анатомия философии - подробный системно-структурный анализ определенного набора концептов и представлений в каждом конкретноисторическом философском направлении;
- нормальная физиология философии - изучение закономерностей функционирования и регуляции идейных систем в пределах нормальных для данной культурно-исторической ситуации мыслительных процессах;
- патофизиология философии - исследование интеллектуальных и когнитивных аномалий при различных социально обусловленных процессах и состояниях;
- гигиена философии - изучение влияния условий жизни, труда на мыслителя и разработка профилактики различных идейных аномалий, анализ оптимальных условий для интеллектуальной деятельности, сохраняющих духовное здоровье;
- философская терапия - практический процесс облегчения, снятия или устранения симптомов и проявлений того или иного патологического состояния сознания или иного нарушения психической деятельности, нормализация нарушенных процессов мышления и восстановление духовного здоровья;
- фармакология философии - сопоставление известных исторически сложившихся философских направлений с различными типами психотропных препаратов - например, анестетиков и стоицизма, релаксантов и эпикурейства, стимуляторов и марксизма, антидепрессантов и теологии, галлюциногенов и мистики.
4. Традиционно опыт саморефлексии в области медицины оформлялся в
логике дисциплинарной научной истории или абстрактно-логической парадигме. Исследовательская гипотеза, реализованная в статье, задает новую перспективу: медицинский опыт рассматривается в горизонте
культурных смыслов, в перспективе гуманитарного дискурса. Предложенный способ гуманитарного анализа медицины позволяет, обращаясь в перспективе к жизненным мирам людей разных культур, построить целостную систему медицинской культурной антропологии, открывающую опыт тела, здоровья, болезни, практики лечения, опыт отношения к врачу и лекарствам в мировой культурной традиции. Эта работа внесет вклад в развитие традиции гуманитарного исследования медицины, особенно актуальной в условиях усиления антропологической проблематики в рамках современного биомедицинского дискурса, способствует укреплению гуманистического потенциала медицины, развитию диалога медиков и гуманитариев.
5. Результаты медицинского исследования философии могут быть использованы в практике гуманитарного, профессионально ориентированного образования студентов и аспирантов-медиков, изучающих опыт гуманитарного исследования медицины в современной неклассической философии, а также историю и философию науки в аспекте медицины.
Общее позитивистское основание образования, сложившееся в середине прошлого века, отводит классической философии роль современных мифов, которые, может быть, полезны и поучительны, но, скорее, для учащихся, чем для взрослых, озабоченных жизнью людей. Философия в современной России переживает шок от столкновения с тем типом социальной реальности, в которой взяли верх исключительно прагматические формы организации жизни. Отечественная философия слишком долго пребывала в привилегированно-идеологическом состоянии, была изолирована как от новаций в развитии мировой мысли, так и от реалий жесткой рыночной борьбы за место под солнцем. На Западе академическая философия пережила подобные испытания еще в первой половине XX века, и выжила, существенно изменившись. Однако здравый смысл повседневного сознания не предполагает самостоятельного интереса к дисциплинарной философии, излагаемой в академической форме. Потребляемая гомеопатическими дозами философия «для внутреннего пользования» тоже заслуживает своего признания с медицинской точки зрения.
MEDICAL PHILOSOPHY AND MEDICAL VIEW TO A PHILOSOPHY
V.I. Kudashov
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. Voino-Yasenetsky
Abstract. The author suggested and gave background for heuristic hypothesis to consider philosophy from the point of medicine as a special cultural position. From this point of view philosophy is a number of forms from the ideological pathology to spirit health and could be researched in particular medical fields. Medical experience can be considered in the aspect of cultural meanings, in the perspective of humanitarian discourse.
Key words: philosophy, science medicine, medical approach to a philosophy, medical experience, the way of mind, philosophic therapy, pharmacology of philosophy.
Литература
1. Большая медицинская энциклопедия. Изд. 3. - М., 1977. - Т. 6. - С. 37.
2. Ильин И. О призвании врача // Ильин И. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1994. -Т. 3. - С. 481.