Научная статья на тему 'Философия Конфуция как методологическая основа исследований туристской деятельности'

Философия Конфуция как методологическая основа исследований туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
944
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПУТЕШЕСТВИЯ / ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ / PHILOSOPHY OF CONFUCIUS / TOURISM / RESEARCHES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вуколов В. Н.

Проблема содержания методологических основ современных исследований туристской деятельности является важной, малоисследованной, а следовательно актуальной. В докладе профессора В.Н. Вуколова сделана попытка проанализировать философское наследие древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 г. до н.э.). Цель доклада - выявить те постулаты Конфуция, которые способны играть роль методологии для научных изысканий в сфере туризма.Problem of content methodological foundations of current research is an important tourist activity, scantily explored, and therefore relevant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия Конфуция как методологическая основа исследований туристской деятельности»

ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

В

СПОРТ, РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вуколов В. Н.

А н н о т а ц и я. Проблема содержания методологических основ современных исследований туристской деятельности является важной, малоисследованной, а следовательно актуальной. В докладе профессора В.Н. Вуколова сделана попытка проанализировать философское наследие древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 г. до н.э.). Цель доклада - выявить те постулаты Конфуция, которые способны играть роль методологии для научных изысканий в сфере туризма.

Ключевые слова: туризм, путешествия, философия Конфуция

В процессе исторического развития философии менялся круг п роблем, которыми она занималась, но вопросы бытия и познания были и остаются главными. Предметом философии в сфере познания природы стало выяснение закономерностей перехода одних форм движения материи в другие, исследование объективной диалектики природы, диалектического характера законов естественных наук и связей между ними.

В древнем Китае формирование основных философских течений относится к VI-V вв. до н.э. В это время в странах Древнего Востока и Древней Греции происходит переход от мифологического к понятийно-философскому мышлению. В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике и понятийном освоении мира. Характерно, что именно в это время на территории современного Казахстана формируется производительный труд и проходящий из Китая в Европу и Африку, казахстанский участок Вели-

кого Шелкового пути (ВШП) и собственно система дальних организованных путешествий людей. Именно возникновение производительного труда, расширяющийся обмен людьми продуктами этого труда и организованные путешествия, способствовали накоплению научного знания и формированию мировоззрения людей. Эти предпосылки определили развитие разных направлений восточной философии.

Отличительными чертами древнекитайской философии являются:

1) принцип рассмотрения мира (природы человека, общества) как единой системы взаимосвязанных элементов;

2) практичность, ориентированность на поддержание существующей реальности;

3) отсутствие четко сформированного понятийного аппарата;

4) стабильность этого направления философии, чувство превосходства китайского национального умозрения, его нетерпимость ко всем другим направлениям философии.

{

82

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

В истории древнекитайской философии важное место занимает конфуцианство, основоположником которого был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Он внес серьезный вклад в развитие китайской и мировой культуры, высказав глубокие мысли о воспитании людей. Например, он отмечал, что и «все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания», что надо «изучать старое для того, чтобы познать новое» и т.п. В Симферополе издана работа «Ты - долгожитель»; в которой на основе четких и математических расчетов и графиков доказано, что тело среднестатистического мужчины как системы систем человеческого организма, должно жить триста лет. С этими расчетами автор знакомил еще в 1978 г. академика Н.М. Амосова, который согласился с тем, что человек может жить 250 лет. Смерть человека ранее 300 лет это знак внешнего или внутреннего насилия над ним, совершаемых по ряду причин и прежде всего из-за несовершенного мировоззрения личности и социума в котором он живет.

Американские ученые выявили уже упомянутый среднестатистический тип человека на Земле. По их мнению, это мужчина, китаец, ему 28 лет, он правша, зарабатывает меньше одной тысячи долларов в месяц, у него есть мобильный телефон, но банковским счетом он не обзавелся. При этом через 20 лет самым типичным может стать индиец. Существует, введенное социологом и психологом Абрамом Кардинером понятие «базовая личность». Это модель, которая подсчитывается на уровне всего человечества. Американские исследователи обратили внимание на мобильный телефон, т.к. его носитель представляет собой такую законченную информационную единицу. Именно он сегодня является поставщиком основных по-

токов информации, которую он кодирует и раскодирует с помощью мобильного телефона.

Философия Конфуция, если ее кропотливо изучать органично проецируется на понимание глобальной социальной цели организованных путешествий и туризма, его социальных функций и понятийного аппарата туристской деятельности. Весьма значительным является тот факт, что Конфуций жил и творил примерно в то же время, когда уже начал формироваться современный глобальный туристский объект - Великий шелковый путь. Ведь и сами древние китайцы тогда черпали сведения о внешнем мире от караванщиков и вольных путешествующих по ВШП. И эта информация в значительной степени влияла в течении многих столетий на формирование культуры Китая, в том числе на философские воззрения китайцев. При этом следует помнить, что самый длинный отрезок ВШП проходил по территории современного Казахстана.

Так, никто не отрицает, что глобальной целью туризма является увеличение продолжительности и качества жизни человека. А Конфуций многократно, в различных ракурсах рассуждает о содержании понятия «человечность». Конфуций и его ученики не только настойчиво изучали понятие «человечности», но и постоянно подчеркивали его значимость. «Устремленность и человечность освобождает от всего дурного» - говорил Учитель. Сам он в обыденной жизни, прежде всего, заботился о благе людей. Однажды, когда у него сгорела конюшня, Конфуций, вернувшись от князя, спросил: «Никто не пострадал?» «О лошадях он не спросил».

Когда у Конфуция спросили, что такое человечность, он ответил: «Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно со-

{

83

}

СПОРТ, РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

вершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе».

Эти мысли Конфуция о человечности так же могут быть методологией исследования перспектив политической стабильности в какой-либо стране, а следовательно и перспектив развития туризма.

Критериям определения перспектив политической стабильности посвящены беседы Конфуция об управлении государством. Ученик его спросил, в чем состоит управление государством. Учитель ответил: «Это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа». «А что из названного можно первым исключить в случае необходимости?» - спросил ученик. Ответ: «Можно исключить оружие». «А что из остающегося можно первым исключить в случае необходимости?» - спросил ученик. Ответ: «Можно исключить еду».

Проблема изучения мотивов выбора туристом определенного путешествия, удовлетворяя первичные или (и) вторичные потребности, является главной во всей системе исследований туристской деятельности. Поэтому выбор методологической основы указанных исследований, прежде всего, должен ориентироваться на изучение мотивов туриста и формирование оптимальных туристских программ, удовлетворяющих потребности туриста.

Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества, где всякая личность имеет свою функцию. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», а так же пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы):

1) Жень - человеколюбие, милосердие, гуманность;

2) И - правда, справедливость;

3) Ли - обычай, обряд, ритуал, почтение родителям и правителям;

4) Чжи - здравый смысл, благоразумие, мудрость, умение просчитать последствия своих действий;

5) Синь - искренность, добросовестность.

Выбор методологической основы изучения мотивов туристских путешествий даст возможность обосновано исследовать проблемы взаимоотношений туристов с организаторами туристских программ.

Из 73 лет жизни 14 лет Конфуций осуществлял вместе со своими учениками путешествие по разным княжествам Древнего Китая. Он встречался и беседовал с разными людьми, юродивыми, отшельниками, правителями княжеств. В самых сложных эпизодах своего длительного путешествия, даже при реальной угрозе его жизни Конфуций проявлял стойкость и невозмутимость, считая эти качества обязательными для всякого благородного мужа. При этом Конфуций считал, что сложности путешествия отрицательно влияют только на распущенных людей: «Благородный муж в нужде не отступает; малый человек, терпя нужду, становится распущенным». Испытания, которые переживал Конфуций в длительном путешествии, способствовали укреплению его философии и жизненных принципов.

На протяжении своей жизни, особенно во время своего длительного путешествия по Китаю, Конфуций видел, что его современники предали забвению заветы древности и нарушают ранее сформировавшиеся нравственные нормы. Поэтому Конфуций настойчиво призывает изучать древность, считая ее своего рода мудростью, философией. При этом новое Конфуций понимает как древность в своем современном понимании. При этом мысли Конфуция отводит функцию истолкования древности.

{

84

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

Для того, чтобы традиции в современности использовались к месту и ко времени, Конфуций рекомендует выяснить изначальный смысл древних ритуалов и использовать их исходя из правильности понимания.

Философия Конфуция в основе своей посвящены правилам совершенствования человека в его взаимоотношениях с природой и другими людьми. При этом, кроме формирования в себе человечности, в процессе самоусовершенствования, человек, по мнению Конфуция, должен формировать в себе спокойствие и равновесие. И в VI веке до н.э. это достигалось исполнением жестких по форме ритуалов. Так, когда у древнего китайца умирали родители, он должен был на три года уединиться от общества, жить у родительской могилы в шалаше, одеваться в рубище, проявлять равнодушие к пище, отказаться от всех развлечений, предаваться скорби и спокойно «вглядеться» в пройденный родителями путь, чтобы извлечь для себя уроки.

Но совершенствование, таким образом, в наше время, вряд ли может привлечь много людей. И своеобразной заменой скорби от умерших, в настоящее время (почти со всеми перечисленными выше ограничениями) может быть физически и технически сложные, и даже опасные путешествия. Об этом, в своем изложении учения Конфуция, великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил следующее: «Человек, совершенствующийся подобен путнику, который должен всегда сначала пройти близкое расстояние и всход на гору начинать снизу».

Именно так воспринимали нравственное совершенствование в ходе экстремальных путешествий (например, в высотном альпинизме) наши современники, жившие в середине ХХ века. Например, председатель Французской альпинисткой ассоциации Люсьен Де-

ви в предисловии к книге Мориса Эрцога «Анапурна - первый восьмитысячник», писал: «В борьбе с вершиной, в стремлении к необъятному человек побеждает, обретает и утверждает, прежде всего, самого себя. В крайнем напряжении борьбы, на грани смерти Вселенная исчезает, оканчивается рядом с нами. Пространство, время, страх, страдания более не существует. И тогда все может оказаться доступным. Как на гребне волны, когда во время яростного шторма внезапно воцаряется в нас странное, великое спокойствие. Это не душевная опустошенность, наоборот - это жар души, ее порыв и стремление. И тогда мы с уверенностью осознаем, что в нас есть нечто несокрушимое, сила, перед которой ничто не может устоять».

Именно так достигали спокойствия и равновесия в средневековье первые пилигримы, полуголодные, в рубище, совершавшие тысячекилометровые паломнические путешествия. И более того, в конце ХХ - начале ХХ! века наши цинично прагматичные современники, в зрелом возрасте имея в собственности огромные финансовые возможности, не ощущают ни спокойствия, ни внутреннего равновесия.

Именно поэтому с 80-х годов ХХ века началась серия восхождений на высочайшую гору мира Эверест американских и европейских миллионеров. Так, в 1985 году техасский миллионер Дик Басс оплачивает услуги гидов-проводников и с их помощью поднимается на вершину Эвереста. Поэтому в начале 90-х годов ХХ века на Западе распространяется мысль, что купить можно и восхождение на высочайшую вершину мира. Да, в коммерческих экспедициях клиенту гарантируют услуги и помощь, но не достижение вершины и благополучное возвращение.

Стихия такого путешествия такова, что нередко самые опытные и умелые

{

85

}

СПОРТ, РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

не в силах противостоять ей и погибают.

И в таких путешествиях для восходителей неизбежны тяжелые физические нагрузки, жажда, смертельная опасность и другие лишения, но также и неизбежны физическое и духовное совершенствование человека благополучно завершившего такое путешествие.

«Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться, встретив недостойного, вникайте внутрь себя» — говорил Конфуций. При этом лишения в путешествии Конфуций не считает негативом в процессе самосовершенствования. Он говорил: «Я радость нахожу и в том, когда живу на отрубях с водой, сплю, подложив ладошку вместо изголовья. Богатство, знатность обретенные нечестно, мне кажутся проплывшим мимо облаком».

Постоянно узнавать новое, совершенствовать себя в путешествии или учится у путешествующих - важный постулат конфуцианства. «Не радостно ль учиться и постоянно добиваться совершенства? И не приятно ли, когда друзья приходят издалека? Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей» - восклицал Конфуций.

Изучение прошлого для получения знаний и самосовершенствования -еще один важный постулат Конфуция. Учитель говорил: «Я обладаю знанием не от рождения, но древность возлю-бя, стремлюсь к ней всеми силами».

Конфуций постоянно подчеркивает, что при совершенствовании человека именно нравственные качества являются базовыми, а остальные -производными. «Коня зовут тысячеверстным, славя его нрав, а не физическую силу» - говорил Конфуций.

Философские мысли Конфуция методологичны и в практическом планировании туристского бизнеса. Так, например, туризмологией давно уста-

новлено, что главным критерием перспектив развития туризма является политическая стабильность в конкретной стране. И если нет возможности проанализировать состояние и долгосрочность политической стабильности в стране (особенно в той, куда направлены значительные туристские потоки), то это может нарушить стратегию организации бизнеса туристских агентов. Так, как это случилось в феврале - марте 2011 года со странами Северной Африки и Ближнего Востока. И в таком маркетологическом анализе нам может помочь Конфуций, который говорил: «Быть смуте, коль смелы и ненавидят свою бедность. Быть смуте, коль чрезмерно ненавидят людей, лишенных человечности». И далее: «Страна в опасности - ее не посещай, в стране мятеж - там не живи. Когда под Небесами следуют пути, будь на виду, а нет пути - скрывайся».

Философские идеи Конфуция вполне применимы при важнейшей части туристского бизнеса - подборе и профессиональном воспитании будущих специалистов. При этом Конфуций советует обращать внимание на определенные нравственные качества молодых и профессиональные достижения 40-50 летних специалистов. Это очень важное методологическое требование. Опыт работы автора в туристском бизнесе последних 20 лет и исследование рынка труда в сфере туризма показал следующее. В начале 90-х годов прошлого века работодатели в сфере туризма Казахстана при подборе персонала предпочитали молодых (20-25 лет) людей из числа родственников и знакомых. Этот подход оказался абсолютно неэффективным. И уже с начала ХХ! века в рекрутинговых изданиях работодатели начали указывать нравственные требования к кандидатам на должности схожие с теми, которые указывал Конфуций.

{

86

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

Вместе с тем, сейчас предпочитают брать на работу специалистов 40-50 лет, уже проявивших себя в работе на других туристских предприятиях.

В высказываниях Конфуция встречаются рекомендации, каким должен быть ученый. Так, он говорил, что «ученым может называться человек, способный увещать и быть доброжелательным» и что «не достоин быть ученым тот, кто думает о сытой и спокойной жизни».

Конфуций считал, что человек должен заниматься тем делом, к которому у него есть способности: «Когда ты можешь проявить свои способности, то оставайся на посту, а не способен - уходи». Другими важными качествами человека Конфуций считал почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.

В ходе изучения духовного наследия Конфуция нами установлено несколько причин, по которым конфуцианство целесообразно использовать в качестве методологической основы исследований туристской деятельности вообще и в Казахстане в частности:

1) понятийный аппарат и основные идеи философии Конфуция и его последователей полностью совпадают с современной трактовкой глобальной социальной целью организованных путешествий и туризма;

2) Конфуций создал философское учение, которое на более чем две тысячи лет стало идеологической основой Китая. Зная приоритетное отношение китайцев к своему историческому наследию, можно с уверенностью утверждать, что и в настоящее время конфуцианство продолжает «питать» китайскую культуру. Для исследования туризма важно, т.к. Китай всегда был среди созидателей глобальной человеческой культуры и высочайшими темпами усиливает эту роль в настоящее время;

3) Самым ценным кладезем мудрости «Конфуция» стала его книга «Изречения» (Луньюй). Она представляет собой запись высказываний Конфуция его учениками и последователями, которая многие столетия сокращалась, уточнялась и подвергалась литературной обработке. Таким образом, мы имеем дело с философскими идеями не одного человека, а мощной философской школой общемирового значения;

4) Излюбленное занятие Конфуция

- определение понятий, которое формируется в зависимости от того, с кем и при каких обстоятельствах он общается. В отличие от Сократа, который идет от конкретного к абстрактному, Конфуций ищет общее в пределах конкретного. Например, принцип приспособления к обстоятельствам в качестве важнейшего жизненного правила есть лишь иное обозначение справедливости. Этот жизненный постулат справедливости относится ко всему человечеству сумевшему выжить в суровой природе, так и к каждому путешественнику, сумевшему приспособиться к условиям преодолеваемого пространства и достигшего цели путешествия. Так, альпинист достигает вершины только при условии прочной адаптации к атмосферному давлению в горах, холоду, ветру и т.п.

5) Именно Конфуций сформулировал основные достоинства и недостатки человека, анализ которых поможет разработать рекомендации по достижению глобальной цели туризма

- обеспечение максимальной продолжительности и качества жизни человека;

6) Для казахстанских исследователей проблем туризма, живущих на Востоке, важным является выбор в качестве методологической основы восточные философские учения, в том числе наследие Конфуция;

{

87

}

СПОРТ, РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

7) Китайцы издревле были выдающимися путешественниками. Наиболее знаменитым путешественником древнего Китая является Сыма Цянь (родился в 145 г. до н.э.), которого в европейской литературе называют «китайским Геродотом». Тесно связаны с историей Казахстана путешествия китайского посла Чжан Цяня, в 138-126 гг. до н.э. посещавших среднеазиатские государства. В его донесениях описаны долины реки Или и территории современного Казахстана, расположенные севернее Сырдарьи. Путешествия Чжан Цяня имели практические экономические последствия. По пройденному им маршруту на запад пошли караваны китайских купцов, в поисках рынков сбыта своих товаров.

8) У Конфуция мы находим высказывание: «Младших по возрасту надо уважать. Как знать, возможно, в будущем, они будут не хуже нас? Но не достоин уважения тот, кто не обрел известности, дожив до сорока— пятидесяти лет». Подбор и профессиональное воспитание персонала туристских предприятий, прежде всего,

необходимо осуществлять по наличию или отсутствии таких качеств кандидатов на должности как склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие, наличие определенной известности в профессиональной сфере к 40-50 годам. Таким образом, с точки зрения конфуцианства важно отбирать в систему подготовки к профессии менеджера туризма по определенным нравственным качествам. А при выборе для работы из уже состоявшихся специалистов следует обращать внимание на 40-50 летних людей уже проявивших себя в профессии.

И многие другие постулаты конфуцианства вполне могут служить сегментами методологической основы для современных исследований туристской деятельности.

Литература:

1. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипакова. - М., Издательство социально-экономической литературы, 1960. - С. 31).

2. Древнекитайская философия // www.bestreferat.ru

3. На какой срок сегодня вы планируете свою жизнь? // www.gidepark.ru.

4. Необычные исследования... // www.news.mail.ru.

5. Конфуций. Луньюй. Изречения. - М., ЭКСМО, 2004.

6. Пять постоянств праведного человека // ru.wikipedia.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Семененко И.И. Загадка Конфуция // Конфуций. Изречения. - С. 259.

8. Толстой Л.Н. Великая наука // Конфуций. Изречения. - С. 332.

9. Кузнецов А.А. Горы и люди. - М., Издательство «Физкультура и спорт», 1970. - С.

10. Букреев А.Н., Де Уолт Г.В. Восхождение. Пер. с англ. П. Сергеева. - М., БАСК-МЦНМО, 2002. - С. 9.

11. Семененко И.И. Читателю Конфуция // Конфуций. Луньюй. Изречения. - М., ЭКСМО, 2004. - С. 13.

12. Шаповал Г.В. История туризма. - Минск, «Экоперспектива», 1999. - С. 33-35.

{ 88 }

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В ЕДИНОБОРСТВАХ

Арзютов Г.Н., Бородин Ю.А.

А н н о т а ц и я. В статье приводятся результаты исследований по методологии теории поэтапной подготовки спортсменов в единоборствах.

Ключевые слова: спортсмены, единоборства

Разработка теории предвидения спортивного будущего обеспе-ч ила создание теории поэтапной многолетней подготовки спортсменов в единоборствах. Т.е. системы знаний, которая описывает и поясняет совокупность явлений, имеющих место на определенных этапах подготовки, и приводит открытые для различных возрастных этапов спортивной тренировки законы, закономерности, принципы, правила и требования к единому объединяющему началу (спортивному результату, который выражается в итоге целевой функцией подготовки).

Теория поэтапной многолетней подготовки спортсменов построена на результатах, полученных на эмпирическом уровне исследований отдельных составляющих её компонентов. В экспериментально-эмпирические методы исследований вошли: наблюдение (визуальное и с помощью технических средств, видеокамеры) соревновательной деятельности единоборцев; измерение физиологических параметров организма спортсменов; описание (вербальное, графическое, математическое, кодовое) тренировочных программ; эксперимент (различался по области проведения и способу проведения), опрос (в форме анкетирования, бесед, интервьюирования), контент-анализ, метод экспертных оценок и т.д. Наиболее крупные экспериментальные исследования были проведены по определению ба-

зовой, соревновательной и “коронной” техники на этапах возрастной подготовки и определению глубины освоения двигательного опыта при разучивании техники единоборств (в нашем конкретном случае - дзюдо).

При построении теории поэтапной подготовки спортсменов, полученные результаты упорядочивались, вписывались в стройную систему, объединенную общей идеей (поддержание целевой функции поэтапной подготовки), уточнялись на основании введённых в теорию абстракций, идеализаций и принципов предвидения спортивного результата.

Теория поэтапной подготовки спортсменов в спортивных единоборствах отвечает трем основным условиям развитого знания: она эври-стична, конструктивна и проста.

Эвристичность созданной теории выразилось в ее возможности предвидения и объяснения. Математический аппарат теории: теория математического анализа, теория вероятности, численные методы решения математических задач (метод Монте-Карло, Марковские процессы) не только обеспечили точное количественное прогнозирование, но помогли избежать грубых ошибок в расчете параметров поединка единоборца и открыть новые явления (прогнозирование обобщенной подготовленности спортсмена по возрастным этапам подготовки и создание многолетней этапной системы рейтинговых сорев-

{

89

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.